Экономическое развитие германии. Экономика Германии. Особенности экономической системы Германии

Длина нефтепроводов 2240 км. По ним прокачивается около 90 млн т нефти в год.

Бурно развивается сфера телекоммуникаций. В стране 51 млн используемых телефонных линий, более 55 млн мобильных телефонов. С 1996 осуществляется либерализация рынка . Крупнейшим оператором остается АО «Дойче Телеком». На рынке более жёсткая конкуренция (Т-Мо-бил, Водафон, Е2 и др.). Число пользователей Интернета выросло с 5 млн в 1998 до более 32 млн в 2002.

В Германии насчитывается около 630 тыс. торговых предприятий с более чем 760 тыс. филиалов (т.е. почти четверть всех предприятий, действующих в экономике). В торговле занято около 4 млн чел. (1,3 млн - в , 2,6 млн - в розничной), но почти половина - неполный рабочий день. Оборот торговли в 2000 достиг почти 1 трлн евро (610,4 млрд - в оптовой торговле и 321,5 - в розничной), её доля в создании ВВП - примерно 9%.

Наибольший оборот в розничной торговле приходится на такие торговые группы, как «Метро», «Реве», «Едека», «Альди», «Тенгельман».

Доля сферы услуг в германской экономике неуклонно повышается, хотя и медленнее, чем в других развитых странах. При этом центр тяжести в развитии этой сферы смещается в сторону услуг, оказываемых предприятиям. Возникли и бурно развиваются такие услуги, как создание электронных баз данных, обработка массивов данных, логистика и лизинг. Так, в 2000 число фирм, оказывающих услуги преимущественно для предприятий, составило почти 238 тыс., на них было занято 2,4 млн чел. и их оборот превысил 176 млрд евро.

Важной сферой для Германии является и туризм. Ежегодно в страну приезжает около 12 млн туристов. Оборот отрасли сопоставим с оборотами ведущих промышленных отраслей.

В течение 1940-50-х гг. в сформировалась система социального рыночного хозяйства в результате реформ Л.Эрхарда, имевших либеральную направленность, но с «фланговыми» мерами социальной защиты. Упразднение административного регулирования экономики, прежде всего цен, формирование конкурентной среды (в т.ч. с помощью антикартельного законодательства), стабилизация покупательной силы валюты вследствие денежной реформы - всё это в равной степени заложило фундамент эффективного хозяйственного порядка.

Экономическая и социальная политика Германии на протяжении последних 40 лет претерпевала изменения, причём иногда существенные. Первая модификация социального рыночного хозяйства произошла в кон. 1960-х гг. По-новому стали оцениваться факторы и возможности экономического роста, произошёл поворот в экономической политике, в частности, была создана система регулирования конъюнктуры. Расширилось государственное вмешательство в хозяйственные процессы с использованием неокейнсианских инструментов бюджетной и налоговой политики. Основы новой политики были кодифицированы в Законе о содействии стабильности и экономическому росту, принятом в сер. 1967. Одновременно в процесс выработки хозяйственно-политических решений вовлекались союзы работодателей и профсоюзы: в рамках вводимого Законом о стабильности «согласованного

действия» представители работодателей, профсоюзов и государства должны были согласовывать динамику заработной платы и доходов с общеэкономическими целевыми установками. Наконец, для «ориентации» народного хозяйства вводилось среднесрочное (скользящее пятилетнее) финансовое (т.е. бюджетное) планирование, опирающееся на общеэкономические проектировки. Идеи «глобального регулирования» связаны прежде всего с именем тогдашнего министра экономики К. Шиллера.

Характерная для 60-80-х гг. политика «фискальной стабилизации» - это конъюнктурная, антициклическая политика, у которой две взаимосвязанных цели: не допускать резких конъюнктурных колебаний экономики и содействовать устойчивому экономическому росту. Элементы фискальной политики стабилизации, несмотря на то что в целом её значение уменьшилось, сохраняются до сих пор.

Однако уже в сер. 1970-х гг. «глобальное регулирование» столкнулось с неудачами и фактически доказало свою несостоятельность. Структурные преобразования запаздывали, а главное - безудержно росли государственные расходы и соответственно государственный долг. После 1982 коалиционный кабинет с участием ХДС/ХСС и СвДП во главе с Г. Колем начал новый большой сдвиг в экономической политике. Произошёл частичный возврат к исходной эрхардовской модели, но с учётом опыта неокейнсианского «глобального регулирования» и с отдельными монетаристскими элементами. Главным новшеством экономической политики после смены власти в 1982 стал поворот от стимулирования совокупного спроса к «экономике предложения».

После 1998 федеральное правительство пытается совмещать стимулирование спроса с содействием предложению. Главные хозяйственно-политические направления - консолидация и рационализация государственных финансов, совершенствование межбюджетных отношений, существенное снижение налогов и социальных отчислений в ходе налоговой реформы 2000-05 и ряда социальных реформ (уже начатой пенсионной и намеченной в сфере медицинского страхования), реформирование рынка труда и стимулирование создания новых рабочих мест, дерегулирование и дебюрократизация прежде всего в сфере ремесла и малого бизнеса, содействие европейской интеграции и др. Ряд функций, например денежно-валютная и внешнеторговая политика, переданы европейским органам, но германское правительство все же использует отдельные инструменты для поощрения экспорта.

Денежную и валютную политику в ФРГ до 1999 осуществлял Дойче Бундесбанк (учреждён в 1957 вместо созданного западными оккупационными властями в 1948 Банка немецких земель - БНЗ). После 1999 основные функции денежно-валютного регулирования в связи с образованием Экономического и валютного союза были переданы Европейскому центральному банку (ЕЦБ). В течение 50 лет центральный банк ФРГ, который обладал независимостью от указаний правительства, видел свою главную задачу в сохранении ценности денежной единицы внутри страны, что выражалось в низкой инфляции. За 1948-96 немецкая марка обесценилась меньше, чем какая-либо другая мировая валюта (за этот период от первоначальной стоимости немецкой марки осталось 27,3%, тогда как от фунта стерлингов - 5,3%, от французского франка - 6,7, от японской иены - 13,3, от доллара 15, и даже от швейцарского франка - лишь 23%). Денежная стабильность обеспечивалась прежде всего независимым статусом БНЗ, а затем Бундесбанка. Теперь Бундесбанк входит в Европейскую систему центральных банков и реализует политику, которую формулирует ЕЦБ.

По образцу Бундесбанка создавался и ЕЦБ, который также независим от исполнительной власти. Его задача совпадает с задачей Бундесбанка - гарантировать ценность денег, только теперь не марки, а евро. ЕЦБ в масштабах еврозоны применяет те же инструменты регулирования, что и Бундесбанк (а также подавляющее большинство центральных банков других стран): изменение учётной ставки, политика обязательных минимальных резервов, операции на открытом рынке (преимущественно сделки репо), причём последний инструмент является основным.

Вместе с тем за Бундесбанком сохраняются функции контроля за платёжным оборотом и выдачей евробанкнот, управления находящимися ещё у него золотовалютными резервами, контроля за деятельностью банков (наряду с контролем, который осуществляет Федеральное ведомство по надзору за кредитной системой). Кроме того, он остаётся «домашним банком» федерального правительства. Существовавшие до 1999 центральные банки земель превратились в простые филиалы (расчётные центры) Бундесбанка.

