Общая характеристика хозяйства италии

Промышленность.

Промышленность - ведущая сфера экономики Италии. Она даёт около 2/5 национального дохода, и на неё приходится более 2/5 всех занятых.

Италия весьма недостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми и энергетическими ресурсами. Среди полезных ископаемых страны выделяются по своему промышленному или экспортному значению природный газ, пириты, полиметаллические руды, калийные соли, киноварь (ртутная руда), асбест и некоторые другие. Итальянская обрабатывающая промышленность базируется прежде всего на импортном сырье.

В промышленности Италии преобладает тяжёлая индустрия, ведущая роль в которой принадлежит машиностроению. За последние годы значительно развились также металлургическая, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая промышленность.

Нефтеперерабатывающая промышленность Италии самая мощная в капиталистических странах Европы. Она обеспечивает не только внутренний спрос, но и самый большой среди всех европейских капиталистических стран экспорт нефтепродуктов. Нефть в Италию доставляет танкерами по Средиземному морю главным образом из стран Ближнего Востока, Северной Африки, а также из России.

Самый крупный нефтеперерабатывающий завод построен на острове Сицилия, в городе Милаццо.

Весьма важную роль в энергетическом хозяйстве Италии играет электроэнергетика, одна из самых развитых в техническом отношении отраслей промышленности. Гидроэнергоресурсы Италии используются практически полностью.

Италия одна из первых стран в мире начавшая строительство крупных АЭС, впоследствии заметно отстала от большинства развитых государств. В стране имеется несколько атомных электростанций.

Недостаточность топливной и сырьевой базы объясняет весьма значительную зависимость большинства отраслей итальянской промышленности от внешнеэкономических связей. В частности, в большей мере это относится к чёрной металлургии: коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном из США, импортируется более 30% потребляемой железной руды, 75% - металлолома, 2/3 - марганцевой руды, а также руды легирующих металлов.

Основная продукция, которая идёт на мировой рынок, - это тонкая холоднокатаная листовая сталь и стальные трубы.

В производстве цветных и лёгких металлов наиболее развиты алюминиевая промышленность, выплавка свинца, цинка и ртути, т.е. те отрасли, которые лучше всего обеспечены местными сырьевыми ресурсами.

Ведущая отрасль итальянской индустрии - машиностроение - особенно выделяется автомобилестроением.

Основную продукцию отрасли составляют легковые автомобили.

Ведущее положение в отрасли занимает концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм Италии и одна из крупнейших автомобильных монополий мира.

Географические условия и исторические причины объясняют традиционность для Италии судостроения.

Немалых успехов добилась Италия в традиционной для неё электротехнической промышленности, особенно для её новой отрасли - производстве электронной техники.

Электронная промышленность Италии - сравнительно молодая, но быстро развивающаяся отрасль. Важнейший центр этого производства - Милан.

Итальянская химическая промышленность работает в основном на импортном сырье (главным образом это нефть, природный газ, фосфориты, сера, целлюлоза), но частично использует и собственные запасы химического сырья, прежде всего природного газа, пиритов калийных солей, серы и др.

На втором месте после машиностроения по числу занятых стоит текстильная промышленность, одна из старейших отраслей Италии. Она выпускает ткани и ряжу из хлопка, шерсти, шёлка, конопли, льна, джута и химических волокон, а также разнообразный трикотаж.

Италия производит 28% обуви, выпускаемой в капиталистических странах (320 млн. пар в год).

Немаловажную роль в Итальянском хозяйстве играет пищевая индустрия. По стоимости продукции она занимает третье место среди отраслей обрабатывающей промышленности после машиностроения и химии.

Очень важно для страны мукомольная промышленность, высоко развито консервное производство, мебельная промышленность. Италия находится на одном из первых мест по развитию ювелирной промышленности и по качеству ювелирных изделий. Одна из старейших отраслей в Италии - бумажная промышленность.

Сельское хозяйство.

Италия даёт 10% валового национального дохода страны.

По урожайности сельскохозяйственных культур и особенно по продуктивности скота Италия сильно уступает многим капиталистическим странам Европы.

Главная отрасль итальянского сельского хозяйства - растениеводство.

Италия занимает первое место в Зарубежной Европе по производству риса. Картофель сажают во многих районах страны, но более всего в Кампании. В Италии выращивают помидоры, капусту, салат, лук, артишок, спаржу, бахчевые культуры. Главный общеводческий район страны также Кампания. Особенно большую роль в итальянском овощеводстве играет выращивание помидор. Часть урожая используется в свежем виде, но в основном помидоры перерабатываются в консервы: томатную пасту и очищенные томаты.

Важнейшей технической культурой в Италии является сахарная свёкла.

Италию называют "первым садом Европы". Ежегодно в стране собирают около 55 млн. ц. фруктов - яблок, груш, персиков, черешни и др.

Огромную роль в сельском хозяйстве Италии играет традиционное виноградство.

Другая характерная итальянская культура - олива распространена почти во всей стране.

Из технических культур, дающих волокно для текстильной промышленности, в Италии выращивают в небольших количествах хлопок, лён и коноплю. Урожаем этих культур снижаются в связи с вытеснением натуральных волокон в текстильной промышленности химическими.

