Блок добывания знаний и умений. Конспект урока по географии "зарубежная азия" Какую часть суши занимает зарубежная азия

Для хозяйства региона в целом характерны следующие черты:

  • Для большинства стран характерен переходный период от феодализма к капитализму.
  • Хозяйство большинства стран развивается довольно бурно, что обеспечивает повышение роли региона в целом в мировом хозяйстве.
  • Очень разнообразна специализация стран региона.
  • В международном разделении труда выступает, прежде всего, как крупный поставщик на мировой рынок минерального и сельскохозяйственного сырья. Доля Зарубежной Азии в обрабатывающей промышленности мира, особенно тяжелой, невелика. Ее ведущие отрасли (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и текстильная промышленность) в основном представлены своими предприятиями в Японии и Китае и в небольшой группе развивающихся стран, добившихся в последнее время значительных успехов в развитии своей экономики (Индия, Республика Корея, Гонконг, Иран, Ирак). Крупные металлургические комбинаты созданы в , Китае, Японии и Турции.
  • Ведущая отрасль экономики подавляющего большинства стран Зарубежной Азии — . В сельском хозяйстве занята большая часть экономически активного населения.

Сельское хозяйство Зарубежной Азии

Особенностями сельского хозяйства Зарубежной Азии являются сочетание товарного и потребительского хозяйства, помещичьего и крестьянского землепользования, а также преобладание посевов продовольственных культур над посевами технических культур и .

Главная продовольственная культура Зарубежной Азии - рис. Ее страны (Китай, Индия, Япония, и др.) дают свыше 90% мирового производства риса. Вторая по значению зерновая культура Зарубежной Азии - пшеница. В прибрежных, хорошо увлажненных районах выращивают озимую, в засушливой континентальной части — яровую пшеницу. Среди других зерновых значительны посевы кукурузы и проса. Несмотря на то, что Зарубежная Азия производит подавляющую часть риса и около 20% мирового сбора пшеницы, многие ее страны вынуждены закупать зерно, так как продовольственная проблема в них не решена.

Зарубежная Азия занимает видное место в мире по производству сои, копры (высушенной мякоти кокосового ореха), кофе, табака, тропических и субтропических фруктов, винограда, разнообразных специй (красный и черный перец, имбирь, ваниль, гвоздика), которые также экспортируются.

Уровень развития животноводства в Зарубежной Азии более низкий, чем в других регионах мира. Главные - скотоводство и овцеводство, а в странах с немусульманским населением (Китай, Вьетнам, Корея, Япония) - свиноводство. В пустынных и высокогорных районах разводят лошадей, верблюдов, яков. Экспортная продукция животноводства незначительна и в основном состоит из шерсти, шкур и кож. В приморских странах велико значение рыболовства.

Размещение сельского хозяйства в огромной по площади Зарубежной Азии находится в сильнейшей зависимости от факторов природной среды. В целом в регионе сформировались несколько .

  • Муссонный сектор Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии – основной район рисосеяния. Рис сеют в долинах рек на затапливаемых полях. В более высоких частях этого же сектора находятся чайные плантации (Китай, Япония, Индия, и др) и плантации опийного мака ( , Лаос, Таиланд).
  • Район субтропического земледелия – побережье . Здесь выращивают фрукты, каучук, финики, миндаль.
  • Район пастбищного животноводства — и Юго-Западная Азия (здесь животноводство сочетается с в оазисах).

В большинстве развивающихся стран Зарубежной Азии промышленность представлена преимущественно горнодобывающими отраслями. Причина этому - хорошая обеспеченность их и общий низкий уровень развития обрабатывающих (замыкающих) производств.

Однако различия в уровне развития экономики различных стран и районов Зарубежной Азии настолько существенны, что целесообразно хозяйство региона рассматривать порайонно.

Если исходить из десятичленной структуры мирового хозяйства, то в пределах Зарубежной Азии оказывается пять центров (среди них три центра – это отдельные страны):

  • Китай;
  • Япония;
  • Индия;
  • Новые индустриальные страны;
  • Нефтеэкспортирующие страны.

Китай с 70-х годов начал экономическую реформу («Гайгэ»), основанную на сочетании планового и рыночного хозяйства. В результате наметился небывалый рост экономики страны. В 1990 году Китай уже занимал 3-е место по ВВП после и Японии, а к 2000 году опередил . Однако, если исходить из расчета ВВП на душу населения, то Китай еще значительно отстает от ведущих стран. Несмотря на это Китай во многом определяет прогресс всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Современный Китай – мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в (первое место по добыче угля и , выплавке стали, выпуску хлопчатобумажных тканей, телевизоров, радиоприемников, по валовому сбору зерновых; второе место по производству электроэнергии, химических удобрений, синтетических материалов и др. Лицо Китая в первую очередь определяет тяжелая .

Япония вышла из 2-й мировой войны с полностью разрушенной . Но она не только сумела восстановить экономику, но и стать державой № 2 в мире, членом «Большой семерки», а по многим экономическим показателям выйти на первое место. сначала развивалась преимущественно по эволюционному пути. На импортном сырье практически заново были созданы такие базовые отрасли как энергетика, металлургия, автомобилестроение, судостроение, химическая, нефтехимическая, строительная промышленность. После энергетического и сырьевого кризисов 70-х годов в промышленности Японии стал преобладать революционный путь развития. Страна стала ограничивать рост энергоемких и металлоемких производств и ориентироваться на новейшие наукоемкие отрасли. Она стала лидером в области электроники, робототехники, биотехнологии, приступила к использованию энергии.По доле расходов на науку Япония занимает первое место в мире. С 90-х годов «Японское экономическое чудо» сошло на нет и темпы развития экономики замедлились, однако, страна сохраняет еще лидирующие позиции по многим экономическим показателям.

