Что ждет украину, если белоруссия перестанет поставлять ей гсм. Эксперты: Не за горами бунты озлобленных людей, которым не за что жить

Оригинал взят у antisemit_ru в Что ждет Беларусь? Или два прогноза будущего.

By courtesy of valery_brest_by . Я щас приведу оба эти прогноза и слегка откомментирую.


Белорусский среднесрочный прогноз от Колерова

(Модест Колеров : кандидат исторических наук, Действительный Государственный советник России 1-го класса, руководитель портала REGNUM.RU)
1. Продолжится быстрое сближение правящей номенклатуры с Западом и его клиентами внутри страны.
2. Национализация номенклатуры сделает именно ее главным носителем националистические риторики.
3. Отношения с Россией ухудшатся до такой степени, что Минск станет инициатором фактического замораживания своего участия в Союзном государстве, ОДКБ и ЕАЭС.
4. Транзит из центральной России в Калининград по территории Белоруссии и Литвы станет практически невозможным.
5. Транзит из России в Польшу и далее по территории Белоруссии будет переведен в режим ручного управления.
6. Политическая номенклатура приведет к власти одобренной Западом экономическое правительство либертарианцев, которое начнет «шоковые» реформы, главным призом в которых будет свободный доступ граждан Белоруссии на рынок труда в ЕС.
7. Идеологией власти станет «национальное возрождение», быстро переходящее в этнический национализм и русофобию под видом борьбы против «русского империализма».
8. Москва будет молча наблюдать за этими переменами, лишь изредка выступая с обращениями Государственной думы к Минску в защиту «великой дружбы»
9. Западная граница Смоленской области снова станет полноценной границей России.

Белорусский среднесрочный прогноз от Дзерманта

(Алексей Дзермант : философ, политолог, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, руководитель портала IMHOCLUB.BY)
1. «Разрядка» в отношениях с Западом имеет четкую «красную линию» — стратегические интересы России. И белорусское руководство не переступит эту черту.
2. Республика Беларусь, как национальное государство, сохранит символическую и идеологическую преемственность с БССР и советским проектом. Восточноевропейский национализм по типу прибалтийского или украинского не станет в Беларуси идеологией власти.
3. Отношения с Россией будут зависеть от готовности России строить равноправный союз с Беларусью, учитывать интересы партнеров по евразийской интеграции. Вариант вхождения Беларуси шестью губерниями в состав России исключен как самый деструктивный. Военно-политический союз России и Беларуси будет укрепляться, поскольку именно он является основной гарантией белорусского суверенитета.
4. Именно Беларусь, согласовав свои действия с Россией, используя все доступные рычаги (дипломатические, экономические, политические) воздействия на Литву, будет основным лоббистом деблокирования Калининградской области.
5. Беларусь, сохранив внутреннюю политическую устойчивость, на фоне продолжающегося кризиса в Украине, и далее будет самым стабильным транспортным хабом между ЕС и ЕАЭС, а также станет одним из ключевых пунктов китайского Нового шелкового пути в Восточной Европе.
6. Экономические реформы будут проводиться в Беларуси по китайскому сценарию — под жестким контролем государства, с сохранением значительной доли госсобственности в промышленности. Либеральные экономисты никакого реального влияния не получат.
7. Государственная идеология будет оформляться в качестве социал-консерватизма, с креном в «левую» сторону. Либеральные и националистические идеи не выйдут из маргинального поля. В случае преобладания в России националистической, «белогвардейской» риторики, отрицающей субъектность Беларуси и ее политической элиты, это будет использовано внешними силами и их агентами в Беларуси для нагнетания антироссийских настроений. Оба национализма — русский и белорусский следует воспринимать как инструмент манипуляции и разжигания розни.
8. В ближайшее время Москва должна будет определиться со своей стратегией интеграции, сделав ставку не на этнонационалистическую интерпретацию Русского мира, а на создание полноценного Евразийского союза, вобравшего в себя лучшие черты советской модели отношений с союзными республиками. Только в этом случае России удастся собрать вокруг себя жизнеспособный геополитический и геоэкономический блок.
9. Слабое место России — отсутствие полноценного технологического суверенитета, невозможность существовать в режиме автаркии. Элитные разногласия также не позволят в ближайшее время запустить мобилизационный проект. Это будет вынуждать руководство России вовлекаться «разрядку» в отношениях с Западом, с ЕС. Беларусь, не позволяя втянуть себя в масштабное противостояние на стыке России и ЕС, не дает сомкнуться двум очагам напряженности: в Украине и Прибалтике. Статус Беларуси как регионального гаранта равновесия и безопасности может быть использован Россией как одно из условий и оснований будущей «разрядки».

