Учетная политика организации образец для целей налогообложения. Пример учетной политики организации

Бухгалтерский учет - это строгая, структурированная система сбора, фиксации и обобщения сведений об имущественных объектах, обязательствах, их перемещении, в денежной форме, которая воплощается путем постоянного учета всех связанных с ними финансово-хозяйственных операций.

Основа и рамки бухгалтерского учета лежат в разрабатываемой учетной политике . Существуют стандартные принципы ее организации, но каждый экономический субъект, устанавливающий в своей деятельности систему двойной записи, обязан составить собственный четкий и строго регламентированный документ об , чтобы он служил ориентиром и нормативом для документоведения.

Что это такое

В России законодательство о бухучете состоит из:

  • Закон о бухгалтерском учете №402 и другие законы, кодексы, федеральные указы и постановления;
  • Положения о бухгалтерском учете (ПБУ);
  • другие акты и методические указания, содержащие тематические нормативные сведения — Письма и Постановления Минфина РФ;
  • внутренние документы хозяйствующих субъектов.

С бухгалтерским законодательством тесно взаимодействуют гражданское право , несущее основы правомерной деятельности в России, административное и уголовное право, поскольку санкции в случае нарушения законодательства могут обретать формы не внутренних выговоров и штрафов, но и государственной ответственности.

Налоговое законодательство во многом связано с бухгалтерским, в целях полноты каждого из них законодатель часто принимает поправки, ведущие к единству этих систем. Неразрывно с бухгалтерией трудовое право, поскольку данные о работниках занимают большую часть общего учета.

Каждая из перечисленных отраслей предусматривает связанные между друг другом меры ответственности при отсутствии на предприятии учетной политики. Руководитель экономического субъекта обязан утвердить внутренний акт о ней согласно ПБУ 1/2008 . Стандарт утвержден Министерством финансов России в 2008 году, последняя редакция датируется 2015 годом.

Положение ориентировано на юридических лиц, кроме кредитных учреждений, и устанавливает для них общие требования организации учетной политики. Также и в иных ПБУ содержатся дополнительные нормы в этой сфере, а Налоговый кодекс России дает четкие указания об учетной политике для целей налоговой работы.

В основном ПБУ учетной политикой называется комплекс способов ведения бухучета - группировки и обобщения сведений, стоимостной оценки и наблюдения.

Вариант организации такой политики зависит от главных приоритетов и принципов, при выборе которых необходимы комплексный подход и цель оптимизировать деятельность. Какие факторы нужно учитывать при этом выборе:

  • форма организации;
  • отрасль;
  • вид деятельности;
  • параметры внутренних сторон работы - экономической, финансовой, административно-управленческой, производственной;
  • масштабы;
  • особенности отделов бухгалтерии и менеджмента;
  • коммерческая политика.

К примеру, если предприятие стремится уменьшить налоговую нагрузку через оптимизацию налогообложения прибыли и имущества, то в учетной политике потребуются соответствующие бухгалтерские решения - амортизация с повышающими показателями, оценка ценностей по цене последнего выпуска или поставки.

Учет относится к бухгалтерии и регламентируется не только Налоговым кодексом и Письмами Минфина, но и 402 Законом о бухгалтерском учете.

Алгоритм действий:

  • составить план будущего учета - провести анализ расходов и доходов, распределение их по видам деятельности, разработка методики списания издержек на ту или иную деятельность с учетом требований и рекомендаций законодательства;
  • «примерить» план на действующую систему учета - проверка плана счетов на наличие всех необходимых пунктов, анализ имеющихся инструментов для ведения раздельного учета;
  • фактическое применение плана - включение в учетную политику, создание новых регистров.

Необходимо сформировать документ учетной политики и утвердить его руководителя хозяйствующего субъекта.

Гласит, что учетную политику на предприятии должен разрабатывать главный бухгалтер, а при его отсутствии - другим ответственным лицом. Утверждение документа о политике вменено руководителю бизнеса.

Стандартный документ об УП состоит из двух разделов - политика в целях бухгалтерского учета и политика в целях налогового учета. Причина такого совмещения в требованиях Налогового кодекса России и существенных отличий между двумя формами учета. Но допускается формирование и отдельных документов УП по каждой тематике.

Что нужно включить в локальный акт УП для бухгалтерии:

  • формы отчетности, учетных регистров и первичных документов, бланки отчетов для личного пользования внутри предприятия;
  • план счетов, необходимых для ведения бухгалтерии, включая счета аналитические, синтетические и субсчета;
  • методы оценки;
  • положение об инвентаризации материальных и нематериальных объектов, ее правила и порядок;
  • порядок и методы проверки за осуществляемые финансово-хозяйственными операциями;
  • методология работы с учетными сведениями и требования к документообороту;
  • прочие положения.

