Но и экономические проблемы в. Основные проблемы и задачи российской экономики на современном этапе

СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

И БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Основные

экономические

проблемы

Изучение экономики принято начинать с анализа некоторых самых общих закономерностей. Эти закономерности действуют в любые эпохи и в любой стране. Они проявляются в процессе решения людьми так называемых основных (центральных) экономических проблем :

1. Что производить? (Какие блага и в каком количестве?)

2. Как производить? (По какой технологии и организации производства? С какими затратами?)

3. Для кого производить? (Какой уровень благосостояния будет обеспечен, кому достанутся произведенные блага?)

Три центральные экономические проблемы являются выражением взаимосвязи потребностей, ресурсов и производства.

Потребности

и благосостояние

Потребности - это необходимость, нужда человека в чем-то. В обществоведении обычно выделяют материальные, духовные и социальные потребности. Развитие, возвышение потребностей, выражая процесс развития человека в окружающем его мире, и состоит в том, что по мере удовлетворения материальных потребностей, особенно самых насущных, элементарных (потребности в пище, одежде, жилье), усиливается настоятельность, значимость духовных и социальных потребностей.

Этот подход использован в известной классификации А. Маслоу (рис. 1-1), в которой американский психолог в зависимости от мотивов деятельности человека ранжирует потребности по мере движения от первичных, элементарных к высшим.

Рис. 1-1. “Пирамида” потребностей

(по А. Маслоу)

Для решения вопроса о том, что производить, и для определения того, в какой мере производство благ удовлетворяет и развивает потребности людей, наиболее “работающей” является классификация потребностей, которая, развивая подход А.Маслоу, основывается на том, что возвышение потребностей человека представляет собой процесс развития всей его жизнедеятельности, основных ее форм, включая и мотивацию деятельности:

Рис. 1-2. Структура потребностей

(по Р. Косовой)

труда, семейно-бытовой деятельности, досуга. В соответствии с этим подходом в структуре потребностей современного человека выделяются (рис. 1-2):

1. элементарные потребности (потребности в пище, одежде, жилище);

2. потребности в общих условиях жизнедеятельности : потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности;

3. потребности в деятельности : в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге.

Как отмечал английский экономист А. Маршалл: "...на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями, в дальнейшем каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности..." (А. Маршалл. Принципы экономической науки, т.1. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993. - С.152.)

Степень развития и удовлетворения элементарных потребностей определяется показателями объема и структуры потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг; обеспеченности жильем, его комфортности; потребностями в общих условиях жизнедеятельности, показателями развития материальной базы сферы услуг, контингентом обслуживаемого населения.

К числу показателей, характеризующих удовлетворение и развитие потребностей в деятельности, относятся:

1) мотивация человека, т. е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности;

2) затраты времени на каждую из форм деятельности;

Рассмотрим, например, использование этих показателей при определении степени удовлетворения и развития потребности в труде.

Выделяют следующие виды трудовой мотивации : 1) средство к жизни; 2) интересная творческая работа; 3) стремление сделать карьеру; 4) стать богатым, 5) быть хозяином, собственником, участвовать в управлении производством, в распределении прибыли; 6) стремление принести пользу организации, общине, своему народу, всему человечеству. Так, труд, работа могут интересовать работника лишь постольку, поскольку они обеспечивают ему заработок, позволяющий приобрести необходимые жизненные блага. Такая трудовая мотивация характеризует отношение к труду, как средству к жизни. Трудовая мотивация, как правило, бывает сложной, в ней присутствует несколько мотивов трудовой деятельности. Например, работника может интересовать и заработок, и интересная работа, и участие в принятии управленческих решений.

Для каждого уровня экономического и социального прогресса существует общественно-нормальный уровень затрат рабочего времени . Так, в наши дни нормальной воспринимается продолжительность рабочей недели в 36 - 42 часа, хотя в XIX в. даже в передовых капиталистических странах она составляла более 70 часов и сводила у наемных работников практически к нулю время досуга в будни. Если же человек трудоспособен, ищет, но не может найти работу, то это означает, что он не может удовлетворить свою потребность в труде. Содержание труда определяется образованием и квалификацией, структурой трудовых функций (что конкретно делает человек), а также соотношением умственных и физических затрат, исполнительских и управленческих функций.

Средняя продолжительность предстоящей жизни, душевой семейный доход и богатство семьи относятся к обобщающим показателям благосостояния.

Таким образом, деятельностный подход к изучению потребностей позволяет системно подойти к изучению благосостояния (уровня и качества жизни), под которым понимается степень развития и удовлетворения потребностей, в т. ч. обосновать систему основных показателей благосостояния (табл. 1-1)

Казаков Иван Сергеевич
студент 3 курса
специальности Экономическая безопасность РАНХиГС
при президенте РФ ПИУ им. П.А.Столыпина

Научный руководитель: Лучков Николай Андреевич
кандидат социологических наук,
профессор кафедры Корпоративной экономики РАНХиГС
при Президенте РФ ПИУ им. П.А.Столыпина
E-mail: [email protected]

Основные проблемы и задачи российской экономики на современном этапе

Актуальные экономические проблемы в РФ на современном этапе.

