Концепции кейнса. «Основной психологический закон». Предметом исследования Дж. Кейнса являются анализ процесса воспроизводства, капитальные вложения и национальный доход, инвестиции и занятость населения, денежное обращение, заработная плата, прибыль, про

Если говорить о кейнсианстве кратко, то можно сказать, что представители этой теории возлагают регулирование экономической ситуации на государство , так как массовый потребитель этого сделать не может.

Регулирование происходит за счет воздействия на совокупный спрос. Согласно теории Кейнса государство должно оживить спрос в масштабах национальной экономики.

К примеру, оно может сделать предприятиям крупный заказ на производство продукции. В свою очередь, это приведет к найму работников, которые увеличат свои расходы на товары. Соответственно, повысится совокупный спрос и наладится экономическая ситуация в целом.

Иначе говоря, кейнсианство как экономическая теория утверждает, что:

  • проблемы воспроизводства решаются за счет увеличения спроса;
  • вмешательство государства неизбежно;
  • необходимо поддерживать равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью.

Теории кейнсианства соответствует финансовая политика, направленная на механическое регулирование. Она пришла на смену классической модели.

Система мультипликаторов в модели Кейнса

Теория Кейнса породила концепцию мультипликатора инвестиций. Экономист считал, что национальный доход находится в зависимости от объема инвестиций. Он называл эту взаимосвязь мультипликатором дохода.

Это понятие объясняет нестабильность рыночной модели экономики. Даже незначительное изменение в объеме инвестиций способно спровоцировать заметное падение в области производства и занятости населения.

Кейнсианство: представители

Идеи Кейнса поддерживали такие экономисты, как Дж. Хикс, П. Самуэльсон, Э. Хансен и другие. Э. Хансен был главой американских последователей Кейнса. Он положил систему мультипликаторов в основу теории экономического цикла. Она заключается в способности государства сглаживать колебания производства ха счет увеличения и уменьшения расходов в различные периоды.

Помимо перечисленных экономистов, взглядов кейнсианской экономической школы придерживались и другие ученые. Среди них Джоан Робинсон, Ричард Каан, Рой Хэррод и прочие.

Кейнсианство и монетаризм

Теория монетаризма Милтона Фридмана — это полная противоположность кейнсианства.

В основе монетаризма лежит теория денег, в рамках которой государство практически не должно вмешиваться в экономику, а его роль в экономике ограничена контролем за оборотом денег.

А за кого вы — за Кейнса или за Фридмана? 🙂

Теория Кейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государственных финансов в процессе воспроизводства. Важнейшим положением этой теории служит утверждение, что экономика не является саморегулирующейся самостоятельно развивающейся системой и для поступательного развития она нуждается в активном вмешательстве государства. Приверженцы кейнсианства доказывают, что при капитализме не существует механизма, способного обеспечить полную занятость, и полагают, что автоматическая взаимосвязь между ставкой кредитного процента, соотношением цен и заработной платы отсутствует.

В подтверждение своей позиции они приводят такой аргумент, как слабая взаимосвязь между уровнем сбережений населения и размером процентной ставки по депозитам, поскольку в домашнем хозяйстве решение о сбережении некоторых сумм принимается под влиянием таких мотивов, как сбережение денег на случай потери работы или совершения крупной покупки. Кроме того, решения о сбережениях и инвестициях принимаются разными людьми, и при принятии инвестиционного решения размер стоимости заемных средств является лишь одним, причем не определяющим фактором, поскольку для потенциального инвестора более весомыми аргументами являются норма чистой прибыли, наличие политической стабильности в стране-реципиенте, состояние фондовых рынков, наличие платежеспособного спроса, совокупность рисков и т.д. В результате, как отмечал Кейнс, размеры сбережений домохозяйств и инвестиций предпринимателей могут совпасть только случайно.

