Контролирующий орган судебных приставов. Куда жаловаться на судью? Высшая квалификационная комиссия судей. Верховный суд РФ. Структура судебной системы Кто контролирует работу судебных приставов исполнителей

Нередко граждане остаются недовольны принятыми судебными мерами в отношении их личных вопросов. В связи с этим возникает вопрос о том, куда жаловаться на судью. О том, куда можно обратиться с подобной жалобой, а также о структуре судебной системы и о Высшей квалификационной комиссии расскажем в этой статье.

Куда следует обращаться с жалобой на судью?

С точки зрения закона любые действия судьи должны быть добросовестными и соответствовать принятым нормам. Таким образом, судебная компетентность наряду с добросовестностью служат необходимыми условиями исполнения обязанностей по осуществлению правосудия. Так что прежде чем пробовать писать жалобу Президенту на судью, следует воспользоваться другими инструментами.

Согласно Кодексу этики, в своей деятельности судьи обязаны соблюдать общепринятые нормы нравственности и морали, неукоснительно следуя присяге. Судейский корпус объединяет в себе всех профессиональных судей. Сегодня главным органом, который обладает полномочиями для привлечения граждан, занимающих судебную должность, к дисциплинарной ответственности, выступает Высшая квалификационная комиссия. Она призвана контролировать следующие ступени судейства:

  • Судьи Верховного суда Российской Федерации (ВС РФ).
  • Федеральный арбитражный суд того или иного округа.
  • Арбитражная апелляционная инстанция.
  • Военные суды.
  • Члены совета судей.

Квалификационной комиссией рассматриваются дела по несоблюдению законов, которые носят названия «О статусе судей в России» и «Кодекс судейской этики».

Вот и вопрос о том, куда жаловаться на судью, немного проясняется. Пожаловаться можно как на действие, так и на бездействие во время выполнения служебных обязанностей. Причем проступком можно считать не только нарушение представленных законов, но и несоблюдение принятых норм и морали в рамках осуществления правосудия.

Прежде чем думать о том, куда жаловаться на судью, важно понимать существующие различия между незаконными процессуальными мерами и некорректным поведением этого лица. Действия должны обладать какой-либо процессуальной формой (к примеру, акт либо запись в протоколе для предоставления возможности обжалования их в вышестоящем органе власти).

Некорректное поведение относится в первую очередь к нарушению нравственных и этических требований. Примером в этом случае можно считать грубое и нетерпимое, а также нетактичное либо неуважительное отношение к действующим участникам судебного разбирательства, и тогда у лиц процесса невольно возникнет вопрос о том, куда жаловаться на судью.

В качестве ненадлежащего отношения также выступают предубеждения гендерного, расового и религиозного характера. Причиной обвинения может стать и разглашение информации, которая была получена в рамках исполнения обязанностей, и тому подобное.

Виды дисциплинарной ответственности

Итак, к судьям могут применять два варианта дисциплинарной ответственности:

  • Предупреждение либо замечание.
  • Преждевременное прекращение полномочий.

Непосредственно жалобу на судебные действия граждане могут подавать в Квалификационную комиссию самостоятельно либо через председателя для приостановления полномочий судьи. Комиссия судей, в свою очередь, рассматривает жалобу самостоятельно либо направляет ее для проверки председателю соответствующей вышестоящей инстанции. Чаще всего направляют в целях проверки жалобу председателю суда.

В том случае, если гражданин имеет претензии к судье касательно организационных вопросов работы, лучше всего будет обратиться к председателю данного органа власти, так как именно он организует всю деятельность инстанции, устанавливая правила внутреннего распорядка, а кроме того, контролируя их выполнение. Председатель суда также занимается распределением обязанностей между своими заместителями и судьями.

Любое решение комиссии можно оспорить в специализированном судебном органе. Важно отметить, что поступающие жалобы должны рассматриваться не позднее одного месяца с момента их получения.

Какую информацию следует указывать при составлении жалобы на судью?

Заявитель при подаче данного документа должен указать следующие сведения:

  • Свои личные данные, а именно Ф.И.О. и место жительства. Следует подчеркнуть, что если эта информация будет отсутствовать, то жалобу признают анонимной, и она не будет рассмотрена.
  • Требуется также указать Ф.И.О. судьи, действия которого подлежат обжалованию.
  • Название суда, в котором обвиняемое служебное лицо ведет свою деятельность.
  • Подробное и обоснованное описание сути претензий к данному судье.

В каких случаях жалоба может быть отклонена?

Жалобу могут отклонить в том случае, если не будут указаны все вышеприведенные сведения, а кроме того, в следующих ситуациях:

  • Обжалование судебного акта.
  • Наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных фраз наряду с угрозами.
  • В том случае, если прежде по жалобе уже давался ответ и претензия не содержит каких-либо новых фактов и доводов.
  • В ситуациях, когда жалоба имеет отношение к охраняемой федеральным законом тайне.
  • Отсутствие информации о совершении судьей дисциплинарного проступка.