В части налогового учета сложнее сформулировать политику, поскольку в налоговом законодательстве нет четких указаний и рекомендаций по этому вопросу. Как правило, при составлении этого раздела бухгалтеры берут в качестве основы уже разработанную политику по бухучету с соблюдением требований законодательства о налогах и сборах.

Налоговый учет - это комплекс правомерных методов расчета доходов и расходов и связанных с ними других параметров, необходимых для налогообложения.

Что входит в УП для налогового учета:

  • уплачиваемые налоги;
  • методы определения расходов и доходов, и др. особенности по каждому отдельному налогу;
  • наличие или отсутствие раздельного учета - перечень общехозяйственных расходов и методы их распределения между налоговыми режимами;
  • формы отчетности.

Разработанная учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя предприятия и начинает действовать с первого дня следующего года. Обычно приказ подписывают руководитель и главный бухгалтер.

Изменения на 2019 год

С 1 января 2019 года в нормативно-правовом регулировании формирования учетной политики есть изменения. Внедрены пять новых федеральных стандартов. Один посвящен изменению учетной политики, все остальные — правилам учета доходов, пересчету объектов в иностранной валюте, учету событий после отчетной даты, составлению отчета по движению денежных средств.

При использовании специальных режимов, например, субъектами малого и среднего предпринимательства, документ имеет упрощения, но требует строгого разделения объектов и обязательств по разным системам. Как видно, в таком образце показаны нормы как бухгалтерского, так и налогового учета для субъектов, работающих с основным режимом налогообложения.

Важные элементы учетной политики организации рассмотрены в данном видео.

Где взять форму учетной политики для целей бухучета и налогообложения?

Возьмите примеры учетной политики организации, которые утверждены отдельными приказами: для бухгалтерского учета и для налогового. На базе этих документов можно разработать собственный.

Учетную политику можно оформить отдельными приложениями и утвердить одним общим приказом. Приказ составляется в произвольной форме.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета (образец). Услуги

ПРИКАЗ № 56
об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета

Учетная политика организации (пример) для целей бухгалтерского учета

Учетная политика для целей бухгалтерского учета разработана в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н), Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Элементы и принципы учетной политики:

1. Бухгалтерский учет ведется структурным подразделением (бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером.

2. Бухгалтерский учет ведется автоматизированно c использованием рабочего Плана счетов согласно приложению 1.

Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

3. По следующим видам деятельности учет активов и обязательств ведется обособленно:

  • оказание информационных услуг организациям;
  • сдача в аренду офисных помещений;
  • операции с ценными бумагами.

4. Обособленные подразделения организации на отдельный баланс не выделяются.

5. В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются самостоятельно разработанные формы. Перечень форм, утвержденный для применения в организации, а также образцы нетиповых документов приведены в приложении 2.

6. Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам, которые уполномочены на это соответствующей должностной инструкцией.

7. Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета, перечень и форма которых установлены в приложении 3.

8. Отчетным периодом для составления внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности является календарный месяц. В состав внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Основание: часть 3 статьи 14, часть 5 статьи 13, часть 4 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 49 ПБУ 4/99.

9. Критерий для определения уровня существенности устанавливается в размере 5 процентов от величины объекта учета или статьи бухгалтерской отчетности.

Основание: пункт 3 ПБУ 22/2010, пункт 11 ПБУ 4/99.

10. Инвентаризация имущества и обязательств проводится раз в год перед оставлением годового баланса, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами, регулирующими ведение бухгалтерского учета.

11. Переоценка основных средств не производится.

Основание: пункт 15 ПБУ 6/01.

12. Объект принимается к учету в качестве основного средства, если он предназначен для использования в уставной деятельности организации, для управленческих нужд. При этом должны одновременно соблюдаться условия:

  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть свыше 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • стоимость объекта превышает 40 000 руб.

Основание: пункты 3-5 ПБУ 6/01.

13. Сроки полезного использования основных средств определяются по Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01, абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

14. По основным средствам, предназначенным к использованию для работы в условиях повышенной сменности, срок полезного использования, определенный в соответствии с Классификацией основных средств, сокращается в два раза.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01.

15. Амортизация по всем объектам основных средств начисляется линейным способом.

Основание: пункт 18 ПБУ 6/01.

16 . Предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной
стоимостью не более 40 000 руб. списываются по мере их передачи в эксплуатацию.

Основание: пункт 5 ПБУ 6/01.

17. Затраты на текущий и капитальный ремонт имущества включаются в расходы организации отчетного периода.

Основание: пункт 27 ПБУ 6/01.

