Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели и задачи урока:
- познакомить с физико-географическим положением Африки;
- научить давать характеристику ФГП материка;
- показать особенности береговой линии материка;
- продолжить формировать умение работать с картами.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные, ментальные карты.
Ход урока
I. Организационный момент
План урока:
- Создание образа материка
- Практическая работа
- Закрепление
Слово учителя :
Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. О каком материке пойдет речь мне хотелось бы что бы вы ответили после просмотра видеосюжета.
II. Создание образа материка
ВИДЕОРОЛИК «Вот такая Африка» 1 мин. 17 сек. (Приложение 3 )
Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли. Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считается по протяженности второй рекой в мире, а другая дважды пересекает экватор. Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются (Чад), а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр, на котором, как на море, существуют приливы и отливы. Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150 см.
Здесь можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных явлений природы – водопад, вода которого низвергается мощным потоком шириной 1800 м с высоты 120 м. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места – сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран. Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.
Так о каком материке здесь шла речь? (Африка)
Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
(Николай Степанович Гумилев)
– Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?
– Сегодня мы будем работать в Печатных тетрадях с. 4-5 Запишите число на полях.
– Кто уже знает что-нибудь о материке?
Среди других континентов Африка занимает особое место. Вторая по площади – 1/5 суши нашей планеты. Африка - континент контрастов. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.
Вопросы к классу
– Ребята, скажите Африка это часть света или материк? (и часть света и материк)
– К какому древнему материку принадлежит Африка? (Гондвана)
(Бой тамтамов) “Африка – неизгладимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение. Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев…” (Владимир Корочанцев – Известный журналист и автор нескольких книг, долгое время жил на далеком острове Мадагаскар.)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда название “Африка” взято?
Найдите ответ в своих книгах, ребята.
(см. учебник стр. 110: от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.)
Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.
С латинского “Африка” – безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.
Как нам добраться до поставленной цели?
Готовы ли вы? Правильно сели?
Короток путь до нее, иль велик
Нас ждет замечательный материк
А на пути возникают проблемы
Ну почему такова наша тема?
Мы же в Евразии братцы живем,
А Африку раньше других познаем.
(Дети формируют ответ, учитель обобщает: самый жаркий материк; имеет самую большую пустыню; разнообразные природные комплексы; крупнейшие массивы экваториальных лесов; самую длинную реку Нил; реку, пересекающую экватор дважды – Конго, она и самая полноводная; место обитания крупных млекопитающих – слонов, бегемотов, носорогов, жирафов…; на Африканском континенте (Южная Африка) найдена совершенно фантастическая находка – костные останки возрастом 120 000 лет. («Ряд волшебных изменений» журнал Geo № 2, февраль 2005 год)
– Слова Гумилева «Оглушенная ревом и топотом…»
Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим о ее географическом положении. Определение географического положения материка является первой учебной задачей при его изучении, и необходимо показать способы ее решения.
III. Практическая работа
см. План описания географического положения материка в учебнике стр. 311.
Прием определения географического положения материка
План | Вопрос | Ожидаемый ответ |
1. Положение материка на градусной сетке: | 1. Определить положение материка на градусной сетке: | |
а) по отношению к экватору и начальному меридиану | а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части | а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях. |
б) положение по широте и протяженность с севера на юг | б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах. | б) Африка расположена между 37° с. ш. и 35° ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайние точки: северная т. – м. Бен-Секка– 37° с. ш.; южная т. – м. Игольный – 35° ю. ш. Протяженность с севера на юг по 20° в. д. составляет в градусах 67°×111,3=7457 км (по масштабу = 7400 км) |
в) положение по долготе и протяженность с запада на восток. Климатические пояса |
в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров. | в) Африка расположена между 17° з. д., 51° в.д. крайние точки: западная т.м. Альмади – 17° з. д., восточная т. – м. Рас- Хафун – 51° в. д. Протяженность с запада на восток по параллели 10 о составляет в градусах 68°×109,6=7452 км(по масштабу =19.3 см ×370 км= 7141 км) |
2. Положение материка: | 2. Определить положение относительно других материков: | |
а) относительно других материков (Приложение 1
) Попытайтесь представить себе образ карты, который возникнет, когда вы вставите пропущенные слова: «Африка находится к юго-западу от Евразии, восточнее Южной Америки, западнее Австралии и севернее Антарктиды, юго-восточнее Северной Америки» (взаимопроверка правильные ответы на экране) один ученик озвучит |
а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются? | а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго-западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал. |
б) относительно океанов | б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии. | б) с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана. |
в) относительно других объектов | в) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; Суэцким каналом; Баб-эль-Мандебский пролив; о. Мадагаскар |
Устная работа по выполнению второго пункта плана сочетаеться с заполнением контурной карты.