Кредитные институты в ФРГ весьма разнообразны, но в связи с активным процессом концентрации число их с каждым годом уменьшается. Если в 1950-х гг. действовало почти 14 тыс. самостоятельных кредитных институтов, то к июню 1998 их число сократилось до 3600. В Германии существует 340 коммерческих банков (в т.ч. 4 гроссбанка - Дойче банк, Байерише Хипо- унд ферайнсбанк, Коммерцбанк и Дрезднер банк), 13 расчётных центров, около 600 сберегательных касс (имеющих публично-правовую форму), 2400 народных банков и банков Райффайзен с более чем 16 тыс. филиалов (в качестве их головного института выступает Германский кооперативный банк; кроме того, имеется 3 региональных центральных кооперативных банка), 33 ипотечных банка и публично-правовых учреждения ипотечного кредитования, 34 строительных сберкассы, 18 кредитных учреждений для особых операций (например, фюр видерауфбау, выдающий инвестиционные кредиты, кредиты развивающимся странам, экспортные кредиты). Балансовая сумма немецких банков в 2002 составила 6452 млрд евро. При этом было выдано кредитов небанковскому сектору на 3017 млрд евро.

Важное место в финансовой структуре Германии занимает страховой бизнес. Требования к страхованию составляют главный элемент накопления имущества немецких домашних хозяйств. Основное направление - страхование жизни: в 2002 из общей суммы помещения капитала в страхование в 860 млрд евро на страхование жизни пришлось 593 млрд евро. Даже сберегательные вклады в банках оказались в 2002 чуть меньше - 586 млрд евро. Крупнейшие компании в бизнесе - «Аллианц», «Мюнхенер Рюкк», концерн ХДИ, страховая группа «Эрго», концерн «Ганновер Рюкк».

Финансовые рынки в Германии, несмотря на бурное развитие в последние полтора десятилетия, сильно отстают от американских и британских. В Германии ценными бумагами торгуют на 8 биржах, крупнейшая из которых - во (вместе с Лондонской она делит 3-4-е места в мире). Однако подавляющая часть биржевой торговли приходится на ценные бумаги с твёрдым процентом. Торговля акциями компаний гораздо менее развита, чем в англосаксонских странах. В 2000 было продано акций на 20,9 млрд евро (брутто), а ценных бумаг с твёрдым процентом - на 659,1 млрд евро. В 2002 разрыв ещё более усилился: акций продано на 11,4 млрд евро (брутто), а ценных бумаг с твёрдым процентом - на 818,7 млрд евро.

Это объясняется сложившимися в Германии взаимоотношениями банков и нефинансовых корпораций: последние предпочитают осуществлять финансирование не за счёт эмиссии акций и облигаций, а путём получения кредита в своём «домашнем» банке, который, в свою очередь, контролирует деятельность своего должника, обладая определённой долей в его капитале. Такая банко-центристская модель контроля лишена динамичности, свойственной рыночно-центристской (опирающейся на акционеров) англосаксонской модели, но более устойчива и дешевле. Тем не менее в последние годы в Германии наметилась тенденция к более широкому использованию элементов, характерных для финансового рынка англосаксонского образца.

Доля ВВП, перераспределяемого государством, выросла с 39% в 1969 до 49,8% в 1982 и после снижения до 45,3% в 1989 вновь увеличилась до 50,1% в 1995. Одновременно государственный долг увеличился со 126 млрд немецких марок в 1970 до 469 млрд немецких марок в 1980. В 2002 он достиг уже 1253,2 млрд евро.

С 1983 кабинет Коля сдерживал рост расходов, не позволяя им увеличиваться быстрее, чем растёт производство. В результате медленно, но устойчиво начала снижаться доля государства в перераспределении ВВП - один из важнейших показателей вмешательства государства в экономику. Отношение государственного долга к ВВП в последние годы составляет 61-62%.

Начиная с 1997 немецкому правительству удаётся последовательно уменьшать дефицит государственного бюджета: если в 1996 он составлял 3,4% ВВП, то уже в 1997 снизился до 3,0% (это соответствовало одному из маастрихтских критериев, выполнение которых требовалось для вхождения в зону евро), в 1999 - до 1,2% ВВП, а в 2000 бюджет вообще стал профицитным. Но в 2001-02 дефицит бюджета стал расти и вышел за установленную 3%-ю границу, составив 3,7% от ВВП.

В консолидированном бюджете 2001 доходы составили 921,7 млрд евро (в т.ч. федерации - 244,6), расходы - 971,3 млрд евро (в т.ч. федерации - 265,7). Расходы по социальному страхованию составили 446,9 млрд евро.

Основные статьи бюджетных расходов (в млрд евро): социальное обеспечение (107,4); общие службы (48,5, в т.ч. оборона - 28,3); общие финансы, в основном обслуживание долга (40,0); расходы на хозяйственные предприятия и управление имуществом (16,3); образование, (11,3); транспорт и связь (10,3); энерго и водоснабжение, промышленность и услуги (10,3).

За последние годы изменилось соотношение между прямыми и косвенными налогами: в 1989 оно было 59,5:40,5, а в 2002 - 47,7:52,3. Основную долю налоговых поступлений в бюджет обеспечивают налог с оборота и подоходный налог.

В 1970-90-е гг. Германия оставалась страной с очень высокими налогами и социальными отчислениями, и только в 2000 началась рассчитанная до 2005 реформа по кардинальному обновлению налогообложения. Совокупный налог на прибыль (корпорационный налог + надбавка солидарности + промысловый налог), превышавший в 2000 50%, уже в 2001 стал меньше 40% (корпорационный налог как на распределяемую, так и на нераспределяемую прибыль намечено снизить до 25%). Существенно снижается и подоходный налог: максимальная ставка уменьшается с 53% в 1999 до 42% в 2005; начальная ставка также уменьшается с 22,9% в 1999 до 15% в 2005. Трудности 2002 вынудили правительство отложить проведение налоговой реформы, но затем было решено вернуться к старым планам и возобновить её с января 2004.

Высокого уровня жизни для подавляющего большинства населения Германии в течение 10-15 лет после окончания 2-й мировой войны удалось достичь как за счёт постоянно растущей заработной платы, так и с помощью широкой сети социального обеспечения. Эта система социального рыночного государства стала показательной для многих стран.

Однако постепенно социальная политика государства стала слишком щедрой и заботливой. Помимо того что немецкая заработная плата стала одной из самых высоких в мире, дополнительные выплаты (больничные от предприятия, отпускные, «13-я заработная плата» и др.) достигли не превзойденного в мире уровня (в 1995 общие издержки на оплату труда составили 45,52 немецкой марки в час, из которых 20,44 немецкой марки - дополнительные выплаты; соответствующие показатели составляли для США - 25,18 и 7,42, для Японии - 35,48 и 14,56, для - 20,96 и 6,0).

Заработная плата в Германии определяется на основе отраслевых тарифных соглашений между профсоюзами и союзами работодателей. Установленные в со-глашениях тарифные ставки (как правило, очень высокие) являются обязательными для всех предприятий отрасли и затрагивают всех наёмных работников, независимо от их членства в профсоюзе. Государство не вмешивается в этот процесс и следит лишь за соблюдением закона (принцип тарифной автономии).

Индекс роста заработной платы с 1963 опережает индекс стоимости жизни. В последние годы профсоюзы ведут себя сдержаннее, поскольку чрезмерные требования повышения заработной платы угрожают ещё большим сокращением рабочих мест. Тем не менее рост заработной платы продолжается, обгоняя, как правило, темпы инфляции. При этом наблюдается существенная дифференциация не только между западными и восточными землями, но и между мужчинами и женщинами.

Общий доход на семью из 3 человек составляет в среднем по всей Германии 3098 евро. Из них на оплату жилья идет 702 евро, на продукты питания, напитки и табачные изделия - 368 евро, на транспорт - 359 евро. Сберегает семья 13,2% доходов. На 100 домашних хозяйств в среднем приходится 57 персональных компьютеров, 99 телефонов, 70 мобильных телефонов, 74 автомобиля, 78 велосипедов, 96 телевизоров, почти 100 холодильников, 96 стиральных машин.