Индия является одной из ключевых стран развивающегося мира. Она начала экономическую реформу с 90-х годов и достигла определенных успехов. Однако, она остается страной еще очень больших контрастов. Например:

  • по общему объему промышленного производства она занимает пятое место в мире, но по уровню национального дохода на душу населения 102-е;
  • мощные, оборудованные по последнему слову техники предприятия сочетаются с десятками тысяч кустарных производств («промышленность на дому»);
  • в сельском хозяйстве крупные фермы и плантации сочетаются с миллионами мелких крестьянских хозяйств;
  • Индия занимает первое место по поголовью крупного рогатого скота и одно из последних – по потреблению мясных продуктов;
  • по числу научно-технических специалистов Индия уступает только России и США, но занимает лидирующие позиции по «утечке мозгов», затронувшей почти все сферы науки и техники, и при этом половина населения неграмотна;
  • в городах Индии современные благоустроенные районы соседствуют с трущобами, где обитают миллионы бездомных и безработных.

Среди остальных стран Зарубежной Азии по уровню экономического развития выделяются Турция, Иран, Пакистан, Израиль, .

Видеоурок посвящен теме «Политическая карта Зарубежной Азии». Данная тема является первой в разделе уроков, посвященных Зарубежной Азии. Вы познакомитесь с разнообразными и интересными странами Азии, которые играют значительную роль в современной экономике благодаря своим финансовым, геополитическим влияниям и особенностям экономико-географического положения. Преподаватель подробно расскажет о составе, границах, своеобразии стран Зарубежной Азии.

Тема: Зарубежная Азия

Урок: Политическая карта Зарубежной Азии

Зарубежная Азия - самый большой по населению (более 4 млрд чел.) и второй (после Африки) по площади регион мира, причем это первенство он сохраняет, по существу, на протяжении всего существования человеческой цивилизации. Площадь зарубежной Азии - 27 млн кв. км, она включает более 40 суверенных государств. Многие из них относятся к древнейшим в мире. Зарубежная Азия - один из очагов зарождения человечества, родина земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей и научных достижений. В основном в состав региона входят развивающиеся страны.

В состав региона входят разные по размеру страны: две из них относятся к странам-гигантам (Китай, Индия), есть очень большие (Монголия, Саудовская Аравия, Иран, Индонезия), остальные, в основном, относят к довольно крупным странам. Границы между ними проходят по хорошо выраженным природным рубежам.

Особенности ЭГП стран Азии:

1. Соседское положение.

2. Приморское положение.

3. Глубинное положение некоторых стран.

Первые две особенности оказывают благоприятное воздействие на их хозяйство, а третья затрудняет внешние экономические отношения.

Рис. 1. Карта зарубежной Азии ()

Крупнейшие страны Азии по численности населения (2012 г.)
(по данным CIA)

Страна

Население

(тыс. чел.)

Индонезия

Пакистан

Бангладеш

Филиппины

Развитые страны Азии: Япония, Израиль, Республика Корея, Сингапур.

Все остальные страны региона относятся к развивающимся.

Наименее развитые страны Азии: Афганистан, Йемен, Бангладеш, Непал, Лаос и пр.

Наибольший объем ВВП имеют Китай, Япония, Индия, из расчета на душу населения - Катар, Сингапур, ОАЭ, Кувейт.

По характеру административно-территориального устройства большинство стран Азии имеют унитарное устройство. Федеративное административно-территориальное устройство имеют следующие страны: Индия, Малайзия, Пакистан, ОАЭ, Непал, Ирак.

Регионы Азии:

1. Юго-Западная.

3. Юго-Восточная.

4. Восточная.

5. Центральная.

Рис. 3. Карта регионов зарубежной Азии ()

Домашнее задание

Тема 7, П. 1

1. Какие регионы (субрегионы) выделяют в зарубежной Азии?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().

План изучения темы:

План характеристики ЭГП страны :

1. Положение по отношению к соседним странам.

2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.

4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

5. Изменение ЭГП во времени.

6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

1. На контурной карте «Зарубежная Азия» обозначьте:

Субрегионы Зарубежной Азии

Страны с монархической формой правления

2. Составить конспект «Особенности развития НИС».

Составить таблицу «Отрасли специализации НИС»

Контурная карта

Домашняя работа - конспект «Особенности развития НИС», таблица «Отрасли специализации НИС»

ПЗ №2 «Составление сравнительной характеристики хозяйства Японии, Индии, Китая»

1. Контрольная работа

1. Типологические черты стран Зарубежной Азии.

2. Обеспеченность природными ресурсами.

3. Особенности населения региона.

4. Размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства стран Азии.

5. Новые индустриальные страны Зарубежной Азии.

Тема 7. Экономико –географическая характеристика США

План изучения темы:

1. Географическое положение страны.

2. Исторические особенности развития США

3. Оценка природных ресурсов

4. Особенности населения США

5. Главные центры размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства

Задания для самостоятельного изучения

1. Составить конспект, мультимедийную презентацию (по вариантам)

«Состав населения США»

«Демографическая ситуация США»

«Размещение и занятость населения США»

Форма контроля самостоятельной работы

1. Конспект

2. ПЗ №3 «Характеристика экономических районов США»

3. Контрольная работа



Вопросы для самоконтроля по теме

1. В США их насчитывается 170, а миллионеров -50

2. «Чипитс», « Босваш», « Сансан» - что это?

3. Для США характерен тип города……

4. Доля этого населения США – 12%, проживают на Юге страны

5. Столица США

6. Штат США купленный у России за 11 млн. золотых рублей в 1867 году

7. Как называется центральный деловой район городов Америки?

8. Характерные черты экономико-географического положения страны.

9. Особенности размещения, состава, городского и сельского населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения страны.

10. Отрасли промышленной и сельскохозяйственной специализации регионов.

11. Развитие транспорта и туризма по регионам.

Тема 7. Страны Латинской Америки. Общий обзор.

План изучения темы:

1. Особенности географического положения региона Латинская Америка.

2. Оценка природных ресурсов региона

3. Характеристика население

4. Хозяйство

Задания для самостоятельного изучения

1. Отметить на контурной карте субрегионы Латинской Америки;

2. Составить сравнительную характеристику «Большой тройки» по вариантам

Вариант 1. Сравнительная экономико-географическая характеристика Бразилии и Мексики.