IV. Закрепление
Тестирование при помощи системы Votum (в режиме соревнование) (Приложение 2 )
- Африка по середине пересекается …
- Нулевой меридиан пересекает Африку с …
- Африку омывают океаны, их по количеству …
- С севера материк омывается …
- Восточной крайней точкой материка считается …
- Дальше всех материков от Африки расположен …
- Гвинейский залив расположен с … материка.
- Самый большой остров близ берегов Африки…
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?
Приём «Синквейн». Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное.
1 строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных);
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
- Африка
- Древнейшая, жаркая
- Находится, омывается, добывают
- Африка – это загадка!
- Материк
V. Итог урока. Оценочная деятельность. Рефлексия.
Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:
- – Я чувствовал себя в процессе учения …
- – Свою работу на уроке я оцениваю …
- – Мне этот материал нужен для …
- – Я ухожу с … настроением!
Все молодцы! Поработали славно. Теперь переходим к домашнему заданию.
Домашнее задание: параграф №24, ответить на вопросы в конце параграфа.
К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Все они отличаются более высоким уровнем экономического и социального развития и соответственно валового внутреннего продукта из расчета на душу населения. Однако эта группа стран отличается довольно значительной внутренней неоднородностью и в ее составе можно выделить четыре подгруппы.
Первую из них образует «большая семерка стран Запада», в которую входят США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Это страны-лидеры западного мира, отличающиеся наибольшими масштабами экономической и политической деятельности.
На долю стран «семерки» приходится около 50% мирового валового национального продукта и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции. ВВП из расчета на душу населения составляет в них от 20 до 30 тыс. долларов.
Ко второй подгруппе можно отнести менее крупные страны Западной Европы. Хотя политическая и экономическая мощь каждой из них не столь велика, в целом они играют большую, все возрастающую, роль в мировых делах. ВВП из расчета на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки».
Третью подгруппу образуют внеевропейские страны - Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканская Республика (ЮАР). Это бывшие переселенческие колонии Великобритании, которые фактически не знали феодализма, да и в наши дни отличаются некоторым своеобразием политического и экономического развития. Обычно к этой группе причисляют и Израиль.
Четвертая подгруппа находится еще в стадии формирования. Она образовалась в 1997 г., после того как в разряд экономически развитых были переведены такие страны и территории Азии, как Республика Корея, Сингапур и Тайвань. Эти государства вплотную приблизились к другим экономически развитым странам по показателю ВВП на душу населения. Они обладают широкой и разнообразной структурой экономики, включая быстро растущий сектор обслуживания, активно участвуют в мировой торговле.
К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, которые вместе, занимают более половины площади земной суши и концентрируют около 3/5 мирового населения. На политической карте мира эти страны охватывают обширный пояс, простирающийся в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании к северу и, особенно к югу от экватора. Некоторые из них (Иран, Таиланд, Эфиопия, Египет, страны Латинской Америки и другие) обладали независимостью еще задолго до второй мировой войны. Но большинство завоевало ее в послевоенный период.
Мир развивающихся стран (когда существовало деление на мировую социалистическую и капиталистическую системы, его обычно называли «третьим миром») внутренне очень неоднороден, и это затрудняет типологию входящих в него стран. Тем не менее, хотя бы в первом приближении развивающиеся страны можно подразделить на шесть следующих подгрупп.
Первую из них образуют так называемые ключевые страны - Индия, Бразилия и Мексика, которые обладают очень большим природным, людским и экономическим потенциалом и во многих отношениях являются лидерами развивающегося мира.
Три эти страны производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые. Но ВВП из расчета на душу населения в них значительно ниже, чем в экономически развитых странах, а в Индии, например, составляет 350 долларов.
Во вторую группу входят некоторые развивающиеся страны, также достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1 тыс. долларов. Больше всего таких стран в Латинской Америке (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.), но они есть также в Азии и в Северной Африке.
