Связь валютного регулирования с внешнеэкономической деятельностью. Валютный контроль во внешнеэкономической деятельности. Паспорт сделки. Санкции за наружения при совешении валютных операций

Система валютного регулирования представляет собой регламентацию режима осуществления валютных операций, международных расчетов, определение общих принципов валютного регулирования, полномочий государственных органов и функций банков и других финансовых учреждений в регулировании валютных операций, прав и обязанностей субъектов валютных отношений, порядке осуществления валютного контроля, ответственности за нарушение валютного законодательства.

Валютное регулирование осуществляется на межгосударственном, региональном и национальном уровнях.

Необходимость валютного регулирования на межгосударственном и региональном уровнях обусловлена процессом интеграции и транснационализации, развитием международных экономических отношений, становлением мирохозяйственного разделения труда. Межгосударственное и региональное валютное регулирование ориентировано на координацию валютно-финансовой политики отдельных государств и экономических интеграционных объединений, на разработку ими общих мероприятий по преодолению валютных кризисов, совместных подходов к выработке валютной политики. Скоординированное межгосударственное и региональное валютное регулирование позволяет снизить степень автономности национальной экономической политики и увеличить взаимозависимость валютных сфер деятельности различных национальных экономик.

Валютное регулирование на национальном уровне принимает во внимание требования МВФ и региональных объединений, в которые входят отдельные государства. Его стратегия и тактика фиксируется в нормативно-правовых и методических документах.

Системы национального валютного регулирования, как правило, определяют субъектов валютного регулирования, порядок осуществления операций с валютными ценностями, статус валюты и обменный валютный курс, полномочия государственных органов и функции банковской системы в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Все субъекты валютного регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.

К резидентам относятся физические лица, имеющие постоянное место жительства на территории Украины; юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиала, представительства), с местонахождением на территории Украины; дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства Украины за рубежом, которые имеют иммунитет и дипломатические привилегии, а также филиалы и представительства предприятий и организаций Украины за границей, не осуществляющие предпринимательской деятельности.

Нерезидентами считаются физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Украины; юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиала, представительства), с местонахождением за пределами Украины; расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства, международные организации и их филиалы, имеющие иммунитет и дипломатические привилегии.

Участниками валютного регулирования выступают Национальный банк Украины, "уполномоченный банк" (любой коммерческий банк, имеющий лицензию НБУ на осуществление валютных операций, а также осуществляет валютный контроль за операциями своих клиентов), различные финансовые учреждения, которые получили лицензию НБУ на право проведения валютных операций, юридические лица, заключившие агентские соглашения на открытие пунктов обмена иностранных валют, финансовые учреждения-нерезиденты, получившие индивидуальные лицензии НБУ на право проведения операций на валютном рынке Украины.

Резиденты и нерезиденты имеют право быть собственниками валютных ценностей, находящихся на территории Украины, осуществлять валютные операции с учетом ограничений, установленных действующим законодательством. Резиденты также право быть собственниками валютных ценностей, находящихся за пределами Украины.

К валютным ценностям относятся валюта Украины, иностранная валюта, платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте или банковских металлах; банковские металлы.

Субъекты валютного регулирования выполняют различные валютные операции по купле-продаже и предоставлению в кредит иностранной валюты.

Валютными операциями на территории Украины считаются операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности; использованием валютных ценностей в международном обращении как средства платежа, с передачей задолженности и других обязательств, предметом которых являются валютные ценности; ввозом, переводом и пересылкой на территорию Украины или за ее пределы валютных ценностей.

Для валютных операций используются валютные (обменные) курсы иностранных валют, выраженные в валюте Украины, курсы валютных ценностей в иностранных валютах, а также в расчетных (клиринговых) единицах. Указанные курсы устанавливаются НБУ.

Функционирование международных товарно-денежных отношений осуществляется при условии свободного обмена национальной валюты на валюту других стран, свободного обращения денег за пределами данной страны. Таким образом, эффективное включение в международные экономические отношения возможно только на основе конвертируемой валюты.

Конвертируемость национальной денежной единицы - это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные валюты и наоборот без прямого вмешательства государства в процесс обмена.

Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости валютных ограничений, практикуемых в стране.

Под ограничениями следует понимать любые действия официальных инстанций, непосредственно приводят к сужению возможностей, увеличение расходов или появления неоправданных задержек в осуществлении валютного обмена и платежей по международным соглашениям.

