Мультипликативный эффект. Мультипликационные эффекты в экономике (на примере мультипликатора инвестиций и государственных расходов)

(Multiplier effect ) - это изменение в равновесном уровне национального дохода в большем размере, чем инициирующее его изменение в планируемых расходах.

На планируемые расходы могут влиять не только изменения дохода. Изменение дохода приводит к движению вдоль линии планируемых расходов. В то же время изменение структуры расходов, увеличение или уменьшение инвестиций , правительственных закупок, потребления, налогов , чистого экспорта будут приводить к движению самой линии планируемых расходов и даже изменению ее наклона.

Если мы рассмотрим влияние изменения расходов, не связанных с изменением наклона линии планируемых расходов, т.е. не будем брать в расчет изменения чистого экспорта и подоходного налога, то ограничимся только лишь движением линии планируемых расходов вверх или вниз. Предположим, что в результате увеличения правительственных расходов или увеличения частных инвестиций, в данный момент не имеет значения какой источник послужил увеличению планируемых расходов, последние возросли на 100 млрд. ден. ед. Именно на эту сумму сократились запасы продавцов. Реакцией производителей на сокращение запасов будет увеличение объема производства, влекущее за собой увеличение национального дохода, который будет расти до тех пор, пока не произойдет выравнивание национального продукта и планируемых расходов.

В модели с гибкими ценами увеличение объема производства будет сопровождаться еще и повышением цен. Выравнивание планируемых расходов и национального продукта или совокупного спроса и совокупного предложения будет означать достижение нового уровня равновесия. В нашем случае увеличение планируемых расходов на 100 млрд. ден. ед. привело к новому равновесию, при котором национальный доход превышает прежний уровень на 400 млрд. ден. ед. Каждая денежная единица увеличения в расходах принесла 4 ден. ед. увеличения в национальном доходе или национальном продукте. В таком случае мы говорим, что мультипликатор равен 4.

Определение целей экономической политики (целевой функции) - сложный, противоречивый процесс, так как ни один из инструментов регулирования не имеет прямого контакта с целями. Между ними расположена вся экономическая система, функционирующая по своим объективным законам, многие из которых к тому же неизвестны авторам формируемой экономической политики. Например, кредитно-денежная политика государства при всей ее важности не способна непосредственно решить задачу стабилизации национальной валюты, в ходе решения данной задачи она лишь воздействует на процентную ставку, уровень банковских резервов и т.п. Налоговая политика не способна прямо повлиять на инвестиционную деятельность фирм, она может оказать воздействие лишь на величину располагаемого дохода фирм и домохозяйств. Поэтому в рыночном хозяйстве правительство не может напрямую ставить задачу достижения той или иной макроэкономической цели. Реалистичной здесь может быть лишь постановка задачи воздействия на социально-экономические процессы заведомо известным образом. И то она разрешима лишь при условии, что у правительства существует достаточная ясность насчет реальных экономических механизмов, связывающих цели и инструменты регулирования (инструменты экономической политики), количественных соотношений между ними - называемых мультипликаторами.

Рассматриваемые в широком смысле, мультипликаторы описывают продуктивность всего аппарата государственного регулирования экономики. Система мультипликаторов отражает преобразования политических сигналов (инструментов государственного регулирования), поступающих на вход механизма государственного регулирования экономики, в изменения политических целей, появляющихся на ее выходе. Уравнения должны быть построены таким образом, чтобы значение мультипликатора оказалось статистически определенным, превращалось в некоторое число. Поскольку, как мы условились, желательный для политиков уровень цели Yi известен, остается определить требуемое изменение инструмента Хj . Просчитав все Хj (j=1,2,...s) и зная значения соответствующих мультипликаторов, мы получим представление о том, в чем должна состоять экономическая политика, в какую сторону и как следует изменять налоговые ставки, предложение денег, государственные расходы и т.п. Претендующее на дееспособность правительство должно четко представлять себе далеко не только основное направление изменения проводимой им экономической политики, не только на основе определения диагноза установить «лекарство», необходимое для лечения национальной экономики, но и целесообразную его дозировку в тот или иной момент. Так, если признано необходимым увеличение денежной массы в стране для наращивания совокупного спроса в объеме 10 млрд. руб., то рост денежного предложения на 1 млрд. руб. не даст заметного улучшения ситуации на рынках потребительских и инвестиционных товаров, в то время как чрезмерное длительная работа печатного станка (и запуск, скажем, 30 млрд. руб. в обращение) способна через быструю инфляцию обесценить получаемые населением дополнительные деньги и тем самым вызвать сокращение его реальных доходов. Другими словами, политики должны четко представлять себе значения тех или иных мультипликаторов, а значит, опираться на детальные макроэкономические, экономико-математические модели, расчеты по которым только и могут установить достаточно точную величину тех или иных мультипликаторов. Всякая эконометрическая модель представляет собой уравнение или множество уравнений, в которых отражены функциональные связи между множеством экономических переменных (их может быть и несколько тысяч). Такими переменными могут быть потребление, сбережение, инвестиции, экспорт, импорт, государственные закупки, государственные трансфертные платежи, денежная масса и т.п.


