Продажа лома цветных металлов ндс. Металлургия лишается вторичного сырья из-за поправок минфина по ндс

Организация (общая система налогообложения) занимается деятельностью по заготовке, переработке и реализации лома и отходов черных и цветных металлов. Приобретенные лом и отходы черных и цветных металлов учитываются на счете 41, их отгрузка покупателям отражается с использованием счета 45. Организация не осуществляет реализацию лома и отходов черных и цветных металлов физическим лицам, не являющимся ИП.
Изменится ли порядок ведения книги покупок и книги продаж, а также отражение операций в бухгалтерском учете с 01.01.2018?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На настоящее время нами не обнаружено информации о том, что в правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС, утвержденные Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, с 01.01.2018 будут внесены изменения. Если по состоянию на 01.01.2018 изменения в соответствующие правила не будут внесены и не вступят в силу, то нам представляется возможным руководствоваться общими положения правил с учетом изложенных ниже особенностей.
Бухгалтерские проводки с примерами изложены ниже.

Обоснование позиции:

Ведение книги покупок и книги продаж

В соответствии с НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ).
Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ ( НК РФ).
Формы и правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС, утверждены Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137).
В настоящем нами не обнаружено информации о том, что в соответствующие правила, утвержденные N 1137, с 01.01.2018 в связи со вступлением в силу Закона N 335-ФЗ будут внесены изменения. Возможно, что соответствующие изменения будут внесены в ближайшее время. Если же по состоянию на 01.01.2018 изменения в соответствующие правила не будут внесены и не вступят в силу, то нам представляется возможным руководствоваться общими положениями правил с учетом следующих особенностей.
Поскольку счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с НК РФ, исчисленных сумм налога к вычету (абзац четвертый НК РФ), мы полагаем, что счета-фактуры, выставленные продавцами лома и отхода черных и цветных металлов, без учета сумм НДС (в указанных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом"), подлежат регистрации покупателем - налоговым агентом в книге продаж (для исчисления НДС) и в книге покупок (для применения налоговых вычетов).
При этом, поскольку полученные от продавцов счета-фактуры будут заполнены без НДС, покупателю (налоговому агенту) следует составить документ (например, бухгалтерскую справку-расчет), в котором будет представлен расчет суммы НДС. На основании этого документа покупатель - налоговый агент отразит в книге продаж и книге покупок сведения, которые не содержатся в полученных счетах-фактурах.
Отметим также, что при восстановлении в порядке, установленном НК РФ, сумм НДС, принятых к вычету налогоплательщиком в порядке, предусмотренном НК РФ (в частности, восстановление НДС с сумм предоплаты), счета-фактуры, на основании которых суммы налога приняты к вычету, подлежат регистрации в книге продаж на сумму налога, подлежащую восстановлению (п. 14 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных N 1137).
В ситуации, когда ваша организация будет реализовывать лом и отходы черных и цветных металлов, необходимо учитывать следующее.
При реализации вашей организацией лома и отходов черных и цветных металлов, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налоговым агентам (НДС вашей организацией не исчисляется) ваша организация будет обязана выставлять счета-фактуры без учета сумм НДС (в указанных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом"). Правила ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденные N 1137, прямо не обязывают регистрировать такие счета-фактуры в книге продаж.
Вместе с тем, поскольку в настоящее время налоговые органы производят сравнение данных книги покупок покупателя и книги продаж продавца, мы полагаем, что выставленные вашей организацией счета-фактуры без учета сумм НДС возможно зарегистрировать в книге продаж. Поскольку данные счета-фактуры составлены продавцом без учета сумм НДС, их регистрация в книге продаж не должна приводить к негативным последствия для продавца.
В рассматриваемой ситуации организация не осуществляет реализацию лома и отходов черных и цветных металлов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Для сведения отметим, что в таком случае счета-фактуры составляются продавцом и регистрируются в книге продаж и книге покупок в общем порядке.
Также организация может зарегистрировать в книге покупок счета-фактуры по общехозяйственным расходам.

