Демографические угрозы в концепции национальной безопасности россии. Экономическая и демографическая безопасность государства: современные вызовы и угрозы

Проблема демографической безопасности или демографического аспекта национальной безопасности как самостоятельной составляющей наряду с военным, экономическим и другими аспектами до сих пор в нашей стране детально не рассматривалась. Между тем, только в США были опубликованы сотни работ, в которых обсуждались политические и военные последствия для СССР и России демографических изменений, происходивших в нашем государстве за последние три десятилетия.

Основной особенностью демографических процессов, одновременно создающей наибольшую сложность, является, во-первых, их высокая инерционность, а, во-вторых, недостаточно изученный механизм возможного влияния на эти процессы со стороны государства и общества в случае их неблагоприятного развития.

В сегодняшней России демографическое развитие приобрело именно такой крайне неблагоприятный характер. Начиная с 1990 года, показатель естественного прироста населения неуклонно снижался, а с 1992 года приобрел отрицательное значение, то есть начался процесс депопуляции.

Естественный прирост населения России (тыс.)

  • (9 месяцев)

Однако сами по себе абсолютные цифры снижения естественного прироста населения не в полной мере раскрывают глубину демографического кризиса, переживаемого Россией. По данным сопоставимых исследований 1969 и 1989 годов доля молодых замужних женщин, считающих, что в идеальной семье должно быть трое и более детей, снизилась с 54 % до 26 %, а среднее идеальное число детей уменьшилось с 2,69 до 2,18. Даже эти идеальные представления, если бы они реализовались, не обеспечили бы устойчивого возобновления поколений. Кроме того, следует учитывать хорошо известный факт, что идеальное число детей, называемое в опросах, всегда выше реально ожидаемого и тем более фактического. Что касается ожидаемого числа детей, то согласно последним исследованиям оно снизилось в 1994 году по сравнению с 1991 годом с 1,8 до 1,08, то есть почти на 40%.

Таким образом, за последние два десятилетия произошло качественное изменение репродуктивных установок семьи и прежде всего женщин, выражающееся в массовой ориентации на малодетную семью, не обеспечивающую простого воспроизводства населения.

Каковы возможные негативные последствия этой долговременной тенденции, если она не будет в ближайшее время изменена?

Во-первых, будет происходить значительное снижение доли лиц трудоспособного возраста и возрастание доли лиц предпенсионного и пенсионного возрастов, что увеличивает нагрузку на социальные статьи бюджета и ведет к торможению научно-технического прогресса.

Во-вторых, нынешний резкий спад рождаемости через 18-20 лет создаст огромные проблемы с комплектованием армии, когда призыву будут подлежать рожденные в 90-е годы, даже при условии значительного численного сокращения Вооруженных Сил.

В-третьих, значительное снижение численности населения России, перспектива которого вполне реальна, порождает ощутимые геополитические опасности. Огромная протяженность границ России со странами с высокой плотностью населения и высоким уровнем естественного прироста населения на юге и юго-востоке не исключает возможности демографической агрессии со стороны этих государств по отношению к России.

Для предотвращения потенциальных последствий демографического кризиса необходима система мер со стороны государства и общества и в первую очередь признание проблемы демографической безопасности государства в качестве самостоятельной. Государство и общество должны сформулировать приоритеты демографической политики, под которыми следует понимать оптимальный уровень количества и качества населения в конкретный исторический период. В такой многонациональной стране, как Россия, должен быть разработан механизм, обеспечивающий поддержание демографического баланса различных этнических групп. Последнее особенно важно в регионах, тяготеющих к мононациональности, поскольку создает угрозу сепаратизма на национальной основе. Кроме того, должен быть использован опыт таких стран, как США и Израиль, по регулированию иммиграции и пересмотрено нынешнее законодательство в этой сфере.

Современная ситуация с народонаселением России свидетельствует о неблаго­приятном демографическом развитии страны. За последние десять лет проявились и, более того, усилились следующие негативные тенденции:

Устойчивая депопуляция и прогрессирующее старение населения;

Низкий уровень рождаемости, который не обеспечивает даже простого воспро­изводства населения;

Сверхсмертность населения трудоспособного возраста (особенно мужчин), вы­сокая младенческая смертность, неблагоприятная динамика показателей здоро­вья населения и ожидаемой средней продолжительности жизни;

Усложнение миграционной ситуации, обусловленной наличием нерациональ­ных потоков внутрироссийской и межгосударственной миграции;

Значительное увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста.

В конце 1980-х гг. прирост населения стал быстро падать, и в 1992 г. прирост сменился убылью населения (возник «русский крест», когда рождаемость стала ниже смертности), и именно этому году соответствует наибольшая численность на­селения России - 148 млн 704 тыс. человек. В послании Президента РФ в 2000 г. с тревогой говорилось, что через 15 лет россиян может стать на 22 млн человек меньше: «Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой». По данным переписи населения 2010 г., в РФ проживало 142 млн чел. Ежегодная убыль населения составила около 900 тыс. человек. При этом миграци­онный прирост только на 64,0 % компенсировал численные потери населения. Если такая тенденция сохранится, то к 2016 г. ожидается сокращение численности насе­ления РФ до 134 млн, а без иммиграционного притока - до 125-130 млн чел. При таких темпах к 2050 г. население России сократится до 80 млн человек. Прогноз, выполненный до 2040 г., указал на возможность сокращения населения России к этому времени до 83,4 млн человек без учета миграции, а с учетом ежегодного ми­грационного прироста в 500 тыс. человек - до 107,7 млн человек.

Основной причиной снижения прироста населения является общая тенденция падения рождаемости, проявившаяся в России начиная с 1950 г. Этот год стал нача­лом постоянного снижения рождаемости как городского, так и сельского населения. В 2010 г. показатель рождаемости составил 12,1 родившихся на 1000 жителей, тогда как коэффициент смертности за это же время составил 14,2. Сегодня смертность в РФ превышает рождаемость более чем на 40 тыс. человек в год.

