Битва за льготы: краткий обзор налогов на нефть. Ндпи на нефть: особенности начисления, ставка и льготы Ндпи на нефть

Борьба нефтяников (и поддержавшего их Минэнерго) за получение налоговых льгот на добычу на обводненных месторождениях закончилась неожиданно, хотя и предсказуемо: льготы на 10 лет в общем размере в 350 млрд. рублей получила «Роснефть», и на этом вопрос был закрыт.

Почему именно «Роснефть»? У других нефтяных компаний тоже есть много обводненных месторождений. Это вызвало у них негодование, и, по сообщению СМИ, конкуренты «Роснефти» написали письмо премьеру Медведеву с запросом на предоставление им таких же льгот.

В связи с этой ситуацией у непосвященного человека встает вопрос, почему то тем, то другим компаниям постоянно выдаются какие-то льготы? Почему нельзя придумать стройную систему, которая однообразно и беспристрастно применялась бы к российским компаниям безо всяких исключений и уловок? Каким образом вообще работает налогообложение нефтяной отрасли в России?

НДПИ, пошлины и «маневры»

В Российской Федерации все полезные ископаемые принадлежат государству. Правительство выдает добывающим компаниям лицензии на эксплуатацию месторождений, за которую они платят некоторую - обычно не очень большую - сумму.

После того, как начинается добыча, государство взимает с добывающих компаний определенную сумму за каждую единицу добытого из-под земли полезного ископаемого. Это и есть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Таким образом, НДПИ является аналогом «роялти» - оплаты государству-собственнику за приобретенные у него ресурсы, в нашем случае нефть.

Однако в России есть еще один чисто «нефтяной налог» - экспортные пошлины, которыми облагаются продажи нефти за границу. Разумеется, нефть, продаваемая внутри страны, или отправляемая на НПЗ, экспортными пошлинами не облагается.

Есть еще и обыкновенные корпоративные налоги, которыми облагаются нефтяные компании - налог на прибыль, налог на имущество и прочие. Они тоже приносят достаточно денег в казну, но в несколько раз меньше, чем чисто «нефтяные» НДПИ и пошлины на экспорт.

Наконец, существуют и акцизы на бензин, дизельное топливо, и некоторые другие нефтепродукты. Впрочем, часто акцизы рассматриваются правительством скорее как средство быстрого и легкого изъятия денег у населения, нежели чем как часть системы налогообложения нефтяной отрасли.

Пару лет назад правительство РФ решило провести так называемый «налоговый маневр». Смысл этого мероприятия, которое проводилось в несколько этапов на протяжении 2015–2017 годов, был в том, что размер экспортных пошлин снижался с одновременным повышением ставки НДПИ.

В рамках «налогового маневра» также были пересмотрены экспортные пошлины на нефтепродукты - размер этих пошлин был и остается привязанным к пошлинам на сырую нефть. Ставки для темных нефтепродуктов, таких как мазут и битум, в рамках «маневра» были повышены. С начала 2017 года они составляют 100% от пошлин на нефть. Ставки для светлых нефтепродуктов были снижены, например, по товарному бензину с 2017 года они были снижены с 78% в 2015 году до 30% в 2017.

Таким решением правительство пыталось поощрить нефтяные компании модернизировать свои НПЗ. До этого, как подозревало начальство, нефтепереработка активно использовалась для обхода экспортных пошлин - за границу гнался не требующий глубокой переработки мазут, экспортные пошлины на который в то время были значительно ниже, чем пошлины на нефть.

Не все НПЗ, однако, модернизированы к настоящему времени в силу разных причин – от отсутствия денег до невыгодности инвестиций из-за расположения производства вдали от рынков сбыта. Так что в результате «маневра» многие нефтеперерабатывающие производства стали глубоко убыточными.

Существует мнение, что процесс в рамках «налогового маневра» надо продолжать, и постепенно совсем отказаться от экспортных пошлин. Экспортные пошлины считаются анахронизмом, несовместимым с истинно свободным рынком. Почти ни в одной другой стране их нет. В России их отменяли еще в глубоких девяностых под давлением МВФ, но потом опять вынуждены были ввести из фискальных соображений.

Другие эксперты указывают на опасность того, что окончательная отмена пошлин может привести к серьезным трудностям в отечественной нефтеперерабатывающей отрасли и стать причиной периодических кризисов дефицита на внутреннем бензиновом рынке. Ведь нефтяные компании могут посчитать нужным сконцентрироваться на экспорте в ущерб переработке.

Прибыльность бизнеса переработки вообще невысока по сравнению с добычей и продажей сырой нефти. Если посмотреть финансовые отчеты нефтяных компаний, то можно увидеть, что EBITDA добычи обычно в несколько раз выше EBITDA переработки - если последняя вообще положительна. И это несмотря на то, что крупные российские компании в среднем обычно направляют на НПЗ около половины своей добытой нефти.

Причин недостаточной прибыльности переработки много, и основные это избыток мощностей и политика государства, заключающаяся в фактическом регулировании розничных цен на бензин и другое топливо. Оставаться отрасли на плаву позволял экспорт, в том числе мазута - примерно половина произведенных в России нефтепродуктов экспортируются.

Понятно, что в таких условиях при отмене экспортных пошлин на сырую нефть многие нефтяные компании предпочли бы просто забросить нефтепереработку. Даже если бы правительство вдруг решило отменить контроль над ценами на бензин, низкая покупательная способность населения не позволила бы выколотить из внутреннего рынка большого дополнительного дохода. Кроме того, есть мнение, что рынок бензина очень эластичен - что означает, что даже небольшое повышение цен на него приведет к значительному падению продаж.

Зачем вообще был нужен этот «налоговый маневр»? Понятно, что экспортные пошлины это плохо, но зачем в условиях де-факто регулируемой отрасли притворяться, что у нас свободный рынок и фактически выступать за увеличение цен на нефть внутри страны до уровня рынка внешнего?

Одной из главных причин изменения налоговой системы официально называют таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. У этих стран экспортные пошлины ниже, чем в РФ, а, стало быть, в условиях высоких российских экспортных пошлин существует риск того, что нефть начнут массово гнать за границу через наших соседей в ущерб российскому бюджету. Если этот аргумент и в самом деле был основным для принятия решения, это как раз такой случай, когда уместно сказать, что «хвост вертит собакой».

Увенчался ли успехом этот «налоговый маневр» правительства и как он повлиял на отрасль, трудно сказать. Он замышлялся, когда мировые цены на нефть превышали 100 долларов за баррель. Новые экономические реалии и международные санкции изменили положение дел нефтяной отрасли настолько сильно, что последствия этого «маневра» просто затерялись под ворохом новых проблем.

Как считаются НДПИ и экспортные пошлины

Для расчета ставки НДПИ применяется формула, которая в свой состав включает текущую рыночную цену на нефть на мировых рынках и курс рубля к доллару. Ставка налога умножается на тонну добытой нефти. По состоянию на 2017 году формула была такой:

919 x Кц – Дм

Где 919 рублей - это базовая ставка, Кц - коэффициент, отражающий мировую рыночную стоимость нефти, а Дм - это разные льготы, о которых поговорим ниже. Коэффициент Кц пересчитывается каждый месяц следующим образом:

где Ц – эта средняя за налоговый период цена нефти сорта «Юралс» за баррель. Эта ставка публикуется раз в месяц правительством России на основании данных ценового агентства Argus. Таким образом, если цена за баррель «Юралс» составит 15 долларов или ниже, ставка НДПИ составит ноль рублей;

Р – это среднее значение курса рубля к доллару за налоговый период.

Что означает коэффициент 261 в формуле? Это произведение минимальной цены на нефть в 9 долларов и курс рубля в 29 рублей, установленные в формуле, рассчитанной более десятилетия назад для фискального 2005 года. С тех пор эти показатели изменились, а коэффициент остался тем же. Формула НДПИ, таким образом, отвязалась от реального мира и превратилась просто в некий фискальный коэффициент.

Арифметически можно подсчитать, что в связи с девальвацией рубля в два раза фиксация этого коэффициента привела к росту ставки налога тоже в два раза. Получился своего рода налог на девальвацию. Логика, возможно, была такая - раз для сохранения благополучия нефтяников обронили курс рубля, обобрав все остальное население, будьте добры, поделитесь с государством соответствующими дополнительными доходами.