А теперь - демагогия от Антисемита .

1. Делать какие-либо прогнозы на средний срок, умалчивая при этом главное - абсолютно бессмысленное занятие.

2. А главное тут - сохранится или нет, в Беларуси, авторитарный режим Лукашенко.

3. Предполагаю, что мой блог читают, в основном, здравомыслящие люди, с критическим мышлением. Потому мы такие заклинания, как "демократический выбор беларусского народа", "выборная процедура", "манипуляции голосами", даже обсуждать не будем. Постсоветская власть, в новообразованных государствах, давно научилась получать нужные ей результаты. И - переизбираться столько раз, сколько надо. Что, правда, иногда, дает осечки, о чем хорошо осведомлены бывшие "кыргызбаши" (их там двое, или больше, забыл уже?). Или - украинская панда. Но мы не о грустном же, а прогнозируем?

4. Смена политической парадигмы, в постсовке, невозможна без массированного внешнего влияния . Покойный (ли?) Ислам Каримов, наглядно показал, что достаточно решительная тоталитарная власть умеет легко парировать такие попытки. А украинский Овощ, не менее наглядно, что менее тоталитарная - никак не сможет.

5. РБ - достаточно тоталитарна. Потому, логично предположить, что никаких изменений, под действием внутренних ли сил, или внешнего влияния, не будет. Ни во внутренней политике, ни во внешней.

6.Следовательно, вопрос, как долго протянет сам АГЛ. А здоровья у него - вроде как, хватает. Потому отбросьте все, какие-либо надежды, на "трансформацию режима". Не будет этого, не надейтесь даже!

7. Немного про экономику. Никого же не удивляет, когда какая-нибудь крупная западная корпорация, экономически успешна? При этом, частного собственника там - нет . Не смешите мои тапочки, рассказывая, что собрание акционеров - это и есть тот самый частный собственник. Тут кроется самое большое либеральное суеверие и самый наглый обман, что наемный менеджмент, в акционерной компании, может обеспечить экономическую эффективность, а такой же, но в государственной компании - нет. Так что государственными ли будут основные производства РБ, частными, или акционированными, с участием государства, или без него - не суть важно.

8. Я верю и в разум АГЛ, и в креативность и изобретательность белАрусских экономистов и менеджеров. По моему скромному мнению, они достаточно эффективно организовывали жизнь страны, в условиях всемирного экономического кризиса, с 2008 года. Думаю, в среднесрочной перспективе, экономические коллапсы и Республика Беларусь - в разных вселенных. Тем не менее, какие-то подвижки, небольшие реформы, однозначно, будут.

9. Об отношениях РБ с Россией и т.н. "западом". Всё будет без изменений. Лукашенко будет маневрировать, российские "поцреоты" - его обличать, "запад" - давиться, но есть кактус. Не так и сложно кивать в обе стороны, тем более, за это плюшки могут быть. А долговременные интересы беларусов - в союзе с Россией. Если у той будет адекватное руководство. Вот в этом - вопрос...

Отдельно нужно подчеркнуть, что предсказание будущего любого персонализированного режима – неблагодарная задача, потому что перспектива всегда зависит от множества факторов: самого лидера, его физического состояния и непредвиденных событий. Поэтому эксперты, как правило, выделяют пути развития Белоруссии после Лукашенко с определённой долей условности. Так, в Центре Карнеги говорят о трёх общих среднесрочных и долгосрочных сценариях.