Жалоба на решение судьи должна быть направлена через экспедицию, в которой работает судья, либо напрямую в Квалификационную комиссию по почте. Председатель суда, а также комиссия должны отреагировать на такие обращения и, как следствие, поставить вопрос о привлечении того или иного должностного лица к ответственности при наличии состава дисциплинарного нарушения.

Следует отметить, что сама процедура привлечения судей к ответственности зафиксирована в законодательстве и не требует со стороны граждан каких-либо материальных затрат в форме оплаты государственных пошлин, взносов и тому подобного.

Верховный суд России

Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) в нашей стране выступает органом, который занимается гражданскими делами, разрешает экономические, уголовные, административные и прочие споры. Таким образом, этот орган власти осуществляет в предусмотренных законом формах судебный надзор за выполнением деятельности нижестоящих инстанций, а кроме того, проводит процедуры в рамках своей компетенции в роли апелляционного и кассационного органа.

Высшая судейская комиссия

Высшая квалификационная комиссия судей состоит из двадцати девяти членов.
Начиная с 2002 года треть ее состава - это представители общественности. Данная инстанция призвана решать следующие вопросы:

  • Привлечение судей, которые находятся в отставке, к исполнению своих обязанностей.
  • Проведение аттестации судей наряду с присваиванием им квалификационных классов.
  • Предоставление согласия на назначение того или иного служебного лица на судейскую должность.
  • Приостановление либо возобновление полномочий судей.
  • Осуществление отбора кандидатов на судебную должность.
  • Наложение на судей дисциплинарных взысканий.
  • Осуществление иных полномочий.
  • Прекращение судебных полномочий.
  • Прекращение отставки судей.

Структура судебной системы

В нашей стране все судебные органы формируют суды федерального уровня и субъектов. Такое разделение объясняется необходимостью предоставления субъектам некоторых полномочий, касающихся создания органов правосудия.
Федеральными судами в России являются следующие инстанции:

  • Конституционный суд.
  • Верховный суд.
  • Суды субъектов России.
  • Районные суды.
  • Военные суды, которые составляют систему федеральных инстанций общей юрисдикции.
  • Высший арбитражный суд.
  • Федеральные арбитражные суды.
  • Кассационные инстанции.
  • Апелляционные инстанции.

К судам субъектов РФ относят:

  • Конституционные, или уставные суды субъектов страны.
  • Мировые судьи.

Конституционный суд считается высшим органом по уголовным, гражданским и прочим делам. Он осуществляет процессуальный надзор за их деятельностью, давая разъяснения по вопросам судебных практик. Высший арбитражный суд разрешает экономические споры и прочие дела, осуществляя в предусмотренных формах надзор за ходом их деятельности по вопросам судебной практики.

Необходимо отметить, что высшие судебные органы не имеют по отношению к другим судам властных полномочий. В рамках производства по гражданским и уголовным делам установлен свой порядок взаимодействия между инстанциями разных уровней. Конституционный суд и уставные органы субъектов России тоже не находятся в отношениях власти и подчинения между собой. Они выполняют свою деятельность в рамках имеющихся полномочий, при этом друг с другом они никак не связаны.

Суды, которые входят в единую систему, различаются по объему своих компетенций. Выделяют звенья судебной системы, то есть совокупность органов, которые наделены полномочиями, выделяющими их среди прочих, по которым они параллельно могут совпадать по отношению друг к другу.

Учитывая то, что Конституционный суд и уставные инстанции субъектов между собой функционально никак не связаны, различных звеньев они тоже не образуют.

Составляющие судебной структуры можно выделить в органах общей юрисдикции, например, на фоне рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также они прослеживаются в арбитражных инстанциях.

Судебная система: органы общей юрисдикции

В судах общей юрисдикции все органы можно подразделить на следующие звенья:

  • Районные, а кроме того, межрайонные суды, образующие основное звено.
  • Гарнизонные военные суды.
  • Мировые судьи.
  • Суды субъектов России, которые образуют среднее звено.
  • Военные суды.
  • Верховный суд как представитель высшего звена.

Арбитражные суды

В арбитражных судах также имеются свои подразделения:

  • Основным звеном считается арбитражный суд субъектов.
  • Средним звеном выступают апелляционные и кассационные инстанции.
  • Высшее звено представлено Высшим арбитражным судом.

