Финансовая система: сущность и развитие. Большая энциклопедия нефти и газа

Финансы – это система денежных распределительных отношений, по поводу образования и использования фондов денежных средств, доходов и накоплений у участников общественного воспроизводства.

К основным группам финансовых отношений относятся:

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и населением, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу образования бюджета и внебюджетных фондов и выделения средств из этих фондов;

Взаимоотношения между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;

Взаимоотношения внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

При рассмотрении вопроса о сущности финансов необходимо более подробно остановиться на их функциях. Сначала нужно выяснить, что такое функция экономической категории, так как термин «функция» (от латинского functio – исполнение, совершение) имеет несколько значений. В обиходе функцией считается какое-либо действие, в математике функция – это зависимость, свойство, в философии – отношения двух или группы объектов, в которых изменение одного сопутствует изменению другого.

В финансовой науке функция рассматривается чаще всего как проявление сущности экономической категории в действии. Именно с этой позиции и следует рассматривать функции финансов.

Поскольку сущность финансов проявляется в распределительных отношениях, то одной из функций этой экономической категории является распределительная . На основе распределительных отношений с помощью финансов формируются различные виды денежных доходов и накоплений, создаются и используются фонды денежных средств. Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, связанные с движением стоимости общественного продукта и его составных частей в денежной форме. При распределении общественного продукта и национального дохода образуются так называемые первичные доходы и накопления, а сам процесс распределения носит название «первичного распределения». К первичным доходам и накоплениям относятся заработная плата работников, а также доходы и накопления предприятий, занятых в сфере материального производства.



При дальнейшем распределении национального дохода образуются вторичные доходы и накопления, к которым относятся доходы государства и доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы.

С помощью распределительной функции финансы активно влияют на все стадии воспроизводственного процесса. Прежде всего с помощью этой функции из стоимости общественного продукта вычленяется часть, идущая на возмещение произведённых материальных затрат, затем выделяется заработная плата и доходы хозяйствующих субъектов. На базе распределительной функции создаются общегосударственные фонды, необходимые для удовлетворения экономических и социальных потребностей общества.

Главным практическим назначением распределительной функции является обеспечение пропорциональности распределения и достижение соблюдения экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, населения и государства.

Второй важнейшей функцией финансов является контрольная . Контрольная функция тесно связана с распределительной функцией, одна без другой они существовать не могут. Распределительные процессы создают основу для контроля за пропорциями распределения с целью соблюдения экономических интересов всех участников воспроизводства. С помощью контрольной функции проверяется правильность и своевременность формирования фондов денежных средств, обоснованность направлений их расходования, эффективность использования. С помощью контрольной функции финансов сравниваются однородные экономические процессы, определяется их результативность и эффективность всего воспроизводственного процесса в целом. Сфера действия контрольной функции не ограничивается лишь распределительной стадией воспроизводственного процесса, она распространяется также на стадии производства, обмена и потребления. Столь широкий диапазон действия контрольной функции финансов обусловлен тем, что отношения распределения, будучи относительно обособленными, одновременно тесно связаны и активно влияют на весь воспроизводственный процесс. Воздействие контрольной функции на воспроизводственные процессы происходит по следующим основным направлениям:

Влияние на пропорции производства и распределения

Активное воздействие на экономность и эффективность использования ресурсов

Контроль за соблюдением финансового законодательства.

Формой проявления и использования контрольной функции финансов является финансовый контроль, охватывающий практически все стороны экономической деятельности хозяйствующих субъектов. На практике контрольная функция финансов реализуется посредством исполнения своих должностных обязанностей работниками контрольных органов.

Всё многообразие дискуссий об экономической природе финансов можно свести в три группы. Первая – вопросы сущности финансов и границ финансовых отношений. Вторая – дискуссии по поводу функций финансов. Третья группа – вопросы субъективности финансов, отнесения данной категории к категории базиса или надстройки.

В первой группе дискуссий выделяются две концепции сущности финансов – распределительная и воспроизводственная. Сторонники распределительной теории утверждают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса – при распределении стоимости совокупного общественного продукта. Сторонники воспроизводственной теории рассматривают финансы как категорию воспроизводства, включая в состав финансов всю совокупность денежных распределительных отношений, возникающих на всех стадиях воспроизводственного процесса.

Спорными являются вопросы о границах финансовых отношений, определяющих внутреннее содержание данной категории. Некоторые авторы ограничивают финансы только перераспределительными отношениями, приравнивая финансовые отношения в основном к бюджетным. Такая точка зрения могла бы иметь право на существование лишь на первых этапах зарождения финансов, когда не было финансов предприятий, внебюджетных фондов, государственного кредита и других звеньев финансовой системы. В настоящее время именно благодаря финансам осуществляется первичное распределение общественного продукта и образуются денежные фонды, без которых невозможен процесс воспроизводства.

