Амортизационный фонд и его роль в воспроизводственном процессе. Формирование амортизационного фонда на предприятии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Экономическая сущность амортизации и амортизационной политики. Амортизация нематериальных активов, формирование и использование амортизационного фонда воспроизводства нематериальных активов. Документальное оформление и методы начисления амортизации.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2010

    Понятие, состав и оценка основных средств. Виды износа, порядок начисления; формирование и использование амортизационного фонда. Анализ состояния и движения основных средств на предприятии "Сагава", влияние ускоренной амортизации на их эффективность.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Значение и порядок использования амортизационного фонда на предприятии. Расчет амортизационных отчислений при равномерной и ускоренной амортизации основных фондов. Определение и анализ фондоотдачи основных фондов и фондоёмкости продукции на предприятии.

    задача , добавлен 08.12.2011

    Планирование и использование амортизационного фонда. Исследование особенностей начисления амортизации на нематериальные активы. Амортизационная политика организации. Основные направления распределения прибыли на предприятиях различных форм собственности.

    контрольная работа , добавлен 10.01.2017

    Экономическая сущность амортизации, ее место и значение в воспроизводстве основных фондов. Способы и методы начисления амортизации. Амортизационный фонд предприятия ЧУП "Калинковичский молочный комбинат". Амортизационная политика на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2011

    Расчеты величин амортизационных отчислений, остаточной стоимости фондов и амортизационного фонда тремя методами: равномерного начисления, суммы чисел лет и снижающегося остатка. Расчет показателей использования материальных ресурсов и оборотных средств.

    контрольная работа , добавлен 09.02.2012

    Классификация и оценка основных средств и нематериальных активов. Сущность амортизации основных средств и нематериальных активов. Сравнительный анализ методов начисления амортизации в РБ. Амортизация и финансовое обеспечение ускорения воспроизводства.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2011

Амортизационный фонд - это денежные средства, накопленные за счет амортизационных отчислений основных средств (основных фондов) и предназначенные для восстановления изношенных основных средств и приобретения новых.

Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену продукции (товаров).

Предприятия обязаны накапливать суммы амортизационных отчислений, "откладывая" их из выручки за проданную продукцию в амортизационный фонд. Величина годовых амортизационных отчислений предприятий определяется по нормам от стоимости объекта основных фондов.

Амортизация начисляется ежемесячно, т. е. имеет постоянный и непрерывный характер. Расходуются средства фонда на возмещение износа (восстановление, обновление) основных фондов периодически, т. е. расход средств осуществляется в процессе их воспроизводства по истечении нормативных сроков службы. До этого момента они свободны и могут быть использованы как источник финансовых ресурсов для воспроизводства основных фондов.

Одной из важных проблем в системе амортизационных отчислений является совершенствование норм амортизационных отчислений, использование методов ускоренной амортизации основных фондов, главным образом активной их части - машин и оборудования.

В Российской Федерации с 1999 г. введен новый порядок начисления амортизационных отчислений по основным фондам, суть которого заключается в следующем.

С 1999 г. амортизация объектов основных фондов производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений1:

линейным способом;

способом уменьшаемого остатка;

способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

¦ при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных фондов и нормы амортизации объекта.

Пример. Приобретен объект стоимостью 120 тыс. руб. со сроком использования 5 лет. Годовая норма амортизационных отчислений - 20%. Отсюда годовая сумма амортизационных отчислений составляет: 120 х 20: 100 = 24 тыс. руб.;

¦ при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных фондов на начало отчетного года, нормы амортизации и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ.

Пример. Приобретен объект основных фондов стоимостью 120 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизации объекта, исчисленная исходя из срока полезного использования, составляет 20%. Эта норма увеличивается на коэффициент ускорения, равный 2, и составляет: 40% (20 х 2).

В первый год эксплуатации годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости: 120 х 40:100 = = 48 тыс. руб.

Во второй год эксплуатации амортизация исчисляется в размере 40% от остаточной стоимости, т. е.: (120 48) х 40 = = 28,8 тыс. руб. и т. д;

¦ при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования амортизационные отчисления определяются исходя из первоначальной стоимости объекта основных фондов и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

Пример. Приобретен объект основных фондов стоимостью 120 тыс. руб. Срок полезного использования - 5 лет. Сумма чисел срока службы составляет 15 лет (1 + 2 + 3 + 4 + 5). В первый год эксплуатации указанного объекта может быть начислена амортизация в размере 5/15, или 33,3%, во второй год - 4/15, т. е. 26,7%; в третий - 3/15, т. е. 20%; в четвертый - 2/15, т. е. 13,3%, в пятый - 1/15, т. е. 6,7%.

В случае ввода в эксплуатацию объекта основных фондов в течение отчетного года годовой суммой амортизации считается сумма, определенная с 1го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, до отчетной даты годовой отчетности.

Пример. В апреле отчетного года введен в эксплуатацию и принят к бухгалтерскому учету объект основных фондов первоначальной стоимостью 120 тыс. руб. Срок использования - 5 лет, годовая норма амортизации - 20%. При линейном методе определение амортизации по принятому в апреле объекту амортизации в первый год использования составит: (20 х 8: 12) = = 13,33%, т. е. 16 тыс. руб. (120 х 13,33: 100), где число 8 - число месяцев эксплуатации объекта в первом году.

В случае выбытия объекта и списания его с бухгалтерского учета (или полного погашения стоимости этого объекта) амортизационные отчисления по объекту основных фондов прекращаются с 1го числа месяца, следующего за месяцем выбытия и списания этого объекта или полного погашения стоимости объекта;

¦ при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных фондов и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных фондов.

Пример. Куплен автомобиль стоимостью 60 тыс. руб., его грузоподъемность более 2 т, гарантированный пробег - 400 тыс. км. За первый год пробег составил 40 тыс. км. Следовательно, сумма амортизационных отчислений исходя из соотношения первоначальной стоимости и предполагаемого объема продукции составит (40 х 60: 400) = 6 тыс. руб.

Следует иметь в виду, что не все средства относятся к основным фондам и, следовательно, не по всем средствам начисляется амортизация.

С точки зрения финансового учета основные фонды предприятия - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления в организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев, и стоимостью 10 тыс. руб. и более за единицу (предмет).