Судебные инстанции

Суды, помимо всего прочего, подразделяют по инстанционному признаку, что зависит от того, какой вид деятельности они осуществляют. Итак, в рамках рассмотрения уголовных и гражданских процессов, а также дел об административных нарушениях выделяют судебную инстанцию. Такой суд выполняет определенную функцию, которая связана с рассмотрением и с разрешением дел. В рамках работы этого органа происходит рассмотрение дел по существу, а также проводится проверка законности наряду с обоснованностью принятых решений, которые выносятся другими судебными органами.
Процессуальное законодательство выделяет суды первой и второй инстанции:

  • Судом первой инстанции считается орган власти, принимающий решения по существу дел, которые находятся в его производстве. В роли судов этой инстанции в зависимости от групп гражданских либо уголовных процессов выступают, как правило, районные и военные. Дела по административным правонарушениям в рамках первой инстанции рассматривают мировые судьи.
  • Суды второй инстанции занимаются проверкой жалоб заинтересованных граждан либо, опираясь на представление прокурора, устанавливают обоснованность и законность решений, которые не успели вступить в силу. В органах общей юрисдикции, которые действуют в роли судов второй инстанции, выполняется апелляционное наряду с кассационным производством.

В апелляционном порядке рассматривают и гражданские, и уголовные дела в том случае, если решения, которые вынесены по ним судом первой инстанции, не успели еще вступить в законную силу. Смысл апелляционного производства заключается в том, что выполняется повторное исследование и анализ доказательств, а новое принятое решение по тому или иному делу может значительно отличаться от первоначального. Жалоба на мирового судью подается в вышестоящую инстанцию.

В отличие от апелляционных действий, кассационные меры подразумевают пересмотр решений по делам, вступившим в законную силу. В роли судов кассационных инстанций выступают органы, являющиеся вышестоящими по отношению к апелляционным. К примеру, в том случае, если уголовное дело было рассмотрено в первой инстанции, то в роли апелляционного органа станет выступать судебная коллегия, занимающаяся уголовными делами. В качестве кассационной инстанции будет выступать президиум суда субъекта России.

Касательно арбитражного процесса, апелляционные суды выступают органами по проверке законности и обоснованности судебных актов, которые принимаются в первой инстанции. Всего в России на сегодняшний день образовано двадцать апелляционных арбитражных судов. Каждый из них осуществляет проверку актов, которые были приняты арбитражными органами нескольких субъектов России. На вопрос о том, куда жаловаться на районного судью, ответ такой: в вышестоящую инстанцию в установленном законом порядке.

Надзорная инстанция образуется высшими судебными органами, которые представлены Верховным и Высшим арбитражным судами. Президиумы обоих приведенных инстанций занимаются осуществлением проверки в рамках надзора вступивших в законную силу актов и решений всех остальных органов.

Время на чтение: 7 мин

Выигранное в судебном разбирательстве гражданское дело, это лишь часть тяжбы, т.к. решение суда следует ещё исполнить. В России уполномоченным органом по исполнению судебных решений является судоприставы. Данные должностные лица имеют полномочия взыскивать денежные средства и проводить законные мероприятия по выполнению требований, вынесенных судебной инстанцией.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн-консультанту во всплывающем окне справа внизу экрана или звоните по бесплатным номерам указанным на сайте (круглосуточно и без выходных).

Однако не всегда должным образом проходит эта процедура, в связи с чем у граждан появляется вопрос, что делать если приставы бездействуют. Именно об этом и пойдет речь в публикации, а также о том, куда можно пожаловаться и как наказать судебного пристава.

По всем дополнительным вопросам обращайтесь к юристам портала. Консультации предоставляются на бесплатной основе для всех жителей РФ.

СодержимоеПоказать

Основания для составления жалобы на пристава

На приставов, которые не выполняют должным образом возложенные на них обязательства, игнорируют законодательные нормы и положения или проявляют бездействие по исполнительному производству, гражданин обладает правом пожаловаться на судебных приставов в контролирующие инстанции.

Главными основаниями для обращающихся должны быть:
  1. За бездействие по производству о взыскание долговых обязательств.
  2. Не предоставление материалов для ознакомления участнику данного процесс без объективных причин.
  3. Игнорирование судебных требований по вынесенному решению об алиментных выплатах.
  4. Отсутствие мер по розыску ответчика.
  5. Должник стал жертвой принудительного взыскания долгов с игнорированием его права на погашение долговых обязательств в добровольном порядке.
  6. Истечение или нарушение периода по действиям процессуального характера.
  7. Исполнение судопроизводство происходило с нарушением норм и положений Законодательства РФ, в т.ч. использование запрещенных мероприятий.
  8. Другие действия, а также их отсутствие, которые нарушают законные интересы человека.

Основываясь на вышеприведенной информации, гражданин, чьи права были попраны, обладает правом написать заявление в уполномоченные инстанции с жалобой на судебного пристава. Как это возможно сделать и куда обращаться, вы узнаете, ознакомившись со статьей.

Посмотрите видео: "Пошаговый план - как жаловаться на пристава."

