Выплаты по офз. Облигации федерального займа (ОФЗ) - это

В апреле 2017 года Минфин анонсировал выпуск облигаций федерального займа , тут же прозванными СМИ «народными ОФЗ» .

Обращали на себя внимание формулировки финансового ведомства - облигации были рассчитаны на граждан «с достатком ниже среднего, не владеющие финансовой теорией, не владеющие глубокими знаниями и пониманием функционирования финансового рынка»(!). Об этом 22 марта 2017 г. заявил директор департамента госдолга и государственных финансовых активов Минфина Константин Вышковский (по сообщению Rambler News Service).

«Народные облигации» не являются инструментом пополнения бюджета(!), заявил, в свою очередь, замглавы Минфина Сергей Сторчак.

Нас заинтересовала такая забота государства о бедных слоях населения, и мы решили посмотреть, что же такое государство придумало на этот раз.

В нашей статье речь идет о выпуске облигаций федерального займа для физических лиц (ОФЗ-н) № 53001RMFS. Финансовых инструментов с похожими названиями достаточно много, многие могут просто запутаться. Мы описываем ситуацию (как она есть) по состоянию на начало июля 2017 - возможно, что ситуация в дальнейшем изменится в лучшую сторону, если правительство изменит некоторые условия следующих выпусков облигаций.

В России человек, не обладающий финансовой грамотностью, имеющий свободные средства, если хранит деньги не «под подушкой» - обычно просто кладет деньги в банк на вклад по ставке 7-9% годовых. С учетом того, что вклады на сумму до 1,4 млн рублей гарантированы государством, в целом этот инструмент достаточно неплохой.

В нашей статье от 02.02.2016 года мы говорили о способах поиска государством средств для пополнения бюджета, и выпуск облигаций был в числе прочих перечисленных способов. Но мы не ожидали, что исполнение будет таким топорным… Но мы забежали вперед. Давайте рассмотрим факты.

Условия выпуска «народных облигаций» - ОФЗ-н

Итак, условия выпуска «народных облигаций - 2017» вкратце таковы.

  1. Одна облигация стоит 1 000 рублей. Минимальное число облигаций, которое можно купить - 30 штук. Максимальное - 15 000 шт. Таким образом, можно стать счастливым обладателем ОФЗ на сумму от 30 тыс. рублей до 15 млн рублей.
  2. Комиссия банка при покупке облигаций физическим лицом:

Комиссия - от 30 тысяч до 50 тысяч - 1,5%;

От 50 тысяч до 300 тысяч - 1%;

От 300 тысяч до 15 млн рублей - 0,5%.

Пока облигации можно купить только в двух банках-агентах - Сбербанке и ВТБ-24.

  1. Облигации не обращаются на вторичном рынке - т.е. продать (предъявить к погашению) их можно только через банки-агенты.
  2. Существует также и комиссия при досрочном погашении облигаций - если деньги вам понадобятся до истечения 3-летнего срока - это можно сделать, но придется заплатить банку-агенту комиссию. В этом случае доходность облигаций будет, естественно, ниже ожидаемой.

При досрочном погашении облигаций при сроке владения менее 12 месяцев вам вообще вернут только вложенные средства, без накопленного дохода. С учетом комиссии при покупке и погашении в этом случае получится отрицательная доходность облигаций.

  1. Доход выплачивается каждые полгода в течение трех лет (т.е. 6 раз). Доход постепенно повышается - можно получить доход от 7,5% годовых до 10,5% годовых. За первые 6 месяцев выплата осуществляется из расчета 7,5% годовых, за вторые 6 месяцев - 8% годовых, и так далее, с повышением на 0,5% каждые полгода. За последние 6 месяцев выплата осуществляется в размере 10,5% годовых.

Итого средняя доходность облигаций составляет 8,91% годовых.

Проще говоря, купив облигаций на 100 тысяч рублей в первые дни официального размещения выпуска - то есть положив деньги «в заморозку» на три года, по истечении трех лет в совокупности можно получить 126,73 тысячи рублей, исходя из средней доходности облигаций по ставке 8,91% годовых. Однако вы заплатите банку 1000 рублей (1%) комиссии при покупке облигаций. То есть Ваш доход составит 125,73 тысячи рублей. Средняя годовая доходность в этом случае составит 8,57% годовых.

Сказать честно, все немного сложнее, но дабы не затруднять читателя, мы не станем детализировать. Инструмент ведь рассчитан на граждан, не владеющих финансовой теорией, и мы тоже не станем углубляться в детали... Любителям тонкостей можем посоветовать зайти на специализированные финансовые форумы.

Ну вот как можно утверждать, что вот эти формулировки условий выпуска ОФЗ : «…купонный доход: по первому купону - 38 (тридцать восемь) рублей 84 копейки; по второму купону - 39 (тридцать девять) рублей 89 копеек; по третьему купону - 42 (сорок два) рубля 38 копеек; по четвертому купону - 44 (сорок четыре) рубля 88 копеек; по пятому купону - 49 (сорок девять) рублей 86 копеек; по шестому купону - 52 (пятьдесят два) рубля 36 копеек» рассчитаны на граждан с небольшой финансовой грамотностью?

Плюс непонятные разъяснения Минфина по поводу обложения НДФЛ дохода по облигациям (в частности, замглавы минфина Илья Трунин заявлял, что министерство внесло в правительство законопроект, освобождающий от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) доход по облигациям, но пока это только законопроект. Об этом пишет «Российская газета» - уважаемое официальное издание в своей новости от 15.03.2017). Вообще по российскому налоговому законодательству доход с процентов по государственным ценным бумагам не облагается НДФЛ. А вот в случае досрочного погашения облигаций все непонятно пока... В общем, пока вопрос остается открытым.

А стоимость облигаций по состоянию на предполагаемую дату покупки проще всего узнать с помощью калькулятора на сайте Минфина - вот .

Стоимость размещения может изменяться в зависимости от ситуации на рынке, и может быть как выше, так и ниже номинала.

Только следует иметь в виду следующее:


Чтобы лучше уяснить себе суть такого финансового инструмента, как облигации федерального займа (ОФЗ-Н) - представьте себе самый простой аналог народных ОФЗ - срочный банковский вклад сроком на три года с выплатой процентного дохода каждый полгода.