Для примера рассчитаем базовую ставку НДПИ по состоянию на август 2017 года. Согласно письму ФНС РФ от 18 сентября 2017 года «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за август 2017 года» (пунктуация названия письма в оригинале соблюдена):

Федеральная налоговая служба доводит для использования в работе данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за август 2017 года: средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья - 51,15 долл. США за баррель (Российская газета от 15.09.2017 N 208 (7374)); среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни налогового периода - 59,6497; значение коэффициента Кц - 8,2618.

Таким образом, в августе 2017 года базовая ставка НДПИ составила 919 х 8,2618 = 7592,59 рублей за тонну нефти, или примерно 17 долларов за баррель.

Экспортные пошлины на сырую нефть рассчитываются в зависимости от среднего за месяц уровня цен на нефть «Юралс», публикуемой правительством.

Так, при превышении цены уровня 25 долларов за баррель, пошлина составит: 4 доллара + 30 процентов от суммы, превышающей порог в 25 долларов.

Например, в августе 2017 года, согласно письму Минфина, средняя цена «Юралз» составила 45,65955 долларов за баррель, следовательно, ставка пошлина была установлена в размере 4 + (45,65955 – 25) х,30 = 10,2 долларов за баррель.

Заметьте, что в этих примерах ставка НДПИ за август 2017 года рассчитывалась на основе базовой цены нефти «Юралз» в 51,15 долларов, а ставка экспортных пошлин – на основе цены 45,65955 долларов. Это происходит потому, что экспортные пошлины устанавливаются за один месяц до налогового периода - в нашем случае информация о пошлине была опубликована Минфином 17 июля на основании рыночных данных за период с 15 июня до 15 июля.

Этот эффект называется в народе «ножницами Кудрина» - в условиях падения цен на нефть нефтяные компании вынуждены еще довольно длительное время оплачивать пошлины на основе предыдущего, высокого уровня цен. Впрочем, в условиях роста цен компании, наоборот, обогащаются за счет этих «ножниц».

В прошлом 2016 году (до завершения последнего «налогового» маневра) ставки были другим. НДПИ был ниже - базовая сумма составляла 857 вместо 919 рублей, а экспортные пошлины выше - вместо 30% использовалась ставка 42%.

Рассчитаем, сколько в сегодняшних рыночных условиях компании платили бы налогов, если бы оставались в силе ставки прошлого года:

НДПИ и экспортная пошлина с 1 барреля нефти в условиях августа 2017 года

Таким образом, в 2017 году компании сэкономили 1,4 доллара на одном барреле экспортируемой нефти. На нефти, используемой на внутреннем рынке, компании потеряли 1,1 доллара на баррель. Впрочем, те, кто успел модернизировать свои НПЗ, могли переработать эту внутреннюю нефть в бензин и отправить за границу - экспортные пошлины на светлые нефтепродукты, как мы уже указали, были снижены.

Льготы

У системы НДПИ есть крупный недостаток, наверняка сразу вам бросившийся в глаза. Дело в том, что этот налог не делает никакой разницы между тем, в каких условиях, и какого качества нефть добывается. Тяжелая или легкая, сернистая или «сладкая», добываемая в Поволжье или в Сибири за полярным кругом, обводненная на 99% или из новой скважины - для НДПИ это все равно. Себестоимость добычи и транспортировки может различаться в разы, а налог останется одним и тем же. Не учтено даже разное соотношение между баррелем и тонной по разным сортам нефти.

Естественно, такое положение ставит компании и отдельные месторождения в неравные условия. В результате компании все время стремятся выхлопотать себе разного рода льготы, которых накопилось очень большое количество. По некоторым данным, в настоящее время по базовой ставке НДПИ облагаются только 60 % добытой в России нефти. Общий объем льгот только по этому налогу в 2016 году составил около 400 млрд. рублей. Новые льготы для «Роснефти» добавят к этой сумме 35 млрд. рублей, то есть около 9%.

Какие сейчас существуют конкретные льготы по НДПИ ?

  • НДПИ совсем не платится в отношении сверхвязкой нефти (вязкостью 10 000 мПа·с и более) и нефти, добытой из баженовских, абалакских, хадумских или доманиковых продуктивных отложений.
  • В некоторых случаях НДПИ рассчитывается особым образом - в виде процента от продажной (или рыночной цены) добытой нефти.

Такой порядок расчета налога установлен в отношении добычи на новых морских месторождениях (то есть тех, где добыча началась с 1 января 2016 года). Законом устанавливаются разные ставки в зависимости от месторасположения добычи - от 5% до 30%. Например, нефть, добытая в Печорском и Каспийском море, облагается по ставке 15%. В настоящее время под эту льготу подпадает одно только месторождение им. Филановского на Каспийском море, принадлежащее «Лукойлу».

  • НДПИ платится с определенной скидкой в случае добычи на некоторых трудных, малых и истощенных месторождениях, а также в определенных регионах страны. Это и есть коэффициент Дм в упомянутой формуле расчета НДПИ.

Скидка с НДПИ в расчете на одну добытую тонну нефти рассчитывается по следующей формуле в 2017 году:

Д м = 559 x К ц x (1 — К в x К з x К д x К дв x К кан) — 306

где Кц = (Ц-15) х Р/26, что нам уже известно, а 559 и 306 – чисто фискальные коэффициенты. К в, К з, К д, К дв, К кан — это и есть коэффициенты конкретных льготы.

Льготы могут использоваться одновременно, но они не складываются, а умножаются - то есть, грубо говоря, каждая последующая льгота применяется к уже уменьшенному результату формулы. В августе 2017 года максимально возможная льгота по всем вместе взятым основаниям составляла 559 х 8,2618 — 306 = 4 312,35 рублей за тонну, что составляет около 57% от базовой ставки, или 9,7 долларов за баррель.

Конкретные льготы таковы:

  • Льгота в отношении трудноизвлекаемой нефти в пластах с низкой проницаемостью и пластах тюменской свиты. Реальная скидка с базового размера НДПИ августе 2017 года составляла от 8% до 45% (от 1,4 до 7,6 долл. за баррель).
  • Льгота для сверхвязкой нефти (вязкостью более 200 мПа·с и менее 10 000 мПа·с). Применяется максимальная скидка, то есть 57% от НДПИ в августе 2017 года.
  • Льгота для истощенных месторождений, то есть участков недр (или в некоторых случаях конкретных залежей) со степенью выработанности запасов свыше 80%. Реальная скидка в августе составила от 0% до 39% от базовой ставки НДПИ пропорционально выработанности месторождения на этом отрезке (от 0 до 6,6 долл./барр.)
  • Льгота для малых месторождений (менее 5 миллионов тонн) на начальном этапе эксплуатации (где степень выработки не превышает 5%). Размер льготы пропорционален размеру месторождения по следующей теоретической шкале - если начальные запасы близки к 5 млн. тонн, льгота составит 0%, если запасы близки к нулю, льгота по состоянию на август 2017 годы составит 34% от НДПИ (5,8 долл./баррель).
  • Льготы для добычи в конкретных «трудных» районах. Применяется максимальная скидка, что в августе составило 57% от НДПИ, или 9,7 долл./баррель. Эти льготы ограничены определенными сроками и объемами добычи. Конкретные регионы добычи: Якутия, Иркутская область, Красноярский край; морская добыча за пределами Северного полярного круга; Азовское море; Ненецкий автономный округ, полуостров Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; Черное море; Охотское море, Каспийское море.

Существуют льготы и по экспортной пошлине на нефть.

От экспортных пошлин полностью освобождается произведенная при разработке морского месторождения нефть.

Кроме того, законодательство уполномочивает правительство РФ устанавливать отдельные льготы по экспортной пошлине для следующих категорий нефти:

  • сверхвязкая нефть (вязкостью 10 000 мПа·с и более);
  • нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добытая на месторождениях тюменской свиты;
  • нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добытая в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, Ненецком автономном округе, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря; в пределах морского дна внутренних морских вод Российской Федерации; в пределах дна территориального моря Российской Федерации; в пределах континентального шельфа Российской Федерации.