Существует также мнение, что кредитные отношения являются частью финансовых отношений. Однако, несмотря на сходство этих двух категорий и их родственную экономическую природу, кредит всё - таки является самостоятельной экономической категорией и имеет иную сущность, выполняет другие функции. Кредит, так же как и финансы, действует на стадии распределения, а условием его существования является наличие в обществе товарно-денежных отношений. Но главными принципами кредитования являются возвратность, срочность и платность, тогда как финансы в основном действуют на противоположных принципах (исключая бюджетное кредитование). С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход, а с помощью кредита перераспределяются временно свободные денежные средства на принципах кредитования.

Дискутируется также вопрос об отнесении к финансовым отношений, связанных с формированием, выдачей и использованием заработной платы. Так, например, Родионова В.М. считает, что главным отличием отношений, связанных с формированием, выдачей и использованием заработной платы от финансовых отношений является двухсторонний характер движения стоимости. Сначала работник отдаёт свой труд, а затем в равном размере получает заработную плату.

Следующей группой дискуссий являются дискуссии о функциях финансов. В литературе можно насчитать более десяти функций финансов. Наиболее часто встречаются такие функции, как распределительная, контрольная, воспроизводственная, стимулирующая, образования фондов денежных средств, перераспределительная, обслуживания кругооборота фондов, образования денежных доходов и накоплений, использования фондов денежных средств, регулирующая, стабилизационная и другие.

Большая часть экономистов среди других функций называет две функции финансов: распределительную и контрольную. Так, например, Родионова В.М. выделяет только эти функции. Дробозина Л.А. кроме них называет ещё регулирующую и стабилизационную. Архипов А.И. и Сенчагов В.К. добавляют стимулирующую функцию финансов. Однако есть и другие подходы. Так, например, А.И. Балабанов и И.Т. Балабанов считают, что в условиях рыночной экономики финансы потеряли своё распределительное назначение.

Третья группа дискуссий охватывает вопросы субъективности (объективности) финансов и влияния государства на финансовые отношения. Так, например, Вознесенский Э.А. пишет об императивности финансов, понимая под императивностью одностороннее волеизъявление государства. Сабанти Б.М. рассматривает финансы как систему денежных отношений, имеющих императивный характер и выражающих процесс перераспределения доходов и фондов участников воспроизводства в соответствии с социальной политикой государства. Аналогичную позицию занимают Врублевская О.В., Романовский М.В. Лаврушин О.И. считает, что позиция императивности финансов уязвима и, что финансы носят облигаторный (обязательный), индиспенсабельный характер. Однако, облигаторность (обязательность) финансов, по мнению О.И. Лаврушина, это нечто большее, чем форма; данные черты относятся к их глубинным качествам, к сущности финансовых отношений. Все вышеперечисленные термины (императивность, облигаторность, индиспенсабельность) означают определённую степень влияния и роли государства в организации финансовых отношений.

Роль и значение финансов менялись на разных этапах развития общества. Значение финансов многократно усиливается при переходе от командно-административных к рыночным условиям хозяйствования. Исчезает излишняя регламентация финансово-хозяйственной деятельности предприятий, появляется свобода выбора направлений использования денежных средств, пропорций их распределения, форм оплаты за поставляемые товарно-материальные ценности и реализованную продукцию. Хозяйствующие субъекты, население и государство могут стать участниками финансового рынка с правом выбора контрагента. Значительно расширяется сфера действия финансовых отношений, появляются новые финансовые инструменты.

В современных условиях роль финансов в социально-экономическом развитии общества проявляется по следующим основным направлениям:

Активизация политики накопления отечественного капитала;

Использование бюджетной и налоговой политики в целях укрепления экономики и её развития;

Государственная поддержка производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

Использование для целей производственного инвестирования возможностей финансового рынка;

Усиление социальной направленности государственного бюджета;

Достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.

Совокупность финансовых отношений подразделяется на различные группы в зависимости от специфики этих отношений. Реализация этих финансовых отношений осуществляется через звенья финансовой системы.

Различают несколько типов систем. Финансовая система является открытой системой, так как она взаимодействует с внешней средой (закрытые системы имеют фиксированные границы и относительно независимы от окружающей среды). Кроме того, финансовая система – это система интеграционного типа , то есть система, взаимосвязи между элементами которой являются довольно тесными (различают ещё суммативные системы со слабыми связями между элементами).

Финансовая система представляет собой совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения. (Федулова С.Ф.)

Позиция авторов представляющих финансовую систему как совокупность финансовых (финансово-кредитных) звеньев представляется неправомерной. Под финансово-кредитными звеньями в этом случае, как правило, понимаются центральные и региональные финансовые и кредитные органы: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное Казначейство, Центральный Банк России и др. Эти учреждения являются органами управления звеньями финансовой и кредитной систем и их следует рассматривать в качестве субъектов управления системами, а не выделять как отдельное звено.

