Заначка нации: надолго ли хватит Фонда национального благосостояния. Резервный фонд и фнб россии Цель создания фонда национального благосостояния

Фонд национального благосостояния РФ был основан 1 февраля 2008 года после расформирования стабилизационного фонда Фонд национального благосостояния РФ был основан 1 февраля 2008 года после расформирования стабилизационного фонда. Помимо создания фонда национального благосостояния, был также основан резервный фонд.

Политическая практика по основанию фонд национального благосостояния успешно функционирует на протяжении нескольких десятилетий в ряде иностранных государств. Фонд национального благосостояния чаще всего создаются на территориях осуществляющих стабильную поставку нефти за рубеж.

Назначение

Назначением фонда национального благосостояния является участие в процессе обеспечения граждан РФ пенсионными выплатами. Таким образом фонд национального благосостояния - это определенная доля денежных накоплений федерального бюджета, нацеленная на поддержку финансирования накопительной части пенсии граждан и поддержку выплат Пенсионного Фонда на случай дефицита средств.

Состав

Фонд национального благосостояния пополняется за счет двух видов поступлений:

1) Нефтегазовые денежные поступления в федеральный бюджет, при условии что резервный фонд выполняет норматив по объему.

2) Прибыль от управленческой деятельности с накоплениями фонда национального благосостояния.

Нефтегазовые денежные поступления в свою очередь складываются из:

Сбор налогов по добыче сырья.

Таможенные сбора на экспорт добытой нефти.

Таможенные сбора на экспорт газа добываемого из недр земли.

Таможенные сбора на экспорт продуктов нефтепереработки.

Управленческая деятельность по накоплениям фонда национального благосостояния выполняется Министерством по финансам РФ. Порядок управления фондом национального благосостояния строго регламентирован законодательством. Некоторые функции по управлению накоплениями выполняет Центральный Банк РФ.

Объем финансовых накоплений составляющих фонд национального благосостояния на 1 мая 2016 был оценен в 4 751 69 миллиарда рублей.

Размещение активов

Некоторая доля финансовых накоплений фонда национального благосостояния входит в международный резерв РФ. Эта доля переведена в денежные единицы других государств и числится на банковских счетах ЦБ РФ. Правительство РФ в свою очередь имеет право вкладывать долю фонда национального благосостояния в финансовые активы иных государств.

Данная ситуация создает некоторую опасность для фонда национального благосостояния, по причине невозможности быстрого вывода накоплений при появлении острой потребности.

По состоянию на лето 2016 года на счетах ЦБ РФ с учетом доли фонда национального благосостояния находиться примерно 19,56 миллиарда американских долларов, 20,76 миллиардов евро, 3,83 миллиарда английских фунтов. Все перечисленные финансовые активы учитываются при подсчете золотовалютного резерва РФ.

Таким образом золотовалютный резерв РФ является надежным, но не приносит значительного дохода по сравнению с фондом национальном благосостояния, который может принести больший доход при правильном управлении, но одновременно является более рискованным при вложении.

Редактор: Игорь Решетов

Фонд национа́льного благосостоя́ния Росси́и (ФНБ) сформирован 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Фонд является частью механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу . ФНБ, изначально предназначенный страховать пенсионную систему, хранился в ликвидных инструментах и использовался для борьбы с кризисом в 2008-2009 гг.

Только часть ФНБ является частью золотовалютных резервов России (ЗВР), так как методика МВФ для учета ЗВР требуют уровень качества АА- практически эквивалентный иностранной валюте. Поэтому в ЗВР входит только его часть, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством Российской Федерации на счетах в Банке России, которая инвестируется Банком России в иностранные финансовые активы требуемой надежности.

Часть средств ФНБ вложена в проекты, что недопустимо по уровню риска и ликвидности для ЗВР и не учитывается в них. Таким образом, ФНБ выполняет функции более рискового, но потенциально более доходного инструмента чем ЗВР для Правительства РФ.

Описание

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета , подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации .

Управление средствами ФНБ

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Формирование фонда

Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

14 июля 2017 года Государственная дума во втором чтении одобрила законопроект о новой редакции бюджетных правил, по которому средства резервного фонда до 1 февраля 2018 года переводятся в собственность ФНБ. К 1 июля резервный фонд составлял менее 1 трлн руб., которые предполагалось полностью потратить согласно бюджетным проектировкам .

