История экономической теории

Введение . 3

Возникновение экономическойтеории . 4

История экономики как наука . 8

Предмет и метод экономическойтеории . 11

Заключение . 13

Список литературы … 14


Введение

Экономическая теорияизучает источники, факторы национального богатства, изучаетобщественно-производственные, т.е. экономические отношения в обществе, изучаетэкономические законы, управляющие общественным производством.

Экономическая теорияшироко использует построение моделей экономических явлений и процессов. Формаописания моделей может быть графической и математической. Экономическая модельявляется инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономическихпринципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.

На основе анализамногочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономическойтеории можно выделить три этапа ее развития:

1. Экономия;

2. Политическая экономия;

3. Экономикс.

Предметом экономическойтеории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов вцелях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

Итак, данная работа ипосвящена рассмотрению развития экономической теории, истории экономики какнауки, а также вопросам предмета и метода экономической теории.


Возникновение экономической теории

1. Первый этап - экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведениедомашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационального ведениясвоего хозяйства (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпохурабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактоваласьс позиций Священного писания. В библейских текстах «справедливая цена на товаррассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, аростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление,которое губит человеческую душу».

Экономическая теория какнаука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18вв. в период становления капитализма.

Меркантилизм. В Англии, Италии, Франции и др.странах первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм (от итал.«мерканте» – торговец, купец). Она считала, что богатство людей – это золото,деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Онисоответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международнойторговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В товремя товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другойпродавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширятьторговлю и накапливать золото в стране.

Французский меркантилистАнтуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название«политическая экономия» (где определение «политическая» образовано отгреческого «политика» – искусство управлять государством), что означало: наукагосударственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участиегосударства в хозяйственной деятельности.

Физиократы . Другое направление экономическогоучения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудахфизиократов (от греч. физио – природа, и крат – власть). Основатель этогонаправления – Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что ониперенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения всферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленностьони считали непроизводительной отраслью.

2. Классическаяполитическая экономия. Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономикестал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришлаклассическая политическая экономия. Это направление экономической теориипризнавало действительным источником богатства производство материальных благ.Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства,распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическаяэкономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (например,обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.

Выдающимсяосновоположником английской классической политической экономии является АдамСмит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их вкниге «Исследование о природе и причинах богатства народов». После этогоэкономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.

В эпоху, когда в Европецарил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество новогообщественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии собъективными законами экономики. Естественным порядком в области экономическойжизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию исвободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Классическая политическаяэкономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа,образно говоря, «мать» богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба,плоды, руды и т.д.). «Отцом» богатства был провозглашен труд (английскийэкономист Петти). Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

Идеи А.Смита впоследующем были развиты другим английским экономистом Давидом Рикардо(1772-1823 гг.) В работе «Цена золота» он заложил основы количественной теорииденег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости,зарплаты, капитала, земельной ренты и т.д.

Близким к представителямклассической политической экономии является английский экономист Милль(1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят отсоциально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать.Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ,сдерживающих рост народонаселения.

Английская политэкономиясоздала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников,производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собойтовары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучениюкапиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Онсчитал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняялишь частично достается им - (заработная плата), остальную часть - прибавочнуюстоимость - присваивают капиталисты.

Французский экономист ЖанБатист Сей (1767-1832 гг.) - основной труд – «Трактат политической экономии». Внем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю сполезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа,приносящие социальные доходы, заработная плата, прибыль и земельную ренту.Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты наЗападе. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавалнеизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.

Марксизм. Учение английских классиков по-новомупродолжил Карл Маркс (1818-1883гг.). В своем главном труде «Капитал», надкоторым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теориюприбавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал оразвитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономиюна службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательносказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия самахозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченностьклассического направления политэкономии.

Во-первых, это несоответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господствоединоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государствав экономику). На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней сталипреобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавитьконкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь).

Во-вторых, при разработкеучения о рыночной цене английские классики и Карл Маркс глубоко раскрыли еезависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке.Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изученовоздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса в области экономической теории явился В.И. Ленин (1870-1924 гг.). В многочисленных трудах он конкретизировал учениеК.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теориювоспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся странепроисходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

Неоклассическоенаправление. Впоследней трети 19 века в Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот вэкономической теории: возникло неоклассическое (по гречески «неос» – новый).Основу неоклассической теории составили разработки трех научных школ:австрийской – К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской – А. Маршалл илозаннской – Л. Вальрас.