Бухгалтерский учет

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее соответственно - План счетов и Инструкция), утвержденными Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах НДС по приобретенным ценностям, а также работам и услугам предназначен счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". На субсчете 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы НДС, относящиеся к приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а также товаров.
Полагаем, что суммы НДС, исчисленные на день отгрузки приобретенных товаров (если организация-покупатель признается налоговым агентом), возможно отражать с использованием счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Допускаем также использование счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
При этом суммы НДС, исчисленные при перечислении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих покупок (если организация-покупатель признается налоговым агентом), считаем возможным отражать с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", например, на субсчете "НДС с предварительной оплаты".
Согласно Плану счетов и Инструкции счет 45 "Товары отгруженные" предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете. Принятые на учет по счету 45 "Товары отгруженные" суммы списываются в дебет счета 90 "Продажи" одновременно с признанием выручки от продажи продукции (товаров).
Следует иметь в виду, что обязанность по исчислению НДС возникает на дату отгрузки товаров независимо от момента перехода права собственности, установленного договором, под датой отгрузки в целях НДС признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю (смотрите, например, Минфина России от 06.10.2015 N 03-07-15/57115, от 17.07.2015 N , от 26.03.2015 N ).
Для примера предположим, что организация приобретает лом и отходы черных и цветных металлов по цене 100 рублей (без учета НДС). В дальнейшем данный товар организация продает по цене 150 рублей (без учета НДС), фактическая себестоимость 100 рублей (мы не принимаем во внимание то, что фактическая себестоимость товара может формироваться не только из покупной стоимости, а также не учитываем коммерческие и управленческие расходы).
1. Приобретение лома и отходов черных и цветных металлов у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, у организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. В данных случаях организация-покупатель налоговым агентом не признается, НДС не исчисляется, счета-фактуры не выставляются:
Дебет 41 Кредит 60
Дебет 60 Кредит 51
- оплачены лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей).