Размещение

21 апреля 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин подписал постановление Правительства России о том, что до 1 февраля 2012 года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете сведения об объёмах поступивших на счета Резервного фонда и Фонда национального благосостояния средств, о том, где они размещены и как используются . Тем не менее, данные продолжают публиковаться.

17 декабря 2013 СМИ сообщили о намерении России разместить 15 млрд $ из Фонда национального благосостояния в украинские государственные облигации. Данное соглашение было достигнуто в ходе переговоров Президентов России и Украины 17 декабря 2013 г.

Однако согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния»: «…К долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, относятся долговые обязательства в виде ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции и Швеции…».

23 декабря 2013 года глава правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, изменяющее порядок размещения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в долговые обязательства иностранных государств. Согласно документу, инвестировать средства ФНБ в иностранные гособлигации отныне допускается на основании отдельных решений правительства РФ, что дает возможность вкладываться в бумаги государств «с более высоким уровнем риска». данное постановление разрешило проблему вложения средств ФНБ на Украину.

Структура размещения активов и проблема их ликвидности

По мнению британского еженедельника Economist на ноябрь 2014 г. из 170 млрд долларов находящихся в Резервном фонде и ФНБ большая часть может быть неликвидна или недоступна для использования в случае срочной необходимости. The Economist выражает сомнения относительно доступности средств ФНБ для срочных нужд российского правительства. Издание отмечает, что на ноябрь средства фонда (около 80 млрд $) оказались вложены в различные долгосрочные проекты. По словам Сергея Гуриева средства ФНБ также выданы Внешэкономбанку на строительство олимпийских объектов в Сочи и другие инфраструктурные проекты. В свою очередь бывший министр финансов России Михаил Задорнов в интервью телеканалу Дождь заявил, что возможная к использованию сумма ЗВР может составлять 200 млрд долларов.

При этом мнение обозревателей выражаемое в СМИ сильно отличатся от официальной отчетности ФНБ и аудиторских заключений.

В соответствии с финансовым отчетом фонда предоставленным аудиторами, на июнь 2016 года в ценных бумагах класса AA- и выше размещено:

  • 19,56 млрд долларов США
  • 20,76 млрд евро
  • 3,83 млрд фунтов стерлингов

Эти средства учитываются в ЗВР.

Всего в рисковые активы вложено 1,6 триллиона рублей (около 34 % ФНБ) с долговыми обязательствами перед ФНБ в рублях и валюте примерно поровну. Такие активы делятся на кредиты банкам РФ. Отчетность ФНБ вопреки мнению обозревателей The Economist фиксирует только 0,463 триллиона рублей непосредственно на относительно рисковые инвестпроекты. И даже Счетная Палата палата считает, что рисковые инвестиции ФНБ в проекты отстают от планов освоения и почти половина выделенных на проекты средств остается в виде иностранной валюты.

Рисковые вложения фонда и их доходность

В декабре 2014 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», согласно которому до 10 % средств Фонда национального благосостояния может быть размещено в российских банках для финансирования инфраструктурных проектов . 30 декабря 2014 года банк ВТБ уже получил первый транш в размере 100 млрд рублей из ФНБ, второй транш в размере 150 млрд рублей ожидается в первом квартале 2015 года .

Следует отметить, что риск вложений ФНБ в проекты в виде кредитов потенциально приносит доход на порядок больше, чем высоконадежные долговые облигации США в долларах и ЕС в евро, так как последние имеют доходность порядка 1 % годовых. Поскольку размещение вероятно производится в краткосрочных облигациях, чтобы иметь возможность сразу же получить наличные доллары и евро, то доход от инвестирования ФНБ в экономику США и ЕС составляет 0,46 % годовых.

При этом кредиты выданные ФНБ приносят ему ежемесячные доходы по ставке порядка 6,5 % годовых в валюте и 23,63 % в рублях.

Прибыль от размещения активов ФНБ перечислят в бюджет.