Позитивным фактором для устойчивости уровня жизни населения служит низкий рост цен на потребительские товары и услуги. Правда, введение евро в наличный оборот с 1 января 2002 вызвало определённый всплеск цен (особенно на услуги), но он оказался кратковременным, и в целом за 2002 инфляция оказалась ниже 1,5%.

Самая крупная и не решённая до сих пор социально-экономическая проблема, существующая в объединенной Германии, - высокая и устойчивая безработица. Она не явилась только следствием объединения, более чем 2-миллионная армия безработных стала постоянным явлением в ФРГ с сер. 1980-х гг. В 1990-е гг. она ежегодно росла на 200-300 тыс., и к ней добавлялась более чем миллионная армия безработных в новых федеральных землях.

В наиболее неблагоприятном 1997 число занятых в Германии уменьшилось более чем на 400 тыс., в т.ч. в Западной Германии - на 300 тыс. Только число зарегистрированных безработных в среднегодовом исчислении составило в Германии в целом около 4,4 млн чел. (более 3 млн - на западе), или 11,4% от трудоспособного населения (на западе - 9,9%, на востоке - 17,4%). Ещё не менее 2 млн составляли скрытую безработицу. В нач. 2003 этот рекордный уровень был превзойдён: в феврале число безработных составило 4,7 млн чел., или св. 12% трудоспособного населения.

Выдвинутая канцлером Шрёдером весной 2003 программа реформ «Повестка дня-2010» предусматривает радикальные преобразования на рынке труда, в частности, снижение размеров и сроков выдачи пособий по безработице, упрощение увольнений работников, децентрализацию заключения тарифных соглашений.

Экономика ФРГ тесно связана с мировым рынком: экспорт является одним из важнейших факторов экономического роста. Вследствие этого германская экономика болезненно реагирует на спады мирохозяйственной конъюнктуры. Поэтому экспорт германской продукции испытывает сильные перепады: если в 1999 он вырос на 5,6%, то в 2000 - на 13,7%, а в 2002 - всего на 2,9%.

В 2002 экспорт товаров составил 648,3 млрд евро, а импорт - 522,1 млрд евро. Основные торговые партнёры Германии: Франция, США, Великобритания, . На эти 5 стран пришёлся 41% немецкого товарооборота, причём только на - более 10%. Германия - основной торговый партнёр для РФ, на неё приходится 11% российского товарооборота. Но в германском товарообороте РФ имеет лишь 2% (1,8% - в германском экспорте и 2,5% - в импорте).

Основные статьи немецкого экспорта - автомобили и их части (19,1%), машины (более 14%), продукция , средства связи, радио- и телевизионные аппараты, электронные комплектующие; электротехнические изделия; продукция металлургической промышленности. Основные статьи немецкого импорта - химические продукты (10,6%), автомобили и их части (10,2%), машины (7%), средства связи, радио- и телевизионные аппараты, нефть и газ.

Платёжный баланс по текущим операциям в Германии в последние годы либо отрицательный, либо лишь немного превышает нулевую отметку. Только в 2002 он оказался рекордным за последнее десятилетие: 52,5 млрд евро. При этом баланс торговли товарами устойчиво положительный (в 2001 - 95,5 млрд евро, в 2002 - 126 млрд евро), а торговли услугами и текущих переводов - устойчиво отрицательный (-47 млрд евро в 2001 и -35 млрд евро в 2002).

Баланс движения капиталов чаще складывается как отрицательный, хотя бывают и исключения, обусловленные, как правило, одной-двумя крупными сделками по приобретению иностранцами немецких компаний. Так, в 1999 он составил -26,1 млрд евро, в 2000 +34,3, а в 2001 снова -22,5 млрд евро. В 2002 отрицательный баланс движения капиталов стал рекордным: -87,2 млрд евро.

Экономическое развитие

После объединения западной и восточной частей страны в 1990 г. Германия стала крупнейшей по экономическому потенциал) страной Европы. В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая третье место в мире, после объема производимого ею ВВП. Германия не богата природными ресурсами. Можно отметить каменный и бурый уголь, калийные соли. Около 55% территории занимают сельскохозяйственные угодья, 30% приходится нa леса. Среди водных ресурсов страны следует выделить сеть рек и каналов (Рейн, Эльба, Майн, Дунай, Кильский канал). Такая густая сеть способствует развитию речного судоходства, а Дуйсбург-Рурорт - крупнейший порт мира. Среди озер наиболее известным считается Боденское озеро, расположенное на стыке границ Германии, Австрии и Швейцарии, и привлекающее сюда множество туристов. Для Германии во все времена была характерна высокая роль государства в экономике Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее более-менее равномерное распределение социальных благ всем членам общества. Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серозные сложности. У ФРГ в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 10(1 марок чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 марка. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45%, то в Германии этот показатель достигает 65%. Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. долл. в 1997 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5% величины общих вложений. Незаинтересованность иностранных инвесторов в создании высокотехнологичных производств в Германии приводит к постепенной технической слабости страны. Германия не является мировым технологическим лидером, особенно слабы ее позиции в генной инженерии и в микроэлектронике. Все это чревато потерей немецкого экспорта. Тенденция явно прослеживалась с начала 1980-х годов: с 1980 г. по 1993 г. доля Германии на рынке высоких технологий сократилась с 23,3% до 16,2%

Даже немецкие ТНК до трети своих НИОКР осуществляют за рубежом, поскольку заниматься наукой в Германии невыгодно. Доля государственных расходов в экономике Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом, для которых Маастрихтские критерии валютной конвергенции максимальный уровень соответственно в 3% и 60% ВВП. Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель. В условиях кризиса национальной модели экономики приходится решать структурные преобразования в восточных землях, порождающие закрытие нерентабельных производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости восточных земель необходимы инвестиции в сумме около 2 трлн марок. Для выравнивания уровня развития западных и восточных земель был даже введен специальный «налог на солидарность», предполагавший повышение уровня налогов на корпорации и доходы физических лиц. Нужно также довести уровень производительности труда на востоке до западных стандартов, примерно в три раза его превышающий. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все эти задачи требуют от федерального правительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей задачей.

Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являются в большей степени индустриальными, чем ФРГ. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (главным образом машиностроительной) продукции. Несомненно, что Германия в конце 1990-х годов достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.

Доля сельского хозяйства за послевоенный период сильно снизилась. Тем не менее сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественном уровне. Около 90% потребностей в продуктах питания удовлетворяется собствен пым сельскохозяйственным производством. Сельское хозяйство, как и многие базовые отрасли экономики, получает государственные субсидии, что делает его не слишком эффективным. Ведущая, отрасль - животноводство. ФРГ экспортирует мясо, масло, зерно.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:

Автомобилестроение;

Транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);

Общее машиностроение (производство станков, различных приборов);

Электротехническая промышленность;

Точная механика и оптика;

Химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;

Черная металлургия.

Ранее Германия являлась одним из мировых лидеров по производству стали. В районе Рура были сконцентрированы основные производственные мощности сталелитейной промышленности. Но с 1973 г. было проведено закрытие многих металлургических предприятий. Что касается положения этой отрасли в восточных землях, то местная тяжелая индустрия была остановлена вскоре после объединения двух стран. В настоящее время опорными отраслями экономики Германии являются машиностроение (транспортное, электротехническое и электронное), химическая отрасль, пищевая промышленность. Машиностроение ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюр-темберг (Ауди, Даймлер-Бенц), Нижней Саксонии («фолькс ваген»), Гессене («опель»), Северной Рейн-Вестфалии («форд, опель»), Баварии (БМВ) и Саарленде («форд»). Производство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине несоответствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но «фольксваген», «опель» и «даймлер-бенц» быстро освоили и переориентировали восточногерманские заводы на изготовление автомобилей собственных марок.