Однако банковский вклад по сравнению с облигациями имеет свои преимущества.

Сейчас можно найти банковский вклад с достаточно привлекательными условиями - по ставке, немногим меньше по доходности по сравнению с облигациями.

К примеру, положив деньги на банковский вклад по ставке 8% годовых сроком на 12 месяцев - вы имеете возможность через год получить свои деньги полностью вместе с процентным доходом, без всякого удержания НДФЛ.

Если же вдруг инфляция в стране резко увеличится, то ставки по банковским вкладам тоже пойдут вверх - всегда будет возможность переложить средства на более выгодный вклад.

Говорить о надежности облигаций перед банковскими вкладами можно, конечно, только это тоже сомнительное преимущество. Вклады суммой до 1,4 млн рублей застрахованы государством. К тому же не все забыли еще про ГКО и дефолт 1998 года, когда государство отказалось от своих обязательств - мы, кстати, писали об этом в .

О целях выпуска «народных облигаций»

Однако вернемся к целям выпуска облигаций. Напомним, что облигации рассчитаны на население с доходом ниже среднего(!). Выпуск облигаций рассчитан на людей, не обладающих финансовой грамотностью(!).

Хм… Люди с достатком «ниже среднего» способны «заморозить» тридцать тысяч рублей, заработанных кровью и потом, на три года, отдав сразу 450 рублей комиссии банку просто так? Для привлечения небогатых слоев населения - вообще-то нужно отменять все комиссии, и снижать минимальную сумму вложений с тридцати тысяч рублей до тысячи рублей… Если заботитесь о бедных - нужно увеличить процент дохода тогда…

Анализ условий выпуска облигаций, комиссии, о которых не все знают, да и сыроватый механизм приобретения облигаций не подтверждают того, что они рассчитаны на людей, не обладающей финансовой грамотностью…

Промашка Минфина? Однозначно. Об одних и тех же вещах спорит достаточно большое число экспертов - а это уже говорит о не самых простых условиях выпуска облигаций.

Как показал анализ результатов продаж ОФЗ-н - «средний чек» при покупке облигаций составляет около 1 млн рублей.

И тут промашка? Люди, способные купить облигаций на 1 млн рублей, имеют достаток ниже среднего?! Если выпускается продукт под одну целевую категорию клиентов, а приобретает его другая категория - вот это уже очень серьезный аналитический просчет Минфина. Фактически - Минфин не смог разработать финансовый продукт для граждан с достатком ниже среднего.

И если все остальные решения принимаются так же - возникают сомнения о способностях наших чиновников эффективно управлять деньгами государства…

Загадочный спрос на облигации - в чем подвох?

При появлении новостей о ходе продаж облигаций обращает на себя внимание «ажиотажный» спрос на облигации - как это представляется в некоторых СМИ.

Напомним, что Минфином эмиссия осуществлялась два раза в рамках одного выпуска № 53001RMFS. Первый раз - в апреле 2017, и второй раз - в июне 2017 года. Объем выпуска в апреле - 15 млрд рублей, и в июне - тоже 15 млрд рублей. Итого на общую сумму 30 млрд рублей. Облигации были разделены между Сбербанком и ВТБ.

Свою «долю» из первой части - а это почти 10 млрд рублей - Сбербанк продал менее чем за месяц. Со второй частью выпуска ситуация похуже, о чем мы ниже скажем отдельно.

Тем не менее обращает на себя загадочность повышенного спроса на облигации федерального займа в первое время с момента их появления. У нас нет объяснений этого явления, растиражированного в СМИ.

Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку?...

Реально этот инструмент - невыгодный, а он якобы пользуется спросом… В чем подвох?

Кто купил облигации (ОФЗ) - 2017? Давайте честно попытаемся предположить.

Обычные пенсионеры (а их десятки миллионов) - нет.

Люди младше 18 лет - нет.

Люди, получающие обычную заработную плату (реальная по стране в среднем - 15 000 - 20 000 рублей в месяц) - нет.

Может, бизнесмены? Заморозить деньги на 3 года под небольшой, в общем-то, процент? Никогда. Им и так оборотных средств всегда не хватает.

Кто остается?

Люди, у которых есть деньги, умеют их считать. И они могут подобрать для себя гораздо более выгодные инструменты для инвестирования. К примеру, если у человека есть достаточно высокооплачиваемая работа (чтобы оформить налоговый вычет в размере 400 тысяч рублей), то открытие ИИС (индивидуального инвестиционного счета) и покупка с него публичных ОФЗ (только уже не «народных») - скорее всего, будет более выгодным вариантом, чем приобретение ОФЗ-н . Значит, богатые инвесторы тоже отпадают.

Тогда кто же тогда купил «народные облигации»?

Перебор всех возможных вариантов дает следующие выводы:

Облигации федерального займа куплены по просьбе чиновников Минфина и ЦБ их близкими людьми. Нужно же кому-то для вида спрос поднимать. Явный провал акции в самом начале грозит кадровыми оргвыводами, а ради кормушки можно немного и ужаться…

Реальный объем продаж ОФЗ-н не соответствует заявленному в СМИ, хотя это из области фантастики, конечно.

Возможно, какую-то часть людей «из народа» в очередной раз элементарно «развели». Хотя, конечно, всегда были и есть люди, которые «ведутся» на пропаганду провластных СМИ. Кто-то ведь тоже повелся в свое время и на «народное IPO» при покупке акций ВТБ-24, на «МММ-2012» и так далее…

Других логических объяснений «ажиотажного спроса» на облигации у нас нет.

Тем не менее в конце июня - начале июля 2017 года стало заметно падение спроса на ОФЗ-н . Со слов представителей Минфина - сейчас продажи облигаций «несколько затормозились». Чиновники из Минфина 26.06.2017 заявили, что хотели бы увеличить количество банков-агентов, через которые можно было бы продавать облигации. Более того - есть разговоры о возможности продажи облигаций через брокеров.

Говоря простым языком - Штирлиц Минфин никогда еще не был так близок к провалу… В переводе на народный язык - в продаже облигаций наступили признаки ожидаемого краха.

Зачем же государству понадобилось вообще выпускать облигации ?