Кто контролирует действия судебных приставов

Рассматривая вопрос, куда жаловаться на судебного пристава на бездействие, следует привести полный перечень таких инстанций:
  1. Жалуемся на вышестоящее руководство судебного исполнителя.
    Узнать порядок подчиненности при подаче жалобы можно из от 2 октября 07 года (с последними изменениями и правками 2020 г.). Периодом для рассмотрения является десять суток. Но данный срок может быть остановлен, если в судебный орган поступила идентичная заявка ().
  2. Обратиться в судебный орган ().
    В этом формате жалоба будет рассмотрена в рамках десяти рабочих суток. Физическому лицу надлежит направление претензии в суд общей юрисдикции. Примечательно, что граждане в этом случае освобождены от уплаты налога. Организациям следует подавать жалобы в судебный орган арбитражного значения.
  3. Переадресовать жалобу в прокуратуру по району прописки заявителя, права и интересы которого были нарушены.
    Как показывает практика, данный подход наиболее эффективен, т.к. повышает вероятность удовлетворения претензии.
  4. Законодатель разрешает подавать жалобу одновременно во все указанные инстанции.

С вопросом, куда писать жалобу, разобрались. Теперь следует упомянуть, каким образом это можно сделать. Существует три варианта: личное посещение выбранной структуры, метод отправки электронного письма или почтой России через заказанную форму с уведомлением (сохраняйте чек).

Время для подачи жалобы

В Законе «Об исполнительном судебном производстве», в частности в , указано, что поданная претензия на бездействие судебных приставов должна направляться в рамках десяти суток.

Отсчет указанного периода начинается:
  • с даты вынесенного постановления судопристовом;
  • с момента выявленного нарушения прав гражданина;
  • с того времени, как получены сведения об отсутствии действий приставов.

В случае пропуска данного периода при наличии уважительности, заявитель обладает правом возобновить его. Соответственно, уважительные обстоятельства должны подкрепляться доказательной базой. Это могут быть билет на поезд/самолет/автобус, справка из медицинского учреждения о прохождении стационарного лечения, а также лист по командировке.

Составление жалобы в прокуратуру

Для того чтобы претензия была принята к рассмотрению, её следует надлежащим образом оформить, а именно – письменный формат, грамотный текст и соблюдение официального стиля изложения сути. При рассмотрении вопроса, куда пожаловаться, следует понимать, что устный формат не возымеет никаких действий, т.к. он не имеет юридической значимости.

При формировании документа в органы, которые могут повлиять на судебного исполнителя, необходимо опираться на законодательные и процессуальные нормы, с обязательным учетом вышеупомянутого ФЗ и содержащейся в нем .

БЕСПЛАТНАЯ консультация юриста!

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!

При обладании определенным юридическими знаниями и грамотой, сделать это, не составит труда. Обратившись к компетентным юристам данного web-ресурса, можно получить компетентно составленную претензию.

Итак, написать жалобу следует следующим образом с содержанием таких сведений, как:
  1. Наименование органа, куда жаловаться на бездействие исполнителей. Указывается также адрес и фамилия, имя, отчество уполномоченного сотрудника, в т.ч. его должность.
  2. Информация о заявителе, направляющего жалобу с указанием полного ФИО и места прописки. Если подача претензии осуществляется юридическим лицом, то указываются полные реквизиты компании.
  3. Данные назначенного судом исполнителя, на которого подается жалоба.
  4. Информация об исполнительном судопроизводстве: № и дата открытия дела.
  5. Предмет заявления.
  6. Перечень оснований, которые стали причиной для претензии. Например, это могут быть дела об алиментных обязательствах. В этом случае пишется, что было инициировано судопроизводство, но по истечении долгого времени (указать срок), судопристовом не было осуществлено мероприятий, направленных на получение долга. Плательщик (ФИО) продолжает скрываться от уплаты алиментов.
  7. Указание на права, которые были нарушены. Если обратиться к предыдущему примеру, то в данном случае попраны интересы детей, для которых и взыскивается задолженность по алиментным обязательствам.
  8. Список требований в четкой и лаконичной форме о том, чтобы предпринять меры на противозаконные действия или бездействие судопристава и возобновление прав, нарушенных исполнителем.
  9. Дата.
  10. Подпись заявителя.

При подаче претензии от лица представителя, к заявлению прикрепляют доверенность.

При наличии документации, относящейся к делу или доказательной базы, рекомендуется прикрепить к претензии. Перечень вложенных документов следует отразить в тексте жалобы. Тем не менее законодатель не требует при обращении приложения таких документов.

По необходимости компетентный орган, отправит запрос в нужную инстанцию и получит доказательную базу того или иного нарушения. В этом случае, период, отводимый для рассмотрения, будет приостановлен до того момента, покуда не будет дан ответ на запрос.

Рассмотрение претензии

Если судебные приставы бездействовали в отношении вашего дела, то, как правило, воздействовать на них следует через старшего судопристава. Именно он является первой инстанцией, которая рассмотрит обращение, и следит за тем исполнен или нет.

В отношении уполномоченного лица, которые недобросовестно выполнял обязанности будут применены санкции.

БЕСПЛАТНАЯ консультация юриста!

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!