Дж. М. Кейнс сформулировал постулат о том, что рыночная система никогда не была конкурентной. На основе данного положения и анализа реалий экономики первой трети XX в., он сделал вывод о том, что существование производителей-монополистов препятствует практическому применению положений классической теории об эластичности цен и заработной платы. Кроме того, существование организованных профсоюзов, политические факторы и фактор выборности органов государственной власти не дадут практической возможности реализовать курс на широкомасштабное снижение заработной платы.

Приверженцы этой теории особо подчеркивали ошибку представителей классиков, считавших, что снижение цен и заработной платы не приведет к росту безработицы. Действительно, поскольку заработная плата является основным источником доходов населения, то ее снижение вызовет падение доходов подавляющей части населения и последующий обвал спроса на продукцию. В этих условиях предприниматели не только будут ограничивать численность новых работников, но и, скорее всего, проведут сокращение числа занятых на предприятии. Развивая свою теорию, Кейнс доказывал факт нестабильности совокупного спроса, необходимость общего воздействия на экономику посредством активной государственной экономической политики, особенно в области финансов и кредитно-денежного регулирования. Большое значение придавалось фискальной политике. По этому поводу Кейнс писал, что "государство должно будет осуществлять свое руководящее влияние на склонность к потреблению частью путем соответствующей системы налогов, частью фиксацией нормы процента и частью, может быть, еще и другими способами".

Как полагали кейнсианцы, количество произведенных товаров и услуг, т. е. объемы производства, а соответственно и совокупная занятость, находятся в прямой зависимости от величины совокупных расходов на приобретение вышеупомянутых произведенных товаров и услуг. Поэтому первоочередная задача государства - регулировать размер совокупных расходов с целью смягчения циклического характера развития экономики и стимулирования экономического роста.

В данной теории выделяются четыре элемента совокупных расходов: потребление, инвестиции, расходы на чистый экспорт (за вычетом импорта), государственные расходы.

Очевидно, что наибольшее значение для определения размера потребительских расходов, как и уровня сбережений населения, имеет величина чистого дохода субъекта экономики, т. е. дохода, остающегося после уплаты налогов (поскольку инвестиционные затраты находятся под действием налоговых ставок и ставки процента, которая во многом определяется политикой центрального банка, экспорт и импорт также зависят от уровня налогообложения и таможенных пошлин). Наконец, государственные расходы, представляющие собой значительную часть совокупного спроса и непосредственно воздействующие на производство, занятость и уровень цен, зависят от размера государственных доходов, которые обеспечиваются налоговыми поступлениями. Следовательно, делали вывод кейнсианцы, и государственные расходы также зависят от уровня налогообложения и размеров налоговых ставок.

Важнейшее место в системе государственного регулирования кейнсианская теория отводила государственным расходам. Финансировать их предполагалось за счет займов и эмиссии денег, сознательно допуская дефицит бюджета. Однако при финансировании государственных расходов за счет займов происходит рост государственного долга, что имеет целый ряд негативных последствий для экономики. Во-первых, рост государственного долга обусловливает и увеличение расходов, связанных с его обслуживанием. Следствием такой ситуации будет неизбежный рост налогового бремени, который может погашать стремление к инвестициям, предпринимательству в целом. Эта ситуация, в частности, демонстрирует, как существование большого государственного долга может подорвать экономический рост.

Конечно, государство может использовать методы рефинансирования и частично переложить реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущего поколения. Однако в этом случае неизбежно будет иметь место значительный "эффект вытеснения", заключающийся в том, что выход государства на рынок ссудного капитала в качестве крупного заемщика неизбежно вызовет рост процентных ставок на рынке капитала. Такой рост ставок неизбежно сократит инвестиционный потенциал, поскольку рост процентных ставок сужает возможности частных фирм и населения по использованию заемного капитала. Соответственно, имеются все основания полагать, что повышение стоимости заимствований на рынке кредитных ресурсов приводит к сокращению объемов инвестиций и потому уменьшает размер фондов, остающихся следующим поколениям.