Облигации выпускаются всегда для привлечения средств инвесторов, что бы там ни говорил Минфин.

Вытащить средства «из-под подушек» у населения не получилось. Возможно, часть средств была просто снята гражданами с банковских вкладов и вложена в облигации. Хотя в масштабах страны это не увидеть, объем выпуска облигаций слишком мал.

Явным лохотроном и финансовой пирамидой выпуск государственных облигаций, конечно, не является. Пока еще не является. Однако в памяти народа слишком много примеров, когда забота государства о народе оборачивалась против самого народа.

А может быть, государству, чтобы найти деньги для бюджета, не стоит изобретать велосипед?

Если государству нужны деньги - зачем прощать долги другим странам на огромные суммы? Мы писали об этом в нашей статье . Пусть возвращают… Зачем финансировать Киргизию суммами в размере 30 млн долларов ежегодно для поддержания ее бюджета? Зачем в марте 2017 вкладывать «лишние» деньги бюджета России в облигации США на сумму 13,5 млрд долларов США? А ставки по облигациям США - 1-2% годовых… И сразу после этого - берем в долг? То за границей в валюте под 5-6% годовых, то у собственного населения…

В переводе на нормальный язык обычного вменяемого человека - это то же самое, как если вы возьмете кредит по ставке 20% годовых, и тут же эти деньги положите на вклад по ставке 8% годовых. Ну, или вид сбоку - все свободные средства положите на вклад под 8% годовых, и тут же побежите за кредитом по ставке 20% годовых. Ни один здравомыслящий человек так не поступит.

Тут даже можно перейти на шепот - все финансовые манипуляции России с бюджетными деньгами на данном историческом этапе не представляют из себя ничего сложного, они очень примитивны по своей сути. На самом деле суть их проста - все деньги в конечном счете утекают за океан (и даже те деньги, которые воруются из бюджета отдельными лицами), хотя по форме все очень запутанно и сложно. А прикормленные властью экономисты намеренно оперируют замутненными, сложными понятиями. Вкупе с развалом системы образования в стране это начинает давать свои плоды - безграмотным народом становится проще и легче управлять.

А вот действительно реальное эффективное управление финансами государства на пользу своей стране и людям - это очень сложная и непростая вещь. Однако сейчас на политическом горизонте России нет никого, кто был бы способен это делать. Точнее, люди есть, но им этого сделать сейчас не дадут.

Гадать о будущем - неблагодарное занятие. Однако государству при развале экономики рассчитываться через три года по облигациям федерального займа в случае масштабной эмиссии, в общем-то, будет нечем… Если только не выпускать новые облигации для расчета по старым… Ничего не напоминает?

Напрашивается единственный логичный вывод - государство рассчитывает на инфляцию. Через три года - инфляция «съест» вложенные суммы вместе с процентами, рубль потихоньку обесценится, и вот тогда для государства привлечение средств населения обойдется практически бесплатно.

А если не будут покупать? А если не будут покупать - отключим газ… Классическая фраза из «Бриллиантовой руки» не теряет актуальности.

В общем, стоит ожидать чего-то одного из двух:

Либо доходность облигаций следующих выпусков будет повышаться, и тогда можно говорить о привлекательности этого инструмента (правда, это повлечет только усугубление ситуации в экономике - привлечение средств под проценты оправданно только при росте экономики);

Либо процесс выпуска подобных облигаций с этими условиями потихоньку без шума и пыли «сольют», вернув гражданам через три года обесценившиеся вложенные суммы.

О третьем варианте - выпуске все новых и новых облигаций федерального займа для расчета по старым - нам говорить не хочется…

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи:

Доходность новых финансовых инструментов от Минфина, «народных» облигаций ОФЗ-Н - почти в 2 раза выше выплат по депозитам крупнейших банков. Есть и более выгодные способы вложений, но трудно найти более надежное и простое в оформлении.

Новый финансовый инструмент Минфина - народные ОФЗ. В чем их сущность? В чем они превосходят депозиты и иные способы вложений капитала, а в чем - уступают им?

Что представляют собой народные ОФЗ

Минфин РФ с 26 апреля 2017 года начал эмиссию так называемых «народных» облигаций федерального займа (ценных бумаг «ОФЗ-Н»), гарантированных государством.

Власти нашей страны уже имели опыт эмиссии государственных облигаций для физлиц. Такие финансовые инструменты популярны еще при СССР. В числе самых масштабных эмиссионных циклов таких ценных бумаг в постсоветской России - выпуск ГКО в середине 90-х.

ОФЗ, как и большинство других облигаций, предполагают начисление процентов, которые выплачиваются по окончании купонных периодов, а также при погашении самих ценных бумаг.

Покупателем народных ОФЗ в 2017 году может быть любой желающий гражданин на следующих условиях.

Таблица 1. Основные условия приобретения ОФЗ

* Фактическая стоимость ОФЗ-Н на момент покупки будет выше номинала в 1000 рублей - поскольку даже на не проданные Минфином ОФЗ-Н ежедневно начисляется купонный доход (соответствующий указанным ставкам, но в расчете на день). И если, к примеру, гражданин решит купить ОФЗ в последний день их размещения - 25 октября 2017 года, то должен будет заплатить за каждую облигацию сумму, сопоставимую с величиной первого купона, выплачиваемого 01.11.2017 года.

Если облигации проданы до истечения 12 месяцев с момента их покупки - начисленный купонный доход по ним выплачивается, однако, не возвращается сумма, превышающая номинальную стоимость ОФЗ на день их покупки.

Точная стоимость ОФЗ-Н вычисляется по довольно сложной формуле, и чтобы упростить процедуру ее определения гражданам Минфин еженедельно публикует на странице ОФЗ таблицу Excel, с помощью которой можно подсчитать стоимость заданного количества облигаций на определенный день.

** На каждую из ОФЗ, имеющую номинальную стоимость в 1000 рублей, начисляется купонный доход в размере:

  • 38 рублей 84 копеек (выплачивается 01.11.2017 года);
  • 39 рублей 89 копеек (выплата - 02.05.2018 года);
  • 42 рубля 38 копеек (31.10.2018 года);
  • 44 рубля 88 копеек (01.05.2019 года);
  • 49 рублей 86 копеек (30.10.2019 года);
  • 52 рубля 36 копеек (29.04.2019 года).