С каждым годом всё большее значение приобретает разведение цветов. Значительная часть цветов идёт на экспорт.

На севере Сардинии встречаются целым плантации пробкового дуба. Повсеместно, но особенно в Кампании, ведётся сбор каштанов, традиционного продукта питания итальянцев.

В Италии постепенно повышается роль животноводства. После войны в Италии начало интенсивно развиваться птицеводство.

Сравнительно слабо в Италии развито рыболовство. Окружающие её моря не очень богаты рыбой, так как континентальный шельф невелик по площади, мало отмелей, банок. Половина всего улова (сардин, скумбрии, анчоусов, тунцов, а также моллюсков и ракообразных) добывается в адриатических водах. Пресноводное рыболовство с каждым годом сокращается в результате загрязнения промышленными отходами ручных и озёрных вод.

Транспорт и внешнеэкономическиесвязи

В связи с вытянутостью страны с севера на юг её сеть железных и автомобильных дорог развилась преимущественно в меридиональном направлении. Широтных коммуникаций, за исключением Паданской равнины, недостаточно. Многие автомобильные и железные дороги Италии проложены на крутых склонах гор и поэтому имеют много мостов, тоннелей и пр., что удорожает их эксплуатацию. В международных автомобильных и железнодорожных перевозках особенно большую роль играют дороги, проложенные в Альпах.

В Италии исключительно велика роль автомобильного транспорта: на него приходится 3/4 всех сухопутных перевозок грузов.

В 1924 году в Италии была построена первая в мире автострада (Милан - Варесе). Огромное значение имеет основная транспортная ось страны - автострада Солнца, лучшая из итальянских дорог, соединяющая Турин с Миланом, флоренцией, Римом, Неаполем и идущая далее на крайний Юг, к городу Реджо-ди-Калабрия.

Железные дороги уступают по значению автомобильным.

Очень важную роль как во внутренних, так и во внешних перевозках страны играет морской транспорт. Это объясняется положением Италии на среднеземноморском водном пути, большой протяженностью береговой линии, наличием островов в составе страны.

Морским транспортом перевозится 90% импортируемых в страну товаров и 60 - 65% - экспортируемых. Значительная часть внутренних перевозок также осуществляется морским транспортом.

Более половины всего тоннажа итальянского морского флота приходится на нефтеналивные суда, что связано с мощной нефтеперерабатывающей промышленностью

В грузообороте итальянских портов преобладает нефть и другое минеральное сырьё. Самый крупный итальянский порт Генуя один из важнейших во всём Среднеземноморье. Генуя служит воротами во внешний мир для всего индустриального Северо - Запада Италии, а также для Швейцарии. Это один из ведущих контейнерных портов Средиземного моря. Главный соперник и конкурент Генуи на Андриатике - Триест, второй в Италии по грузообороту и один из важнейших нефтяных портов Европы.

Кроме того, это главный в Европе пункт по перевалке кофе. Через Триест Северо - Восточная Италия связывается с другими сторонами Среднеземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Восточной Африки и Восточной Азии. Он выполняет также роль главного порта на Среднеземноморье для дунайских стран, в первую очередь для Австрии. Триест преимущественно транзитным портом в отличие от Венеции, играющей непосредственную роль в экономике Северо-Восточной Италии.

Один из крупнейших пассажирских портов страны - Неаполь является главным центром каботажных связей Апеннинского полуострова с Сицилией, Сардинией и другими островами.

Полуостровную Италию связывают с её островами, а также с некоторыми югославскими и греческими портами морские паромы. Особенно наряжена паромная линия, соединяющая Сицилию с Апеннинским полуостровом.

Речной транспорт в Италии развит слабо из-за отсутствия крупных рек.

Развитие нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности стимулировано в Италии распространение трубопроводного транспорта. Наиболее густая сеть трубопроводов на Севере. Некоторые из них имеют международное значение, например, грузопровод, по которому поставляется природный газ из России на Север Италии.

Довольно быстро развивается гражданская авиация Италии. Авиационные линии поддерживают связь крупнейших городов Италии с многими городами Европы, а также других континентов. Крупнейшие аэропорты страны - Леонардо да Винчи близ Рима, Мальпенса, Линате около Милана и др. служат важными центрами международной сети авиалинии.

Для экономического развития Италии жизненно важны внешнеэкономические связи. Это вызвано активным участием страны в международном разделении труда, избыточными мощностями (с точки зрения внутреннего рынка) во многих отраслях промышленности, в значительной мере работающих на внешнеэкономический рынок, слабой обеспеченностью основными полезными ископаемыми и продовольствием. Почти 15% всего импорта составляет нефть. Италия импортирует также сырье для металлургической, текстильной и других отраслей промышленности, станки, промышленное оборудование, лес, бумагу, различные виды продовольствия. Основные статьи вывоза - продукция машиностроения, главным образом транспортные средства, различная аппаратура, пишущие и счётные машины, сельскохозяйственные и продовольственные товары, особенно фрукты, овощи, консервированные помидоры, сыры, текстиль, готовое платье, обувь, продукция химии и нефтехимии.