В экономической литературе дискутируются не только вопросы определения понятия «финансовая система», но и её состав. Практически все авторы включают в состав финансовой системы такие звенья, как общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов . Спорным является вопрос об отнесении к составным частям финансовой системы таких звеньев, как страхование, местные финансы, финансы населения (домашних хозяйств), фондового рынка. Кроме того, нет единства во мнениях о том, какие группы финансовых отношений можно выделить в качестве звеньев финансовой системы, а какие считать их элементами (подсистемами).

На наш взгляд, к звеньям финансовой системы следует отнести три звена, отражающих следующие группы финансовых отношений: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы, с выделением внутри них определённых элементов. К государственным финансам следует отнести, в первую очередь, государственный бюджет, а также государственные внебюджетные фонды и государственный кредит. В звено «Финансы хозяйствующих субъектов» входят финансы предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, а также финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность. К местным финансам относятся местные бюджеты, отношения, связанные с выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, выпускаемых местными органами власти и другие отношения займа.

На рисунке 1 схематично изображен состав финансовой системы РФ

Государственный бюджет Государственные внебюджетные фонды Государственный кредит
Финансовая система России

Рис.1. Финансовая система России

Тема 3. Финансовые ресурсы.

Несмотря на длительную историю существования финансовых отношений и на многочисленные исследования, касающиеся сущности финансовых отношений, в современной отечественной и зарубежной науке до сих пор не выработалось единой позиции в трактовках термина «финансовая система».

Под термином «финансовая система» традиционно понимается совокупность организованных и взаимосвязанных между собой финансовых отношений в обществе. Но кроме этого, в учебниках, в практике хозяйствования, в некоторых нормативно-правовых актах этот термин иногда употребляется для обозначения финансовых учреждений в стране, совокупности денежных рынков и их институтов.

Таким образом, выделяются следующие подходы к определению финансовой системы :

Совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, сгруппированных по определенным признакам (функциональный или содержательный подход);

Совокупность финансовых рынков и их институтов (институциональный подход);

Совокупность финансовых учреждений.

Функциональный подход чаще всего используется в отечественной литературе, в зарубежной же преобладает институциональный подход.

В нормативных правовых актах термин «финансовая система» также употребляется не в функциональном аспекте, а как совокупность организаций финансового сектора экономики либо элементов финансового рынка .

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Определение финансовой системы звучит следующим образом - это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.

Финансовая система развитых стран включает следующие звень:

Ч государственную бюджетную систему;

Ч специальные государственные внебюджетные фонды;

Ч государственный кредит;

Ч финансы предприятий различных форм собственности;

Ч финансовый рынок.

Состав бюджетной системы зависит от государственного устройства.

В унитарных государствах бюджетная система включает два звена:

Ч государственный бюджет;

Ч местные бюджеты - бюджеты городов, сел, поселков и т.д.

В федеративных государствах бюджетная система включает три звена:

Ч государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;

Ч бюджеты членов федерации;

Ч местные бюджеты.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку именно в рамках предприятий происходит объединение факторов производства, создаются блага и услуги, новая стоимость и доходы владельцев экономических ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность государства финансовыми ресурсами.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Сочетание централизованных и рыночных методов регулирования финансовой системы позволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов. Но при этом безусловный приоритет принадлежит государству, которое не просто самостоятельно принимает определенные решения, но и формирует правовое поле, в пределах которого предприятие только и может быть свободно.

В состав финансовой системы входит и финансовый рынок, который выполняет две функции. Во-первых, на финансовом рынке происходит мобилизация капитала. Поскольку размер сбережений не совпадает с инвестициями каждого субъекта экономики ни по сумме, ни по времени, то возникает необходимость в посреднике, который аккумулирует временно свободные денежные средства населения и предприятий. Домохозяйства являются чистыми кредиторами по отношению ко всем субъектам экономики, т.е. население имеет большую сумму сбережений по сравнению с заимствованиями. Предприятия и государство, напротив, являются чистыми заемщиками на финансовом рынке. Во-вторых, одновременно с мобилизацией капитала финансовый рынок организует его перераспределение оптимальным образом и с наименьшими затратами. С помощью финансового рынка направленность средств изменяется в пользу тех хозяйствующих субъектов, которые доказывают эффективность своей деятельности.

Состав финансовых ресурсов у разных субъектов экономики существенно различается. Финансовые ресурсы коммерческих организаций можно разделить на три группы:

1. Собственные и приравненные к ним средства (уставный капитал, добавочный капитал, чистая прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы);

2. Средства, мобилизуемые на финансовом рынке;

3. Целевое финансирование.

Здесь не указаны заемные средства, которые привлекаются предприятиями за счет выпуска долговых обязательств и банковских кредитов. Заемные средства, как известно, предполагают их обязательную возвратность. Это является важнейшим критерием различия финансовых и кредитных ресурсов. Тем не менее, заемные средства наряду с финансовыми ресурсами позволяют решать задачу обеспечения хозяйственной деятельности предприятия источниками финансирования.