Существует постановление правительства, в котором перечисляются конкретные месторождения, к которым применяются эти льготы. На настоящее время в списке находятся 30 месторождений, в том числе газоконденсатных. Установлены ограничения по количеству нефти, которое можно вывезти с применением льгот, однако по некоторым месторождениям из этого списка количество нефти определено как «ноль».

Ст = (Ц – 182,5) х 0.3 – 56,57 – Ц x 0,14 ,

где Ц – мировая рыночная цена одной тонны нефти «Юралз».

По состоянию на август 2017 года результат такой формулы составлял отрицательное значение, а значит, фактический размер такой льготной пошлины составит ноль. Положительный результат формулы появится только при ценах на нефть выше 95 долларов за баррель.

У кого больше всего льгот

Посмотрим на реальную налоговую нагрузку крупнейших нефтяных компаний в первой половине 2017 года и выясним, кто из них использует больше всего льгот. Для этого разделим весь уплаченный компанией НДПИ на объем нефти, добытой непосредственно компанией или её дочерними предприятиями за тот же период. Это будет несколько приблизительным показателем, так как НДПИ платится еще и за добытый компанией газ, но в целом представление о налоговой нагрузке мы получить сможем.

Очевидно, что неоспоримым чемпионом по льготам является «Газпром нефть». За это компания должна быть благодарна прежде всего своим арктическим проектам - «Новопортовское» и «Приразломное», которые во втором квартале 2017 года были источником 45% экспортных поступлений. Льготы внесли немалый вклад в финансовые результаты этой весьма прибыльной компании.

«Роснефть» и «Лукойл» делят второе место, но льготы по обводненным месторождениям помогут государственной компании выбиться вперед - по нашим расчетам, после применения этой льготы фактическая средняя ставка НДПИ «Роснефти» составит 845 рублей, то есть ниже, чем у всех других компаний.

«Сургутнефтегаз», к сожалению, не раскрыл информации по объему экспорту нефти во втором квартале, поэтому мы не смогли полностью подсчитать его нагрузку. А жаль - компания добывает довольно много нефти в Восточной Сибири, не облагаемой экспортными пошлинами - на Талаканском и Алинском месторождениях.

Что дальше

Как видно, действующая система налогообложения нефтяных компаний в России в высшей степени непрозрачна, запутана, непредсказуема, а также во многих случаях несправедлива. А ведь налоги являются важнейшим фактором, влияющим на прибыльность нефтяных компаний.

Существующие законы не дают возможности применять единообразный беспристрастный подход ко всем компаниям. Нефтяники постоянно выбивают себе разного рода льготы и послабления, выигрывает тот, кто обладает более солидным «административным ресурсом».

Нельзя сказать, что они все эти льготы не заслужили - в некоторых случаях без особого налогового режима конкретные проекты не были бы запущены вообще, так как они в ином случае были бы малоприбыльны или совсем убыточны. Однако иногда - как в последнем случае с «Роснефтью» - мотивация принятия решений вызывает недоумение.

Кроме того, текущая налоговая система весьма негибка. Например, почти каждую фактически индивидуальную льготу для отдельной компании по НДПИ вносят в виде изменения в Налоговый кодекс. Только дисциплинированность Государственной Думы, всегда быстро и послушно голосующей за предложения правительства, помогает компаниям оперативно добиться необходимого им регулирования.

Неплохо было бы определиться и со стратегией и целью налоговой политики. В каких случаях имеет смысл давать возможность компаниям выкачивать из недр нефть принадлежащую всем гражданам России совсем бесплатно? Ни государство, ни граждане не получают от этого ничего - с таким же успехом эту нефть могли бы качать и забирать себе какие-нибудь американцы или китайцы.

Надо сказать, что в правительстве понимают недостатки существующей системы налогообложения. Поэтому уже на протяжении длительного времени идут дискуссии о коренном изменении фискальной системы. Так, разрабатывается система, при которой облагаться налогом будет уже конкретный финансовый результат нефтяной компании.

Новый налог, под названием «налог на добавленный доход», возможно, будет запущен уже в 2018 году в пилотном режиме в отношении отдельных месторождений. Остается только вопрос, кто и как будет считать финансовый результат, и не будут ли компании заинтересованы в том, чтобы этот результат занизить. Способов «творчески» отнестись к учету затрат множество, а аудиторы не всегда решаются выступать против интересов своих клиентов.

Руслан Халиуллин

Платежи, осуществляемые по ресурсам, являются важной частью любой налоговой системы . Вот почему плата за НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) занимает одно из главных мест в экономике , собственно, и прибыль от такого налога получается немалая.

По форме платежи различаются на:

  • целевые;
  • косвенные;
  • непосредственно прямые платежи.

Оплачивают такой налог предприниматели, занимающиеся непосредственно добычей ПИ. Каждый предприниматель, вне зависимости от того, какое именно ископаемое он добывает, вычисляет налог самостоятельно.

Плательщики и объект налогообложения

Как уже было сказано ранее, такой налог оплачивают ИП, которые имеют лицензию и занимаются добычей ископаемых, к которым относятся уголь , нефть , металлы и так далее.

Такие ИП обязательно встают на учет в налоговую и в дальнейшем облагаются налогом как плательщики НДПИ. После того как ИП получает лицензию на соответствующие работы, он обязан в течение месяца встать на учет в налоговый орган, расположенный по месту .

Ели же говорить об объектах налогообложения, то ими, согласно ст. 336 , являются:

  • те ископаемые, которые были получены ИП за пределами Российское Федерации;
  • те ПИ, которые были получены из потерь добывающего производства, если они имеют лицензию;
  • те ископаемые, которые были получены ИП непосредственно на территории страны.

Однако так же в статье указаны и те объекты, которые не облагаются налогом. Это:

  1. ПИ, которые были получены из собственных отходов ИП.
  2. ПИ, полученные при ремонте, использовании либо образовании геологических объектов, относящихся к культурному наследию страны.
  3. Коллекционные материалы.
  4. ПИ, не относящиеся к государственным и используемые ИП исключительно для личного пользования.

Налоговые ставки на 2020 год

В 2020 году действительны следующие виды ставок :

  1. Ставки для льготников , составляющие 0% (и, соответственно, 0 рублей). Подходят под определенный ПИ.
  2. Адвалорные ставки , исчисляемые в процентах. Характеризуются стоимостью добытого ПИ.
  3. Ставки специфического типа (исчисляются за тонну и в рублях). Характеризуются количеством добытого ПИ.

Если говорить о льготной ставке , то таковая применима к следующему виду добычи:

  • к ПИ в части понесенных нормативных потерь, оговоренных в статье 336;
  • в отношении попутного газа;
  • к ПИ, которые ранее были списаны либо считаются некондицией, и потому не облагаются налогом;
  • к подземным водам, которые содержат ПИ;
  • к минеральным водам, которые используются ИП исключительно в лечебных целях без права на реализацию, то есть не продаются;
  • к подземным водам, которые не реализуются, а используются ИП в сельском хозяйстве (к примеру, для полива растений);
  • к ПИ, которые были добыты во вмещающих и вскрышных породах.

Особенности налогообложения

Следует учесть, что некоторые виды ископаемых облагаются по особенной системе. Для их расчета выведены специальные формулы.

Непосредственное определение налоговой базы , исходя из того, какое именно количество ресурсов было добыто, происходит по следующим ПИ:

  • металлы драгоценного типа;
  • уголь;
  • нефть.

Причем пять лет назад правительство РФ решило, что налоговая база в отношении газового конденсата будет определяться исключительно по количеству.

Вне зависимости от того, какой именно вид ПИ добывает предприниматель, он должен высчитывать налоговую базу по нему самостоятельно . То же самое касается и ресурсов, которые были извлечены ИП вместе с основными. При этом вес и объем ПИ можно вычислить двумя способами, указанными ниже.

Если говорить о прямом способе , то он подразумевает использование специально предназначенных для этого приборов. Благодаря таким приборам и можно вычислить характеристики ресурсов.