Поэтому не относятся к основным фондам и учитываются предприятием в составе оборотных средств предметы со сроком службы менее 12 месяцев стоимостью до 10 тыс. руб.

Начисление амортизации по объектам основных фондов, сданным в аренду, производится арендодателем (за исключением амортизационных отчислений, производимых арендатором по имуществу по договору аренды предприятия и в случаях, предусмотренных в договоре финансовой аренды).

Амортизация не начисляется по объектам основных фондов, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.

П. объектам, продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, а также приобретенным изданиям (книги, брошюры).

Амортизация не начисляется по объектам, относящимся к фильмофонду мира, в зоопарках и других аналогичных учреждениях.

Не подлежат амортизации земельные участки и объекты природопользования, имущество, приобретенное за счет бюджетных средств целевого финансирования.

По объектам жилого фонда, которые используются организацией для извлечения дохода и учитываются на счете учета доходных вложений в имущество, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.

Начисление амортизационных отчислений производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого предпринимательства вправе начислять амортизацию основных производственных фондов в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов, а также списывать дополнительно как амортизационные отчисления 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком полезного использования более трех лет.

В главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации введено понятие "амортизируемое имущество" вместо понятия "амортизируемые основные средства" и установлен новый порядок расчета сумм амортизации для целей налогообложения.

С 1 января 2003 г. амортизируемые основные средства (имущество) объединены в зависимости от срока полезного использования в 10 амортизационных групп (ст. 258 НК РФ).

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Правительством Российской Федерации.

Предприятие вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается предприятием в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций изготовителей.

Амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости.

Имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга).

Для целей налогообложения с 2002 г. установлен следующий порядок расчета сумм амортизации.

Предприятия и организации (налогоплательщики) начисляют амортизацию одним из следующих методов:

линейным;

нелинейным.

Сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.

Предприятие применяет линейный метод начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую, десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов.

К остальным основным средствам налогоплательщик вправе применять один из методов, указанных выше (линейный или нелинейный).

Выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.

Начисление амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта, исходя из его срока полезного использования.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле

Н = (1/п)х100%,

где Н - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

п - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

При применении нелинейного метода сумма начисления за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Амортизационный фонд - это денежные средства, предназначенные для воспроизводства основных фондов.

Начисленная амортизация расходуется на возмещение износа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может использоваться как дополнительный источник накопления и расширения фондов.

Использование амортизационного фонда для накопления возможно благодаря смещению во времени процесса перенесения стоимости на продукт. Амортизация является целевым источником финансирования воспроизводства основных производственных фондов, в этом особенность амортизации и отличие от денежных накоплений, которые имеют многоцелевой характер и не так жестко связаны с кругооборотом основных фондов.

Амортизационные отчисления по возможности должны отражать размер переносимой на готовый продукт части стоимости основных производственных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства. Амортизационная политика на нынешнем этапе должна быть направлена на уменьшение удельных затрат на капитальный ремонт и ограничение количества ремонтируемых объектов, а также на замену физически и морально устаревшего оборудования. Амортизация сильнее других финансовых рычагов способна влиять на увеличение объемов и доли капитальных вложений, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию основных фондов.

38Амортизационный фонд в системе финансов организаций. Амортизационный фонд - это денежные средства, предназначенные для воспроизводства основных фондов. Начисленная амортизация расходуется на возмещение износа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может использоваться как дополнительный источник накопления и расширения фондов. Использование амортизационного фонда для накопления возможно благодаря смещению во времени процесса перенесения стоимости на продукт. Амортизация является целевым источником финансирования воспроизв-ва основных производственных фондов, в этом особенность амортизации и отличие от денежных накоплений, которые имеют многоцелевой характер и не так жестко связаны с кругооборотом основных фондов. Амортизационные отчисления по возможности должны отражать размер переносимой на готовый продукт части стоимости основных производственных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства. Амортизационная политика на нынешнем этапе должна быть направлена на уменьшение удельных затрат на капитальный ремонт и ограничение количества ремонтируемых объектов, а также на замену физически и морально устаревшего оборудования. Амортизация сильнее других финансовых рычагов способна влиять на увеличение объемов и доли капитальных вложений, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию основных фондов.



38. Амортизационный фонд в системе финансов организаций. Основной собственный источник финансирования капи­тальных вложений - амортизация. Но пока она не используется может служить источником финансирования материальных средств. По своей экономической сущности амортизация - это процесс постепенного перенесе­ния стоимости средств труда по мере их износа на производи­мую продукцию, превращения в денежную форму и накопления ресурсов для последующего воспроизводства основных средств. Амортизационные отчисления представляют собой денежную форму перенесенной на продукт труда части стоимости основных средств. Это целевой источник финансирования инвести­ционного процесса. Амортизация начисляется на нормативный срок службы ос­новных средств. В амортизационной политике государства про­изошли существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Согласно Положению о бухгалтерском учете основных средств (ПБУ 6/97), утвержденному Министерством финансов России от 19 сентября 1997 г. № 65н, организации получили право самостоятельно определять срок полезного ис­пользования приобретаемого актива. Ранее такое право было предоставлено предприятиям только в отношении нематериаль­ных активов. Использование этого права дает предприятию воз­можность полнее учитывать высокий уровень технического прогресса и своевременно обновлять основные средства. Срок полезного использования основных средств – период, в течение которого использование объекта основных средств мо­жет приносить доход. Однако самостоятельное определение срока полезного ис­пользования объекта основных средств при принятии данного объекта к бухгалтерскому учету возможно только в случае, если такой срок отсутствует в технических условиях. При самостоятельном установлении срока полезного исполь­зования предприятие должно исходить из: I) ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производи­тельностью или мощностью применения; 2) ожидаемого физи­ческого износа в зависимости от режима эксплуатации; 3) имеющихся нормативно-правовых и других ограничений ис­пользования этого объекта (например, срок аренды, срок дея­тельности предприятия, установленный при регистрации). Согласно ПБУ 6/97 введены следующие способы начисления амортизации: -линейный; -уменьшения остатка; -списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; -пропорционально объему продукции.