Воздействие государства на субъекты экономики, согласно теории Кейнса, подразделяется на фискальную политику, кредитно-денежную и комбинированную. Рассматривая значение финансов в государственном регулировании экономики, кейнсианцы обращали внимание на налоги не столько как на инструмент фиска, сколько как на элемент регулирования экономической политики, имеющий важное стабилизационное значение.

Кейнс впервые ввел понятие налоговых стабилизаторов и создал целую концепцию встроенных налоговых стабилизаторов экономики, которая получила весьма широкое распространение. Согласно данной концепции роль стабилизаторов призваны играть именно прогрессивная система налогообложения и социальные выплаты государства.

Задача государства состоит в том, чтобы сглаживать последствия экономических циклов и содействовать стабильности экономического положения, поскольку, как отмечал Кейнс, во время экономического подъема облагаемые доходы растут быстрее, чем налоговые поступления, а при кризисе налоговые поступления уменьшаются быстрее, чем падают доходы, и тем самым достигается относительное равновесие в обществе. Другими словами, объем налоговых доходов бюджета зависит не только от величины ставки налога, но и от изменения величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале налога. Колебания происходят автоматически и более значительны в уровне налоговых поступлений, нежели в уровне доходов. Сокращаясь (за счет изменения налоговой ставки, налоговых льгот), размер налогового бремени способствует росту доходов, что стимулирует и "склонность к потреблению", т. е. спрос. Кроме того, кейнсианцы полагали необходимым освобождение от подоходного налога малообеспеченных граждан параллельно с применением прогрессивного подоходного налогообложения для богатых слоев населения, обосновывая это не только доказательствами стимулирующей роли таких мер, но и тем, что подобная система является социально справедливой.

Следует отметить, что кейнсианская теория была "порождена" Великой депрессией. Сегодня, как реакция на современный мировой финансовый кризис, эта теория приобретает второе дыхание и, с определенными изъятиями, находит отражение в современной финансовой политике многих государств.

Послевоенное противоречие протекционизма и тенденций начинающейся глобализации мировой экономики, резкое ускорение научно-технического прогресса, распад Бреттон-Вудской валютной системы, растущая инфляция и общее падение уровня контроля национальных правительств над процессами, идущими в мировой экономике, вновь повысили актуальность поиска новой макроэкономической модели регулирования экономики.

Cтраница 1


Кейнсианская экономическая теория (Keynesian economics) - макроэкономические концепции, принятые теперь большинством экономистов (но не всеми), в соответствии с которыми капиталистическая экономика сама по себе не обеспечивает полное использование своих ресурсов, и для достижения их полной занятости можно применить фискальную и кредитно-денежную политику.  

Кейнсианская экономическая теория - макроэкономические концепции, основа которых - утверждение о том, что рыночная экономика сама по себе не может обеспечить полного использования всех своих ресурсов и для достижения этой цели государство может прибегать к средствам фискальной политики и денежно-кредитной политики. Сторонники кейнсианства считают, что: а) решающую роль в определении уровня реального производства играет совокупный спрос; б) рыночная экономика может долгое время функционировать в условиях высокой безработицы, не проявляя при этом естественной тенденции к ее сокращению; в) правительство может повлиять на уровень совокупного спроса для снижения безработицы прежде всего при помощи средств фискальной политики.  

Традиционно многие экономисты связывали кейнсианскую экономическую теорию с точкой зрения, что бюджетно-налоговая политика играет важную роль в макроэкономической стабилизации. Причиной тому служат записи и утверждения самого Дж.  

Кейнсианство (Keynesianism) - философские, идеологические и аналитические взгляды, представленные в кейнсианской экономической теории.  

Кейнс является родоначальником современной теории занятости, но многие другие экономисты продолжали совершенствовать и развивать его учение. Современная модель совокупных расходов отражает кейнсианскую экономическую теорию, а не просто теорию Кейнса. В соответствии с этой моделью макроэкономика нестабильна по определению; она подвержена периодическим спадам и инфляции. Кейнсианская теория гласит, что капитализм не является саморегулирующейся системой, способной к беспрерывному процветанию.  