Основные партнёры во внешней торговле Италии - страны Европейского экономического сообщества, на которые приходится половина всего её товарооборота. Особенно активно ведётся торговля с ФРГ и Францией.

Всё большую роль в развитии внешней торговли Италии играет её товарообмен с социалистическими странами, из которых она ввозит нефть и продукты нефтепереработки, природный газ, чугун, сталь, прокат, каменный уголь, лес, крупный рогатый скот, мясо, хлопок, некоторые виды продовольствия. В свою очередь Италия поставляет социалистическим странам некоторые виды промышленного оборудования, машины для текстильной и швейной промышленности, прокат, химические продукты, искусственную и синтетическую ряжу и ткани, бумагу, цитрусовые.

Ведущее место в торговле Италии с социалистическими странами занимает Россия. Итало-советсткие торговые отношения, установленные ещё в 1920 году, стали особенно успешно развиваться с середины 60-х годов, когда был заключен и начал проводится в жизни ряд крупнейших советско-итальянских соглашений о техническом сотрудничестве, которые имели важное значение для развития некоторых отраслей промышленности обеих стран.

Необходимость капиталовложений и нехватка собственных средств по-прежнему нередко выпускают Италию прибегать к иностранным займам, в её экономически вложены крупные иностранные капиталы.

Для Италии характерен хронический дефицит торгового баланса. Однако Италии удаётся его в значительной мере покрывать и иногда даже перекрывать с помощью международного туризма, денежных переводов итальянских эмигрантов и доходов от морского фрахта. Италию ежегодно посещает 13 - 14 млн. иностранных туристов, преимущественно из ФРГ, Франции, с США. В Италии давно уже сложилась материальная база для приёма большого количества туристов. По числу мест в гостиницах (2,6 млн.) она стоит на первом месте в капиталистическом мире. Кроме того, в Италии много кемпингов, пансионатов, сдающихся внаём частных вилл и т.д.

Сфера услуг Италии представлена такими наиболее значимыми отраслями, как туризм, транспорт и банковская деятельность. их доля в ВВП составляет 69%. Транспортный комплекс Италии обеспечивает не только внутренние потребности страны, но и является важным звеном транспортной системы всех стран ЕС. Касается это прежде трубопроводных и морских магистралей. Банковская сфера всегда хорошо была развита в стране, которая является ее родиной. Однако количество банков и объем их активов сейчас неуклонно сокращаются.

Из примерно 4,5 миллионов итальянских предприятий 99,9% являются предприятиями малого и среднего бизнеса, из которых, в свою очередь, 95% представляют собой фирмы, в которых менее 10 сотрудников (микропредприятия). Более крупные компании (от 50 до 249 работников) составляют всего лишь 0,5% от общего количества итальянских предприятий.

Около 76% предприятий малого и среднего бизнеса, особенно те, в которых менее 10 человек, сосредоточены в сфере обслуживания, в частности, в секторах недвижимости, информатики, исследовательской деятельности, в розничной торговле.

Предприятия малого и среднего бизнеса не только являют собой костяк национальной производственной системы, значителен их вклад и в рынок труда: они обеспечивают работой более 81% всего занятого населения, в особенности в сфере услуг (около 49%). Аналогичная ситуация и в отношении добавленной стоимости: 72,4% (исключая сельское хозяйство) - результат деятельности именно мелких и средних предприятий, из которых более половины заняты в сфере обслуживания.

Сервис в Италии представляет наиболее важный сектор экономики, как по численности занятых в нем (67% от общего количества работающих), так и по добавленной стоимости (71%). Этот сектор экономики по сравнению с другими гораздо более динамичен: более 51% от более чем 5 млн. действующих предприятий относится к сфере услуг, и 45,8% входят в состав Национальной конфедерации работников торговли (Confcommercio). Именно в этом секторе рождаются более 67% новых предприятий.

Самыми важными видами деятельности в Италии являются туризм и торговля, обслуживание как частных лиц, так и предприятий. К примеру, на 2006 год в торговом секторе было зарегистрировано 1.600.000 предприятий, в сфере транспорта, связи и туризма - более 582.000 предприятий.

В банковском секторе в первое десятилетие этого века уменьшилось количество занятых, прежде всего из-за распространения новых информационных технологий. Часто банковские концерны являются собственниками важных предприятий, страховых компаний, недвижимого имущества и издательских групп. Финансовый сектор в последние годы имеет сильную тенденцию к объединению банков и страховых компаний.

Система транспорта Италии отличается своим комфортом и доступными ценами на проезд. Особенно на полуострове она развита в Северных районах страны, где сосредоточено огромное количество городов. Междугороднее сообщение между различными городами Италии, как правило, осуществляется не только по суше, но и по морю и воздуху.

Италия имеет развитую сеть железных и автомобильных дорог. Более 90 % пассажиров и свыше 80 % грузов перевозятся автомобилями. Во внешних перевозках преобладает морской транспорт.

Во внутренних перевозках грузов и пассажиров главную роль играет автомобильный транспорт, на втором месте - железнодорожный. По уровню электрификации железных дорог страна занимает одно из первых мест в мире.

В Италии сосредоточена 1/4 всех европейских автострад (около 7 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострада Милан - Варесе, построенная в 1924 г.