Пожалуй, следует начать с изменений в российской экономике за последние годы, а также с факторов, которые породили эти изменения.

В 2013 году экономический рост в России снизился под воздействием структурных проблем и снижения инвестиционной активности. Рост ВВП составил 1,3 %, инфляция - 6,5 %, рост промышленности - 0,8 %. Отток капитала из России за 2013 год составил $61 млрд.

В 2014 году стагнация экономики продолжилась. Экономический рост в России на 2014 год составил 0,6 %, инфляция - 11,4 %, рост промышленного производства - 1,7 %. Отток капитала из России за 2014 год составил рекордные $151,5 млрд.

В начале декабре 2014 года, с обвальным падением курса рубля по отношению к доллару США и евро, в России начался валютный кризис, вызванный введением экономических санкций и падением цен на нефть, содействовавший дальнейшему спаду в экономике.

В 2015 год экономика России высткпала с теми же проблемами: снижающиеся цены на нефть и сохранение экономических санкций. За первое полугодие 2015 года снижение ВВП составило 3,5 %.

Девальвация российской валюты и падение фондового рынка привели к тому, что рыночная капитализация российских компаний вернулась на уровень 2005 года.

По данным Банка международных расчётов (BIS), реальный эффективный курс рубля к сентябрю 2015 г. снизился относительно декабря 2013 г. на 30,4 %.

Ослабление рубля стало одним из основных факторов увеличения инфляции и, как следствие, способствовало снижению реальных располагаемых доходов населения и долговременному охлаждению потребительского спроса. По данным Минэкономразвития, по итогам 2014 года потребительская инфляция в России составила 11,4 %, продовольственная инфляция - 15,4 %. По итогам 2015 года, инфляция в России выросла до 12,91 %.

По данным Росстата на октябрь 2015 года, среднемесячная начисленная реальная заработная плата работников организаций в России сократилась в годовом исчислении на 10,9 %. Это стало самым существенным за период с 1999 года падением реальных доходов населения.

2016 год начался ослаблением и крайней нестабильностью курса рубля на фоне падения цен на нефть. В январе биржевой курс рубля по отношению к доллару несколько раз обновлял минимальные значения с так называемого «черного вторника» декабря 2014 года.

По данным Всемирного Банка, за 2015 год число бедных в России увеличилось на три миллиона. По оценке Внешэкономбанка, падение реальных доходов и зарплат населения в России стало беспрецедентным с 90-х годов 20-го века.

В августе 2016 года реальные доходы россиян сократились на 8,3%. Таким образом, темпы падения реальных доходов россиян достигли семилетнего максимума.

Отсюда мы можем резюмировать, что основными проблемами, с которыми столкнулась российская экономика на сегодняшний день, являются:

1. Цена на нефть.

2. Геополитическое положение. Экономические санкции против России со стороны США, Великобритании и ЕС (последний является крупнейшим торговым партнером России) за ее вмешательство в украинский кризис, разработаны таким образом, чтобы воспрепятствовать ее торговой деятельности.

3. Отток капитала.

4. Давление валютного рынка. Несмотря на экономические трудности России, ЦБ РФ полностью сделал курс рубля плавающим, открыв его для давления со стороны валют, господствующих на рынках. Руководство центрального банка России пообещало волну повышения процентных ставок с целью поддержки в случае на то необходимости российских банков и финансовых институтов. Однако еще предстоит увидеть, окажется ли этих мер достаточно.

5. Растущая инфляция

6. Падение уровня жизни населения

Глава Сбербанка Герман Греф назвал три главные проблемы экономики России. На его взгляд, ими являются обвал мировых цен на нефть, экономические санкции, а также отсутствие структурных реформ в экономике.

Фрагмент интервью с Антоном Даниловым-Данильяном (председатель Федерального межотраслевого совета «Деловой России», председатель Общественного совета Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - прим. ред.)

Российская экономика с 2015 года продолжает демонстрировать отрицательный рост. Происходит снижение реальных доходов и потребление. Многие промышленные предприятия находятся в упадке. Главная проблема российских компаний заключается в финансировании. В условиях западных экономических санкций, введенных в связи с ситуацией на Украине, даже крупные компании вынуждены брать кредиты под очень большие проценты. Многие проблемы связаны с деятельностью административных органов, которые контролируют различные сферы. Очевидно, что административный контроль в отношении компаний излишне тщателен. Деятельность предприятий связана с большими ограничениями.

Замедление темпов развития китайской экономики напрямую не влияет на Россию, однако обвал цен на нефть, вызванный мировым экономическим кризисом, нанес серьезный удар по ней. Если российская экономика не сможет уйти от нефтяной и газовой зависимости, то она продолжит находиться под влиянием внешних факторов.