Динамика изменений

Дата Размер фонда,
млрд $
Размер фонда,
млрд р.
01.02.2008 32,00 783,31
01.03.2008 32,22 777,03
01.04.2008 32,90 773,57
01.05.2008 32,72 773,82
01.06.2008 32,60 773,93
01.07.2008 32,85 770,56
01.08.2008 32,69 766,48
01.09.2008 31,92 784,51
01.10.2008 48,68 1 228,88
01.11.2008 62,82 1 667,48
01.12.2008 76,38 2 108,46
01.01.2009 87,97 2 584,49
01.02.2009 84,47 2 991,50
01.03.2009 83,86 2 995,51
01.04.2009 85,71 2 915,21
01.05.2009 86,30 2 869,44
01.06.2009 89,86 2 784,14
01.07.2009 89,93 2 813,94
01.08.2009 90,02 2 858,70
01.09.2009 90,69 2 863,08
01.10.2009 91,86 2 764,37
01.11.2009 93,38 2 712,56
01.12.2009 92,89 2 769,84
01.01.2010 91,56 2 769,02
01.02.2010 90,63 2 757,89
01.03.2010 89,63 2 684,21
01.04.2010 89,58 2 630,27
01.05.2010 88,83 2 601,62
01.06.2010 85,80 2 616,54
01.07.2010 85,47 2 666,41
01.08.2010 88,24 2 663,76
01.09.2010 87,12 2 671,54
01.10.2010 89,54 2 722,15
01.11.2010 90,08 2 772,80
01.12.2010 88,22 2 761,96
01.01.2011 88,44 2 695,52
01.02.2011 90,15 2 674,53
01.03.2011 90,94 2 631,98
01.04.2011 91,80 2 609,66
01.05.2011 94,34 2 594,58
01.06.2011 92,54 2 597,55
01.07.2011 92,61 2 600,00
01.08.2011 92,70 2 566,04
01.09.2011 92,63 2 673,05
01.10.2011 88,69 2 827,10
01.11.2011 91,19 2 726,42
01.12.2011 88,26 2 764,40
01.01.2012 86,79 2 794,43
01.02.2012 88,33 2 682,21
01.03.2012 89,84 2 600,88
01.04.2012 89,50 2 624,78
01.05.2012 89,21 2 619,52
01.06.2012 85,48 2 773,78
01.07.2012 85,64 2 810,45
01.08.2012 85,21 2 742,85
01.09.2012 85,85 2 772,45
01.10.2012 87,61 2 708,58
01.11.2012 87,19 2 748,67
01.12.2012 87,47 2 716,61
01.01.2013 88,59 2 690,63
01.02.2013 89,21 2 678,63
01.03.2013 87,61 2 682,58
01.04.2013 86,76 2 696,73
01.05.2013 87,27 2 727,79
01.06.2013 86,72 2 739,33
01.07.2013 86,47 2 828,23
01.08.2013 86,90 2 858,04
01.09.2013 86,77 2 884,79
01.10.2013 88,03 2 847,35
01.11.2013 88,74 2 845,19
01.12.2013 88,06 2 922,79
01.01.2014 88,63 2 900,64
01.02.2014 87,39 3 079,94
01.03.2014 87,25 3 145,34
01.04.2014 87,50 3 122,51
01.05.2014 87,62 3 127,94
01.06.2014 87,32 3 033,17
01.07.2014 87,94 2 957,38
01.08.2014 86,46 3 088,79
01.09.2014 85,31 3 150,50
01.10.2014 83,20 3 276,79
01.11.2014 81,74 3 547,02
01.12.2014 79,97 3 994,12
01.01.2015 78,00 4 388,09
01.02.2015 74,02 5 101,83
01.03.2015 74,92 4 590,59
01.04.2015 74,35 4 346,94
01.05.2015 76,33 3 946,42
01.06.2015 75,86 4 018,51
01.07.2015 75,65 4 200,53
01.08.2015 74,56 4 398,15
01.09.2015 73,76 4 903,67
01.10.2015 73,66 4 878,80
01.11.2015 73,45 4 728,39
01.12.2015 72,22 4 784,05
01.01.2016 71,72 5 227,18
01.02.2016 71,15 5 348,66
01.03.2016 71,34 5 356,96
01.04.2016 73,18 4 947,33
01.05.2016 73,86 4 751,69
01.06.2016 72,99 4 823,19
01.07.2016 72,76 4 675,36
01.08.2016 72,21 4 842,00
01.09.2016 72,71 4 719,17
01.10.2016 72,71 4 617,54
01.11.2016 72,20 4 541,93
01.12.2016 71,26 4 628,09
01.01.2017 71,87 4 359,16
01.02.2017 72,46 4 359,30
01.03.2017 72,60 4 206,38
01.04.2017 73,33 4 134,27
01.05.2017 73,57 4 192,50
01.06.2017 74,18 4 192,30

См. также

Примечания

  1. «Предназначение ФНБ»
  2. Международные резервы Российской Федерации | Ежемесячные значения на начало отчетной даты | Банк России (неопр.) . www.cbr.ru. Дата обращения 30 июля 2016.
  3. Вадим Вислогузов . Госдума объединила заначки Газета «Коммерсантъ» № 127 от 15.07.2017, стр. 2
  4. Начало рабочей встречи с помощником Президента Аркадием Дворковичем На официальном сайте Президента России 13 октября 2008 г.