Первый – хаотическая и непредвиденная передача власти. При таком раскладе, уверены эксперты, поддерживаемые Кремлём политические силы, вероятно, будут признаны обществом легитимными, а у Запада не будет ни политической воли, ни ресурсов, которые могли бы существенно повлиять на ситуацию в стране.

«Внезапная и неожиданная передача власти в ближайшем будущем, скорее всего, приведёт к образованию ещё одного конституционного «супер-президентского» режима, но возглавит его кто-то с меньшей харизмой, чем Лукашенко», - считают в Центре Карнеги, поясняя, что в настоящее время номенклатура полностью очищена от людей с харизмой и при неожиданном транзите власти им просто неоткуда будет взяться.

Второй вариант развития событий, выделенный исследователями центра, заключается в постепенном переходе к «более мягкому авторитаризму». «Основанием для такого постепенного перехода, вероятно, будет экономика. Нервозность по поводу хронического экономического кризиса в стране уже приводит к ошибкам президента», - подчёркивают специалисты.

Параллельно с этим будут происходить и изменения в политике. К власти в течение пяти - пятнадцати лет, по прогнозам экспертов, придёт больше чиновников с рыночными взглядами, и в конце концов Белоруссия станет более олигархической – по аналогии с сегодняшней Арменией или Молдавией при президентстве Владимира Воронина.

Наконец, третий вариант – вынесение на референдум вопроса об изменении конституции. Ещё в начале 2017 года Лукашенко обсуждал с главой Центральной избирательной комиссии Белоруссии Лидией Ермошиной возможность перехода к смешанной избирательной системе, что означало бы увеличение роли политических партий.

В последний раз президент пообещал подумать над перераспределением своих властных полномочий в апреле, выступая с ежегодным обращением к парламенту. И произошло это на следующий день после того, как премьер-министр Армении Серж Сарксян ушёл в отставку после почти двухнедельных уличных протестов. Лукашенко заверил, что рекомендации относительно поправок уже разрабатываются конституционным судом.

Есть свои предложения и у общественности. Так, около года назад коллектив авторов во главе с идейным лидером национально-культурного возрождения страны Зеноном Позняком подготовил программу «Вольная Беларусь». Среди её предложений: вернуть конституцию 1994 года, которая ограничивала власть президента, перейти к парламентско-президентской форме правления, ввести местное самоуправление и смешанную избирательную систему, провести новое административно-территориальное деление страны, выйти из ЕАЭС, не стремиться в ЕС и НАТО, оставить государственным белорусский язык, а русскому придать статус языка межнационального общения.

Есть у Белоруссии и объективные причины надеяться на переход к либеральной демократии европейского образца, подчёркивает политолог Сергей Николюк. Например, в 1996 году 82% белорусов считали, что правительство должно нести ответственность за благосостояние людей, а 17% были уверены, что за это должны отвечать сами люди. К 2016 году соотношение стало уже 65 на 30, что само по себе говорит о большем интересе общественности к политике.

Рано или поздно режим олигархистов в Российской Федерации рухнет. Произойдёт это вследствие исчерпания его пропагандистского ресурса. Воры и коррупционеры не смогут бесконечно долго изображать русских патриотов, натужно возрождающих Россию в противостоянии с Западом. Постепенное прозрение мыслящей части российского общества уже происходит. Это можно отчётливо наблюдать в социальных сетях.


Прогнозировать сроки завершения этого процесса невозможно. Об их относительной близости вполне можно судить по поведению белорусского президента, политическое чутьё которого более точно, чем аналитические способности всех политологов вместе взятых.


Лукашенко не оформляет институционально преемственность своей власти. Во всяком случае, в белорусском социуме напрочь отсутствует такой дискурс. Это говорит о том, что Президент рассчитывает лично политически пережить завершение нынешнего периода исторического межвременья. Новая эпоха начнётся тогда, когда на смену временщикам придёт другой режим. Вероятнее всего, это будет военная диктатура, как это обычно бывает.