Примеры мультипликаторов: Мyg - бюджетный мультипликатор по национальному доходу, Мym - денежный мультипликатор по национальному доходу, Мpg - бюджетный мультипликатор по уровню цен, Мpm - денежный мультипликатор по уровню цен. Но их намного больше: существует целая система Мij , охватывающая самые разные цели и инструменты экономической политики. Без этой триады (цели, инструменты, мультипликаторы) не обходится планирование ни одной государственной программы.

Понятие «мультипликатор» (от лат. multiplicator – умножающий) впервые было введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р. Каном. Рассматривая влияние общественных работ, которые организовала для борьбы с экономическим спадом и безработицей администрация Рузвельта, он отмечал, что государственные инвестиции в общественные работы приводят к «мультипликационному» эффекту занятости: возникает не только первичная, но и вторичная, третичная и т.д. занятость. Иначе говоря, первоначальные инвестиционные расходы бюджетных средств приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения. Эти представления выразились вскоре в кейнсианской теории мультипликационного эффекта. Под мультипликатором в кейнсианской теории понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения объема производства и национального дохода от изменения инвестиций.

Кейнс доказывал, что увеличение инвестиций приводит к росту национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный прирост инвестиций. Инвестиции, брошенные в экономику, вызывают цепную реакцию в виде прироста дохода и занятости.

Пусть первоначальный объем инвестиций - 1 млрд. руб., и они направляются государством в организацию общественных работ - строительство дорог, озеленение городов и т.п., не требующих вложений в средства производства. Результат - повышение доходов на 1 млрд. руб. тех, кто вложил в дело свой фактор производства (рабочую силу). Приростом своего дохода люди, как известно, могут распорядиться по-разному, распределяя его на прирост потребления м сбережения в определенной пропорции. Предположим, что сбережения S на какое-то время исчезают из экономического оборота. Это - правдоподобное допущение, ибо сбережениям, поступающим на фондовую биржу или в банковскую систему, предстоит пройти еще довольно долгий путь до того, как они станут, наконец, инвестициями. Но потребляемая часть прироста дохода С сразу же направляется на потребительский рынок в поиске предметов потребления (для бывших безработных это прежде всего продукты питания). Предположим, что из 1 млрд. руб. прироста доходов 800 млн. руб. направлены на покупку продовольствия (200 тыс. руб. сберегаются, т.е. МРС = 0,8). Расходы одного рыночного субъекта всегда превращаются, как известно, в доходы другого. Фермеры, получив 800 млн. руб., направят 640 тыс. руб. на покупку сельхозмашин, а 160 тыс. при МРS = 0,2 сберегают и.т.п.

Рост национального дохода, вызванный первоначальными инвестициями = 1000 + 800 + 640 + ...

Обозначим МРС через b, тогда мультипликатор k является суммой геометрической прогрессии:

k = 1 + b + b + b + ...+ b

Умножим обе части равенства на b:

bk = b + b = b + b + ...+ b

Вычтем из первого равенства второе:

k(1 - b) = 1 - b

k = 1 - b / 1 - b

Но b - 0, им можно пренебречь. Откуда

k = 1 / 1 - b = 1 / 1 - MPC = 1 / MPS

При МРS = 0,2 k = 5.

Вывод: чем выше предельная склонность к потреблению, тем большее увеличение национального дохода возможно при приросте первоначальных инвестиций. Так, если весь прирост доходов превратить в сбережения (что для безработных нереально), то МРС = 0, k = 1, и национальный доход вырастет ровно на столько, на сколько увеличились инвестиции. Если же сбережения вообще отсутствуют (МРС = 1), то скорость нарастания национального дохода приближается к бесконечности. Реально 0 < k < 1. Так что все факторы, влияющие на MPS (распределение доходов в обществе, инфляция, доверие к власти и т.п.), оказывают воздействие и на величину мультипликатора.

Графически: чем больше МРS, тем круче функция (кривая) SS и тем меньше мультипликатор. И наоборот.