Идеологии марксизма и свободы предпринимательства (laissezfaire) были полностью дискредитированы. Первой в результате Великой депрессии и появления кейнсианской экономической теории была отвергнута идеология laissezfaire.  

Кризис кейнсианства, а с ним и всего неоклассического синтеза и к честве официальной доктрины государственного регулирования ознам новался резким усилением критики этой теории не только со стороны тр диционныхее противников - неоклассиков, выступавших под флагом н оклассического возрождения. С середины 60 - х гг. в критике кейнсианст появилась и стала усиливаться новая позиция, связанная с пересмотре ортодоксальной версии кейнсианской экономической теории состоро. Это новое явление н экономическ (мысли получило название посткейнсианство.  

Его целью становится обеспечение более строгой основы кейнсианской экономической теории, а также детальная разработка логики макроэкономической и денежной теории. Именно за фундаментальные достижения в этих областях Тобин получил Нобелевскую премию. К таким достижениям относится разработанная Тобином теория портфеля.  

Во-первых, экономисты, применившие подобный подход к моделированию экономики, были первыми, кто использовал гипотезу рациональных ожиданий. Эта гипотеза, впервые разработанная экономистом Джоном Мутом (Muth) из университета штата Индиана в его статье, опубликованной в 1961 г., была использована такими исследователями макроэкономики, как Роберт Лукас (Lucas) из Чикагского университета, Томас Саджент (Sargent) из Стэ. Нил Уоллес (Wallace) из Миннесотского университета, для объяснения неспособности краткосрочной кривой Филлипса объяснить экономическую ситуацию в 1970 - е годы. Эти ученые и ряд других экономистов в конце 1970 - х - начале 1980 - х годов проложили путь новой классической революции, направленной против традиционной кейнсианской экономической теории. Так как именно представители новой классической школы впервые использовали гипотезу рациональных ожиданий, было бы разумно начинать именно с их теории.  

Они подчеркивали, что рыночные цены товаров и факторов производства связаны с их редкостью. Идея находящейся в равновесии экономики совершенной конкуренции, заслуга разработки которой в основном принадлежит Вальрасу, является центральной в неоклассической теории. Отличительной чертой неоклассической теории является также микроэкономический подход к описанию экономики. Другой чертой, отличающей этот подход как от классической (classical economics), так и от кейнсианской экономической теории (Keynesian economics), является выведение цены товаров из рационального максимизирующего поведения индивида.  

Страницы:      1

Кейнсианство – направление в экономике, преобладавшее в первой половине XX века. Название происходит от имени выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, автора работы «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 году.

В основе кейнсианства лежит предположение, что равновесие, обеспечивающее , недостижимо для . Виной тому являются , в результате которых не равен, а меньше, чем .

Таким образом, Кейнсианское учение, объясняющее действие ряда экономических механизмов, основывается на следующих положениях:

  1. уровень занятости определяется объемом производства;
  2. общий спрос не всегда устанавливается на уровне, соответствующем объему платежных средств, т.к. часть этих средств откладывается в виде сбережений;
  3. объем производства фактически определяется предпринимательскими ожиданиями уровня эффективного спроса в предстоящий период, которые содействуют инвестированию капитала;
  4. при равенстве между инвестициями и сбережениями, свидетельствующем о сравнимости банковской процентной ставки и процентной эффективности капиталовложений, акт инвестирования и акт сбережений становятся практически независимыми.

Нельзя сделать так, чтобы население не сохраняло часть дохода. Единственное, что возможно в данной ситуации, – это воздействовать на спрос, регулировать и процентные ставки на государственном уровне, стимулируя производство и сбыт. Недостаток спроса с точки зрения кейнсианства должен компенсироваться государственными закупками и общественными работами, оплачиваемыми за счет бюджета.

В докейнсианской экономике считалось, что стремление сберегать – это благо, которое лежит в основе роста и прогресса. Однако кейнсианство разделяет сбережения и , считая их не равными друг другу. Сбережения зависят прежде всего от уровня доходов, а инвестиции – от целого ряда факторов, в т.ч. от действующих процентных ставок.