Судя по прекрасному физическому состоянию Главы белорусского государства, лет 15-20 он ещё пропрезиденствует без проблем. Опыт Фиделя Кастро это наглядно показывает.


Новая российская элита, которая сместит временщиков-приватизаторов, организовавших расхищение природных ресурсов путём выведения капитала на Запад, сразу же войдёт с ним в жёсткий конфликт. Он будет реальным, а не медийным спектаклем, как сейчас.


У представителей новой элиты по этой причине уже не будет двойного гражданства, недвижимости, банковских счетов на Западе. Они не будут держать там своих жён, детей и любовниц, как поступает нынешняя элита, компрадорская, по сути, и патриотическая - по форме. Новая власть не будет давать деньги в долг Соединённым Штатам путём покупки их ГКО.


В таких условиях резко возрастёт ценность геополитического ресурса Республики Беларусь, восточная граница которой проходит в 400-х километрах от Москвы.


Запад будет крайне заинтересован в том, чтобы военно-политическое взаимодействие РБ и РФ не принимало формат реального союзничества. Нынешнее же формальное 20-летнее союзничество наших государств не подтверждено ни одним историческим событием и существует лишь на бумаге. Глобальный Запад в новых условиях крайне не заинтересован в том, чтобы Республика Беларусь и другие постсоветские республики усиливали бы своими ресурсами враждебную ему Российскую Федерацию. Для него предпочтительней будет нейтралитет Беларуси, а в идеале вообще включение её в свои военно-политические структуры.


Новая же российская власть будет заинтересована в противоположном.


Всё это обеспечит Беларуси те условия, которые были у Финляндии в промежутке между 1945 и 1990 годами. Финляндия была тогда успешным государством-шантажистом и извлекала выгоду из идеологического противостояния двух геополитических центров силы. Её облизывали с двух сторон. Запад ради недопущения страны в сферу влияния СССР выдавал ей щедрые льготные кредиты, открыл свои рынки сбыта, предоставил доступ к своим передовым технологиям, не вмешивался во внутренние дела. Он не провоцировал там деиндустриализацию навязыванием «структурных реформ» и не разрушал систему госуправления навязыванием «демократии и прав человека». С другой стороны, СССР, которому не хотелось иметь обширную границу с НАТО и Евросоюзом особенно вблизи города Октябрьской Революции, предоставлял Финляндии дешёвое сырьё и размещал там госзаказ на финскую продукцию. Эти искусственно шоколадные условия обеспечили маленькой северной стране то окно возможностей, благодаря которым она за короткий исторический срок поднялась от уровня среднеразвитых стран до уровня высокоразвитых. Такое же окно откроется и перед Беларусью, когда противостояние Москвы и Вашингтона будет реальным, а не медийно срежиссированным, как сейчас.


Беларусь, являющаяся неотъемлемой частью русской цивилизации справедливости, не хочет быть государством-шантажистом типа Сингапура или Южной Кореи. Наша страна всегда стремилась быть равноправным союзником восточно-русского государства, но не вассалом его. Примером подобного союзничества являются отношения Канады и США.


В условиях военно-политического и идейного противостояния с Западом для Российской Федерации гораздо более предпочтительно видеть Беларусь союзником, нежели нейтральным шантажистом или тем более членом НАТО. Новое российское руководство будет клясться белорусам в братской любви и равноправии и вспоминать общее героическое прошлое.


Это будет основной причиной, по которой Союзное государство обретёт, наконец, реальное наполнение.


Мы сможем получить выгоду от синергетического эффекта полноценного союзничества с остальным постсоветским пространством и теми странами, которые к нам примкнут в той или иной политико-правовой форме. Предположительно это будут балканские страны, Монголия, Иран и некоторые страны Ближнего Востока.


Таким образом, экономика Беларуси, будучи на постсоветском пространстве технически самой развитой, получит мощнейший импульс. Перед нами откроются необъятные рынки гарантированного сбыта. Белорусские предприятия машиностроения получат предоплаченный наперёд госзаказ. Постсоветское пространство начнёт ускоренно модернизироваться, поэтому потребность в машинах и оборудовании резко возрастёт. В таких условиях белорусам придётся спешно наращивать объёмы производства техники, организовывать ускоренное обучение персонала вновь набираемого на заводы. Эти проблемы роста вместо проблем сбыта можно будет считать приятными хлопотами.