Сторонниковнеоклассического направления объединяет представление о том, что рыночнаяэкономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому изее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики - прямыепоследователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностейкапиталистической экономики - то есть частной инициативы и свободы частногопредпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, сих точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы.В центре внимания неоклассической теории – отдельная фирма, отдельныйпотребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

3. Экономикс. Неоклассическая теория являетсяодной из трех течений современной западной экономической теории (экономикса).Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой нецелое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихсяметодами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономическойполитики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов – неследствие слабости науки, а отражение многообразия экономическойдействительности, ее противоречивости и изменчивости. Экономикс исходит изтого, что научное знание может постичь истину лишь с известной степеньюприближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняетили отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Современная экономическаятеория развивается в основном в рамках трех основных течений:

1) неоклассическое (о нембыло сказано выше),

2) теория регулируемогокапитализма,

3) институционализм.

Современнаяэкономическая теория. Становление и развитие теории регулируемого капитализма началось в 30-хгодах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активновмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночногомеханизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не можетсама «вылечить» себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпыэкономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночныймеханизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономическойэффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всестороннимгосударственным регулированием.

Наиболее признаннаяшкола, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работамианглийского ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)

Весьма оригинальноетечение в Экономикс составляет так называемый институционализм. Это течениедовольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются поцелому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этоготечения:

1. Институционалисты не замыкаются на анализечисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие нахозяйственную жизнь - т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения,юридические законы, обычаи, традиции.

2. Они предлагают изучать не столько какфункционирует, сколько как развивается и видоизменяется капиталистическоеобщество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализмуи требование расширения социальных программ с помощью государства.

3. Рынок - это не нейтральный и неуниверсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворениюпотребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий(монополий). Основа власти крупных предприятий - техника, а не законы рынка.Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов игосударства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такиежизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение.

Основоположникоминституционализма считается американский ученый Т.Веблен.

История экономики как наука

История экономикизанимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать дваосновных взаимосвязанных вопроса: производства и распределение. Еще болееважным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь привзаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни:государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высокомуровне развития духовно-ментальной сферы. Экономическая история занимается изучениемтого, как шел поиск человечеством оптимальных путей своего развития.

Экономика рожденачеловеком и его деятельностью. Рынок же является порождением экономики. Он также, как и экономика, развивается, но именно во многом под его воздействиемэволюционирует экономика. Именно рыночные отношения привели к рождению ещеодного экономического явления – бизнеса. Эффективность функционирования рынка ивозможности бизнеса требуют вполне определенных условий. В том случае, когдатакие важнейшие факторы, как земля, труд, капитал, имеют возможность вызреть,происходит динамичное хозяйственное развитие и экономика достаточно быстропроходит целый ряд этапов своего развития.

Огромное место и роль вразвитии человеческой цивилизации играют такие понятия и явления, какэкономика, политика, общество, культура. Они находятся в прямой и теснойвзаимосвязи.

Экономика – искусство ведения домашнегохозяйства. Под экономикой понимается:

· совокупностьпроизводственных отношений, экономический базис общества.

· народное хозяйстводанной страны или его часть, включающая соответствующие виды производства иотрасли.

· основа всехдругих общественных отношений и играет решающую роль в развитии общества;

· отражаетотличительные особенности отдельно взятой страны в связи с ее географическимположением, участием в международном разделении труда, историческимитрадициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры и другимиконкретно-историческими условиями.

В то же время экономикахарактеризуется теснейшей связью с политикой и, наоборот,общественно-политический фактор воздействует на экономику.

Цивилизация (от латинского «civilis») –гражданский, государственный;

1) Синоним культуры. В марксистскойлитературе употребляется также для обозначения материальной культуры.

2) Уровень, ступень общественногоразвития материальной и духовной культуры (античная цивилизация; современнаяцивилизация).

3) Ступень общественного развития,следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Понятие «цивилизация»появилось в XVII веке в тесной связи с понятием «культура». Французскиефилософы-просветители называли цивилизацией общество, основанное на началахразума и справедливости. В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось какхарактеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации небыло господствующим.