Понятие «финансовая система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения. Иногда понятие употребляется в узком смысле только как совокупность финансовых учреждений государства, что неточно.
Термин «система» означает действие взаимосвязанных элементов - подсистем, которые классифицируются по разным критериям.
В вышеприведенном определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей:
  1. совокупность финансовых отношений;
  2. совокупность фондов денежных средств;
  3. финансовый аппарат управления.
Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) И тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой - представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.
Помимо функционального критерия классификации финансовой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему rio звеньям (см. схему на стр. 35).

Звенья как соподчиненный ряд классификации содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.
Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы является определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.
Финансы предприятий сферы материального производства составляют основу финансов, они являются исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается национальный доход - основной источник финансовых ресурсов общества.
Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и предприятиями производственной и непроизводственной сфер - государственными и других форм собственности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплатами из общественных фондов потребления денежных средств, получения материальных и нематериальных благ; с другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений, организаций и предприятий производственной и непроизводственной сферы. Такие отношения являются финансовыми, за исключением денежных отношений, связанных с приобретением потребительских товаров и услуг в торговой сети, на рынках, предприятиях и организациях по обслуживанию населения (транспорта, связи, бытового сектора и т. д.), относящихся к обмену.
Вместе с тем специфика финансов населения состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направленность или сбсре- гаться, и их владелец распоряжается (управляет) ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто финансовый их характер - при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, так и переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других экономических категорий - оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенными исчезновением финансовых отношений и вступлением в действие других экономических отношений.
Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством. Такие отношения аналогичны возникающим в звене финансов предприятий.
Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете республики как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите.
Государственный кредит включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств - это звено можно считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.
Второе звено - финансы предприятий и организаций народного хозяйства - имеет два относительно самостоятельных подзвена:

  • финансы предприятий и организаций материального производства;
  • финансы предприятий, организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы.
В первом подзвене - финансах производственной сферы - решаются задачи формирования и эффективного использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных объединениях, предприятиях, в отраслях народного хозяйства, а также центра лиза- ции средств в целевых и резервных фондах названных хозяйствующих субъектов.
Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности, другие качественные показатели производства. Сюда относятся следующие составляющие:
  1. финансы производственных объединений и предприятий промышленности и их вышестоящих органов;
  2. финансы сельскохозяйственных предприятий и организаций;
  3. финансы предприятий и организаций грузового транспорта (железнодорожного, речного, морского, автомобильного, воздушною, магистрального трубопроводного);
  4. финансы предприятий и организаций строительства;
  5. финансы связи (в части обслуживания производства);
  6. финансы потребительской кооперации;
  7. финансы водного хозяйства;
  8. финансы геологоразведочных организаций;
  9. финансы других подотраслей сферы материального производства (государственных закупок, заготовок, торговли, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения).
Место и роль второго подзвена - финансов непроизводственной сферы, в финансовой системе определяется ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др.
Финансы предприятий, организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы имеют такие составляющие:
  1. финансы жилищно-коммунального хозяйства;
  2. финансы бытового обслуживания населения;
  3. финансы пассажирского транспорта;
  4. финансы ряда отраслей (связи и др. в части непроизводственной деятельности);
  5. финансы здравоохранения и физической культуры;
  6. финансы образования;
  7. финансы культуры и искусства;
  8. финансы науки и научного обслуживания;
  9. финансы общественных организаций;
  10. финансы банковско-кредитных и страховых организаций;
  11. финансы коммерческих и посреднических организаций (товарных и фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т. д.);
  12. финансы органов управления;
  13. финансы обороны;
  14. финансы органов защиты правопорядка.
В данном звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера.
Совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, присущих звеньям финансовых отношений, составляет вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов, включающих многие денежные фонды: бюджетные, фонды государственного социального страхования и обеспечения, амортизационный фонд, фонд оборотных средств, фонды потребления. Одни фонды централизованы в большей степени, другие - в меньшей, одни фонды постоянно расходуются (фонд потребления), другие временно сохраняются (резервные фонды), третьи - накапливаются (амортизационный фонд).
Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступает финансовый аппарат, который представляет собой систему государственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы.
Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации и планирования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений, совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее.
Наряду с понятием финансово» системы есть еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы, в которую включаются не только звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансово-кредитная система объели- ненно функционирует как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.
В основу построения финансовой системы положены следующие принципы:
  1. Сочетание централизма и демократизма в организации финансовой системы; это проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны государственных финансовых органов одновременно большие права и самостоятельность предоставляются местным финансовым органам, предприятиям и организациям.
Данный принцип предопределил систему двойного подчинения местных финансовых органов: соответствующей местной администрации и вышестоящему финансовому органу.
Демократическое начало в управлении отраслевыми финансами проявляется в закреплении предприятиям основных и оборотных фондов, предоставлении им права создавать денежные фонды различного целевого назначения и пользования ими. Вышестоящие органы в пределах своих полномочий принимают решения о перераспределении части средств, помещаемых в отраслевые фонды и резервы, определяют порядок их целевого использования.
В предпринимательском секторе финансовая самостоятельность выражена более полно: его участники свободно распоряжаются финансовыми ресурсами после выполнения обязательств перед государственной финансовой системой.
  1. Соблюдение национальных и региональных интересов. Требования этого принципа призваны обеспечить национальное равноправие в финансовых отношениях, равно как и социально приемлемый уровень развития регионов. Выражением его в построении финансовой системы является соответствие структуры государственных финансовых органов национально-государственному и административно-территориальному устройству. Каждая область, район и город имеют соответствующий аппарат финансовых органов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые органы, тогда их функции выполняет аппарат местной администрации. Особое значение этот принцип приобретает в многонациональных государствах с федеративным устройством.
  2. Принцип единства финансовой системы предопределяется единой финансовой политикой, проводимой государством через центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звеньями финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах. Единство финансовой системы заключается в общности главных источников финансовых ресурсов, во взаимосвязи их движения, в перераспределении средств между регионами, отраслями для оказания необходимой финансовой поддержки. Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное воплощение в системе взаимоу- вязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой.
  3. Принцип функционального назначения отдельных составных элементов финансовой системы выражается в том, что каждое звено финансов решает свои задачи. Ему соответствует особый финансовый аппарат. Организацию работы по формированию и использованию ресурсов государственного бюджета осуществляет Министерство финансов республики.
Целевые задачи внебюджетных фондов определяются и решаются соответствующим аппаратом или передаются в ведение определенного министерства и даже правительства.
Вертикальный принцип управления народным хозяйством обусловливает соответствующую структуру финансового аппарата как на уровне высших органов (министерств, ведомств, ассоциаций, концернов, объединений), так и на производственных предприятиях. Кроме того, в организации финансового аппарата отражаются особенности управления кооперативными, акционерными, совместными, смешанными, а также общественными предприятиями и организациями.
Финансовая система должна постоянно совершенствоваться. Главной задачей этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее социально-экономическое развитие республики, обеспечение неуклонного роста национального дохода, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, расширением самостоятельности предприятий, местных органов власти в производственном и социальном развитии.
Состоянием финансов определяется положение дел в экономике, и поэтому программы стабилизации должны предусматривать реализацию в первую очередь общеэкономических мер по повышению ее эффективности. В ряду этих мер - перестройка производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка, в основном за счет внутреннего производства. В числе финансовых мероприятий необходимы рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики - ликвидация убыточности и переход на самофинансирование, нормативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1. В чем состоят особенности внешнего проявления финансов и сущностного, внутреннего их содержания?
  2. Что понимается под воспроизводством общественного продукта. его составом?
  3. В чем состоит процесс первичного распределения общественного продукта и его перераспределения?
  4. Перечислите специфические черты финансов.
  5. Сформулируйте определение финансов как экономической категории.
  6. В чем состоит объективная необходимость финансов?
  7. Какова природа финансов?
  8. Какова роль государства в генезисе финансовых отношений?
  9. Установите связь финансов с товарно-денежными отношениями и действием закона стоимости.
  10. Что означает термин «функция» применительно к финансам?
  11. Почему возникло несколько разных трактовок функций финансов?
  12. Раскройте содержание распределительной концепции финансов.
  13. В чем состоят принципиальные положения воспроизводственной концепции финансов?
  14. Какие критерии разграничения роли и функций экономической категории «финансы»?
  15. Как взаимосвязаны и взаимодействуют основные экономические категории?
  16. Что понимается под финансовыми ресурсами и финансовыми фондами?
  17. Назовите основные виды и источники финансовых ресурсов.
  18. Перечислите основные факторы роста финансовых ресурсов.
  19. Как и почему сочетаются в схеме финансовой системы элементы по разным критериям классификации?
  20. Почему необходимо применение определенных принципов при организации финансовой системы?

». Стоит помнить, что деньги - это бумажные или металлические знаки, которые выполняют функции обращения, меры стоимости. Финансы же представляют собой гораздо более широкую категорию.

В большинстве научных источников термин «финансы» расшифровывают как совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе создания и движения денежных фондов различных структур. То есть они охватывают не только денежную, но и товарную сферу деятельности государства, юридических и физических лиц. Финансовые отношения возникают на каждом уровне воспроизводства, обмена и потребления продуктов, услуг и работ. Особенностями финансов являются их неосязаемость и вездесущность, так как они являются неотъемлемой частью любой социально-экономической категории.

Экономическая

У финансов долгая история появления и становления. Они являются одной из важнейших экономических категорий, потому и рассматривать их стоит с точки зрения экономических законов.

В развитии финансов выделяют два основных этапа:

  • Докапиталистическая стадия . В рамках этой формации происходило становление государства, выделением казны из совокупности прочих средств. На этом этапе также зарождаются товарные отношения.
  • Капиталистическая стадия. На этом этапе основная сумма финансов собрана в бюджетах.