Если же прямой метод не действенен, то используют косвенный . В связи с этим ИП должен высчитать налоговую базу на основании тех показателей, которые свидетельствуют о содержании добытых ПИ по отношению к той сырьевой массе, которая была добыта.

И первый, и второй способ определения должны быть указаны в учетной политике ИП. Что же до учета методики, то она будет осуществляться на протяжении всего того времени, пока ИП добывает полезные ископаемые. Откорректировать методику можно лишь в том случае, если будут внесены какие-либо поправки относительно разработки месторождений, которые имеют прямое отношение к добываемым ПИ.

Если же говорить о технических условиях, то поправки, как правило, вносятся в результате изменения процесса добычи.

Для некоторых ископаемых, перечисленных выше, необходимо знать налоговую базу. Но что же это такое? Это сумма стоимости добытых ПИ. Вычислить ее можно одним из следующих способов :

  • по имеющейся расчетной стоимости;
  • благодаря рыночным ценам без льгот по компенсации разницы между расчетной и оптовой ценой;
  • на основании того, какие цены на ПИ в настоящее время на мировом рынке.

Нефть

Налогом облагаются следующие разновидности данного сырья:

  • стабилизированная нефть;
  • сырье без соли;
  • сырье без воды.

При этом для вычисления налога его ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику роста цен на сырье во всем мире (Кц) . Из полученного показателя вычитается показатель Дм , который характеризует способ добычи сырья.

Для вычисления налога ставка умножается на коэффициент, который характеризует динамику цен во всем мире на нефть.

В итоге из того числа, которое получается, вычитают Дм, который характеризуется особенностью того, как именно добывается сырье

Кндпи * Кц * (1 — Кв * Кз * Кд * Кдв*х Ккан), где

Кндпи равен 559 рублям, все остальные коэффициенты можно найти в статье 342 Налогового кодекса РФ.

Именно по такой формуле и вычисляется конечный результат.

Газ

В случае с газом ставка также твердая и умножается она на базовое число Еут и на коэффициент, который характеризует, насколько сложно было добыть газ (Кс) .

Кроме того ставка, которая устанавливается для газового конденсата, умножается еще и на корректирующее число, которое обозначается как Ккм .

Если речь идет о налоговой ставке, касающейся природного газа, то здесь произведение Кс, Еут и базовой ставки суммируется с тем показателем, который характеризует расходы, которые были потрачены на транспортировку ПИ.

Определение объекта налогообложения при расчете НДПИ представлено ниже.

Уголь

В случае с углем ставка также рассчитывающаяся за тонну в зависимости от того, какой вид угля имеется ввиду (бурый, антрацит и т.д.).

Однако при необходимости ставки могут корректироваться на:

  • коэффициенты, которые по каждому виду ПИ устанавливаются отдельно, на каждый последующий квартал ежеквартально;
  • те коэффициенты, которые учитывались при расчете ранее.

Такие коэффициенты публикуются официально.

Драгоценные металлы

Если речь идет о такого типа металлах, то налог по ним определяется благодаря данным обязательного учета при добыче, регламентируемого законом РФ. Учет таких металлов осуществляется в соответствии с №41-ФЗ и Постановлением 371 .

Наименование ПИ Действующая ставка, исчисляемая в процентах
Соли К 3,8
Руды фосфоритового, апатитового, апатито-нефелинового типа; сланцы; торф. 4
Руды тех металлов, которые относятся к черным. 4,8
Сырье, получаемое из радиоактивных металлов; бокситы, нефелины; воды, протекающие под землей, термального и промышленного типа; соли NaCl и природного типа; сырье неметаллического типа, в большинстве случаев эксплуатируемое в строительстве; неметаллическое сырье горно-химического типа. 5,5
Концентраты, которые содержат в себе золото; породы битуминозного типа; неметаллическое горнорудное сырье. 6
Концентраты, в состав которых входят драгоценные металлы (сюда не входит золото); металлы драгоценного типа, которые относятся к комплексной руде; камнесамоцветное и кварцевое сырье. 6,5
Лечебные грязи либо минеральные воды. 7,5
Алмазы, обнаруженные в природе, а так же другие каменья, относящиеся к дорогостоящим; комплексные руды многокомпонентного типа; металлы, редко встречающиеся на территории страны. 10

НДПИ - ставка 2017 года по этому налогу может быть представлена широким перечнем разновидностей, поскольку устанавливается дифференцированно для каждого типа полезного ископаемого. При этом налог может рассчитываться с применением довольно сложных формул. Какую роль в их структуре выполняет ставка по НДПИ?

Ставки НДПИ дифференцированы — в зависимости от чего они установлены?

Действительно, для каждого типа полезных ископаемых законодательно определены свои ставки, они дифференцированы. Это предопределено многими факторами, например:

  • разностью в капиталоемкости рынков, в рамках которых осуществляются продажа и обработка полезных ископаемых;
  • разным уровнем сложности добычи, транспортировки ископаемых;
  • разной долей рынков тех или иных полезных ископаемых в экономике России.

Главный источник права, в котором закреплены ставки налога на добычу полезных ископаемых, — ст. 342 НК РФ. Отраженные в НК РФ ставки соотносятся с различными ископаемыми в рамках следующих основных категорий:

  • ископаемые, для которых определена нулевая ставка (их перечень приведен в п. 1 ст. 342 НК РФ);
  • калийные соли (ставки для них зафиксированы в подп. 1 п. 2 ст. 342 НК РФ);
  • торф, сланцы, апатиты, фосфориты, апатит-нефелиновые руды (ставки для них зафиксированы в подп. 2 п. 2 ст. 342 НК РФ);
  • кондиционная железная руда (ставки — в подп. 3 п. 2);
  • сырье урана, плутония, иных радиоактивных металлов, неметаллы для химической промышленности и строительства, хлорид натрия чистый и природный, подземные воды, нефелины, бокситы (подп. 4 п. 2);
  • горнорудное неметаллическое сырье, битуминозные породы, золотоносная руда (подп. 5 п. 2);
  • руда, содержащая не являющиеся золотом драгметаллы, пьезооптическое сырье, кварц, самоцветы (подп. 6 п. 2);
  • минеральная вода, а также лечебные грязи (подп. 7 п. 2);
  • различные руды цветных металлов (кроме нефелинов и бокситов), редких типов металлов, комплексные руды, алмазы (подп. 8 п. 2);
  • нефть (подп. 9 п. 2);
  • газовый конденсат (подп. 10 п. 2);
  • природный газ (подп. 11 п. 2);
  • антрацит, коксующийся и бурый уголь, прочие виды угля (подп. 12, 13, 14, 15 п. 2).

Отдельные нормы права, которые упоминаются в п. 2.1 ст. 342 НК РФ, регулируют исчисление ставок для углеводородного сырья, которое извлечено из новых месторождений в море.

Налоговые ставки, определенные в подп. 1-6, 8, а также подп. 12-15 п. 2 ст. 342 НК РФ, могут дополняться коэффициентом территории добычи ископаемого по схеме, которая установлена положениями ст. 342.3, а также 342.3-1 НК РФ. Рассмотрим особенности его применения, а также использования иных коэффициентов при исчислении НДПИ подробнее.

Когда ставка НДПИ зависит от коэффициентов?

Коэффициент территории добычи должен применяться:

  1. Субъектами уплаты НДПИ, которые являются участниками инвестпроектов, реализуемых в регионах РФ (их характеристики определены в подп. 1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ).
  2. Фирмами в статусе резидента региона с опережающими темпами социально-экономического развития (в соответствии с нормами закона «О территориях с опережающими темпами развития» от 29.12.2014 № 473-ФЗ).
  3. Организациям, реализующим региональные инвестпроекты, сведения о которых не подлежат внесению в реестр участников данных проектов.

Фирма, которая приобрела 1-й или 2-й из указанных статусов, применяет рассматриваемый коэффициент начиная с того же месяца, в котором один из соответствующих статусов был приобретен.

Рассматриваемый коэффициент равен 0 до тех пор, пока хозяйствующий субъект, имеющий 1-й или 2-й из указанных статусов, не начал уплачивать налог на прибыль по ставкам, зафиксированным в ст. 284 и 284.3 НК РФ (в части норм, которые регулируют правоотношения с участием подобных хозяйствующих субъектов).