18. Единицей учета материально-производственных запасов является номенклатурный
номер материального запаса.

Основание: пункт 3 ПБУ 5/01.

19. Приобретаемые материальные запасы отражаются в учете по фактической себестоимости без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Основание: пункт 5 ПБУ 5/01, пункт 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

20. При выбытии все группы материально-производственных запасов оцениваются по
средней себестоимости.

Основание: пункт 16 ПБУ 5/01.

21. Расходы, отраженные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в течение месяца, полностью списываются по его окончании в дебет счета 90 «Продажи» без распределения по видам деятельности.

Основание: пункт 9 ПБУ 10/99.

22. Расходами, которые относятся на себестоимость оказываемых услуг, признаются:

  • все материальные расходы, кроме общехозяйственных;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе оказания услуг (кроме административно-управленческого персонала);
  • начисленные суммы взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым в процессе оказания услуг.

Основание: пункт 9 ПБУ 10/99.

23. Расходы, относимые на себестоимость всех видов оказываемых услуг, формируют финансовый результат от оказания услуг в последний день текущего месяца.

Основание: пункты 16 и 18 ПБУ 10/99.

24. Единицей учета финансовых вложений является серия.

Основание: пункт 5 ПБУ 19/02.

25. Затраты связанные с приобретением финансовых вложений, не превышающие уровень существенности, установленный в пункте 8 настоящей Учетной политики, признаются
прочими расходами.

Основание: пункт 11 ПБУ 19/02.

26. Текущая рыночная стоимость финансовых вложений, по которым можно определить рыночную стоимость, корректируется ежеквартально.

Основание: пункт 20 ПБУ 19/02.

27. Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

Основание: пункт 21 ПБУ 19/02.

28. Все группы финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, при списании оцениваются по первоначальной стоимости каждой единицы финансовых вложений.

Основание: пункт 26 ПБУ 19/02.

29. Проверка на обесценение финансовых вложений в целях создания резерва под обесценение финансовых вложений проводится ежегодно.

Основание: пункт 38 ПБУ 19/02.

30. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.

Основание: пункт 70 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

31. Для расчета резерва на оплату отпусков используется следующий порядок:

  • оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков определяется на последнее число каждого квартала;
  • сумма резерва рассчитывается как произведение количества не использованных всеми сотрудниками организации дней отпусков на конец квартала (по данным кадрового учета) на средний дневной заработок по организации за последние шесть месяцев с учетом начисленных взносов на обязательное страхование.

Основание: пункт 5 ПБУ 8/2010, пункт 7 ПБУ 1/2008.

32. Курсовые разницы по операциям с иностранной валютой учитываются на счете 91
«Прочие доходы и расходы» по мере совершения операций и по окончании каждого
месяца.

Основание: пункт 7 ПБУ 9/99, пункт 7 ПБУ 3/2006, План счетов бухгалтерского учета
и Инструкция по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

33. Выручка от реализации отражается в учете:

  • в отношении информационных услуг - по факту оказания услуг на дату
    подписания акта об оказании услуг;
  • в отношении доходов от сдачи в аренду нежилых помещений - ежемесячно.

Основание: пункт 12 ПБУ 9/99.

34. Разницы, обусловленные различиями в ведении бухгалтерского и налогового учета, отражаются на счетах бухгалтерского учета по мере их появления, обособленно по каждому отклонению на основании первичных учетных документов.

Основание: пункт 3 ПБУ 18/02.

35. Текущий налог на прибыль определяется на основе данных, сформированных в
бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02.

Основание: пункт 22 ПБУ 18/02.

36. Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет, приведен в приложении 4. Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой), - 30 календарных дней. По возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.

37. График документооборота утверждается приказом руководителя. Соблюдение
графика контролирует главный бухгалтер.

Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

38. Для составления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности
применяются формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках согласно
приложению 1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Образец учетной политики (для целей налогообложения). Услуги на ОСНО

Закрытое акционерное общество «Альфа»

ПРИКАЗ № 85
об утверждении учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика ООО (пример) для целей налогообложения

на 2017 год

Налог на прибыль организаций

Порядок ведения налогового учета

1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.

2. Налоговый учет вести обособленно от бухгалтерского в самостоятельно разработанных
регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в
приложении 1.

3. Учет доходов и расходов вести методом начисления.

Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.

Учет амортизируемого имущества

4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному
значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую
включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой
Правительством РФ. В случае реконструкции, модернизации или технического
перевооружения срок полезного использования основного средства увеличивается до
предельного значения, установленного для амортизационной группы, в которую было
включено модернизируемое основное средство.

Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации
основных средств, включаемых в амортизационные группы», пункт 1 статьи 258
Налогового кодекса РФ.

5. Срок полезного использования основных средств, бывших в употреблении,
определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником,
уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств
предыдущим собственником. Норма амортизации по бывшим в употреблении основным
средствам определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на
количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущими собственниками.

Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя
из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного
использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным
активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.

Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

7. Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и
нематериальным активам) начислять линейным методом.

Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.

Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

9. Норма амортизации основных средств, являющихся предметом договора лизинга,
определяется с учетом специального коэффициента в размере 3 (за исключением
основных средств, относящихся к первой-третьей амортизационным группам).

Основание: подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса
РФ.

10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

11. Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом осуществляется с
применением налогового регистра, форма которого установлена в приложении 2.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Учет материалов

12. В стоимость материалов, используемых в хозяйственной деятельности, включается
цена их приобретения (без учета НДС и акцизов), комиссионные вознаграждения,
уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы,
расходы на транспортировку, суммы, уплачиваемые организациям за информационные и
консультационные услуги, связанные с приобретением материалов.

Основание: пункт 4 статьи 252, пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

13. При выбытии материалы оцениваются по методу средней стоимости.

Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

14. Налоговый учет операций по приобретению и списанию материалов осуществляется
на соответствующих субсчетах к счету 10 «Материалы» в порядке, определенном для
целей бухгалтерского учета.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Учет затрат

15. К прямым расходам на оказание услуг относятся:

  • все расходы на приобретение материалов, используемых в процессе оказания услуг,
  • кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;
  • расходы на оплату труда персонала, непосредственно участвующих в процессе оказания услуг;
  • суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату
  • персонала, участвующего в процессе оказания услуг;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно
  • используемым в процессе оказания услуг.

Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

16. Прямые расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме
относятся на уменьшение доходов от реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Основание: пункт 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

17. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.
Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по
состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по
сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС. Учет операций по
начислению и использованию резерва осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 3.

Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

18. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию не
создается.

Основание: статья 267 Налогового кодекса РФ.

19. Налоговый учет расходов на оплату труда осуществляется в регистрах налогового
учета, форма которых установлена в приложении 4.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

20. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.

21. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

22. Проценты по заемным средствам включаются в расходы в пределах ставки
рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза, по рублевым обязательствам и
умноженной на коэффициент 0,8 по валютным обязательствам.

Основание: статья 269 Налогового кодекса РФ.

23. Расходы на приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки признаются расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 процентов налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.

Основание: пункт 3 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ.

24. При реализации и ином выбытии ценных бумаг их списание производится по
стоимости единицы.

Основание: пункт 9 статьи 280 Налогового кодекса РФ.

25. Доходы и расходы от сдачи имущества в аренду признаются внереализационными
доходами и расходами.

Основание: пункт 4 статьи 250, подпункт 1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

26. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются
равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если
дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период
распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.

Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.

27. Учет доходов и расходов от реализации вести в регистрах налогового учета, форма
которых установлена в приложении 5.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

28. Учет внереализационных доходов и расходов вести в регистрах налогового учета,
форма которых установлена в приложении 6.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Порядок расчета авансовых платежей

29. Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя
из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал,
предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых
платежей.

Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

30. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по
местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности
работников.

Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость

31. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона
номеров, выделяемых головной организацией.

Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от
26 декабря 2011 г. № 1137.

32. Учет освобожденных от НДС операций по реализации ценных бумаг ведется на
субсчетах бухгалтерского учета обособленно. Прямые затраты на осуществление данного
вида деятельности учитываются на субсчете «Операции с ценными бумагами» к счету 91
«Прочие доходы и расходы». Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты не
реализацию ценных бумаг к распределению» к счету 26 «Общехозяйственные расходы».
Совокупные расходы на реализацию ценных бумаг в целях расчета 5-процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и
соответствующей доли косвенных затрат.

Основание: подпункт 12 пункта 2 статьи 149, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

33. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется
пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Распределение косвенных затрат и расчет совокупных расходов на освобожденную от НДС деятельность осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 7.

Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

34. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций,
освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:

  • 19-1 «Операции, облагаемые НДС», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС. Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.
  • 19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС. Суммы НДС, принятые к учету на субсчете 19-2, в течение квартала к вычету не принимаются.
  • 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения.

Основание: пункт 4 статьи 149, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Общество с Ограниченной Ответственностью " ХХХХ"

ПРИКАЗ №


об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета

Г. ___________ « _____»_________ г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на _____ год согласно приложению

2. Контроль за исполнением приказа возложить на ______________ (Должность, Ф.И.О.)

Генеральный директор ____________________ (Ф.И.О.)