40.Экономическое содержание и значение налогов.

В доходах бюджета налогам принадлежит решающая роль (в РФ примерно 70% всех доходов государства). Ни одно государство не может существовать без налогов. Они отражают конкретные экономические условия жизни людей и государства. НК РФ определяет налог след. образом:

Налог – это индивидуально безвозмездный платеж с организаций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз. ведения или оперативного управления ден. ср-в в целях фин. обеспечения деят-сти гос-ва и (или) МО.

Сущность налога состоит в отчуждении гос-вом в свою пользу принадлежащих частным лицам ден. ср-в. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов: 1) обязательность (уплата налога явл. констит.-правовой обяз-стью). 2) индивидуальная безвозмездность (уплата налога не влечет встречной обязанности гос-ва оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия). 3) денежная форма уплаты (НК РФ определяет налог как денежный платеж, какие-либо натуральные формы уплаты не предусмотрены). 4) публичные цели налогообложения (функциональное назначение налогов состоит в фин. Обеспечении реализуемой гос-вом внешней и внутр. политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества).

40. Экономическое содержание и значение налогов. Налоги являются основным источником бюджетных доходов. Налоги выполняют три функции: 1.фискальная функция. Она обеспечивает поступление необходимых средств в бюджеты разных уровней. 2.ругулирующая функция. С помощью налогов можно воздействовать на темпы развития производства, уровень доходов населения, на платежеспособный спрос. 3.контрольная функция. Зная ставки налогов и сроки их уплаты можно отслеживать полноту и своевременность формирования бюджета доходов. Исходя из общего объема поступления налога, можно судить о формировании стоимостных пропорций дохода населения и т.д. Налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементы налогообложения: 1.объект налогообложения (имущество, факт реализации товара). 2.налоговая база. 3. налоговый период (срок, по истечению которого взимается налог). 4.налоговая ставка (размер налога с единицы налоговой базы в %). 5.порядок исчисления налога. 6.порядок и сроки уплаты налога. Налоги классифицируются по разным признакам: 1.налоги делят на прямые и косвенные (акциз, НДС). 2.в зависимости от характера налоговых ставок, налоги бывают: - пропорциональный налог – налоговая ставка всегда постоянна (налог на прибыль – 20%). - прогрессивный налог – налоговая ставка возрастает при увеличении налоговой базы. - регрессивный налог – ставка понижается при увеличении налоговой базы. В зависимости от уровня, на котором установлен налог их делят на федеральные, региональные и местные налоги

41. Система органов управления финансами в РФ. Управление финансами – это целенаправленная деятельность государства связанная с практическим использованием финансового механизма В РФ управление финансами осуществляется: 1) Президент РФ Он определяет основное направление финансовой политики государства 2) Высшие законодательные органы власти (Федеральное собрание, совет федерации и государственная дума). Они рассматривают и утверждают закон о Федеральном бюджете, отчет о его исполнении, законы о налогах и сборах. 3) Органы исполнительной власти - Министерство финансов и находящейся в его ведении Федеральные службы: · Федеральная налоговая служба · Федеральная служба финансово-бюджетного надзора · Федеральная служба страхового надзора · Федеральное казначейства Министерство финансов отвечает за разработку и исполнение Федерального бюджета составление отчета о его исполнении управление государственным долгом. - Федеральная таможенная служба. Контролирует полноту и своевременные уплаты таможенных пошлин. - Счетные палаты РФ и субъектов РФ. Дают заключения на проект соответствующего бюджета, отчет о его исполнение, осуществляют проверки, используя бюджетные средства. На уровне субъекта РФ и муниципальных образований, управление финансами осуществляется: 1- Высшие законодательные (представительные) органы власти и местное самоуправление: · Законодательное собрание, советы депутатов в муниципальных образованиях Они утверждают законы и решения о соответствующих бюджетах, отчеты об их исполнении, законы и решения о налогах и сборах. 2- Высшие исполнительны органы субъекта РФ и муниципальных образований, региональные и местные администрации. Они отвечают за составление и исполнение соответствующих бюджетов. Также в управлении финансами участвуют распорядители и получатели бюджетных средств. Управление финансами также, осуществляется в рамках коммерческих организаций. В управлении финансами организации участвуют: 1- специально созданные финансовые службы. отвечают за финансовое планирование и разработку управленческих решений, целей. 2- бухгалтерская служба организации – осуществляет контроль и учет денежных средств, составление отчетности и таким образом готовит базу для проведения финансового анализа и принятия управленческих решений. 3- руководитель организации 4- отдельные вопросы может решать собрание акционеров

42. Финансы организаций, их характеристика. Финансы организации – это денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, при которой формируются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, происходит их распределение и использование. Финансы организации включают в себя следующие группы отношений : 1.Отношения между учредителями при создании организации 2.Отношения между организациями в процессе реализации продукции, приобретения товара, работ, услуг 3Между организацией и её филиалами 4Между организацией и её работниками 5Отношения внутри ассоциации, союзов и так далее, связанных с организацией мероприятий, в которых заинтересованы их участники 6Между организациями и финансовой системой государства (уплата налогов) 7Между организацией и банковской системой 8Между организациями и страховыми компаниями (уплата страховых взносов) Финансы организации выполняют 2 функции: 1 Распределительная функция . Реализуется при формировании начального капитала, в его кругообороте, формирование прибыли. 2 Контрольная функция . Означает учет затрат на производство и реализацию, контроль за эффективностью производства, сохранностью денежных средств. Финансы организации основаны на следующих принципах: 1Принцип хозяйственной самостоятельности . Означает самостоятельных выбор хозяйствующими субъектами в сфере экономической деятельности источников финансирования и направления вложения средств. 2Принцип самофинансирования . Он означает самоокупаемость затрат на производство и реализацию, а так же расширение производства за счет собственных средств и при необходимости заемных ресурсов. 3Принцип материальной заинтересованности . В финансовых результатах деятельности организации заинтересованы её собственники, а так же государство. 4Принцип материальной ответственности . Он означает наличие системы ответственности за ведение и результаты деятельности организации. 5Принцип обеспечения финансовых резервов организации в соответствии с законодательством, либо на добровольной основе формирует финансовые резервы для обеспечения финансовой устойчивости. На финансы организации влияют 2 фактора : 1Организационно правовая форма хозяйствования. Это влияет на создание финансовых отношений при формировании первоначального капитала, а также распределение прибыли. 2Отраслевые технико-экономические особенности. Это влияет на продолжительность производственного цикла, потребность в заемных средствах, регулярность поступления выручки. В сельском хозяйстве производственный цикл связан природным циклом, поэтому поступление выручки происходит в определенное время года. В сфере транспорта большой удельный вес в активах организации занимают основные средства. При этом поступление выручки совпадает с моментом реализации услуг или опережает его. В сфере товарного обращения наибольший удельный вес занимает оборотный капитал и торговые организации часто прибегают к банковскому кредиту. В строительстве требуются крупные первоначальные вложения и производственный цикл может занимать несколько лет.