В этом смысле восстановление российской экономики во многом зависит от нефтяных цен: они не должны быть ниже 45 долларов за баррель. Также важно избежать усиления западных санкций. Если ограничений станет больше, то сократятся проекты сотрудничества со странами Азии (Китай и другие страны), которые инвестируют в Россию.

Также беспокойство вызывает возможный мировой финансовый кризис. Исследования наших НИИ указали на симптомы мирового финансового кризиса. Дело в том, что общий объем финансовых продуктов с высокими рисками, предлагаемых основными инвестиционными банками мира, уже превысил уровень 2007 года, который предшествовал финансовому кризису 2008 года. Подобная ситуация вызывает серьезное беспокойство. Если разразится мировой кризис, то по рынкам быстроразвивающихся стран будет нанесен сокрушительный удар.

Экономическому росту также мешает столкновение интересов между Центробанком, экономическими ведомствами и различными министерствами. Если преодолеть эту проблему, то экономический рост должен зафиксироваться на уровне 1-1,5% в год.

Если реформировать неэффективную административную систему за счет либерализации рынка и избавиться от межведомственной конфронтации, можно достичь роста, который составит 3-4%. Более того, если провести всеобъемлющие административные реформы, улучшить производительность труда и простимулировать инвестиции, появится возможность для того, чтобы прийти к 10%-му росту.

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, зампред общественного совета при минфине:

Оптимизация расходной части бюджета на 10 процентов, как мне кажется, может быть проведена в основном за счет неэффективных трат на государственное управление и сокращения численности чиновников. Не исключено, что под сокращение могут попасть некоторые расходы на национальную экономику и правоохранительные органы.

Сценарии развития событий

Хотя сложившаяся ситуация не несет непосредственной угрозы, ближайшие три-четыре года будут играть решающую роль. Необходимо подчеркнуть, что основной проблемой российской экономики является не экономические санкции, не падение цен на энергоносители, а модель ее экономического развития. В перспективе 5-7 лет минимальный ежегодный рост ВВП должен составлять примерно 4%. Для достижения этой цели, правительству необходимо ввести эффективные меры бюджетной политики, которые не будут зависеть от цен на нефть. Как отметил исполнительный директор Сбербанка России Герман Греф, осуществление структурных реформ имеет ключевое значение.

Вместо того чтобы возлагать надежды исключительно на природные ресурсы, России следует задуматься о создании альтернатив для роста за счет диверсификации и введения инноваций. Положительный рост уже был отмечен в сельскохозяйственном секторе. Для уменьшения зависимости от энергии, которая лежит в основе экономической модели, необходимо воплощать в жизнь дальнейшие инициативы в этом секторе. Например, у России есть огромный потенциал для экспорта органических продуктов. Сибирь, широко известная благодаря месторождениям полезных ископаемых, имеет благоприятную экологию для выращивания органических продуктов питания. Россия могла бы использовать это в своих интересах.

В заключении можно сказать, путь России к восстановлению экономики и роста зависит от темпов проведения реформ, особенно в перспективе ближайших двух лет. Внедрение структурных изменений имеет особенно большое значение для стремления России одновременно реализовать демографическую и экономическую трансформацию в долгосрочной перспективе. Для осуществления реформ необходимо будет провести приватизацию отдельных секторов (например, текстильную), прозрачное и эффективное государственное инвестирование, усовершенствование таможенного управления, а также минимизировать торговые барьеры для повышения эффективности внутреннего рынка. В виду того, что реформы будут представлять политический риск, Путин вряд ли начнет их осуществление до завершения своего нынешнего срока полномочий.

Библиографический список

  1. Булатова А. И., Абелгузин Н. Р. Влияние санкций на экономику россии // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 3 (35). - С. 26-37.
  2. Гайнутдинова А.А. Основные проблемы экономики РФ и прогнозирование ее развития в 2016 году // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 47. - С. 26-28.
  3. Горшков А.В. Экономика России: рост без развития // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - №№ 5. - С. 5-9.
  4. Михайлов А.Ю. Факторы развития экономики России в 2015 году // Вопросы регулирования экономики. - 2014. - № 4 (5). - С. 63-67.
  5. Панферов К. Н. Проблемы экономического роста в России в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2012. - № 1 (17). - С. 7-13.
  6. Суслова Ю. Ю., Демченко С. К., Демченко О. С. Сценарный прогноз экономического развития России на 2015-2017 годы и стабилизационная политика // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 1 (25). - С. 13-20.
  7. Щавинский А. В. Долгосрочные циклы развития экономики России // Вопросы экономики. - 2008. - № 2-3 (6). - С. 7-11.

Глобальные проблемы экономики

Определение 1

Проблемы экономики представляют собой глобальные нарушения развития и ведения хозяйственной деятельности отдельных государств или всего мирового хозяйства.

Основными глобальными проблемами экономического характера являются:

  • разделение сообщество на полюса развития,
  • проблемы с продовольствием,
  • проблемы бедности,
  • вопрос глубокого истощения ресурсов,
  • слабое развитие научно-технического прогресса и др.