Итак: позитивные сдвиги в жизни белорусов произойдут не вследствие изменения общественного сознания россиян, развития их имперско-евразийского сознания, а исключительно как результат политического прагматизма будущих элит РФ. То, что к власти придут прагматики, можно не сомневаться. Никто другой к власти не приходит.


Михаил Малаш

На днях посол Российской Федерации в Беларуси Михаил Бабич заявил, что Это высказывание якобы было привязано к информации о размещении военной базы США в Польше. Не так давно белорусский президент Александр Лукашенко высказывался по этому же поводу, что в случае нападения . Также Лукашенко заявил об укреплении границы с Украиной, откуда в Беларусь, по его словам, «идет много беды».

Бывший сотрудник КГБ и ФСБ Михаил Бабич — один из тех, кто готовил аннексию Крыма. По мнению многих экспертов, послом в Беларуси он назначен неспроста. Сейчас то и дело появляются сообщения о планах России присоединить к себе Беларусь то политическим, то вооруженным путем. Лукашенко хоть и говорит о дружбе и взаимопонимании с РФ и лично Путиным, но намекает, что иногда это взаимопонимание пропадает. Кроме того, в новой концепции пограничной безопасности Беларуси «между строк» читаются опасения угрозы как со стороны Украины, так и со стороны России.

«Мы поняли, что фронт на фронт нигде воевать не будут, нужны специально подготовленные силы, чтобы защитить страну и нанести противнику неприемлемый ущерб. Мы видим, что происходит недалеко от нас, что происходит в Сирии. Изучая ситуацию, мы уже абсолютно понимаем, какая будет, не дай бог, война. Нам надо защитить Беларусь. Не факт, что нам помогут, если вдруг что-то случится. Даже на Россию мы не можем на 100 процентов положиться. Хорошо, сегодня Путин и прочие, он понимает нас, я понимаю его. Сегодня мы вместе как-то действуем, и то не всегда. А что будет завтра? И если кто-то посмеет, диверсионные группы нанесут удар и на той территории, с которой последует нападение на Беларусь», — заявил Александр Лукашенко вскоре после недавних учений, по легенде которых белорусские силовики ликвидировали неких боевиков, захватывающих админздания и атакующих военные части.

— Мы привыкли, что россияне — братья. Из России нам рассказывают, что мы с русскими — один народ и должны воссоединиться. И многие в это верят. Три четверти населения говорят по-русски и на работе, и в быту, и лишь четверть общается на белорусском, да и то, в основном, на трасянке (белорусско-русский суржик.— Авт.). Но вряд ли у России получится здесь бескровный «аншлюс». Своим поведением она отвернула от себя украинцев, прозрели болгары, начали прозревать сербы… А теперь страна сдувшихся «Искандеров» и петухов из говна делает все, чтобы уже и последний народ в мире перестал считать ее братской, — рассказал «ФАКТАМ» житель Минска Алесь (фамилию он попросил не называть). — Причем сам Лукашенко, рассказывая о дружбе с Россией, в то же время играет на стороне белорусских националистов. Уже разрешены Пагоня (Пагоня — герб Белорусской Народной Республики (1918) и Республики Беларусь (1991−1995), происходит от герба Великого княжества Литовского, Руського и Жемайтийского. - Авт .) и наши бело-красно-белые флаги. Российскую георгиевскую ленту настоятельно рекомендуют заменять белорусской красно-зеленой. Нет массовых «посадок» оппозиционеров, какие были в прошлые годы. Русские символы вытесняются белорусскими, но в то же время остается советская символика. Идет мягкая белоруссизация, белорусский язык еще не стал превалировать над русским, но уже и не считается «деревенским». Власть, ранее проводившая политику русификации, теперь сама же постепенно рассказывает нам, что мы отличаемся от русских, что мы и сами — нация.