43.Бюджетная система РФ. Бюджетная с-ма – это совокупность бюджетов гос-ва, административно-террит. образований, самостоятельных в бюджетном отношении гос. учреждений и фондов, основанная на экон. отношениях, гос. устройстве и правовых нормах.БС явл. главным звеном фин. с-мы гос-ва. В соотв. с Конст. РФ и БК РФ БС РФ состоит из 3 уровней: 1. фед. бюджета и гос. внебюдж. фондов. 2. бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территор. гос. внебюдж. фондов. 3. местных бюджетов. Фун-ие БС РФ основано на след. принципах: 1. единство БС. 2. разграничение доходов и расходов между уровнями БС. 3. самостоятельность бюджетов разных уровней. 4. полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов гос. внебюдж. фондов. 5. сбалансированность бюджета. 6. эффективностьи экономность использования бюдж. ср-в. 7. общее покрытие расходов бюджета. 8. гласность. 9. достовернось бюджета. 10. адресность и целевой хар-р использования бюдж. ср-в.

44.Система органов финансового контроля в РФ. Гос. фин. контроль заключается в контролировании составления и исполнения фед., регион. и местных бюджетов, гос. внебюдж. фондов, ден. обращения, внутр. и внешн. гос. и регион. долгов и др. В соотв. с российским зак-вом осущ. гос. фин. контроля возложено на Минфин РФ, Счетную палату РФ, контрольно-ревизионные органы субъектов РФ, Банк России. Ведущая роль в гос. фин. контроле отводится бюджетному контролю. Бюджетный контроль – это этап бюджетного процесса. осущ-ый представит. органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, фин. и налог. органами. В РФ контроль за исполнением бюджета имеет 2 формы: 1. Парламентский контроль(осущ. соотв. представит. органами – счетная палата, контрольно-счетные палаты на местах). 2. Административный контроль (осущ. Минфином РФ, Казначейством РФ, фин. органами субъектов РФ и МСУ, главн. РБС, главн. бухгалтерами бюдж. учреждений). В составе территориальных органов власти создаются бюджетно-фин. комиссии (осущ. контроль за фин. деят. органов исполнит. власти), контрольно-счетные палаты субъектов РФ и МО (осущ. бюджетно-фин. контроль), контрольно-ревиз. управления террит. администраций (осущ. контроль за ФХД гос. и муп. предприятий, использов. ими бюдж. ср-в).

44. Система органов финансового контроля в РФ. Финансовый контроль - з аконодательно регламентирующаяся деятельность специально созданных учреждений контроля, а также контролеров-аудитов за соблюдение финансового законодательства экономическими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их операций. Различают государственный финансовый контроль и не государственный финансовый контроль. негосударственный финансовый контроль включает в себя внутрифирменный и аудиторский контроль. Финансовый контроль осуществляется в 2 формах: - обязательный финансовый контроль Контроль за налоговыми поступлениями, бюджетными расходами и так далее (может быть как государственный, так и негосударственный контроль). - инициативный контроль может включать внутрифирменный и аудиторский контроль. Разделяют следующие виды контроля: 1) в зависимости от времени проведения: - предварительный - текущий - последующий 2) по субъектам контроля: - со стороны законодательных органов - со стороны исполнительных органов - со стороны аудиторских фирм - со стороны внутрифирменный 3) по объектам контроля: - бюджетный контроль - налоговый контроль - валютный контроль - таможенный контроль различают следующие методы финансового контроля: 1- проверки при них рассматривают определенные вопросы финансовой деятельности для выявления нарушений и их устранений 2- обследование при нем рассматривается ряд финансово-экономических показателей субъекта для определения его состояния и перспектив развития 3- надзор осуществляется контролирующей организацией за экономическими субъектами, получившими лицензию, на какой либо вид деятельности 4- анализ финансового состояния детальное изучение финансовой отчетности субъекта для определения результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

46.Бюджетн планирование Бюджетное планирование - важнейш составн часть финансов планирован, котор подчинена требован финансов полит гос-ва. Экономич сущность бюджетн планирован сост в централизован распределен и перераспределен ВВП и национальн дохода м/у звеньями финансов сист на основе общенацион соц-экономич проги развит страны. В ходе бюджетн планир финансы активно воздейств на основн экон и качеств показат гос прог развит страны. Бюджетное планирование включает: Бюджетн процесс, как порядок составлен и исполнен бюджетов разного уровня. 1Его нормативно-правовую базу и организацион основу 2Вопросы теории и методологии составл бюджетов страны. Основы бюджетного планирован определ конституц, бюджетн кодексом и др законодат актами. Бюджетн процесс как главн форма бюджетн планирован предст собой регламентирован нормами права деятельн органов гос власти, местн самоуправлен и участников бюджетн процесса по составлен и рассмотрен проектов бюджетов, проектов бюджетов гос внебюджетных фондов, утвержден и исполнен бюджетов и бюджетов гос внебюджетн фондов, а также контролю за их исполнен