Так как финансы являются экономической категорией, то их сущность и основные функции базируются на следующих законах экономики:

  • Закон стоимости.
  • Закон накопления.
  • Закон перераспределения по трудовым затратам.
  • Закон обращения денег.
  • Закон предложения и спроса.

Исходя из этого условия, можно выделить несколько основных признаков финансов:

  • Финансовые отношения носят только денежный характер.
  • Финансовые отношения всегда возникают в процессе распределения ресурсов.
  • Финансы взаимосвязаны с созданием и обращением накоплений и доходов. Все денежные средства в таком случае называются финансовыми ресурсами.

Финансы в качестве экономической категории выполняют три основные функции:

  • Они формируют денежные средства и фонды.
  • С помощью них осуществляется использование и распределение денежных средств и фондов.
  • Они обеспечивают контроль за денежными фондами.

Понятие финансовых ресурсов

Любые экономические отношения базируются и осуществляются с помощью каких-либо ресурсов.
Финансовые ресурсы представляют собой все денежные средства, которые находятся у физически и юридических лиц страны, органов государственной власти и местного самоуправления. Как и у любых ресурсов, у них имеются свои определенные источники, благодаря которым и происходит формирование фондов.

Эти источники можно классифицировать по трем разным уровням:

  • Хозяйствующие субъекты, то есть коммерческие и прочие организации. Финансовые ресурсы формируются за счет получения прибыли, амортизационных процессов, банковских кредитов, процентных платежей, дивидендов по акциям других компаний.
  • Население. В рамках этого уровня финансовые ресурсы складываются из зарплаты, премиальных выплат, надбавок, социальных выплат, расходов на командировки, доходов от участия в предпринимательстве и других источников.
  • Государство. Здесь ресурсы представляют собой совокупность доходов государственных и муниципальных организаций, доходов от приватизации, международной экономической деятельности, налоговых поступлений, кредитов, дотаций и прочих источников.

Отличия системы финансов от финансовой системы

В экономической теории между терминами « » и «финансовая система» проводится черта, которая отделяет эти понятия друг от друга. Однако, как показывает практика, не все могут ответить, в чем же состоит существенное различие между этими категориями.
Итак, система финансов является совокупностью денежных экономических отношений, которые идентичны по своему характеру и выполняют единую функцию в рамках экономической категории. Системы финансов формируются на различных уровнях и классифицируются в зависимости от места воспроизводства, обращения и использования финансовых ресурсов.

Выделяют такие основные системы:

  • Финансы государства и муниципалитета. На этом уровне находятся бюджетная система, внебюджетные фонды, финансовые ресурсы государственных и муниципальных организаций, имущество.
  • Корпоративные финансы или средства предприятий, коммерческих организаций.
  • Финансы банковской инвестиционной сферы, государственный кредит.
  • Международные финансы.
  • Финансовый , который состоит из рынка денег, капитала, кредита, ценных бумаг. Особое значение имеет , потому как именно он является самым активным звеном в процессе обращения финансовых ресурсов.

Финансовая система более подвижна, чем системы финансов, отличается высокой степенью и постоянством развития, регулярным формированием инновационных услуг и инструментов в сфере денежного обращения.

Финансовую систему можно назвать глобальной категорией, ведь она связывает рынки и посредников, обеспечивает движение денежных средств из одной сферы в другую.

Исходя из этого, термин «финансовая система» можно раскрыть следующим образом: это совокупность финансовых институтов, которые действуют согласно имеющимся законам, а также финансовых рынков, объединяющих различных его участников, обеспечивающих свободное движение ресурсов и их перераспределение между различными секторами экономики.

Основные элементы финансовой системы также формируются на трех уровнях - международных отношений, государства, хозяйствующих субъектов и населения. Особенность этой категории состоит в том, что все ее составляющие тесно связаны между собой, а потому развитие или, наоборот, одного уровня влияет на состояние другого уровня.

В настоящее время деятельность финансовой системы основывается на нескольких принципах:

  • От частного сектора и степени его развития зависит благополучие экономики государства.
  • Роль государства в деятельности частного сектора сводится к минимуму, то есть жесткий контроль отсутствует, правила зачастую определяются участниками рынка.
  • Основными источниками финансовых ресурсов являются рынки капитала (в том числе заемного) и .
  • Процессы глобализации, которые влекут за собой интеграцию различных финансовых систем.