Кроме того, если плательщик НДПИ, имеющий 1-й или 2-й из отмеченных статусов, начинает платить налог на прибыль, то коэффициент территории применяется в полном размере не сразу, а только начиная с 121-го налогового периода с начала уплаты этого налога по установленной законом ставке. При этом начиная с момента применения данной ставки коэффициент принимается равным:

  • 0 — в течение последующих 24 налоговых периодов;
  • 0,2 — с 25-го по 48-й месяц;
  • 0,4 — в течение налоговых периодов с 49-го по 72-й;
  • 0,6 — с 73-го по 96-й месяц;
  • 0,8 — в течение налоговых периодов с 97-го по 120-й.

Плательщик НДПИ, имеющий 3-й из указанных статусов, применяет коэффициент территории при исчислении НДПИ в том случае, если будут одновременно соблюдены 4 следующих условия:

  • фирма реализует проект, который попадает под действие норм подп. 2 п. 1 ст. 25.9 НК РФ;
  • возникают основания для исчисления налоговой базы по НДПИ в отношении добываемых фирмой ископаемых;
  • фирма осуществила минимальный объем капитальных инвестиций, определенных подп. 4.1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ;
  • фирма обратилась в ФНС с заявлением об использовании льготы в порядке, определенном п. 1 ст. 25.12-1 НК РФ.

Начиная с того момента, когда все 4 вышеперечисленных условия выполнены, коэффициент принимается равным тем же значениям, что определены для плательщиков НДПИ, имеющих 1-й или 2-й статус. Если данные условия выполняются после 01.01.2031, то коэффициент территории сразу принимается равным 1.

При исчислении НДПИ для различных видов ископаемых могут применяться и иные коэффициенты. Например, коэффициент-дефлятор для угля, на который умножаются ставки, определенные в подп. 12-15 п. 2 ст. 342 НК РФ.

Существует ряд особых коэффициентов, используемых при исчислении НДПИ для одного из самых капиталоемких в мире полезных ископаемых — нефти. Изучим их особенности.

Коэффициенты в дополнение к ставкам налога на добычу полезных ископаемых (2017 год): НДПИ для нефти

Исчисление НДПИ для нефти требует дополнения ставки большим количеством добавочных коэффициентов. Ставка для нефти определена в подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ, и с начала2017 года она установлена в размере 919 руб. за 1 тонну.

Вместе с данной ставкой необходимо также брать в расчет такие коэффициенты, как:

  • К ц (определяется исходя из биржевых цен на нефть), который в апреле 2017 года был равен 7,7642 (сообщение на сайте ФНС России от 18.05.2017);
  • Кндпи, который равен 559 (устанавливается законодательно в п. 1 ст. 342.5 НК РФ);
  • Кв (отражает степень выработанности участка недр), который обычно соответствует значению между 0,8 и 1, но иногда становится равным 0,3 или же 1 (п. 2 ст. 342.5 НК РФ);
  • Кз (отражает величину запасов нефти на месторождении), который может быть представлен в разных значениях, но чаще равен 1 (п. 3 ст. 342.5 НК РФ);
  • Ккан (определяется исходя из специфики региона добычи нефти, а также ее свойств), который также может быть разным, и в числе его самых частых значений — 1 (п. 4 ст. 342.5 НК РФ);
  • К д (отражает степень сложности добычи нефти), который может составлять 1, 0,2, 0,4, а также 0,8 (п. 2 ст. 342.2 НК РФ);
  • Кдв (зависит от уровня сложности добычи на месторождении черного золота и выработанности залежи), который часто бывает равен 1 (п. 3 ст. 342.2 НК РФ).

Конкретные показатели для тех или иных коэффициентов, которые дополняют ставку НДПИ для нефти, рекомендуется узнавать непосредственно в территориальных структурах Роснедр, поскольку многие из них определяются исходя из норм регионального законодательства. Бывает, что коэффициенты невозможно корректно вычислить только лишь на основе положений НК РФ.

Ставка, равно как и коэффициенты для исчисления НДПИ по нефти, включается в особую формулу:

ОБ × (Ст × Кц — Дм), в которой:

Дм = Кндпи × Кц × (1 — Кв × Кз × Кд × Кдв × Ккан);

ОБ — объем добытой нефти;

Ст — ставка, зафиксированная в подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ.

Итоги

Налоговый кодекс определяет большое количество дифференцированных ставок по НДПИ, которые соотносятся с конкретными типами полезных ископаемых. Во многих случаях эти ставки дополняются различными коэффициентами. В числе универсальных коэффициентов, которые могут быть применены при подсчете НДПИ для любого ископаемого, — коэффициент территории добычи. В числе тех, что установлены для отдельных видов сырья, — коэффициенты, используемые при расчете НДПИ на нефть, различные коэффициенты-дефляторы.

База То, что облагается налогом. Это может быть как число добытых ископаемых, так и их стоимость База налога варьирует в зависимости от вида полезного ископаемого, определяется налогоплательщиком самостоятельно Льготы Не предусмотрены Как таковых налоговых льгот по этому платежу НК не предусмотрено. Но законодательством определен перечень полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом по нулевой ставке Порядок перечисления Отчеты по налогу должны предоставляться налогоплательщиком ежемесячно Период Период времени, за который производится начисление налога Налоговый период определен в один месяц Что облагается налогом, какие недра? Налогом облагаются добытые полезные ископаемые.

Ндпи в 2018 году — сроки сдачи отчета и уплаты налога

ВниманиеПри этом речь идет только об объектах, добытых:

  • из недр РФ;
  • из отходов добывающей промышленности;
  • из недр арендованных РФ участков за рубежом.

Не являются объектом налогообложения те ископаемые, которые не состоят на балансе государства, коллекционные, палеонтологические и прочие ресурсы согласно НК РФ. Под полезным ископаемым понимается продукция карьеров, горнодобывающих предприятий, которая содержится в сырье, полученном из недр.

Объектом этого платежа признаются только те ископаемые, которые были добыты. Это каменный и бурый уголь, антрацит, сланцы, торф, нефть, газ и пр.
Читайте также статью: → «Платежи за пользование природными ресурсами и их особенности».

Налог на добычу полезных ископаемых в 2018 году

  • характеризующий особенности добычи нефти и рассчитываемый по формуле, включающей несколько коэффициентов, как расчетных, так и принимающих определенное цифровое значение в зависимости от года применения (ст. 342.5 НК РФ).

Особенным для такого ископаемого, как нефть, является и предусмотренный НК РФ вычет, применяемый к рассчитанной сумме налога. Он используется при добыче, осуществляемой в Республике Татарстан и Башкортостане, и предоставляется по нефти, которая обессолена, обезвожена и стабилизирована.


Величина вычета зависит от объема начальных запасов месторождения и определяется по формуле, принимающей конкретный вид в зависимости от года, в котором она применяется (ст. 343.2 НК РФ). Пример расчета налога на нефть смотрите здесь.

Минфин россии разъяснил порядок расчета показателя дм в формуле ндпи на нефть

Кц ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно. Для этого есть формула: где Ц – средняя цена за месяц на мировом рынке нефти марки «Юрлас», которая выражается в $ США за баррель, Р – среднее отношение $ к рублю.

Остальные коэффициенты также определяются налогоплательщиком самостоятельно на конец каждого налогового периода, в соответствии со ст. 342. 2 НК РФ. Газа Газ и его производные облагаются НДПИ на газ по фиксированной ставке, которая определяется в рублях на 1 куб.


м добытого газа.
Каждый из этих коэффициентов рассчитывается в соответствии со ст. 342. 4 НК РФ.

Если возникла ситуация, что расходы произведены, а сумма налога не начислена, их можно зачесть в том месяце, когда налог будет начислен. Если в отчетном месяце расходы превысили предельную величину вычета, то разницу можно зачесть на протяжении последующих трех лет.

Например, ООО «Карьер» добыло в январе 20 тонн бурого угля и 30 тонн антрацита. Ставка налога по бурому углю составляет 11 рублей за тонну, по антрациту - 45 рублей за тонну.

В январе предприятием было потрачено на мероприятия по охране труда 4500 рублей. Значение коэффициента по НДПИ зафиксировано в учетной политике предприятия на уровне 0,25.