46,.Бюджетное планирование. Бюджетное план-ие явл. составной частью фин. план-ия. Бюдж. план-ие – это централиз. распред. и перераспред. сто-сти ВВП и НД между звеньями БС на основе общенац. соц-экон. программы развития страны в процессе состалвения и исполнения бюджетов и бюджетов внебюдж. фондов разного уровня. Цели бюдж. план-ия опр-ся целями гос. рег-ия эк-ки. В бюдж. план-ии используются те же методы, что и в фин. план-ии, а именно: нормативный метод, программно-целевой метод (в том числе и БОР), балансовый метод и экон. анализ. БОР (бюджетирование ориентированное на рез-т) представляет собой план-ие расходов бюдж. ср-в в виде скользящей3х-летки. 1ый год обяз. к исполнению, а данные по 2ому и 3ему году корректируются с учетом подведения итогов по 1ому году. Данный метод предназначен для повышения эф-сти использования бюдж. ср-в. В наст. вр. в РФ с помощью методики БОР составляются бюджеты различных уровней и бюджеты внебюж. фондов. Осн. принципами бюдж. план-ия явл. научность, соц. направленность и приоритет общ. потребностей, системность, пропорциональность и сбалансированность, а также согласование кракоср. и перспективных целей и задач, а также эффективность и результативность

47.Доходы бюджетной системы: их классификация и характеристика. Бюджет как финансовый план имеет форму баланса, в котором с одной указывается источник средств, а с другой стороны направление их расходования. Источники средств бюджета по форме мобилизации делятся на две больших группы: 1)Доходы Бюджета 2)Заимствования (источники финансирования бюджетного дефицита) Доходы- это средства поступающие в собственность безвозмездно и безвозвратном порядке. По методу мобилизации доходы делятся на: 1)Налоги 2)Налоговые доходы 3)Безвозмездные перечисления Налоги можно классифицировать по ряду признаков: 1) по плательщикам: а)Юр. Лица, б)Физ. Лица. Формально юр.лица обеспечивают основную часть налогов. Физ. Лица уплачивают НДФЛ(13%), платят налог на имущество, земельный налог. Но кроме этого физ.лица являются конечным плательщиком НДС (18%) и акцизов, а так же таможенных пошлин за ввоз продукции в РФ. Юр.лица официально платят НДС и акцизы, налог на прибыль, на имущество, на добычу полезных ископаемых, земельный налог и ЕСН (идет во внебюджетные фонды). 2)По объектам обложения: Прибыль - юр.лица (налог на прибыль). Доход- физ.лица (налог на доходы). Фонд оплаты труда (ЕСН, взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Имущество (на имущество физ и юр лиц). Налог на товары и услуги (НДС и акцизы). Природные ресурсы (Налог на использование природных ресурсов). 3)Метод взимания все налоги делятся на две группы: а)прямые, б)косвенные. Прямые- это налоги на доходы и имущество Косвенные- автоматически увеличивают цену товара, т.е. производитель к своей цене прибавляет косвенный налог (НДС и акцизы). 4)В зависимости от того чье законодательство устанавливает этот налог (общее кол-во налогов, порядок их взимания, исчисления зафиксирован в налоговом кодексе, но субъект и муниципалитет может налоги относящиеся к его юрисдикции вводить или не вводить. а)Федер.налоги- они водятся федеральным законодательством и обязательны к уплате на всей территории РФ, б)региональные налоги- они водятся с субъектами федерации и обязательны к уплате на всей территории данного субъекта РФ, в)местные налоги- они водятся региональным муниципалитетом и обязательны к уплате на всей территории муниципалитета. Определение налога конфедерального не означает, что этот налог обязательно поступает в федербюджет. В качестве примера можно привести НДФЛ – налог федеральный, но поступает в бюджет субъекта федерации. Налог на прибыль – федеральный, но делится между субъектом федерации и федерацией. К федеральным налогам относятся самые крупные налоги – НДФЛ, налог на прибыль, НДС, акцизы, ЕСН, налог на добычу полезных ископаемых. К региональным относятся более мелкие налоги. Неналоговые доходы- складываются из двух основных групп: 1)Это доходы от использования гос.имущества (дивиденды по акциям принадлежащим гос-ву, прибыль унитарных предприятий, прибыль ЦБ в доли передаваемой в бюджет). 2)Доходы от оказания услуг бюджетным учреждениям (Плата за оформление паспортов, плата за обучение студентов). 3)Административные платежи – различные штрафы неналогового характера (нарушение ПДД). Таможенные пошлины по Российскому законодательству не относятся к налогам, но по сути они являются налогами.

48, .Финансовый рынок.

Финансовый рынок – это рынок, на котором в качестве товара выступают финансовые ресурсы.

Целью фин. рынка является обеспечение эффективной аккумуляции денежных средствв и их реализации структурам, нуждающимся в фин. ресурсах.

Фин. рынки можно классифицировать по ряду признаков: 1. по срокам размещения средствв : рынок денег (средства размещаются на срок не более 1 года) и рынок капиталов (на срок свыше 1 года). 2. по форме организацииции движения денежных потоков : рынок кредитов, рынок ценных бумаг, рынок лизинговых услуг, рынок факторинговых услуг, страховой и валютный рынки. 3. по месту нахождения: внутренние (национальные – основная ресурсная база этих рынков основывается на национальных источниках) и мировые рынки (ресурсы на них складываются за счет средств резидентов различных государств). 4. по участию в проведении сделки посредников : рынок без посредников и рынок с участием профессиональных посредников (кредитн. орг-ции, страховые компании и т.д.). 5. в зависимости от уровня развития фин. рынки делятся на развитые и развивающиеся .

Российский финансовый рынок является типичным развивающимся рынком. Это модель фин. рынка, находящегося в тесной зависимости от развитых фин. рынков, с ограниченной конкурентоспособностью, при которой крупнейшие отечественные компании финансируются преимущественно за рубежом.

50.Участники бюджетного процесса. Бюдж. процесс осущ-ся органами, наделенными в соотв. с зак-вом бюдж. полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюдж. процесса. Такими полномочиями наделены: 1.Представительные органы власти (рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении). 2. Исполнительные органы власти (осущ. сводное фин. план-ие, составление проектов бюджетов, внесение проектов на рассмотрение, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджета). 3. органы денежно-кредитного рег-ия (Банк России совместно с Правительстов РФ разрабатывает направления денежно-кредитной политики, обслуживает ден. счета Казначейства РФ и др.). 4. ГРБС (главн. распор. бюдж. ср – это орган исполнит. власти, первый прямой получатель бюдж. ср-в, имеющий право распределять ср-ва между РБС и ПБС). 5. РБС (орган исполнит. власти, распределяющий ср-ва между ПБС. контролирует целевое использование ими бюдж. ср-в). 6. ПБС (бюджетное учреждение – это организация, созданная органом исполнит. власти для осущ-ия ф-ций некоммерч. хар-ра). 7. Контрольно-счетные органы (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и МО – осущ-ют контроль за исполнением соотв. бюджетов и внебюдж. фондов).