Вариант 2. Сравнительная экономико-географическая характеристика Аргентины и Мексики.

Вариант 3. Сравнительная экономико-географическая характеристика Бразилии и Аргентины.

Сравнительную характеристику оформить в виде таблице по предложенному плану

Форма контроля самостоятельной работы

Контурная карта

Таблица «Сравнительная характеристика стран Латинской Америки»

Контрольная работа

Вопросы для самоконтроля по теме

1. Какие из стран Латинской Америки являются федеративными государствами?

2. Оценка ЭГП – соседское и приморское положение, близость к топливным базам и транспортным магистралям.

3. Как отличаются страны по государственному строю?

4. Как можно оценить природные предпосылки для развития промышленности стран Латинской Америки?

5. Какими полезными ископаемыми наиболее богаты страны региона и занимают по запасам ведущее место в мире?

6. Какова численность населения Латинской Америки, какими темпами она растет?

7. В чем заключаются особенности этнического состава населения этих стран?

8. Каковы основные черты размещения населения стран региона? Какие причины способствовали концентрации населения в приокеанских зонах и в некоторых городах? Оцените уровень урбанизации в этих странах по сравнению с другими регионами мира.

9. Какие черты экономики стран Латинской Америки характеризуют их как страны «третьего мира»?

10. Какие отрасли горнодобывающей и обрабатывающей промышленности получили развитие в странах региона?

11. Какие особенности аграрного строя стран Латинской Америки мешают развитию сельского хозяйства и решению продовольственной проблемы?

Тема Африка. История открытия и освоения европейцами.

Задания для самостоятельного изучения

Составить конспект, мультимедийную презентацию:

- «История открытия и освоения европейцами Африки»

- «Особенности формирования ПКМ Африки»

- «Население Африки»

- «Природные ресурсы и хозяйство»

Форма контроля самостоятельной работы

Конспект

ПЗ № 4 «Сопоставление субрегионов Африки.»


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль

Перечень точек рубежного контроля (охват тем, подлежащих контролю) Форма контроля Оценка Доп. Баллы *
1. Политическая карта мира Контурная карта
тест
2. География мировых природных ресурсов. Классификация природных ресурсов Таблица «Природные ресурсы»
Творческая работа
Тест
3. География населения мира Сообщение
Тест
4. География мирового хозяйства. Картосхема «Международные экономические группировки стран мира»
тест
5. Страны Европы. Общий обзор Контурная карта
Домашняя работа «Рекреационные ресурсы в Зарубежной Европе»
Контрольная работа
Практическая работа ПЗ №1«Составление комплексной ЭГХ Зарубежной Европы»
6. Зарубежная Азия. Общий обзор Контурная карта
Домашняя работа - конспект «Особенности развития НИС», таблица «Отрасли специализации НИС»
ПЗ №2 «Составление сравнительной характеристики хозяйства Японии, Индии, Китая»
Контрольная работа
7. Экономико – географическая характеристика США Конспект
ПЗ №3 «Характеристика экономических районов США»
Контрольная работа
8. Страны Латинской Америки. Общий обзор Контурная карта
Таблица «Сравнительная характеристика стран Латинской Америки»
Контрольная работа
9. «Сопоставление субрегионов Африки» Конспект
ПЗ № 4 «Сопоставление субрегионов Африки»
Глоссарий

*Дополнительные баллы вы можете получить, подготовив дополнительный материал к уроку по любой из изучаемых тем.

Подробное решение тема Тема 7 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 10 класс можно найти

Задание 1. Нарисуйте ментальную карту стран зарубежной Азии. С помощью «визитной карточки» стран на форзаце учебника конкретизируйте характеристику их форм правления. Опираясь на знания по курсам истории, объясните, почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько абсолютных монархий, сколько в зарубежной Азии. Нанесите республики и монархии на контурную карту. Обозначьте на ней федеративные государства. Используйте также табл. 2 «Приложений».

В Азии сохранилось самое большое количество абсолютных монархий. Это можно объяснить социальными факторами: население этих регионов исповедуют ислам, буддизм, индуизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм и пр. В этих религиях почитается следование традициям.

Задание 2. Пользуясь табл. 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту страны зарубежной Азии, получившие политическую независимость после Второй мировой войны. Проставьте даты получения независимости и сравните по ним страны четырёх субрегионов.

Задание 3. На основе текста учебника, физической карты зарубежной Азии, а также карт земельных, водных и агроклиматических ресурсов мира в атласе и табл. 6 в «Приложениях» дайте характеристику природных условий для развития сельского хозяйства зарубежной Азии. Используйте также знания, полученные при изучении географии материков и океанов в 7 классе.

Зарубежная Азия очень большой регион, в результате чего природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства в регионе также очень разнообразны. Так климат Центральной Азии на северо-востоке – умеренный, на юге – субтропический, но везде – резко континентальный. Для климата Восточной Азии характерны муссоны, в связи с чем ярко выражена сезонность увлажнения. Южная и Юго-Восточная Азия находятся в субэкваториальном климатическом поясе с ярко выраженной муссонной циркуляцией. Летом над всей территорией отмечаются высокие температуры (выше 28 градусов Цельсия) и большое количество осадков. Максимальное количество осадков характерно для подножия Гималаев. Юго-Западная Азия располагается в субтропическом и тропическом климате, в связи с чем климатические условия отличаются ярко выраженной аридностью. На большей части территории распространены пустыни.

Тем не менее для большинства стран региона в целом есть две главные проблемы:

Проблема недостатка земельных ресурсов (Наличие больших горных массивов, пустынных и полупустынных пространств оказывает сильное влияние на структуру земельного фонда, ограничивая в нём долю сельскохозяйственных, и в особенности пахотных земель);

Проблема водоснабжения (ресурсы влаги распределены в зарубежной Азии крайне неравномерно. Если в районах мусонного климата орошение применяется только в зимний период, то в засушливых тропиках и субтропиках Юго-Западной Азии оно необходимо в течение всего года).