Остальной вычет можно применить в течение трех лет после отчетного месяца.

Фнс опубликовала данные для расчета ндпи за февраль 2018 года

Такие ставки находятся в диапазоне от 0 до 8%. Полезное ископаемое Ставка (%) Минеральная и подземная вода, попутный газ и прочие ископаемые, находящиеся в перечне п.

Налог на добычу полезных ископаемых — 2018

Ндпи: опубликованы данные для расчета налога за январь 2018 года Внимание НК РФ, посвященную НДПИ, внесены изменения, но непосредственно к рассматриваемому году имеет отношение только одна их группа. Она касается налогового вычета, который доступен добывающим газ на территории Черного моря налогоплательщикам Крыма и Севастополя. В остальном порядок расчета налога соответствует применявшемуся в 2017 году, но некоторые коэффициенты следует использовать в иных значениях.
Сохранены и правила определения сроков уплаты и подачи отчетности, отвечающие, соответственно, 25-му и последнему числам месяца, идущего вслед за отчетным.

Налог на добычу полезных ископаемых (ндпи) 2017-2018

    Из полученной величины вычитаем сумму расходов:

83400 – 2600 = 80800 рублей – чистая стоимость полезного ископаемого. НДПИ: 80800*10% = 8080 рублей. Вопрос №2. Нужно ли платить НДПИ, когда добываемые предприятием ископаемые, применяются для последующей переработки, а не продаются на сторону? Да, в таком случае у недропользователя возникает обязанность по начислению и уплате НДПИ.

Поскольку полученный продукт не продается, а применяется для дальнейшей обработки, то налогооблагаемая база будет рассчитываться исходя из его расчетной стоимости. Вопрос №3. Возникает ли обязанность уплаты НДПИ по продукции, полученной из отходов собственного перерабатывающего производства? Когда предприятие получило полезное ископаемое в результате переработки какого-то природного ресурса, НДПИ можно не перечислять.

Что такое налог на добычу полезных ископаемых (ндпи)

Она определена в денежном измерении за 1 тонну продукции. По отношению к ней применяется коэффициент корректировки, отражающий динамику расценок на нефть в мире. Этот показатель рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно с учетом средней стоимости барреля нефти «Юрлас» и среднего отношения доллара к рублю. При определении величины НДПИ в отношении добычи нефти применяются также коэффициенты:

  • обозначения;
  • степени выработки участка;
  • величины запасов участка;
  • степени сложности добычи;
  • степень выработанности углеродного сырья.

Эти показатели рассчитываются недропользователем самостоятельно согласно требованиям законодательства в области налогообложения добычи природных ресурсов. Ставка налога по газу Ставка налога по газу также определена в стоимостном выражении за 1 кубический метр ископаемого.

Впоследствии его можно изменить, только если возникают существенные корректировки в техническом проекте или в технологии производственного процесса. Стоимость добытых ресурсов можно рассчитать одним из трех вариантов: Метод определения стоимости Содержание По ценам реализации в отчетном периоде, не включая субсидии Метод применим, когда есть субсидии государства к цене продажи По ценам реализации в отчетном периоде Применяется при отсутствии государственных субсидий По расчетным ценам добытого продукта Используется, когда реализация отсутствует Вычет по налогу на недра Налоговый вычет по НДПИ заключается в возможности уменьшения платежа на совершенные в отчетном периоде расходы при расчете базы налога.

Такие издержки делятся на прямые и косвенные.

Ндпи в 2018 году онлайн калькулятор

Такая деятельность признаётся объектом налогообложения, если она подлежит обязательному лицензированию.

  • Добытые за пределами России из участков признанными недрами в соответствии с международными договорами. Эти участки должны быть взяты в аренду или принадлежать налогоплательщику на других основаниях.
  • К полезным ископаемым для налогообложения по данному налогу, согласно ст.

    НК РФ, относятся только те ископаемые, которые можно добыть. Это могут быть:

  • горючие сланцы;
  • углеводородное сырьё;
  • торф;
  • другое, перечисленное в данной статье.

Налогом не облагаются:

  • общераспространенные полезные ископаемые, которые не числятся на государственном балансе;
  • палеонтологические и другие коллекционные полезные ископаемые;
  • другие ископаемые, которые перечислены в п.

Налог на добычу полезных ископаемых относится к пошлине федерального уровня. НК РФ установила, что налоговая база по налогу на недропользование - это количественное соотношение ископаемых. К ним относят нефть, природный, попутный газ, уголь и газовый конденсат, а остальные полезные ископаемые определяют только стоимостью ресурса.

Расчет НДПИ при добыче нефти

Поэтому без расчета количества и стоимости добытых полезных ископаемых суммарный размер налога определить нельзя.

Определение налоговой базы

Порядок исчисления суммы пошлины по добытым ископаемым начинается с расчета налоговой базы (НБ). Последняя, в свою очередь, определяется количеством и стоимостью добытых ресурсов.

Налоговую базу, или количество ископаемых, измеряют только в натуральном выражении, а подсчитывают двумя методами - прямым и косвенным. После выбора метода для определения количества добытого сырья, его закрепляют в учетной политике. С учетом этих данных заполняется декларация. Каждый из вариантов используется при индивидуальных обстоятельствах.

Формула подсчета прямым способом

Потери считают так

Вторая составляющая НБ - стоимость. Для подсчета стоимости добытого сырья плательщик применяет три метода:

  1. Исходя из получившейся расчетной стоимости ресурса, без учета субсидиарных вложений.
  2. Учитывая стоимость, актуальную на протяжении текущего налогового периода.
  3. С применением установившейся расчетной цены добытого ресурса.

Расчет НДПИ с примерами

На данный момент рассчитать налог на добычу ископаемых и заполнить декларацию НДПИ в программе 1С по всем видам природных ресурсов невозможно. Но с выходом новой версии, программа будет поддерживать соответствующие коды. Непосредственную сумму налога на недропользование рассчитывают при помощи бухгалтерского калькулятора по формуле:

Вышеуказанная формула применяется ко всем природным ресурсам, которые добывают налогоплательщики, но некоторые полезные ископаемые имеют ряд особенностей при подсчете.

Нефть

Коэффициент НДПИ на данный момент составляет 559, в то время как в 2015 - 530.

Пример подсчета налога на черное золото с реальными данными на февраль 2017 года:

  • налоговая база исчисляется в тоннах;
  • налоговый тариф - 919 руб./1 тонну;
  • КЦ = 8,5698;
  • КНДПИ = 559;
  • КВ = 0,3;
  • КЗ = 1;
  • ККАН = 1;
  • КД = 1;
  • КДВ = 1;
  • КК = 306.

Условно организация получила 10 000 тонн нефти в феврале 2017. Используя формулы, получаем:

10 000 * (919 * 8,5698 — 559 * 8,5698 * (1 — 0,3 * 1 * 1 * 1 * 1) — 306) = 42 162 835 руб.

Эта сумма и есть НДПИ по добыче нефти в условном примере.

Уголь

При подсчете НДПИ организация учитывает применение налогового вычета, то есть тратит ли предприятие средства на безопасность сотрудников и охрану труда. Эти взносы фирма вносит двумя путями: включая в сумму прочих трат или вычитая из НДПИ. Выбирая тот или иной вариант, организация закрепляет его в учетной политике предприятия и регулярно использует выбранный метод.

Без налогового вычета организация считает НДПИ на уголь по общим правилам:

Газ

Формула расчета:

При умножении ЕУТ, КС и ТГ получилась цифра меньше нуля, то и ставка будет нулевой. При подсчете показателя ЕУТ учитываются месячный ценник и коэффициент, отражающий долю добытого ресурса.

Газовый конденсат

НДПИ для этого конденсата считают таким способом:

ЕУТ и прочие данные рассчитываются равно показателям по газу. Корректирующий коэффициент рассчитывается:

где КГП - показатель, который отражает доходы от экспорта газа.

Тариф

Ставки НДПИ установлены дифференцировано в зависимости от типа ресурсов, то есть для каждого элемента свой процент. Налоговая ставка НДПИ на 2018 год делится на два вида: процентное выражение и в рублях.

