Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Экономические ресурсы в рыночной экономике. Субъекты экономики

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику.

При первой модели целевая направленность государственных программ связана с защитой интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах. Доля государственного сектора в экономике 30 % (Германия). При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

Корпоративная экономика предполагает целевую направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция). Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.

В современных условиях рыночная система хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению ее субъективной структуры.

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство).

Домашние хозяйства представляют собой хозяйственную (экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, в основном, человеческого фактора производства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.

Предприятие (фирма) – эта экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельные решения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования привлеченных и собственных факторов производства. За свою деятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики несет полную ответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и на совершенствование и расширение производства, на выплату налогов.

Банки – это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.

Если оценивать экономические цели современной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:

1 Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения.

2 Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, т.е. достижения наилучших результатов при минимальных затратах.

3 Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все, кто может и желает работать, должны быть обеспечены рабочими местами.

4 Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности.

5 Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6 Справедливое распределение доходов. Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.

7 Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, т.е. по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Таковы в общих чертах основы и характерные признаки рыночной экономики.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Назовите два свойства продукта производства.

    Дайте определение предметам труда и средствам труда.

    Дайте определение рабочей силе.

    Назовите центральные проблемы любой экономической системы и раскройте их содержание.

    Перечислите основные способы разрешения основных проблем любой экономической системы.

    Что вы понимаете под производством и общественным продуктом?

    Дайте определение рыночного механизма.

    Назовите главные отличия рыночной экономики от административно-командной.

    В чем отличие показателя валовой общественный продукт от чистого продукта или национального дохода?

    Раскройте содержание форм ведения хозяйства.

    В чем состоит двоякая ценность общественного продукта?

    Из каких элементов складывается стоимость валового продукта?

    Что вы понимаете под экономическими ресурсами и их редкостью?

    Какие факторы оказывают влияние на жизнь и благополучие народов?

    Почему производству придается роль решающего фактора?

    Дайте характеристику натуральной формы хозяйства.

    Покажите, какие факторы лежат в основе перехода хозяйственной деятельности от одних форм к другим.

    Назовите причины и условия, на базе которых совершился переход к товарной форме производства.

    Дайте развернутую характеристику простого товарного производства. Приведите пример этой формы хозяйства из реальной современной жизни.

    Как понимать положение: "Развитие простого товарного производства послужило исходным пунктом возникновения капитализма?"

    Чем отличается развитое капиталистическое товарное производство от простого?

    Есть ли разница между понятиями "Рыночная экономика" и "Товарная экономика"?

    Что послужило причиной своеобразного раскола в рядах советских экономистов в 1960 – 1970 гг. на "товарников" и "нетоварников"?

    Возможна ли в перспективе замена товарной формы хозяйства какой-либо другой?

    Назовите основные модели рыночной экономики и охарактеризуйте их.

    Назовите субъектов рыночной экономики и охарактеризуйте их экономическое поведение?

    Какие экономические цели достигаются в процессе развития рыночной экономики?

Формирование рыночных отношений в России и других постсоциалистических странах повысило практическую значимость теории рыночной экономики.

Понятия «рынок» и «рыночная экономика»- взаимосвязаны, но не тождественны.

Рынок возникает и развивается вместе с разделением труда в обществе задолго до формирования рыночной экономики. Рыночная экономика- результат длительного исторического развития рыночных отношений и рынка.

В обществе, основанном на разделении труда, практически никто не может удовлетворить свои экономические потребности самостоятельно, производя все необходимые для существования предметы потребления. Следовательно, рынок возникает тогда, когда товаропроизводители в результате разделения труда вынуждены вступать в постоянно возобновляемые взаимоотношения друг с другом.

Понятие «рынок» является одновременно простым и сложным. Считая эту категорию простой и всем понятной, некоторые авторы избегают давать ее определение. Во многих источниках приводятся самые различные определения рынка. Существуют узкое и широкое определения понятия «рынок». В узком смысле рынок отражает лишь суть процесса обмена, связанного с куплей-продажей материальных благ и услуг. В связи с этим рынок определяется или как совокупность сдечок купли и продажи товаров, или как взаимодействие продавцов и покупателей, или как место, где продавцы и покупатели находят друг друга.

В широком смысле рынок - это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли. И то, и другое определения по-своему правильно отражают существо проблемы. Узкое определение отражает суть собственно рынка в его первоначальном значении. Широкое определение рынка является определением рыночной экономики как результата его дальнейшего развития.

Рынок - неотъемлемый элемент рыночной экономики. Сам по себе он не создает товаров и товарного изобилия. Это лишь один из инструментов, воздействующих на воспроизводство и экономические интересы хозяйст

вующих субъектов. Рынок осуществляет реализацию социально-экономических взаимосвязей, экономически обособленных разделением труда хозяйствующих субъектов. Он формируется и может функционировать в определенной рыночной среде. Создание товаров и услуг обеспечивается рыночной экономикой, работающей по законам товарно-денежных отношений.