Главная транспортная артерия страны - Автострада Солнца, идущая через всю Италию, от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь к Реджо-ди-Калабрия.

Через территорию Италии проходят пять международных автострад: Лондон-Париж-Рим-Палермо, Лондон-Лозанна-Милан-Брин-Дизи, Рим-Берлин-Осло-Стьордан, Рим-Вена-Варшава, Амстердам-Базель-Генуя.

Около половины автомобильных дорог приходится на северную Италию, на Юге страны густота дорожной сети значительно меньше.

В Италии транспорт развивается в соответствии с теми же тенденциями, какие наблюдаются в других странах Европы - в частности, повышается удельный вес автодорожного транспорта, главным образом за счет сокращения доли железнодорожного транспорта. Это объясняется тем, что автодорожный транспорт более мобилен, требует меньших затрат на вспомогательные службы и сводит к минимуму перевалочные работы, поскольку доставляет груз непосредственно к месту назначения (это возможности, которых лишен морской и железнодорожный транспорт). Отличие Италии состоит в том, что здесь и во внутренних перевозках грузов исключительно высокий удельный вес приобрел автодорожный транспорт, а доля всех других видов транспорта упала до крайне низкого уровня.

Цена ж/д билетов напрямую зависит от типа поезда, а также расстояния, на которое путешествует пассажир. Главное управление железных дорог Италии разработало гибкую систему скидок для туристов, которые ездят группами от 3-х человек, для детей, пенсионеров и прочее. Существует гибкая система скидок для групп от 3 человек, для детей и т.д.

Сельское хозяйство. Несмотря на благоприятные природные условия страны и богатейший многовековой опыт ведения с/х., эта отрасль экономики Италии - самая отсталая. Доля экономически активного населения, занятого в с/х., выше, чем в других капиталистических странах, несмотря на то, что за последние десятилетия многие крестьяне, особенно мелкие землевладельцы, покинули свои хозяйства и перешли в промышленность и сферу услуг. Сельское хозяйство обеспечивает потребности итальянского населения в продовольствии практически на 80%.

Основу итальянского с/х. составляет растениеводство. Разнообразие климата и почв, социальных условий и традиций в разных областях страны привели к тому, что в Италии выращивается очень большое число с/х. культур - субтропических и типичных для умеренного климата, В последние годы требования рынка диктуют сокращение числа видов сельскохозяйственных культур, но увеличение их сбора. Италия дает ежегодно множество разнообразных фруктов: яблок, груш, персиков, инжира, черешни и пр. Около 60% всех фруктов выращивается на Севере Италии, в основном в специализированных фермерских хозяйствах площадью от 3 до 10 га с очень небольшим применением наемного труда. В южных областях распространены миндаль, грецкие орехи, фундук. Италия - один из крупнейших в мире и в Средиземноморье производитель цитрусовых. Почти весь урожай дают небольшие плантации в южных областях, прежде всего на Сицилии и в Калабрии. Выращиваются не только широко известные апельсины, лимоны, мандарины и грейпфруты, но и менее распространенные виды - бергамот, дающий ценнейшую бергамотовую эссенцию, кинотто, лиметта и некоторые др. виды. Средиземноморье - родина винограда. Из 246 сортов винограда, известных в Италии, наиболее распространены 17. Без виноградников нельзя себе представить итальянского пейзажа. Часто виноград культивируют в сочетании с другими сельскохозяйственными растениями, фруктовыми деревьями, используя их как опору для лозы. По сборам винограда Италия постоянно соперничает с Францией за первое место в мире. Почти весь урожай перерабатывается в вино. Другая характерная итальянская культура, такая же древняя и распространенная, как виноград, - олива. Так же как и виноград, она выращивается и специализированно, и в сочетании с другими культурами. По сбору оливок Италия уступает только Испании. Около 90% всего сбора приходится на южные области, особенно Апулию.

Сравнительно слабо развито в Италии рыболовство, так как окружающие ее моря не очень богаты рыбой. Половина всего улова сардин, скумбрии, анчоусов, тунцов, а также моллюсков и ракообразных добывается в адриатических водах. Другая важная рыболовная зона - Тирренское море у берегов Тосканы и Сицилии. В последние годы сокращается традиционный лов тунца. Одновременно на берегах, особенно сицилийских, растет число заводов по производству разнообразных морских продуктов. В искусственных водоемах около Неаполя, Таранто и Специи разводят устриц, невдалеке от Триеста имеется мидиевое хозяйство. Пресноводное рыболовство с каждым годом сокращается в результате загрязнения промышленными стоками речных и озерных вод.

Италия относится к странам, имеющим высокопроизводительный агропромышленный комплекс. Страна обеспечивает свои потребности в продовольствии за счет собственного производства на 75%. В сельском хозяйстве очень распространенной является арендная форма хозяйствования. На юге Италии так называемый "земельный голод" привел к массовой миграции сельского населения в промышленные районы севера.

В структуре сельского хозяйства ведущая роль принадлежит растениеводству , которое производит более 60% стоимости товарной продукции. На севере страны, особенно в Паданской низменности, почвенно-климатические условия более благоприятные для его развития. Здесь построен мощные оросительные системы (2/3 сети), втрое больше вносится минеральных удобрений. Интенсивность земледелия на юге сдерживается многоукладностью сельского хозяйства.