Ежегодно тариф налога претерпевает изменения, причем каждый год ставка вырастает, а не уменьшается. Но пониженный тариф, льготы и ставка 0% облегчают занятость.

  • Если тариф НДПИ на нефть в 2016 году был 857 рублей за тонну, то в 2017 повысился до 919 рублей. На данный момент тариф больше не повышался.
  • НДПИ на золото в 2018 году составляет 6%, а тариф других драг.металлов - 6,5%. Согласно ФЗ №41 сумму налога на драг.металлы подсчитывают на территории месторождения.
  • Газовый и природный конденсат измеряется не только в процентах, но и в рублях, что делает его дороже: конденсат - 42 руб. за 1 тыс. м3, 35 руб. - природное горючее.
  • Угольный коэффициент сильно разнится между видами ресурса: тариф за добычу бурого угля - 11 руб. за тонну и 47 руб. стоит 1 тонна антрацита. Ставка последнего держится с 2016 года.

Льготы

Для некоторых организаций предусмотрен понижающий коэффициент - 0,7. Предприятие использует его, если соответствует требованиям:

  • до 01.07.2001 фирма или ИП выплачивала ОВМСБ, но не уплачивала эту пошлину за работу на разрабатываемых месторождениях;
  • предприятие искало и разрабатывало новые месторождения за счет своих денег, а гос.субсидии были компенсированы.

Нулевая ставка

Тарифную ставку 0% регулирует ст. 342 НК РФ, которая содержит информацию о природных ресурсах, не облагаемых пошлиной. НДПИ не вносят в следующих случаях:

  • при нормативных потерях получаемого ископаемого сырья в процессе работ;
  • во время добычи песка, попутного, природного газа, его конденсата, очень густой нефти;
  • во время получения кондиционных попутных руд олова;
  • при получении подземных вод, в которых есть полезные ископаемые;
  • при переработке остатков после добычи природного ресурса;
  • во время добычи лечебных вод;
  • при добыче вод для с/хоз. нужд.

Также в п. 21 ст. 342 НК РФ указаны конкретные географические зоны, где ведется не облагаемая НДПИ добыча природных ресурсов.

Адвалорная

Адвалорные тарифные показатели используют в процентном расчете к стоимости добытого ресурса. Согласно ст. 342 НК РФ они варьируются в пределах 0–8%.

В 2018 году НК РФ внес ряд изменений и нововведений в раздел, посвященный НДПИ. Изменились не только показатели и повысились коэффициенты, но и формулы подсчета. В этой статьей они актуальны.

Нефтяная индустрия России - это ключевой сектор нефтяного комплекса, который обеспечивает практически все экономические отрасли и граждан богатым ассортиментом топлива, горюче-смазочными материалами и другими нефтепродуктами. На территории России расположено около 13% мирового запаса нефти. Что касается объемов добычи, то Россия извлекает из недр земли примерно 10% всей нефти.

Структура нефтяных доходов России

Результаты деятельности компаний нефтяного комплекса сегодня представляют собой надежную базу для платежного баланса страны, стабилизации курса рубля и восстановления после кризиса.

Ключевую роль в получении нефтяных доходов России играют ВИНК - нефтяные компании, которые добывают около 90% всего объема нефти в стране. На долю нефтяной индустрии приходится примерно 12% отечественного промышленного производства, а на предприятиях занято около 3% населения. По сути, нефтяная отрасль выступает основой российской экономики.

К нефтегазовым доходам бюджета относятся:

  • Налог на доходы нефтяных компаний от продажи нефтегазовой продукции;
  • Налог на добычу нефти, природного газа и газового конденсата из всех существующих месторождений;
  • Акцизы на бензин, моторное масло, дизельное топливо;
  • Таможенные пошлины на вывоз сырой нефти и продуктов нефтепереработки, а также природного газа;
  • Дивиденды по акциям государства в нефтедобывающих компаниях.

Динамика нефтяных доходов России

Положительная тенденция роста нефтяных доходов начала прослеживаться в 2011 году, когда экономика страны постепенно начала оправляться от кризиса. В 2013 году в общей сумме доходов российского бюджета доля нефтяных доходов составила 50,2%.

Несмотря на то, что в 2014 году цены на нефть снизились почти в 2 раза (ранее баррель стоил 100-110 долларов, а затем цена упала до 65 долларов), ситуация в российской экономике не изменилась - налоги и сборы с нефтегазового сектора остались основным источником дохода для отечественного бюджета. В первом полугодии 2014 года в бюджет поступило 3,7 трлн рублей нефтяных доходов, которые составили 52% всех налоговых выплат.

В первые 6 месяцев 2015 года в российский бюджет пришло 6,6 триллионов рублей, из которых 3,6 трлн пришлось на налоги, а 2,3 трлн - на таможенные сборы. При этом доля нефтяных доходов составила 45% — 3 триллиона рублей соответственно. Как видно, обвал цен уменьшил поступления, но незначительно.

Однако, в январе-феврале 2016 года Минфин подсчитал, что доля нефтяных доходов в бюджете снизилась еще на 7,6%, составив 37,4% от всех поступлений. Это самый низкий показатель с кризисного августа 2009 года.

Прогноз объема нефтяных доходов в 2017 году

Сделка членов ОПЕК и других государств-нефтедобытчиков, не входящих в состав картели, по снижению объемов добычи, была заключена после того, как ФРС принял решение повысить ставку на 25 пунктов. На практике существенного уменьшения нефтедобычи пока не произошло, но цена «черного золота» выросла на 20%, составив, в среднем, 55 долларов за баррель.

Повышение стоимости нефти не гарантирует улучшения экономической ситуации в России. Когда этот показатель держался на уровне 100 долларов, рост в РФ чуть превышал 1%. В 2016 году цена барреля нефти была равна $44, и ВВП понизился на 0,5%, что является незначительным изменением с учетом погрешности расчетов.

В бюджете на 2017 год заложена цена 40 долларов за баррель. Даже если показатель будет держаться на уровне $55, это не окажет такого существенного влияния на экономику, как другие факторы роста.

Единственный бенефициар повышения цен на нефть - это российский бюджет, который в последние годы, не столь удачные для нефтяной отрасли, «привык» обходиться без обильных нефтяных поступлений.

Нюансы исчисления ндпи в отношении щебня

Политика экономии и замораживания расходов дала свои плоды: зависимость бюджета России от нефтяных доходов снизилась. В 2016 году они составили лишь 36% совокупных доходов, что в номинале приравнялось к 4,9 трлн рублей. В 2017 году нефтегазовые поступления сократятся еще на один триллион.

При условии, что цена на нефть в 2017 году будет держаться на уровне 50-55 долларов, объем доходов от отрасли приравняется к показателям 2015 года. При этом, учитывая прогнозы по снижению темпов инфляции, номинальная база налогов будет расти точно также, как в 2016.

В заключение стоит упомянуть распространенный миф о том, что Россия во многом зависима от нефти. Приведенная выше статистика за 2013-2016 годы показывает, что доля нефтяных доходов в отечественном бюджете падает, но это существенно не влияет на показатели роста экономики в целом. Кроме того, если смотреть на ВВП, то доля углеводородов в нем составляет лишь 16% — остальное приходится на ненефтегазовые отрасли, крупнейшими из которых являются обрабатывающая промышленность и сфера услуг.

4.7 Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным на-логом, регулируется НК РФ (главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых») и обязателен к применению на всей территории Рос-сийской Федерации.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, при-знаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве нало-гоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту на-хождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента го-сударственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключитель-ной экономической зоне Российской Федерации, а также за предела-ми территории Российской Федерации, если добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федера-ции (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения орга-низации либо месту жительства физического лица.

Объектом налогообложения признаются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добы-вающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Фе-дерации;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами террито-рии Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на тер-риториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставлен-ном налогоплательщику в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствую-щая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональ-ному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемо-го — стандарту (техническим условиям) организации.

Объектом налогообложения признается только добытое полезное ископаемое.

Видами добытого полезного ископаемого являются: антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы, торф, углеводород-ное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный) и дру-гие виды в соответствии с п. 2 ст. 337 НК РФ.