Для понимания сути рыночной экономики и причин ее формирования недостаточно иметь в виду только общественное разделение труда. Прежде всего необходимо учитывать, что рыночная экономика возникает и интенсивно развивается вместе с возникновением и развитием капиталистической системы хозяйства. Главная же особенность капиталистической системы - образование частной формы собственности на средства производства и двух основных системообразующих хозяйствующих субъектов - собственника средств производства и наемного работника, лишенного этой собственности

Такая исторически новая ситуация в развитии общества, во-первых, привела к повышению степени разделения труда в обществе, выделив труд собственника средств производства, предпринимателя и труд наемного, экономически зависимого работника; во-вторых, создала особый товар «рабочая сила» и особый рынок этого товара; в-третьих, расширила сферу обмена потребительских товаров и активизировала их производство. И наконец, самое главное: частная собственность и наемный труд создали субъектов с сильной мотивацией на эффективность и рациональность в трудовой деятельности Частный собственник, предприниматель заинтересован в максимальном получении прибыли от своей собственности. Он может достигнуть этой цели, увеличивая объемы производства товаров, необходимых потребителю, используя новейшие достижения в технике и организации труда, снижая издержки производства и цены.

Реализация цели с помощью таких средств согласуется с интересами всего общества. Наемный работник также приобретает сильные мотивы для эффективной работы: он экономически зависим и заинтересован в сохранении рабочего места и повышении заработной платы как единственного источника существования. Трудовая дисциплина и рост доходов наемных работников (подавляющего большинства занятого населения любой страны) также отвечают интересам всего общества.

Таким образом, капиталистическая система хозяйства способствовала развитию рыночной экономики как наиболее рациональной формы обмена результатами труда и эффективной реализации взаимосвязи «производство-потребление».

Субъекты рыночных отношений, а не товары и деньги, создают рынок и рыночную экономику.

В развитой рыночной экономике, где доминирует частная (в ее различных проявлениях) собственность на факторы производства, основными субъектами рыночных отношений выступают сфера бизнеса и сфера домашнего хозяйства. Кроме них участниками рыночных отношений в большей или меньшей мере являются государство (в форме государственного пред

принимательства и правительственных органов) и различного рода зарубежные субъекты, поскольку рыночная экономика является открытой.

Роль и функциональная нагрузка основных субъектов рыночных отношений отличаются своей спецификой. Термин «бизнес» имеет в целом многоаспектное содержание.

В рассматриваемом смысле под бизнесом понимается любая организационная форма капитала, производящая товары и услуги в целях извлечения прибыли. Иначе говоря, это совокупность различного рода фирм (от гигантских акционерных компаний до индивидуальных предприятий), занятых в самых различных отраслях национальной экономики - в промышленности, транспорте, строительстве, торговле и т.д. Поставляя на рынок произведенные товары и оказывая услуги, субъекты бизнеса формируют и обеспечивают рыночное предложение. Но в то же время для осуществления процесса производства сфера бизнеса закупает необходимые для этого факторы производства, выступая таким образом одновременно и на стороне спроса.

Такая же двоякая роль присуща и другим субъектам рыночных отношений. Так, домохозяйства1, являясь собственниками таких факторов производства, как земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность, выступают поставщиками этих факторов (ресурсов) для бизнеса, т.е. также обеспечивают рыночное предложение. Но, с другой стороны, домашние хозяйства (и это для нынешней российской реальности пока более понятно) - это совокупность потребителей, охватывающая все слои общества. Поэтому домохозяйства формируют и представляют спрос на рынке.

Рассматривая субъекты рыночных отношений, необходимо сказать о государстве. Чаще всего в качестве субъекта рыночных отношений отмечают лишь правительственные учреждения, не выделяя государственного предпринимательства. Подобный подход обоснован только в том случае, если функционирование государственных предприятий отнесено к сфере бизнеса. Пренебрегать же государственным предпринимательством неправомерно. Как свидетельствует мировая статистика, оно занимает достаточно прочные позиции в отраслях, имеющих важное значение для национальной экономики, в том числе и требующих огромных капиталовложений, что не всегда под силу и не всегда выгодно частному предпринимательству.

В целом и в условиях приватизации сохраняет свою актуальность утверждение многих западных специалистов, что в обозримом будущем государственное предпринимательство останется ощутимым фактором рыночной экономики, а значит, и важнейшим ее субъектом. Однако следует учитывать

1 Учитывая, что в обыденном сознании россиян сложилось вполне определенное и, можно сказать, приниженное понимание домашнею хозяйства, поясним его трактовку в западной экономической геории «Домохозяйство - это экономическая единица в составе одною или нескольких лиц, которая 1) самостоятельно принимает решения, 2) является собственником какого-либо фактора производства, 3) стремится к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов К домохозяйсгвам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов земли, средств производства» (Рыночная экономика Учебник В 3 т М, 1992 С 33)

одну особенность: государственный бизнес выступает в странах с развитым рыночным хозяйством, как правило, не в форме ведомственных предприятий, а в форме публичных корпораций или смешанных акционерных обществ. Кроме того, надо выделить еще один аспект участия государства в рыночных отношениях. Он обусловлен тем, что государство, выступая на рынке как покупатель, приобретает определенную часть созданной в обществе продукции. Это - военная продукция и продукция, которая направляется на пополнение и образование государственных резервов (страхового, экспортного и иного назначения).