На значительной части территории региона природные условия (пустыни, высокогорья) вообще не позволяют людям заниматься сельским и лесным хозяйством.

Задание 4. По карте народов мира в атласе определите, к каким главным языковым семьям относится население Восточной, Юго-Восточной, Южной и Юго-Западной Азии. Назовите наиболее крупные народы, представляющие отдельные семьи.

Восточная Азия: сино-тибетская языковая семье, наиболее крупный народ – китайцы;

Юго-Восточная Азия: Тай-Кадайские языки, языки Австроазиатской и Австронезийской семьи,

Южная Азия: дравидийские языки (распространены в Индии)

Юго-Западная Азии: языки индоевропейской семьи.

Задание 5. Дополните характеристику населения зарубежной Азии цифрами и фактами, содержащимися на рисунках 14, 15 и в таблицах 2-4 учебника, а также на картах атласа и в таблицах 14-16 «Приложений».

По численности населения Зарубежная Азия занимает первое место среди всех регионов мира: доля её в мировом населении достигает 60%. Это объясняется тем, что большинство стран региона находится ещё на втором этапе демографического перехода, т.е. на стадии демографического взрыва, хотя в 90-х гг. XX в. он явно пошёл на убыль. В этом регионе находятся крупнейшие агломерации мира. Так в списке крупнейших агломераций мира первые 7 строчек занимают города Азии (в каждой проживает более 20 млн чел).

Задание 6. Пользуясь рис. 15, табл. 16 в «Приложениях» и дополнительными источниками информации, составьте в тетради таблицу «Уровень урбанизации в странах зарубежной Азии» с выделением слабо-, средне-, высокоурбанизированных и очень высокоурбанизированных стран.

Задание 7. По экономической карте Юго-Западной Азии в атласе и рис. 59 учебника охарактеризуйте размещение нефтяной промышленности в этом субрегионе. Назовите главные нефтяные месторождения, центры переработки нефти, нефтепроводы, морские порты, через которые экспортируется нефть.

Юго-Западная Азия является лидирующим регионом мира по запасам и добыче нефти. Рекордсменом по добыче нефти является Саудовская Аравия, также в первую десятку мировых лидеров входят следующие страны данного региона: Ирак, Иран, ОАЭ, Кувейт. Крупнейшие месторождения нефти на суше - это Аль-Гавар (Саудовская Аравия), на море - Сафания-Хафджи (Саудовская Аравия), Большой Бурган (Кувейт), Румайла и Северный Румайла (Ирак). Крупнейшие центры переработки нефти Саудовской Аравии расположены в г. Рас-Танура на побережье Персидского залива. Также мощные НПЗ расположены в г. Янбу, Эль-Джубайль, Эр-Рияд и Джидда.

К крупнейшим нефтепроводом можно отнести:

Южно-Иранский нефтепровод длиною 600 км проложен до Персидского залива;

Нефтепровод «Киркук - Джейхан» - 970 километровый нефтепровод, самый большой нефтепровод Ирака, соединяющий Киркукское месторождение (Ирак) с нефтеналивным портом в Джейхане (Турция);

Восточно-Аравийский нефтепровод длиной 1620 км обеспечивает поставки углеводородного сырья на побережье Персидского залива.

Задание 8. По карте Китая в атласе определите, с какими государствами эта страна имеет сухопутные границы. Сравните её с Россией по числу стран-соседей.

Китай имеет сухопутные границы с Вьетнамом, Лаосом, Мьянмой, Бутаном, Непалом, Пакистаном, Афганистаном, Индией, Таджикистаном, Кыргызстаном, Казахстаном, Монголией, Россией, Северной Кореей. Таким образом Китай соседствует с 14 странами, столько же как и Россия.

Задание 9. Используя текст учебника, «визитную карточку» на его форзаце, рисунки учебника, таблицы в «Приложениях» и карты атласа, дайте характеристику населения Китая. Изложите основные факты, сделайте выводы. Примените типовой план характеристики населения страны (региона) на с. 283.

Задание 10. Используя карты атласа, приведите примеры наиболее крупных промышленных центров, представляющих главные отрасли промышленности Китая. Нанесите эти центры на контурную карту.

Задание 11. Пользуясь агроклиматической картой мира и экономической картой Центральной и Восточной Азии в атласе, определите: 1) в пределах каких агроклиматических поясов расположена территория Китая; 2) какие сельско-хозяйственные культуры для него характерны; 3) где находятся главные районы их выращивания. Укажите, как изменяется сельскохозяйственная специализация Китая при продвижении с Севера на Юг; с Запада на Восток.

Ответ: 1 - Китай расположен в пределах трех климатических поясов: умеренного, субтропического и субэкваториального. В связи с эти на территории Китая наблюдается огромное разнообразие агроклиматических ресурсов.

2 и 3 - Северную половину Китая занимает так называемый «желтый Китай», с преобладанием посевов пшеницы, гаоляна, кукурузы, проса, редиса. Южную половину Китая занимает «зеленый Китай», специализацию которого определяют, прежде всего, посевы риса. На северо-западе, в «сухом Китае», преобладающий тип хозяйства - экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. На юго-западе, в «холодном Китае» (Тибет) сельское хозяйство слабо развито. (Изменение специализации с севера на юг)

Технические культуры занимают около 1/6 посевной площади. По сбору хлопка Китай занимает первое место в мире, выращивают также джут, коноплю, кенаф. Важными сахароносными культурами являются сахарный тростник и сахарная свекла. Главными масличными культурами Китая являются соя, арахис, рапс, кунжут. Китай занимает второе место в мире по производству чая, выращиванию табак.

Задание 12. Нанесите на контурную карту главные районы возделывания риса, пшеницы и чая в Китае. Объясните их размещение.