Так, Н. Я. Данилевскийсформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизацию, согласно которойне существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций,имеющих индивидуальный замкнутый характер.

В концепции О. Шпенглера,цивилизация – это определенная заключительная стадия развития любой культуры.Ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства илитературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах,превращение народов в безликие «массы». Вслед за ним – А. Тойнби насчитывалболее 26 цивилизаций, независимых друг от друга.

Культура (от латинского «cultika» –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – историческиопределенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и нормахорганизации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальныхили духовных ценностях.

Понятие культураупотребляется для характеристики материального и духовного уровня развитияопределенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретныхобществ, народностей, наций (например, античная культура, культура майя), атакже специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественнаякультура, культура быта).

История (от греческого «historia» – рассказо прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) - наука,изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности имногообразии, которое назначается с целью понимания его настоящего и перспективв будущем.

Для исторической наукиглавным является изучение конкретной истории общества. При этом она опираетсяна факты прошлого и настоящего. Собирание фактов, их систематизация и анализсвязей друг с другом есть внутренняя основа исторической науки.

Истинная наука требуеттщательного накопления и изучения фактов. При этом необходимо брать неотдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросуфакторов, без единого исключения.

Теоретическое обобщение,осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от другафактов и выводов – есть вторая сторона истории как науки.

Единство этих двух сторонисторической науки неразрывно. Его нарушение в той или иной мере всегда ведет кискажению процесса познания истории общества. Отрасли исторической науки:политическая история, экономическая история и т.д.

Историзм – принцип подхода к действительностикак изменяющейся во времени, развивающейся.

Экономическая история является важным предметом изучения,а экономическая культура – это один из важнейших критериев развитияцивилизации. Основные принципы подхода в освещении экономической историицивилизации: историзм, эволюционизм и сравнительный анализ.

Предмет и метод экономической теории

Функции экономическойтеории:

o познавательная

o практическая

o методологическая

Познавательная функция - заключается в том, чтоэкономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явленияэкономической жизни общества.

Практическая функция связана с тем, что экономическаятеория не может ограничиться простой констатацией фактов, их описанием. Преждевсего она должна проникнуть в суть того или иного явления и вскрытьэкономические законы, управляющие хозяйственными процессами, а это очень ценнодля общества.

Методологическаяфункция заключаетсяв том, что экономическая теория выступает в качестве теоретического фундаментавсего комплекса экономических наук как отраслевых экономических наук (экономикапромышленности, сельского хозяйства, транспорта), так и функциональныхэкономических наук (экономика труда, финансы, кредит, экономическаястатистика). Кроме того, существуют экономические науки, находящиеся на стыкеразличных областей знания: экономическая география, демография. Значениеэкономической теории по мере развития общества возрастает, ибо усиливаютсязадачи по движению общества к прогрессу.

Познание экономическихпроцессов и явлений в экономике осуществляется при помощи различных методов,способов, приемов. Прежде всего, всеобщим методом познания экономическойдействительности является метод диалектики , который обязываетисследователя-экономиста рассматривать явления и процессы в их всеобщей связи ивзаимозависимости, в состоянии непрерывного развития, в ходе которогонакопление количественных изменений приводит к смене качественного состояния.Кроме этого метода большое значение имеет метод научной абстракции .Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах отслучайного, приходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого итипичного. В результате абстрагирования выводятся экономические категории кактеоретические выражения реально существующих взаимосвязей явлений и процессовхозяйственной жизни. Они в совокупности обрабатывают понятийный аппаратэкономики.

Кроме этих двух методовпознания экономической действительности в практике развития экономики как наукибыло выработано и применяются немало способов и приемов познания экономическойдействительности.

Способы и приемы:

1. статистические наблюдения – это изучение и анализстатистического материала, характеризующего экономические явления и процессы вконкретных условиях места и времени. Это позволяет выявить основныезакономерности в развитии явлений и процессов.

2. Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза – это предположение того,что лежит в основе процесса и явления, то есть предположительное суждение озакономерной причинно-следственной связи между явлениями и процессамиэкономической жизни.

3. Анализ и синтез. Анализ - помогает разлагать ирасщеплять то или иное экономическое явление или экономические отношения на ихсоставные части и исследует каждую из этих частей отдельно. Путем синтезаэкономика как наука воссоздает целостную единую картину явления или процесса.