К глобальным проблемам относят совокупность проблем, ставящих под вопрос не только развитие планеты, но и каждой отдельно взятой страны в экономическом смысле, а также существование человечества в целом.

В этих проблемах затрагиваются вопросы, требующие срочного решения и полноценных мер со стороны мирового общества. Рассмотрим основные проблемы и пути их решения.

Проблема разных «полюсов» экономического развития

Проблема разных полюсов обусловлена появлением разделения глубокого характера севера и юга. Это разделение происходит между государствами, которые уже развиты, и теми, кто относится к категории развивающихся стран.

Развивающиеся страны нуждаются в помощи других государств в предоставлении более гибких условий. Отсталость большинства государств является опасным фактором не только внутреннего характера, но и для экономического состояния в мировой экономике в целом.

Составной частью экономического пространства является более отсталое положение южных стран, поэтому их проблемы становятся общими для всех государств. Можно наблюдать всё более активное перемещение населения из менее развитых государств в страны с высоким уровнем развития. Это способствует переносу ряда заболеваний, а также увеличению нагрузки на экономику, возникновению проблем по социальному обеспечению и др.

Пути решения этой проблемы заключается в новой концепции, суть которой заключается в активной помощи развивающимся государствам с нестабильным экономическим состоянием. Следует выделить основные идеи этой концепции:

  • льготный режим для государств, которые идут по пути развития при формировании международных отношений.
  • Реальная помощь стабильного характера для решения социальных и экономических проблем отсталых государств, что снижает долговое бремя и помогает разобраться с текущими проблемами.

Проблема бедности

По своей сути проблема бедности является следствием явных пробелов экономики, включая неспособность правительства к обеспечению своего народа. В ситуации бедности появляется большая пропасть между людьми, которые имеют большие средства для существования, и другой категорией населения, которая находится за чертой бедности.

Существует два критерия проблемы бедности: международный и национальный. На национальном уровне речь идёт о населении, которое можно отнести к наиболее бедному. Эти группы населения характерны для многих стран, в которых Россия не является исключением.

Глобальное решение проблемы бедности заключается в экономическом росте государства, увеличении уровня валового внутреннего продукта, росте фонда потребления.

Замечание 1

Вторым решением проблемы может быть международная государственная помощь людям, которые находятся за гранью бедности. Этот подход способен справиться с данной проблемой только при преодолении при помощи других государств.

Международное сообщество на сегодняшний день большое внимание уделяет проблеме бедности. Так, создается ряд предприятий, которые готовы работать на общее благо и снижать общий уровень бедности и роста бедных государств. Все пути решения могут принести свои плоды лишь при комплексном решении проблемы.

Продовольственный кризис

Определение 2

Продовольственный кризис тесно связан с экономическими проблемами мирового масштаба. Развивающиеся государства не всегда могут обеспечить население жизненно необходимыми продуктами питания.

Природные ресурсы развивающихся стран очень богаты, при этом сама экономика имеет большие перспективы. При всём этом существует проблема нехватки продовольствия, которая требует оперативного решения.

Последнее время проблема голода перестает быть актуальной только для развитых государств, которые полностью покрывают потребности своего общества. Но в целом на планете наблюдается большой разбег в обеспечении продуктами.

Лучшим решением для борьбы с продовольственным кризисом является рост урожайности в развивающихся государствах, включая увеличение обрабатываемых земель, поголовье скота и др. В этом случае большое внимание следует уделить росту уровня развития сельского хозяйства, улучшению технологий, совершенствованию обработки почвы, засева земли высокоурожайными видами растений и др.

В этой проблеме также сложно найти решение внутри государства, необходима коллегиальная помощь мирового уровня.

Замечание 2

Многие страны большие надежды возлагают на Зеленую революцию, которая дает возможность внедрить новую технику в сельскохозяйственные отрасли, использовать только высококачественные высокоурожайные культуры, лучшую обработку земель и др.

Для решения проблемы нехватки продовольствия необходимо участие государства в развитии этой отрасли, включая дополнительные вложения внутри государства и привлечение иностранных инвестиций.

Энергетические проблемы

Замечание 3

Энергетические проблемы характерны для стран со слабой экономикой, они обусловлены чаще всего ростом стоимости нефти, что создает огромные проблемы для экономики большинства мировых государств.

Некоторые страны вышли из энергетической зависимости, но при этом мировая экономика до сих пор испытывает острый дефицит в энергетических ресурсах. Основной причины энергетической проблемы является резкий рост использования энергетических ресурсов, что актуально для начала 20 века.

С одной стороны происходит открытие крупных месторождений энергетических ресурсов, с другой стороны с каждым годом всё больше становится автомобильный парк, растет потребность в экономических сферах.

Основным путем решения этой проблемы является увеличение объема разработки и добычи полезных ресурсов. Эту работу необходимо продолжать даже тогда, когда запасов кажется больше, чем нужно. Это обусловлено тем, что мировое потребление газа и нефти с каждым годом всё больше вырастает.

Вторым важным вопросом является перестройка экономики, включая снижение доли энергоемких производств.