Нельзя полагать, что эффект мультипликатора при любом его значении положительно сказывается на экономике. Мультипликатор - это обоюдоострый меч. Вполне возможен и негативный обратный «эффект» в результате спада инвестиционной активности, при котором неминуемы многократные потери национального дохода (в нашем примере пятикратные). Поэтому опасно иметь в стране высокий уровень мультипликатора инвестиций (в США он равен 2,5).

Эффект мультипликатора ощущается не в любой экономике, а только в той, где имеется незанятая рабочая сила и неиспользуемые производственные мощности. Только в этом случае становится возможным «дешевое» наращивание объема производства за счет незначительных дополнительных инвестиций.

Для создания первоначального «инвестиционного толчка» и повышения мультипликативного эффекта необходимо:

1) использовать государственные инвестиции;

2) направлять их не на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий, а именно на общественные работы. Причина: такой «толчок» необходим в условиях кризиса перепроизводства, когда важно создавать дополнительный платежеспособный спрос, а не поставлять на рынок дополнительные товары. Именно так можно создавать новые рабочие места, расширяя уровень занятости.

Инвестиционный мультипликатор Кейнса - лишь частный случай мультипликативного эффекта, содержание которого несравненно шире.

В теорию мультипликатора, развитую последователями Кейнса, включены и гораздо более сложные количественные взаимосвязи. Они отражают влияние на рост национального продукта и дохода дополнительных государственных расходов – с учетом изъятия из внутреннего потребительского спроса их получателей не только той части, которая направляется ими на сбережения, но и той, которая идет на уплату налогов и приобретение импортных товаров.

23. Мультипликатор Кейнса. Мультипликативный эффект.

Измеряет темп роста (падения) национального дохода, зависящего от динамики платежеспособного спроса. Мультипликатор можно исчислить по формуле I/(1- с), где C обозначает долю потребления в каждом долларе прироста национального дохода. Разница между I и C показывает квоту сбережений в приросте национального дохода. Связь между предельной склонностью к потреблению и приростом национального дохода является одной из конституирующих догм макроэкономики.

Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент). Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода.

Кейнсианский мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска (и дохода).

Мультипликатор показывает роль инвестиции в росте объема НД и занятости.

Эффект мультипликатора сродни эффекту снежного кома: приращение инвестиций в одной из отраслей вызывает приращение потребления и дохода не только в данной отрасли, но и в сопряженных отраслях. Итоговое приращение национального дохода оказывается больше первоначальной суммы инвестиций.

Величина мультипликатора зависит от предельной склонности к потреблению. Чем больше потребляемая часть прироста дохода, тем энергичней и дольше действует мультипликационный эффект.

Мультипликатор расходов рассчитывается по формуле

Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления, что, в свою очередь, увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления и т.д.

Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение правительственных расходов приведет к сокращению ВНП и доходов, на величину большую, чем уменьшились правительственные расходы.

Изменение налогов также порождает мультипликационный эффект. Однако налоговый мультипликатор отличается от мультипликатора правительственных расходов. Потому что правительственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос и их изменение полностью отражается на величине совокупного спроса. А налоги влияют как на потребление, так и на сбережение.

Дальнейший анализ предполагает объединение мультипликационных эффектов налогово-бюджетной политики. Если будет равное увеличение правительственных расходов и налогов, то под влиянием роста правительственных расходов совокупный спрос расширится, а под влиянием увеличения налогов – сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов «сильнее» налогового мультипликатора, суммарный результат будет состоять в приросте ВНП, равном увеличению налогов.

Мультипликативный эффект

Равновесный уровень выпуска Y 0 может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: потребления, инвестиций, государственных расходов или чистого экспорта. Увеличение любого из этих компонентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх и способствует росту равновесного уровня выпуска. Снижение любого из компонентов совокупного спроса сопровождается спадом занятости и равновесного выпуска.

Приращение любого компонента автономных расходов

вызывает несколько большее приращение совокупного дохода ΔY благодаря эффекту мультипликатора .

Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов.

m – мультипликатор автономных расходов;

ΔY – изменение равновесного ВНП;

ΔA – изменение автономных расходов, независимых от динамики Y .

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Важно, что однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВНП. В случае если, к примеру, автономное потребление увеличивается на какую-то величину ΔC A , то это увеличит совокупные расходы и доход Y на ту же величину, что, в свою очередь, вторичный рост потребления (из-за увеличения дохода), но уже на величину MPC *ΔC A . Далее совокупные расходы и доход снова возрастают на величину MPC *ΔC A и так далее по схеме кругооборота ʼʼдоходы-расходыʼʼ. Возникает цепочка:

и т.д.

Из этой простой схемы видно, что совокупный доход Y многократно реагирует на первоначальный импульс ΔС A , что и отражается в величинœе мультипликатора автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах C, I, G или X n могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска.