4. Индукция и дедукция. Посредством индукции (нововведения)обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям ивыводам. Дедукция же (выведение) делает возможным переход от наиболее общихвыводов к относительно частичным.

5. Системный подход. Системный подход - это методподготовки научно-обоснованных решений крупных комплексных проблем в сфереуправления, планирования, финансов, кредитов и т.д. Осуществляется это на такихпринципах, как динамичность системы, взаимодействие и связь элементов системы,целостность системы, выделение главного звена (главного элемента системы).


Заключение

Итак, экономика – этонаука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производстваполезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Экономическая теориявыполняет следующие функции:

o теоретическая - выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности изаконы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действияэкономических процессов;

o практическая - разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективногохозяйствования;

o методологическая- экономическая теория является базой для других экономических дисциплин;

o социальная(познавательная) - расширяет горизонты познания, помогает формированиюэкономически грамотных специалистов.

Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни,но в то же время ей присущи определенные методы исследования:

1) Общемировоззренческие – предполагаютизучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии).

2) Общенаучные - ими пользуются нетолько экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:

o метод научнойабстракции - он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемогоявления и отвлечении от случайного;

o метод анализа исинтеза. Анализ – сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простыеэлементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез – результатыизучения отдельных частей обобщаются и устанавливается взаимосвязи элементовсистемы в целом;

o метод индукции идедукции. Индукция - это переход от частного к общему (обобщение фактов).Дедукция – наоборот;

o системный анализ- предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же времякак элемента еще более сложной системы.

3) Частные методывключают в себя следующие методы: графический; статистический; методэкономико-математического моделирования; метод сравнительного анализа;экономический эксперимент.

Список литературы Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. М., Юристъ, 2000 Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 2002 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М, ИНФРА-М, 1999 Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб, Питер, 2003 Экономическая теория. Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, Питер, 2002

Следует отметить, что экономические исследования Древнего мира не являлись самостоятельной наукой. Как наука, экономическая теория возникла значительно позднее, в XVI-XVII вв. Первой научной школой является меркантилизм (от итальянского «мерканте» - торговец, купец).

В тот период главное место в экономической жизни занимали торговля, обмен и деньги. Это был 300-летний период доиндустриальной экономики, когда господствовали общие принципы научного мировоззрения, суть которого заключалась прежде всего в том, что богатство общества - это золото и деньги, а их можно увеличить за счет торговли, приносящей высокие доходы и позволяющей государству накапливать золото. Меркантилизм отражал интересы торговой буржуазии. Видное место в меркантилизме занимали англичанин Томас Ман (1571-1640 гг.) и француз Антуан Монкретьен (1575-1621 гг.), который дал экономической теории название «политическая экономия», выпустив в 1615 г. книгу «Трактат политической экономии».

Подлинно научный характер экономическая теория получила в эпоху промышленного переворота (когда доиндустриальные условия утратили свою значимость) и становления материального производства. На первое место выдвигается свободное предпринимательство и складывается концепция экономического либерализма вместо протекционистской политики. В экономической теории формируется новое направление под девизом «Laisser faire», получившее название классической политической экономии, родоначальником которой в Англии является У. Петти (1623-1687 гг.), во Франции - Пьер Буагильбер (1646-1714 гг.), а наибольшего расцвета политическая экономия получила в трудах А. Смита (1723-1790 гг.) и Д. Рикардо (1772-1823 гг.). Ученые этого направления выдвинули и обосновали ряд теоретических положений, открыли существование в обществе внутренних законов, заложили основы и в дальнейшем развили трудовую теорию стоимости.

А. Смит является основоположником учения о рынке, который представляет собой систему организации и регулирования хозяйственной жизни. Он считал, что главное в этой системе - реализация частного интереса в процессе взаимного обмена с другими хозяйствующими субъектами на основе разделения труда и обосновал положение о том, что основой богатства общества является удовлетворение индивидуального благополучия.

Основу его экономического учения составляют принцип свободной конкуренции, частная собственность и свободные цены. А. Смит сформулировал также задачи политической экономии: проведение абстрактного анализа объективной реальности и подготовка рекомендаций для осуществления экономической политики фирмы. Величайшая заслуга этого ученого состоит в том, что он первым раскрыл роль рынка как сложной системы организации общественного хозяйства и дал ей образное название «невидимой руки», управляющей поведением всех товаропроизводителей.