Основой зернового хозяйства (второй по значению в Италии отрасли растениеводства) являются пшеница, в основном, твердых сортов. Выращивают также кукурузу, а на поливных землях - рис (одно из ведущих мест среди европейских стран).

Из технических культур в Италии выращивают много сахарной свеклы. Страна занимает первые места в мире по сбору табака и апельсинов.

Однако ведущее место в структуре растениеводства занимает овощеводство и виноградарство. Овощи в основном выращивают на севере. Важным является выращивание цитрусовых, яблок, маслин.

Животноводство в государстве не получило значительного развития и не удовлетворяет даже потребностей собственного населения. Оно специализируется на производстве молока и мяса, но в целом имеет определенные отличия на территории страны. Север Италии выделяется молочным скотоводством и свиноводством. Центральная Италия - мясным скотоводством, острова Сицилия и Сардиния - овцеводством. Несмотря на богатый опыт ведения сельского хозяйства и благоприятные для этого природные условия, данная отрасль экономики Италии на данный момент является отсталой.

В Италии удельный вес экономически активного населения, занимающегося сельским хозяйством, выше, чем в других европейских странах, даже при том, что за последние десятки лет многие землевладельцы оставили свои хозяйства и ушли в такие направления экономики, как промышленность, сфера услуг. Итальянское сельское хозяйство удовлетворяет потребности своего населения почти на 80%.

Средняя площадь хозяйств в Италии составляет 7,2 га. Пригодные для сельского хозяйства земли - около 90% страны. Большую их часть занимают пашни (35%), 18% - пастбища и луга, 12% - виноградники, оливковые рощи, сады, более 23% приходится на леса.

Основа сельского хозяйства Италии - растениеводство. Благодаря разнообразию климата и почв, здесь выращивают огромное количество сельскохозяйственных культур. Более 50% земель занимают зерновые, главным образом пшеница. На альпийских склонах традиционными являются овес, ячмень и рожь. Бобовые культуры в основном идут на корм скоту. Во многих районах выращивают картофель, а также помидоры, лук, спаржу, капусту, салаты и пр. Важнейшая техническая культура Италии - сахарная свекла.

Сады Италии дают разнообразное множество фруктов: груш, яблок, персиков, черешни и др. Примерно 60% всех фруктов выращивают на Севере страны. На Юге Италии распространены фундук, миндаль, грецкие орехи.

Италия - крупнейший средиземноморский поставщик цитрусовых, винограда и оливок. Выращиваются не только известные лимоны, апельсины, грейпфруты и мандарины, но и кинотто, бергамот, лиметта и др. Животноводство и его продукты составляют около 45% стоимости всех сельскохозяйственной продукции Италии. Не сильно развито в стране рыболовство, потому что окружающие Италию моря не очень богаты рыбой.

Италия - высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Преимущественно индустриальный и высокоразвитый север и бедный, аграрный юг. Валовой национальный продукт на душу населения 28300 долларов в год. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая, лёгкая и пищевкусовая. Италия входит в число крупнейших производителей и поставщиков на мировой рынок автомобилей, велосипедов и мопедов, тракторов, стиральных машин и холодильников, радиоэлектронной продукции, промышленного оборудования, стальных труб, пластмасс и химических волокон, автомобильных шин, а также готовой одежды и кожаной обуви, макарон, сыра, оливкового масла, вина, фруктовых и томатных консервов. Крупное производство цемента, натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов, художественных изделий из стекла и фаянса, ювелирных изделий. Добыча пиритов, руд ртути, природного газа, калийной соли, доломитов, асбеста. Из-за небольшой территории и высокой плотности населения, в современной Италии остро стоит вопрос переработки отходов.

В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Основные культуры - пшеница, кукуруза, рис (1-е место по сбору в Европе; свыше 1 млн т. в год), сахарная свёкла. Италия - один из крупнейших в мире и ведущий в Европе производитель цитрусовых (свыше 3,3 млн т. в год), томатов (свыше 5,5 млн т.), винограда (около 10 млн т. в год; свыше 90 % перерабатывается в вино), оливок. Цветоводство. Развито птицеводство.

  • пахотные земли - 31 %
  • постоянные посевы - 10 %
  • постоянные пастбища - 15 %
  • леса и лесистая местность - 23 %

Для итальянской экономики характерно активное вмешательство государственного капитала в промышленность, высокий уровень развития государственно-монополистического капитализма. Наиболее распространенной формой воздействия государства на экономику является участие крупнейших государственно-монополистических объединений - Института промышленной реконструкции - ИРИ.

Институт промышленной реконструкции (ИРИ) - крупнейшее государственное объединение Италии - имеет структуру холдинга, входит в первую десятку промышленных групп мира, объединяет свыше 150 предприятий в различных отраслях промышленности. На предприятиях и фирмах ИРИ работает 327 тыс. человек. Годовой оборот - порядка 50 млрд долларов.

Государству почти полностью принадлежит энергетика, на 50 % - транспорт, на 30 % - горнодобывающая промышленность, на 45 % -металлургия, на 22 % - транспортное машиностроение, а также многие предприятия легкой промышленности, многие крупные банки.