Выращивание указанных культур зависит от природных условий региона. Так как рис является теплолюбивой культурой, нуждающейся в тепле и влаге, то его выращивание тяготеет к зоне переменно-влажных (муссонных лесов) и располагается на юго-востоке Китая. Пшеница не так требовательная как рис, поэтому ее область выращивание смещена на север Китая. Выращивания чая тяготеет к гористой местности с тропическим и субтропическим климатом, именно поэтому в Китае плантации чая расположены на юге и юго-востоке Китая, где есть соответствующие условия рельефа и климата.

Задание 13. Пользуясь дополнительными источниками информации, подберите новый материал о развитии торгово-финансовых связей Китая и России.

Российско-китайское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, а также сотрудничество на международной арене. В последние годы в торгово-экономических связях Китая и России наблюдается увеличение темпов роста товарооборота и расширение инвестиционного сотрудничества. В китайском экспорте в Россию преобладают товары обрабатывающей промышленности, также наблюдается рост доли высокотехнологичной продукции: машинно-техническая продукция, химическая продукция, одежда и текстиль. К числу крупных инвестиционных проектов, которые реализуются российскими компаниями в Китае, можно отнести создание совместного предприятия по разработке, производству строительных пластмасс и сплавов. Ещё одним из важнейших совместных проектов является строительство нефтеперерабатывающего завода в городе Тяньцзине.

Задание 14. Используя текст учебника, рис. 60 и карты атласа, дайте сравнительную характеристику трёх экономических зон Китая.

С целью совершенствования территориального планирования в 1980-е гг. в Китае были выделены три экономические зоны: Восточная, Центральная и Западная. Восточная (приморская) зона в экономическом отношении наиболее развита. Здесь находится большинство промышленных центров и узлов, многие сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали, все морские порты. Здесь расположены и крупнейшие города. В Центральной зоне преобладает производство топлива и энергии, химических продуктов, сырья и полуфабрикатов, продовольствия. В Западной предпочтение отдаётся животноводству, переработке минерального сырья.

Задание 15. Представьте, что вы являетесь экскурсоводом и вам поручено провести экскурсию по центру Пекина. Пользуясь текстом учебника, планом Пекина в атласе и дополнительными источниками информации, подготовьте материал для такой экскурсии и «проведите» её со своими товарищами.

Пекин, столица Китая, - политический, образовательный, культурный центр страны, это главный железнодорожный и воздушный транспортный узел. Центральная историческая часть города сохранила традиционную прямолинейную планировку. Здесь много исторических и культурных достопримечательностей. Центральная часть Пекина включает Внутренний (Запретный) город с бывшими императорскими дворцами, со множеством других сооружений, часть которых превращена в музеи. К югу от главной улицы Чананьцзе (улица Долгого спокойствия) и центральной площади Тяньаньмэнь (Площадь небесного спокойствия) находится Внешний город - промышленные, торгово-ремесленные и жилые кварталы. Площадь Тяньаньмэнь считается самой большой в мире; на ней могут одновременно разместиться 2 млн чел. Внутренний и Внешний город вместе образуют Старый Пекин. А за их пределами вырос Новый Пекин.

Задание 16. С помощью текста учебника и рис. 62 дайте характеристику структуры экспорта и импорта Японии. Используя рисунки темы 5, охарактеризуйте главные импортные грузопотоки топлива и сырья в Японию.

Важной особенностью хозяйства Японии является её исключительно сильная втянутость в международные экономические связи. Импорт Японии в первую очередь ориентирован на импорт энергоресурсов и сырья (нефть, газ, уголь), так как страна слаба обеспеченна полезными ископаемыми. Также в структуру импорта входят продукты питания, машины и оборудование, химикаты, текстиль. Экспортирует Япония в основном товары машиностроительной и химической промышленности, автомобили, сталь и сложные микросхемы, использующиеся в высокоточных приборах.

Задание 17. Используя текст учебника и рисунки 67 и 68, дайте характеристику Тихоокеанского пояса Японии. С помощью экономической карты Японии в атласе конкретизируйте следующие положения учебника: 1) «Здесь находится большинство ТЭС и АЭС, металлургических, нефтеперерабатывающих и химических комбинатов, машиностроительных заводов»; 2) «В его пределах находятся и многие главные районы интенсивного сельского хозяйства, и главные транспортные магистрали, и важнейшие порты».

Тихоокеанский пояс протягивается неширокой полосой (15-65 км) по приморским низменностям прежде всего острова Хонсю. Этот пояс - социально-экономическое ядро страны.

Здесь находятся главные промышленные районы Токио, Осаки, Нагои, Китакюсю, большинство ТЭС (Кавагое, Хигаши, Касима, Хекинан), большинство АЭС (Касивадзаки-Карива, Фукусима и Фукусима-1, Охи), металлургических комбинатов (крупнейший комбинат находится в Фукуяме), нефтеперерабатывающих и химических комбинатов (в г. Томакомай, нефтеперерабатывающий завод «Фудзи Ойл» в г. Содегаура и пр.), машиностроительных заводов, которые ориентируются на импортное сырьё и топливо и экспорт своей продукции. Также в этом регионе находятся многие главные районы интенсивного сельского хозяйства, и главные транспортные магистрали (скоростная железнодорожная магистраль «Синкансен»), и важнейшие порты страны (порт г. Кобе, г. Нагоя, г. Осака, г. Симидзу, г. Иокогама).

Задание 18. Обычный туристский маршрут по Японии включает Токио, Осаку, Киото, Хиросиму. Но он не даёт полного представления об этой стране. Используя текст и рисунки учебника, а также дополнительные источники информации, составьте такой маршрут, который показывал бы оба «лица» Японии.

Данный маршрут проходит по Тихоокеанскому поясу Японии, который еще называют «лицевой» частью Японии. Для более полного ознакомления с страной можно посетить и «тыльную» часть Японии (так называемая периферийная зона). Она включает в себя прежде всего горно-лесные районы острова Хонсю, где преобладают заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика. Путешествие можно начать с о. Кюсю, который считается самым интернациональным регионом Японии, и замет продолжить его по о. Хонсю (города Фукуи, Тояма, Ниигата, Акита) и далее продолжить его по о. Хоккайдо.