*Пагоня — герб Белорусской Народной Республики (1918) и Республики Беларусь (1991−1995)

«ФАКТЫ» провели заочный «круглый стол», попросив известных белорусов (политиков и экспертов, знающих о ситуации в стране не понаслышке) прокомментировать то, что сейчас происходит в Беларуси и как следует понимать заявления российских и белорусских властей. Наши собеседники — Николай Статкевич (один из лидеров белорусской оппозиции, кандидат в президенты на выборах 2010 года, бывший политзаключенный), Вадим Довнар (белорусский журналист, переехавший жить и работать в Украину) и Павел Севярынец (политик, политзаключенный, в среде оппозиции рассматривается как возможный кандидат на ближайших президентских выборах в Беларуси).

*Николай Статкевич

— Как следует расценивать заявление посла РФ о том, что в случае нападения на Беларусь Россия будет отвечать? Кому был направлен этот сигнал? Минску или западным «партнерам»?

Николай Статкевич: Это сигнал Западу, что Россия считает Беларусь «своей» и не позволит изменить эту ситуацию. Кроме того, это подготовка почвы к размещению здесь российских войск под предлогом усиления «общей региональной группировки войск» в ответ на размещение американской базы в Польше.

Вадим Довнар : — Это стоит расценивать как «красивую» игру словами. На Беларусь некому нападать. Кроме самой России. В новейшей истории (минимум с момента распада «совка») никто, кроме России, не предъявлял ей территориальных претензий. Ни фактически, ни даже в полемическом задоре. Снова — кроме РФ. Адресаты этих посылов и Минск, и Запад. Первому — да успокойся, ничего сильно не поменяется. Второму — не лезьте сюда, чтобы ни происходило, это наша зона влияния. Впрочем, всего этого можно было и не говорить. Лукашенко отлично знает свое место, а Запад за Лукашенко (ведь Беларусь сегодня — это именно Лукашенко) «вписываться» не будет. Да и с какой стати ему бы это делать? Официальный союзник России, член всех интеграционных объединений с РФ, диктатура, идеологически и «духовно» — вассал.

Павел Севярынец: Высказывание Бабича последовало в ответ на недавнее заявление американского Госдепартамента, который заявил о решимости США поддерживать независимость и суверенитет Украины, Грузии «и даже Беларуси» как бастионов против имперской политики России. Сторонники независимости в Беларуси приободрились (о, если что, американцы готовы за нас «вписаться»!) — и, чтобы они не очень радовались, Бабич озвучил ответ со стороны России. Мол, попробуйте только защитить независимость Беларуси от России, мы будем расценивать это как нападение на Россию. Поразительный по цинизму ответ, адресованный и Западу, и Лукашенко — особенно если учесть, что в Будапештском меморандуме 1994 года как США, так и Россия гарантировали независимость Беларуси. В ответе Бабича все предельно ясно: попытка защитить независимость Беларуси со стороны (гипотетически) Лукашенко, белорусского народа либо Запада будет расцениваться Россией как нападение на ее территорию. Медведь в очередной раз показал зубы, причем всем. Он считает, что Беларусь его добыча, и он ни с кем не будет делиться или считаться. Кремль понимает, что реально независимая Беларусь окончательно убьет проект реставрации Советского Союза. Не случайно именно в Беларуси за последние сто лет пульсировала «красная кнопка» империи — от царской ставки в Первой мировой войне, Беловежской пущи и столицы СНГ до «Минских соглашений».


*Павел Севярынец

— Есть ли в настоящее время опасность для территориальной целостности и независимости Беларуси? От кого она исходит?

Николай Статкевич: Такая опасность исходит только от России, так как в Европе после Второй мировой войны только Россия аннексировала чужие территории.