Указанное явление обусловлено такими процессами, как урбанизация, повыше­ние уровня образования, изменение положения женщин в обществе, необходимость больше сил и средств вкладывать в воспитание детей и др. На эту общую тенденцию сокращения рождаемости с середины 1990-х гг. наложился спад рождаемости, свя­занный с социальным стрессом периода перестройки, и рост смертности.

В 1960-е гг. началось снижение средней по стране продолжительности жизни: от 69,7 лет в 1965 г. она снизилась до 67,5 лет к 1980 г., в 1987 г. достигла 70,2 лет (как следствие антиалкогольной компании) и затем снизилась до самого низкого уровня в 1994 г. - 64,1 года, после чего тенденция несколько изменилась: начался постепен­ный прирост продолжительности жизни, которая в 2010 г. составила 66,7 года.

По информации Госкомстата России (2010 г.), средняя продолжительность жиз­ни российских мужчин сейчас составляет всего 61,8 года, женщин - 73,2 года. Осо­бенно трагично эти цифры выглядят на фоне других развитых стран, где средняя продолжительность жизни населения растет и составляет 77-84 года. Основные причины такого сокращения продолжительности жизни в России - увеличение смертности от несчастных случаев, отравлений, травм (обусловленных злоупотреб­лением алкоголя и ухудшением криминогенной обстановки в стране), а также уве­личением смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний - сердечно-сосудистых, органов дыхания, пищеварения, онкологических.

Подробно вопросы демографической ситуации в РФ освещены в учебном пособии «Осно­вы медицинских знаний» серии «Безопасность жизнедеятельности» под ред. Р. И. Айзмана и С. В, Петрова.

Демографическую ситуацию в России осложняют также огромные людские по­тери за счет нездорового образа жизни и травм бытового и производственного харак­тера. Ежегодные людские потери в России за последнее время составляют:

    На дорогах: - погибает 34 тыс. человек;- 200 тыс. человек получают телесные повреждения (10-15 % умирает).

    На пожарах: - погибает 19 тыс. человек;- 20 тыс. человек получают телесные повреждения (примерно 10 % умирает).

    От криминальных действий: - убитых - 34 тыс. человек;- 50 тыс. человек - пропавших без вести (50 % из них - убитые);- 180-190 тыс. человек получают тяжкие телесные повреждения (20 % из них умирает);- всего около 15 млн человек страдают от различных криминальных посяга­тельств.

    От неумеренного употребления алкоголя и наркотиков: - 50 тыс. человек от передозировки наркотиков;- 40 тыс. человек от отравления алкоголем.

    От утопления: - 20 тыс. человек.

    От суицидов: - 50 тыс. человек.

    От болезней, спровоцированных табакокурением: - более 1 млн человек.

    Бытовой и производственный травматизм составляет до 100 тыс. погибших.

Если в ЧС погибают до 2-3 тыс. чел. в год, то в повседневных менее опасных ситуациях - 250-300 тыс. чел.

Оценивая демографическую ситуацию в целом, можно констатировать, что в России шли процессы снижения рождаемости и сокращения численности населе­ния, которые соответствовали тенденции развитых стран. В то же время показатели смертности, особенно детской, структура причин смертности и продолжительность жизни расходились с показателями указанных стран, будучи существенно хуже.

Число избыточных смертей устойчиво держится на отметке выше 50 %, что указывает на худшие условия жизни и работы, меньшую социальную защищен­ность, плохое питание населения, распространение нездорового образа жизни, кризис системы здравоохранения, худшие экологические условия. По мнению

В.И. Данилова-Данильяна и К. С. Лосева, по сути дела, в течение многих лет в России шло разбазаривание трудового ресурса, государство экономило на здоровье людей, в основном за счет гигантских затрат на военно-промышленный и ядерный комплексы. В бывшем СССР и в России расходы на здравоохранение никогда не превышали 3 % валового внутреннего продукта (ВВП), тогда как в США в 1960 г, эти расходы составляли 5 %, а в 2000 г. - Ц> %, ВВП, который, кстати, намного выше российского.

Расход 8-10 % ВВП на здравоохранение типичен для развитых стран. Постоян­ное увеличение расходов на здравоохранение в России при стабильном населении является одним из требований демографической политики устойчивого развития.

Особо следует подчеркнуть, что, согласно данным Госкомстата РФ, имеет ме­сто преобладающее вымирание русской нации, которая пока составляет в России более 80 % от всего населения. Наибольшие потери от превышения смертности над рождаемостью в 2010 г. наблюдались в Псковской, Тульской, Тверской, Новгород­ской, Ивановской, Рязанской и Ярославской областях. Из этого перечня очевидно, что основной демографический ущерб несут именно те области России, где доля русского населения максимальна (в пределах 97-98 %).

Известно, что здоровье человека в основном формируется в детстве. Согласно данным Минздрава и Роспотребнадзора России, лишь 10 % детей школьного воз­раста здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40 % - хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота на­рушений органов зрения, в 3 раза - патология органов пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психические расстройства. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что соз­дает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.

В свою очередь, уровень здоровья подрастающего поколения определяет состоя­ние здоровья юношей, подлежащих призыву на военную службу. Так, по имеющейся в Генеральном штабе ВС РФ информации об итогах призыва (январь 2011 г.), почти 50 % юношей освобождены от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Низок уровень физической подготовленности призывников, среди них 15 % регуляр­но употребляли спиртные напитки, около 12 % пробовали наркотики.

Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: Вооруженные силы Рос­сии, оснащаемые новыми видами вооружений и техники, нуждаются в здоровых призывниках, а государство, интересы которого призваны защищать армия и флот, фактически не может удовлетворить эти требования.