С конца ХЖ в. Германия стала выдвигаться на первые позиции в мире по производству электротехнического обору дования. Центром производства был Берлин, где располагались такие известные корпорации, как «Siemens», «AEG». «Telefunken», и «Osram». После Второй мировой войны и разделения Германии наиболее мощное и современное производство развернулось в Мюнхене, Штутгарте, Нюрнберге и др\" гих центрах Южной Германии. В ГДР элекгрогехничоскач и электронная промышленность (специализировавшаяся на по ставке станков с ЧПУ в коммунистические страны) была сконцентрирована в Берлине и Дрездене. После объединения эта отрасль в восточных землях развития не получила, ии-за сильного износа и старения производственных мощностей.

С конца ХЖ в. начался подъем и химической промышленности. Страна активно создавала мировой рынок искусственных красителей. Основным сырьем для химической отрасли является нефть. Большинство нефтехимических заводов сосредоточены вдоль Рейна и его притоков в Людвигсхафе-не, близ Франкфурта, и в рурском промышленном районе Восточногерманские заводы в Галле и Лейпциге были закрыты из-за сильного загрязнения окружающей среды

Текстильная отрасль германской экономики и последнее время перенесла свою производство за границу, по по-прежнему остается одной из самых мощных отраслей Преднриятия текстильной промышленности расположены в Северной Рейн-Вестфалии и южной Баварии.

Особое место в промышленности занимает производство точной механики и оптики. После объединения западногерманская фирма «Zeiss» приобрела схожее но профилю производство в Йене (восточные земли). Все заметное влияние ока зывают на развитие промышленности новые и прогрессивные отрасли, уменьшая значимость добывающей, текстильной, швейной и пищевкусовой промышленности. Промышленность восточных земель Германии претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние се отрасли, изначально ориентированные на СССР и страны Восточной Европы (химическая, текстильная промышленность, металлургия, вагоностроение, судостроение), пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевкусовую промышленность, точную механику к оптику.

Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран. В Германии в сфере услуг создано и меньше рабочих мест. Тем не менее Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма развитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морские порты (Гамбург, Бремен, Киль, Кельн, Любек, Росток, Штутгарт). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (скоростные поезда собственного производства Inter City Express).

Крупнейшие порты страны: Берлин, Бонн, Бремен, Бремснхафен, Кельн, Дрезден, Гамбург, Карлсруэ, Киль, Любек, Магдебург, Манхайм, Росток, Штутгарт.

Электроэнергетика Германии, пользуется таким топливом, как нефть, природный газ, уголь. Собственный энергетический потенциал Германии не очень силен: крайне высока зависимость страны от внешних поставок нефти и газа.

Внешнеэкономические связи Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира.

Экспорт состоит из: машин - 31%, станков и оборудования - 17%, продукции химической промышленности - 13%, металлов, продовольствия и текстиля.

География экспорта: страныЕС - 55,5% (Франция-10,7%, Великобритания - 8,5%, Италия - 7,4%, Нидерланды - 7,0%. Бельгия-Люксембург - 5,8%), США - 8,6%, Япония - 2,3%.

Импорт состоит из: машин - 22%, стан<ов и оборудования - 10%, продукции химической промышленности - 9%, продовольствия и текстиля.

География импорта: страны ЕС - 54,3% (Франция- 10,5%. Нидерланды - 8,5%, Италия - 7,8%, Великобритания - 7,0%, Бельгия-Люксембург - 6,2%), США - 7,7%, Япония - 4,9%.

Несколько скромнее позиции страны в импорте и экспорте услуг. Но экспорту услуг страна занимает четвертое место в мире - 75,7 млрд долл. Но импорт у услуг стран;) занимает второе место в мире - 121,8 млрд долл.

Введение

Германия входит в состав ведущих держав мира. Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, она занимает третье место после США и Японии по объему промышленного производства, является главным экспортером товаров и услуг.

После второй Мировой войны Германия первой вступила на путь структурных преобразований своей промышленности. Это было вызвано не только потребностями научно-технического прогресса, развитием международного разделения труда, но и специфическим фактором - расколом Германии на два самостоятельных государства и, как следствие, - диспропорциями в структуре ее экономики. В послевоенный период быстрыми темпами развивалась обрабатывающая промышленность.

Среди ее отраслей вперед выдвинулись отрасли, производящие инвестиционные товары: химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, электротехника, авиастроение, точная механика и оптика.

Также развивались новые отрасли - производство пластмасс, синтетического волокна, электронных приборов. Развитие экономики способствовало повышению жизненного уровня населения. За 10 лет Германия обогнала Англию по объему промышленного производства и заняла второе место в капиталистическом мире после США.

Одной из предпосылок высокой конкурентоспособности западно-германских товаров является обновление продукции. Концентрация товарного экспорта на изделиях, свидетельствует о том, что в 80-е годы произошли структурные сдвиги не только в промышленности, но и в торговле, что находит отражение в структуре товарного экспорта Германии.

Особенно сильные структурные изменения происходят в машиностроительном комплексе, который является основой международной специализацией Германии и имеет определяющее функциональное значение для всей экономики страны.

Актуальность выбранной темы обусловлена развивающимся в стране экономическим кризисом, который затронул все области производства и слои общества.

Целью данной работы является анализ экономической ситуации в стране и влияние экономического.

Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

Характеристика современной экономики Германии;

Исследование влияния кризиса на экономику страны;

Прогноз развития страны;

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют более глубоко осмыслить влияние экономического кризиса на страну и использовать полученные при этом знания, отражающие передовой уровень экономической и управленческой науки, на практике с целью совершенствования управления в различных сферах жизни общества.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Экономика Германии

Основные черты и особенности развития экономики Германии

Федеративная Республика Германия занимает ведущее место в мировой экономике. В 2004 году по общему объему ВВП ФРГ занимала третье место, уступая лишь США и Японии. Однако в связи с резким экономическим ростом таких стран как Китай и Индия, в 2007 году Германия стала пятым государством мира по данному показателю. В настоящее время Валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности составляет 2,925 триллиона долларов (оценка 2008 г.), или 35 500 долларов на душу населения The World Factbook, Economy Germany // CIA [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/gm.html. Примечательно, что в 2008 году рост ВВП Германии составил 1,3% (а в 2007 годом 2,5%). Экономика Германии// Википедия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Германии

Германская экономика процветает, привлекает большое количество инвестиций благодаря хорошо развитой инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе с эффективной мотивацией к труду.

В экономической системе ФРГ можно выделить несколько специфических черт.

Во-первых, она организована по принципу так называемой «социальной рыночной экономики». Данная модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако основной упор делается на социальном обеспечении.

Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее более-менее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование пока более низкого по сравнению с другими странами Евросоюза экономического роста. Однако в последнее время Германия испытывает определенные трудности в результате реализации своей модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень старения населения также обуславливает значительные расходы на социальное обеспечение пенсионеров. Высокий уровень пособий для безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе, а значит, -- стимулирует неуклонно высокий процент безработицы.

В конце 2000-го года Германия достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации.

Во-вторых, особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

В-третьих, Для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность -- основное направление специализации ФРГ в мировой экономике.

В-четвертых, в силу исторически обусловленных причин наблюдается неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд долларов.