Конвертируемость валюты, с точки зрения отношения к валюте резидентов и нерезидентов, делится на внутреннюю и внешнюю. При внутренней конвертируемости резиденты имеют право покупать, иметь и осуществлять операции внутри страны с валютой, банковскими депозитами, которые деноминированные в иностранной валюте. При внешней конвертируемости резиденты имеют право осуществлять операции с иностранной валютой с нерезидентами.

При проведении валютных операций украинские предприятия и организации руководствуются Классификатором иностранных валют, находящихся в обращении, является законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства и могут быть использованы при осуществлении торговых и неторговых платежей субъектами предпринимательской деятельности и банками Украины. Все валюты в Классификаторе делятся на три группы:

1 группа - свободно конвертируемые валюты, которые широко используются для осуществления платежей по международным операциям и продаются на главных валютных рынках мира. Они без ограничений обмениваются на другие виды валют, и курсы их котируются НБУ.

2 группа - свободно конвертируемые валюты, которые широко не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира (частично конвертируемые валюты). Эти валюты обмениваются на другие валюты с определенными ограничениями, и их кросс-курсы определяются НБУ.

3 группа - неконвертируемые валюты. Они не обмениваются на другие валюты, и их курсы не определяются НБУ.

Валютные операции осуществляются на основе индивидуальных и генеральных лицензий, которые выдает НБУ.

Генеральные лицензии выдаются коммерческим банкам и другим кредитно-финансовым учреждениям Украины на осуществление валютных операций, не требующих индивидуальной лицензии, на весь период действия режима валютного регулирования.

Если генеральная лицензия выдана на осуществление операций, связанных с торговлей иностранной валютой, то субъекты предпринимательской деятельности имеют право открывать пункты обмена иностранных валют, в том числе на основании агентских соглашений с другими юридическими лицами-резидентами.

Индивидуальные лицензии выдаются резидентам и нерезидентам на осуществление разовой валютной операции на период, необходимый для ее осуществления. Индивидуальной лицензии требуют такие операции как вывоз, перевод и пересылка за пределы Украины валютных ценностей; вывоз, перевод, пересылка в Украину валюты Украины, за исключением случаев; предоставление и получение резидентами кредитов в иностранной валюте, если сроки и суммы таких кредитов превышают установленные законодательством пределы; использование иностранной валюты на территории Украины как средства платежа или залога; размещение валютных ценностей на счетах и во вкладах за пределами Украины; осуществление инвестиций за рубежом.

Порядок и сроки выдачи лицензий, перечень документов, необходимых для получения лицензий, а также основания для отказа в выдаче лицензий определяются НБУ.

Валютное регулирование за последние десять лет претерпело радикальные изменения, вызванные отменой государственной валютной монополии. Государственная валютная монополия являлась главным аспектом на протяжении всего существования СССР. Она означала, что страна является единственным собственником иностранной валюты, которая базировалась в центре и распределялась согласно валютному плану. Только государство могло совершать операции с валютными ценностями и управлять золото-валютными ресурсами страны.

Упразднение государственной монополии на наружную торговлю, либерализация внешне торговой деятельности привела к тому, что в стране увеличилось количество юридических и физических лиц, которые вынуждены были регулярно сталкиваться с валютным законодательством. Поэтому создание валютного внутреннего российского рынка придало валютно-правому урегулированию устойчивый характер. Правовое валютное регулирование осуществляется на двух уровнях: индивидуальном и нормативном. валют представляет собой разработку и утверждение правовых норм, учитывая общественные Что касается индивидуально-правового урегулирования, оно представляет собой ни что иное как, применение правовых норм к каждому индивидуальному случаю, что влечёт за собой изменение, прекращение и возникновение новых валютных отношений.

Российский закон «О валютном урегулировании и валютном контроле» определяет основы организации и валютного регулирования в стране, в то время как индивидуальные вопросы, связанные с валютным регулированием определяется иными законодательными актами. Правовые нормы, которые отвечают за порядок проведения валютных операций, делятся на две основные функции: контрольную и регулирующую. При этом регулирующая функция законодательства определяет права и обязанности лиц, которые участвуют в совершении валютных операций.

Под этим понимается:

Операции, определяющие переход прав собственности на валютные ценности;

Пересылка, ввоз и вывоз из России валютных ценностей;

Международные денежные переводы.