- перечислена оплата в счет предстоящей покупки (100 рублей);
Дебет 41 Кредит 60
- оприходован лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
- зачтена ранее перечисленная предоплата.
2. Приобретение лома и отходов черных и цветных металлов у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками НДС. В данном случае организация-покупатель признается налоговым агентом НДС (продавец выставляет счета-фактуры без учета сумм НДС):
Дебет 41 Кредит 60
- оприходован лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
Дебет 60 Кредит 51
- оплачены лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
Дебет 19 Кредит 68
- исчислен НДС налоговым агентом (18 рублей (118 (стоимость с учетом НДС) х 18/118));
Дебет 68 Кредит 19
- НДС, исчисленный налоговым агентом, принят к вычету (18 рублей);
При перечислении оплаты в счет предстоящих покупок (в размере 100 рублей):
Дебет 60, субсчет "Предварительная оплата перечисленная" Кредит 51
- перечислена оплата в счет предстоящих покупок (100 рублей);
Дебет 76, субсчет "НДС с предварительной оплаты" Кредит 68
- исчислен НДС налоговым агентом с сумм оплаты в счет предстоящих покупок (18 рублей (118 (стоимость с учетом НДС) х 18/118));
- НДС, исчисленный налоговым агентом с сумм оплаты в счет предстоящих покупок, принят к вычету на основании абзаца второго НК РФ (18 рублей);
Дебет 41 Кредит 60
- оприходован лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
Дебет 60, Кредит 60, субсчет "Предварительная оплата перечисленная"
- зачтена ранее перечисленная предоплата;
Дебет 19 Кредит 68
- исчислен НДС налоговым агентом при отгрузке (18 рублей (118 (стоимость с учетом НДС) х 18/118));
Дебет 68 Кредит 19
- НДС, исчисленный налоговым агентом при отгрузке, принят к вычету (18 рублей);
Кредит 76, субсчет "НДС с предварительной оплаты" Кредит 68
- восстановлен НДС, принятый к вычету с перечисленной оплаты в счет предстоящих покупок (18 рублей);
Дебет 68 Кредит 76, субсчет "НДС с предварительной оплаты"
- НДС, исчисленный налоговым агентом с сумм оплаты в счет предстоящих покупок (ранее восстановленный), принят к вычету на основании НК РФ, с учетом НК РФ (18 рублей).
3. Реализация лома и отходов черных и цветных металлов организациям и индивидуальным предпринимателям, как являющимся налогоплательщиками НДС, так и применяющим специальные налоговые режимы. В данном случае покупатели будут являться налоговыми агентами, продавец НДС не исчисляет, но выставляет счета-фактуры без учета сумм НДС покупателям:
Дебет 45 Кредит 41
- отражена отгрузка лома и отходов черных и цветных металлов покупателю (100 рублей), при этом должен быть выставлен счет-фактура без НДС на отгрузку на сумму 150 рублей (без выделения сумм НДС, в указанном счете-фактуре делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом" ( НК РФ);
Дебет 62 Кредит 90
Дебет 90 Кредит 45
Дебет 51 Кредит 62
- получена оплата от покупателя (150 рублей).
При получении оплаты в счет предстоящих отгрузок (например, в размере 150 рублей) продавец также не исчисляет НДС, но выставляет счета-фактуры на предварительную оплату:
Дебет 51 Кредит 62, субсчет "Предварительная оплата полученная"
- получена предварительная оплата (150 рублей), при этом должен быть выставлен счет-фактура без НДС на предварительную оплату, на сумму 150 рублей (без выделения сумм НДС ( НК РФ));
Дебет 45 Кредит 41
- отражена отгрузка лома и отходов черных и цветных металлов покупателю (100 рублей), при этом должен быть выставлен счет-фактура без НДС на отгрузку на сумму 150 рублей (без выделения НДС ( НК РФ));
Дебет 62 Кредит 90
- признана выручка от реализации товаров (150 рублей);
Дебет 90 Кредит 45
- списана стоимость реализованных товаров (100 рублей);
Дебет 62, субсчет "Предварительная оплата полученная" Кредит 62
- зачтена ранее полученная предоплата.
4. В рассматриваемой ситуации организации не осуществляет реализацию лома и отходов черных и цветных металлов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Поэтому пример бухгалтерских записей мы не приводим, но отмечаем, что реализация указанных товаров таким покупателем отражается организацией в общем порядке как обычным налогоплательщиком НДС.
5. Во всех перечисленных случаях организация вправе принять к вычету НДС по общехозяйственным расходам:
Дебет 44 Кредит 60 (76)
- отражены (приняты к учету) общехозяйственные расходы;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- отражен НДС по общехозяйственным расходам;
Дебет 68 Кредит 19
- приняты к вычету суммы НДС по общехозяйственным расходам на основании соответствующих счетов-фактур.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Который вносит значительные изменения в 21 главу налогового кодекса.

С 1 января 2018 года кардинальным образом изменился порядок определения налоговой базы, исчисления и вычетов НДС, пока лишь для нескольких товаров: сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Однако эксперимент может быть распространен и на другие категории. К каким изменениям это может привести и к чему нужно готовиться? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Немного о сути эксперимента: с 1 января 2018 года при реализации лома сумма налога налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных седьмым и восьмым абзацами п. 8 ст. 161 НК РФ (предоставившие недостоверные сведения «без НДС» или при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, либо на применение «упрощенки»), пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ (налоговая ставка 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта), а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (порядок исчисления налога определен в ст. 166 НК РФ).

При реализации лома сумма налога исчисляется налоговыми агентами (покупателями), а не продавцами. Продавец в счет-фактуре делает соответствующую надпись или ставит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом», т. е. указывает сумму с включенным, но невыделенным налогом. Покупатель выделяет сумму налога (исходная сумма делится на 118% и умножается на 18%).

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные покупателем. Одновременно с исчислением, он на ОСН имеет право принять НДС к вычету, т.е. фактически сумма налога в бюджет не уплачивается.

Вычет осуществляется в том же налоговом периоде, что и покупка лома, независимо от момента его дальнейшей реализации, при условии, что лом был приобретен налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для:

1. Осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС;

2. Перепродажи.

Таким образом, налоговая нагрузка организаций-налоговых агентов по лому и отходам черных и цветных металлов не выросла.

Не оправдались опасения о необходимости уплаты НДС в бюджет с последующим вычетом или возмещением и, тем более, «страшилки» о необходимости перечислять НДС в бюджет сразу в момент оплаты.