Введение

Актуальность выбранной мною темы курсовой работы обусловлена тем, что в современных условиях добровольные пенсионные накопления граждан Российской Федерации являются одним из приоритетных направлении деятельности государства. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В свою очередь целью курсовой работы является исследование деятельности Фонда национального благосостояния.

Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:

    Исследовать цели деятельности и структуру управления фондом;

    Изучить направления деятельности

    Анализировать доходность деятельности.

Объектом и предметом исследования является деятельность Фонда. Информационную базу исследования составляют отчеты министерства финансов Российской Федерации.

К работе прилагаются схемы и таблицы.

В ходе выполнения курсовой работы были изучены нормативные акты, так же постановления и приказы правительства Российской Федерации.

Глава 1. Деятельность фонда, ее цели. Формирование средств фонда и ее использование.

1.1 Сущность фонда национального благосостояния

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу

Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Фонд национального благосостояния и резервный фонд были сформированы в феврале 2008 года после разделения стабилизационного фонда. Они формируются из нефтегазовых доходов и доходов от управления деньгами. Средства ФНБ расходуются на поддержания стабильности госбюджета и софинансирования пенсионных накоплений граждан. Средства резервного фонда направляются на финансирование нефтегазового трансферта (см. приложение 1). Доход фондов формируется путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета. Кроме того, средства фондов могут размещаться в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

1.2 Формирование и использование Фонда национального благосостояния.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Расчет объема нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших в отчетном месяце, за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших в декабре отчетного финансового года, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации ежемесячно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Использование нефтегазовых доходов за отчетный месяц на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта осуществляется:

    в полном объеме - если объем нефтегазовых доходов за отчетный месяц не превышает разницы между величиной нефтегазового трансферта на текущий финансовый год, утвержденной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и объемом нефтегазовых доходов федерального бюджета, фактически перечисленных в текущем финансовом году на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем;

    в объеме, равном разнице между величиной нефтегазового трансферта на текущий финансовый год, утвержденной федеральным законом о федеральном бюджете и объемом нефтегазовых доходов федерального бюджета, фактически перечисленных в текущем финансовом году на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным, - если объем нефтегазовых доходов за отчетный месяц превышает сумму, необходимую для достижения утвержденной величины нефтегазового трансферта.

В случае достижения утвержденной величины нефтегазового трансферта нефтегазовые доходы федерального бюджета подлежат использованию на формирование Резервного фонда.

В случае достижения указанной нормативной величины Резервного фонда нефтегазовые доходы федерального бюджета подлежат использованию на формирование Фонда национального благосостояния.

Использование нефтегазовых доходов в текущем месяце на формирование Фонда национального благосостояния осуществляется в объеме, равном объему нефтегазовых доходов федерального бюджета, фактически поступивших в текущем финансовом году, уменьшенному на утвержденную величину нефтегазового трансферта и объем нефтегазовых доходов федерального бюджета, фактически перечисленных в текущем финансовом году на формирование Резервного фонда (с учетом объема нефтегазовых доходов, подлежащих перечислению на формирование Резервного фонда в текущем месяце) и Фонда национального благосостояния по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем.

Расчет объема нефтегазовых доходов за декабрь и расчет объема нефтегазовых доходов за декабрь, используемых на формирование Резервного фонда или на формирование Фонда национального благосостояния, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации до 25 января года, следующего за отчетным годом.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта.

Нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния после наполнения Резервного фонда до размера указанного выше. Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период. Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен.

Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Правительство Российской Федерации вправе до 1 января 2014 г. без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства Фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Средства Фонда национального благосостояния, подлежащие использованию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, перечисляются Федеральным казначейством на основании поручений Министерства финансов Российской Федерации со счета по учету средств Фонда национального благосостояния на счет по учету средств федерального бюджета.