Основная цель валютного контроля - обеспечение валютного законодательства при проведении

Наиболее распространёнными на сегодняшний день являются внешнеторговые отношения, при этом валютное регулирование обеспечивает:

Защиту экономического суверенитета;

Стимулирование роста национальной экономики;

Обеспечение экономической безопасности;

Обеспечение действенной интеграции экономики России в мировую экономику.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности является одним из важнейших объектов валютного регулирования. При этом валютные расчеты резидентов производятся через в специальных банках. В зависимости от своего назначения валютные счета могут быть трёх видов. На транзитный счёт зачисляется валютная выручка резидента при экспорте, на специальный зачисляются валютные средства при импорте, и на текущий счёт поступают денежные средства общего назначения. Каждый из этих счетов имеет свой валютный режим, то есть имеются определённые правила, которые позволяют осуществлять валютное регулирование ЦБ. При этом валютные счета нерезидентов могут быть как в зарубежных, так и в отечественных банках, этот факт ничего не меняет. Расчеты с нерезидентами могут производиться через их рублёвые счета, руководствуясь режимами конвертируемого и неконвертируемого типа счетов.

Валютное регулирование России - это мощный механизм, позволяющий вывести экономику страны на новый уровень и, как следствие, улучшить благосостояние российских граждан.

Регулирование внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств имеет сложную структуру, объединяющую совокупность элементов валютного рынка, отношений экспортеров и импортеров с банками, системы национального и межгосударственного валютного регулирования. В любом государстве соотношение используемых элементов и роль каждого из них различаются в зависимости от состояния внешней торговли, уровня конвертируемости национальной валюты, принципов внешних расчетов и кредитования, особенностей национального механизма государственного регулирования в целом, а также степени вовлеченности в международную валютно-финансовую сферу.

Цель валютного регулирования (краткосрочного и среднесрочного) – стимулирование хозяйственной активности различных субъектов ВЭД, борьба с инфляцией.

Элементы валютного регулирования:

валютный курс – соотношение национальной валюты (денежной единицы) к валюте другой страны. Его функция – обеспечение пропорциональности обмена валют, базой кᴏᴛᴏᴩой служит их покупательная сила по отношению к товарам внутри страны. Не стоит забывать, что валютный курс зависит от конвертируемости национальной валюты, т. е. возможности ϲʙᴏбодно и неограниченно обмениваться на другие иностранные валюты. Конвертируемость может быть полной (беспрепятственный обмен на любую иностранную валюту) или частичной, когда возможность обмена ограничивается некᴏᴛᴏᴩыми видами валют операциями международного платежного оборота. Стоит сказать - полная конвертируемость включает внутреннюю и внешнюю обратимость во всем ее объеме.

Внутренняя конвертируемость валюты не ограничивает обмена национальной валюты юридическими и физическими лицами данной страны на ϲʙᴏем внутреннем рынке.

Внешняя конвертируемость предоставляет возможность использовать заработанные в данной стране денежные средства юридическими и физическими лицами как на внутреннем рынке, так и за его пределами.

Котировка валют – установление курсов иностранных валют по отношению к национальной, осуществляемое государственными и крупными коммерческими банками прямым или косвенным методами;

девальвация – официальное снижение курса национальной валюты, с целью выравнивания внешнеэкономического баланса путем увеличения экспорта и сокращения импорта из-за повышающихся цен на ввозимую продукцию. У экспортеров побудут большие преимущества при обмене заработанной валюты на национальную, в росте объема экспортного производства; одновременно, в силу удорожания импорта товаров, сокращаются объемы второстепенных импортных поставок в страну. Вследствие девальвации может наступить более сильное внешнее обесценение национальной валюты по сравнению с внутренним, кᴏᴛᴏᴩое создает благоприятные условия для использования валютного демпинга – спекулятивных операций на внешнем рынке с целью получения прибыли за счет изменения валютного курса;

ревальвация – повышения официального курса национальной валюты по отношению к иностранным и сопровождающийся сдерживанием развития экспорта, его удорожанием с одновременным удешевлением импорта;

валютный контроль , включающий в себя: валютную интервенцию (манипуляции государственным банком валютными ресурсами и процентными ставками), кᴏᴛᴏᴩая реализуется в виде целевых операций по купле-продаже иностранной валюты центральными банками с целью ограничения (повышения, снижения, поддержания) курса национальной валюты; маневрирование банковскими процентными ставками , оказывающее влияние на перемещение ликвидных средств из одной страны в другую, а также способствующее изменению валютного курса; валютные ограничения, целью кᴏᴛᴏᴩых будет сокращение внешнего оборотного капитала.

Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.

Это воздействие осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от экспорта.

Решение этих задач обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например, предусматривающие механизм контроля, за валютными операциями.