А результатом рассмотренного обращения будут следующие меры:
  1. Вынесение постановления о наложении ареста на собственность и имущество ответчика по делу.
  2. Направление запроса на розыск плательщика, в т.ч. его имущества.
  3. Посещение должника по адресу его нахождения и проведение описи нажитых им материальных благ. Цель этого действия – выставление на торги имущества для погашения долговых обязательств перед истцом.
  4. Направление отказа в удовлетворении претензии, если на то есть обоснованные аргументы, в т.ч. отсутствие оснований.
Если обратились в органы прокуратуры, то после проверки, результат будет следующим:
  1. Прокурор получит материалы по делу и проведет тщательный анализ.
  2. После анализа и проверки приведенных оснований, выносится соответствующее предписание, а противозаконные действия пристава будут отменены.
  3. Вынесение предостережения в адрес судопристава.
  4. Внесение соответствующих требований.

Решение прокуратуры является в данном деле обязательным, т.к. именно он дает указание исполнителя предпринимать мероприятия, а последний обязуется их выполнять в точном объеме. Результаты проведенной работы докладывается прокурору. Кроме того, в полномочиях прокуратуры призывать пристава к дисциплинарной ответственности.

Согласно действующим российским законам судоприставы обязаны после получения исполнительного листа открывать производство и в рамках 2-х мес. начать его выполнять. Однако практика показывается, что данный период соблюдается редко и причина банальна – высокая «текучка» кадров в данных органах. В связи с этим сроки могут увеличиваться, т.к. дело передается от одного исполнителя другому.

Посмотрите видео: "Детальное рассмотрение вопроса формирования жалобы на судебного пристава-исполнителя за действие или бездействие."

Если граждане интересуются, кому подчиняются судебные приставы, значит, им пришлось встретиться с сотрудниками из этого ведомства. Так уж повелось, что по приятным причинам они не появляются в жизни. Порядок на судебных заседаниях обеспечивают эти специалисты. Без них не исполнялись бы многие судебные решения. Кому подчиняются судебные приставы? Обычно старшему служащему в подразделении. Многие положения для их правомочного поведения в 1997 году установлены Федеральным законом № 118-ФЗ. В законодательном акте распределена иерархическая служебная лестница, где указана подчиненность по старшинству как внутри структуры, так и по отношению к вышестоящим инстанциям.

Кто занимается принудительным исполнением?

В России действует сотрудники которой уполномочены осуществлять принудительное исполнение актов, исходящих из судов и различных правомочных органов. Если встает вопрос, кому подчиняются судебные приставы, то ответ на него прост. Деятельность службы контролирует и координирует Министерство юстиции РФ. Как и любая часть правовой системы, состоит она из различных иерархических ветвей, нижние из которых подчинены высшим инстанциям, где территориальные органы соединены в единую систему центральным аппаратом. К примеру, кому подчиняются судебные приставы отдельно взятого подразделения? Однозначно, старшему по чину, то есть человеку, назначенному высшим руководством для управления в конкретном подразделении.

Функции центрального органа

Центральный аппарат руководит всеми службами, распределенными по территории РФ, но во главе ведомства стоят следующие должностные лица:

  • директор ФССП, он же - главный судебный пристав;
  • первый заместитель;
  • заместители;
  • помощники и советники.

Внутри центрального аппарата созданы управленческие отделы, отвечающие за работу структурных подразделений по каждому направлению. Они состоят из управлений, которые тоже поделены на отделы.

Обязанности директора

На директоре ФССП лежит ответственность за руководство сложной и многофункциональной системой. В период управления главный судебный пристав обязан:

  • распределить обязанности;
  • установить полномочия;
  • организовать деятельность в центральном аппарате.

От директора в Министерство юстиции поступают сведения об оплате и численности работников структуры, о состоянии территориальных органов, с которыми он тесно взаимодействует.

Актуальность проблемы

Каким бы ни было ведомство по уровню статуса, там работают люди, которым свойственны ошибки, возможны злоупотребления своей властью. Поэтому так остро в последнее время встал вопрос о том, кому подчиняется служба судебных приставов. Некоторые граждане ищут ответ на него, чтобы получить помощь и защититься от самоуправства сотрудников при исполнении профессиональных обязанностей. Прежде всего любая деятельность подчинена закону, а реализатором его являются судебные инстанции.

Подавать жалобы - это право гражданина, но сразу начинать с высшего руководства не стоит, да и оно обязательно поинтересуется, какие стадии пройдены и совершена ли попытка урегулировать спор мирным способом.

Порядок формирования

В каждом субъекте сформировано свое территориальное подразделение ФССП. В крае или области оно тоже состоит из своего аппарата, который управляет районами. На местах отделы имеют начальника, заместителя. Здесь находится подразделение из восьми человек и старший, кому подчиняются судебные приставы-исполнители. В одной связке с ними работают:

  • сотрудники по обеспечению порядка в судах;
  • специалисты по проведению экспертиз;
  • следователи по депозитным счетам;
  • дознаватели и делопроизводители.