Иная роль у такого субъекта рыночных отношений, как правительственные учреждения, обладающие властными полномочиями. Их основная функциональная роль в системе рыночных отношений заключается в том, чтобы создавать наилучшую среду, регулировать «правила игры» всех субъектов хозяйственной жизни общества. Это реализуется с помощью налоговой системы, норм амортизационных отчислений, санитарных нормативов, технологических стандартов, защиты здоровья и окружающей среды. Любой производитель должен соблюдать множество нормативов, которые устанавливаются и жестко контролируются государством. В данном смысле современный рынок - это регулируемый рынок, функционирование которого невозможно без отработанного и совершенствующегося государственно-правового механизма.

Все субъекты рыночных отношений связаны и взаимодействуют друг с другом, формируя поток доходов и расходов, который находится в постоянном движении и отражает результаты общественного производства, в том числе общий объем производства, общий доход, занятость.

Каждый участник рыночных отношений, во-первых, самостоятельно принимает решения (в рамках своих правомочий) и, во-вторых, руководствуется своими собственными интересами, целями. Это, однако, не влечет за собой анархии и хаоса. Рыночный механизм, «невидимая рука» рынка управляет действиями миллионов людей в общем русле экономических решений и правовых основ государства так, что, преследуя свои собственные интересы, каждый отдельный человек «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда он сознательно стремится делать это»1.

Именно экономическая свобода, независимость и самостоятельность хозяйствующих субъектов создают рыночный тип экономических отношений, определяют гибкий, динамичный, естественно-эволюционный характер их развития и совершенствования.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей. В настоящее время рыночная экономика является одним из основных типов экономических систем. Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск решают, какие продукты производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого. Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей. Выбор осуществляется под воздействием таких факторов, как цена, качество и т.п. Сбалансированность экономики достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируется цена на продукты. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения их производительности. Рыночная экономика сформировалась в XVIII в. и является наиболее гибкой экономической системой, которая под влиянием внутренних и внешних факторов имеет свойство трансформироваться и видоизменяться.

Субъекты рыночной экономики:

1) домашнее хозяйство - экономическая единица в составе одного или нескольких лиц;

2) предприятие - экономическая единица, которая: использует факторы производства для изготовления какой-либо продукции; самостоятельно принимает решения; стремится к максимальной прибыли;

3) банк - финансово-кредитное учреждение, которое занимается регулированием движения денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики;

4) государство - представлено правовыми учреждениями, осуществляет политическую и юридическую власть с целью контроля над рынком ради удовлетворения общественных потребностей.

К экономическим ресурсам рыночной экономики относят:

1) труд в виде осознанной деятельности людей, направленной на создание необходимою им или другим людям продукта;

2) природные ресурсы в виде земли, воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира, природных энергетических источников, вовлекаемых людьми в хозяйственный оборот;

3) средства производства в виде основных и оборотных средств, используемых в хозяйственной деятельности;

4) денежные средства, на которые и с помощью которых приобретаются, привлекаются материально-вещественные и трудовые ресурсы;

5) информационные ресурсы в виде научной научно-технической, проектно-конструкторской, технологической, статистической, управленческой информации и других видов духовно-интеллектульных ценностей, необходимых для создания экономического продукта, используемых в процессе его создания.

3. Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма

Рынок - это совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг. Обычно происходит в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции.

Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Единство всех вышеназванных категорий заключается в том, что они выражают единую сущность - экономические связи между людьми в процессе движения товаров.

Классификация рынков:

1. По территориальному признаку: местный, региональный, национальный, мировой.

По субъектам, вступающим в обмен: рынок потребителей, производителей, промежуточных продавцов, государственных учреждений.

2. По объектам обмена: рынки средств производства, рынок товаров и услуг, финансовый, рынок интеллектуальной собственности.

3. С учетом ассортимента: замкнутый, насыщенный, смешанный.

4. По степени соблюдения законности: легальный (официальный), нелегальный (теневой).

5. По степени насыщенности: равновесный (спрос = предложение), дефицитный (спрос > предложение), избыточный (спрос < предложение)

6. По степени развитости экономической свободы: свободный, регулируемый.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами:

1) ценообразующая (эквивалентная) - цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

2) информационная - рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

3) стимулирующая - рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

4) распределительная - получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают.

5) посредническая - рынок выступает посредником между производителем и потребителем.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условияхсвободной, или совершенной конкуренции, то есть когда ситуация на рынке характеризуется множеством по­купателей и продавцов, однородностью продаваемой про­дукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупате­лей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Рыночный механизм с высокой степенью эффективно­сти решает проблему производства необходимых потреби­телям товаров и услуг. Через рынок происходит стихийное приспособление объемов и структуры производства к объ­ему и структуре общественных потребностей, распределе­ние факторов производства между различными отраслями, то есть решается вопрос, что и в каком количестве произво­дить. Рыночная экономика в принципе (за некоторыми весьма редкими исключениями) не знает таких традицион­ных для командно-административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.