В современной глобальной экономике сильные позиции какой-либо страны или группы стран на товарно- сырьевых рынках или отдельных рынках готовой продукции, в том числе машиностроения, металлообработки или авиационно-космической техники, не дает автоматического контроля над мировыми финансовыми рынками, а именно эти рынки в последние годы формировали инвестиционный климат в большинстве стран, предопределяя во многом характер развития страны. При таких обстоятельствах необходимо еще раз внимательно проанализировать структуру экономического потенциала России и возможности его рыночной реализации в современных условиях, и именно поэтому автор считает тему выбранной работы актуальной на сегодняшний день. Также, актуальность выбранной темы состоит в том, что интеграция своеобразной формирующейся рыночной российской экономики, наравне с экономиками Бразилии, Китая и Индии (BRIC), в мировой рынок в ближайшие десятилетия является важнейшим вопросом будущего характера мирового развития.

Несмотря на некоторые успехи российской экономики в новом веке, в ней присутствует целый ряд проблем.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день для экономики России является высокий темп роста инфляции. Среднегодовой темп роста инфляции в России.

Основными причинами инфляции в России является монополизм российской экономики, повышение мировых цен на товары, а также увеличение бюджетных расходов, считают эксперты12.

Откровенно удручающими оказались цифры по инфляции в России - вместо обещанного затухания темпов роста потребительских цен Росстат отчитался об ускорении инфляции с 6,4% по итогам 2013г. до 6,7% в январе 2014г. Да, это меньше 7,1%, имевших место в первом месяце 2013г. Однако всплеск инфляции в начале 2013г. был обусловлен статистическим эффектом низкой базы - в первом квартале 2012г. в силу политической необходимости накануне президентских выборов Правительством были заморожены тарифы естественных монополий и ЖКХ, а также цены на бензин. Именно по этой причине индекс потребительских цен рос на 4,2- 4,5%. Радоваться росту цен на 6,7% в январе 2014г. поводов меньше - к концу года такими темпами инфляция и вовсе ускорится до 7,5-8%.

Во-первых, этому поспособствует веерное удорожание импортных товаров и услуг в связи с девальвацией рубля.

12 Бельчук А.И. Статус России как страны с рыночной экономикой / А.И. Бельчук // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. – №5. с. 32-33


Во-вторых, произойдет удорожание продукции формально отечественного производства, собираемой на "отверточных производствах" - они состоят из компонентов, узлов, агрегатов, полуфабрикатов иностранного производства, которые автоматически вырастут в цене в связи с падением курса рубля.

В-третьих, в силу высокой степени монополизированности оптово-розничной торговли и ценового произвола перекупщиков высока вероятность злоупотреблений монопольным положением - торговые сети постараются нажиться на девальвация и, как это было в 2008-2009гг., прикрываясь лозунгами о падении курса рубля и росте закупочных цен, станут завышать цены на реализуемые товары, независимо от места производства.

В-четвертых, будет исчерпан статистический эффект высокой базы сопоставлений второй половины 2013г., когда рост цен сжался до 5,5-6% с 7-7,2% в начале года.

Таким образом практически все факторы играют не только против курса рубля, но и против содержимого карманов рядовых россиян – подсадив экономику страны на углеводородную сырьевую иглу, иглу импортных товаров и услуг, а также иглу иностранных кредитов, государство не удосужилось остановить разрушение отечественной наукоёмкой промышленности и возродить производство отечественной продукции инвестиционного и потребительского назначения.

Больше всего вопросов вызывает структура роста цен. Темпы роста цен на товары несколько снизились с 6,9% в январе 2013г. до 5,4% в первом месяце 2014г., на продукты питания - с 8,6 до 6,5%, на непродовольственные товары - с 5,1 до 4,3%. Однако совершенно не понятно, почему ускоренными темпами продолжают дорожать услуги - на 7,8% как в январе 2014г., как и в аналогичном периоде 2013г.

И это при всем при том, что Правительство широким жестом формально заморозило тарифы регулируемых отраслей для промышленных предприятий и ограничило темпы их роста для населения общим темпом роста потребительских цен. По факту мы видим раскручивание маховика инфляции, который позволяет смело говорить о том, что прогноз Минэкономики по инфляции на 2014г. в размере 4,5% будет успешно провален. Даже пересмотренный в сторону повышения прогноз чиновников в размере 4,8% видится недостижимой маниловщиной и благим лозунгом, позволяющий занижать масштабы индексации пенсий и зарплат бюджетникам, а также расходов на науку, образование, экономику, ЖКХ и т.д.