В Конституции РФ для каждой государственной структуры, частной организации или простого обывателя описаны главные принципах и порядок деятельности.

Как происходит реализация судебных решений?

Кому подчиняются судебные приставы района? Своему непосредственному начальнику. Он выполняет распоряжения краевого или областного руководства ФССП. Когда в службу поступает документация из суда для принудительного исполнения по вынесенному решению, у приставов начинается работа в рамках их полномочий:

  • сотрудники исполнительной структуры обязаны по долгу службы организовать своевременное, полное и правильное выполнение требований;
  • предоставить каждой стороне в исполнительном производстве материалы для ознакомления с постановлением, дать возможность выписать важные для них моменты, снять копию с документов;
  • рассмотреть поданные заявления с различными ходатайствами от участников, вынести свое решение, разъяснить, кому подчиняются судебные приставы города, в каком порядке происходит обжалование постановлений в данной сфере;
  • получить и обработать персональную информацию, если она необходима для производства;
  • объявить розыск лиц, указанных в исполнительной документации в рамках своих правомочий и в соответствии с законодательными установками;
  • осуществить розыскную деятельность по судебным актам, когда этого требует федеральный исполнительный орган при осуществлении функций нормативно-правового регулирования, чтобы обеспечить установленный порядок в судебной деятельности для исполнения правовых решений.

В данном случае описаны обязанности общего порядка, которые выполняют приставы-исполнители.

Как работает отдельно взятое подразделение?

Кому подчиняются судебные приставы в России? В системе исполнительной власти существует строгое распределение, где город подчиняется районному начальству, тот в свою очередь области, а завершается все в Центральном аппарате. Регламентируют их полномочия положения о судебных приставах согласно действующему на всей территории РФ Федеральному закону № 118-ФЗ. Работники подразделений, которые следят за безопасностью в судах, принадлежат к гражданским служащим, их отдел скрыт под аббревиатурой ОУПДС (обеспечение установленного порядка деятельности судов). Но организация труда по строгости приравнена к военизированным структурам. Весь персонал подчинен своему руководителю и выполняет беспрекословно его приказания:

  • принудительно приводит на судебные заседания лиц, игнорирующих повестки и явки;
  • охраняет судебные здания;
  • выезжает на аресты имущества.

Сотрудникам приходится во время выполнения служебного долга:

  • наблюдать скандалы;
  • отражать попытки к нападениям со стороны должников;
  • испытывать эмоциональное напряжение;
  • переживать нервные потрясения.

Прежде чем включить в штат специалиста, его направляют для прохождения специального обучения, после чего он работает под контролем старших наставников, чтобы его руководство было уверено в моральных качествах пристава.

Трудности ОУПДС

Во время работы происходит арест собственности, с которой не все граждане расстаются мирным способом. Для пресечения драк, безопасности окружающих и собственной жизни приставам разрешено применять физическую силу, а в крайне сложных ситуациях - огнестрельное оружие. В этой сфере работают образованные люди со знанием нормативных актов, так как превышение полномочий или бездействие наказуемо. Профессионалу сразу становится сразу понятно, кому подчиняется служба судебных приставов РФ. В первую очередь закону, по которому их может ожидать уголовная ответственность.

Права судебного исполнителя

На основании актов судебным приставам дано право на:

  • получение объяснений, справок в рамках исполнительного дела;
  • свободный вход в здания, которые занимает должник, он может вскрыть помещение или хранилище;
  • арест, изъятие, передачу для хранение в специально отведенные места имущества;
  • блокировку денежных средств и ценностей.

Структура подчинения судебных приставов позволяет самостоятельно совершать те действия на объекте, которые предусмотрены законом для исполнительного производства. Гражданин может обжаловать их поступки, обратившись в вышестоящие органы.

Какие знания не помешают никому?

Когда возникает проблема с ФССП, никто не имеет права препятствовать подаче жалобы на несоответствующее поведение должностных лиц. Следует узнать иерархию подчинения судебных приставов. В каждом подразделении есть старший, к нему необходимо обратиться в первую очередь. Возможно, достаточно будет устного заявления, при сомнении можно подать письменное. Отказать в принятии жалобы они не могут, дальнейшие действия проходят в установленном порядке:

  • заявление регистрируют как входящий документ;
  • старший пристав инициирует проверку деятельности своих подчиненных;
  • проводит беседы, при необходимости исправляет нарушения.

Кому можно подать жалобу?

Если ходатайство игнорируют, его прилагают к поданной претензии в вышестоящую структуру - районную или областную. Когда непосредственное руководство не предпринимает никаких шагов, что происходит в редких случаях, значит, поможет обращение к прокурору. Прокуратура, выявив достоверность фактов, станет инициатором для дальнейшего устранения нарушений в судебной инстанции. Уголовное судопроизводство располагает сведениями относительно полномочий ФССП. Положения подробно описаны в статье 40 УПК РФ.