То есть, купонные выплаты по ОФЗ осуществляются каждые полгода, а полностью погашаются они 29.04.2019 года. Процентная ставка по данным финансовым инструментам составляет, таким образом, примерно 7,5-8,0% годовых по первым 2 купонам, 8,5-9% годовых - по 3 и 4 купонам, и около 10-10,5% годовых - по 5 и 6 купонам.

Фактическая доходность с 1 облигации будет ниже - по той причине, что банки-агенты – «Сбербанк» и ВТБ24, по соглашению с Минфином вправе взимать комиссию:

  1. При покупке гражданами:
  • до 50 облигаций - 1,5%;
  • от 51 до 300 ОФЗ-Н - 1%;
  • от 301 облигации - 0,5%.
  1. При продаже гражданами ОФЗ-Н:
  • до истечения 12 месяцев с момента покупки - 0,5-1% (в зависимости от суммы продажи);
  • по истечении 12 месяцев с момента покупки - без комиссии.

*** Желательно обращаться в крупнейшие офисы «Сбербанка» и ВТБ 24 (VIP-отделения , офисы в центре города). В небольших районных отделениях банков может не оказаться специалистов, имеющих нужные навыки оформления ОФЗ-Н или же необходимых технических условий для этого.

**** В соответствии с проспектом эмиссии ОФЗ-Н, общий объем соответствующих ценных бумаг, запланированный к размещению Минфином до 25 октября – 15 млрд. рублей.

Собственно, «народными» рассматриваемые ОФЗ делает тот факт, что процесс их покупки предельно упрощен. Чтобы купить народные облигации ОФЗ, нужно лишь обратиться в офис Сбербанка или ВТБ24 с паспортом. Искать брокера не нужно, открывать какие-либо специальные финансовые аккаунты также не требуется.

Российское правительство также осуществляет эмиссию публичных (рыночных) ценных бумаг федерального займа - таких как, например, ОФЗ-ПД. Они рассчитаны на приобретение профессиональными участниками финансового рынка, иностранными инвесторами. Однако их, в принципе, также может купить любой желающий гражданин, обратившись к брокеру или в управляющую инвестиционную компанию.

К слову, доходность публичных федеральных облигаций - торгуемых на рынке ценных бумаг, в принципе, сопоставима с доходностью народных ОФЗ. Например, облигация ОФЗ-ПД имеет купон с процентной ставкой в 8,15% годовых.

Изучив сущность народных ОФЗ, что это такое, рассмотрим то, насколько выгодны данные облигации в сравнении с другими популярными финансовыми инструментами.

«Народные» ОФЗ - новый финансовый инструмент от Минфина

Сравнение ОФЗ с другими финансовыми инструментами

Народные ОФЗ рассматриваются, прежде всего, в качестве альтернативы традиционным банковским вкладам. Рассмотрим то, насколько могут быть выгодны соответствующие ценные бумаги в сравнении с основными конкурирующими финансовыми инструментами.

Таблица 2. Сравнение доходности ОФЗ, депозитов и других финансовых инструментов

Вид вложений Сколько можно заработать за 3 года (максимальный срок размещения ОФЗ-Н при их покупке в начале периода размещения) Суммарная инфляция (по целевым значениям от Минфина) за 2017, 2018 и 2019 годы Примерный доход за минусом инфляции за 3 года Гарантии (на случай банкротства организации, куда вложены деньги)
«Народные» ОФЗ 26,8% (без учета комиссии 0,5-1,5%) 14% 12,8% (без учета комиссии 0,5-1,5%) Государственные на всю сумму
Вклад «Сохраняй» от Сбербанка:
  • на 3 года;
  • с капитализацией процентов
14,94% 0,94% Государственные на сумму до 1 400 000 рублей
Облигации «Газпром нефть БО-02» 31,95% 17,95% Корпоративные (при банкротстве облигации становятся долгами третьей очереди)
Облигации «О`КЕЙ БО-06» 35,1% 21,1%

Выходит, что ОФЗ-Н с самой высокой вероятностью обеспечат защиту сбережений граждан от инфляции. Доходность «народных» ОФЗ-н сопоставима с той, что характеризует выплаты по облигациям крупнейших государственных - таких как «Газпром нефть» и частных - таких как «О`КЕЙ», корпораций. Которые, вместе с тем, не имеют государственных гарантий и обеспечиваются лишь платежеспособностью самих организаций-эмитентов.

Но насколько платежеспособным в данном случае может быть эмитент ОФЗ - российское правительство?

Надежны ли ценные бумаги ОФЗ-Н

Стоит отметить, что власти РФ ни разу не отказывались от исполнения своих обязательств по облигациям для физлиц, по крайней мере, в номинальном выражении: даже после дефолта 1998 года граждане смогли получить свои купоны по ГКО (хотя если говорить об их рублевом номинале - они могли заметно обесцениться по отношению к доллару).

Определенные сложности имели место при погашении российскими властями советских облигаций 1982 года. Но обусловлены они, главным образом, тем, что их держатели проживают не только в России, но и в других постсоветских странах. Поэтому, несмотря на формальную обязанность Москвы как столицы государства-правопреемника СССР погасить данные облигации (так же как, например, государственный внешний долг Советского Союза, который Россия сама практически выплатила за весь бывший СССР), российские финансовые власти решили де-юре не оформлять обязательства по ценным бумагам 1982 года в качестве государственного долга (возможно, в ожидании содействия решению данной проблемы со стороны властей бывших советских республик).

Выше мы указали, что запланированный объем выпуска народных ОФЗ Минфином составляет 15 млрд. рублей. Данная сумма составляет менее 0,1% от плановых бюджетных расходов на 2017 год (около 16,2 трлн. рублей). Выплата купонного дохода гражданам - составит в разы меньшую сумму. У государства, объективно, нет причин, чтобы иметь какие-либо сложности с погашением облигаций ОФЗ-Н.

Сразу после начала размещения Минфином ОФЗ вызвали ажиотажный спрос у граждан - и это может свидетельствовать об их доверии к данной программе инвестирования. В первый день продаж было куплено облигаций на сумму более 700 млн. рублей. К началу мая общий объем купленных россиянами ОФЗ-Н превысил 4 млрд. рублей.