Ученые предупреждают о прогрессирующем распаде генетических программ человека (распаде генома), который сопровождает развитие цивилизации. Об этом свидетельствует значительное число индивидов с генетическими нарушениями, в частности, с психическими расстройствами, пограничными психическими состоя­ниями и умственно отсталых. В России количество таких людей достигает 6 млн че­ловек (т.е. каждый 24-й житель). Так, за последние 10 лет прирост количества боль­ных психическими заболеваниями превышал 2 % в год, а за этот же период число рождений детей с врожденными пороками развития увеличилось вдвое. С 2001 по 2010 гг. число инвалидов с психическими расстройствами увеличилось на 140 тыс., из них 40 % страдают шизофренией и 32 % - умственной отсталостью. Почти вдвое за те же годы выросло число заболеваний эндокринной системы, с которой связаны иммунная система, мозг, система воспроизводства. Этот рост происходил на фоне снижения численности населения и одновременно низкой продолжительности жиз­ни населения.

При продолжающемся распаде генома вполне вероятно, что через несколько по­колений такие люди могут составить большинство в том или ином обществе. На эту возможность следует обратить внимание незамедлительно, а не тогда, когда поздно будет что-то предпринимать.

Особенно остро стоит проблема сохранения здоровья населения Севера и Си­бири, что обусловлено действием на человека экстремальных климатогеографиче­ских и антропоэкологических условий высоких широт. Исследования выявили, что вследствие неадаптированности переселенцы на Севере поражаются хроническими заболеваниями уже в молодом возрасте. Они страдают от явлений преждевременно­го старения, сокращения продолжительности жизни; в то же время наследственные возможности адаптации снижены более чем у 10 % переселенцев. Темпы роста по­казателя общей смертности на Севере в 2-2,5 раза превышают темпы в средних ши­ротах, да и в целом по стране. Все это вызывает прогрессирующую убыль населения на севере России.

Известно, что патриоты России всегда связывали будущее страны с ростом чис­ленности ее народонаселения (и не только русского!) и с развитием его духовных и созидательных качеств. Об этом писал М. В. Ломоносов («...могущество россий­ское прирастать будет Сибирью»), эту тему развил Д. И. Менделеев. Основываясь на демографических показателях начала XX в., ученый определил как оптимальную численность народонаселения Российской империи в 2000 г. в 594,3 млн человек.

Сложившиеся к настоящему времени тенденции демографического развития не только не отвечают стратегическим интересам России, но и представляют серьез­ную, если не самую главную, угрозу национальной безопасности страны. Общее сокращение численности населения и, как следствие, снижение плотности его рас­селения, особенно в Сибири, ослабляют политическое, экономическое и военное влияние России в мире, порождают у некоторых наших перенаселенных соседей желание захватить отдельные части территории Российской Федерации.

Мир уже сегодня перенаселен, в предстоящее десятилетие численность населе­ния Земли увеличится более чем на 1 млрд человек. Ресурсов, особенно невозобнов­ляемых, во многих странах не хватает. Огромная территория России за Уралом, где живет всего 30 млн человек, - едва ли не самая незаселенная часть суши. Наивно рассчитывать, что при темпах вымирания населения по 1 млн человек в год можно удержать эту территорию в сколько-нибудь серьезной исторической перспективе.

Сокращение численности молодежи в России обостряет проблему комплекто­вания Вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что создает реальную угрозу сохранению оборонного потенциала страны. Снижение численности детей и подростков - это в будущем обострение проблемы форми­рования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации, уменьшение численности квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, что, в свою очередь, создает в перспективе угрозу усиления внешней технологической зависимости России. Старение населения ведет к дефи­циту рабочей силы, увеличению демографической нагрузки на трудоспособное на­селение, повышению нагрузки на систему здравоохранения, обострению проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий.

Общее сокращение численности населения сопровождается сокращением чис­ленности отдельных этнических групп, что может привести к полному исчезновению малочисленных народов. Стране грозит потеря национальной социокультурной идентичности, что неизбежно приведет к распаду Российской Федерации.

Задачами демографической политики Российской Федерации, как считают мно­гие исследователи, являются:

Увеличение населения за счет улучшения качества жизни, снижения числа пре­ждевременной, предотвратимой смертности в младенческом возрасте, при тех­ногенных катастрофах;

Увеличение продолжительности здоровой активной жизни, прежде всего путем сокращения травматизма, заболеваемости и инвалидности;

Улучшение качества жизни большинства населения, особенно жизни хрониче­ски больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;

Всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;

Улучшение репродуктивного здоровья населения путем разработки адресных мер помощи нуждающимся;

Создание стимулов для повышения уровня рождаемости путем постепенно­го перехода от преимущественно малодетного (1 ребенок) к среднедетному (2-3 ребенка) типу репродуктивного поведения семей;

Создание условий для самореализации молодежи;

Регулирование иммиграционных потоков с целью создания с их помощью эффективного механизма замещения естественной убыли населения Россий­ской Федерации (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке), а также дости­жения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально- экономического развития страны.

Подчеркнем, что обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства - это итог всего комплекса состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества в целом. Нелишне отметить, что руко­водители многих государств и народов рассматривают рост демографического по­тенциала в качестве основной гарантии выживания в сложных и противоречивых процессах мирового и регионального соперничества и усиливающейся борьбы за природные ресурсы.

Для России на современном этапе развития демографическая проблема стала одной из определяющих уровень национальной безопасности страны и ее экономи­ческого развития. Уменьшение количества трудоспособного населения в среднем на 900 тыс. в год, увеличение в структуре населения пожилых и старых людей, низкая рождаемость, высокая смертность потребовали принятия государственных решений по стимуляции рождаемости, привлечения трудовых ресурсов из ближнего и даль­него зарубежья, разработки национальных проектов «Здоровье» и «Образование». В свою очередь, это может привести к миграционным проблемам.

Демографическая безопасность - одна из важнейших составляющих безопасности любого государства. Демографическая безопасность - это состояние защищенности количества и этнического состава населения страны от внешних и внутренних угроз.

Объектом демографической безопасности, соответственно, является население страны, а субъектами, обеспечивающими ее - органы власти, в первую очередь, министерства здравоохранения и экономики.