Хуже того, бездумный переход Центробанка России к политике таргетирования инфляции в условиях сжатия профицита счѐта текущих операций (в 2012-2013гг. профицит упал в 2 раза – с $72 до $33 млрд., что стало худшим значением с 2002г.), интенсификации бегства капитала (порядка $63 млрд. в 2013г. и свыше $17 млрд. в одном лишь январе 2014г.), кризисного спада в экономике (прирост ВВП упал в 2,5 раза – с 3,4% в 2012г. до 1,3% в 2014г.), разрушенной отечественной обрабатывающей промышленности высоких переделов (мало того, что фиксируется спад, так ещѐ и объѐмы выпуска в 2-5 раз ниже отметок 1991г.) и критической зависимости от импорта (в целом на 50%, тогда как по медикаментам на все 80%, а по электронике и бытовой технике без малого на 90%) будет провоцировать лишь обесценение рубля и, как следствие, рост цен на импортные товары, а вместе с ними и всплеск инфляции.

С учётом низкой степени насыщенности экономики деньгами (уровень монетизации менее 43%, что в 2 раза ниже, чем во времена СССР и в странах европейской периферии и в 2,5-3 раза ниже, чем в экономически развитых странах) борьба с немонетарной инфляцией со стороны ЦБ РФ монетарными методами (через повышение процентных ставок, сокращение объѐмов краткосрочного рефинансирования банков, а также сдерживание темпов роста денежной базы и денежной массы) лишь усугубит денежный голод, спровоцирует удорожание кредитных ресурсов и усугубит инвестиционный кризис и спад экономики. Таким образом Центральный Банк России лишь вобьѐт последний гвоздь в крышку гроба отечественной сырьевой экономики полуторных переделов.13

Россия в 2008 году стала первой по коррумпированности бизнеса среди стран- мировых экономических лидеров. Такой вывод делают авторы отчета крупнейшей международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International .

Если говорить о конкретных цифрах сегодня, то назвать точные данные ежегодных коррупционных схем, того, что находится в тени, сегодня вам не сможет никто. Однако даже если брать самые примерные данные, величина получается поистине глобальной и весьма красноречиво отвечает на вопрос, почему Россия, обладая газом, нефтью, лесом и прочими природными ресурсами, продолжает оставаться непростительно бедной и отсталой. Итак, если брать очень среднюю цифру, то мы получаем около трехсот миллиардов долларов. То есть, у каждого гражданина, хоть новорожденного, хоть пенсионера, украдено более двух тысяч долларов. А это не просто зарплаты, пенсии или стипендии. Это – дороги, лекарства в больницах, гнилые трубы, из-за которых мы сидим без воды.

Другой же вопрос, почему, невзирая на очевидность глобальности проблемы коррупции, которая стоит во главе пирамиды под условным названием актуальные проблемы современной экономики, власть, в широком понимании этого слова, ведет борьбу с ней настолько вяло, что результат не виден даже при ближайшем рассмотрении, даже если ты очень хочешь увидеть хоть какую-то надежду на то, что нынешняя ситуация рано или поздно изменится.

При сравнительной дешевизне труда в России уровень квалификации занятых и их трудовая дисциплина оценивается большинством зарубежных и отечественных экспертов как средние. Мобильность отечественных трудовых ресурсов невелика. Часть экономически активного населения лишена возможности найти себе работу, либо поменять ее в связи с отсутствием средств на переезд в другие районы, приобретение там жилья, сложностью с получением прописки. Это ограничивает перелив рабочей силы в регионы и отрасли, испытывающее в них потребности.

В настоящее время овеществленная, материализованная часть отечественного капитала- основные фонды- заметно изношена, недостаточно эффективна и производительна, в большинстве случаев не дает возможность выпускать конкурентоспособную готовую продукцию. К примеру, износ основных фондов в обрабатывающей промышленности составляет 47,8%, а коэффициент их обновления- всего 2,6%. По оценкам Всемирного экономического форума по уровню развития технологических ресурсов как совокупности применяемых технологий Россия находится на последних местах в рейтингах.14

Для обновления устаревшего основного капитала требуется гигантский объем инвестиций. Значительную их часть можно мобилизовать внутри страны. Но в нашей стране значительная часть валового сбережения уходит за рубеж, в том числе в погашение внешнего долга, и оседает в золотовалютных резервах государства. Одна из основных причин ухода капитала- недостаточно благоприятный инвестиционный климат. Это подтверждают и иностранные инвесторы. Также, они отмечают, что вложения в российские проекты сопряжены с более высокими, чем на других рынках, издержками и рисками, которые возникают вследствие наличия бюрократических барьеров, противоречивого законодательства и коррупции.15

Малый бизнес является важным звеном в рыночной экономике. На сегодняшний день в России проводится активная политика стимулирования развития малого бизнеса, однако в этой области у нас есть еще очень много проблем. По официальной статистике, в России общее число занятых в малом бизнесе составляет почти 12 млн. чел. - только 18,3% от экономически активного населения, что в 2-3 раза ниже уровня западноевропейских стран. Отличительной особенностью малого российского предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора, - по экспертным оценкам, от 30 до 50% реального оборота малого предпринимательства.