Еще одной особенностью германской экономики является ее экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. По данным Международного валютного фонда, с 1997 года германский экспорт товаров и услуг рос сильнее, чем объемы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда объем мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. Экономика Германии// Википедия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Германии

Важнейшие отрасли экономики. Традиционно одной из ведущих отраслей экономики Германии является промышленность, доля которой в ВВП страны составляет 30,1% (в 2008г.), а в совокупном экспорте - 87% (2006 г.), тем самым она является мотором внешней торговли. Также развивается сельское хозяйство, энергетика. За последнее время значительно повысился вес сферы услуг, которая сегодня почти догнала промышленный сектор ФРГ. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии. Предметы экспорта: машины и оборудования, транспортные средства, химическая продукция, металлы, продовольствие, текстиль.

Крупнейшие германские концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру. Среди них - общеизвестные автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические Bayer, BASF, Henkel Group, электро-технический концерн Siemens, энергетические - E.ON и RWE или группа Bosch. Экономика Германии// Википедия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Германии

Внешняя торговля. Стоимость товарного импорта ФРГ составила $1,232 триллиона (оценка 2008 г.), а товарного экспорта - $1,498 триллиона (оценка 2008 г.) The World Factbook, Economy Germany // CIA [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/gm.html. Западная Германия - вторая после США держава по объему импорта и экспорта. Торговый баланс страны с 1952 остается положительным, причем по объему экспорта товаров ФРГ в 1986 удалось опередить США (в 1989 - Японию).

Более половины внешней торговли ФРГ приходилось на страны Европейского союза (ЕС), в первую очередь на Францию, Великобританию и Италию в качестве главных торговых партнеров. Среди других европейских стран главными партнерами выступали Нидерланды, за ними шли Бельгия и Австрия. За пределами Европы ключевыми внешнеторговыми партнерами ФРГ были США (4,2% западногерманского импорта и 7,1% - экспорта The World Factbook, Economy Germany // CIA [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/gm.html) и Япония. Торговый оборот со странами Центральной и Восточной Европы составлял около 10%. Энциклопедия о Германии// TVSAT [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.tvsat.strana.de/germany/001/008.htm

экономика германия финансовый кризис

Обзор экономики Германии

Общая характеристика экономики

Экономика ФРГ представляет собой крупнейшую, а так же, как показал финансовый кризис 2008-2009 гг., наиболее устойчивую и конкурентоспособную экономику в Европе. Её основу составляют частнопредпринимательские инициативы (почти 70% постоянных рабочих мест обеспечиваются малыми и средними предприятиями) и эффективная коммерциализация научно-технических разработок. Продвижение по этим важнейшим направлениям обеспечивается посредством паритетного участия в финансировании перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). То есть на основе хорошо организованного и структурированного частно-государственного партнерства, где обе стороны реально заинтересованы и прилагают необходимые усилия для экономического роста и повышения благосостояния граждан страны. В неизменных ценах (база 2005 г.) ВВП страны вырос в 2013 г. на 0,4 % по сравнению с 2012 г. В текущих ценах рост ВВП составил 2,67% (2,74 трлн. евро в 2013 г. против 2,66 трлн. евро в 2012 г.).

ФРГ обладает наибольшими конкурентными преимуществами практически во всех важнейших отраслях экономики, в том числе, в автомобилестроении, авиастроении, электротехнике и производстве медицинской техники, специального оборудования и транспортных средств, химической и фармацевтической промышленности, станкостроении, производстве сельхозтехники, оборудования для пищевой промышленности, двигателей и приводов, различных аппаратов и измерительных приборов.

Машиностроение, по своей социально-экономической значимости - в среднем свыше 920 тыс. постоянных рабочих мест – представляет собой крупнейшую отрасль обрабатывающей промышленности ФРГ, в которой работает около 6 млн. человек. Отрасль включает в себя не менее 150-ти самостоятельных, преимущественно наукоемких и высокотехнологичных подотраслей с общим числом предприятий, находящихся в частной собственности, около 6,3 тыс. единиц.

Второе место – электротехническая промышленность (около 840 тыс. рабочих мест), третье место – автомобильная промышленность (порядка 720 тыс. рабочих мест), четвертое место – химическая промышленность (свыше 400 тыс. рабочих мест).

В 2013 году совокупный внешнеторговый оборот Германии вырос на 0,2% и достиг 2,4 трлн. Евро. При этом товарооборот сократился на 0,6%, составив 1,99 трлн. евро, а оборот услуг вырос на 3,7%, достигнув 0,45 трлн. евро. В 2013 г. Германия экспортировала товаров на сумму 1,09 трлн. евро и импортировала почти на 900 млрд. евро.

По объемам экспорта машин и оборудования ФРГ (удельный вес – около 20%) занимает первое место в мире (второе – США, третье – Япония).

Наиболее важные зарубежные рынки сбыта машинно-технической продукции ФРГ: Китай, США, Франция, Россия, Италия, Великобритания и Австрия.

Ежегодные расходы германских предприятий на НИОКР составляют в среднем 40-45 млрд. евро. В целом уровень текущих затрат на НИОКР и инновации в Германии составляет 2,8% ВВП (целевой ориентир Федерального правительства – 3% ВВП).
Занимая первое место в Европе (уровень затрат на НИОКР по странам ОЭСР составляет в среднем 2,2%), Германия уступает США, Японии и Китаю.

Роль и место экономики ФРГ в мировой экономике, перспективные области внешнеэкономического сотрудничества с Россией

Экономика Германии является крупнейшей экономикой Европейского Союза.

Доля промышленности в германской экономике с типичными для нее предприятиями среднего бизнеса составляет 22% и позволяет ей занимать ведущее место на рынке. В других крупных промышленных странах Европы (Франция, Италия, Великобритания) в последнее время шли мощные процессы деиндустриализации, а потому их доля в данном секторе значительно меньше.

Германия является крупнейшим и наиболее технологически продвинутым в мире производителем чугуна, стали, угля, цемента, химикатов, машин, транспортных средств, станков, электроники, продуктов питания и напитков, судостроения, текстильных изделий.

Германия является ведущим мировым экспортером машин, транспортных средств, химических веществ, а также бытовой техники.

Ни одна другая страна так тесно не связана с мировой экономикой и не имеет такой зависимости от конъюнктуры мирового рынка, как Германия. Экспортные квоты большинства концернов, входящих в биржевые индексы, достигают в среднем 50% и больше (Adidas, Bayer, Daimler и т.д.). Фирмы среднего бизнеса и так называемые «hidden champions», высокоспециализированные предприятия с сфокусированным портфолио, очень часто выходят за счет своих успешных нишевых продуктов на уровень 80% экспорта.

Новые возможности для роста эксперты усматривают в секторе услуг. В то время как в Германии 2/3 всей экономики формируется за счет сектора услуг, в случае экспорта услуги составляют всего лишь 15%.

Несмотря на смещение центра тяжести мировой экономики в направлении Азии, ЕС по-прежнему остается крупнейшим в мире внутренним рынком и главным покупателем германских продуктов и услуг.

Самые привилегированные и постоянно развивающиеся торговые отношения связывают Германию с Францией. Франция с 1975г. не уступает позиции ведущего покупателя немецких товаров и по-прежнему остается главным торговым партнером Германии. Немецкий экспорт в США и Великобританию превышает импорт. В то же время в Норвегии, Нидерландах и Китае ФРГ покупает больше товаров, чем экспортирует в эти страны.

Экономическое доминирование Германии в Европе очевидно по многим пунктам.

В начале января 2013г. ФРГ разместила на рынке свои облигации объемом 3,5 млрд. евро по отрицательной ставке –0,009% годовых. За право купить долговые обязательства Германии инвесторы готовы платить собственные деньги.