Налоговая база определяется двумя методами в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого:

Количество добытого полезного ископаемого определяется нало-гоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема. Опре-деление количества добытого полезного ископаемого осуществляется двумя методами:

  • прямой - посредством применения измерительных средств и ус-тройств.

    Расчет ндпи формулы

    Количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь;

  • косвенный - количество добытого полезного ископаемого оп-ределяется расчетно по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

Применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогопла-тельщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, ут-вержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки место- I рождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется одним из трех способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую-щий налоговый период цен реализации без учета субсидий - способ применяется при наличии государственных субсидий из бюджета к ценам реализации на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую-щий налоговый период цен реализации добытого полезного ископае-мого - способ применяется при отсутствии государственных субси-дий из бюджета к ценам реализации;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых - способ применяется при отсутствии у налогоплательщика реализа-ции. Сущность каждого способа оценки стоимости добытых полезных ископаемых изложена в ст. 340 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы по нало-гу на добычу полезных ископаемых: в п. 2 ст. 336 дан Перечень полез-ных ископаемых, не признаваемых объектом налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

По налогу на добычу полезных ископаемых установлены налого-вые ставки от 0 до 8% (ст. 342 НК РФ).

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит упла-те по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного на-логоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуаль-ного предпринимателя.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по ме-сту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым пери-одом, по форме, утвержденной приказом Минфина России.

Основание и правовые основы

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - это федеральный налог, регулируемый главой 26 Налогового кодекса РФ. Так как его уплачивают пользователи недр, одним из важнейших документов для понимания и применения НДПИ также является Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Налогоплательщики

  1. Организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и признаваемые пользователями недр.
  2. Организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

По общему правилу налогоплательщики должны встать на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, который они используют, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Особый порядок постановки на учет установлен для пользователей недр в Крыму и Севастополе.

Постановка на учет производится по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (если налогоплательщик является ИП).

Минфин РФ также дополнительно определяет особенности постановки на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ - см. приказ Приказ МНС РФ от 31.12.2003 N БГ-3-09/731.

Объект налогообложения НДПИ

Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые:

  1. добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья);
  2. извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
  3. добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых или используемых по международным договорам, а также находящихся под юрисдикцией РФ.

Не являются объектами налогообложения:

  • общераспространенные полезные ископаемые, в т.ч. подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и др. геологические коллекционные материалы;
  • добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • дренажные подземные воды;
  • метан угольных пластов.

Виды полезных ископаемых

  1. Уголь и горючие сланцы
  2. Углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов)
  3. Товарные руды черных и цветных металлов, редких металлов, образующих собственные месторождения
  4. Полезные компоненты комплексной руды
  5. Горно-химическое неметаллическое сырье (апатит, фосфоритовые руды, соли, сера, шпат, краски земляные и др.)
  6. Горнорудное неметаллическое сырье
  7. Битуминозные породы
  8. Сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий и др.)
  9. Неметаллическое сырье, используемое, в основном, в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел, известняк, галька, гравий, песок, глина, облицовочные камни)
  10. Кондиционный продукт пьезооптического сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.)
  11. Природные алмазы, др. драгоценные камни (алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь)
  12. Концентраты и др. полупродукты, содержащие драгметаллы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) а также лигатурное золото, соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика
  13. Соль природная и чистый хлористый натрий
  14. Подземные воды, содержащие полезные ископаемые и лечебные ресурсы, а также термальные воды
  15. Сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

Налоговая база

Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок. Она определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.

Особым образом определяется стоимость углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья. Как определять по нему налоговую базу, говорится в статье 340.1 НК РФ. О таких месторождениях налоговые органы информирует федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых.

В отношении иных видов добываемого углеводородного сырья, а также угля, налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Общий порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы указан в статье 340 Налогового Кодекса РФ.

Налоговый период

Календарный месяц.

Налоговые ставки

Ставки установлены по каждому виду полезных ископаемых статьей 342 Налогового Кодекса РФ.

Ставки в 2017 году

  • 0% или 0 рублей, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.);
  • от 3,8% до 8% для различных полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости;
  • 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2016 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель. Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 - с 1 января 2020 года. В 2016 году ставка по нефти составляла 857 руб.;
  • 42 рубля за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива, на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья, и на корректирующий коэффициент;
  • 35 рублей за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья. Полученное произведение суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного. Если полученная сумма оказалась меньше 0, значение налоговой ставки принимается равным 0.
  • 47 рублей за 1 тонну добытого антрацита.
  • 57 рублей за 1 тонну добытого угля коксующегося;
  • 11 рублей за 1 тонну добытого угля бурого;
  • 24 рубля за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого;
  • 730 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края, содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы;
  • 270 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, не содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края.
  • на антрацит - 1,102;
  • на уголь коксующийся - 1,668;
  • на уголь бурый - 0,996;

В прошлом году улучшились условия, при которых коэффициент Ккан равен нулю в отношении участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море. Эти условия вынесены в отдельный подпункт 9 пункта 4 статьи 342.5 НК РФ.

В отношении нефти, добытой на этих участках недр, коэффициент Ккан сохраняет нулевое значение до 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором наступило одно из перечисленных в НК РФ обстоятельств. Таким обстоятельством является, например, достижение определенного уровня накопленного объема добычи нефти (за исключением накопленного объема на новых морских месторождениях на данном участке недр). С 2016 года этот предел составляет 15 млн т. вместо 10 млн т., как было установлено ранее.

При расчете НДПИ по газу применяется коэффициент Кгп, характеризующий экспортную доходность. Напомним, базовое значение ставки НДПИ в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья умножается на коэффициент Ккм, а также на базовое значение единицы условного топлива Еут и коэффициент Кс, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья.

Значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Налоговый вычет по НДПИ

Статья 343.1 Налогового кодекса РФ регулирует право налогоплательщика на получение налогового вычета - можно по своему выбору уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр.

В налоговый вычет включаются следующие расходы:

  • материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 "Налог на прибыль" НК РФ;
  • расходы налогоплательщика на приобретение и (создание) амортизируемого имущества;
  • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.

Право на применение данного налогового вычета непосредственно связано с обязанностью налогоплательщика НДПИ - работодателя обеспечивать безопасные условия труда и их охрану.

Порядок признания расходов в целях применения данного вычета должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения.

Порядок и сроки уплаты налога, отчетность

По итогам месяца исчисляется сумма налога отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пользователи недр уплачивают регулярные платежи ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год (Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1).

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр устанавливаются Правительством РФ, а суммы этих платежей направляются в федеральный бюджет.

Декларация по НДПИ представляется в налоговый орган по месту нахождения российской организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, месту осуществления деятельности иностранной организации через филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Обязанность представления налоговой декларации возникает, начиная с налогового периода, в котором стала осуществляться фактическая добыча полезных ископаемых. Представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговую декларацию по НДПИ можно подавать как в бумажном, так и в электронном виде.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

НДПИ: что нового в 2017 году?

В 2017 году изменились некоторые налоговые ставки и значения, необходимые для расчета коэффициентов.

При уплате налога при добыче нефти ставка составит 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2016 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель.

Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 - с 1 января 2020 года. В 2016 году ставка по нефти составляла 857 руб.;

Налоговые ставки в отношении угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, которые определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 902 "О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля").

Коэффициенты-дефляторы на 1 квартал 2017 года составят:

  • на антрацит - 1,102;
  • на уголь коксующийся - 1,668;
  • на уголь бурый - 0,996;
  • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,132.

Это установлено приказом Минэкономразвития России от 18.01.2017 N 8 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля".

При расчете НДПИ по газу значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

С 1 января 2017 года пункт 15 статьи 342.4 гласит, что коэффициент Ккм равен результату деления числа 6,5 на значение коэффициента Кгп. Кгп новой нормой установлен такой: 1,7969 - на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно, 1,4022 - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 1,4441 - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно - для налогоплательщиков - собственников объектов Единой системы газоснабжения, либо участников с долей собственности;

Для остальных налогоплательщиков Кгп равен 1.

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.



Похожие статьи