Идеи А. Смита нашли свое развитие в трудах Д. Рикардо. Он развил трудовую теорию стоимости, обосновал, что стимулом капиталистической экономики является норма прибыли, выступал за свободную торговлю и сформулировал теорию сравнительных издержек, на основе которой осуществляется специализация производства в различных странах и торговля между ними.

В рамках классической политэкономии на первом ее этапе появилось теоретическое учение физиократов (от греческого «физиократия» - власть природы). Возглавил эту школу Ф. Кенэ (1694-1774 гг.). Представители данного течения считали, что источником богатства является производство, причем только одна его отрасль - сельское хозяйство, где богатство образуется естественным путем и выглядит как дар природы. Поэтому рост богатства они связывали с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается чистый продукт, хотя природа сама без приложения труда и капитала не может постоянно умножать богатство общества. Ф. Кенэ сформулировал концепцию естественного порядка, сущность которого такова, что «частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой». Таким образом, физиократы отстаивали принцип невмешательства государства в экономические процессы. Кроме того, Ф. Кенэ дал первый научный анализ общественного воспроизводства в своей «Экономической таблице», где обосновал необходимость определенных пропорций в структуре экономики и положил начало макроэкономического анализа.

Еще по теме Развитие экономической теории в XVI - первой половине XIX в.:

  1. Особенности экономического развития России второй половины XVi f I - начала XIX в.
  2. Кризис крепостнической системы хозяйства в первой половине XIX века
  3. . Банковские технологии и правонарушения (преступления), совершаемые с их использованием, первой половины XIX века
  4. Возникновение и развитие акционерного капитала во второй половине XIX в. И РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
  5. Лекция 7. Основные тенденции в развитии мирового хозяйства в конце XIX-первой трети XX вв.

Экономическая теория - это универсальная наука, изучающая поведение людей и их групп по удовлетворению потребностей.

Появилась э.т. в начале 18в, Особое внимание экономике стали уделять в Древнем Риме. Первые труды, рассматривающие отдельные составные части экономических знаний, принадлежат знаменитым ученым, таким как Аристотель, Лакуна, и многим другим ученым античного мира. Созданная первая школа политической экономики называлась меркантилизмом. Согласно теории представителей данной школы основным национальным богатством служила торговля. С постепенным развитием производства наблюдалось и изменение взглядов на экономику. Данное обстоятельство повлекло за собой возникновение физиократического направления, одним из сторонников которого был Ф. Кенэ. Представители данной школы в отличие от сторонников теории меркантилизма полагали, что именно сельское хозяйство признается основным богатством страны. Классическая политическая экономика стала следующим направлением рассмотрения основ экономики. Сторонниками этой теории были ученые экономисты А. Смит, У. Бетти, Д. Риккардо и многие другие. По мнению данных ученых, богатство возникает на основе всего функционирующего производства, иначе говоря, деятельности промышленного и сельскохозяйственного производства. В СССР сложились два основных направления: марксизм, основными представителями которого выступали В.И. Ленин и К. Маркс, и маржинализм. Характеристикой современного этапа являются следующие направления:

1) неоклассическое;

2) неокейнсианское;

3) неолиберализм;

4) институционально-социологическое.

2. Предмет экономической теории и ее функции. Микро- и макроэкономика.

Экономическая теория представлена двумя крупными разделами.

1. Макроэкономика, изучающая народное хозяйство в качестве единой экономической системы. Особое внимание уделено изучению проблем, которые связаны с деятельностью экономических субъектов страны.

2. Микроэкономика, изучение которой направлено на индивидуальную деятельность экономических субъектов. Данный раздел выясняет сущность процессов разработки, а также принятия решений и их реализации с целью достижения поставленных задач субъектами.

Существует взаимосвязь экономической теории с другими различными науками, например такими, как статистика, бухгалтерский учет, финансы, математика, история и т. д.

Функции экономической теории:

1. Теоретическая. Заключается в отсутствии обозначения границ констатации фактов, а также в выяснении сущности происходящих процессов и явлений, раскрытия законов, которые являются основными управителями экономических производственных процессов.

2. Методологическая. Является теоретической основой для наук, изучающих конкретные отрасли хозяйства.

3. Практическая. Сводится к осуществлению анализа возникающих проблем с целью принятия эффективного решения задач общества, делает обоснованные выводы.