Размещение долговых обязательств под отрицательный процент является уже относительно длительной практикой. В 2011г. ФРГ провела 70 размещений госдолга, и на 21 из них ставка была отрицательной. Крупные инвесторы пытаются найти наиболее надежные объекты вложения денег. В частности, многие иностранные пенсионные фонды по законам своих стран обязаны вкладывать определенную часть средств только в облигации государств с максимальным рейтингом надежности. Учитывая, потерю Францией в 2012г. высшего инвестиционного рейтинга AАА по классификации агентства Moody’s, рынок государственных облигаций, удовлетворяющих требованиям инвесторов, резко сократился. По факту инвесторы получают надежность, но при этом терпят убытки. По мнению экспертов, Германия, таким образом, с одной стороны, привлекает все больше инвестиций и это является для неё выгодным, а с другой - заимствование денег на внешнем рынке в долгосрочной перспективе представляет угрозы валютному союзу, т.к. сокращает доступ к финансированию другим странам.

Германия с населением 82 млн. человек в течение ряда лет подряд была мировым лидером по абсолютному денежному исчислению объема экспорта. С 2003 по 2008г.г. она обгоняла по этому показателю миллиардный Китай — и уступила первое место в 2009г. После некоторого спада мировой конъюнктуры в 2010 –2011г.г. в 2012г. немецкий экспорт снова стал уверенно расти. Сохранение и увеличение положительного сальдо означает сохранение разбалансированности европейских и мировых торговых потоков, завязанных на Германию.

Государства еврозоны давно призывают Германию принять меры для стимулирования внутреннего спроса за счет, например, снижения налогов, или повышения зарплат, что позволило бы повысить объем импорта в страну. Однако до сих пор эти призывы не находят поддержки у германских политиков.

Между тем, Берлин защищает экспортоориентированную модель своей экономики и заявляет, что не намерен приносить в жертву конкурентоспособность своих компаний, выпускающих товары с высокой добавленной стоимостью - автомобили, машиностроительное оборудование, химическую продукцию и другие товары - ради поддержки "отстающих".

ФРГ является безусловным лидером в области инноваций в ЕС.

Из 3-х критериев оценки (наличие интеллектуального капитала; способность внедрять на практике получаемые технологические знания; наличие развитой инфраструктуры национальных научно-исследовательских учреждений) Германии удалось сохранить свои прежние позиции.

В качестве негативных обстоятельств, требующих корректировки, при этом отмечается сравнительно низкий уровень оплаты труда научных работников, а также финансирования научно-исследовательских учреждений в ФРГ.

Германия – не только один из ведущих экспортеров в мире, но и лидер в сфере инвестиций. Объем ежегодных прямых германских инвестиций в последние годы. превышает 1трлн. евро, примерно половина суммы приходится на зарубежные рынки. Одновременно, Германия активно привлекает к себе зарубежные инвестиции. Европейские инвесторы (прежде всего, из Нидерландов) делают выбор в пользу Германии ввиду развитой инфраструктуры и высокого образовательного уровня, интерес китайских инвесторов связан с know-how, а для японских концернов инвестирование привлекательно с точки зрения высокого курса йены.

Фокус германских инвесторов и экспортеров смещается на растущие рынки государств BRICS –Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Эти пять стран являются региональными лидерами экономического развития и рассматриваются как равные партнеры германского бизнеса. Внешнеторговые палаты Германии указывают также на другие перспективы, связанные с активно растущими азиатскими государствами – Индонезией, Малайзией и Филиппинами. Федеральный союз германской промышленности (BDI) уже определил несколько стран, которые будут интересны для Германии. Это латиноамериканские государства Чили, Колумбия и Перу, а также страны арабского мира и восточноафриканского региона.

Перспективы экономического сотрудничества с Россией

Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Германией не только традиционно относится к наиболее продвинутым областям двусторонних отношений. За последние два десятилетия оно сыграло положительную роль в стимулировании трансформационных процессов в российской экономике. В рамках двусторонней кооперации в обоих направлениях идут потоки товаров, портфельных и прямых инвестиций, кредитно-финансовых ресурсов, транспортно - логистических, строительных, консультационных услуг и рыночного ноу-хау, осуществляется обмен рабочей силой и наукоемкими технологиями. Успешно реализуется сотрудничество в научно-технической, коммуникационной, туристической, культурной и других сферах, что является важной компонентой воспроизводственных процессов большинства российских отраслей.

На данный момент Российско-Германские экономические отношения характеризуются высокой динамикой, не смотря на некоторое снижение торговой активности в период рецессии.

Германия традиционно является крупнейшим торговым партнером России, ее доля в совокупном торговом обороте Российской Федерации стабильно держится на уровне 8-9 %, притом, что доля США составляет лишь порядка 4,3%.

Германия исторически является крупнейшим поставщиком в Россию машин и оборудования, которые составляют около 58% стоимости немецкого экспорта на таможенную территорию Российской Федерации. На Россию же приходится порядка 2,5% внешнеторгового оборота Германии, среди торговых партнеров которой Россия занимает 13 - 14 место. Так, в частности, поставки из России покрывают импортные потребности ФРГ в газе на 34%, нефти – на 33%, цветных металлах, минералах и удобрениях – более чем на 10%. Германия входит в число крупнейших зарубежных инвесторов России, наряду с Нидерландами и Великобританией.

Расширение деловой активности в регионах стало еще более динамичным. Не смотря на то, что более половины предприятий по-прежнему представлены только в Москве (2110) и в Санкт - Петербурге (710), 2385 предприятий открыли свои представительства в российских регионах. Абсолютное большинство представительств и филиалов находится в Москве. Вместе с тем, на сегодняшний день немецкие компании представлены в 80 из 85 российских субъектов. По линии межрегиональных связей партнерские отношения поддерживают 23 субъекта Российской Федерации и 14 земель ФРГ. Реализуются более 170 межрегиональных соглашений и договоренностей различной направленности. Наиболее плотные контакты с германскими землями поддерживают Москва, Санкт-Петербург, Новгородская, Саратовская, Калининградская и ряд других областей, Уральский регион, Краснодарский край.

Все заметнее становится присутствие российских компаний в Германии. В ФРГ зарегистрировано порядка 3 тысяч российских фирм, которые в большинстве своем выполняют торгово-закупочные функции, то есть, ориентированы на импорт немецких товаров и услуг. Незначительное число зарегистрированных в Германии российских фирм занимается продвижением своей продукции и услуг на немецком рынке. К таким компаниям, в основном относятся российские фирмы-экспортеры природно-сырьевых ресурсов и IT-технологий. Весьма существенными при экспорте российской продукции являются европейские антидемпинговые процедуры в отношении ряда товаров, квоты ЕС на поставки металлургической продукции, ограничения на поставку ядерных материалов. Повышенный спрос на энергоносители в европейских странах и в Германии, в частности, стимулирует экспорт сырьевых ресурсов, который является значительно более рентабельным, в отличие от поставок готовой продукции из России. В целом, вопросы энергетики являются одной из центральных тем в российско-германских отношениях.

Наиболее известные германские инвесторы в реальном секторе экономики «E.ON» (электроэнергетика), «KNAUF» (производство строительных материалов), компания «METRO», открывшая в октябре 2009 года юбилейный 50-ый гипермаркет в России (г. Киров), концерн «VOLKSWAGEN», запустивший в октябре 2009 года полный цикл производства автомобилей.

В настоящее время в России работает свыше 6 тысяч фирм с участием германского капитала. Перспективные направления инвестиционного сотрудничества с Германией: автомобилестроение, деревообрабатывающая промышленность, авиастроение, металлургия, электротехническая промышленность, транспортное и энергетическое машиностроение, производство строительных материалов, химическая и фармацевтическая промышленность.