фирма рынок экономика домохозяйство кооператив

Государство как субъект экономических отношений - это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система управления обществом и экономикой: глава государства, правительство, парламент, центральный банк, государственные органы управления всех уровней. Их важнейшая особенность в том, что они в принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности и контролируют их исполнение.

Государство является неотъемлемым субъектом экономики в любой экономической системе. Во всех экономических системах государство выполняет функции по поддержанию общественного порядка, законности, организации национальной обороны, денежного обращения, осуществляет сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских организаций и т. д.

Несмотря на схожесть некоторых задач, место и роль государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы.

Существенные позиции государство занимает в традиционной экономике. В условиях отсталой, примитивной техники, не позволяющей обеспечить экономический рост, государство выполняет важные распределительные функции, осуществляя перераспределение значительной части национального дохода. Эти средства направляются государством на оказание материальной поддержки беднейшим слоям населения.

В плановой экономике роль государства достигает значительных масштабов. Особенно это характерно для командной плановой экономики, функционирующей преимущественно на основе административных методов хозяйствования. В условиях командной плановой экономики государство сосредотачивает в своих руках экономическую власть, принимает основные экономические решения (что, сколько, как и для кого производить), распоряжается государственной собственностью, которая занимает доминирующее место в экономике.

Государство стремится достичь сбалансированности, пропорциональности в экономике посредством директивного планирования. Органы государственной власти строго контролируют выполнение планов. Объективной основой директивного планирования является наличие в экономике только одного собственника -- государства. Директивное планирование активно использует такие методы регулирования, как принуждение и поощрение.

Чрезмерное сосредоточение экономических функций в руках государства приводит к возникновению крайней формы командной экономики -- огосударствлении экономики. Слишком большое расширение сферы деятельности государства в экономике, выполнение несвойственных ему функций способствуют снижению эффективности его функционирования, замедлению темпов экономического роста, возникновению диспропорций. В странах с командной экономикой, в частности в бывшем СССР, предпринимались неоднократные попытки, направленные на разгосударствление экономики, передачу части функций от государства хозяйствующим субъектам (предприятиям, учреждениям и т. д.). Снимались различные регламентации с деятельности государственных организаций, стимулировалось применение экономических методов хозяйствования. В результате все эти меры не давали соответствующего экономического эффекта.

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворение полностью совокупного спроса, директивное планирование и др.). Оно занимается тем, без чего обществу существовать в современных условиях нельзя и чего избегает частный сектор экономики.

Установленные государством условия носят обязательный характер, хотя различные из них по-разному влияют на экономические процессы - жестко регламентируют или же просто ограничивают сферу применения. Второе важное свойство - государство защищает установленные им условия. Причем это не только право, но и обязанность государства. Особенность государства как экономического субъекта - это то, что оно не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена, так как в своей законодательной и экономической деятельности, оно руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и другими, которые выходят за рамки рыночных принципов. Существование государства, как субъекта рыночной экономики, привело к крайней необходимости государственного регулирования - государство как самый крупный инвестор, владелец материальных и нематериальных средств, основной потребитель промышленной продукции специфического назначения (вооружение, оборудование для ядерной энергетики и космоса, а также другие капиталоемкие технологии) играет самую значительную роль на рынке. В тоже время государство обладает субъективизмом по причине субъективной природы составляющих его элементов - людей. Именно в этом, на мой взгляд, существует основное противоречие - существование государства определяет необходимость государственного регулирования, из чего вытекает - существование классической рыночной экономики в масштабах государства не возможно.

Развитие рыночной экономики приводит к появлению ряда негативных последствий, которые обостряют ее внутренние противоречия, замедляют темпы экономического роста. Возникновение крупных предприятий, новых отраслей, потребность в строительстве дорог, мостов, коммуникаций и т. д. требуют больших затрат. В то же время возврат этих средств, получение по ним прибыли характеризуются большим риском. Поэтому бизнес остерегается вкладывать свои средства в эти сферы экономики. Однако без них дальнейшее социально-экономическое развитие общества, включая частный бизнес, крайне затруднительно.

В этих условиях рынок вынужден несколько сократить свои масштабы и предоставить возможность государству участвовать в экономической деятельности наряду с частным бизнесом.

Характерная для рыночной экономики тенденция к монополизации, обострению социальных отношений, нерациональному использованию природных ресурсов и т. д. также расширяет сферу деятельности государства.

Усиление роли государства в экономике происходит также в результате обострения международной конкуренции. Сложности сбыта продукции на внутреннем рынке возрастают, а доступ к внешним рынкам все более затрудняется. Для укрепления своих позиций на мировом рынке, защиты национальных производителей от иностранной конкуренции предприниматели вынуждены прибегать к защите государства.

Существенное влияние на укрепление позиций государства оказывает милитаризация экономики. Развитие новых отраслей военного производства требует огромных затрат, связанных с риском потери капитала в случае свертывания этого производства в будущем. Так как частные предприниматели не намерены взять на себя риск, то такие отрасли создаются государством.