Кейнсианство исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин: , занятости, потребления и др. Решающая сфера воспроизводства - рынок, основные цели - поддержание «эффективного спроса» и «полной занятости». Экономическая программа кейнсианства включает: всемерное увеличение расходов государственного бюджета, расширение общественных работ, абсолютное или относительное увеличение количества денег в обращении, регулирование занятости и др.

Таким образом, Кейнс отверг главный постулат об эффективности рыночного саморегулирования и обосновал необходимость государственного регулирования экономики; переключил внимание экономистов с предложения на спрос, обосновал возможность инфляционного финансирования экономического роста. Он поставил на первый план проблемы краткосрочной экономической динамики, тогда как до него анализировалась преимущественно статичная экономика. Кейнс фактически разработал новый язык экономической науки и новую науку — макроэкономику, введя понятия совокупный спрос, совокупное предложение, эффективный спрос, предельная склонность к потреблению и сбережению, мультипликатор инвестиций, предельная эффективность капитала, предельная эффективность инвестиций и др.

Кейнсианство сформировалось благодаря анализу ситуации, сложившейся в мировой экономике в период . Оно было противопоставлено доктрине . Последователи Кейнса утверждают, что государство должно воздействовать на совокупный спрос тогда, когда его объем недостаточен. В качестве инструментов регулирования величины спроса они рассматривают и бюджетную политики.

Появление экономической теории Кейнса называют «кейнсианской революцией». С 40-х до первой половины 70-х годов XX века концепция Дж. М. Кейнса занимала доминирующие позиции в правительственных и академических кругах наиболее развитых индустриальных стран Запада. В 1950-е и 1960-е многие положения кейнсианства были поставлены под сомнение представителями неоклассической школы. Появление прервало господство кейнсианства, тем не менее, монетаризм использовал концепцию денежного регулирования, разработанную Дж. М. Кейнсом. Именно Кейнсу принадлежит идея создания .

Под влиянием кейнсианства большинство экономистов пришли к убеждению в полезности и необходимости проведения макроэкономической политики для долгосрочного роста, избежания и . Однако, в 1970-х гг. в Соединенных Штатах снова случился кризис, при котором была высокая и одновременно высокая инфляция, это явление получило название . Это ослабило доверие экономистов к кейнсианству. Впоследствии кейнсианцы смогли объяснить в рамках своей модели и явление стагфляции.

В рамках кейнсианства выделяют следующие направления:

  • неокейнсианство;
  • посткейнсианство;
  • новое кейнсианство.

Неокейнсианство — ряд современных течений экономической мысли, объединенных теорией Кейнса как методологической базой. Исходной в неокейнсианстве остается центральная идея теории Кейнса о том, что стихийно развивавшаяся рыночная экономика не является идеальной системой саморегулирования. Отрицание у способности стихийно обеспечивать наиболее полное и рациональное использование экономических ресурсов – главный критерий, отделяющий экономистов кейнсианского образа мышления от всех современных защитников экономики свободного предпринимательства.

В неокейнсианстве наметились два основных подхода. Один, подчеркивающий новизну теории Кейнса, ее революционизирующую роль, ее разрыв с неоклассической школой, породил левое кейнсианство . Другой подход, напротив, стремился подчеркнуть ее связь с неоклассической традицией. Это направление развития кейнсианства легло в основу создания неоклассического синтеза , то есть формального включения кейнсианской теории в неоклассическую систему общего равновесия, в которой кейнсианство объясняло частный случай равновесия – «равновесия в условиях неполной занятости».

Однако важнейший недостаток кейнсианства – неразработанность его микроэкономических основ – до начала 80-х годов XX века так и не был преодолен. Неокейнсианские исследования так и не дали убедительного и логически непротиворечивого объяснения отсутствия у капиталистической экономики потенций к саморегулированию. Предлагавшиеся трактовки к тому же часто противоречили принципу рациональности поведения хозяйственных агентов. Последнее обстоятельство делало неокейнсианские построения весьма уязвимыми для критики со стороны представителей монетаризма и новой классической макроэкономики, имевших куда более разработанный микроэкономический аналитический аппарат. Но в 1980-е гг. в развитии неокейнсианства наметились новые тенденции, в результате которых оно пошло по пути создания более реалистичных основ микроэкономической теории.