Нефтегазовые доходы РФ.

Согласно Бюджетному кодексу РФ к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и природный газ, а также вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

В дальнейшем эти выделенные доходы разбиваются на три потока - нефтегазовый трансферт, резервный фонд и фонд будущих поколений (фонд национального благосостояния).

Нефтегазовый трансферт, как определено Бюджетным кодексом, представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств резервного фонда.

Для того чтобы осуществлять в форме капитальных вложений, руководитель предприятия должен ясно представлять, из каких источников им будет обеспечено финансирование. Как бы замечательно ни развивался в нашей стране банковский бизнес, какие бы мы ни возлагали надежды на иностранных и отечественных инвесторов, лучше и выгоднее собственных средств не будет. Собственные средства прирастают прибылью, а в ней в скрытой форме накоплена прошлая амортизация действующих основных фондов. Так постепенно в составе финансового результата накапливается виртуальный амортизационный фонд – главный источник реноваций.

Основа методологии начисления амортизации

В экономике имеется важный инструмент постепенного накопления средств для возмещения основных производственных фондов (ОПФ), именуемый амортизацией. ОПФ относятся к внеоборотным активам, т.е. к тем материальным ресурсам, которые участвуют в хозяйственном обороте, но не отдают свою полезность продукту производства сразу. В отличие от материалов, энергоресурсов и зарплаты, основные средства (ОС) переносят стоимость на результаты деятельности постепенно, в течение многочисленных циклов.

Данный процесс визуально незаметен, но со временем оборудование, машины и другие ОПФ изнашиваются, исчерпывают свой экономический потенциал и выходят из строя. Чтобы к этому моменту производство не прекратилось, предприятие с самого начала эксплуатации основных средств начинает готовиться к их замене. Производится равномерное начисление амортизации в размере износа. При этом износ списывается на себестоимость продукции, уменьшая тем самым прибыль. Предлагаю взглянуть на представленную ниже модель операционного цикла.

Модель включения амортизации основных средств в операционный цикл через износ

Списанием износа ОС совместно с другими расходами в затратную часть операционного цикла мы включаем амортизационный процесс. Его назначение – обеспечить реновацию, т.е. экономически обоснованное обновление ОПФ для целей непрерывности деловых процессов. Такое положение вещей вызвано наличием в экономике двух видов кругооборота: операционного цикла, в результате которого генерируется прибыль, и капитальных активов в форме основного капитала. Результатом последнего является расширенное воспроизводство ОПФ с приращением их научно-технического и производственного потенциала.

В ходе кругооборота основных средств происходит формирование сумм износа, которые ежемесячно накапливаются в учете благодаря выполнению амортизационного расчета. Условия и правила такого расчета устанавливаются в двух управленческих политиках предприятия: амортизационной и учетной. Обе эти политики играют существенную роль для управления экономическим успехом компании. Обе сильно зависимы от государственной финансовой, инвестиционной и налоговой политик, которые проводятся посредством законодательного регулирования деятельности субъектов хозяйствования.

Амортизация для целей хозяйствования и налогообложения

Инвестиционная и налоговая политики государства, призванного стимулировать экономику и развивать свои институты, служат базисом для формирования локальной амортизационной политики. Данная политика делится на три императивные части: в сфере стимулирования реновационных процессов, в областях финансового учета и налогообложения. Цели у направлений амортизационной политики разные.

Первые два направления обслуживают интерес бизнеса выжить и развиваться, несмотря на кризисные колебания рынка. Такое возможно за счет рационализации форм расчета амортизации, в т.ч. и ее ускорения, своевременной переоценки ОС и контроля использования начисленного износа. Главная задача государства – поддержать бизнес в направлении инвестиций и предоставить необходимую степень свободы предприятиям в их собственной амортизационной политике. Цель налоговой концепции в вопросах начисления износа ОС – обеспечить такие нормы списания, которые дадут больший объем налоговых поступлений с минимальным ущербом для процессов развития в бизнес-сфере.

Экономика не может развиваться за счет снижения поступлений в бюджет, потому что помимо бизнеса у государства имеются и другие национальные интересы. Существуют два экономических понятия: основные средства и амортизируемое имущество. Они могут совпадать, а могут отличаться, исходя из государственной или частной экономической политики. Критериями служат срок полезной эксплуатации (более 12 месяцев) и первоначальная стоимость объекта (более 40000 рублей). Исходя из двух действующих подходов, различают и два способа начисления амортизации, представленные далее на схеме.

Составы вариантов начисления амортизации для двух форм учета

В процессе учета ОС, формирования амортизационных накоплений оперируют тремя видами стоимости основных средств:

  • первоначальной;
  • восстановительной;
  • остаточной.

Цена приобретения или затраты на строительство, расходы на транспортировку, монтаж в совокупности определяют первоначальную стоимость. В результате проводимых переоценок ОПФ их первоначальная стоимость корректируется, после чего именуется восстановительной. Остаточная стоимость формируется из первоначальной стоимости в результате исключения из нее начисленного износа. Ниже вашему вниманию предлагается формула расчета первоначальной стоимости объекта ОС.

Для начисления амортизации ключевое значение имеет показатель, именуемый «норма амортизации». Его назначение состоит в обеспечении механизма списания износа на себестоимость продукции по установленным правилам. Норма исчисляется в процентах к первоначальной стоимости объекта ОС в годовом разрезе, расчет производится, исходя из нормативного или предполагаемого срока полезной эксплуатации средств.

Методы начисления амортизации

На представленной выше схеме приведены доступные методы начисления амортизации для целей управления компанией и для налогообложения прибыли. Для обеих целей подходит единый линейный метод. Его называют также пропорциональным способом, потому что ежемесячно производится пропорциональное списание, исходя из ставки нормы амортизации. Формула данного способа расчета представлена далее.