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета разработана в соответствии с ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина № 34н), ПБУ 1/2008 , Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждено приказом Минфина России № 94н), Приказом Минфина № 66н.

2. Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией ООО "ХХХХХ" под руководством Главного бухгалтера.

Возможны Варианты:

1) Бухгалтерский учет ведется структурным подразделением (бухгалтерией), находящимся в непосредственном подчинении заместителя директора по экономике и финансам.

2) Бухгалтерский учет ведется сторонней организацией, оказывающей специализированные услуги по ведению бухгалтерского учета в соответствии с договором.

3) Ведение бухгалтерского учета осуществляет директор организации.

3. Бухгалтерский учет ведется автоматизированно c использованием рабочего Плана счетов.

Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России № 34н.

По следующим видам деятельности учет активов и обязательств ведется обособленно:

· оказание информационных услуг.

· сдача в аренду офисных помещений;

· операции с ценными бумагами.

4. Обособленные подразделения организации на отдельный баланс не выделяются.

5. В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов , используются самостоятельно разработанные формы.

Перечень форм, утвержденный для применения в организации, а также образцы нетиповых документов приведены в приложении к приказу №_______

Основание: часть 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

6. Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам, перечисленным в приказе № _____.

Основание: пункт 7 части 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

7. Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета

8. Отчетным периодом для составления внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности является календарный месяц.

В состав внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Основание: часть 3 статьи 14 Закона № 402-ФЗ и пункт 49 ПБУ 4/99.

9. Критерий для определения уровня существенности устанавливается в размере 5 %от величины объекта учета или статьи бухгалтерской отчетности.

Основание: пункт 3 ПБУ 22/2010 и пункт 11 ПБУ 4/99.

10. Инвентаризация имущества и обязательств проводится раз в год перед составлением годового баланса, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами, регулирующими ведение бухгалтерского учета.

Основание: часть 3 статьи 11 Закона № 402-ФЗ.

11. Переоценка основных средств в _______ году не производится (производится).

Основание: пункт 15 ПБУ 6/01.

12. Объект принимается к учету в качестве основного средства, если он предназначен для использования в уставной деятельности организации и для управленческих нужд.

При этом соблюдаются условия:

  • объект предназначен для использования в течение длительного времени (свыше 12 месяцев);
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • стоимость объекта превышает ________________ руб.

Основание: пункты 3 - 5 ПБУ 6/01.

13. Сроки полезного использования основных средств определяются согласно Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства № 1.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01, абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ № 1.

14. По основным средствам, используемым для работы в условиях повышенной сменности, срок полезного использования, определенный в соответствии с Классификацией основных средств, сокращается в 2 раза.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01.

15. Амортизация по всем объектам основных средств начисляется линейным способом.

Основание: пункт 18 ПБУ 6/01.

16. Предметы со сроком полезного использования более ___ месяцев и первоначальной стоимостью не более __________ руб. списываются по мере их передачи в эксплуатацию.

Основание: пункт 5 ПБУ 6/01.

17. Затраты на текущий и капитальный ремонт имущества включаются в расходы организации отчётного периода.

Основание: пункт 27 ПБУ 6/01.

18. Единицей учета МПЗ является номенклатурный номер материальных запасов.

Основание: пункт 3 ПБУ 5/01.

19. Приобретаемые материальные запасы отражаются в учете по учетным ценам без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

ТЗР учитываются на отдельном субсчете к счету 10 «Материалы» .

Основание: пункт 5 ПБУ 5/01, пункты 80, 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России № 119н, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.

20. При выбытии все группы МПЗ оцениваются по средней себестоимости.

Основание: пункт 16 ПБУ 5/01.

21. Расходы, отраженные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в течение месяца, полностью списываются по его окончании в дебет счета 90 «Продажи» без распределения по видам деятельности.

Основание: пункт 9 ПБУ 10/99.

22. Расходами, которые относятся на себестоимость оказываемых услуг, признаются:

  • все материальные расходы, кроме общехозяйственных;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе оказания услуг:
  • начисленные суммы взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование ;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам , используемым в процессе оказания услуг.

Основание: пункт 9 ПБУ 10/99.

23. Расходы, относимые на себестоимость всех видов оказываемых услуг, формируют финансовый результат от оказания услуг в последний день текущего месяца.

Основание: пункты 16 и 18 ПБУ 10/99.

24. Единицей учета финансовых вложений является ___________ (указать).

Основание: пункт 5 ПБУ 19/02.

25. Затраты на приобретение финансовых вложений, не превышающие уровень существенности, признаются прочими расходами.

Основание: пункт 11 ПБУ 19/02.