Таким образом, на определенном этапе развития рыночной экономики появляются объективные предпосылки для достаточно широкого вмешательства государства в экономику. Увеличиваются государственные расходы на образование, социальное обеспечение, научные исследования, делаются попытки ограничить стихийное развитие рынка, усилить элементы планирования.

Большой вклад в переосмысление места и роли государства в рыночной экономике внесла кейнсианская теория. Ее основатель Дж. М. Кейс обосновал концепцию о необходимости государственного регулирования на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, инвестиции, занятость, потребление, сбережения и т. д.) с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними. Экономическая программа кейнсианства предлагает использование различных методов государственного регулирования экономики: увеличение расходов государства, расширение общественных работ, проведение активной инфляционной и налоговой политики, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста зарплаты, регулирование занятости.

Основная идея кейнсианства заключается в том, что стихийное развитие рынка не является идеальной моделью функционирования рыночной экономики как экономической системы. Саморегулирующийся рынок не в состоянии обеспечить полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также непрерывный рост экономики. Кейнсианство является доминирующей экономической доктриной эпохи смешанной экономики.

В 70-е годы кейнсианский подход к роли государства в рыночной экономике был подвергнут критике. В этот период в теории и на практике возобладали точки зрения, отстаивающие основные постулаты неоклассической доктрины (концепция монетаризма, теория рациональных ожиданий, теория предложения и т. д.). Приоритет стал отдаваться необходимости автоматического поддержания рынка, свободе частного предпринимательства. Государству же предлагается лишь косвенно влиять на развитие экономики через разумную денежно-кредитную политику. Наиболее полно такой подход проявился в Великобритании в период правления М.Тэтчер, а также в США при Р. Рейгане. Вместе с тем в этот же период в ряде стран успешно шел процесс углубления государственного регулирования экономики (Швеция, Германия).

По мере развития рыночной экономики, ее трансформации в социально ориентированную рыночную экономику значение государства в развитии общества усиливается. Активное участие государства в экономике -- характерный признак социальной рыночной экономики.

Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния, социального прогресса, в сохранении общественных ценностей, окружающей природной среды на основе экономической свободы, конкуренции, частной инициативы. В социальной рыночной экономике такие макроэкономические цели, которые в смешанной экономике традиционно возлагаются на государство (стабилизация цен, равновесие экономики и др.), дополняются социальными целями. Таким образом, экономическая деятельность государства в социально ориентированной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.

Модель кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Заказ № 1841

Курсовая работа на тему: «Субъекты экономики и их виды»

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Субъекты экономики…………………………………………...5

1. 1. Субъекты рыночной экономики…………………………………...5

1. 2. Функции субъектов современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики………………………..9

Глава 2. Интересы субъектов экономики……………………………..13

2. 1. Экономические интересы и хозяйственный механизм…………13

2. 2. Экономические интересы агентов……………………………….16

Заключение……………………………………………………………...22

Список использованных источников………………………………….25

Введение

К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет.

Актуальность темы работы. Рыночные отношения предполагают децентрализацию производства, относительно независимое принятие решений и осуществление хозяйственной деятельности субъектами экономики. Вместе с тем, в процессе реформирования экономической системы российского общества в качестве основных целей подобных преобразований провозглашалось улучшение качества жизни населения, устранение одного из крупнейших недостатков командно-административной экономики – отторжения достижений научно-технического прогресса воспроизводственным процессом, а также повышение эффективности функционирования системы в целом. Переход России от глубокого спада к стабилизации и экономическому росту вызывает необходимость выявления факторов, способствующих закреплению и усилению данной тенденции. К последним относятся совершенствование организации и управления производством, использование достижений НТП в воспроизводственном процессе, а также рост производительности труда. Каждый из них связан с экономическими интересами субъектов экономики, от согласования которых зависит решение поставленных задач.

Цель данной работы – изучение субъектов экономики и их интересов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие субъектов;

Рассмотреть субъекты рыночной экономики;

Изучить функции экономических агентов;

Проанализировать интересы субъекты экономики.

Объектом исследования в данной работе выступают экономические субъекты, предметом является рыночная экономика.

Глава 1. Субъекты экономики

1. 1. Субъекты рыночной экономики

Рынок – это система взаимодействия продавца и покупателя.

Зарождения и развитие рыночной системы было обусловлено двумя причинами:

1. развитием разделения труда, которое дало возможность и необходимость обмена, вылившегося при появлении денег в куплю – продажу. Обмен стал возможным, поскольку в результате специализации у производителя появились значительные излишки продукции. Разделение труда ведёт к росту производительности, что, в свою очередь, делает возможным производить данный продукт в количестве больше, чем требуется самому производителю;

2. частной собственностью.

Для рыночной экономики характерными являются:

1. частная собственность

2. свобода выбора

3. личные экономические интересы как главный мотив поведения людей

4. конкуренция

5. механизм цен, координирующий экономические связи

Рынок выполняет следующие функции:

1. информационную, через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция произведена с избытком;

2. регулирующую, т.е. рынок устанавливает пропорциональность в развитии экономики, регулирует распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей;

3. стимулирующую, т. е. фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки;

4. санирующую, т. е. рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.

В современных условиях рыночная система из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению субъектной структуры рыночного хозяйства.