Общий приток российских инвестиций в Германию происходит за счет значительного объема краткосрочных кредитов германским предприятиям, незакрытых обязательств по экспортным контрактам, а также остатков на счетах российских предприятий в немецких банках.

Привлекательными для российских инвесторов в Германии являются объекты целлюлозно-бумажной, химической, металлургической промышленности, а также сферы оптовой и розничной торговли, предприятия финансового сектора, логистики и туризма.

Приоритетный характер следовало бы придать содействию научно-техническому сотрудничеству между нашими странами и поощрению совместных предприятий в сфере высоких технологий. Именно в сфере высоких технологий, а не в сырьевом секторе у России есть хорошие шансы, так как она обладает колоссальным интеллектуальным потенциалом, а российское образование относится к числу лучших в мире.

Весьма перспективна – хотя и не сулит быстрой и масштабной отдачи - поддержка участия на рынках наших стран малых и средних фирм, занимающихся производственной деятельностью. Уже созданы определенные плацдармы для расширения взаимного присутствия: только в Москве находится 739 представительств и филиалов немецких фирм и 2110 юридических лиц, а в целом в России работает 5205 немецких юридических лиц. В ФРГ также действует порядка 300 российских внешнеторговых объединений, совместных предприятий и отдельных фирм.

Важнейшим фактором сотрудничества в среднесрочной перспективе должно стать налаживание германскими фирмами в России экспортоориентированного производства, причем не только готовой продукции, но и спектра комплектующих. Производство последних для немецких предприятий и предприятий других европейских стран может принести немалые выгоды. Это способствовало бы и углублению производственной кооперации, и взаимному переливу капиталов.

В области традиционных направлений российского экспорта задача состоит в изменении стратегии таким образом, чтобы не просто продавать сырье, но участвовать в предприятиях, перерабатывающих сырье на территории Германии. Накопление опыта, освоение современных технологий позволит переносить это обрабатывающее производство на территорию России, но на принципиально новой технологической производственной базе.

Плодотворным обещают быть партнерские отношения на уровне регионов. Необходимо поощрять партнерство между субъектами, то есть между городами, предприятиями, университетами, профсоюзами, общественными и молодежными организациям.

Оценка состояния экономики ФРГ и перспектив ее развития, тенденции в сфере государственного регулирования экономики

Итоги социально-экономического развития ФРГ

В неизменных ценах (база 2005 г.) ВВП страны вырос в 2013 г. на 0,4 % по сравнению с 2012 г. В текущих ценах рост ВВП составил 2,67% (2,74 трлн. евро в 2013 г. против 2,66 трлн. евро в 2012 г.).

Инфляция в годовом исчислении составила 1,5%. Среднегодовой курс доллара США к евро составил 1,328 USD = 1 евро.

Национальный доход превзошел прошлогодний уровень на 3,14% и составил 2,12 трлн. евро. Из них около двух третей пришлось на оплату труда работников – 1,4 трлн. евро (+2,85%).

Доходы от предпринимательской деятельности и имущества возросли на 3,86% и составили 0,7 трлн. евро.

Располагаемые доходы домашних хозяйств выросли в 2013 г. на 2,79% и достигли 1,42 трлн. евро.

По имеющимся данным Федерального статистического ведомства, госбюджет Германии имел в 2013 г. превышение доходов над расходами в объеме 0,26 млрд. евро (2012 бюджетный год был завершен с профицитом в 2,26 млрд. евро).

При этом если дефицит федерального бюджета сократился с 12,5 млрд. евро до 6,8 млрд. евро, дефицит федеральных земель – до 3 млрд. евро (2011 г. – 9,1 млрд. евро), то на уровне общин профицит составил 3,5 млрд. евро.

Численность занятого населения в 2013 г. составила примерно 41, 84 млн. человек (+0,55 % к 2012 г.). Количество безработных сократилось на 53,3 тыс., составив 2,95 млн. человек.

В 2013 г. совокупный внешнеторговый оборот Германии вырос на 0,2% и достиг 2,4 трлн. Евро. При этом товарооборот сократился на 0,6%, составив 1,99 трлн. евро, а оборот услуг вырос на 3,7%, достигнув 0,45 трлн. евро. В 2013 г. Германия экспортировала товаров на сумму 1,09 трлн. евро и импортировала почти на 900 млрд. евро.

Экономика ФРГ находится на подъеме: начало 2014 г. оказалось весьма обнадеживающим. Производство в реальном секторе растет, отмечается приток промышленных и строительных заказов, Ифо-индекс делового климата повышается. В четвертом квартале 2013 г. прирост валового внутреннего продукта немного увеличился (+0,4%) по сравнению с третьим кварталом (+0,3% ко второму кварталу). Внешняя торговля внесла в четвертом квартале 2013 г. существенный вклад в обеспечение экономического подъема (в отличие от трех предыдущих кварталов), поднялись и инвестиции (как в машины/оборудование, так и в здания/сооружения). Государственное и частное потребление, напротив, немного сократились. В начале 2014 г. рост может ускориться, этому способствует мягкая зима.

Международная экономическая среда воздействует на состояние экономики Германии заметно благоприятнее, чем ранее. Позитивные импульсы исходят в основном от развитых стран. В четвертом квартале 2013 г. динамика мирового промышленного производства и мировой торговли набрала темпы, в настоящее время опережающие индикаторы свидетельствуют о существенном улучшении перспектив развития конъюнктуры. Глобальный индекс оценок менеджеров по закупкам достиг в феврале 2014 г. нового максимума в рамках нынешнего экономического цикла. Опережающий индикатор состояния экономики в странах ОЭСР в декабре 2013 г. возобновил движение вверх впервые за последний год и сигнализирует о том, что в ближайшие месяцы во многих регионах мира, в том числе и в еврозоне, будет происходить оживление экономической активности. И все же существенный риск ухудшения мировой конъюнктуры сохраняется, причем он коренится не только в геополитических событиях, но и в необходимости преодоления последствий финансового кризиса. В некоторых странах с формирующимися рынками отток иностранного капитала обостряет потребность в структурных реформах.

Экспорт из ФРГ, опираясь на постепенное улучшение международной экономической среды, показывает с осени 2013 г. положительную динамику: в январе 2014 г. он повысился на 2,2% к предыдущему месяцу. Импорт поднялся еще сильнее – на 4,1%, при этом цены на импортные товары упали, а физические объемы импорта выросли (вследствие расширения внутреннего спроса). Профицит торгового баланса в январе составил 15 млрд. евро, профицит баланса по текущим операциям – 16,2 млрд. евро (на 5,6 млрд. евро больше, чем в январе прошлого года). В настоящее время иностранные заказы увеличиваются, экспортные ожидания высоки, – все это свидетельствует о продолжении оживления германской внешней торговли в ближайшем будущем.

Реальный сектор демонстрирует четкую тенденцию к росту (+0,8% в январе к декабрю), в том числе +0,3% в промышленности (выросли все группы отраслей – сырья/материалов/полуфабрикатов, инвестиционных товаров, потребительских товаров, а также как экспортные, так и внутренние поставки) и +4,4% в строительстве (свою роль сыграла мягкая зима). Приток заказов и в промышленности, и в строительстве идет весьма активно, в январе-феврале повысился индикатор делового климата (Ифо-индекс). Загрузка производственных мощностей в обрабатывающей промышленности приблизилась к своему обычному уровню. Нет сомнения, что в первом квартале 2014 г. реальный сектор покажет дальнейший подъем.