Как уже наверное догадались, речь пойдет о Международных резервах, которые еще называют Золото-валютными резервами, также поговорим и о фондах, которые были образованы при ликвидации Стабилизационного Фонда и разделения его на две части на Фонд национального благосостояния и Резервный Фонд. Поговорить о них, думается, стоит, потому что сегодня выдвигается тезис, что чуть ли не все деньги, получаемые от продажи нефти и газа, Россия возвращает в США, через механизм покупки облигаций государственного займа Правительства США.

Популярные экономисты предлагают в сию же секунду осуществить национализацию Центрального банка и видят в этом великое благо для нашего государства. Находятся и политические деятели, которые под этот простой и понятный для сердца простого человека лозунг о красивой жизни, призывают людей к активным уличным действиям, говоря о вредительской деятельности монетаристов ЦБ. Поэтому хочется разобраться во всех этих резервах и понять, что правда а что ложь в сладких речах экономистов и политиков.

Итак, начнем с фондов - наследников Стабфонда (Фонда национального благосостояния и Резервного фонда).

Бюджетный кодекс РФ говорит следующее.

Статья 96.9. Резервный фонд.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.размер на 1 февраля 2015 года - 5 864,90 млрд. рублей.

Резервный фонд формируется за счет:

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Размер фонда - 5 101,83 млрд.руб.

Фонд национального благосостояния формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины.

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

Долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
- долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
- депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», в том числе в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;
- долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- паи (доли участия) инвестиционных фондов.

В целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» до 7 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах в указанной государственной корпорации.

В целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, до 10 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации в российских кредитных организациях.

В Послании Президента В.Путин сказал : "С 2013 года после создания соответствующей управляющей структуры предлагаю часть средств Фонда национального благосостояния – для начала это может быть сумма до 100 миллиардов рублей, некоторые считают, что не менее 100 миллиардов рублей, – нужно вкладывать уже в российские ценные бумаги. Они должны быть связаны с реализацией инфраструктурных проектов».

В чем он виноват ЦБ? В чем виновато руководство страны? Ведь существующая система, сложилась в результате двух мировых войн и геополитической катастрофы - крушения СССР и стран советского лагеря. И система такова нравится она нам или нет.

Хочешь вести международную торговлю - покупай доллары, в которых она осуществляется, покупай специальные права заимствования за доллары, вступай в МВФ и другие международные организации и выполняй их правила.

В чем укор ЦБ? Мы видим, что доходы от продажи нефти идут вовсе не в бюджет США, а на развитие экономики России, на покрытие рисков, связанных с падением цен на нефть (организованное США).

Критика в чем? Призывают отказаться полностью от существующей системы, национализировать ЦБ и запустить эмиссию рубля, не обеспеченную международной резервной валютой – долларом США, облигациями займов МВФ, валютами других стран.

Давайте представим, что мы это сделали. Возникает вопрос: как мы купим нужные для нашей экономики товары, услуги, технологии? За рубли? Но, в существующей системе, для покупки тех или иных нужных для нашей экономики товаров и, услуг, сельхозпродукции, оборудования и прочих необходимых нашей экономике и населению вещей, нужны доллары США. Ведь мы не можем сегодня обеспечить себя на 100 % всем необходимым, и зависим от импортных товаров и услуг, купить которые можно в существующей международной системе лишь за доллары.

С некоторым странами, как например Китай, которым нужны наши ресурсы, и у них есть товары нужные нам, мы можем вести торговлю напрямую, без доллара. Это становится возможным еще и из-за территориальной близости Китая, и высокого уровня его государственного суверенитета.


Сейчас многие говорят и пишут о том, как сократился резервный фонд и ФНБ России , когда закончатся средства ФНБ и резервного фонда, и т.п. Так что я тоже решил не оставаться в стороне, и напишу немного своего мнения по этим вопросам – по использованию средств резервных фондов РФ. Но для начала немного теории и аналитики, чтобы хорошо представить себе, о чем вообще идет речь.

Итак, вообще наличие резервного фонда – это нормальная и необходимая практика для любого субъекта хозяйствования: от государства до отдельно взятого человека. Средства резервных фондов служат т.н. финансовой “подушкой безопасности”, которую всегда можно использовать при наступлении неких форс-мажорных ситуаций, требующих финансирования.

Россия задумалась о необходимости создания государственных резервов в начале 2000-х годов, и 1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд (идея его создания принадлежала тогдашнему министру финансов Алексею Кудрину). Стабилизационный фонд формировался из ведущих мировых валют (в первую очередь – долларов и евро), а также высоконадежных облигаций развитых стран. Первоначальный объем стабилизационного фонда составлял всего 5,9 млрд. долларов или 171,3 млрд. рублей.