4. Познавательная. Способствует развитию экономического образа мышления, характерна для всех наук.

5. Критическая. Изучение явлений осуществляется критически, рассматриваются основные преимущества, применение которых будет целесообразно.

Направления и предметы:

Экономическая мысль периода античного рабства- домашнее хозяйство(способы его увеличения; умение его разумного использования)

Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах(IV-XIVвв.)- религиозно-этический подход к экономическим проблемам и категориям;

Меркантилизм(XIV-XVIIIвв.)- протекционистская экономическая политика, нацеленная на усиление роли торгового капитала в экономике; деньги в форме капитала как источник богатства.

Школа физиократов(XVIIIв.)- происхождение богатства, закономерности его роста и распределения; анализ экономики на основе естественного порядка; кругооборот в хоз.жизни;

Классическая политическая экономия(XVIII-XIXвв.)- теории: разделения труда, стоимости товара, производственного труда,денег, дохода, капитала, воспроизводства;

Историческая школа(XIXв.)-разработка теории производительных сил, концепция стадийного экономического развития;

Марксизм как теоретическая школа (XIXв.)- предметом является производственные отношения;

Австрийская школа (маржинализм XIXв.)- предметом является сфера потребления;

Неоклассическое направление экономической мысли(маржинализм XIX-XXвв.)-разложение всего дохода общества на различные виды дохода;

Институциональная направление экономической мысли(XXв.)- предметом анализа является как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития, государственно вмешательство в экономику;

Кейнсианство (XXв.)- анализ экономики во время депрессии;

Монетаризм(XXв.)-взаимосвязь между объемом денежной массы и объемом производства.

1. Первый этап - экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационального ведения своего хозяйства (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библейских текстах «справедливая цена на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое губит человеческую душу».

Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма.

Меркантилизм. В Англии, Италии, Франции и др. странах первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм (от итал. «мерканте» – торговец, купец). Она считала, что богатство людей – это золото, деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название «политическая экономия» (где определение «политическая» образовано от греческого «политика» – искусство управлять государством), что означало: наука государственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участие государства в хозяйственной деятельности.

Физиократы. Другое направление экономического учения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудах физиократов (от греч. физио – природа, и крат – власть). Основатель этого направления – Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что они перенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленность они считали непроизводительной отраслью.

2. Классическая политическая экономия. Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла классическая политическая экономия. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (например, обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.


Выдающимся основоположником английской классической политической экономии является Адам Смит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». После этого экономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.

В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики. Естественным порядком в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Классическая политическая экономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа, образно говоря, «мать» богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба, плоды, руды и т.д.). «Отцом» богатства был провозглашен труд (английский экономист Петти). Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

Идеи А.Смита в последующем были развиты другим английским экономистом Давидом Рикардо (1772-1823 гг.) В работе «Цена золота» он заложил основы количественной теории денег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости, зарплаты, капитала, земельной ренты и т.д.

Близким к представителям классической политической экономии является английский экономист Милль (1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят от социально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать. Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ, сдерживающих рост народонаселения.

Английская политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достается им - (заработная плата), остальную часть - прибавочную стоимость - присваивают капиталисты.

Французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832 гг.) - основной труд – «Трактат политической экономии». В нем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю с полезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа, приносящие социальные доходы, заработная плата, прибыль и земельную ренту. Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты на Западе. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавал неизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.

Марксизм. Учение английских классиков по-новому продолжил Карл Маркс (1818-1883гг.). В своем главном труде «Капитал», над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия сама хозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления политэкономии.

Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику). На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь).

Во-вторых, при разработке учения о рыночной цене английские классики и Карл Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К. Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса в области экономической теории явился В. И. Ленин (1870-1924 гг.). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

Неоклассическое направление. В последней трети 19 века в Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот в экономической теории: возникло неоклассическое (по гречески «неос» – новый). Основу неоклассической теории составили разработки трех научных школ: австрийской – К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской – А. Маршалл и лозаннской – Л. Вальрас.

Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому из ее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики - прямые последователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики - то есть частной инициативы и свободы частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, с их точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы. В центре внимания неоклассической теории – отдельная фирма, отдельный потребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

3. Экономикс. Неоклассическая теория является одной из трех течений современной западной экономической теории (экономикса). Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов – не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. Экономикс исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Современная экономическая теория развивается в основном в рамках трех основных течений:

1) неоклассическое (о нем было сказано выше),

2) теория регулируемого капитализма,

3) институционализм.