Что будет, если налоговыми агентами по НДС на аналогичных лому условиях станут все налогоплательщики?

Приведем для примера упрощенную схему, в которой один и тот же товар идет от продавца через посредника покупателю, который последний реализует физическому лицу (все организации на общей системе налогообложения):

В данной схеме видно, что ООО «Посредник» исчисляет НДС и принимает его к вычету, то есть его доля вычета по НДС — 100%, в бюджет НДС не уплачивается. ООО «Покупатель», реализуя товар физическому лицу с НДС, агентский НДС, исчисленный из счета-фактуры ООО «Посредник» ставит к вычету, также как и агентский НДС с общехозяйственных расходов (аренда торговой площади, торговое оборудование и т.д.).

А вот входной НДС от физического лица подлежит уплате в бюджет, причем его не на что уменьшить, так как ООО «Общехозяйственные расходы» выставляют счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом» и этот исчисленный НДС принимается к вычету, уменьшая только «агентский» НДС, а не входной.

При реализации всеобщего агентирования по НДС, теряют смысл незаконные схемы оптимизации НДС, в том числе с помощью фирм-однодневок, а налоговая нагрузка по НДС ложиться целиком на последнюю в цепочке организацию-продавца, что не может не сказаться на конечной цене товара, реализуемого физическому лицу.
О том, что будет если в цепочке есть организации на упрощенной системе налогообложения, а конечным звеном — экспортер, читайте в наших следующих статьях.

В 2018 году НДС на металлолом претерпит кардинальные изменения. С начала января покупателей лома ожидает малоприятный «сюрприз» - необходимость уплаты налога за каждую успешную сделку. Приказ о принятии закона об обложении налога президент в России подписал 27.11.2017 г., он вносит поправки в статью 161 НКРФ. Данный пункт обязует потребителей отдельных разновидностей продукции выплачивать заданный процент агентского НДС.

Законопроект устанавливает, что при реализации металлолома с 2018 года на территории Российской Федерации потребители продукции должны оплатить помимо лома еще налог на него. К налоговым агентам относятся все покупатели, за исключением лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Разъяснение! Даже если ИП не числится налогоплательщиком, НДС по приобретению лома они уплатить будут обязаны.

Подробности подписанного приказа

Как уже говорилось ранее, необходимость оплаты НДС в процессе приобретения металлолома подтверждается федеральным законодательством, в частности №335-Ф3, подписанным 27 ноября 17 года. Этот акт выступает в качестве корректора статьи 161 НКРФ, в которой теперь появилось дополнение в виде пункта №8. Именно данный проект переводит юридические лица в статус налогового агента.

Несмотря на то, что введение НДС на металлолом было подписано в 2017 году, вступает в силу закон с 1 января 2018 года. Именно с данной даты все юрлица и индивидуальные предприниматели должны уплачивать налог при покупке следующего лома:

  • черные и цветные металлы, отходы из данных составляющих;
  • все вторичные сплавы в основе которых используется алюминиевый материал;
  • лом всех типов.

Налоговые агенты должны во время покупки металлов самостоятельно рассчитать сумму, внести ее в декларации по НДС и бюджет. Данный законопроект распространяется на всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, даже тех, кто получил освобождение от оплаты налога еще в 2017 году.

Например, если ИП имеет специальный налоговый статус, при котором действия фирмы не облагаются НДС, предприниматель все равно обязан при приобретении лома самостоятельно вычислить налог на добавленную стоимость и оплатить полученную сумму в казну.

Исходя из информации, указанной в пункте 5 статьи №2 законопроекта № 335-Ф3, налоговику в независимости от статуса будет представлено право на вычет с НДС. Но вместе с данным упрощением у юридического лица появляется новое обязательство - сдача декларации в электронном формате до 25 числа месяца, который следует за квартальным периодом с совершенной сделкой.

Какие «сюрпризы» ожидают продавцов лома

Компании, осуществляющие продажу металлолома также «попадают» по нововведения в закон. С 2018 года, реализуя вторичного типа алюминиевые сплавы или лом, продавец будет обязан указывать в договоре «купли-продажи» и первичной документации, что товар продается без НДС. Данный фактор подтверждает пп. 6, п. 5 статьи 2 закона № 335Ф3. Но этот момент касается только фирм и организаций, полностью освобожденных от обложения налогом.