На протяжении последующих лет стабилизационный фонд России постепенно пополнялся, а в преддверии финансового кризиса 2008 года, а точнее – 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд, объем которого на тот момент составлял уже 156,81 млрд. долларов или 3,849 трлн. рублей, был разделен на два разных фонда:

  1. Резервный фонд (на тот момент – 125,19 млрд. долларов или 3,058 трлн. рублей);
  2. Фонд Национального Благосостояния ФНБ (на тот момент – 32 млрд. долларов или 783 млрд. рублей).

Рассмотрим кратко основные характеристики этих фондов.

Резервный фонд РФ.

Резервный фонд России формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, превышающих плановые поступления по этим статьям бюджета, а также за счет доходов от управления активами самого фонда. При этом в резервный фонд направлялись нефтегазовые доходы, не превышающие 7% от ВВП государства, а остальная часть таких доходов направлялась в Фонд Национального Благосостояния.

Размер Резервного фонда в первые месяцы его основания сначала немного рос, но уже с сентября 2008 года начал планомерно снижаться. На текущий момент из первоначальных 125 млрд. долларов в нем осталось всего 16 млрд. долларов, и это уже составляет чуть более 2% к ВВП (вместо запланированных 7%).

Фонд Национального Благосостояния (ФНБ) РФ.

ФНБ России формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, превышающих плановые поступления по данным бюджетным статьям и превышающих нормативные отчисления в резервный фонд РФ, а также за счет доходов от управления активами фонда.

У Фонда Национального Благосостояния четко определено назначение – софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. То есть, ФНБ был создан как часть механизма пенсионной системы, призванная обеспечить ее стабильность.

ФНБ РФ частично входит в состав России, а частично – не входит. Это объясняется тем, что в активах ФНБ имеются как допустимые по уровню риска активы для ЗВР, так и недопустимые, более рисковые, но и более доходные.

С момента своего создания ФНБ России, в отличие от резервного фонда, сначала наоборот, преимущественно рос. К 2009 году он достиг объема 90 млрд. долларов и до 2012 колебался в пределах этой отметки, после чего начал постепенное снижение. С декабря 2014 объем ФНБ снизился ниже отметки 80 млрд. долларов, и на 1 января 2017г. составил 71,87 млрд. долларов.

Что интересно, ФНБ не просто держит средства в высоконадежных активах, а и занимается более рисковой деятельностью, например, кредитованием. Крупные кредитные транши из ФНБ получали банк ВТБ, Роснефть, Росатом и другие компании. Следует понимать, что ликвидность таких активов существенно ниже, то есть, заемщики не смогут мгновенно вернуть взятые кредиты. А это значит, что далеко не все средства ФНБ РФ есть возможность сразу же при необходимости использовать.

Расходование средств резервного фонда и ФНБ России.

Ну а теперь переходим к самому интересному – к тому, что объемы этих фондов в последние годы серьезно снизились, и уже многие экономисты предсказывали и предсказывают их полное истощение в ближайшем будущем, в частности называют 2017-2018 годы.

Что мы имеем по факту. Объем резервного фонда РФ только за декабрь 2016 год в долларовом эквиваленте снизился почти в 2 раза (с 31,30 до 16,03 млрд. долларов), а за весь 2016 год – в 3,12 раз (с 49,95 млрд. долларов). За последние 3 года с начала 2014 года объем резервного фонда снизился в 5,45 раз (с 87,38 млрд. долларов). Логично предположить, что в 2017 году при продолжении использования он действительно полностью иссякнет (либо же там останется какая-то символическая сумма).

С ФНБ пока не такая страшная картина: в долларовом эквиваленте за 2016 год он практически не изменился, в рублевом – снизился на 17% (из-за укрепления рубля к доллару). Однако, это благодаря тому, что на покрытие дефицита бюджета и прочие недостающие расходы все это время использовался преимущественно резервный фонд. Теперь его уже практически не осталось, и вероятно, придется “залезать” и в ФНБ.

Если рассматривать только покрытие бюджетного дефицита, то согласно официально принятому бюджету, он в 2017 году запланирован на уровне 2,75 трлн. рублей. Если покрыть только эту официальную цифру за счет средств ФНБ, его размер уменьшится с нынешних 4,36 трлн. рублей в 2,7 раз, и на конец года в фонде останется только 1,71 трлн. рублей. И при продолжении тенденции этой суммы уже может не хватить в следующем 2018 году.