Частное потребление было в 2013 г. важнейшим оплотом конъюнктуры: оно увеличилось на 0,9% в постоянных ценах. К концу года действие этого фактора ослабло (оборот розничной торговли без торговли автомобилями в третьем и четвертом кварталах 2013 г. сокращался), но в январе 2014 г. вновь укрепилось (+2,5% к декабрю). Торговля автомобилями также развивается в позитивном ключе. Потребительские настроения и оценки компаний розничной торговли весьма оптимистичны и продолжают улучшаться. На фоне стабильных цен, низких процентных ставок, устойчивой ситуации на рынке труда и повышения доходов следует ожидать, что в 2014 г. частное потребление сохранит свою роль весомой опоры экономического роста.

Рынок труда не дает оснований для беспокойства: с исключением сезонных колебаний его индикаторы (занятость и безработица) в январе-феврале заметно улучшились, сократилась и неполная занятость. Спрос на рабочую силу немного увеличился в связи с оживлением конъюнктуры, перспективы развития рынка труда остаются позитивными.
Одновременно количество отработанных занятыми часов, в годовом исчислении, уменьшилось на 0,4%. Производительность труда, рассчитанная на базе стоимостных объемов ВВП, деленных на создание стоимости в течение одного часа одним работником, выросла на 0,2%, при том, что в 2012 г. она выросла на 0,4%.

Первые послевоенные годы были тяжелым периодом в истории Германии. Ее экономическое положение характеризовалось как катастрофическое. Глубочайший кризис охватил все отрасли разрушенного войной хозяйства. Уровень ВВП едва достигал 50% от 1936 г., откатившись к показателю 1908 г. Полностью была дезорганизована система товарно- денежных отношений. Уровень жизни населения можно определить, как уровень выживания. Германия должна была выплатить репарации в размере 20 млрд долл. К этому следует добавить тяжелейшее психологическое состояние граждан разгромленной фашистской империи, некогда претендовавшей на мировое господство.

Еще в период войны ведущими странами антигитлеровской коалиции стали разрабатываться планы послевоенного переустройства Германии, которые были согласованы и утверждены на Потсдамской конференции летом 1945 г. Наряду с репарационными выплатами план предусматривал демилитаризацию Германии, денацификацию и демократизацию ее внутриполитической жизни. Начало «холодной войны» на долгие десятилетия обусловило раскол Германии на два государства, созданных в 1949 г., - ФРГ и ГДР. Восстановление и последующее развитие ФРГ происходило в рамках западной рыночной модели, на основе финансовой помощи ведущих капиталистических стран; в то время как в ГДР осуществлялось строительство социализма по модели СССР.

Главным идеологом реформ в ФРГ стал Людвиг фон Эрхард (1897- 1977) . Стратегической целью проводимых реформ было построение

социального рыночного хозяйства , а основным экономическим регулятором - рынок. Преобразования предполагали значительное ограничение государственного вмешательства. Этот предельно либеральный для того времени подход опирался не только на сложившиеся реалии послевоенного ослабленного государства, политику демократизации, демилитаризации, денационализации и денацификации, но и на ордолиберальную «теорию порядка» австро-немецких теоретиков в лице В. Репке, В. Ойкена, Ф. Бема, А. Рюстова и др.

В условиях полной дезорганизации хозяйственной жизни и банкротства государства основным субъектом хозяйства, способным обеспечить возрождение страны, стал частный предприниматель. Государство создавало максимально благоприятные условия для развития частной инициативы, способствуя росту эффективности всего хозяйства, тем самым оно в долгосрочном плане подводило прочную базу под сильную социальную политику государства. Однако такая позиция вовсе не исключала, а напротив, предполагала активные меры государственного регулирования, которые были сосредоточены на создании необходимых условий для функционирования социально ориентированного рынка.

Первым шагом реформаторов явилась денежная реформа. В кратчайший срок произошло изъятие из оборота старых рейхсмарок и их замена на дойчмарки . Обязательства банков и других учреждений финансовокредитной сферы были аннулированы.

За проведением денежной реформы последовала обвальная либерализация цен. Целью реформы был выход из состояния гиперинфляции , и она была достигнута. Жесткость условий реформы определила в начальный период преобразований негативное отношение населения к ней и острую критику правительства на протяжении всех 1950-х гг., особенно в периоды инфляционных вспышек.

Тем не менее правительству удалось преодолеть тотальный дефицит потребительских товаров, что сделало, в свою очередь, дефицитными денежные средства. Важным шагом в борьбе с инфляцией предложения стало принятие закона против произвольного завышения цен и ряд других антиинфляционных мер в налоговой и кредитной сферах.

Непростые условия первоначального этапа реформ определили повышенное внимание государства к развитию мелкого и среднего предпринимательства, что в краткосрочной перспективе обеспечило существенный рост занятости, сокращение дефицита на потребительском рынке, и, наконец, способствовало большей наполняемости бюджета страны.

Наиболее сложный период реформ закончился в 1954 г., к этому времени уровень производства в ФРГ в 2 раза превысил показатели 1936 г. В первой половине 1950-х гг. среднегодовые темпы экономического роста в Германии были самыми высокими среди развитых стран и составляли 19%, что, однако, нс являлось исключительной заслугой последовательной политики реформаторов. Высокие темпы были обусловлены, прежде всего, невысоким исходным уровнем, с которого началось возрождение национального хозяйства. Впоследствии рост существенно замедлился, а правительство столкнулось с проблемой инфляционного кризиса. Преодолев его, страна продолжала развивать свое хозяйство.

К середине 1950-х гг. ФРГ вышла на 2-е место в мире после США по объему золотовалютных запасов. Упрочилось ее положение на мировых рынках. Наряду с Францией страна стала ведущим субъектом европейской интеграции. К началу 1960-х гг. ФРГ обеспечивала более 60% добычи угля, около 50% производства стали, 40% экспорта и 35% импорта на общеевропейском рынке. Быстрыми темпами развивались автомобиле- и авиастроение, электротехника, радиоэлектронная и химическая промышленность, производство оборудования для автоматизации производства. Возникли новые отрасли промышленности - производство медицинского оборудования, синтетических волокон, нефтехимия.

Феномен беспрецедентного возрождения Германии, рост ее хозяйственного могущества в 1950-1960-е гг. был назван «немецким экономическим чудом». Его основными составляющими стали: последовательная стратегия по созданию социального рынка, помощь передовых индустриальных стран, мощный внутренний потенциал страны, включавший передовую инженерную мысль, глубокие традиции производственной, организационной культуры немецкого народа и пр. Следует также отметить, что мощный хозяйственный рывок ФРГ обеспечивался, в конечном счете, модернизацией индустриального сектора экономики.

Несмотря на своеобразие послевоенного развития ФРГ, предопределенность интеграции ее в европейский рынок и глубокие исторические корни хозяйственного лидерства, модель «немецкого чуда», тем не менее, может с известной долей условности рассматриваться в качестве европейского варианта распространенной модели «догоняющего развития». Возможно поэтому, начиная с 1970-х гг., страна, находившаяся в положении одного из мировых лидеров, столкнулась с нараставшими год от года проблемами качественной модернизации высокоразвитой индустриальной структуры хозяйства в условиях второго этапа НТР.

  • В 1948 г. Л. фон Эрхард занял пост директора Управления хозяйства объединенныхзападных зон оккупации. В 1949-1963 гг. он был министром народного хозяйства ФРГ,а с 1963 по 1967 гг. - канцлером республики.
  • Каждый житель ФРГ получил по 40 дойчмарок, а затем еще по 20. Заработная платаи пенсионные выплаты с момента введения новой валюты производились в соотношении 1:1,в го время как половину наличности и сбережений можно было обменять в пропорции 1:10,а оставшуюся половину - позднее в соотношении 1:20. Средства предприятий также обменивались в соотношении 1:10, что позволило им выплатить первую заработную плату, а в дальнейшем ее фонд формировался исключительно из заработанных собственных средств.


Похожие статьи