Особенностью демографической безопасности является то, что ее обеспечение зависит от состояния безопасности в других сферах - экономической, экологической, продовольственной, социальной, культурологической и др. А неблагоприятная ситуация в обществе приводит к снижению рождаемости и увеличению заболеваемости и смертности людей.

С другой стороны, неблагополучная демографическая ситуация становится угрозой национальной безопасности - возникает дефицит трудовых ресурсов, снижается обороноспособность страны.

Цель демографической безопасности - обеспечение регулирования численности населения страны с сохранением этнопропорциональной структуры и генетического здоровья людей. Это означает, что у разных государств в зависимости от ситуации в области рождаемости могут быть разные задачи. Так, в развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв, проводится политика, направленная на ограничение рождаемости, поскольку быстрый рост населения существенно увеличивает нагрузку на систему социального обеспечения и экономику. В условиях депопуляции, напротив, государство стремится повысить рождаемость и продолжительность жизни людей .

Критериями демографической безопасности являются сохранение и увеличение средней продолжительности жизни; улучшение генетического и физического здоровья людей; регулирование количества населения страны, (например, прирост в России, стабилизация или уменьшение в перенаселенных странах); сохранение этнопропорциональной структуры.

Угрозы демографической безопасности:

1. отсутствие в обществе возможностей регулирования количества населения страны (социальной поддержки многодетных семей и др.);

2. отсутствие заинтересованности граждан в регулировании численности семьи;

3. рост социальной безысходности, алкоголизма, наркомании;

4. деградация института семьи;

5. антисемейная политика средств массовой информации;

6. непропорциональное соотношение между рождаемостью в этнических группах и численностью этих групп.

С народами происходит то же, что и с каждым живым организмом отдельно. Они появляются, развиваются и исчезают, равно как и каждый отдельный представитель народа. Этими процессами интересуется одна из естественных наук -- демография. Один из демографических процессов нас интересует в данной дискуссии, потому как становятся явными его проявления в некоторых странах. И этот процесс -- депопуляция. Что такое депопуляция, ее сущность и причины, а также прочие факты, нас интересующие как неравнодушных к судьбе народов, рассмотрим в данной статье. Обозначение термина Итак, приступим к основному, что мы собирались разобрать сейчас.

Итак, депопуляция населения - это уменьшение количества населения в пределах определенной страны или отдельной территории, причиной которой при рассмотрении в целом послужило снижение воспроизводства населения. Обозначение самого термина "депопуляция», очевидно, заимствованного из других языков, рассматривалось еще в прошлом веке. Но в ранних научных трудах не было выделено такого понятия. В конце концов, истоки были найдены: термин был введен французскими исследователями, обеспокоенными подобными процессами в своей стране. Только один из трудов XIX века (французская энциклопедия Ларусса) содержал похожее слово «depopulation», произошедшее от «depeupler». Определение второго буквально можно перевести как "избавлять территории от жителей", "уменьшать численность населения территории". Толковать его актуальнее в свободной форме, что приведет нас к заключению - термин обозначает "обезлюживание". Примем к вниманию и тот факт, что такое "обезлюживание" имеется в виду через ряд катастрофических ситуаций и убыль рождаемости. Депопуляция и старение нации Депопуляция выражается в том, что каждое последующее поколение численно меньше предыдущего. Рядом с этим понятием (для полноты информации о демографическом процессе) стоит, на наш взгляд, упомянуть так называемое старение нации. Это как раз одна из сторон, в результате которой проявляется депопуляция. В качестве промежуточного итога резюмируем. Теперь мы знакомы с тем, что такое депопуляция, и даже с новым, возможно, термином "старение нации". Как и все демографические процессы, у депопуляции есть свои причины .

Остановимся на основных признаках депопуляции населения. По сути, мы перефразируем уже сказанное выше. Итак, признаки депопуляции - это: уменьшение численности населения (конкретнее - в результате повышения смертности); новое поколение количественно меньше предыдущего. Далее мы продолжим углубляться в тему, что такое депопуляция и какие вопросы ей сопутствуют. Депопуляция населения: причины Как мы уже знаем, депопуляция - это сокращение населения. Этот процесс имеет такие причины, как: превышение рождаемости смертностью; война - всегда была катастрофической точкой, после которой население страны долго восстанавливается; активная эмиграция (напомним, что эмиграция -- выезд из страны на ПМЖ, для работы, прочие причины переезда); эпидемии - характерны для прошлых исторических эпох, в которые развитие медицины не сдерживало распространение смертельных болезней; прочие природные и техногенные катаклизмы, вследствие которых погибла значительная часть населения. Депопуляция населения - это демографическая проблема, решаемая не за одно десятилетие. Ею занимаются на государственном (в отдельных случаях - международном) уровне. Частные случаи уменьшения количества населения

Мы рассмотрели обозначение понятия депопуляции и признаки этого процесса. Однако история дает нам примеры, когда уменьшение численности населения страны или конкретной ее части не считается депопуляцией. К таким случаям можно отнести действие таких факторов, которое быстро прекращается, а население вновь увеличивается. Так, мы помним, что ВОв забрала жизни 27 миллионов жителей Советского Союза. Однако после окончания войны наблюдался стремительный рост населения, и уже за 11 лет довоенные показатели были достигнуты. Процессы, связанные с миграцией, также часто не попадают под обозначение депопуляции. Так происходит потому, что нормальными остаются темпы естественного прироста населения на этих территориях. Уместно это лишь для отдельных стран. Подобным примером может послужить нам Ирландия. В начале XX века там вдвое уменьшилось количество жителей, так как то был период стихийной миграции в Америку .