Еще одной проблемой в экономике является развитие такого важного сектора как сельское хозяйство. В результате перехода к рыночной экономике макроэкономические сдвиги (высокий уровень инфляции, падение платежеспособного спроса населения на продукцию сельского хозяйства, особенно на продукцию животноводства, снижение доли расходов на сельское хозяйство в бюджете государства, преобразование структуры народного хозяйства в ходе либерализации экономики, вызвавшее диспаритет цен, снижение инвестиционной активности) оказали отрицательное влияние на финансовую систему сельского хозяйства России. Хотя объем продукции сельского хозяйства всех производителей (сельхозорганизации, крестьянские, фермерские хозяйства, население) в январе-марте 2014. в действующих ценах, по предварительной оценке, вырос на 4% по сравнению с показателем за аналогичный период 2013г. и составил 350,1 млрд. руб., а в марте этот показатель составил 151,7 млрд. руб. (+4,9%). Этого недостаточно для уверенного и успешного развития сельского хозяйства.

Для России до сих пор остается характерным огромная роль государства в рыночных отношениях и государственного регулирования. На 2013 год доля госсектора в ВВП составляла около 47-50%. Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности. Различные инфраструктуры, добыча и экспорт сырья и ресурсов, финансовый и информационный комплексы практически полностью контролируются государственными предприятиями – монополистами, такими как «Роснефть», «РЖД», «Газпром» и другие.

Таким образом, за последние годы параллельно с созданием так называемой суверенной демократии в России в экономике создается государственный сектор, занимающий особое, можно сказать, суверенное положение. Он позволяет контролировать развитие российской экономики в целом за счет «практической монополии внешнеэкономической деятельности и занятия командных высот в экономике», управлять финансовыми потоками, перераспределяя прибыль организаций и предприятий. Таким образом, можно сделать вывод, что для стабильности развития экономики необходимо увеличивать долю малого бизнеса в России. Сегодня большие корпорации распространили свое влияние практически повсеместно и для малого предпринимательства практически не остается свободных "ниш". Соответственно, необходимо уменьшать долю государственного сектора в экономике. Для сравнения: в США доля госсектора составляет примерно 14%, а в России около 50%.16

Таким образом, Россия является открытой экономикой и одновременно слабо интегрирована в мировой рынок. Переориентация торговли России произошла скорее географически, нежели структурно. В российском экспорте по-прежнему доминируют энергетические ресурсы, что делает российскую экономику зависимой от мировых цен на данные товары. Благоприятная конъюнктура на мировых рынках создает условия для экономического роста в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде этого явно недостаточно. Экономике необходимо наличие полноценно функционирующих рыночных институтов. Это дает возможность для развития отраслей с высокой добавленной стоимостью, обеспечения долгосрочного экономического роста, привлечения инвестиций, а также развития торговли.

При действующей модели экономического развития не только сохраняется высокая уязвимость России к изменению цен на энергоносители, но и, по всей вероятности, ограничивается экономический рост ниже ее потенциала. Страны с высокой зависимостью от сырьевых ресурсов (которая характеризуется высокой долей экспорта сырьевых ресурсов в ВВП или в общем объеме экспорта), как правило, демонстрируют относительно неудовлетворительные результаты в области экономического роста, стабильности, коррупции, развития человеческого капитала и других индикаторов.

Поэтому очевидно, что приоритетная цель экономической политики - стимулировать диверсификацию, развивать конкурентные отрасли, не связанные с сырьевыми секторами, и поощрять «инновационную» экономику.

Эта стратегия, по мнению ведущих экономистов, должна включать государственные интервенции для стимулирования отдельных секторов экономики или отдельных географических территорий, в том числе особых экономических зон, научно-технологических парков, государственных венчурных фондов, государственного банка развития, налоговые льготы, программы обучения, стимулирования экспорта и прямого государственного участия в некоторых секторах экономики. Необходимо смещение акцента с классической либеральной экономической задачи, направленной на создания равных условий для частных инициатив и предпринимательства, в сторону «промышленной» или «региональной» политики, задачей которой, напротив, является создание особых условий для приоритетного развития определенных секторов, регионов или предприятий. Рыночные силы толкают Россию на путь зависимости от сырьевых отраслей, и снижают ее конкурентоспособность на международных рынках, и что для решения этой проблемы требуется государственное вмешательство.

Можно сделать вывод о противоречивости как сегодняшнего экономического курса российского Правительства, так и его внешнеполитической стратегии. Сегодняшнее видение российской «национальной экономической модели» может быть совместимо со стратегией развития экономики, ориентированной на сырьевые отрасли, однако такая модель вряд ли способна обеспечить заметный успех в развитии высоко конкурентной или инновационной экономики в России.