Должностные обязанности

Статья 151 УПК РФ утверждает права должностных лиц со стороны ФССП на проведение дознаний с перечнем преступных деяний, которые включены в деятельность судебных приставов. Приступить к деятельности может каждый гражданин, утвержденный в должности, если он достиг 20-летнего возраста и не имеет судимости. Кроме того, специалист должен обладать крепким здоровьем и быть образованным. Сотрудники могут выполнять процедуру дознания относительно лиц, которые:

  • уклоняются от алиментов и погашения кредитов;
  • препятствуют правосудию;
  • неуважительно относятся к суду;
  • разглашают сведения по судебным процессам, судьям, участникам;
  • совершают действия с описанным или арестованным имуществом;
  • не исполняют судебных приговоров.

При этом АПК РФ в статьях 17.3, 17.8 установил ответственность для граждан, если они препятствуют работе приставов, которые сами обязаны соблюдать законодательные положения и ни на шаг не отступать от нормативов. Наказание последует за неисполнение распоряжений судей и судебных исполнителей, а также любого правонарушения, затрагивающего деятельность ФССП РФ.

Итог

Работа у приставов трудная и ответственная. Поэтому к судебным исполнителям строгое отношение как начальства, так и контролирующих и правовых органов. Прежде чем приступить к своим должностным обязанностям, соискатель проходит двухмесячную стажировку. Затем его проверяет специальная профессиональная комиссия, по решению которой он поступает в резервную команду. Когда сотрудника зачисляют в команду, на протяжении всей своей деятельности ему предстоит доказывать свою порядочность.

Судебные приставы – служащие, состоящие в государственной структуре, ответственные за исполнение решений, постановлений суда. Деятельность должностных лиц направлена на оптимизацию мероприятий, действий граждан и юридических лиц с целью достижения конечного результата в виде удовлетворения судебных требований. Работа приставов имеет множество нюансов, сложностей, поэтому требует контроля вышестоящих органов. В связи с этим необходимо выяснить, какими полномочиями наделен надзорный орган над судебными приставами.

Суть контроля и наблюдения

Анализ правомерности, законности действий приставов (СП) возложен на прокуратуру РФ ст. 19 ФЗ №118 от 21.07.1997 ., указом №155/7 от 12.05.2009 ., ФЗ №119 от 21.07.1997 г. В первую очередь следует выяснить, кто именно контролирует работу судебных приставов. Обязанность по исполнению надзора назначена Генеральному прокурору и его подконтрольным лицам.

Конкретного регламента осуществления надзорной деятельности не существует. В исполнении своих обязательств работники прокуратуры должны руководствоваться законом №2202-1 от 17.01.1992 г, законом №229-ФЗ от 02.10.2007 г, а также пользоваться иными действующими нормативно-правовыми актами РФ.

Понятие прокурорского надзора включает проверку соблюдения следующих принципов исполнения требований суда:

  • Законное обоснование решений СП.
  • Своевременность принятых принудительных мер, исполнительских действий.
  • Почтение прав граждан, их чести, достоинства.
  • Сохранность минимального имущества должника, необходимого для обеспечения своих физиологических потребностей, содержания семьи.
  • Соответствие заявленных исполнителем требований объему взыскиваемых обязательств.

Важно, что основополагающей целью надзора является охрана прав и потребностей физических лиц, деятельности которых непосредственно касается функционирование СП.

Надзором за исполнением обязанностей судебных приставов занимается прокуратура

Проверке подлежат следующие действия исполнителей:

  • Выполнение требований суда.
  • Документальное оформление мероприятий взыскания.
  • Отслеживание ходатайства к гражданам по исполнительному производству.
  • Соразмерность налагаемого ареста на объекты собственности должника.
  • Оценка полноты мер по розыску ответчика, выявлению его имущества и др.

Особое внимание прокурорского надзора направлено на контроль исполнительских действий:

  • Обеспечение неприкосновенности, безопасности служащим государственных структур, являющихся участниками производства.
  • Защищенность процессов.
  • Порядок подбора, приготовления территории для проведения производства.
  • Исполнительность при предоставлении в суд вещественных доказательств.
  • Условия применения дополнительных мер силового воздействия на граждан.
  • Координирование сроков погашения исполнительных листов и др.

Назначение и объект надзора

Субъектом прокурорской проверки является комплекс мероприятий по реализации требований суда. Объектами контроля признаются действия территориальных организаций приставов и граждан, осуществляющих работу в них. Работники прокуратуры должны непрерывно контролировать следование СП Конституции РФ, нормам действующего федерального, регионального законодательства.

Базовыми задачами прокурорского надзора за исполнением законов службой судебных приставов являются:

  • Анализ работы приставов на соответствие действующему постановлению суда, полномочиям, определенным законодательством.
  • Оценка законности решений СП.
  • Защита интересов субъектов исполнительного производства.