26. Текущая рыночная стоимость финансовых вложений, по которым можно определить рыночную стоимость, корректируется ежеквартально.

Основание: пункт 20 ПБУ 19/02.

27. Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

Основание: пункт 21 ПБУ 19/02.

28. Все группы финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, при списании оцениваются по первоначальной стоимости каждой единицы финансовых вложений.

Основание: пункт 26 ПБУ 19/02.

29. Проверка на обесценение финансовых вложений в целях создания резерва под обесценение финансовых вложений проводится ежегодно.

Основание: пункт 38 ПБУ 19/02.

30. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.

Основание: пункт 70 Положения, утвержденного приказом Минфина России № 34н,

пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

31. Для расчета резерва на оплату отпусков используется следующий порядок:

  • оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков определяется на последнее число каждого квартала;
  • сумма резерва рассчитывается как произведение количества не использованных всеми сотрудниками организации дней отпусков на конец квартала (по данным кадрового учета) на средний дневной заработок по организации за последние шесть месяцев с учетом начисленных взносов на обязательное страхование.

Основание: пункт 5 ПБУ 8/2010, пункт 7 ПБУ 1/2008.

32. Разницы по операциям с иностранной валютой учитываются на счете 91
«Прочие доходы и расходы» по мере совершения операций и по окончании каждого месяца.

Основание: пункт 7 ПБУ 9/99, пункт 7 ПБУ 3/2006, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждено приказом Минфина № 94н).

33. Выручка от реализации отражается в учете:

  • по информационным услугам - по факту оказания услуг на дату подписания акта об оказании услуг;
  • в отношении доходов от сдачи в аренду нежилых помещений - ежемесячно.

Основание: пункт 12 ПБУ 9/99.

34. Разницы, обусловленные различиями в ведении бухгалтерского и налогового учета, отражаются на счетах бухгалтерского учета по мере их появления, обособленно по каждому отклонению на основании первичных учетных документов.

Основание: пункт 3 ПБУ 18/02.

35. Текущий налог на прибыль определяется на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02.

Основание: пункт 22 ПБУ 18/02.

36. Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет, приведен в отдельном приказе № ___ .

Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой), _____________ дней.

По возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.

Основание: пункт 26 постановления Правительства РФ № 749.

37. График документооборота утверждается приказом руководителя. Соблюдение графика контролирует главный бухгалтер.

39. Промежуточная и годовая бухгалтерская отчетность представляется в сроки и составе, предусмотренных законодательством и федеральными стандартами, регулирующими ведение бухгалтерского учета:

  • в налоговую инспекцию;
  • в Росстат (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых Учетная Политика Приказ Учетная Политика Образец Скачать

Совокупность принципов, которые применяются при формировании финансовой отчетности, называется учетной политикой организации. Цель ее формирования - установить оптимальный вариант учета ПБУ в организации. Свод внутренних правил формируется сразу после образования организации и корректируется по мере необходимости.

Что нужно знать

Сегодня на любом предприятии должен быть четко сформирован формат ведения документооборота, налоговой и бухгалтерской отчетности. Учетная политика организации, пример которой будет представлен далее, оформляется отдельным распорядительным документом, в котором содержатся выдержки из законодательных актов, применяемых организацией.

Принципы

Хороший пример учетной политики должен формироваться по принципам:

  • Непрерывной деятельности - потребность в реорганизации или остановки деятельности в ближайшее время отсутствует.
  • Последовательности - одна и та же учетная политика используется ежегодно.
  • Временная определенность - каждое действие в процессе работы должно относиться к определенному временному периоду.

Эти принципы следует учитывать при составлении примера учетной политики предприятия.

Сколько документов нужно организации

На каждом предприятии одновременно ведется бухгалтерский и налоговый учет. Их наличие является обязательным в рамках действующего законодательства. По правилам НУ и БУ в той или иной сфере можно выбрать один из предложенных способов учета или разработать и утвердить свою собственную схему. Все эти алгоритмы должны быть прописаны в учетной политике. Для НУ и БУ составляется два нормативных документа. При этом в правилах ведения налогового учета должен быть прописан алгоритм расчета налога на прибыль, НДС и «упрощенки».

Кроме НУ и БУ, организация может также вести управленческий учет (УУ). В нем отражается информация для внутреннего пользования. Принципы ее формирования и алгоритм использования следует также прописать в учетной политике. Законодательная база регламентирует принципы ведения НУ и БУ. В отношении УУ организация может самостоятельно формировать правила работы, исходя из специфики деятельности и целей.

Определения

Учетная политика ООО, пример которой будет представлен далее, разрабатывается по нормативам НК РФ и федерального законодательства. Потому следует заранее ознакомиться с используемой в них терминологией.