Современная экономическая теория. Становление и развитие теории регулируемого капитализма началось в 30-х годах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночного механизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не может сама «вылечить» себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночный механизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономической эффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всесторонним государственным регулированием.

Наиболее признанная школа, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работами английского ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)

Весьма оригинальное течение в Экономикс составляет так называемый институционализм. Это течение довольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются по целому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этого течения:

Институционалисты не замыкаются на анализе чисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие на хозяйственную жизнь - т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения, юридические законы, обычаи, традиции.

Они предлагают изучать не столько как функционирует, сколько как развивается и видоизменяется капиталистическое общество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализму и требование расширения социальных программ с помощью государства.

Рынок - это не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворению потребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий (монополий). Основа власти крупных предприятий - техника, а не законы рынка. Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов и государства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такие жизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение.

Основоположником институционализма считается американский ученый Т.Веблен.

Экономическая теория развивалась в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой. И хотя экономическая наука это продукт нового времени, она складывалась веками. Еще в сочинения Аристотеля и Платона можно увидеть различные варианты теоритического осмысления экономического бытия.

Но первой экономической школой считают Меркантилизм новая школа. Концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов. Изначально считали что нужно добиться большего количества в стране золота и серебра. Представителем является Томас Манн. Меркантилизм долго был основной политикой многих стран.

Следом идет Классическая политическая экономика – возникла и развивалась в XVII - XVIII вв. Родоначальниками этой теоретической школы были Вильям Петти (1623-1687 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.) и Давид Рикардо (1772-1823 гг.). Они внесли выдающийся вклад в углубленное исследование капиталистической экономики, создали свое учение о росте национального богатства. Впервые идею о том, что труд является важнейшим источником богатства высказал В. Петти. Ему принадлежит знаменитая формула: природа - мать, труд - отец богатства. Наибольший вклад в классическое направление теории внес А.Смит, превративший политическую экономию в научную систему, после чего она стали преподаваться в высших учебных заведениях В главном труде - "Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г.) - он обосновал "естественный порядок" в экономической жизни. Устоями этого порядка были признаны господство частной собственности, свободная конкуренция и свободная торговля, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Школа физиократ (18 век, Франция). Франсуа Кене, Ан Тюрго. Физиократы были не согласны с концепциями меркантилистов. Для них особую роль играет земля. Земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты. Земледелец собирает хлеба больше, чем он посеял зерен. Поэтому только в земледелии, только в этой специфической отрасли существует «чистый продукт». В других сферах народного хозяйства чистый продукт не создается. Ремесленник лишь меняет форму продукта, производимого в сельском хозяйстве. То, что физиократы называли «чистым продуктом», позже получило название «рента». В соответствии с концепцией чистого продукта физиократы дели­ли все общество на производительный класс (земледельцы), непроизводительные классы (ремесленники, торговцы, чиновники) и класс собственников.

Марксизм – Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Они разработали периодизацию развития общества, теорию капитала, его воспроизводства и накопления, прибавочную стоимость и распределение. Экономическая наука признательна Марксу за глубокие исследования причин экономических кризисов, противоречий товарного производства, эволюцию формы стоимости, социальных проблем рыночной экономики.


Неоклассическое направление –Альфред Маршал. Трактовал что все экономические законы – общие законы, относящиеся к тем областям поведения человека, которые можно измерить денежной массой. Свои экономические воззрения Маршалл отразил в книге «Принципы экономики». Он Ввел понятие равновесной цены и предложил график рыночного равновесия. Так же он исследовал мнополию.

Кейнсианство – Джон Мейнар Кейнс. Двигателм экономики по мнению Кейнса является не предложение, а спрос. Именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Чтобы преодолеть кризис предлагал государству наращивать производство и сократить безработицу. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.

Монетаризм – Дэвид Юнг, Милтон Фридмен. макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Согласно взглядам монетаристов спрос на деньги имеет тенденцию к росту, и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением необходимо проводить курс на постепенное увеличение денег в обращении. Свободный рынок сам отрегулирует все пропорции в экономике.



Похожие статьи