Анализ всего комплекса внутриэкономических и внешнеэкономических условий и перспектив участия России в международном разделении труда свидетельствует о том, что сегодня принципиально важным для нашей страны становится не изменение традиционной топливно-сырьевой специализации и формирование какой- либо новой, наукоемкой специализации. Важна последовательная диверсификация экспорта, сохраняющая достигнутое, но одновременно способствующая преодолению чрезмерной зависимости от вывоза узкой группы сырьевых товаров и материалов и в целом повышению устойчивости и предсказуемости внешнеэкономической деятельности.17

15 А.Петров Актуальные проблемы современной экономики России. Журнал "Новая Империя" / Общество /27.03.2013
16 Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). Оперативный доклад. – http://www.gks.ru/
17 Оболенский В.П. Оценка конкурентоспособности российской экономики / В.П. Оболенский // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. –№4. с. 3-4

Список литературы

1. Бельчук А.И. Статус России как страны с рыночной экономикой / А.И. Бельчук // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. – №5. с. 32-33

2. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zlobnoe.info/problemy-ekonomiki-rossii-2014 , Февраль 2014

3. Перспективы развития экономики России в 2014 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/

4. Петров А. Актуальные проблемы современной экономики России. Журнал "Новая Империя" / Общество/27.03.2013

5. Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). Оперативный доклад [Электронный ресурс] – Режим доступа: – http://www.gks.ru/

6. Оболенский В.П. Оценка конкурентоспособности российской экономики / В.П. Оболенский // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. – №4. с. 3-4

Проблемы экономики России

Как мировая экономика и экономика любого государства, экономика России имеет множество проблем, которые мешают дальнейшему развитию народного хозяйства России. Прежде чем подробно остановиться на каждой из этих проблем и поговорить о возможных путях их решения, охарактеризуем общее состояние экономики России и наметим главные ее проблемы.

Почему хромает экономическое развитие России? Почему благосостояние россиян крайне слабо возрастает, за исключением небольшой ее кучки, открытых, полуоткрытых и скрытых «предпринимателей».

Что представляет сегодня из себя российская экономика – это:

1. крайне излишняя сырьевая направленность, которая с одной стороны подавляет развитие всех других отраслей народного хозяйства, а с другой, весьма мало дает пользы большей части граждан России от массовой продажи ресурсов за кордон;

2. достаточно сильная монополизация, способствующая необоснованному росту цен во всех сферах экономики, диктату условий оказания услуг и поставки товаров и, конечно же, инфляции;

3. крайне излишняя централизация экономики, при которой деньги зарабатывают одни, а распределяют и пользуются ими другие, что, разумеется, не способствует заинтересованности в ее развитии в регионах (кроме некоторых);

4. льготное отношение в сравнении с реальным производством к кредитно-банковской сфере в части контроля и налогов;

5. слабое развитие и защищенность расчетно-денежной системы, особенно в бюджетной сфере и сфере обслуживания физических лиц, и на международной арене (лучше создавать топливно-сырьевые запасы, нежели запасы держать в чужих бумажках);

6. постепенный уход государства от необходимых контрольных функций в экономике (качество продукции, единые правила для всех, антимонопольная деятельность и т.п.);

7. не стабильное законодательство в области экономики и смежных с ней сферах;

8. перекладывание финансовых проблем государства на плечи граждан (кап. ремонт, например, вычитать у тех, где кап. ремонт недавно прошел);

9. крайне излишний вывоз денежных средств из России под различными видами;

10. непонятное и разнобокое финансирование рабочих и служащих в государственной сфере, заработные платы, компенсации, премиальные и другие выплаты;

11. слабое развитие и влияние государственного сектора экономики на развитие страны;

12. сильная коррупция, казнокрадство и другие системные истемные правонарушений в области экономики;

13. недопустимое смешивание государственной и коммерческой экономики (это один из путей к развития коррупции);

14. плохая заинтересованность предпринимателей использовать труд молодых специалистов и людей в возрасте, особенно после 50 лет.

15. вымывание денежных средств из реального производства в банковскую, не создающую ни чего (ни продукта, ни реальных услуг, работ) – большой тормоз еще и в повышении уровня производительности труда, кроме всего прочего;

16. необоснованное использование бюджетных средств коммерческими банками и предпринимателями;

17. ограниченная и слабая общая и профессиональная подготовка специалистов, как рабочих профессий, так и специалистов с высшим образованием, необходим глобальный пересмотр системы общего и специального образования;

18. слабая деятельность государства в улучшении здоровья своих граждан (страховая медицина, детский спорт в школах и секциях, проведение постоянных массовых соревнований по основным видам спорта в рабочих коллективах и т.д.)

19. плохая поддержка государства своих граждан в решении их постоянных проблем, плохое оказании государственных услуг, слабая законодательная и физическая защита граждан;

20. весьма плохой самоконтроль государства над деятельностью (бездеятельностью) своих чиновников даже в части исполнения ими своих прямых обязанностей (руководители различного уровня, суды, прокурорский, санитарный, технический надзор, полиция и т.д.);

21. навязывание правительством и законодателями своим гражданам непонятных (как правило не обдуманных) и не обязательных проблем, например, как изменение времени, платежи за будущий воздух (кап. ремонт в ЖКХ) и другие.

Это перечень лишь основных проблем, мешающих развитию нашей экономики и росту благосостояния наших граждан, которые в дальнейшим будут рассмотрены более подробно с возможными путями решения этих проблем.

Рассмотрение проблем, правда, будет не в той последовательности, как это изложено в данном перечне, а, скорее, по мере их срочности решения с точки зрения автора.



Похожие статьи