При этом всем уровень рождаемости на острове был выше уровня смертности. Население и государство: решение проблем депопуляции Проблема снижения численности населения страны рассматривается не только с точки зрения демографии. С самого начала изучения она была в поле зрения политики, общественных деятелей. Рассматривается депопуляция как национальное бедствие. Даже если иммигранты из других стран компенсируют количественно убывающее местное население, это остается проблемой. На государственном уровне депопуляцию преодолевают политикой, направленной на улучшение условий для рождаемости. Это затрагивает и здравоохранение, и социальные программы, и в целом условия жизни. Цель таких программ - восстановление нормального темпа воспроизведения населения страны. Депопуляция населения в России Последние несколько десятков лет России грозит серьезная проблема депопуляции населения. Способствовал этому целый ряд причин как экономических, так и социальных. В целом мы видим тенденцию к обнищанию народа, катастрофическому снижению уровня жизни. Следствие этого - низкая рождаемость, высокая смертность. Депопуляция в России становится первостепенной проблемой. Снижение численности населения приводит к ухудшению ситуации с остальными сферами жизни страны, от той же экономической до научной, военной и прочими. Решение вопроса предусматривает комплексные меры со стороны лидеров. Через вопрос депопуляции мы приходим и к другому - проблеме вырождения нации. Это тот самый случай, когда смертность коренного населения страны не компенсируется приезжими мигрантами. Для России эта проблема также актуальна, как никогда. Смертность россиян категорически растет, а количество населения стремительно падает из года в год. Заключение В нашей статье мы постарались с научно-популярной стороны максимально осветить вопрос о том, что такое депопуляция. C этой целью было освещено значение термина и его происхождения, а также признаки и причины этого демографического процесса.

Актуально значение другого процесса - старение нации.

Под старением населения, или демографическим старением, понимают увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Старение населения является результатом длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, в рождаемости и смертности и их соотношении, а также, частично, миграции.

Проблемам старения населения посвящено немало демографических исследований. Различают два типа старения населения:

Старение снизу, которое является результатом снижения рождаемости.

Старение сверху, которое является результатом увеличения средней продолжительности предстоящей жизни, уменьшения смертности в старших возрастах в условиях низкой рождаемости.

Учет тенденций и последствий демографического старения -- важнейшая задача демографической политики.

В течение всего XX века доля пожилых людей в общей численности населения Земли постоянно увеличивалась. Ожидается, что эта тенденция сохранится и в XXI веке. Так, в 1950 году пожилые люди (лица в возрасте 60 лет и старше) составляли 8% мирового населения, в 2000 году -- уже 10%, а в 2050 году, по прогнозам ООН, их доля достигнет 21%. Еще два десятилетия назад казалось, что демографическое старение населения, т. е. увеличение доли пожилых в общей численности населения, свойственно исключительно развитым странам. Однако сегодня стало очевидно, что этот процесс охватил практически весь мир. Что касается России, то здесь в 1959-2002 годах общая численность населения увеличилась примерно на четверть, а число пожилых людей увеличилось более чем в два с половиной раза .

Демографы ООН придерживаются следующей классификации обществ по степени старения: молодым называют население, в котором лиц в возрасте 65 лет и старше менее 4%; зрелым -- общество, где таких людей от 4% до 7%; если же их доля превышает 7%, то население считается старым. В России людьми трудоспособного возраста считаются мужчины от 16 до 59 и женщины от 16 до 54 лет. Людей старше предельного трудоспособного возраста относят к категории пожилых. Однако чтобы сопоставление было корректным, мы в соответствии с международной классификацией будем называть пожилыми лиц в возрасте 60 (или 65) лет и старше.

Для характеристики старения населения в демографических исследованиях используются такие показатели, как доли лиц определенного возраста в численности всего населения или его части: доля лиц старше 60 или 65 лет (обозначаемая 60+ или 65+) в общей численности населения, доля лиц в возрасте 75 лет и старше (75+) в общей численности населения, доля лиц в возрасте 75+ или 80+ по отношению к численности возрастной группы 60+.

Одной из мер старения населения является индекс старения -- число лиц пожилого возраста на 100 детей. Вычисляется он как отношение численности или доли лиц старше трудоспособного возраста к численности или доле детей (возрастная группа 0-14 лет), умноженное на 100.

Для экономического анализа очень важны показатели старения, связанные с демографической нагрузкой, которая рассчитывается как отношение числа детей и/или лиц старше трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения, умноженное на 100. Помимо общей демографической нагрузки, нас может интересовать показатель нагрузки, учитывающий только лиц старше трудоспособного возраста, и доля этого показателя в общей демографической нагрузке. В последние годы в исследованиях, связанных со старением населения, все чаще используется коэффициент поддержки родителей, играющий важную роль при оценке возможности неформальной помощи самым пожилым. Он вычисляется как отношение общего числа лиц в возрасте 85+ к числу лиц в возрасте 50-64 лет, умноженное на 100.

Старение населения -- это одно из проявлений трансформации его возрастной структуры в процессе демографического перехода, или демографической революции. Демографический переход, т. е. смена традиционного (экстенсивного) типа воспроизводства населения современным, совершается на протяжении последних двух столетий под влиянием изменений в экономической, психологической и других сферах жизни общества. Демографический переход совпадает по времени со вступлением человечества в эпоху индустриальных обществ. Доиндустриальным (аграрным) обществам и ранним стадиям развития индустриального общества свойствен экстенсивный тип воспроизводства. В условиях очень высокой смертности сложились традиционные нормы демографического поведения, ориентированные на то, чтобы не допустить вымирания. Для этого, естественно, необходима была высокая рождаемость, и в обществе господствовали и постоянно воспроизводились такие отношения, которые исключали возможность массового внутрисемейного регулирования деторождения. В процессе демографического перехода благодаря расширению контроля общества над природными и социальными факторами, вызывающими преждевременную смерть, резко возрастает средняя продолжительность жизни. В результате меняется шкала социальных ценностей, само отношение людей к жизни и смерти. С резким снижением смертности, в особенности детской, тесно связано становление нового, рационального типа рождаемости. Высокая рождаемость перестает быть объективно необходимой; социальные механизмы, воздействующие на рождаемость, теперь ориентированы на поддержание относительно низкого ее уровня, и внутрисемейное регулирование деторождения становится массовым явлением. Переход от традиционного, экстенсивного режима воспроизводства к современному сопровождается изменением возрастной структуры населения, которая графически изображается в виде возрастной пирамиды. На смену пирамиде с широким основанием и узкой вершиной приходит пирамида с узким основанием и расширенной вершиной -- такова обычная динамика возрастного состава населения в период демографического перехода. Сильнее всего возрастная структура изменяется на том этапе демографического перехода, когда начинается снижение рождаемости .