Продавцы-налогоплательщики металлолома должны будут оформлять прежние счета-фактуры с выведением налоговой суммы. Отмена льготы по НДС при реализации в этом случае не актуальна.

Данная новость вызвала множество вопросов на предпринимательских форумах.

Например, одной из главных тем обсуждения стала - должен ли продавец оформлять счет-фактуру, если он не считается плательщиком налогов? Исходя из последних новостей, сложно дать точный ответ на данный вопрос, но выйти из ситуации поможет трактовка п.8 ст.161 НКРФ, где есть информация, которая указывает на то, что компания, осуществляющая продажу металлолома может выдать потребителю любую первичную документацию, прописанную в законопроекте №335Ф3.

Кто попадает в льготную категорию

Оказывается, существует категория лиц, у которых при покупке металлолома общая сумма не будет облагаться НДС. Откорректированный закон о налогообложении не распространяется на участников сделки, не являющихся индивидуальными предпринимателями или юрлицам, как правило, это частные потребители.

Но в случае, если покупатель в корыстных целях решает осуществлять предпринимательскую деятельность без государственной регистрации ИП, у него появится риск отвечать перед законом Российской Федерации. Поэтому, прежде чем задаться вопросом, нужно ли платить НДС при продаже ли покупке металлолома и как этого избежать в рамках УК РФ, следует тщательно изучить законодательские нововведения.

Вторая «жизнь» металла

Отечественный рынок черного лома на данный момент оценивается объемом ориентировочно в 42 млн тонн в год. Данные показатели кажутся еще более глобальными при учете, что цветной лом расценивается всего в 1,5 млн тонн за указанный срок.

45% от общего количества продукта, поступающего на вторичную переработку черного лома, отводится отходам металлургической отрасли, 35% производится из инструментария и расходных материалов, 20% - отходы, которые образуются при металлообработке. Но несмотря на это, самые большие объемы отходов из черного лома приходится на судо-, автомобилестроение или на сферу по изготовлению станочного оборудования.

Заготовки металлолома на территории РФ поставляются больше 5000 официальных представительств. Часть переработанного вторсырья или добытого первичного материала отправляется на экспорт. В целом, объемы реализованного лома за границу колеблются в пределах 4,5-6 млн тонн в год.

Данный показатель составляет практически 6% от общего количества отечественного металлолома, который поступает на металлургический рынок. По статистике экономики России это считается нормой.

Большая часть изготавливаемого металлолома на территории страны отводится российским потребителям. Материал применяется в процессе производства стали кислородно-конверторным методом или при помощи специальных электрических печей.

Это существенные цифры, которыми пренебрегать просто нельзя. Поэтому, для улучшения экономического и финансового положения страны власти ввели НДС на металлолом.

По итогам предыдущего года было определено, что самыми крупными потребителями лома являются следующие группы предприятий:

  • 27% - НЛМК;
  • 5% - Северсталь;
  • 16% - ММК;
  • 8% - ТМК;
  • 9% - Евраз.

Это главные предприятия, которых в первую очередь будет интересовать, облагается ли лом НДС и когда закон вступает в силу.

Также проблема возврата НДС на металлолом коснется крупных промышленных заводов металлургической сферы деятельности, судостроения, автомобилестроения и станкостроения.

Следует отметить, что отечественная электрометаллургия в 2017 году уже терпела давление в связи с недостатком графитированных электродов. Но в 2018 году вместе с возвращением налога может существенно повыситься стоимость металла более чем на 10 %. А это приведет к уменьшению количества металлозаготовок официальными представителями металлургической отрасли.

Как следствие, основные силы реализации будут перенаправлены на экспорт продукции, что сократит инвестиционные планы отечественных металлургов.

С нового года в России начали действовать поправки в Налоговый кодекс о пересмотре списка освобождаемых от НДС операций. Согласно закону, покупатели металлолома стали налоговыми агентами. Это новый способ борьбы с многоступенчатыми цепочками перепродаж и незаконным возмещением НДС на рынке, который на протяжении многих лет был опутан серыми и откровенно незаконными финансовыми схемами. К обсуждению документа были привлечены все заинтересованные стороны, при этом позиция его критиков остается не вполне понятной.