Платятся ли налоги с ОФЗ-Н

Купонный доход по ОФЗ-Н, как и по любым другим государственным облигациям, не облагается налогом - в соответствии с п. 27 ст. 217 НК РФ. В этом смысле данные облигации выгоднее, чем вклады и доходы по корпоративным ценным бумагам, которые, в свою очередь, облагаются НДФЛ (правда, не во всей сумме, а в превышающей ключевую ставку ЦБ РФ, увеличенную на 5%).

Вместе с тем, ОФЗ-Н могут заметно уступать по критерию возможного извлечения выгоды вложениям с помощью другого финансового инструмента - (ИИС).

Дело в том, что гражданин, вложивший денежные средства в пределах 400 000 рублей в течение года на ИИС, вправе вернуть 13% от данной суммы в качестве налогового вычета. Более того, если денежные средства на ИИС будут проинвестированы в выгодные облигации - например, те же корпоративные «Газпром нефти», или же публичные федеральные займы, то суммарный доход гражданина может быть существенно выше, чем только лишь купонные выплаты по ОФЗ-Н.

Поэтому, если у человека есть относительно высокооплачиваемая работа (чтобы оформить вычет по 400 000 рублям в разумные сроки), то открытие ИИС и покупка с него публичных ОФЗ (не «народных»), вероятно, будет более выгодным вариантом, чем приобретение ОФЗ-Н.

Правда, при оформлении вычета с ИИС средства, размещенные на нем, нельзя будет снять в течение 3 лет (с момента их размещения). А если это сделать - вычет придется вернуть. В этом минус ИИС в сравнении с облигациями ОФЗ-Н.

Купить ОФЗ-Н с помощью ИИС нельзя. Но законодательство не запрещает одному и тому же человеку открыть ИИС у брокера, и сразу же купить - через Сбербанк или ВТБ24, «народные» ОФЗ (например, если общая сумма его инвестиций - превышает 400 000 рублей). В этом смысле гражданин может, пользуясь всеми преимуществами ОФЗ-Н, извлекать параллельно доход за счет ИИС.

Преимущества и недостатки ОФЗ-Н для граждан

Финансовый инструмент ОФЗ-Н имеет следующие основные преимущества:

  • простоту оформления - через офисы самых популярных банков;
  • доходность , которая выше, чем у депозитов крупнейших банков;
  • государственные гарантии в отношении всей суммы инвестиций (потенциально - до 15 млн. рублей).

Минусы ОФЗ:

  • меньшая выгода в сравнении с ИИС в сочетании с публичными ОФЗ (если учитывать налоговый вычет, а также условиться не обналичивать деньги с ИИС в течение 3 лет);
  • необходимость уплачивать комиссию банкам-агентам (банки-агенты) ;
  • ограниченный период размещения эмитентом (можно просто не успеть купить ОФЗ-Н, если Минфин не продлит эмиссию).

Народные ОФЗ - финансовый инструмент долгосрочного инвестирования. Его можно считать оптимальным для граждан, готовых вложить денежные средства на полный срок размещения ОФЗ-Н - 3 года. Он может отлично сочетаться с ИИС, на котором денежные средства также размещаются на 3 года.

Образование: Высшее экономическое, специализация – менеджмент в производственной сфере (Краматорский экономико-гуманитарный институт).
26 мая 2017 .

Среднесрочные бумаги — необходимый инструмент финансирования дефицита бюджета, поскольку они позволяют решить проблему рефинансирования коротких выпусков за относительно продолжительный период. Предпосылки для создания в России рынка среднесрочных ценных бумаг появились по мере экономической стабилизации, обозначившейся к лету 1995 г.

Основной вид среднесрочных бумаг в России — облигации федерального займа (ОФЗ). Особенности ОФЗ заключаются в применении безбумажной (электронной) технологии, плавающем купонном доходе, среднесрочном периоде обращения и именном характере бумаги.

Облигация федерального займа (ОФЗ) — государственная именная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более 1 года и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации, и суммы основного долга (номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента), выплачиваемого при погашении ОФЗ.

Эмитент ОФЗ — Министерство финансов Российской Федерации от имени Российской Федерации. Эмиссия ОФЗ осуществляется периодически в форме отдельных выпусков в соответствии с «Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. Общий объем эмиссии ОФЗ определяется Министерством финансов Российской Федерации в пределахлимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме. Учет облигаций и соответственно их собственников осуществляется в виде записей по счетам депо. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых хранится в Министерстве финансов Российской Федерации, второй — в депозитарии. В глобальном сертификате указывают: объем выпуска, размер купонного дохода либо порядок его расчета, дату размещения, дату погашения, даты выплаты купонного дохода и ограничения на долю объема выпуска, приобретаемую нерезидентами. Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком России утверждает условия отдельных выпусков ОФЗ.

ОФЗ размещаются путем проведения аукциона и торговых сессий. выступает генеральным агентом по обслуживанию выпусков ОФЗ и регламентирует по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вопросы размещения и обращения ОФЗ, в т.ч. осуществляет выплату купонного дохода и погашение облигаций за счет средств эмитента. Денежные расчеты по сделкам с ОФЗ осуществляются через Центральный банк России и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в порядке, определяемом Центральным банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Доходность облигации федеральных займов

Эффективная доходность к погашению облигаций федерального займа определяется из следующего уравнения (вычисление доходности осуществляется приближенными численными методами) |21|:

  • Р — цена в процентах от номинала;
  • А — накопленный купонный доход на момент покупки выпуска;
  • t i — срок до выплаты i-го купона;
  • C i — размер i-го купона в процентах от номинала;
  • N - номинал выпуска;
  • Т — срок до погашения облигации;
  • у - эффективная годовая доходность ОФЗ к погашению, выраженная в долях единицы.

Размещение ОФЗ и заключение всех сделок по ним осуществляется черезорганизации, уполномоченные Центральным банком России на осуществление депозитарной и дилерской деятельности с ОФЗ. С 1 апреля 1998 г. функции депозитария по ОФЗ выполняет Национальный депозитарный центр.