Прокуратура должна следить, исполняются ли судебными приставами решения суда в соответствии с законом

П.2 ст.1 закона о прокуратуре определяет основные цели работы службы надзора по отношению к СП:

  • Соблюдение верховенства закона, обеспечение защиты государства, общества, прав граждан.
  • Актуальность обнаружения нарушений и принятие соответствующих мер к должностным лицам.
  • Отслеживание правомерности деятельности СП, направленной на исполнение требований суда, по отношению к должникам и гражданам, вовлеченным в процесс.

В связи с тем, что служба приставов занимается оперативно-розыскной работой, предметом надзора прокуратуры становится порядок осуществления мероприятий по расследованию, оценка разрешения обращений и сообщений о возможных преступлениях, а также порядок соблюдения конституционных прав граждан.

Надзор осуществляется по двум основным направлениям:

  • Соблюдение государственного законодательства и регламента деятельности ССП.
  • Следование решениям суда и иным нормативно-правовым актам.

Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами на основании заявлений и обращений граждан. Задачами надзора являются не только защита заявителей, но и интересов служащих ССП. Если в действиях исполнителя обнаружено нарушение, проверяющий выносит предписание на имя вышестоящего должностного лица в рамках организации или субъекта.

Мероприятия надзора

Порядок организации прокурорского контроля состоит в распределении полномочий между структурными подразделениями прокуратуры, работой которых является осуществление надзора следующих действий:

  • Полнота исполнения российского законодательства.
  • Применение закона о работе приставов исключительно в рамках прописанных норм.
  • Проверка соответствия документов, издаваемых приставами, нормативно-правовым актам РФ.
  • Обеспечение законности исполнительских действий по гражданским делам.
  • Рассмотрение обращений граждан о правонарушениях в работе СП.
  • Участие прокурора в делах, касающихся судебного оспаривания действий приставов и др.

В обязанности проверяющего входит анализ и выявление правонарушений в работе судебного пристава

При этом обеспечивается слаженная работа подразделений, искореняется задвоенность действий подчиненных и достигается максимальная эффективность труда. Проверки действий службы судебных приставов могут иметь систематический и внеплановый характер. Первый тип предполагает осуществление надзора в запланированные подразделением сроки, а второй – реагирование на обращения граждан, представителей органов власти, информации из СМИ.

В зависимости от направления расследований федеральная и территориальная служба прокуратуры имеет подразделение на следующие отделы:

  • Госнадзор за реализацией свода законов государства.
  • Контроль хода следствия.
  • Проверка оперативно-розыскных мероприятий и следствий.
  • Контролирование особо важных дел по нарушению уголовно-процессуального свода законов главным управлением СП.

Сущность деятельности прокурора по надзору за работой СП определяется тремя правилами:

  • Доскональное изучение законодательства, регулирующего деятельность СП.
  • Анализ статистических данных.
  • Оценка фактов возникновения нарушений и мер, принятых для их исправления.

Работа проверяющего состоит из следующих этапов:

  1. Приглашение для дачи показаний должностного лица, на действия которого получена жалоба.
  2. Изучение фактов деятельности пристава по спорному производству. При этом проверка материалов дела происходит непосредственно в службе приставов, либо путем направления запроса на предоставление документов.
  3. Выявление нарушений и привлечение старших по должности приставов к урегулированию вопросов, вынесение предложений о дисциплинарном наказании виновного лица. При обнаружении препятствий исполнения судебного решения прокурор обязан предпринять исчерпывающие решения для обеих сторон: не только к СП, но и к гражданам, исполняющим их законные требования.
  4. Подготовка заключения и характеристики мер наказания.

Неправомерные действия судебных приставов могут повлечь за собою административную и уголовную ответственность

Прокурорское реагирование

По результатам проверки обращений граждан надзорный орган имеет право предпринять следующие меры:

  1. Инициировать исправление нарушений в рамках ССП путем предъявления протеста руководящему должностному лицу, и написать предостережения субъекту проверки о недопустимости нарушения закона. Решение вопросов в рамках ФССП происходит только при отсутствии в нарушении уголовного состава, при этом прокурор имеет право объединить несколько заявлений при вынесении предписания.
  2. Подать протест в суд на оспаривание постановлений, актов и действий СП, руководствуясь приказом №137 от 06.09.2007 г.
  3. Возбудить дело по административным проступкам (ст. 17.7 КоАП РФ).
  4. Вынести постановление о направлении материалов проверки в следственный орган для привлечения лиц к уголовной ответственности (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
  5. Провести информирование Генеральной прокуратуры по результатам надзора.

Прокурорский надзор законности действий приставов позволяет усовершенствовать работу службы, достичь максимальной эффективности исполнения решений суда. Результатом своевременного реагирования прокуратуры становится налаживание утвержденного порядка деятельности судов, обеспечение гаранта удовлетворения законных требований граждан.

О судебных приставах и не только можно узнать из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!



Похожие статьи