Для наведения порядка на рынке металлолома предпринимались самые разные шаги. Десять лет назад операции по заготовке и реализации лома цветных и черных металлов были освобождены от налогообложения: налогоплательщики вправе были не платить НДС при наличии у них соответствующих лицензий. Предполагалось, что это позволит прекратить хищения НДС, и короткое время мера действительно работала. Однако сравнительно быстро некоторые участники рынка нашли новые пути для незаконного обогащения – НДС стали воровать на этапе переработки лома и реализации полученной продукции. Пресечь эту практику не смогло даже внедрение автоматизированной системы контроля за уплатой налога.

Поправки в Налоговый кодекс, принятые в конце прошлого года и заработавшие с 1 января, предусматривают, что покупатели лома и отходов черных и цветных металлов, а также вторичного алюминия и сплавов из него становятся налоговыми агентами. По сути, закон лишь исключил возможность уклонения от уплаты НДС при производстве и реализации продукции из лома. Причем эта мера разработана с учетом европейской налоговой практики: директивой ЕС тоже предусмотрена возможность введения так называемой «реверсивной уплаты» при внутренних поставках товаров и услуг, чувствительных к мошенничествам с НДС. Например, в Германии в 2014 году налоговое агентирование распространили почти на всю металлопродукцию.

Поправки активно обсуждались с участниками рынка с весны 2017 года и с учетом конструктивных предложений и замечаний были успешно приняты – в том числе потому, что критика законопроекта, особенно активно зазвучавшая к концу прошлого года, была очевидно неубедительной. Между тем некоторые ее тезисы повторяются до сих пор. Например, противники нововведений не раз заявляли, что предлагаемые меры могут привести одновременно и к росту цен на продукцию металлургов, и к падению цен на лом как раз на размер НДС – 18%. На волатильность цен обращают внимание и сейчас. Но цены на металлопродукцию регулируются рынком, и никакого влияния на себестоимость производства на металлургических заводах введение налогового агентирования оказать просто не способно. На деятельность физических лиц по сдаче принадлежащего им лома цветных и черных металлов нововведения также принципиально не могут оказать никакого влияния – это в законе зафиксировано отдельно: при приобретении лома у физического лица покупателю не надо будет ни удерживать НДС, ни исчислять его.

Кроме того, в окончательной редакции закона налогоплательщик – налоговый агент при покупке товара исчисляет налог к уплате в бюджет и в том же налоговом периоде принимает его к вычету. Другими словами, фактической уплаты налога нет, а значит, нет и увеличения платежей в бюджет для участников рынка.

«Замечания, которые высказываются отдельными представителями отрасли сейчас, создают впечатление, что эти критики не должным образом читали сам законопроект, потому что аргументы, которые ими приводятся, никак не следуют из текста закона», – отмечал директор некоммерческого партнерства «Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии» Дмитрий Пузанов.

«За прошедшие два месяца 2018 года уже можно отметить явное оздоровление рынков алюминиевого лома и вторичного алюминия, – подчеркнул Дмитрий Пузанов. – Так, если в 2014–2016 годах все добросовестные производители вторичного алюминия в зимний период или останавливали производство, или вынуждены были работать с убытком из-за искусственно завышенных цен на лом, то в январе–феврале 2018 года удается заготовить сырье по ценам, позволяющим работать как минимум без убытка. И это несмотря на резкое сокращение объемов заготовки лома в связи с суровой и многоснежной зимой. Кроме того, можно отметить, что до начала 2018 года на рынке вторичного алюминия присутствовал товар, реализуемый по необоснованно заниженным ценам. Такой товар без существенных убытков могли поставлять только производители, использующие необоснованную налоговую выгоду. А в 2018 году цены на вторичный алюминий в России выровнялись, и у добросовестных производителей появилась возможность выигрывать тендеры на поставку продукции на автомобилестроительные заводы и предприятия черной металлургии. Эти примеры однозначно подтверждают эффективность вступивших в силу с 1 января 2018 года изменений в Налоговый кодекс, направленных на пресечение хищений НДС при реализации продукции, изготавливаемой из лома и отходов металлов».