Социально-экономические последствия старения населения. Процесс старения населения порождает ряд экономических, социально-гигиенических и морально-этических последствий, которые по-разному рассматриваются и решаются в отдельных странах. По мнению ряда демографов и социологов старение населения увеличивает «нагрузку» на трудоспособное население. Однако при этом следует учитывать, что материальные и культурные блага, которыми располагают и которые умножают своим трудом молодые поколения, является в определенной мере результатом труда их предшественников, сегодняшних пенсионеров. Старение населения -- закономерный процесс, имеет необратимые последствия. Поэтому учет тенденций и последствий старения населения -- важная задача социальной политики.Одно из последствий старения населения -- рост пенсионных затрат. Сейчас в большинстве развитых стран возраст выхода на пенсию составляет 65 лет. В России повышение пенсионного возраста рассматривается как возможный способ снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Но российская модель смертности значительно отличается от той, что сформировалась в развитых странах, поэтому их опыт организации пенсионного обеспечения нельзя перенести сюда в неизменном виде. В силу того что в России ожидаемая продолжительность жизни у старших возрастных групп крайне низка, повышение возраста выхода на пенсию означало бы для наших пожилых, что у них без всякой компенсации отнимают несколько лет «свободного времени».Опубликованный ООН сборник «World Population Policies 2003» наглядно демонстрирует, какое значение отводят правительства разных стран демографическим проблемам, в том числе старению населения.

С точки зрения мирового сообщества старение населения не ставит перед человечеством неразрешимых задач. Этого же мнения придерживаются многие исследователи. Поскольку старение населения протекает эволюционно, его последствия проявляются постепенно и предсказуемо. А значит, они могут и должны своевременно учитываться.

Старение населения и социальная политика в России. Со времени проведения Всероссийской переписи населения 2002 года демографическая ситуация по-прежнему остается одной из ключевых проблем в социально-экономическом развитии России. В 2007 году принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, идет реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», введены меры государственной поддержки семей, принята государственная программа по привлечению соотечественников. Весь комплекс этих мероприятий направлен на улучшение демографической ситуации в стране. Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет. Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются: сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. К 2025 году предполагается: обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза; обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

Заключение Процесс старения населения представляет собой небывалое, невиданное в истории человечества явление. Увеличение доли пожилых людей (60 лет и старше) сопровождается уменьшением доли молодых людей (до 15 лет). К 2050 году число пожилых людей в мире впервые за всю историю превысит число молодых. Старение населения -- это всеохватывающее, глобальное явление, затрагивающее каждого мужчину, женщину и ребенка. Неуклонное увеличение более старых возрастных групп в национальном составе населения, как в абсолютной численности, так и в отношении населения трудоспособного возраста, оказывает прямое влияние на равенство и солидарность между поколениями и в рамках одного поколения. Старение населения -- это глубокое явление, имеющее важные последствия и влияние на все аспекты человеческой жизни. В экономической сфере старение населения влияет на экономический рост, сбережения, инвестиции и потребление, рынки рабочей силы, пенсии, налогообложение и социальные трансферты. В социальной сфере процесс старения населения затрагивает проблемы здравоохранения и медицинского ухода, состав семьи и жизненные условия, жилье и миграцию. Процесс старения населения -- это устойчивая тенденция. В течение двадцатого века доля пожилых людей неуклонно увеличивалась, и эта тенденция, как ожидается, сохранится и в двадцать первом веке. Снижение рождаемости наряду с увеличением продолжительности жизни вызвали и будут вызывать беспрецедентные изменения в структурах всех обществ, особенно небывалое изменение в соотношении молодых и пожилых людей.

Глубокие, всеохватывающие и устойчивые последствия старения населения представляют собой как огромные возможности, так и огромные проблемы для всех обществ.

Современная демографическая ситуация в России характеризуется депопуляцией, снижением рождаемости и ростом смертности, старением населения, сокращением средней продолжительности жизни, проблемами в трудозанятости населения. Демографический фактор влияет на формирование трудового потенциала, во многом определяет развитие и размещение производительных сил страны. Детальный анализ динамики демографической ситуации необходим для принятия политических решений, затрагивающих интересы общества в целом: в области здравоохранения, образования, подготовки и переподготовки кадров, страхования, социального обеспечения, пенсионной системы и других. Поэтому исследование демографических характеристик старения как с теоретической, так и с практической точки зрения является весьма актуальным.

#война #демография #россия #концепция

Автором аргументируется, что сохранение целостности территориальных границ и сохранение численности подданных является одной из важнейших составляющих стратегии, направленной на гарантированное и устойчивое развитие определенной популяции. Ключевые слова: национальная безопасность, демографическая угроза, популяция. С древних времен безопасность рассматривалась как обязательное и необходимое условие существования любого государства.

Сохранение целостности территориальных границ и сохранение численности подданных всегда являлись важнейшими элементами стратегии, направленной на гарантированное и устойчивое развитие определенной популяции. Общепринято, что термин «национальная безопасность» был введен в словесный оборот в 1947 г. после принятия в Соединенных Штатах Америки специального закона «О национальной безопасности», уже после этого практически все страны мира сформулировали собственные концепции национальной безопасности. Не обошла стороной данную тенденцию и Российская Федерация.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», которая опубликована на сайте Президента Российской Федерации, выделены приоритетные стороны, посредством реализации которых осуществляется обеспечение национальных интересов. Это такие стороны как: оборона страны; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство .

По нашему мнению, это укрупненные блоки, которые связаны с национальной безопасностью. Все названные аспекты национальной безопасности, несомненно, важны, но хотелось бы отметить еще одну не менее важную сторону, которая не так углубленно рассматривается в «Стратегии национальной безопасности РФ» - это демографическая безопасность общества. Демографическую безопасность общества можно назвать фундаментальным направлением, которое должно рассматриваться в данной стратегии, ведь она представляет собой своеобразную платформу для всех без исключения других аспектов национальной безопасности. Ведь без сохранения человеческой популяции на определенной территории разговоры о любых других разновидностях безопасности вообще теряют смысл, и возникает угроза статусу страны. Поэтому можно сделать вывод, что демографическая безопасность объединяет все остальные аспекты национальной безопасности. Возникает вопрос: что же такое демографическая безопасность и почему угрозы, которые связаны с ней, опасны для общества? Одно из первых определений демографической безопасности дала Республика Беларусь в январе 2002 г. в Законе «О демографической безопасности Республики Беларусь».

В данном законе сказано, что демографическая безопасность - это состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, при котором обеспечивается развитие Республики Беларусь в соответствии с ее национальными демографическими интересами» . Если заменить «Республику Беларусь» на «государство», то данное определение можно отнести в целом к любой стране. Изменение демографической безопасности страны зависит от ряда показателей - коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста и миграции. Но наряду с демографической безопасностью стоит понятие «демографические угрозы», которое подразумевает под собой демографические явления и тенденции, последствия которых оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие государства.

В Российской Федерации на данный момент существуют несколько видов демографических угроз: депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграционные процессы, деградация института семьи, непропорциональное размещение населения по субъектам государства, затухание сельской популяции и т. д. В доказательство наличия демографических угроз в России, необходимо рассмотреть статистические данные, которые приведены Федеральной службой государственной статистики.

По официальным данным, в России наблюдается депопуляция населения, т. е. уменьшение общей численности населения. Если сравнить 90-е гг., когда численность населения России составляла около 148,5 млн человек, и настоящее время (2016 г. 146,5 млн человек, с учетом присоединения Крыма), то нетрудно заметить, что численность населения в нашей стране идет на спад. Данное положение не спасает даже миграционный прирост, показатель которого на 2016 г. составляет 262 тыс. человек. Если говорить о рождаемости и смертности, то естественный прирост в 2015 г. составил всего 0,3 % на 1 тыс. человек, а в 2012 г. данный показатель вообще равнялся 0 % . В «Стратегии национальной безопасности РФ» сказано, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества: создают условия для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения, ведения здорового образа жизни, развития массового детско-юношеского спорта, организуют пропаганду здорового образа жизни» .

Например, для стимулирования рождаемости в Российской Федерации мы можем наблюдать такие меры социальной политики как: пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; «материнский (семейный) капитал»; частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; ежемесячное пособие на ребенка в семьях с низкими доходами; «стандартные налоговые вычеты» на детей и т. д. Как мы видим, данных мер недостаточно и они малоэффективны.

Также в «Стратегии национальной безопасности РФ», выделена отдельная глава «Здравоохранение», которая связана с увеличением продолжительности жизни. В стратегии сказано, что «развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, для реализации которого проводится долгосрочная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан» . Одной из стратегических целей такой политики является увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, а также увеличение численности населения. Однако не во всех странах мира существует такая проблема, как депопуляция. В Китае, например, противоположная демографическая угроза - перенаселение. Политика данного государства, наоборот, направлена на ограничение рождаемости и обязывает каждую супружескую пару заниматься планированием семьи. Их эталон - однодетная семья. У них осуществляется социальная и материальная поддержка семей с одним ребенком, а также предоставляются различные льготы. Политика сокращения рождаемости поощряет аборты, поздние браки и стерилизацию, как женщин, так и мужчин.

В Китае разработана система мер наказания «нарушителей» принципа «одна семья - один ребенок», на них налагают штрафы, производят вычеты из зарплаты. Их детей (второго, третьего ребенка) не берут в детские сады, иногда не допускают к обучению в школе, не будут принимать в высшие учебные заведения, а родителей в некоторых случаях даже увольняют с работы. Еще в качестве одного примера демографической угрозы следует рассмотреть деградацию института семьи: «…с каждым годом в нашей стране растет количество человек, репродуктивное поведение которых направлено на позднее рождение ребенка» . Осенью 2016 г. нами проводилось социологическое исследование на тему «Специфика репродуктивного поведения российской молодежи в условиях современной социальной среды (на примере Иркутской области)».

В данном исследовании принимали участие 500 человек в возрасте от 17 до 34 лет. В рамках данного опроса респондентам был задан вопрос: «Как Вы относитесь к позднему рождению ребенка?». Исходя из полученных данных, мы сделали вывод, что современная молодежь в большинстве своем положительно относится к позднему рождению ребенка (34,2 % от общего числа полученных ответов). Если данная тенденция будет сохраняться, и первые дети будут появляться у людей после 35 лет, то произойдут демографический кризис и рост заболеваемости населения, которые приведут к снижению продолжительности жизни.

Еще одним примером деградации института семьи может служить огромное количество абортов. Возможно, молодые люди боятся взять на себя ответственность в виде ребенка, поэтому им легче от него избавится. Возможно ли улучшить демографическую ситуацию в России, переломить негативные тенденции демографического развития? По нашему мнению, это вполне выполнимая задача. Однако для ее решения требуются немедленная консолидация сил государства и общества, осознание руководителями страны и ее регионов, обществом в целом всей пагубности для будущего России сохранения негативных тенденций в современных демографических процессах.

Например, через признание государством и обществом главнейшей и оплачиваемой сферой жизнедеятельности труд женщины по рождению и воспитанию ребенка, снижения смертности и укрепления здоровья населения через пропаганду здорового образа жизни, улучшение системы здравоохранения и социальных условий, активной государственной миграционной политики по привлечению соотечественников и квалифицированных мигрантов в Россию. Выход из демографического кризиса в России и ее дальнейшее развитие возможны только при комплексном государственном подходе к управлению демографическими процессами, а именно: стимулирование роста рождаемости или, по крайней мере, ее стабилизации (на уровне 1,7-1,9 здоровых ребенка на женщину); уменьшение смертности; разработка адекватной иммиграционной политики, в основу которой должно быть заложено понимание того, что миграция - это не зло, против которого надо бороться, а благо для России; и, главное, формирование отношения к здоровой (и духовно, и физически) и благополучной человеческой жизни как самой главной ценности нашего государства.