Промышленность - ведущая сфера экономики Италии. Италия весьма недостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми энергетическими ресурсами. Среди полезных ископаемых страны выделяются по-своему промышленному или экспортному значению природный газ, пириты, полиметаллические руды, калийные соли, киноварь (ртутная руда), асбест и некоторые другие. Итальянская обрабатывающая промышленность базируется прежде всего на импортном сырье.

Во внутренних перевозках грузов и пассажиров главную роль играет автомобильный транспорт, на втором месте - железнодорожный. По уровню электрификации железных дорог страна занимает одно из первых мест в мире. Густая сеть современных шоссе и железных дорог связывает города Северной Италии.Наиболее крупные фирмы Италии:

Статистические показатели Италии
(по состоянию на 2012 год)

Институт промышленной реконструкции (ИРИ) - крупнейшее государственное объединение Италии - имеет структуру холдинга, входит в первую десятку промышленных групп мира, объединяет свыше 150 предприятий в различных отраслях промышленности. На предприятиях и фирмах ИРИ работает 327 тыс. человек. Годовой оборот - порядка 50 млрд долларов. Президент - М. Тедески.

Национальное нефтегазовое объединение (ЭНИ). Действует в нефтеперерабатывающей, газовой, химической промышленности. Ведет добычу нефти и газа прежде всего в развивающихся странах. Контролирует около 160 компаний. На предприятиях ЭНИ работает 90 тыс. человек. Годовой оборот составляет порядка 30 млрд долл. Президент - Л. Меанти.

«Конфиндустрия». Крупнейшее объединение частных предпринимателей Италии. В него входят 123 территориальных и 118 отраслевых ассоциаций промышленности, объединяющих около 100 тыс. фирм с общим числом занятых более 4 млн человек. Президент - Дж. Фосса.

В импорте Италии преобладают топливо (нефть, уголь, кокс) и промышленное сырье (металлолом, хлопок); она ввозит также машины и продовольствие. В экспорте главную роль играют готовые изделия (машины, оборудование, ткани) и фрукты (апельсины, лимоны). Наиболее велик товарооборот со странами «Общего рынка», Швейцарией и США. Дефицит внешнеторгового баланса Италии частично покрывают переводы итальянцев, работающих за рубежом, и доходы от туризма, по развитию которого страна издавна занимает одно из первых мест в мире. Ежегодно Италию посещают свыше 30 млн иностранных туристов. Обслуживание туристов превратилось в одну из важнейших отраслей экономики.

Рыболовство в Италии развито слабо. Окружающие её моря не очень богаты рыбой, так как континентальный шельф невелик по площади, мало отмелей. Половина всего улова (сардин, скумбрии, анчоусов, тунцов, а также моллюсков и ракообразных) добывается в адриатических водах. Другая важная рыболовная зона - Тирренское море, особенно в районе Тосканского архипелага и у берегов Сицилии.

Место Италии в мировой экономике

В наши дни весь ход воспроизводственного процесса в Италии вплетен в систему интернационального разделения труда и производственной кооперации. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить в Европе ЕС, которая до 1 ноября 1993 г. называлась Европейские сообщества, так как она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций:

  • Европейского объединения угля и стали - ЕОУС;
  • Европейского экономического сообщества - ЕЭС;
  • Европейского сообщества по атомной энергии - Евратом.

После вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки - Европейский союз. Италия - член Европейского союза.

Отношение экспорта и импорта к ВВП Италии составляет соответственно 26-28 и 27-29%. Доля импортных товаров, поступающих в дальнейшую переработку, превосходит 70% всего объема зарубежных поставок. Италия располагает и значительным экспортным потенциалом. За рубеж вывозится от 40 до 80% всей продукции различных отраслей машиностроения.

Ведущее место во внешней торговле Италии занимают готовые промышленные изделия, их доля в импорте составляет устойчиво 67%, а в экспорте - 97%. При этом как в промышленном импорте, так и в промышленном экспорте Италии около 1/3 приходится на товары с высокой степенью переработки. Поэтому потеря итальянскими производителями своих позиций на мировом рынке высокотехнологической продукции является в общем негативным фактом. Доля такой продукции в экспорте Италии составляет всего около 20%. У Италии наблюдается крупный дефицит в торговле электронным оборудованием, станками и т. п. Оплата «нефтяных счетов» поглощает ресурсы, равные 8% ВВП. Все это дает несбалансированность внешней торговли.

Ведущими торговыми партнерами Италии являются страны ЕС. На их долю приходится около 44% импорта и 48% экспорта Италии. Основными контрагентами внешней торговли Италии выступают ФРГ (16% импорта и 18% экспорта), Франция (14 и 15%), США (7 и 5%), Великобритания (4 и 7%).

Внешнеэкономические связи имеют жизненно важное значение для экономики Италии. Большая зависимость от внешней торговли определяется с одной стороны, тем, что основные отрасли итальянской промышленности используют главным образом привозное сырье, топливо и полуфабрикаты, а с другой - относительной узостью внутреннего рынка, которая обусловливает необходимость сбыта за рубежом значительной части национального продукта.