Между тем добросовестные представители отрасли закон поддержали. Например, генеральный директор предприятия по производству медной катанки и проволоки ООО «ЭЛКАТ» Максим Третьяков отмечал в конце прошлого года, что освобождение реализации лома от НДС совершенно не выполняет задачи предотвращения хищений налога: на последней стадии обращения медного лома перед поставкой на металлургические заводы он весь превращается в продукцию, поставляемую с НДС. Аналогичную позицию заняли участники рынка алюминиевого лома и вторичного алюминия, который, по их оценкам, к концу прошлого года на две трети был охвачен хищениями НДС.

Конечно, как и к любым значимым нововведениям, отрасли нужно адаптироваться к новым правилам. Необходимо помнить о главной задаче закона – повышении прозрачности в ломозаготовительной отрасли и борьбе против формирования необоснованной налоговой выгоды, то есть тех самых хищений НДС, которые стали настоящим проклятием рынка металлолома в последние годы.

В Москве состоялось совещание лидеров рынка лома, входящих в НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”, по рассмотрению принятого Госдумой РФ в третьем чтении Законопроекта №274631-7. Инициированный Минфином РФ пакет поправок в Налоговый Кодекс РФ предусматривает введение с 1 января 2018 года НДС на лом и отходы черных и цветных металлов, агентом по уплате которого является ломозаготовитель, приобретающий лом у коммерсантов.

Участники отметили, что согласно основной идее Законопроекта ломозаготовитель должен будет взять на себя обязанность по подтверждению в налоговых органах своей добросовестности как налогового агента по НДС. Это выражается в введении им повышенных требований к контрагенту – продавцу, которым может являться коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, непосредственно собирающие лом у населения (в частности, электронной лом).

Представление соответствующей документации, свидетельствующей о наличии прав на реализуемый лом, в большинстве случаев объективно невозможно, так как правообладатели отслужившей свой срок эксплуатации техники, как правило, не имеют таких документов в наличии, либо приносят на заготовительные пункты лом, найденный ими в виде бытового мусора.

Помимо этого, для выполнения норм Законопроекта ломозаготовитель, по сути будет вынужден заморозить денежные средства в виде уплаченного НДС минимум на 3-6 месяцев, что отвлекает значительные ресурсы от развития ломозаготовки.

Все это будет способствовать появлению ситуций, когда по одним документам будет фактически отгружаться и передаваться большая часть «неучтенного» лома. Ценовая разница при этом будет идти за наличный расчет и не облагаться никаким налогом.

Участники обратили внимание, что НДС уже существовал на рынке лома и отходов до 2009 года и был отменен именно по указанным причинам. Отмена повлекла выход из теневого сегмента большинства ломозаготовителей, все операции с ломом стали прозрачными, повысилась собираемость не только НДС, но и налога на прибыль и имущество организаций -ломозаготовителей.

По данным мониторинга, сформированного на основании материалов ФНС, Счетной Палаты и экспертных оценок:

Ежегодная экономия государственного бюджета только на экспортных операциях черного лома составляет в среднем 2 млрд. руб. Эту сумму составлял НДС, который до отмены налога государство возмещало экспортерам.

За 2008 год на 28% сократилось количество хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов. За 2009 год количество лицензиатов по данному виду деятельности снизилось еще на 24%. Эти факты свидетельствуют о прекращении функционирования схем хищения НДС, основанных на многократных перепродажах лома с хищением налога через фирмы-однодневки.

Значительно упростилось администрирование уплаты НДС при обращении лома и отходов черных и цветных металлов в связи с сокращением числа участников рынка, ответственных за уплату налога со стоимости лома.

Были упразднены схемы хищения НДС в процессе обращения лома. Пример по алюминиевому лому: в 2007 году при потреблении в целом по России 884 тыс. т алюминиевого лома количество проданного лома составило 2065 тыс. т, в 2008 году, соответственно, 761 и 1206 тыс т, а в 2009 году, соответственно, 419 и 786 тыс т.