Литература

1. Демография [Электронный ресурс] // Федер. служба гос. стат. : офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 07.04.2017).

2. О демографической безопасности Республики Беларусь: закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2002 г. № 80-З [Электронный ресурс] // Законодательство Беларуси. Законы Республики Беларусь: офиц. сайт. URL: http://www.tammby.narod.ru/belarus-zakon/zakon_802002.htm (дата обращения: 06.04.2017).

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 [Электронный ресурс] // Президент России: офиц. сайт. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 06.04.2017).

4. Родак О. И. Позднее рождение ребенка как одна из особенностей репродуктивного поведения человека (на основании социологического исследования) // Cоциальнодемографические процессы в XXI в.: кризис, вызовы, стратегии безопасности: сб. науч. тр. / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; Служба ЗАГС Иркутской области; [науч. ред.: Т. И. Грабельных, А. В. Аргучинцев]. Иркутск: На Чехова, 2017. С. 306-307.

ГОУ СПО Ивановский Энергетический Колледж

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности

Тема: «Демографическая безопасность России»

Выполнила

Студентка группы 26

Антошкина Людмила

Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.

Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и пр.

Демографический кризис в Российской Федерации - глубокое нарушение воспроизводства населения России, угрожающее его существованию. Появление кризиса относят к началу 1990-х годов.

Относительно причин российского демографического кризиса в научной среде существует несколько групп мнений. Взгляды учёных разделяются по факторам, которые та или иная группа исследователей считает доминирующими, определяющими:

·Демоэкономические факторы, связанные с общим снижением рождаемости и детности в индустриальных и пост-индустриальных странах и обществах вследствие изменения структуры занятости и демографической мотивации, независимо от качества жизни.

·Социо - экономические факторы, связанные со сломом прежней социальной модели общества (отказ от социализма - общества всеобщей социальной защищенности), коренными экономическими реформами, ухудшением среды обитания, снижением уровня жизни, возможностей содержать семью и детей.

·Социо - медицинские факторы, связанные с резким снижением качества жизни и здоровья населения, массовой наркоманией и алкоголизмом, повышением смертности - вследствие отказа государственной политики от поддержки общественного здравоохранения.

·Социально - этические факторы, связанные резкой деформацией социальной структуры общества, деградацией его институтов и как следствие с массовой психологической депрессией, деградацией общественной морали и кризисом института семьи.

Миграция населения - перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.

Эмиграция - переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. Указывается по отношению к стране, из которой эмигрируют.

По абсолютному объему иммиграции Россия занимает второе место в мире, уступая лишь США - государству с давними традициями иммиграции и отработанной системой ассимиляции приезжих.

Масштабы миграции настораживают своей стихийностью: за период 1992-2010 гг. только в поле зрения официальной статистики попали 8,4 млн. иммигрантов.

Даже, если согласиться с очень спорным предположением, будто большинство приехавших (около 2/3) - этнически русские, то, так или иначе, получается, что по официальным (далеко не полным) данным с начала девяностых к нам въехало 2,8 млн. человек с иной культурой и ментальностью.

Неблагоприятная ситуация сложилась и в эмиграционной сфере.

За период с 1992 г. по 2010 г. Россию покинуло более 3,6 млн чел.

В основном это были квалифицированные специалисты, пополнившие экономически активное население, а также интеллектуальный и репродуктивный потенциал других стран.

Только по официальным данным, из-за активной женской эмиграции, стимулируемой разного рода агентствами по трудоустройству за рубежом, за период с 1994 по 2009 г. из России выехали почти 900 тысяч женщин. Значительная часть из них преступным путем, под предлогом поиска хорошо оплачиваемой работы, оказалась вовлечена в секс-индустрию и другие нелегальные виды деятельности. Целесообразно предположить, что реальная цифра уехавших из России женщин является выше официальной в 1,5-2 раза.

По имеющимся косвенным оценкам, женская эмиграция привела к прямым репродуктивным потерям в виде нерождения 833 тысяч детей в ближайшем пятилетии.

Меры по увеличению численности населения согласно концепции демографической политики России до 2025 года

Снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения к 2015 году на уровне не менее 140 млн человек и создание условий для постепенного перехода к ее росту в последующие годы так определяет цели государственной политики в области народонаселения концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Согласно национальному проекту «Здоровье» реализация положений концепции будет осуществляться поэтапно.

·На первом этапе (2007-2010 годы) предполагалось принять дополнительные меры по снижению смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний, включая профилактику и своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях и оказание эффективной квалифицированной медицинской помощи; усилить работу по снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и острых отравлений, по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; повысить культуру здорового образа жизни.

В этот период была продолжена работа по обеспечению государственной материальной поддержки семей, имеющих детей, включая индексацию пособий семьям, имеющим детей. Государство озаботится также созданием условий для возвращения женщин, имеющих маленьких детей, к активной трудовой деятельности.

Отдельно оговаривались поддержка семей, принимающих на воспитание детей-сирот, и создание необходимых условий для реализации органами исполнительной власти субъектов Федерации с 1 января 2008 года государственных полномочий по опеке и попечительству.

На первом этапе реализации концепции также решалась задача повышения эффективности миграционной политики.

·На втором этапе (2011-2015 годы) планируется реализовать меры, направленные на существенное улучшение здоровья населения, полную реализацию и изменение репродуктивных установок населения, создание условий для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, формирование жизнесохранительного поведения и повышение ответственности населения за свое здоровье.

·На третьем этапе (после 2016 года) предлагается проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможные риски в демографическом развитии Российской Федерации, принятию превентивных мер, своевременной коррекции программ и планов по сбережению населения, разработке мер, направленных на развитие комплекса действий, реализуемых на первом и втором этапах.



Похожие статьи