Размещение облигаций и заключение всех сделок с ОФЗ на вторичном рынке осуществляется через торговую систему Московской межбанковской валютной биржи. Информация об очередном выпуске ОФЗ объявляется не позднее чем за 7 дней до даты его размещения. Выпуск считается состоявшимся, если в процессе размещения было продано не менее 20% количества предполагавшихся к выпуску ОФЗ. Центральный банк России по указанию Министерства финансов Российской Федерации может дополнительно продавать ОФЗ, не проданные в период размещения отдельного выпуска, и досрочно выкупать ОФЗ на вторичном рынке (в течение торговой сессии).

О динамике обращения облигаций федеральных займов по отдельным выпускам можно судить по рис. 1. В 1995 г. был осуществлен первый выпуск облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ- ПК). Величина купонного дохода, определяемая на основе доходности по ГКО и рассчитываемая отдельно для каждого купонного периода, объявляется по первому купону не позднее чем за 7 дней до даты начала размещения, по последующим купонам — не позднее чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Максимальный срок обращения выпущенных в 1995-1998 гг. ОФЗ-ПК — 3 года, купонный период — 3 и 6 месяцев. С 1 января 1998 г. номинальная стоимость ОФЗ-ПК составляет 1 тыс. руб.

Объем ОФЗ-ПК в обращении увеличился с 8 млрд руб. (деноминированных) на 1 января 1996 г. до 47,6 млрд руб. на 1 января 1998 г.

Доля их в общей сумме внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, составляла в этот период от 11 до 14%.

Новый выпуск ОФЗ-ПК обращался в период 2000-2003 гг. в объеме более 24,1 млрд руб., что составляло 4-5% в структуре внутреннего . Окончательно ОФЗ-ПК были погашены в 2006 г.

Рис. 1. Структура выпусков ОФЗ в 1995-2011 гг.

В 1996 г. Министерство финансов Российской Федерации приступило к выпуску облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Величина купонного дохода, объявляемая при выпуске ОФЗ-ПД, постоянна и действует в течение всего периода обращения данных облигаций (по всем купонам). Срок обращения ОФЗ-ПД — от 2 до 15 лет, купонный период — 3, 6 и 12 месяцев. С 1 января 1998 г. номинальная стоимость ОФЗ-ПД составляет 1 тыс. руб. ОФЗ-ПД сразу заняли значимое место на развивающемся рынке государственных ценных бумаг. На 1 января 1998 г. общий объем размещенных ОФЗ-ПД по номинальной стоимости составлял уже 115,8 млрд руб., или 26% от общего объема, выраженного в ценных бумагах государственного внутреннего долга, на 1 января 2000 г. — 402,2 млрд руб. (76%). В период с 2000 по 2004 г. произошло сокращение объема ОФЗ-ПД до 43,3 млрд руб. (6%). Но начиная с 2005 г. и по настоящее время Министерство финансов Российской Федерации продолжает наращивать эмиссию этого вида облигаций, и по состоянию на 1 января 2011 г. на рынке обращались ОФЗ-ПД на общую сумму 1823,7 млрд руб., что составляло более 51% от общего объема государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах.

Третий вид — облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) — размещался Министерством финансов Российской Федерации с 1998 г. На 1 января 1999 г. общий объем ОФЗ-ФК в обращении составлял 112,56 млрд руб. Удельный вес в составе внутреннего долга составлял около 23%, что делало этот вид облигаций вторым по значимости на рынке после ОФЗ-ПД. Выпуск ОФЗ-ФК наращивался до 2002 г., и по состоянию на 1 января 2003 г. в обращении находилось ОФЗ-ФК на сумму 207,1 млрд руб., что составляло 32% от всей суммы выраженного в ценных бумагах государственного внутреннего долга.

Начиная с 2003 г. объем находящихся в обращении ОФК-ФК ежегодно сокращается, уступая место в структуре дол га более долгосрочным видам облигаций федерального займа. С 2004 г. он сократился в шесть раз и по состоянию на 1 января 2009 г. составлял 33,8 млрд руб., или около 2,5% в структуре внутреннего долга. В 2009 г. ОФЗ-ФК были окончательно погашены.

В 2002 г. впервые были размещены долгосрочные инструменты — облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) со сроками обращения более пяти лет, на сумму по номиналу 42,3 млрд руб. (6,5%), что позволило удлинить дюрацию государственного долга и избежать нежелательных пиков нагрузки на федеральный бюджет в 2003-2005 гг.

В настоящее время ОФЗ-АД — наиболее значимый долгосрочный инструмент государственной внутренней задолженности. За весь период (начиная с 2002 г.) объем этого вида ОФЗ в обращении увеличился более чем в 25 раз, достигнув к 1 января 2011 г. 1079,58 млрд руб., что составляет более 30% от общего объема государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах.

В целом можно отметить, что облигации федерального займа продолжают оставаться основным внутренним источником привлечения средств в федеральный бюджет на возвратной основе (см. Приложения А и Б). Доля ОФЗ в общей сумме доходов федерального бюджета от размещения государственных ценных бумаг за период с 2001 по 2006 г. увеличилась с 25 до 100%, или с 14 млрд до 185 млрд руб. В 2007 г. доходы от размещения ОФЗ составили 245 млрд руб., но удельный вес уменьшился до 83%; в 2011 г. — 1046,3 млрд руб. (81%). Эти структурные изменения объясняются появлением в обращении с 2006 г. нового вида нерыночных ценных бумаг — государственных сберегательных облигаций, ориентированных на сбережение и капитализацию целевых пенсионных накоплений.

Таким образом, постепенно меняется сама идеология государственных внутренних заимствований. Помимо решения фискальных задач, долговые инструменты применяются теперь и для социально- экономического регулирования.

ОФЗ, или облигации федерального займа, попадают в категорию государственных облигаций. Соответственно, многие особенности правительственных ценных бумаг присутствует и у ОФЗ: надежность, средняя доходность, общий порядок эмиссии и обращения. Рассмотрим подробнее, что такое ОФЗ, на какие виды они делятся и чем примечателен рынок этих ценных бумаг.