Финансы играют огромную роль в рамках любого государства . Они пронизывают буквально каждый сектор экономики и формируются на различных уровнях. От обеспечения финансовыми ресурсами и их достаточностью в экономике страны зависит ее общее развитие и мощь на международной арене.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


Функционирование финансов на практике обеспечивается с помощью финансовой системы.
Многочисленность субъектов распределения (государство в лице органов публично-правовой власти; предприятия всех форм собственности, население), многообразие форм фондов в распоряжении каждого участника (бюджет, зарплата, прибыль, накопленный капитал), различие потребностей и т. п. являются основанием для необходимости выделения из общей совокупности финансовых отношений особых групп, сфер, звеньев. Поэтому проявляется в действительности сущность финансов как финансовая система.
В буквальном смысле система определяется как нечто целое, состоящее из отдельных частей. Между частями должны быть определенные связи; при всех особенностях они имеют общую основу, правильное расположение относительно друг друга.
При всех различиях в определении того, что представляет собой финансовая система, она есть совокупность обособленных и в то же время взаимосвязанных сфер финансовых отношений (подсистем). Отличия состоят в назначении фондов денежных средств, источниках образования, организационной структуре, правовом обеспечении. Целостность же, единство финансовой системы состоит в тех особенностях, присущих финансам, о которых говорилось ранее.
Следовательно, понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансов.
В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает определенную проблему: организационную (система просвещения), научную (система понятий) и т. п.
В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
  • недостаточные темпы развития экономики;
  • диспропорции экономической системы;
  • неприспособленность к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
  • излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
  • низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
В зависимости от характера и частоты взаимодействия с внешней средой, выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, внешней систему. В условиях директивной экономики существовала закрытая финансовая система, поскольку:
  • курс валюты был строго фиксирован;
  • собственником средств производства, земли, крупной недвижимости было государство;
  • предприятия не могли обменивать отечественную валюту на иностранную в пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);
  • имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных договорах цены не выражались в отечественной валюте;
  • валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться только государством, но не гражданами или предприятиями и др.
Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой.
Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы открытой системы.
Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной экономики.
Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной, совместной, кооперативной, частной собственностью.
Подобное многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов как-то; лизинг, залог, ипотека и др. Открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций, на финансовых рынках и т. д.
Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.
В экономической литературе финансовая система рассматривается с двух сторон:
  • Финансовая система страны - совокупность всех сфер финансовых отношений.
  • Финансовая система - совокупность финансовых учреждений, функционирующих в государстве.
Т. е. определение финансовой системы имеет две стороны согласно признакам: Во-первых, финансовая система - это совокупность относительно отдельных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП (по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов).
Во-вторых, финансовая система - это совокупность органов и институтов, которые управляют денежными потоками (по признаку органов, характеризующих систему управления финансами).
Финансовая система Украины может быть также определена как взаимосвязанное объединение в экономико-правовом пространстве объективного процесса распределения стоимости ВВП и субъективного процесса влияния на него политики государства.
Последнее определение вбирает в себя оба предыдущих и отражает указанное ранее мнение о том, что финансовая система есть понятие синтетическое:
  • с одной стороны, она выражает финансовые отношения в разных формах их существования, объективно обслуживающих общество;
  • с другой - представляет собой совокупность административных органов и служб, организующих эти отношения.
Представление о таком подходе к понятию «финансовая система» схематически можно показать на схеме 2.1.

Схема 2.1. Финансовая система и финансовый аппарат
По нашему мнению, такое соединение различных по природе слагаемых - финансовых отношений с управленческими структурами - неправомерно. Как нельзя отождествлять кредит и банки, Госкомценообразования и цены и т. п., так не следует смешивать Госказначейство с бюджетом или ГНАУ с налогами.
В правовом аспекте понятие «финансовая система» определено как взаимосвязанное объединение в экономико-правовом просторе объективного процесса распределения стоимости ВВП и субъективного воздействия на него политики государства.
Свойства финансовых систем могут быть реализованы в полной мере при определении исходящих условий:

  • каждое звено имеет свойственные ему методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов, направления и способов их использования;
  • каждое звено является относительно самостоятельным, имеет личную специфическую сферу применения;
  • между звеньями действует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, каждое звено может успешно функционировать только при совершенстве системы вообще;
  • законодательно закреплена и настроена деятельность каждого звена системы;
  • звенья могут состоять из подразделений (элементов подсистемы).
Мы различаем: финансы как отношения; финансовую инфраструктуру как условия, обеспечивающие функционирование этих отношений; финансовое управление как целенаправленную деятельность, влияющую на субъект управления с целью достижения необходимых результатов.
Структуризация такого сложного образования, как финансовая система, производится, исходя из свойств отдельных подсистем, их назначения и других свойств. Признаки, положенные в основу структуризации финансовых систем:
  • воспроизводственный, характеризующий отношение к процессу воспроизводства (макро- и микроуровень);
  • функциональный, выражающий специфику каждой составляющей, ее назначение;
  • иерархический, учитывающий уровень управления;
  • форма собственности также определяет строение системы.
Тип финансовой системы страны отражает специфику каждого государства: Эти особенности определяют пропорции структуризации, приоритеты, роль в обществе, но в той или иной форме выделяются одни и те же звенья:
  • бюджет государства;
  • местные финансы;
  • целевые фонды;
  • государственный кредит;
  • финансы предприятий (микроуровень).
Формирование финансовых систем происходит эволюционным путем: на основе первичного звена в процессе экономического развития и других преобразований появляются новые, которые могут усложняться, расщепляться и превращаться в сложную систему.
Считается, что первым в ходе исторического развития возник Государственный бюджет, который впоследствии разделился на центральный (государственный, федеральный, республиканский) и местные, муниципальные; при недостаточности средств в казне стали прибегать к займам у владельцев ссудного капитала, т. е. ростовщикам, а впоследствии - к банкам.
Различного рода целевые фонды выделялись тогда, когда понадобилось накапливать средства заранее для определенных расходов. С усилением демократических начал фонды позволяли правительствам скрывать истинные размеры и направление государственных расходов от общественности, от парламентского контроля.
Но первоосновой финансовой системы, по нашему мнению, были финансы предприятий. Подсчет доходов и расходов, распределение прибыли, хотя и в примитивной форме, вел каждый субъект экономической деятельности.
Индустриальное общество породило новые специфические финансовые отношения, планово-административная экономика ограничивала сферу финансов только исполнением государственных функций.
Рыночная модель экономики имеет свою специфику, расширяет финансовую систему и усиливает ее роль в обществе.
Свойства сложной финансовой системы
Эффективность ^
Достижение целей в установленный срок с наименьшими расходами