К третьей подгруппе можно отнести так называемые новые индустриальные страны. В 80-х и 90-х гг. они добились такого скачка в своем развитии, что получили прозвище «азиатских тигров» или «азиатских драконов». В «первый эшелон» или «первую волну» таких стран и вошли уже упоминавшиеся Республика Корея, Сингапур, Тайвань, а также Гонконг. А ко «второму эшелону» обычно относят Малайзию, Таиланд, Индонезию. Мировая экономика. Булатов А.С. - М.: БЕК, 2010
Четвертую подгруппу образуют нефтеэкспортирующие страны, в которых благодаря притоку «нефтедолларов» душевой ВВП достигает 10, а то и 20 тыс. долларов. Это, прежде всего страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран), также Ливия, Бруней и некоторые другие страны.
В пятую, самую большую подгруппу входит большинство «классических» развивающихся стран. Это страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В них преобладает довольно отсталая многоукладная экономика с сильными феодальными пережитками. Больше всего таких стран в Африке, но они есть также в Азии и Латинской Америке.
Шестую подгруппу образуют примерно 48 стран (с общим населением более 600 млн. человек), которые по классификации ООН относятся к наименее развитым странам (иногда их называют «четвертым миром»). В них преобладает потребительское сельское хозяйство, почти нет обрабатывающей промышленности, 2/3 взрослого населения неграмотно, а среднедушевой ВВП составляет всего 100-300 долларов в год. Последнее место даже среди них занимает Мозамбик с душевым ВВП 80 долларов в год (или немногим более 20 центов в день) (см. табл. 1).
Таблица 1
Наименее развитые страны мира
Латинская Америка |
|||||
Афганистан |
Танзания |
||||
Бангладеш |
Кирибати |
Ботсвана |
Мавритания |
||
Зап. Самоа |
Буркина-Фасо |
||||
Мозамбик |
|||||
Мальдивы |
Экв. Гвинея |
||||
Гвинея-Бисау |
|||||
Сан-Томе и Принсипи |
Сьерра - Леоне |
||||
Кабо-Верде |
|||||
Включение в данную двучленную типологию постсоциалистических стран с переходной экономикой представляет определенные трудности. По своим социально-экономическим показателям большинство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др.), а также страны Балтии, безусловно, относятся к экономически развитым. Среди стран СНГ есть и экономически развитые (Россия, вместе с ведущими странами Запада образующая «большую восьмерку» стран мира, Украина и др.), и страны, занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися.
Государства, получившие статус «наименее развитых», пользуются особым вниманием мирового сообщества. Им даются определенные преимущества -- льготные условия получения финансовой помощи на нужды развития, преференциальный доступ на рынки, техническую помощь по программам ООН, а также ряд других льгот. В рамках ЮНКТАД действует специальная программа для НРС и издается ежегодный доклад об экономическом положении этой группы государств. В ВТО наименее развитые страны пользуются рядом льгот и преимуществ, в частности им предоставлены более длительные сроки реализации отдельных соглашений ВТО.
Категория «наименее развитые страны» выделяется Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) ООН и пересматривается каждые три года. В 1971 г. их было 24, к 1992 г. их число возросло до 41, а к 2007 г. -- до 50, на 2011 г. в категорию НРС входили 48 государств. http://www.un.org/ru/development/ldc/
Несмотря на незначительное повышение темпов роста реального ВВП в 2010 году, в 2011 году группа в целом показала более низкий рост, что стало признаком будущих трудностей. И действительно, пока всеобщее внимание сосредоточено на Европе, есть опасность того, что международное сообщество упустит из вида тот факт, что в последние годы именно НРС сильнее всех пострадали в результате финансовых кризисов, вызванных другими странами. Будучи странами с менее диверсифицированной экономикой, НРС не имеют ни резервов, ни ресурсов, необходимых для того, чтобы смягчить последствия для их экономики и легко адаптироваться к отрицательным шокам. Более того, если очередное глобальное замедление подорвет перспективы роста стран - развивающихся рынков, НРС, будучи крупными экспортерами сырья, окажутся затронуты этим самым непосредственным образом. В этой связи НРС нуждаются в увеличении внешней помощи, чтобы повысить защищенность их экономики от внешних шоков и помочь им справиться с нестабильностью.
Азиатский регион является самым динамичным в мире. Наиболее впечатляющие показатели роста отмечены в Восточной Азии. Если в последние пять лет среднегодовые темпы роста ВВП в мире составляли 2,8 %, то в этом регионе - 8,4 %. В итоге, доля Азии, в ВВП мира увеличилась с 16 % в 1950 г. до 25,7 % в 2005 году.