Посткейнсианство — экономические теории, содержащие попытку возврата к предложенным Дж. М. Кейнсом методам экономической политики на обновленной теоретической основе. Например, бывшие кейнсианцы часто полагают, что теоретическая база кейнсианства устарела. Однако они продолжают верить, что вмешательство государства для смягчения вынужденной безработицы является оправданным.

Исторически посткейнсианство сложилось из слияния двух потоков. С одной стороны, это было английское «рикардианское» кейнсианство, центр которого находился в Кембридже, а с другой, — американское неортодоксальное кейнсианство, представители которого стремились возродить истинный, по их мнению, смысл «кейнсианской революции».

Примерами новых теоретических подходов, используемых посткейнсианцами, могут служить теория эффективной заработной платы и теория подразумевающегося (скрытого) контракта. Некоторые посткейнсианцы для защиты предлагаемого их теорией государственного вмешательства в экономику опираются и на более радикальные подходы, в том числе и на марксизм. В целом посткейнсианство представляет собой направление, последователи которого предприняли много исследований, но достигли ограниченного успеха.

Новое кейнсианство — это школа современной макроэкономики, которая стремится обеспечить микроэкономические основы экономики Кейнсиана. Новое кейнсианство отчасти возникло в ответ на критику кейнсианской макроэкономики сторонниками новой классической макроэкономики.

Два ключевых предположения определяют новый кейнсианский подход к макроэкономике. Подобно новому классическому подходу, кейнсианский макроэкономический анализ обычно предполагает, что домохозяйства и фирмы имеют разумные ожидания. Но две школы отличаются тем, что в кейнсианском анализе обычно учитывают различные рыночные отклонения. В частности, новые кейнсианцы предполагают, что существует несовершенная конкуренция в отношении цены и заработной платы, чтобы помочь объяснить, почему цены и заработная плата могут стать «застывшими», а это означает, что они мгновенно «не выравниваются» в соответствии с изменениями экономических условий.

«Застывшестью» уровня зарплат и цен, а также другими рыночными «аномалиями», присутствующими в моделях кейнсианцев, обосновывается почему экономика может не получить полной занятости. Поэтому новые кейнсианцы утверждают, что макроэкономическая стабилизация со стороны правительства (с использованием фискальной политики) или центрального банка (с использованием денежно-кредитной политики) может привести к более эффективному макроэкономическому результату, чем политика laissez faire.

Экономисты нового кейнсианства не выступают за использование экспансивной денежно-кредитной политики для краткосрочного роста производства и занятости, поскольку это повысит инфляционные ожидания и тем самым перенесет проблемы на будущее. Вместо этого они выступают за использование денежно-кредитной политики для стабилизации. То есть внезапное увеличение только для создания временного экономического бума не рекомендуется, так как устранение возросших инфляционных ожиданий будет невозможно без возникновения рецессии.

Однако, когда экономика сталкивается с неожиданным внешним шоком, компенсация макроэкономических последствий шока посредством денежно-кредитной политикой является хорошей идеей. Это особенно верно, если неожиданный шок обусловлен, например, падением доверия потребителей, которое, как правило, снижает как производство, так и инфляцию; в этом случае расширение денежной массы (снижение процентных ставок) помогает увеличить выпуск продукции, стабилизируя при этом инфляцию и инфляционные ожидания.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны. Поэтому именно в 1929-1933гг. закончился период «скрытого» развития экономики; то было время конца целого ряда старых и открытия новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизованной системы.

Если «сила» неоклассической экономической теории конца XIX - начала XX в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной - макроэкономический анализ, к которому, в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Дж. М. Кейнс.