Под учетной политикой понимается совокупность форматов ведения отчетности. Принципы работы распространяются на все этапы: от наблюдения до обобщения факторов деятельности. Это обозначение группы документов, согласно которым функционирует коммерческое предприятие.

Бухгалтерская и налоговая отчетность - процесс ведения хозяйственной деятельности и формирования базы для расчета налогов, оформленный в документарном виде. Эти два документа могут формироваться совместно и раздельно.

Имущественная обособленность - это отделение собственности от организации. Пример учетной политики организации, ООО, в которой не отражен данный пункт, является не лучшим образцом. Если в документе не указано, как происходит отчуждение, то имущество организации может быть изъято за долги собственников.

Необходимые данные

Чтобы составить свод правил, по которым будет действовать организация, необходимо знать нюансы работы фирмы:

  • Какие счета в БУ использует организация?
  • Какие первичные документы для ведения учета использует?
  • Как осуществляет учет МБП и запасов?
  • Какой способ амортизации выбран?

В независимости от сферы деятельности, правила работы должны быть сформированы в соответствии с требованиями НК РФ.

Нормативы

Пример может быть сделан в произвольной форме. Главное, чтобы документ был составлен в соответствии с:

  • Приказом Минфина №100;
  • ПБУ «Учетная политика»;
  • №81, №402.

Действующее законодательство часто изменяется. Из-за этого возникает масса ошибок. Лица, занимающиеся могут быть просто не в курсе последних изменений.

Для предприятий, которые ведут свою деятельность за пределами РФ, существует свой пример учетной политики - МСФО. Этот документ составлен по стандартам IFRS, разработанным в 2001 году IASC.

Порядок формирования

При отсутствии опыта составления документов такого рода следует детально изучить пример учетной политики на 2017 год. Алгоритм составления стандартный для предприятий всех форм собственности. Начинается процесс с определения элементов, структуры и ответственных лиц.

Структура документа зависит от направления деятельности предприятия. Но существует также ряд обязательных элементов:

  • Способ признания доходов и расходов для расчета налога на прибыль.
  • Способ определения цен на все числящиеся запасы.

По действующим нормам НК существует два основных способа признания доходов:

  • Методы вычитания: доходы и расходы принимаются к учету в момент возникновения (независимо от наличия оплаты).
  • Кассовый метод: доходы и затраты признаются таковыми в момент движения средств.

На практике второй метод заменяют на УСН.

Стоимость запасов определяется либо по средней цене, либо по стоимости единицы запасов из последней партии.

Главной особенностью документа является персональная ответственность лица, которое его подписывает. Это может быть главный бухгалтер, директор или ИП. За невыполнение предписаний на ответственное лицо накладывается административный штраф.

Обязательные элементы

Свод правил работы организации должен содержать такую информацию:

  • Форма собственности, правовой статус организации; занимаемая отрасль; вид деятельности; наличие филиалов; масштабы организации.
  • Текущие и долгосрочные цели деятельности.
  • Особенности деятельности во всех направлениях: производственном (структура предприятия, потребляемые ресурсы); коммерческом (как осуществляется сбыт, какие используются формы расчетов); отраслевом (учетная политика медицинской организации отличается от аналогичного документа производственной фирмы), финансовом (взаимоотношения с банками, используемые налоговой системой), управленческом (уровень технического обеспечения).
  • Кадровую информацию. Специалисты какой квалификации требуются организации? Какие перед ними ставятся задачи?
  • Описание хозяйственной ситуации. Пример учетной политики бухгалтерского учета должен содержать информацию об инфраструктуре рынка, состоянии налогового законодательства, инвестиционном климате.

Что описывать?

Документ должен позволять организации в полном объеме отражать все хозяйственные операции. Если предприятие не использует НМА в процессе деятельности, то не следует описывать порядок их учета.

Согласно последним изменениям ПБУ №1/2008, если какой-то вопрос не раскрыт в федеральных стандартах, то к организации применяются правила МСФО.

Рассмотрим пример. Российская компания продает в Татарстан партию станков. Продажная цена включает стоимость дальнейшего техобслуживания. По стандарту IAS №18, если компания может рассчитать стоимость обслуживания, то она имеет право выручку от данной услуги признавать равномерно в течение всего периода обслуживания. В федеральных стандартах прописано, что выручка в таких случаях признается единовременно. Это позволяет рассчитать корректный финансовый результат.

Документ должен отражать рациональный способ учета доходов и расходов. Пример учетной политики строительной организации должен включать порядок признания выручки и расходов по требованиям ПБУ №2/2008, а торговой фирме нужно будет обязательно отразить учет скидок и надбавок. При этом в обоих организациях могут быть одинаковыми принципы начисления амортизации или списания МБП.