В современной Азии представлены все оттенки уровней социально-экономического развития стран мира. Из 42 государств региона к группе развитых принадлежат 6: Япония, Израиль, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, а также Гонконг, вошедший в 1999 г. в состав КНР. Эти страны отличаются высоким уровнем доходов на душу населения (в Японии -39 тыс. долл. в год, в остальных - около 25 тыс. долл.), низкой социальной дифференциацией и высокими показателями человеческого развития. В этих странах достигнута практически 100 - процентная грамотность, до 40 % населения имеют высшее и среднее специальное образование. О качестве жизни и уровне развития здравоохранения свидетельствует средняя продолжительность жизни. В Японии она самая высокая в мире - 81 год (85 лет - у женщин и 79 лет - у мужчин), в остальных странах этой группы - 77-78 лет. По индексу развития человеческого потенциала все эти страны входят в число 30 лучших на планете.
Остальные страны региона относятся к числу развивающихся. Однако эти страны тоже очень неоднородна по уровню экономического развития. Их условно можно разделить на 3 группы. Во-первых, это верхняя группа, к которой относятся самые богатые из развивающихся стран Азии: страны-экспортеры нефти (Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия), так называемые новые индустриальные страны (НИС) Юго-Восточной Азии - Таиланд и Малайзия. Доходы на душу населения в этих странах приближаются или такие же, как в группе развитых (выше 10 тыс. долл., а в странах ОПЕК - 20-24 тыс. долл. в год). Однако в структуре производства и экспорта стран ОПЕК, например, преобладает 1 продукт - нефть. В структуре ВВП НИС промышленность хотя и занимает около 40 %, это, в основном, материалоемкие и трудоемкие отрасли - металлургия, химия, машиностроение, электроника, легкая, текстильная промышленность. Сфера услуг развита недостаточна (до 40 % ВВП). На долю сельского хозяйства приходится около 10 % ВВП, а доля занятого в нем населения достигает в НИС 30 %. Все это не позволяет отнести страны этой группы к числу развитых, хотя по индексу развития человеческого потенциала они находятся в первой половине рейтинговой таблицы ООН.
Вторая группа-промежуточная, которая объединяет развивающиеся страны со средним уровнем развития. В эту группу входят, в частности, Китай, Индонезия и Филиппины, Иран, Турция и др. Среднедушевой уровень доходов в этой группе - от 3 до 10 тыс долл. в год. Здесь приоритет получило промышленное развитие, а основу экономики большинства государств составляют добывающие и экспор-тоориентированные отрасли национального хозяйства.
Наконец, третью - нижнюю группу развивающихся стран Азии образуют достаточно слаборазвитые и наименее развитые страны с величиной ВВП на душу населения ниже 1 тыс. долл. в год. Данные государства можно назвать «классическими» развивающимися странами со всеми отсюда вытекающими последствиями низкого социально-экономического уровня развития. Эта группа - самая многочисленная, насчитывает 25 стран. Сюда относятся, в частности, страны Южной Азии (Мьянма, Непал, Бангладеш, Афганистан), Бутан,
Йемен. Наименее развитые страны бедны полезными ископаемыми, у некоторых из них нет выхода к морю, отсутствует транспортная, финансовая и социальная инфраструктура. Здесь наблюдается неконтролируемая демографическая ситуация, происходит чрезвычайно быстрый прирост населения. Основой экономики данных государств является отсталый аграрный сектор, на долю которого приходится до 40 % ВВП. Наименее развитые страны очень слабо интегрированы в систему мирохозяйственных связей, отличаются политической нестабильностью и периодически возникающими здесь гражданскими войнами.
К странам нижней группы по формальным критериям относятся и такие государства, как Индия и Пакистан, хотя обе страны обладают высоким научным потенциалом, полезными ископаемыми, имеют развитую промышленную базу и уже в состоянии сами производить ядерное оружие и его носители. Однако низкий уровень грамотности подавляющего большинства населения, высокий прирост населения при низких среднедушевых показателях ВВП пока не позволяют данным странам выйти за пределы низшей группы развивающихся стран.
Главная особенность социально-экономической структуры стран современной зарубежной Азии заключается в их многоукладное™. Наряду с сохранившимися здесь родоплеменными и феодальными отношениями развиваются рыночные отношения.
В регионе быстрыми темпами растет промышленное производство. Среди развивающихся регионов Азия доминирует в области производства готовой продукции. На долю региона приходится свыше 55 % промышленного производства мира, почти половина мировой торговли. Здесь производится 67 % автомобилей, 77 % телевизоров и радиоприемников, 50 % алюминия, 54 % стали, 66 % судов и синтетических волокон. В регионе сосредоточено более 40 % мировой торговли текстилем и готовой одеждой.