Что такое облигации федерального займа (ОФЗ)

ОФЗ – это именные рублевые облигации, которые выпускает Министерство финансов РФ. Номинальная цена большинства ОФЗ – 1 000 рублей. Доход держателю приносит купонный процент, обычно выплачивается раз в полгода, и/или дисконт. Выплата номинала производится в день погашения, но на рынке можно найти облигации с амортизацией или офертой.

Все ОФЗ попадают в категорию гособлигаций , поэтому считаются самыми надежными. Доходность по ним небольшая, но купонный процент превышает ставки по банковским вкладам. Тем они и выгоднее, даже с учетом выплаты обязательных комиссий.

Приобретать ОФЗ могут все желающие, начиная с профессиональных участников фондового рынка (банков, брокеров) и заканчивая физическими лицами, желающими получать пассивный доход.

К особенностям облигаций федерального займа можно отнести:

  1. Льготное налогообложение – налог на прибыль с купонов не взимается. Если для проведения операций открыть ИИС, то можно воспользоваться дополнительными привилегиями.
  2. Большое число видов: краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные. Разные виды купонных выплат.
  3. Доходность от купона и/или дисконта.

На фондовом рынке чаще всего обращаются купонные облигации федерального займа. Их владельцу полагаются периодические отчисления в размере установленного годового процента. Реже встречаются дисконтные, с амортизацией и с индексируемым номиналом.

Если проанализировать особенности ОФЗ, можно сделать вывод, что они более рассчитаны на физических лиц и начинающих инвесторов . Сочетание низкого риска и средней доходности – лучший старт для инвестиционной деятельности. Не обладая знаниями узкой специализации, можно сразу получать гарантированный доход и постепенно осваиваться на фондовом рынке.

На какие виды подразделяются ОФЗ

Существуют следующие разновидности облигаций:

  • С переменным купоном (ОФЗ-ПК), значение которого зависит от средневзвешенной доходности по государственным краткосрочным облигациям (ГКО) за предшествующие торги.
  • С постоянным доходом (ОФЗ-ПД), выплачиваемым 1 раз за год и закрепленным на промежуток до погашения.
  • С фиксированным доходом (ОФЗ-ФД) являлись альтернативой приостановленным в 1999 году ОФЗ-ПК и ГКО. Доход инвесторам перечислялся ежеквартально.
  • С амортизацией долга (ОФЗ-АД), когда номинал выплачивается частями, в период владения.
  • С индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН) – предполагают помесячную индексацию ставки, привязанную к изменениям индекса потребительских цен на производимые в РФ изделия и услуги.
  • Для граждан – ОФЗ-Н или «народные облигации». Номинал ценной бумаги – 1 000 рублей, но минимальный пакет включается 30 лотов. Максимальный объем сделки – 15 000 облигаций.

Покупка и продажа

Торгуются облигации на ММВБ, для их приобретения потребуется подписать соглашение с брокером либо банком, являющимся агентом. ОФЗ-Н граждане могут купить только в офисах банков-агентов: ВТБ или филиалах Сбербанк-Премьер.

Как выбрать

Для торговли ОФЗ используются специальные терминалы , самым известным из них является QUIK. После настройки платформы и вывода перечня торгуемых гособлигаций, можно провести их классификацию по необходимым показателям, таким, как:

  • значение доходности;
  • промежуток обращения;
  • величина, регулярность купонных выплат;
  • биржевой оборот за день и так далее.

Если пользователь будет настраивать классификацию по доходности облигаций, то программа отсортирует их по убыванию. То есть в верхних строках таблицы будут находиться самые высокодоходные ОФЗ.

Перед покупкой необходимо определиться с выбором периода, на который инвестор готов произвести вложение. Начинать можно с краткосрочных долговых бумаг с погашением через 1-1,5 года, их доходность не разнится с долгосрочными – около 8%.

Как купить

Чтобы приобрести ОФЗ гражданину следует:

  1. Открыть специальный счет у брокера или банка, с которым заключен договор.
  2. Установить на ПК программное обеспечение для проведения сделок.
  3. Пополнить брокерский счет. Сделать это можно в режиме онлайн или внести наличные.
  4. Выбрать подходящие виды ОФЗ и купить.

Отдельного внимания заслуживают народные облигации. Последний выпуск 53003 размещается до 14.09.2018, после чего купить их будет невозможно. Отличаются они и более высокой комиссией за совершения сделки (купли или продажи до погашения).

Дополнительная информация: .

Как продать

Продаются ценные бумаги на фондовом рынке, порядок их обращения не отличается от купли-продажи любых облигаций. Что касается ОФЗ-Н для населения, то их продать можно только тому же банку, в котором они были приобретены. Если инвестор хочет досрочно избавиться от ОФЗ, то ему придется уплатить комиссионный сбор, равный комиссии при приобретении облигаций (от 0,5 до 1,5%).

Особенно актуально вопрос реализации ОФЗ стоит перед инвесторами в последнее время, когда высока возможность введения США новых ограничительных мер против национального госдолга. В апреле текущего года штаты уже вводили для юридических лиц и граждан запрет на покупку российских ОФЗ. Тогда американские инвесторы начали массово сбывать ценные бумаги. Но, несмотря на кратковременное уменьшение цены, к которому привели ограничения, доходность ценных бумаг возросла на 0,4-0,5%. Поэтому инвесторам не стоит опасаться новых санкций.

Рынок ОФЗ

В таблице размещены виды ОФЗ, находящиеся на рынке ценных бумаг в обращении . По некоторым из них имеются сведения за предыдущие годы в соответствии с периодом размещения.

Вид ОФЗ Средняя доходность по сделкам за год, % Величина купона за год, %
2018 2017 2016 2015
53003-Н 8,75 6
25083-ПД 8,15 7
29011-ПК 10,78 8,02 11,18 12,08 11,12
52002-ИН 3,02 2,5
26208-ПД 6,55 7,5
24019-ПК 9,41 7,74 10,35

ОФЗ-Н в Сбербанке

Народные облигации можно обрести в офисах Сбербанка России с зоной обслуживания «Сбербанк Премьер». Параметры обращения стандартны:

  • номинальная цена 1 000 руб.;
  • наименьшее число облигаций 30 штук;
  • наибольшее число – 15 000 штук;
  • доходность при погашении до 7,25%;
  • увеличение ставки купона от 6 до 8,6% на протяжении 3-х лет;
  • перечисления по купонам 2 раза за год;
  • возможность получения дохода от разницы между покупной и номинальной стоимостью;
  • при досрочном погашении облигаций на протяжении 1 года после приобретения банк обязуется компенсировать инвестору все произведенные затраты без дохода;
  • если гражданин захочет избавиться от ОФЗ более чем через 1 год после покупки, то агент вернет затраченные деньги и начислит доход;
  • ОЗФ-Н можно передавать наследникам.