Домашнее хозяйство - экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики - может состоять из одного или нескольких лиц. Оно обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения, является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства в рыночной экономике, стремится к максимальному удовлетворению личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

Предприятие (фирма) - экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, что влечет за собой риск и ответственность. Полученный доход предприятие (фирма) расходует не просто на личное потребление, а для расширения производства.

Банк - финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.

Государство (правительство) представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Бюджетные организации, которые представляют государство, не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Рисунок 1. Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства

Взаимодействие домашних хозяйств, фирм и государства может быть представлено моделью экономического кругооборота.

Модель экономического кругооборота позволяет исследовать поведение фирм и домашних хозяйств на рынках факторов производства и потребительских благ.

На рынке факторов производства домашние хозяйства выступают в роли продавцов, предлагая фирмам, выступающим здесь в роли покупателей, труд, землю, капитал, предпринимательские способности. Приобретя все необходимое для создания потребительских благ, фирмы осуществляют их производство.

Вторая встреча домашних хозяйств с фирмами происходит на рынке потребительских благ. Но теперь их роли поменялись: в качестве продавцов выступают фирмы, а покупателями являются домашние хозяйства. Движение по внешнему кругу схемы, по которому движутся потоки товаров, замыкается.

Но одновременно с движением товаров происходит перемещение денежных потоков. Движение денег начинается с фирм, которые являются владельцами стартового денежного капитала, необходимого для приобретения факторов производства. Деньги, отданные в обмен на факторы производства, выступают в виде затрат на производство. Но, оказавшись в руках собственников производственных ресурсов, деньги принимают форму доходов на факторы производства, а будучи истраченными на покупку потребительских благ, выступают в виде расходов домашних хозяйств. И, наконец, после продажи фирмами произведенных ими товаров и услуг деньги выступают в виде доходов владельцев фирм.

Модель показывает, что в экономике движутся два противоположно направленных потока: поток товаров и поток расходуемых на их приобретение денег. Оба потока непрерывны, протекают одновременно и представляют собой главный элемент механизма функционирования рыночной экономики. Важным следствием модели кругооборота является то, что суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.

1. 2. Функции субъектов современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику.

При первой модели целевая направленность государственных программ связана с защитой интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах. Доля государственного сектора в экономике 30%. (Германия) При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

Корпоративная экономика предполагает целевую направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).

Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.

Если оценивать экономические цели современной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:

1. Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения.

2. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов при минимальных затратах.

3. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами.

4. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности.

5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. Справедливое распределение доходов. Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.

7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Таковы в общих чертах основы и характерные признаки рыночной экономики.

Глава 2. Интересы субъектов экономики

2. 1. Экономические интересы и хозяйственный механизм

Экономические отношения возникают между людьми под воздействием экономических интересов. Экономический интерес - это осознанная потребность человека, группы лиц, общества в целом в экономических благах.

Требуя удовлетворения, потребности рождают экономический интерес. Под воздействием экономических интересов люди вступают друг с другом в экономические отношения. Так, необходимость в удовлетворении потребностей в пище заставляет людей заниматься производством продуктов питания и вступать при этом в производственные, а затем в распределительные и обменные отношения, в результате которых возникают отношения потребления, в ходе которых удовлетворяются потребности в пище.

Таким образом, возникает целая цепь связей между потребностями и их удовлетворением: потребность их осознание экономический интерес экономические отношения (отношения производства, распределения и обмена) удовлетворение потребности (отношения потребления). Из этой цепочки видно, что экономические интересы создают побудительные мотивы к экономической деятельности, выступая в виде движущей силы всей экономической системы.

Выделяются три основных вида экономических интересов: личные, групповые, или коллективные, и общественные. В том числе личные и групповые интересы могут быть классовые, то есть выражать интересы целого класса.

Конкретное содержание экономических интересов отдельных людей зависит от их места в системе экономических отношений, прежде всего отношений собственности. Очевидно, что экономический интерес собственника рабочей силы иной, чем интерес нанимающего его собственника крупного капитала. И тот, и другой заинтересован в максимальной отдаче от своей собственности, но, как мы увидим в дальнейшем, отдача от капитала может находиться в обратной зависимости от отдачи рабочей силы. Это говорит о том, что интересы людей и классов могут противоречить друг другу.

Для экономики как функциональной системы важное значение имеет совпадение всех видов интересов, когда личный интерес является частью группового, а групповой, в том числе классовый, - частью общественного интереса. Несовпадение интересов ведет к неэффективному функционированию экономики и в конечном счете к ее расстройству.

Итак, экономический интерес - система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности (работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства). Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т. д.), направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки.

Важную роль в обеспечении соответствия экономических интересов и тем самым в функционировании экономики как системы играет хозяйственный механизм. Под хозяйственным механизмом понимается совокупность мер, рычагов, управляющих воздействий, направленных на обеспечение производства необходимых благ и их доведение до потребителей.