Масштабами экономики, быстрым ростом промышленного производства выделяются такие страны как Япония, КНР, Индия, Республика Корея, Тайвань, Сингапур, НИС Юго-Восточной Азии.
Япония является второй (после США) экономикой мира. Страна вступила в фазу «постиндустриального развития», решающую роль здесь играют новые и новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: 1) производство средств связи и информатики; 2) производство новых композитных материалов; 3) биотехнология. Япония занимает первое место в мире по производству металлорежущих станков, промышленных роботов (около 70 % мирового), автомобилей, фотоаппаратуры и другой продукции, по вьгплавке стали уступает лишь КНР, В течение более полувека занимала первое место по производству судов, лишь в 2000 г. уступила Республике Корее и занимает теперь вторую позицию по их выпуску.
Экономика Китая стала одной из самых быстро развивающихся в мире. КНР является единственной страной, которой удается удерживать на протяжении 15 лет темпы роста ВВП на уровне 8-9 % в год. По многим объемным, количественным показателям Китай вышел на первое место в мире (выплавка чугуна и стали, производство электроэнергии, общий объем промышленного и сельскохозяйственного производства, производство зерна, риса, мяса и др.). Здесь созданы и быстро развиваются новейшие отрасли - электроника, аэрокосмическая, информационная. Страна претендует на роль второй супердержавы мира.
Промышленный потенциал Индии уступает японскому или китайскому примерно в 10 раз. Доли индустрии и сельского хозяйства в ВВП Индии одинаковы (по 30 %), а по занятости сельское хозяйство и сейчас доминирует (70 %). Среднегодовые темпы экономического роста в последнее десятилетие превышают 6 %. Индия входит в первую десятку стран по добыче угля, железной руды. Страна обладает высоким научным потенциалом, производит ядерное оружие, имеет развитую промышленную базу. Она находится среди первых десяти стран по производству электроэнергии, выплавке стали, развитию основных отраслей машиностроения. Однако по производству ВВП надушу населения (720 долл. в год, или 3 400 долл. по ППС), а также качеству жизни (102 место по ИРЧП) Индия относится к числу наименее развитых стран на планете (продолжительность жизни - 63 года). Основные причины - социально-экономическая отсталость (касты), огромная численность населения (1,1 млрд чел.), которое ежегодно прирастает на 20 млн чел. (рост 2 % в год), низкий уровень грамотности (41 % населения - неграмотны).
К числу одной из самых динамичных экономик мира принадлежит Южная Корея. По объему ВВП (немного меньше 1 трлн долл. по ППС) республика занимает 11 место в мире. При этом динамизм (5 % в год) и качественные характеристики южнокорейской экономики (4 % ВВП страны производит сельское хозяйство, 41 %-промышленность, 55 %- услуги) позволяют отнести ее к числу стран, оказывающих заметное влияние не только на региональные, но и глобальные процессы. Южная Корея занимает заметное место среди ведущих мировых производителей электроники, информационных технологий, телекоммуникаций, автомобилей, морских судов. Из 500 крупнейших ТНК - 12 южнокорейских. Республика Корея за полвека прошла путь от слаборазвитой, аграрной страны через статус новой индустриальной экономики (одна из стран-драконов) к признанию ее развитой страной (официально оформлено вступлением Кореи в ОЭСР в 1996 г.).
Растущая экономическая роль стран Азии выражается не только в показателях роста промышленного производства и активного участия в международной торговле, но также в прямых иностранных капиталовложениях в совместные предприятия, которые стали для большинства стран Азии важным источником капиталовложений, механизмом организации производства, передачи технологии, решения финансовых вопросов и др. Это ускорило процесс индустриализации и повышения конкурентоспособности экономик стран Азии на мировом рынке.
Для многих стран Азии, по-прежнему, ведущей отраслью экономики является сельское хозяйство, в котором занято подавляющее большинство населения. В 2003 г. азиатские страны (без СНГ) произвели более 53 % мировой сельскохозяйственной продукции, в том числе Китай 24 % (1-е место в мире), Индия - 11 %, Индонезия -около 4 %. Кроме перечисленных выше стран высока роль сельского хозяйства в экономике Багладеш, Турции, Сирии, Шри-Ланки, Филиппин, Афганистана и др.
Похожие статьи