Итак, мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых научных исследований, которые не утрачивают своей актуальности ив наши дни, ибо основное их содержание - это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берут свое начало нацеленные на решение этих проблем два теоретических направления. Одно из них опирается на учение Дж. М. Кейнса и его последователей и называется кейнсианским (кейнсианство ), а другое, обосновывающее альтернативные кейнсианству концептуальные решения, называется неолиберальным (неолиберализм ).

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) учился у основателя Кембриджской школы экономической мысли А.Маршалла. Но, вопреки ожиданиям, не стал его наследником и едва не затмил славу своего учителя.

Своеобразное осмысление последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг. отразилось в положениях изданной Дж.М. Кейнсом в Лондоне книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это произведение принесло ему широкую известность и признание, поскольку уже в 30-е годы послужило теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. А сам автор книги был советником в составе правительства Великобритании и разработал многие практические рекомендации в области экономической политики. За всю парламентскую историю Великобритании Дж.М. Кейнс стал первым среди ученых-экономистов, кто был удостоен английской королевой титула лорда, дающего ему право участия в качестве пэра в заседаниях верхней палаты парламента в Лондоне.

В числе его публикаций: «Трактат о вероятности» (1921), «Трактат о денежной реформе» (1923), «Экономические последствия мистера Черчилля» (1925), «Конец свободного предпринимательства» (1926), «Трактат о деньгах» (1930) и некоторые другие.

«Общая теория» Дж.М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику .

Новаторство экономического учения Кейнса в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшим его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из некоего «психологического закона») концепции о так называемом эффективном спросе , т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе.

Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования, Кейнс в отличие от своих предшественников говорил о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной толпы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение дохода. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора «Общей теории», постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода.

В методологии исследования Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономические факторы, как-то: государства (стимулирующего потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психологии людей (предопределяющей степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов).

Кейнс не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними суждения очевидны:

В стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);

В одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства);

В признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;

В понимании национального (государственного) характера экономической политики.

В его учении отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как полагал ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором - могут быть направлены на увеличение спроса и занятости. Он также резко и аргументирование критикует тех экономистов, которые привержены догматическим постулатам «закона рынков» Ж.Б. Сэя и другим сугубо «экономическим» законам, называя их представителями «классической школы».

Кейнс делает контрвывод: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». Для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора , означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций».

Дж.М. Кейнс назвал его «мультипликатором инвестиций», который характеризует положение о том, что «когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в n раз превосходит прирост инвестиций». Причина такого положения заключается в «психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».

Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой».

Но, по его убеждению, «хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятости окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции».

Итак, суть эффекта мультипликатора действительно проста. Решающим моментом при этом является побуждение инвестировать. Спустя несколько десятилетий, разделяя идеи Кейнса о «склонности людей к сбережению», Дж.К. Гэлбрейт писал, что «эти доходы должны быть инвестированы и, таким образом, истрачены (или компенсированы затратами кого-либо еще). В противном случае покупательная способность будет снижаться. Товары будут оставаться на полках, объем заказов уменьшится, объем производств упадет, безработица увеличится. В результате произойдет спад».

Итогом своего исследования Кейнс считал создание теории, которая «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами», ибо «именно в определении объема занятости, а не в распределении» труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной». Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности».

Эффективность регулирования государством экономических процессов, согласно Кейнсу, зависит от изыскания средств (государственные инвестиции, достижения) по полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов».

Для Кейнса полная занятость зависит от правильного соотношения процентной ставки и заработной платы и может быть достигнута скорее путем понижения первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина безработицы у Кейнса состоит в том, что ставка процента в долгосрочной перспективе остается слишком высокой

«Новый курс» Рузвельта. Кризис 20-х гг. был такой катастрофой, что экономисты стали говорить о конце капитализма, о том, что в прежнем виде капиталистическая экономика не сможет продолжать существование. Учение Кейнса и послужило теоретической основой государственно-монополистического капитализма.