ОФЗ-Н в ВТБ

Чтобы купить ценные бумаги необходимо посетить отделение банка для открытия счета депо и брокерского счета. Существует 2 варианта проведения сделок:

  • в личном кабинете пользователя;
  • отправкой соответствующего Поручения в уполномоченный офис банка.

Плюсы и минусы облигаций

К преимуществам долговых государственных бумаг можно отнести:

  • Их доходность, она превышает аналогичный показатель по вкладам в банке, но меньше потенциальной прибыли от акций.
  • Государственная гарантия дохода. Приобретая облигации, инвестор получает информацию о величине прибыли и периодичности ее получения.
  • Приемлемая стоимость облигаций.
  • Большой ассортимент ценных бумаг.

Среди отрицательных характеристик выделяют:

  • Если у эмитента возникнут сложности, то инвесторы будут дожидаться момента выплаты недополученной прибыли. В случае с ОФЗ возникновение такой ситуации возможно только при дефолте в стране.
  • Изменение котировок долговых бумаг. Данный фактор важен, если инвестор планирует досрочную продажу облигаций. Если обладатель дождется ее полного погашения, то получит номинальную компенсацию.

Если подвести итог, то ОФЗ – это надежные облигации, доступные каждому. Вложить деньги может любой гражданин, при этом не требуется детально изучать особенности фондового рынка, тонкости обращения ценных бумаг и колебания котировок. Достаточно освоить базовую информацию и выбрать надежного брокера – это не составит большого труда. ОФЗ-Н более всего ориентированы на население – приобретаются они непосредственно в банке, где можно получить полную консультацию специалиста. То есть отсутствуют такие действия, как поиск посредника, настройка терминала.

Важным преимуществом ОФЗ является большой выбор облигаций по разным параметрам. Предложение полностью перекрывает спрос по любой характеристике: тип купона, период погашения, вид доходности. А средняя финансовая выгода компенсирована надежностью эмитента в лице государства.

Информационный обмен между Центральным банком России и зарегистрированными на территории РФ участниками финансового рынка. Новая версия личного кабинета Центробанка и его возможности. Преимущества и недостатки новой версии. Пошаговый алгоритм создания учетной записи

Всем привет. Сегодня я расскажу об офз – облигациях федерального займа. О том, что это такое, как их купить и об основных моментах, на которые стоит обращать внимание.

Если вы начинающий и у вас нет опыта в инвестировании, то можно использовать офз как самый простой и надежный инструмент для инвестирования, который способен показать доходность выше чем на банковских депозитах. В данном случае я не имею ввиду малонадежные банки, в которых риск хранения денег крайне высокий. Для инвестирования в облигации я рекомендую использовать счет иис. Подробнее об этих счетах в данной статье .

Что такое офз?

Если простыми словами, то облигация — это долговая ценная бумага. Если мы покупаем офз, то по сути, мы даем в долг министерству финансов. Тоесть, правительству рф. Это самые надежные облигации, которые существуют. Риск может быть связан с разве что с дефолтом. Но тогда потеряла капитала будет и при хранении денег на банковском депозите. Пока ситуация в стране достаточно стабильна, поэтому такого риска я не вижу.

Теперь об основных критериях, которые необходимо знать, чтоб покупать облигации.

У каждой облигации есть номинальная стоимость. Чаще всего это тысяча рублей. Но на рынке они торгуются, как правило, по цене выше номинала. Иногда ниже.

Например, облигация торгуется по цене 110 %. Это процент от номинала. То есть реальная стоимость данной облигации 1100 рублей. На цены облигации влияет много рыночных факторов.

Следующий важный момент — это купонный доход по облигации. Это тот процент, который вам будет выплачивать компания. В нашем случае Минфин. Купонный доход по офз выплачивается чаще всего 2 раза в год. Эти средства, кстати, можно сразу реинвестировать и купить еще облигаций.

Например, для простоты расчета, возьмем купонный доход в рублях — 100 рублей. Это значит, что каждые полгода, вы будете получать 100 рублей.

Также у облигации есть нкд – накопленный купонный доход. Если взять 100 рублей и разделить на 182 дня (периодичность выплаты купоны), то мы получим определенную сумму, которая каждый день добавляется к стоимости облигации. Если мы покупаем облигацию с нкд 70, то это значит, что по этой облигации накопился доход в 70 рублей и осталось еще 30.

Это значит, для того чтобы купить облигацию нам понадобится сумма (1 100 стоимость + нкд = 1 170 рублей). Без учета комиссий. О том, как купить облигацию в квике и о том, какие типы купонных выплат существуют, вы можете посмотреть на видео под статьей.

Как купить облигации?

Для начала необходимо открыть счет у брокера. Читайте Затем в квике добавляем табличку с облигациями. Создать окно — текущие торги — облигации. Выбираем нужную нам облигацию и покупаем как обычный актив. Обращайте внимание на цену в квике, по которой вы покупаете. Если объем слишком большой, то можно купить по не слишком выгодной цене. Также обратите внимание на срок погашения и доходность по облигации. Учитывайте что это эффективная доходность. На деле доходность будет немного ниже указанной.

Если вы купили облигацию, а стоимость ее очень сильно упала, то в этом случае вам придется ждать срока погашения, чтоб не потерять при продаже по невыгодной цене. Погашение будет по номиналу. Но сильное падение маловероятно. Подробнее о том как купить смотрите на видео ниже. Если вам интересна тема инвестиций, то оставляйте комментарии и темы для следующих статей. Подписывайтесь на новости сайта (кнопка подписки сбоку).

С уважением, Станислав Станишевский.



Похожие статьи