Центральное место в хозяйственном механизме занимают стимулы. В экономике стимул предстает как побудитель экономической деятельности субъектов, основанный на наглядной демонстрации связи между результатом этой деятельности и степенью реализации экономических интересов субъектов. Стимулы могут быть применены к отдельным людям, побуждая их результативно трудиться, и к целым предприятиям, побуждая их к производству тех или иных благ.

По видам стимулы делятся на материальные и нематериальные.

Материальные стимулы основаны на возможности получения материальных благ и услуг в качестве вознаграждения за экономическую деятельность. Такие стимулы называют также экономическими. Нематериальные стимулы основаны на нематериальном вознаграждении, выступающем в виде морального или творческого удовлетворения от результатов экономической деятельности. Подобное удовлетворение может дать сам труд, если он интересен и содержателен творчески. Кроме того, такие стимулы могут быть основаны на чувстве страха, гордости, чести и прочих чувствах, не связанных с материальными потребностями. Эти стимулы называют также неэкономическими.

Воздействуя через систему стимулов на экономические интересы людей, хозяйственный механизм координирует их деятельность как автономных субъектов, обеспечивая внутреннюю организованность экономики как системы. Под воздействием хозяйственного механизма люди находят свое место в системе организационно-экономических отношений, а сами эти отношения приобретают конкретно-функциональный характер, то есть предстают как отношения между людьми, выполняющими определенные экономические функции.

Особую роль хозяйственный механизм играет в сфере распределения и обмена, где он обеспечивает связь между производителями различных благ и их потребителями. Через него потребители делают своего рода заказ производителям. С одной стороны, хозяйственный механизм обеспечивает выявление потребностей в благах как потребительского, так и производственного назначения, определяет приоритетность их удовлетворения и с учетом этого обеспечивает распределение «заказов» на соответствующие материальные блага и услуги между производителями по подразделениям общественного производства, отраслям и предприятиям. С другой стороны, с учетом этих «заказов» с помощью хозяйственного механизма идет распределение имеющихся ресурсов, их использование в качестве факторов производства и затем распределение и доведение до потребителей произведенных благ.

Именно под воздействием хозяйственного механизма производители получают ответы на такие главные вопросы экономики: что и для кого производить? как и сколько производить? С помощью различных стимулов он заставляет делать выбор в пользу производства тех или иных благ, производить их в определенном количестве и направлять потребителям. Тем самым хозяйственный механизм обеспечивает решение проблемы №1 любой экономики – проблемы выбора: выбора направлений использования ограниченных ресурсов, способов их использования, выбора направлений распределения произведенной с их помощью продукции.

2. 2. Экономические интересы агентов

Интересы экономических агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями.

Если рассматривать непосредственно интересы субъектов экономики, то можно заметить, что они (а также их реализация) сильно варьируются в зависимости от типа субъекта экономики, объема, структуры и характера использования его собственности. Так, например, потребности и интересы государства, как экономического субъекта, с одной стороны, связаны с повышением производства и потребления общества, так как государство является выразителем его интересов, с другой - с интересами и потребностями государственных структур, возникающими в процессе их функционирования (как в экономических ресурсах, так и в инвестиционных, и потребительских благах).

Интересы домохозяйств сильно разнятся в зависимости от набора экономических ресурсов, поставляемых ими на рынок. Зарубежные субъекты экономики включают в себя домохозяйства, предприятия, государственные структуры, расположенные за пределами рассматриваемого национального хозяйства. Последние могут реализовывать свои интересы в рамках хозяйственной системы, по отношению к которой они являются иностранными, что вызывается как глобальной конкуренцией (в сфере эффективности производства, уровня нормы прибыли, рыночной цены природных и трудовых ресурсов и т.д.), так и процессом международного разделения труда. Главное отличие интересов зарубежных субъектов хозяйствования от отечественных заключается в том, что в процессе их реализации большее значение уделяется собственным задачам, которые часто противоречат интересам страны, в рамках которой осуществляется их экономическая деятельность.

Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах имеющихся у них бюджетов.

Решения, принимаемые предприятиями (фирмами), неоднозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например, захват и удержание доли на рынке, расширение масштабов производства, утверждение экономической власти.

Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес, способствовать росту богатства нации. Исключительная роль общенационального интереса, особенно в переходные эпохи, далеко не всегда осознается членами общества. Но именно этот интерес, направляемый на решение коренных задач нации, страны в соответствии с ее положением в мире, наличием ресурсов, особенностями общественного устройства, историей и традициями, является ведущим и определяющим.

В свое время еще Т. Веблен с известной долей иронии замечал, что не следует представлять «экономического человека» в виде механического шарика, своего рода «генерального калькулятора удовольствий и тягот», который руководствуется исключительно денежными мотивами. «Экономический человек» - одно из наиболее общих понятий, своего рода модель человека с точки зрения его целей, средств достижения и знаний (информации), которыми он руководствуется. Поведение человека как потребителя и как участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы - одна из составляющих его интересов, представляющих достаточно сложную и противоречивую систему. Следует иметь в виду, что помимо чисто личных интересов люди руководствуются интересами коллектива, села или города, региона, в котором они живут. В решениях и поступках людей присутствуют и более широкие интересы - национальные, общества в целом.