Линейный (пропорциональный) способ начисления амортизации

В учетной политике предприятия для целей налогообложения может быть избран способ, именуемый нелинейным методом. Все группы основных средств делятся на амортизационные группы. Для каждой из них устанавливается специальное суммарное значение остаточных стоимостей имущества. Для каждой амортизационной группы такое значение называется суммарным балансом, и для них применяются амортизационные нормы в соответствии со статьей 259.2 НК РФ. Всего таких групп насчитывается десять. Если суммарный баланс снизился до суммы менее 20000 рублей, компания имеет право ликвидировать такую группу. Согласно условиям статьи 259.3 НК РФ, налогоплательщик в локальных, четко прописанных случаях вправе применять специальные коэффициенты ускорения амортизации и может использовать понижающие коэффициенты.

Следующий способ применяется в финансовом учете. Его называют способом уменьшаемого остатка. Амортизационные значения рассчитываются с определенным ускорением, коэффициент которого не может превысить значение 3. Для расчета применяется остаточная стоимость объекта ОС, норма амортизации, исходя из срока полезной эксплуатации. Далее представлена применяемая формула расчета по данному способу.

Способ уменьшаемого остатка расчета амортизации

Представленный выше способ в течение всего срока полезного использования не приводит к ситуации, когда остаточная стоимость ОС опускается до нуля. Следующие два метода также относятся к нелинейным способам начисления амортизации. Первый из них позволяет ускорять амортизацию в первые годы использования за счет специального механизма распределения сумм списаний по сумме годичных чисел срока полезной эксплуатации объекта.

Способ списания стоимости по сумме лет срока полезного использования

Наконец, последний способ расчета учитывает соотношение фактического объема произведенной продукции за год в натуральном выражении и планируемого объема на весь срок использования объекта ОС.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Перспективы выхода амортизационного фонда из тени

Настоящему поколению руководителей, менеджеров проектов и финансовых специалистов уже не известны многочисленные события двадцатипятилетней давности. В 1992 году произошла маленькая революция, которая заложила незаметную основу для одной из современных проблем системного развития бизнеса. Амортизационный фонд как официальная учетная позиция пассива баланса перестал существовать.

Странно наблюдать интересную картину. Современные учебники по экономической и инвестиционной теории описывают амортизационный фонд, как «живое» понятие учетной и управленческой практики, в то время как в реальной действительности его давно уже не применяют. Знаю, что на некоторых крупных предприятиях, где осталась сильная школа, эти учетные явления сохранены вопреки методологии Минфина. При этом двойная запись может не применяться. Используется либо забалансовый счет, либо вокруг пассивных операций совершаются «танцы с бубнами», чтобы накапливать средства на реновацию по-бухгалтерски.

По плану счетов 1985 года пассивный счет «Амортизационный фонд» прекрасно работал и позволял отслеживать аналитику и «синтетику» накоплений средств для воспроизводства ОПФ и их расхода. Средства амортизационного фонда всегда были «на карандаше» у главного бухгалтера предприятия. Понимаю, что в проводки по обороту ОС, начислению амортизации и износа был включен еще и уставный фонд, и методологию нужно было менять. Но зачем убрали амортизационный фонд из пассива баланса, понять не в силах. Есть стойкое ощущение недальновидности.

Конечно, история не приемлет сослагательных наклонений. С этим можно согласиться. Но тогда почему не принят проект закона «Об обороте основного капитала», предложенный в 2002 году? Проект возвращал понятие амортизационного фонда в правовой и деловой оборот. Более того, счет «Амортизационный фонд» предлагалось сделать не только учетным, но еще и денежным для прямой аккумуляции инвестиционных средств. Не все идеи проекта бесспорны, однако предложен механизм системного формирования инвестиционных ресурсов внутри предприятия. Во всяком случае, исключался процесс бесследной утраты амортизационных накоплений, затерянных в списанной себестоимости.

Статья получилась проблемной, и поднятую тему, мне кажется, нужно продолжать. Думается, что предмет статьи стоит того, чтобы не только верить в лучшее, но и попробовать его вернуть. На уровне ощущений чувствую, что здесь кроется одно из сильных решений, реализовав которые, инвестиционные проекты в России получат новый импульс к развитию.

Я призываю менеджеров проектов, финансовых руководителей глубже разбираться в поднятом вопросе. Руководителям компаний рекомендую запрашивать цифры по накопленному с начала деятельности износу и погодовому его использованию. Уверен, вас ждет множество открытий. Средства амортизационного фонда в нашей кризисной ситуации следует считать с учетом дисконтирования. Но это уже новая тема для будущей статьи.


1. Сущность амортизационного фонда

1.1. Понятие амортизации, состав амортизируемого имущества

1.2. Проблемы амортизации основных фондов

1.3. Учет амортизационных отчислений

2. Особенности создания амортизационного фонда

2.1. Методы начисления амортизационных средств на воспроизводство основных фондов

2.2. Порядок определения и начисления сумм амортизационных отчислений

2.3.Зарубежный опыт создания амортизационного фонда предприятия

3. Создание амортизационного фонда в ОАО

3.1. Пример начисления амортизации основных средств линейным способом и ускоренным методом

3.2. Пример начисления амортизации основных средств способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости пропорционально объему продукции, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

1. Сущность амортизационного фонда.

1.1. Понятие амортизации, состав амортизируемого имущества.

Амортизация (от лат. amortisatio - пога­шение) -1) постепенное снашивание фондов (обору­дования, зданий, сооружений) и перенесение их стои­мости по частям на вырабатываемую продукцию; 2) уменьшение ценности имущества, облагаемого на­логом (на сумму капитализированного налога).

Амортизация обусловлена особенностями участия основных средств в процессе производства. Основные средства участвуют в процессе производства длитель­ный период (не менее одного года). При этом они со­храняют свою натуральную форму, но постепенно снашиваются.

Амортизация начисляется ежемесячно по установ­ленным нормам амортизационных отчислений. Начис­ленные суммы амортизации включаются в себестои­мость выпускаемой продукции или издержки обраще­ния и одновременно за счет амортизационных отчис­лений создается амортизационный фонд, используе­мый для полного восстановления и капитального ремонта основных средств. Поэтому правильное пла­нирование и фактическое начисление амортизации способствует точному исчислению себестоимости про­дукции, а также определению источников и размеров финансирования капитальных вложений и капиталь­ного ремонта основных фондов.