Укрепление экономического потенциала Италии неразрывно связано с углублением ее участия в международном разделении труда, с растущей специализацией отдельных отраслей промышленности, позволяющей повысить эффективность производства и создать более благоприятные условия для накопления капитала. Это ставит ее перед необходимостью все более ориентировать свою экономику на зарубежные источники покрытия потребностей и на внешние рынки сбыта.

Италия относится к числу наиболее бедных полезными ископаемыми государств. К тому же сельскохозяйственное производство не поспевает за ростом потребления населением продуктов питания и изменениями в его структуре. По имеющимся подсчетам, среди крупнейших капиталистических стран Италия в наибольшей степени (более Японии) зависит от импорта топлива, промышленного и сельскохозяйственного сырья. Так, несмотря на относительно низкий уровень потребления энергии на душу населения, Италия занимает первое место в ЕС по роли импорта в покрытии внутренних потребностей в топливе. За счет внешних источников удовлетворяется 83% потребления первичных энергоносителей в стране, в том числе нефти - 95%, твердого топлива - 93%, природного газа - 69%, электроэнергии - 42%.

В отличие от других членов Сообщества, в энергетическом балансе Италии очень большую роль играет жидкое топливо, резкое удорожание которого после 1973 года поставило страну в тяжелое положение. В общем, потреблении первичного топлива в Италии, доля отдельных его видов составляет: нефть - 56%, природный газ - 25%, твердое топливо - 8%, электроэнергия - 11%. За счет импорта покрывается 100% потребления оловянной и никелевой руд, почти 100% - медной, железной, 90% - свинцовой руды и бокситов, 60% - цинковой руды, 80% - металлолома. Довольно велика зависимость Италии от ввоза сельскохозяйственного сырья, продовольствия и лесоматериалов. В частности, за счет импорта она покрывает 100% потребности в хлопке, около 89% - в шерсти, почти 45% - в древесине.

Особенность сельского хозяйства Италии состоит в преобладании ориентации его на производство продукции растениеводства, в основном так называемой продукции “средиземноморского типа”, и относительно медленном наращивании производства многих видов продукции животноводства. В результате страна вынуждена закупать на внешнем рынке в значительном объеме многие виды сельскохозяйственных и продовольственных товаров, главным образом продукцию животноводства и корма.

Растут потребности Италии в импорте продукции обрабатывающей промышленности. С 1981 по 1992 гг. доля импорта в общем потреблении продукции обрабатывающей промышленности в постоянных ценах увеличилась с 14 до 25%, в том числе химикатов с 20 до 31%, продукции общего машиностроения с 16 до 36%, электротехнического и электронного оборудования с 22 до 36%, конторских машин и оборудования для автоматической обработки данных с 58 до 66%, автомобилей и запасных частей с 36 до 53%, продукции кожевенной и обувной промышленности с 6 до 24%, пищевой с 12 до 17%, изделий из резины и пластмасс с 8 до 19%.

Очень велика зависимость Италии от импорта иностранной технологии (лицензии, патенты). Внешняя торговля страны по этим статьям характеризуется хронически отрицательным сальдо. Главными партнерами Италии по торговле технологиями являются промышленно развитые страны. На их долю приходится основная часть платежей и примерно половина поступлений. Крупнейшими партнерами Италии в области торговли технологиями являются США, Франция, Швейцария и Германия. Италия, однако, имеет положительное сальдо в торговле ноу-хау с развивающимися странами и странами Восточной Европы.

Долговременный характер дефицита платежного баланса Италии и присоединение Италии к европейской валютной системе вызвало постоянное использование валютных резервов для поддержания курса лиры.

Величина прямых заграничных капиталовложений итальянских монополий оценивается примерно в 3 млрд. долл. Доля Италии в общем объеме соответствующих инвестиций стран экспортеров капитала, членов ЕС, равнялась лишь 2,7%. По этому показателю Италия уступает, например, такой малой стране, как Бельгия. При этом доля Италии имеет тенденцию к снижению. В классификации крупнейших 422 ТНК, подготовленной комиссией ООН, пять итальянских компаний.

По официальным данным, доля прямых инвестиций равняется 31% общего объема заграничных капиталовложений итальянских экспортеров капитала. Географически основным полем деятельности итальянских ТНК являются развитые капиталистические страны (60% прямых вложений), однако сохраняют свое значение и инвестиции в развивающихся странах (40% прямых вложений). В целом экономическое значение вывоза капитала для Италии существенно меньше, чем для большинства главных капиталистических стран.

В свою очередь Италия является объектом экспансии капитала ведущих стран мира. Прямые иностранные капиталовложения составляют 76% всего импортного капитала в Италии, портфельные - 24%. Около 40% всех прямых вложений в настоящее время приходится на Швейцарию, остальные распределяются между США (19%), ЕС (33%) и другими странами. Иностранный капитал занимает в экономике Италии весьма значительные позиции. Под его контролем находится около 1/10 всего акционерного капитала Италии, предприятия иностранных ТНК дают до ј оборота промышленности страны и обеспечивают занятость примерно 1/6 части рабочей силы индустрии. Общий объем зарубежных прямых инвестиций в промышленность Италии в два раза превысил аналогичный показатель для итальянских вложений за границей.