Были прекращены потери бюджета от возмещения НДС с черного лома. До 2009 года 90% российского лома переработчики по официальным данным закупали у юридических лиц. Между тем в действительности более 80% лома поставлялось физическими лицами, которые НДС не платят. По данным экспертов, в итоге государство получало НДС на сумму $235 млн, а возмещало на $1,15 млрд.

Отмена НДС на макулатуру в 2016 г. увеличила поступления данного налога от комбинатов-изготовителей бумаги по результатам двух полугодий на 117% по сравнению с предыдущим периодом, когда НДС на вторсырье существовал.

В результате обеления рынка лома и снижения затрат легальные игроки создали дополнительные мощности и рабочие места на производствах.

По мнению участников рынка, возврат к сбору НДС налоговым агентом в лице покупателя наносит существенный удар по переработчикам вторичного сырья. Ломозаготовка по финансовым показателям составляет 90% этой отрасли. При этом ломопереработчики (м.б. заготовители?) будут вынуждены приостановить с 10 декабря 2017 г. поставки металлолома на металлургические комбинаты России в связи с правовыми и экономическими рисками, созданными на рынке из-за введения законодателями налогового агентирования по НДС.

Как отмечалось на совещании, результатами возврата НДС на рынок лома станут рост налоговой нагрузки на металлургическую отрасль на 150 миллиардов рублей в год, а также дефицит лома в связи со снижением ломозаготовки легальными ломовиками. Доля лома в себестоимости российской стали составляет от 21% при кислородно-конвертерном производстве до 65-80% при электросталеплавильном производстве. Издание Законопроекта будет способствовать возвращению назад «серых схем»

Ввиду очевидных недоработок представленного законопроекта, обеспокоенность вызывает также ситуация с внешнеторговыми операциями. В случае с импортом лома обязательство покупателя лома выступать налоговым агентом по НДС вызовет ситуацию двойного налогообложения. При этом Еврокомиссия может посчитать введение указанной нормы дополнительным барьером для экспорта лома металлов, а ВТО — ввести ограничительные меры по поставкам российской стали.

Изменения, касающиеся рынка лома, были внесены ко второму чтению в нарушение регламента прохождения законодательных инициатив. На законопроект отсутствуют отзывы федеральных органов исполнительной власти, а также не учтена позиция предпринимательского сообщества и общественных организаций. По мнению членов Президиума НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ».

Все это является основанием для судебного оспаривания принятия данной нормы закона, в частности, в Конституционном Суде РФ по причине нарушения процедуры принятия Законопроекта. Предлагаемая Законопроектом норма расходится с требованиями Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 гг., который содержит положение о сдерживании 0% НДС на группы товаров, в т.ч. и лом черных и цветных металлов.

Для справки: Хронология прохождения Законопроекта №274631-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования взимания отдельных видов налогов)» в Государственной думе (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/274631-7)

08 ноября 2017 – принятие проекта закона в Первом чтении. В данной редакции полностью отсутствует какое бы то ни было упоминание НДС для рынка лома черных и цветных металлов.

14 ноября 2017 данная норма попадает в виде поправок ко второму чтению от Правительства РФ (по инициативе Минфина). При этом не было никаких рассмотрений (исходя из хронологии их просто не успели бы провести) в профильных комитетах Госдумы РФ. А при подготовке поправок от Правительства РФ не были учтены отрицательное заключение Минпромторга, позиция объединения предпринимателей «Деловая Россия». При сборе заключений от профильных министерств Аппарат Правительства РФ не запрашивал мнение Минприроды РФ, к основным полномочиям которого относится в том числе выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

ОРВ и публичного обсуждения Законопроект на regulation.ru не проходил.

Кратко об НП НСРО “ РУСЛОМ. КОМ”

Профессиональное сообщество переработчиков лома НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ” контролирует более 70% внутреннего рынка лома металлов и более 80% экспортных поставок. В некоммерческое партнерство входят более 160 компаний и холдингов: независимые участники рынка и заводы-потребители лома такие, как НЛМК, Металлоинвест, ОМК и Северсталь. Цель: высокотехнологичная отрасль утилизации.



Похожие статьи