Сущность государственно-монополистического капитализма в том, что государство начинает регулировать хозяйственное развитие, управлять им, организует программирование экономики, т.е. приобретет функции, которых прежде капиталистическое государство не имело. Поэтому правильней говорить о государственном регулировании экономики.

Как это происходило в США? Новый президент США Франклин Д. Рузвельт провозгласил систему мер оздоровления экономики - так называемый «новый курс». При правительстве была создана «Национальная администрация по восстановлению промышленности». Во главе ее встал «мозговой трест» - совет из крупнейших экономистов и промышленников, который и стал осуществлять государственное регулирование хозяйства.

Промышленность была разделена на 17 отраслевых групп. Во главе каждой группы был поставлен свой орган и для каждой группы были введены свои правила - «кодексы честной конкуренции». «Кодексы» устанавливали объем производства, цены и т.д., ставили производство в определенные рамки в соответствии с емкостью рынка сбыта, т.е. с расчетом не производить продукции больше, чем может поглотить рынок.

Другим направлением курса Рузвельта была организация больших государственных работ, на которые было ассигновано свыше 3 млрд. долл., - строительство дорог, аэродромов, школ, больниц и других сооружений в основном в сфере инфраструктуры. Для организации этих работ было построено 2,5 тысячи палаточных лагерей, куда и собирали безработных.

Эти работы уменьшали безработицу и увеличивали рынок сбыта, потому что бывшие безработные теперь получали зарплату и покупали товары, да и для самих работ приобретались с рынка стройматериалы, строительные механизмы и многое другое. Таким образом, эти работы поглощали товары с рынка, не производя товаров, и это рассасывало кризис.

Соответствующие меры были приняты и в сельском хозяйстве. Государство стало скупать земли у фермеров, оставляя эту купленную землю как пустошь, без использования, стало выплачивать премии за сокращение поголовья скота, за сокращение продукции, т.е. старалось сократить объем сельскохозяйственного производства, привести его в соответствии с возможностями сбыта.

Такое государственное регулирование было необычным для старого капитализма и воспринималось как нечто некапиталистическое. Поскольку меры Рузвельта ограничивали свободу предпринимательства, Верховный суд США признал политику Рузвельта противоречащей конституции, и в 1934 г. большинство мероприятий «Нового курса» было запрещено.

После окончания кризиса подъем был довольно слабым. В 1937 г. качался новый кризис. Промышленное производство упало на 36%, число безработных выросло до 10,5 млн. Выход из этого кризиса был связан уже с началом второй мировой войны.

В годы второй мировой войны для США повторилась ситуация первой. Военные действия проходили в Европе, ее хозяйство разрушалось. В войну США вступили позже других стран, но и после этого не испытали ее разрушительного действия: на территории США военные действия не велись. Людские потери на территории США составили б человек, погибших от взрыва бомбы, запущенной из Японии на воздушном шаре. Согласно проведенным обследованиям американское население в годы войны одевалось и питалось лучше, чем в довоенные годы.

Вклад США в победу над Германией был преимущественно материальным. 46 млрд. долл. составили поставки по ленд-лизу, т.е. передача участникам войны против Германии различных военных материалов. Это не было подарком. Президент Трумэн справедливо отмечал: «Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасли множество американских жизней».

Но ленд-лиз был выгоден не только этим. Чтобы отправить снаряжение союзникам, оно закупалось у американских корпораций; ленд-лиз вызвал патриотическое оживление, увеличение занятости, новые доходы, новое строительство.

В годы войны увеличился вес государства. Военные промышленные предприятия строило тогда государство. Было построено 2,5 тыс. новых заводов, оснащенных передовой техникой. После войны эти предприятия были проданы монополиям, причем продавались они в 3-5 раз дешевле, чем обошлись государству. Естественно, что в этих условиях война обеспечила новый скачок в экономическом развитии США. Промышленное производство выросло с 1938 по 1948 гг. более чем в два раза.

Выросла и доля США в мировом производстве. Если перед войной США давали 40% мировой капиталистической промышленной продукций, то к концу войны - 62%



Похожие статьи