В качестве основного фактора, определяющего взаимозависимость интересов субъектов экономики, выступает общественный характер производства, так как на любом уровне обнаруживается множество хозяйственных связей. Интегрирующая функция общественного характера производства детерминируется общественным разделением труда и проявляется в вертикальном аспекте, соединяя в единое целое (субъект более высокого уровня) субъекты-элементы, связывая частные интересы каждого из них с общими интересами субъекта-системы; и в горизонтальном - благодаря отношениям типа «производитель-потребитель» между отдельными субъектами экономики, что предопределяется экономическим разделением их функций.

Взаимозависимость интересов агентов хозяйствования диктуется необходимостью повышения эффективности производства, которое достигается за счет общественного разделения труда. В результате углубляется специализация отдельных субъектов. В современных условиях осуществлять полный производственный цикл могут только очень крупные хозяйственные единицы. Углубление процесса разделения труда вызывает возрастание количества субъектов производственных отношений, их специализацию на предоставлении отдельной продукции производственного и потребительского назначения, а также ресурсов, что вызывает удлинение технологических цепочек, усложнение процесса формирования и совершенствования части ресурсов (например, труда), качественную смену способов удовлетворения потребностей. В итоге, для реализации каждого конечного интереса, необходимо непосредственное участие все большего количества субъектов экономики, каждый из которых, в свою очередь, имеет собственные потребности.

В качестве основных объективных причин противоречий экономических интересов субъектов экономики, выступает общий источник экономических ресурсов, используемых для удовлетворения их потребностей, ограниченность последних и производимых на их основе благ, экономическая обособленность субъектов экономики. Таким образом, можно сделать вывод о том, что объективные причины противоречий в системе экономических интересов вызваны единым источником реализации этих интересов и противоречиями между типами, формами и видами самих интересов.

Увеличение объемов общественного производства служит основным источником постоянного углубления степени реализации интересов. Экономический рост - это, прежде всего, повышение эффективности производства на основе ограниченных экономических ресурсов, он не включает в свой состав эффективности процессов распределения, обмена и потребления. Между тем, интерес реализуется вместе с удовлетворением потребностей, которые являются его материальной основой. А качество данного процесса определяется эффективностью использования ресурсов не только в фазе производства, но и на всех стадиях воспроизводственного процесса – от производства до потребления. Дополнительным фактором связи между реализацией интересов общества и экономическим ростом в рамках его хозяйственной системы является воспроизводство ресурсов на качественно новом уровне.

Заключение

Субъектная структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, равноправные, но встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основные субъекты рыночного хозяйства принято подразделять на четыре группы: домашнее хозяйство; предприятие (фирма), банк и государство (правительство).

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществлять операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг.

Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые.

Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача - непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта - физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Субъекты экономики представляют собой элементы открытой системы, в процессе функционирования которых, происходит изменение как внешней, так и внутренней, по отношению к ним, среды. Поэтому каждый из них характеризуется собственными потребностями. Эти потребности непосредственно связаны с экономическими интересами.

Список использованных источников

1. Акимов А.В. Основы национальной экономики / «ИНФРА – М», М.: 2004. - с. 332.

2. Куликов Л.М. Основы экономической теории. М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 105

3. Николаев И. Р. Основы экономической теории. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с. 791

4. Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 115 с.

5. Стадник И. С. Субъекты экономики и взаимозависимость их интересов. С. Стадник // Сб. науч. трудов: Вопросы согласования и реализации экономичеинтересов в условиях формирования цивилизованного рынка. Пятигорск, 2003.

6. Стадник И. С. Инвестиции субъектов экономики – условие экономического роста/ /И. С. Стадник // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ: Университетские чтения – 2003. Часть IV. – Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2003.

7. Стадник И.С. Воздействие сбалансированной реализации интересов на процесс экономического роста. /И. С. Стадник // Сб. науч. трудов: Экономические интересы, стимулирование и мотивация в механизме рыночного хозяйствования. Пятигорск, 2004.

8. Экономика / Ред. А.С. Булатов. - М.: Экономистъ, 2006. - 831 с.

9. Экономика предприятия: Учебник // Под ред. О. И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - с. 416

10. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов н/Дону: издательство «Феникс», 2000. - с. 125.

11. Экономика: Учебник / С.Г. Землянухина, О.В. Мраморнова, А.В. Пахомова и др.; под общ. ред. С.Г. Землянухиной. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т., 2000. - с. 143.

12. Экономика отрасли. Серия. Учебники и учебные пособия. Ростов н/ Дону: «Феникс», 2003. - с. 311.

13. Экономический словарь//http://abc.informbureau.com/


Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. с. 43

Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. с. 44

Экономический словарь//http://abc.informbureau.com/

Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. с. 45

Стадник И. С. Субъекты экономики и взаимозависимость их интересов. С. Стадник // Сб. науч. трудов: Вопросы согласования и реализации экономичеинтересов в условиях формирования цивилизованного рынка. Пятигорск, 2003.

Экономика / Ред. А.С. Булатов. - М.: Экономистъ, 2006. с. 271

Экономика / Ред. А.С. Булатов. -М.: Экономистъ, 2006. с. 273



Похожие статьи