Амортизационные отчисления - начисления с по­следующим отчислением, отражающие процесс посте­пенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на стоимость производимых с их помощью продукции, работ и ус­луг в целях аккумуляции денежных средств для по­следующего полного восстановления. Они начисляют­ся как на материальные ценности (основные средст­ва, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), так и на нематериальные активы (интеллектуальная собственность). Амортизационные отчисления произ­водятся по установленным нормам амортизации, их размер устанавливается за определенный период по конкретному виду основных фондов (группе; подгруп­пе) и выражается, как правило, в процентах на год износа к их балансовой стоимости.

Амортизационный фонд - источник капитального ремонта основных средств, капитальных вложений. Образуется за счет амортизационных отчислений.

Задача амортизации (износа) - распределить стоимость материальных активов длительного пользования на издер­жки в течение предполагаемого срока эксплуатации на основе при­менения систематических и рациональных записей, т.е. это процесс распределения, а не оценки. В данном определении есть несколько существенных моментов.

Во-первых, все материальные активы длительного пользования, кроме земли, имеют ограниченный срок эксплуатации. Из-за ограниченности срока службы стоимость этих активов должна распреде­ляться на издержки в течение всех лет их эксплуатации. Двумя основными причинами ограниченности срока службы активов являет­ся физический и моральный износ (устарелость). Физический износ материальных активов является результатом их использования, экс­плуатации, а также воздействия природных факторов (ветер, солнце и т.д.). Периодический ремонт и тщательный уход могут сохранить здания и оборудование в хорошем состоянии и значительно продлить срок его службы, но, в конечном итоге, и каждое здание, и каждая машина должны прийти в негодность. Необходимость амортизации не может быть исключена регулярным ремонтом. Моральный износ представляет процесс, в результате которого активы не соответствуют современным требованиям вследствие прогресса в развитии техники и по другим причинам. Даже здания часто становятся морально уста­ревшими, не успев износиться физически. Бухгалтеры обычно не де­лают разницы между физическим и моральным износом, так как их интересует срок эксплуатации основных средств, невзирая на воз­можный срок их службы.

Во-вторых, термин "амортизация", используемый в учете, пони­мается не как физический износ или снижение рыночной стоимости объекта в течение данного времени, а как списание стоимости произ­водственных активов в течение времени их полезного функциониро­вания. Термин употребляется для отражения постепенного списания стоимости основных средств на издержки.

В-третьих, амортизация не является процессом оценки стоимости. Бухгалтерские записи ведут в соответствии с принципами определе­ния себестоимости и, таким образом, они не могут служить индикатором изменения уровня цен. Даже если в результате выгодной сделки и специфических особенностей конъюнктуры рыночная це­на здания или другого актива может подняться, несмотря на это амортизация должна продолжать начисляться (учитываться), ибо является следствием распределения ранее понесенных затрат, а не оценки.

Факторы, влияющие на исчисление величины амортизации. Опре­деление суммы амортизации за отчетный период зависит (1) от перво­начальной стоимости объектов; (2) их ликвидационной стоимости; (3) амортизируемой стоимости; (4) предполагаемого срока полезной службы.

Первоначальная стоимость (acquisition cost) - нетто-цена приоб­ретения плюс все необходимые расходы по доставке, установке и под­готовке объекта к работе.

Ликвидационная стоимость (residual value) - стоимость скрапа, лома и других отходов, возникших при ликвидации и после предпола­гаемой их продажи.

Амортизируемая стоимость (depreciable cost) - разность между первоначальной и ликвидационной стоимостью. Например, если грузовой автомобиль имеет первоначальную стоимость 12 тыс. дол., а ликвидационную - 3 тыс. дол., то его амортизируемая стоимость составит 9 тыс. дол.

Предполагаемый срок полезной службы (estimated useful life) - может измеряться в годах, в течение которых будет использоваться объ­ект, в количестве единиц произведенной продукции, в пробеге, если речь идет об автомобилях, и т.д. При подсчете этого показателя бух­галтер должен учитывать следующую информацию: 1) накопленный опыт работы с подобными активами; 2) современное состояние объек­та; 3) вопросы ремонта и ухода за оборудованием; 4) современные тенденции в области технологий и производств; 5) местные погодные условия.

Амортизируемым признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.

Амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя. (в ред. ФЗ от 22.07.2008 N 158-ФЗ)

Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством РФ об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством РФ о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения. (в ред. ФЗ от 30.06.2008 N 108-ФЗ)

Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования, а также МПЗ, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок.

Не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:

    имущество бюджетных организаций, кроме имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;

    имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;

    имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования;

    объекты внешнего благоустройства;

    продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные (коме рабочего скота);

    приобретенные издания, произведения искусства. Стоимость изданий включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения;

    имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, полученных безвозмездно;

    приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия договора.

Из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:

    переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;

    переведенные на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев; фонда ; - аккумулирование средств амортизационных фондов в инвестиционных целях. Выводы: среди...

  • Амортизационная политика предприятия и ее роль воспроизводстве основного капитала

    Реферат >> Экономика

    ... амортизационных отчислений, которые впоследствии сформируют амортизационный фонд , включаются в себестоимость производимой продукции. А амортизационный фонд ... одновременно за счет амортизационных отчис­лений создается амортизационный фонд , используе­мый для...

  • Амортизационная политика и её влияние на финансовое состояние предприятия

    Курсовая работа >> Финансы

    От формирования амортизационного фонда привел к потере целевого источника финансирования. Восстановление амортизационного фонда в... недостатка денежных средств в амортизационном фонде , а обновлённая амортизационная политика второго анализируемого периода...

  • Амортизационная политика предприятия на примере ОАО Ижсталь

    Реферат >> Финансы

    Обраще­ния и одновременно за счет амортизационных отчис­лений создается амортизационный фонд , используе­мый для полного восстановления... продукции возвращается на предприятие и пополняет амортизационный фонд – источник простого воспроизводства средств труда...



Похожие статьи