Задание 19. Используя текст учебника, рис. 69, таблицы 14, 15, 16 в «Приложениях» и карту народов Индии в атласе, дайте характеристику населения Индии. Назовите главные народы и укажите, к каким языковым семьям они относятся. Назовите города-миллионеры. Рассчитайте показатель средней плотности населения в 1951, 1981, 1991, 2001 и 2011 гг. Сравните полученные данные и объясните, о чём они свидетельствуют.

По численности населения Индия - это вторая страна мира после Китая. Анализ переписей населения свидетельствует об очень быстрых темпах воспроизводства населения. Этнический состав населения Индии многообразен, на ее территории проживает несколько сотен этносов и племён, говорящих на разных языках. Государственным языком считается хинди - язык хиндустанцев, самой крупной из индийских наций. В качестве языка межнационального общения, особенно в городах, используется также английский. Кроме того, каждый штат имеет свой наиболее распространённый язык. 80% жителей исповедуют индуизм и около 14% - мусульманство.

В Индии находится 9 городов с населением более 1 млн чел (города-миллионеры), 2 из них имеют населению более 10 млн. чел - Дели (16 млн чел), Мумбаи (12 млн чел).

Площадь Индии составляется 3 287 263 км2.

Полученные данные по росту средней плотности населения свидетельствуют о росте населения Индии, особенно в течение 1980-2011 гг.

Задание 20. По экономической карте Индии в атласе определите её главные центры обрабатывающей промышленности.

Долгое время Индия являлось страной с преобладанием лёгкой и пищевой промышленности. Главной отраслью легкой промышленности является текстильная, которая представлена во всех регионах страны. На сегодняшний день в структуре промышленности представлены машиностроение (размещено во всех регионах страны), черная металлургия (для нее используется собственная железная руда, основное производство черной металлургии сконцентрировано на востоке страны – г. Роуркела, г. Джамшедпур) и цветная металлургия (также восток страны – г. Корба, г. Бхилаи). Главными центрами обрабатывающей промышленности Индии являются следующие города Бомбей, Калькутта, Дели и Мадрас. Развиты также такие отрасли, как сборка велосипедов, производство бытовой техники, бумаги, удобрений и цемента. Активно развивается электроника.

Задание 21. Используя текст учебника, физическую карту Азии и экономическую карту Южной и Юго-Восточной Азии в атласе, дайте характеристику сельского хозяйства Индии. Примените типовой план характеристики сельского хозяйства страны (региона) на с. 283.

Задание 22. Пользуясь картой в атласе, нанесите на контурную карту ареалы возделывания риса, пшеницы, проса, хлопчатника, джута, сахарного тростника, чая. Определите, какие районы (типы) сельского хозяйства зарубежной Азии представлены в Индии.

Задание 23. Используя дополнительные источники информации, подготовьте устное сообщение на тему «Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Индии».

В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Индии значатся 35 наименований: 27 объектов включены в список по культурным критериям, 7 объекта - по природным, 1 объект - по культурным и природным. Вот только некоторые из них: Пещеры Аджанты, Тадж-Махал, Колодец Рани ки вав, Храм Махабодхи, Минарет Кутб-Минар, Памятники Паттадакал, Памятники Кхаджурахо и пр.

Храм Махабодхи - знаменитый буддийский храм в штате Бихар, расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления и стал Буддой. В храмовый комплекс входит также святое дерево Бодхи. Это дерево было выращено из семени дерева под которым нашёл просветление Будда.

Задание 24. Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и выберите из них всё относящееся к Австралии. Используйте карты атласа по Австралии и таблицы «Приложений». На основе этих материалов дополните краткую социально-экономическую характеристику этой страны, данную в учебнике.

Австралия - единственная страна в мире, занимающая целый континент (с прилегающими островами). Население Австралии составляет 22 млн чел., среди которых коренных жителей материка (аборигенов) всего 2,3%. Таким образом большинство население страны - это потомки переселенцев из Европы и современные иммигранты. Средняя плотность населения Австралии менее 3 чел. на 1 км2. Но население размещено крайне неравномерно, так большинство население сконцентрировано на восточном и южном побережье Австралии, в то время как центральные районы страны практически не заселены. Уровень урбанизации в стране 86%. На международном рынке Австралия специализируется на поставках продукции горнодобыващей отрасли. Страна входит в первую тройку стран по добыче угля, железной руды, бокситов, урана, золота, алмазов. Ещё выше её доля в их экспорте: именно здесь начинаются многие из главных морских «мостов» - бокситовый, железорудный, угольный, которые ведут главным образом в страны Азии и Европы. Также Австралия выделяется по уровню сельскохозяйственного производства. Австра-лия занимает второе место в мире по поголовью овец, и как следствие по производству и экспорту шерсти. Она играет заметную роль в мировом производстве и мировой торговле пшеницей, мясом, сахаром, фруктами, вином.

Задание 25.

25.1. Составьте логический конспект одного из параграфов темы 7.

План-конспект для параграфа №3 «Мы познаем Японию»

В конспекте должны быть раскрыты следующие вопросы:

Характеристика территории (территория и границы, страны-соседи);

Характеристика населения (общая численность, плотность, тип воспроизведения, возрастная и половая структура населения, этнический и религиозный состав, размещение населения, уровень урбанизации, особенности внутренней и внешней миграции, крупнейшие города);

Характеристика хозяйства (общие положения);

Характеристика промышленности (уровень развития отраслей, предпосылки их развития, территориальное размещение);

Характеристика сельского хозяйства (описание агро-климатических ресурсов, основные с/х культуры, регионы их выращивания);

Характеристика транспортной сети (уровень развития, плотность транспортной сети, морской транспорт);

Описание структуры экспорта и импорта.

25.2. Используя текст и рисунки учебника, составьте картосхему «Важнейшая продукция, поставляемая странами зарубежной Азии на мировой рынок». Покажите стрелками экспорт продукции горнодобывающей, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

25.3. Выберите одну из стран зарубежной Азии, которую вы хотели бы посетить. Подберите интересный материал по этой стране. Опишите её как будто по личным впечатлениям.