НМА, ОА, обязательства

Пример учетной политики в отношении ОС должен отражать:

  • схему определения срока использования ОС, его наименование;
  • порядок определения рыночной, ликвидационной и первоначальной стоимости ОС;
  • порядок начисления амортизации;
  • схему присвоения ИН оборудованию;
  • особенности учета библиотечного фонда, ПО;
  • перечень ценного имущества и порядок его учета;
  • принципы учета НМА, МЗП;
  • порядок деления расходов на прямые и косвенные.

В УП по операциям с оборотными активами следует включить:

  • порядок учета средств;
  • «кассовые» операции;
  • схему выдачи средств под отчет и т.д.

Раздел УП об обязательствах должен включать порядок учета налогов, соцобеспечения, привлечения средств, перевода активов между видами деятельности.

Прочие нюансы

Если организация планирует с нового года создавать резервы под долги, на оплату отпусков или для проведения ремонта, то алгоритм проведения данных операций также следует отразить в УП. Например, в отношении резервов по оплатам отпусков следует указать:

  • дату формирования;
  • формулу расчета отчислений;
  • предельный размер;
  • алгоритм инвентаризации;
  • схему списания.

Ответственность

Отсутствие у организации учетной политики или описания в ней ключевых положений рассматривается налоговыми органом как грубое нарушение, за которое предусмотрен штраф в размере 10 тыс. руб. (ст. 120 НК). Должностному лицу также придется заплатить 5-10 тыс. руб. в бюджет, а при выявлении повторного нарушения - 10-20 тыс. руб.

Корректировка

Учетная политика фиксируется в виде распорядительного документа. Если изменения охватывают большую часть текста и изменяют его структуру, то проще переиздать распоряжение, чем делать новые приказы. Пример учетной политики с изменениями прикладывается к В частности, в 2017 году изменились способы оценки МБП, НМА (Приказ Минфина №64н), введен новый порядок учета ОС и способов начисления амортизации. Теперь малые предприятия могут начислять ее один раз в год, а расходы на проведение научных исследований списывать ежедневно.

Учетная политика организации, пример которой был представлен ранее, должна применяться постоянно и ежегодно. Изменения следует вносить только в исключительных случаях, таких как:

  • внесение изменений в уставные документы;
  • изменение требований госорганов, осуществляющих регулирование БУ;
  • корректировка обеспечит более достоверное отражение информации.

Например, фирма, занимающаяся арендой автомобилей, захотела воспользоваться амортизационной премией. В этом случае главному бухгалтеру в декабре 2016 года следовало подготовить новый пример учетной политики ОСНО. В документе следует прописать, что к приобретенным ТС применяется премия в пределах 10-30% от стоимости. Также следует сделать ссылку на письмо УФНС №16-15, в котором допускается применение данной схемы работы.

Учетная политика бюджетного учреждения: пример

Структура УП должна включать:

  • используемый план счетов;
  • алгоритмы оценки имущества, обязательств;
  • процедуры по обеспечению сохранности имущества;
  • схема отражения событий после сдачи отчета;
  • формы первичных регистров, порядок документооборота.

УП бюджетной организации содержит массу приложений:

  • инструкции, определяющие проведение инвентаризации, порядок принятия обязательств и т.д.;
  • состав комиссий, проводящей ревизию;
  • перечень должностных лиц с полной материальной ответственностью;
  • положения о служебных командировках;
  • другие документы (методики, схемы).

УП должно регулировать особенности работы по тем аспектам, которые не регулируются законодательно. Принятые положения следует использовать ежегодно.

Особенности учета операций для целей НУ следует отразить отдельной главой и по таким направлениям:

  • настройка плана счетов под нужды НУ;
  • алгоритм применения данных из БУ в НУ;
  • используемую систему налогообложения;
  • варианты представления отчетности;
  • ответственные за ведение НУ;
  • формы используемой первички;
  • порядок заполнения регистров;
  • аспекты учета НДС, налога на прибыль, на имущество.

Внедрение

Чтобы организация начала использовать разработанный свод правил, необходимо провести комплекс работ:

  • утвердить приказом положения УП и указать дату, с которой их выполнение будет считаться обязательным;
  • с лицами, функции которых связаны с выполнением учетного процесса, следует детально изучить УП;
  • на рабочих местах разместить выписки из УП;
  • настроить ПО под установленные требования;
  • определить лиц, ответственных за выполнение положений УП.

Процесс разработки и использования УП - это целый комплекс мероприятий, каждый этап которого требует жесткой дисциплины и знания законодательства.

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.



Похожие статьи