Эффект мультипликатора состоит по сути в том, что он может увеличивать рост национального дохода, а может и сокращать данный прирост. Как дестабилизирующий фактор, мультипликатор тем сильнее будет воздействовать, чем больше величина предельной склонности к сбережению, и наоборот.

Вспомним понятие парадокса бережливости, суть которого состоит по сути в том, что стремление людей сберегать будет опережать стремление предпринимателя инвестировать. В случае если домашнее хозяйство больше сберегает, то предприниматель не имея возможности привлекать эти средства в качестве инвестиционного фонда, значит, предприниматель будет меньше инвестировать, поскольку у кредитной системы будет меньше ресурсов для того, чтобы осуществлять кредитование инвестиционного процесса. Суть парадокса бережливости состоит по сути в том, что стремление домашних хозяйств больше сберегать будет опережать стремление инвесторов больше вкладывать в историю развития экономики. А результат будет один, будет сокращаться производственный процесс, будет сокращаться прирост национального дохода. Такое явление есть результат того, что с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, т.к. всœе труднее становится выходить на высокоприбыльные капиталовложения. Парадокс бережливости является следствием того, что, во-первых, с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, т.к. всœе труднее будет находить высокоприбыльные капитальные вложения. Во-вторых, с ростом дохода увеличивается доля сбережения, поскольку сбережения - ϶ᴛᴏ функция дохода. С ростом сбережения уменьшаются совокупные расходы, а в результате предприниматели будут сокращать производство, а это влияет и на занятость.

Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

В случае если фактический равновесный объём выпуска Y 0 ниже потенциального Y * , то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие AD = AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику.

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, крайне важно простимулировать совокупный спрос и ʼʼпереместитьʼʼ равновесие из точки A в точку B . При этом приращение совокупного равновесного дохода ΔY составляет:

Величина величина

ΔY = рецессионного х мультипликатора

разрыва автономных расходов

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

В случае если фактический равновесный уровень выпускаY 0 больше потенциального Y * , то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширить производство адекватно растущему совокупному спросу, так как всœе ресурсы уже заняты.

Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и ʼʼперемещениеʼʼ равновесия из точки A в точку B (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода ΔY составляет:

Величина величина

ΔY = ­− инфляционного х мультипликатора

разрыва автономных расходов

Мультипликативный эффект - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мультипликативный эффект" 2017, 2018.

Дословно мультипликатор означает “множитель”. Суть эффекта мультипликатора в рыночной системе хозяйства состоит в следующем: увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и инвестиции, “брошенные” в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости. Влияние инвестиций на рост национального дохода, используемого на потребление, связано с эффектом мультипликатора расходов.

Суть мультипликационного эффекта рассмотрим на условном цифровом примере. Допустим, первоначальный объем инвестиций (строительство новых предприятий, закупка оборудования, сырья и материалов, найм рабочих) равен 1000 дол. Все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы, получат свой доход. Часть своего заработка они предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, например телевизоров. Другая часть дохода сберегается. Следовательно, у производителей телевизоров также увеличится их денежный доход. Часть его производители телевизоров тоже потратят на покупку потребительских товаров, например автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений. Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.

Возникает цепная реакция: первоначальные 1000 дол. в виде инвестиций вызовут рост совокупного спроса или потребляемого национального дохода более чем на 1000 дол., т.е. 1000 дол. нужно умножить на некий коэффициент. Этот коэффициент и есть мультипликатор. Как он определяется? С приростом дохода не вся его величина расходуется, а только часть. Другая же часть сберегается. В нашем примере 1000 дол. первоначальных инвестиций вызвала рост доходов на эту же сумму. Владельцы этих доходов часть из них израсходуют. Предположим, что предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8. Отсюда, из 1000 дол. только 800 дол. будет израсходовано, остальное будет сберегаться, поскольку МРS = 1 – МРС = 1 – 0,8 = 0,2. Последующий рост доходов приведет к тому, что из 800 дол. на потребление будет также направлено только 80%, следовательно, дальнейший прирост национального дохода, используемого на потребление, составит 800 Х 0,8 = 640 дол. Далее процесс будет распространяться на все более новые и новые слои населения. Каков же будет рост национального дохода, вызванный первоначальными инвестициями? Нужно сложить 1000 + 800 + 640 + т. д.

Теоретически понятие мультипликатора расходов помогает глубже уяснить проблемы равновесия, связанные с соответствием между инвестициями и сбережениями. Мультипликатор действует как в режиме расширения, так и сжатия национального дохода, в зависимости от расширения или сжатия инвестиций.



Похожие статьи