Посещение Непала. Непал является самой высокогорной страной, более половины территории находится на высоте более 3000 м над уровнем моря. На границе Непала и Китая находится самая высокая гора на Земле - Эверест. Столицей государства является город Катманду. Это крупный город с узкими и домами необычной архитектуры. Среди достопримечательностей города особенно ярков выделяется храмовый комплекс Боднатх. Это буддийский храм на окраине Катманду, являющийся самым священным местом в городе и основным центром тибетского буддизма в Непале.

Главное достопримечательностью является площадь Дурбар (Дворцовая площадь), которая объединяет комплекс дворцов, буддистские и индуистские храмы. Данный объект внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Еще одним объектом, включенным в этот список является Королевский национальный парк Читван. Он находится в 200 км от Катманду и является первым национальным парком Непала. Парк представляет собой одно из немногих мест в мире, где за дикими животными можно наблюдать в их естественной среде обитания.

25.4. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении темы 7.

Ответ: В процессе изучения темы мы пользовались картами, отображающими различные характеристики населения (плотность, религиозный состав, этнический состав, карта урбанизации), промышленности, сельского хозяйства, картами полезных ископаемых и пр.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Попробуйте ответить:

1. Почему из всех экономически развитых стран «сдвиг к морю» хозяйства получил наиболее яркое выражение в Японии? Почему именно Япония стала пионером в строительстве супертанкеров, углевозов, рудовозов, автомобилевозов?

Для Японии характерна зависимость от импорта минерального сырья, энергоресурсов, продуктов питания. Так как Япония островное государство, то основной вид транспорта с помощью которого осуществляется импорт и экспорт товаров – морской. Поэтому именно эта страна является лидером в производстве крупных судов для перевозки различной продукции.

2. Почему в Южной и Юго-Восточной Азии плотность населения наиболее велика в долинах и дельтах рек?

На такое размещение населения влияет исторический факто (формирование поселений у воды), а также то, что основной сельскохозяйственной культурой данных регионов является рис, для выращивания которого требуется много воды. Также реки являются важным транспортным путем, связывающим города.

3. Почему животноводство стало главной отраслью хозяйства Монголии?

Для территории Монголии характерен резко континентальный климат, характеризующийся жарким летом и холодной зимой. В результате воздействия климата продляющими природными зонами являются степи и лесостепи, также значительную часть территории занимают пустыни. Данные условия ограничивают развитие растениеводства, в связи с чем в структуре сельского хозяйства Монголии преобладает животноводство.

4. Почему реку Меконг можно назвать «Дунаем Азии»?

Так как река Меконг протекает сразу по территории нескольких государств и активно используется для судоходства и торговли между странами.

5. Почему в структуре промышленности Японии на добывающие отрасли приходится всего 0,3% ?

Добывающая отрасль занимает только 0,3% в структуре Японии, так как страна бедна полезными ископаемыми.

6. Почему говорят: «Чтобы узнать Индию, надо жить в деревне»?

Так как в Индии низкий уровень урбанизации, всего 32% населения проживает в городах, остальное население проживает в сельской местности.

7. Почему в Австралии освоены главным образом приокеанические территории?

Так как центральную часть материка занимают пустыни, непригодные для жизни.

Выберите правильный ответ:

1. Недра стран Юго-Западной Азии богаты: нефтью, природным газом, железной рудой, ураном, рудами цветных металлов.

Ответ: Недра Юго-Западной Азии богаты нефтью и природным газом.

2. Среди продуктов сельского хозяйства Южной Азии выделяются: рис, бананы, финики, пшеница, чай, хлопок, шерсть.

Ответ: Рис, пшеница, чай.

3. Наиболее экономически развитым из четырёх главных японских островов является: 1) о. Хоккайдо; 2) о. Хонсю; 3) о. Кюсю; 4) о. Сикоку.

Ответ: остров Хонсю.

Исключите неправильные ответы:

1. Япония экспортирует: чёрные металлы, автомобили, морские суда, изделия электроники, уголь, нефть, железную руду, лесоматериалы, продукты животноводства.

Ответ: надо исключить следующие виды продукции: черные металлы, уголь, нефть, железную руду, лесоматериалы, продукты животноводства.

2. «Чайные ландшафты» характерны для: 1) Ирана; 2) Индии; 3) Непала; 4) Шри-Ланки; 5) Китая; 6) Японии.

Ответ: надо исключить Иран, Непал, Япония.

Можете ли вы:

3. Указать, какие из перечисленных ниже стран относятся к новым индустриальным странам: КНДР, Камбоджа, Республика Корея, Сингапур, Ирак?

Ответ: Республика Корея, Сингапур.

4. Указать, какие из перечисленных ниже столичных городов являются приморскими городами: Улан-Батор, Пекин, Токио, Сеул, Ханой, Дели, Багдад, Анкара, Бейрут?

Ответ: Токио, Бейрут.

5. Назвать страны Юго-Восточной Азии, входящие в интеграционную группировку АСЕАН?

Ответ: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

6. Указать, для каких из перечисленных ниже стран характерно особенно большое превышение численности мужчин над численностью женщин: 1) Турция; 2) Иран; 3) Индия; 4) Малайзия; 5) Китай; 6) Япония?

Ответ: Индия и Китай.

7. Назвать пять крупных городов Австралии?

Ответ: Сидней, Мельбурн, Брисбен, Перт, Аделаида.

Определите страны, к которым относятся следующие утверждения:

1. Страна занимает первое место в мире по показателю средней плотности населения (без микрогосударств).

Ответ: Бангладеш.

2. Страна занимает первое место в мире по запасам нефти.

Ответ: Венесуэла.

3. Страна занимает первое место в мире по площади орошаемых земель.

Ответ: Индия.

4. Страна Юго-Восточной Азии, протянувшаяся вдоль морского побережья на 1700 км и специализирующаяся на производстве риса, тропических фруктов, кофе.

Ответ: Вьетнам.

5. Страна-материк, входящая в состав Содружества.

Ответ: Австралия.