Неоднородность,
многоэлементность

Наличие многих подсистем и их составляющих

Стойкость

Несоответствие свойств отдельных подсистем

Иерархия ^

Наличие нескольких уровней, дающих возможность межуровневых и внутриуровневых конфликтов, необходимость гармонизации

Многофункцио
нальность

Одновременное выполнение нескольких функций

Гибкость

Возможность адаптации к изменившимся условиям функционирования или изменениям целей, в зависимости от состояния подсистем

Надежность

Свойство реализовать заданные функции с заданными параметрами к определенному периоду времени

Безопасность

Обеспеченность финансовых условий, необходимых отдельным объектам, субъектам, обществу

Энергетичность

Сохранение возможности функционировать в особых, в т. ч. экстремальных условиях

Впечатлительность

Возможность возвращения к исходному состоянию после устранения возмущающего воздействия

Устойчивость

Возможность повреждения систем, потери вследствие ошибочных, неправомерных действий

Схема 2.2. Принципы (свойства) финансовой системы
По степени сложности финансовая система относится к числу сложных: она решает разносторонние задачи, функционирует как на макро-, так и микроуровне, базируется на общих для всех сложных систем принципах (Схема 2.2).

Еще по теме Финансовая система: сущность и развитие:

  1. 9.1. Сущность валютных отношений и история развития международной валютно-финансовой системы
  2. Введение. 5 Глава 1. Содержание финансов и основы управления системой финансов 8 1.1. Экономическая сущность финансов. 8 1.2. Структура финансовой системы России. 15 1.3. Реализация финансовой политики как главная цель управления финансами 22 Контрольные вопросы к главе 1. 37 Глава 2. Место и роль бюджетной системы в финансовой системе страны 38 2.1. Становление и развитие бюджетной системы в России. 38 2.2. Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны 47 2.3. Основы современного бюджетного устройства в России. 57 2.4. Законодательное регулирование бюджетных правоотношений 72 2.5. Государственные внебюджетные фонды.. 76 Контрольные вопросы к главе 2. 79 Глава 3. Межбюджетные отношения. 80 3.1. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм 80 3.2. Формирование системы межбюджетных отношений в России. 86 3.3. Основы межбюджетного выравнивания в России. 91 3.4. Характеристика межбюджетных трансфертов. 94 Контрольные вопросы к главе 3. 107 Глава 4. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 108 4.1. Сущность и виды доходов бюджетов. 108 4.2. Доходы федерального бюджета. 115 4.3. Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. 117 4.4. Проблема рационализации структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.. 122 Контрольные вопросы к главе 4. 125 Глава 5. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 126 5.1. Сущность расходов бюджетов и их роль в макроэкономическом регулировании. 126 5.2. Структура расходов бюджетов бюджетной системы РФ 129 5.3. Особенности осуществления программно-целевого бюджетного финансирования 145 Контрольные вопросы к главе 5. 149 Глава 6. Сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ.. 150 6.1. Сущность и причины возникновения бюджетного дефицита 150 6.2. Источники финансирования дефицита бюджета в России. 153 6.3. Государственный и муниципальный долг. 157 Контрольные вопросы к главе 6. 161 Глава 7. Бюджетный процесс в Российской Федерации. 163 7.1. Участники бюджетного процесса и их полномочия. 163 7.2. Составление проектов бюджетов бюджетной системы РФ.. 167 7.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов бюджетной системы РФ 171 7.4. Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ.. 175 7.5. Внешняя проверка бюджетной отчетности. 181 Контрольные вопросы к главе 7. 184 Список литературы.. 185 Приложения. 192 ВВЕДЕНИЕ


Похожие статьи