Собственно об этом и тревожатся многие экономисты, как видите, расчет тут очень простой и логичный. А с учетом того, что еще не все средства ФНБ можно вот так просто взять и использовать (ведь частично они вложены в кредиты, то есть, не доступны на конкретный момент), то реальных возможностей у Фонда Национального Благосостояния еще меньше.

Конечно, нельзя на 100% утверждать, что резервный фонд и ФНБ РФ будут потрачены. Потому что для финансирования недостающих расходов можно использовать и другие инструменты, например, внешние и внутренние займы. К внешним займам в наиболее выгодных финансовых структурах западных стран для России сейчас дорога закрыта из-за санкций, но при желании можно найти более дорогие кредиты, допустим, в странах Азии.

Также можно пойти по пути внутренних займов, выпуская долговые обязательства. И этот механизм уже запущен: Минфин начал выпуск и размещение ОФЗ, пока не на столь значительные суммы.

Здесь нужно вспомнить, что в 2008 году активное привлечение внутренних займов через ГКО привело к страны (Россия отказалась платить по ГКО), поэтому с данным инструментом следует быть осторожным как эмитенту, так и желающим занять свои деньги государству.

К чему можно прибегнуть еще? К устранению или снижению дефицита бюджета путем увеличения некоторых доходных статей и сокращения расходных. Судя по опыту, это может быть поднятие налогов и снижение социальных расходов. Отдельные шаги в этом направлении тоже уже ведутся, например, расходы на медицину в 2017 годы снижены на треть.

В общем, варианты есть, но все они несут свои трудности, и пока еще реально проблему дефицита бюджета не решают – он есть и довольно большой.

Стоит ли тратить средства ФНБ и резервного фонда РФ?

Ну и в заключение напишу, что я думаю по данному вопросу. Само по себе использование резервных фондов – это вполне нормальная практика, ведь ради этого они и создаются. Другой вопрос в том, что резервные фонды предназначаются для использования в форс-мажорных ситуациях, после чего их необходимо восстанавливать для обеспечения последующей такой же возможности. И вот когда восстановления не происходит – это уже проблема.

Мои постоянные читатели знают, что я люблю сравнивать государство/предприятие с человеком или семьей в части необходимости ведения бюджета, учета доходов и расходов, формирования денежных фондов и т.д. Сегодня, чтобы было проще понять, я проведу обратное сравнение.

Вот представьте: есть человек, у которого сформированы в размере 6 месячных доходов. И в какой-то момент этот человек теряет работу, теряет свои доходы – у него возникает форс-мажорная ситуация. Человек начинает использовать свой резервный фонд, которого ему хватит, чтобы безбедно прожить 6 месяцев. Но что он должен делать одновременно? Правильно: искать новую работу, новые источники дохода! И если за этот период он не найдет таких источников, его резервный фонд истощится, и вот тут наступит настоящее финансовое бедствие.

Что делает сейчас Россия по аналогии с этим человеком? Она утратила свою “работу” – доходы от продажи нефти, цена на которую существенно упала, и при этом не ищет новую “работу”, а просто потихоньку “проедает” накопленные резервы. Еще больше ситуацию усугубляют санкции и антисанкции – это по аналогии означает, что теперь человека не везде то и возьмут на работу, самая интересная и перспективная работа для него закрыта.

В данной ситуации человек должен стремиться максимально исправить, улучшить свою репутацию, чтобы найти новые источники дохода, ведь времени осталось не так много. Россия ничего этого не делает, а просто гордо ждет, когда опять поднимутся цены на нефть, чтобы она могла жить и зарабатывать “по прежнему”. А поднимутся ли они, да еще в такой короткий оставшийся срок – это большой вопрос. Это все равно, что человек бы сидел и ждал, когда его вновь позовут на работу, с которой уволили, ведь он же считает себя очень ценным и незаменимым работником.

В общем, как по мне, это совершенно тупиковая позиция, но к чему она в результате приведет – будем наблюдать. Пока что ситуация нерадужная.

Теперь вы имеете представление о том, что такое резервный фонд и ФНБ России, как они изменяются, когда могут закончиться средства фондов и почему. Выводы делайте сами.

До новых встреч на ! Повышайте свою финансовую грамотность и учитесь самостоятельно анализировать финансово-экономическую ситуацию.



Похожие статьи