Характерная особенность размещения хозяйства - резкая территориальная диспропорция между Северной и Южной Италией.

Северная Италия не уступает по уровню экономического развития крупнейшим странам Европы, тогда как Южная Италия близка к таким менее развитым государствам, как Греция и Португалия. Проводимая государством региональная политика не в состоянии ликвидировать эту диспропорцию. На размещение производства все большее влияние оказывает экологический фактор, особенно на Севере.

Промышленность.

Италия плохо обеспечена основными видами полезных ископаемых - углем, нефтью, железной рудой. Более значительны запасы природного газа, бокситов, полиметаллических руд. Очень богаты месторождения ртути, серы, мрамора. Среди других стран Европы Италия выделяется также по ресурсам водной и геотермической энергии. Промышленность Италии сильно зависит от импорта сырья и топлива.

Энергетика страны базируется на импортных нефти, коксе и угле, своем природном газе и гидроресурсах. По мощности нефтеперерабатывающих заводов Италия опережает другие страны Западной Европы. Хотя в производстве электроэнергии первое место занимают ТЭЦ, относительно велика и доля ГЭС, построенных на альпийских реках. В Центральной Италии работают геотермические электростанции. Построены первые АЭС. В связи с развитием электроемких производств выработка электроэнергии значительно возросла.

Исключительно важное значение в производстве и экспорте имеет машиностроение: производство автомобилей, мотороллеров (Италия - родина мотороллера), велосипедов, судов. Большой известностью пользуются бытовое электрооборудование и пишущие машинки. 3/4 машиностроительных заводов расположено в Северной Италии.

В связи с ростом машиностроения увеличилась выплавка черных и цветных металлов. Черная металлургия основывается на импорте лома и чугуна, кокса, железной руды, легирующих металлов. Особенности сырьевой базы сказывается на структуре и размещении предприятий этой отрасли. Выплавка стали намного превышает производство чугуна. Крупнейшие комбинаты расположены в портах Таранто, Генуя, Неаполь. Предприятия передельной металлургии построены при больших машиностроительных заводах (в Милане, Турине). Электрометаллургия - выплавка стали и алюминия - возникла вблизи альпийских ГЭС.

Химическая промышленность базируется на привозных нефти и фосфоритах, ан природном газе, сере и другом местном сырье. Высокими темпами развивается нефтехимия, особенно увеличилось производство пластмасс и синтетических волокон на базе крекинга нефти. Большая часть химических заводов расположена в Северной Италии, но новые комбинаты нефтехимии были построены также в портах Южной Италии.

Текстильная промышленность Италии производит преимущественно хлопчатобумажные ткани и ткани из синтетического волокна. Эта отрасль сконцентрирована главным образом в Милане и его пригородах. Экономические кризисы и спады производства середины 70-х - начала 80-х годов особенно сильно отразились в Италии на судо - и автомобилестроении, текстильной промышленности.

Сельское хозяйство. Природные условия Италии позволяют выращивать все культуры умеренного климата, но особенно они благоприятны для субтропических плодовых растений и винограда. В Северной Италии расположена Паданская низменность с плодородными аллювиальными почвами, удобная для земледелия. По ней течет самая большая река Италии - По, широко используемая для ирригации. Климат здесь мягкий, переходный от умеренного к субтропическому. В Южной Италии рельеф гористый, узкие полоски низменностей тянутся лишь вдоль побережий. Преобладают каменистые, бедные гумусом почвы. Типичный средиземноморский климат с жарким и сухим летом и теплой зимой благоприятен для цитрусовых, оливковых, миндальных деревьев ми других садовых культур, а также винограда.

Для аграрного строя Италии характерны три основных типа хозяйств: капиталистические, помещичьи и хозяйства малоземельных и безземельных крестьян. Капиталистические хозяйства, дающие основную массу товарной продукции, распространены в Северной Италии. Они отличаются более передовыми методами агротехники, высоким уровнем механизации и использованием наемного труда. Преобладает денежная форма аренды земли. Для Южной Италии типично сочетание крупного помещичьего землевладения (латифундии) и мелкого крестьянского землепользования, причем преобладают натуральные формы аренды.

Сельское хозяйство Италии многоотраслевое, как и во Франции, но уступает ему по интенсивности и уровню развития. Важнейшее значение имеет растениеводство. Первое место в мире принадлежит ей по сбору винограда, второе в Европе (после Испании) - по сбору маслин и цитрусовых. Виноградники покрывают склоны предгорий и холмов как на севере, так и по всему Апенинскому полуострову. Побережье Сицилии выделяется выращиванием апельсиновых и лимонных деревьев. Ранние овощи поспевают на юге в зимнее время, поэтому Италия поставляет их на европейский рынок раньше своих конкурентов. Главные зерновые культуры - пшеница, кукуруза и рис, технические - сахарная свекла и конопля.

Животноводство развито сравнительно слабо. Крупный рогатый скот разводят в капиталистических хозяйствах Северной Италии. В бедных кормами горных районах Апеннин, Сицилии и Сардинии крестьяне разводят овец, коз и мулов. В прибрежных районах подспорьем для них служат продукты моря.



Похожие статьи