Основополагающим законодательным актом в сфере валютного регулирования является Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 г. В этом законе раскрыты основные понятия валютных отношений, такие как “валюта РФ”, “иностранная валюта”, “резиденты”, “нерезиденты” и т. д., а также установлены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного контроля, предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства.

Все субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, являются, с точки зрения валютного законодательства, резидентами

Из п. “а” ст. 1 Закона о валютном регулировании следует, что такими резидентами являются:

  • 1) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами;
  • 2) юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, основное место деятельности которых -- РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства;
  • 3) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с российским законодательством, основное место деятельности которых -- РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства.

Резиденты при ведении внешней экономической деятельности осуществляют различные валютные операции. Под валютными операциями, как следует из п. 7 ст. 1 закона, понимаются:

  • а) операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
  • б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
  • в) осуществление международных денежных переводов. Валютные операции могут быть текущими и связанными с движением капитала.

Валютные операции, связанные с движением капитала, представляют собой:

  • а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставной капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
  • б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;
  • в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
  • г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
  • д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
  • е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

К текущим валютным операциям относятся, в частности, переводы в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней (п. 9 “а” Закона).

Под иностранной валютой понимаются денежные знаки виде банкнот, казначейских билетов, монеты, являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (п. 3 “а” Закона).

Операции с иностранной валютой регламентированы законодательством. Особенностями правового режима операций резидентентов т иностранной валютой являются:

  • 1. Ввоз, перевод и пересылка валютных ценностей (в состав которых входит иностранная валюта) в Россию может осуществляются без ограничений.
  • 2. Вся иностранная валюта, получаемая резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, под которыми в соответствии с п. 11 Закона о валютном регулировании понимаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ России на проведение валютных операций.
  • 3. Запрещение реализации товаров гражданам за иностранную наличную валюту. Однако из этого правила существуют изъятия. Которые заключаются в том, что ряду предприятий предоставлена право вести торговлю за наличную валюту. Это, в частности, относится к магазинам беспошлинной торговли, работающим в соответствии с полученными разрешениями и на условиях, установленных специальными нормативными актами (письмо ЦБ РФ от 27 декабря 1993 г. № 67).
  • 4. Обязательная продажа части валютной выручки. Основным правовым актом, установившим такой порядок, является Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валют ной выручки и взимания экспортных пошлин”. Указ установил обязанность субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, продажи через уполномоченные банки по рыночному валки ному курсу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг).

Валютное регулирование касается также операций с национальной валютой. Законодательством установлено, что вывоз и пересылка из России, а также ввоз в ее пределы национальной валюты осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБ РФ совместно с Министерством финансов и Государственным таможенным комитетом. Несоблюдение этого порядка влечет недействительность сделок в отношении российской валюты (п.п. 3 и 4 ст. 2 Закона о валютном регулировании).

В целях соблюдения валютного законодательства создана система органов валютного контроля. Эта система подразделяется на органы валютного контроля и их агентов. В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона о валютном регулировании к органам валютного контроля отнесены ЦБ РФ и Правительство России, а агентами валютного контроля, как указывается в п. 3 этой же статьи, являются организации, на которые законодательством могут возлагаться функции валютного контроля.

В частности, в качестве агентов выступают уполномоченные банки, которые подотчетны ЦБ РФ (п. 4 ст. 11 закона).

Для реализации функций Правительства России по валютному контролю создан специальный орган -- Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю в рамках своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций. Контролирует выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте, осуществляет контроль за поступлением средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям в уполномоченные банки, а также выполняет еще целый ряд различных функций в сфере контроля за осуществлением валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

В соответствии с предложением Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю в целях реализации на местах единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортных, импортных и иных внешнеэкономических операций Правительство РФ приняло постановление об образовании территориальных органов по валютному контролю.

Функции контроля, как уже упоминалось, осуществляют уполномоченные банки, а также таможенные органы.

В целях защиты государственных интересов по укреплении экономики принят ряд законодательных и нормативных актов, направленных на обеспечение репатриации валютной выручки полученной от экспорта.

Экспортеры тоже несут ответственность за нарушение валютного законодательства. Так, за нарушение положений упомянутой инструкции с экспортеров взыскиваются в бесспорном порядке штрафы. Ответственность экспортеров предусмотрена и в Таможенном кодексе.

За сокрытие валютной выручки экспортеры в соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 отвечают в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или ее рублевом эквиваленте. Никакие ходатайства об освобождении от уплаты штрафов за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках не рассматриваются.



Похожие статьи