План урока

Тема программы №6: «Регионы и страны мира», 12 часа

Тема урока: «Зарубежная Азия», 2 часа

Цель урока : Познакомить учащихся с особенностями экономического и социального развития

Зарубежной Азии; выявить и показать особенности и проблемы данного региона.

Задачи урока:

    Продолжить формирование умения работать с атласом, контурными картами, статистическими данными и дополнительными источниками информации.

    Дать представление о экономико-географическом положении региона, его населении и экономическом развитии.

    Проанализировать изменения географического положения территории региона во времени.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практикума.

Оснащение урока : учебники, контурные карты, атлас, раздаточный материал, проектор,

экран, компьютер.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Ход урока

    Организационный момент

    Проверка учащихся и их настрой на урок

    Повторение ранее пройденной темы «Зарубежная Европа»

Фронтальный опрос:

    Какие субрегионы выделяют в Зарубежной Европе и как они отличаются друг от друга?

    Какой тип воспроизводства Зарубежной Европы и почему?

    Как развита промышленность и сельское хозяйство региона?

Индивидуальный опрос:

    Компьютерное тестирование.

    Изучение новой темы

    Территория и граница Зарубежной Азии

Территория Зарубежной Азии протягивается с севера на юг почти на 7тыс.км., а с запада на восток более чем на 10тыс.км. Площадь 32млн.км, 48 государств с населением 3,7млн.чел.

Страны Азии очень разные, различаются размерами территории и природными богатствами, уровнем развития, политическим устройством и т.д.

Большинство стран Азии относятся к крупным, Китай и Индия – к гигантам, но есть и микрогосударства – Сингапур, Бахрейн, Катар.

    Экономико-географическое положение Зарубежной Азии

Задание : по карте атласа и раздаточного материала, определите особенности ЕГП.

Особенности ЕГП региона:

Соседское положение стран (объединяет регион);

Приморское положение большинства стран (обеспечивает выход к морям трех океанов);

Глубинное положение некоторых стран (затрудняет связи с другими странами).

Неоднородность стран Азии

Экономически развитые страны (Израиль, Япония)

Неоднородность стран и колониальное прошлое вызывает обострение территориальных, политических и межнациональных проблем в регионе.

Территориальные споры:

Индия – Пакистан

Иран – Ирак

Индия – Китай

Греция – Турция

Япония – Россия

КНДР – республика Корея

Израиль – Палестинская автономия

    Субрегионы Зарубежной Азии

Задание : по картам атласа и раздаточного материала определите, на какие себрегионы делится Зарубежная Азия?

Восточная и Центральная Азия

    Природные ресурсы региона

Азиатски регион обладает природными богатствами и отличается их разнообразием. Азия – это регион с богатейшими минеральными ресурсами. Но если раньше главными богатствами Азии считалось золото, драгоценные и полудрагоценными камнями, то сейчас к этому перечню добавилась нефть, газ, каменный уголь и разнообразные руды.

Главное богатство региона, определяющее его в международном географическом разделении труда – это нефть. В области Персидского залива расположена одна из крупнейших в мире нефтегазоносных провинций (Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Катар). Крупные запасы нефти и газа имеются в Индонезии, Мьянме.

Бедна Зарубежная Азия земельными ресурсами – большая часть региона занята горами, песчаными и каменными пустынями.

Избыток водных и лесных ресурсов в Юго-Восточной Азии, сочетается с дефицитом в Юго-Западной и Центральной Азии.

Зарубежная Азия располагает большими и перспективными рекреационными ресурсами (Азия обладает памятниками культурного наследия).

    Население Зарубежной Азии

В Зарубежной Азии проживает более 60% мирового населения Население данного региона отличается большой численностью, высокими темпами прироста (см. карту атласа «Естественный прирост населения»), сложным составов и неравномерным размещением.

Численность населения региона существенно превышает 3млрд. человек.

В Зарубежной Азии находятся шесть из десяти крупнейших по численности населения стран мира: Индия, Китай, Индонезия, Пакистан, Япония и Бангладеш.

Состав населения Зарубежной Азии отличается большим разнообразием. Особенно пестра этническая картина. В Азии проживает более тысячи народов; население говорит на более чем пятистах языках.

Азия – это регион многонациональных стран. Этот регион является родиной трех мировых религий: христианство, ислам, буддизм.

Сложность этнических и религиозного состава ряда азиатских стран приводит к возникновению многих межэтнических и религиозных конфликтов.

Размещение населения тесно связано с природными условиями. Их разнообразие и контрастность объясняет крайнюю неравномерность размещения населения. Абсолютное большинство населения проживает на побережье морей и океанов и по берегам крупных рек.

Зарубежная Азия – самый «мужской» регион мира.

Задание : почему Азию называют самой «мужской» (вековые традиции и связанные с ними неравномерное положение мужчин и женщин обусловили численное превосходство мужчин.

    Хозяйство Зарубежной Азии

Характер и уровень экономического развития стран Зарубежной Азии также отличается значительной контрастностью.

В Азии находится одна из самых высокоразвитых стран мира – Япония и наиболее бедные и отсталые страны – Афганистан, Непал, Бутен.

Задание : учебник В.П. Максаковский ответить на вопрос, какова роль хозяйства Азии на мировой арене?

    Зарубежная Азия в системе международных экономических отношений (МЭО)

МЭО

Крупнейшие страны лидеры (Япония, Китай)

Страны Зарубежной Азии в системе международных экономических отношений имеют довольно крепкие позиции. Особенно велика роль региона в традиционных поставках минерального сырья и сельскохозяйственной продукции на мировые рынки. Во второй половине 20в. выросла роль азиатских стран в качестве экспортеров готовой промышленной продукции.

    Закрепление новой темы

    Через выполнение учащимися задания: заполнение таблицы (работа в группах)

    Домашнее задание

    Учебник В.П. Максаковский «География», стр. 223-270

    Ответить на вопросы в тетради

Как изменялась политическая карта мира во времени.

В чем заключаются различия субрегионов Западной Европы.



Похожие статьи