Вадим Довнар : — Опасность для Беларуси как исторически, так и в новейшей истории всегда исходила от России. В древности, конечно, не только от нее, но сейчас — исключительно от РФ. Все почему-то заметили эту угрозу только «после Крыма», но работа по «возвращению в лоно» велась Кремлем с момента распада «совка». Стандартно — экономическая привязка, информационное, культурное, «духовное» удержание, военная интеграция. «Независимая Беларусь» существует исключительно формально. По сути — это российский регион со своими особенностями. Моя страна оккупирована с 1918 года, когда большевики, наплевав на волю белорусского народа, военным способом захватили Белорусскую Народную Республику. Может ли РФ сейчас формализовать единство, вывесив триколоры, что-то там подписав? Может, но не думаю. Знаю все аргументы за эту версию, но не верю. По большому счету — незачем. «Крымнашистского» угара не получится. Для русских, не знающих нашей истории, мы — это часть их, и нас «не удалось разорвать», а с «проблемой нового срока» для Путина они как-то и без Беларуси разберутся. Чай, плебс не сильно бунтующий, и пока Росгвардия справляется со своими карательными функциями. Целостности РБ тоже ничего не угрожает. У нас нет этнического, религиозного, языкового и т. д. расслоения. Нечего колоть. Страна полностью под Россией.

Павел Севярынец : — Реальная опасность для территориальной целостности и независимости Беларуси, понятное дело, исходит от Кремля, для любого здравомыслящего человека это очевидный факт. Львиная доля суверенитета уже подмята Россией, и остается только оценивать, насколько формальна независимость Беларуси при Лукашенко. Это все еще государство — либо это уже кадыровская модель? Проект «Союзного государства», отсутствие полноценной границы, совместные группировки войск под командованием российских генералов, военные учения, экономическая зависимость более чем на 50% от российских кредитов и рынков сбыта, Таможенный союз, доминирование российских СМИ и куда больше пропутинские, чем пролукашенковские настроения в массе обывателей — тут на самом деле все очень печально. Все дело в том, решится ли Путин на открытый захват Беларуси, на триколор над Минском под угрозой очередных санкций и ответных мер или сочтет риски неприемлемыми. Госдеп и Бабич обмениваются, скажем так, мнениями как раз в этом ключе.

*Вадим Довнар

— Сколько на территории Беларуси российских войск? Насколько вероятно появление военной базы РФ в РБ?

Николай Статкевич: - В Беларуси есть два российских военных объекта — станция раннего предупреждения о ракетном нападении в Ганцевичском районе и узел связи с подводными лодками в Вилейском районе. Кроме того, судя по высказываниям официальных лиц, на территории нашей страны после учений «Запад-2017» на базах хранения могли остаться крупные запасы российских вооружений. Переброска личного состава к ним может быть осуществлена очень оперативно. Москва будет максимально использовать тотальную зависимость от нее белорусского режима, чтобы разместить на нашей территории свои воинские контингенты на постоянной основе.

Вадим Довнар: Эксперты говорят, что эти базы не особо полноценные, но есть факт — присутствие иностранных военных с оружием на территории якобы суверенного государства. Военных государства — извечного врага, военных государства — оккупанта и агрессора. Сильно понадобится Кремлю третья, уже «полноценная» база — она там будет. И это даже не вопрос цены, хотя Лукашенко и покочевряжится, а вопрос настойчивости России.

Павел Севярынец: Срок аренды этих баз истекает в 2025 году. Но в реальности разношерстные российские военные отсюда не вылазят — совместная группировка ПВО, регулярные учения, коллеги «Боширова и Петрова» обеспечивают тут постоянное присутствие на случай развертывания. Наблюдатели оценивают число российских военных в Беларуси в тысячах, а если учесть, что большая часть армии Лукашенко смотрит голодным взглядом на заработки россиян и не видит причин, чтобы препятствовать захвату Беларуси Москвой, дело для Кремля как будто в шляпе. Но есть еще белорусы, как известно — народ партизанский. Есть Украина. Есть, в конце концов, Запад. Эти три причины и удерживают Путина от открытой аннексии.

— В последние годы появились сообщения о развитии в Беларуси казачьего движения, православных военно-патриотических клубов, которые курирует Русская православная церковь. Может ли Россия заявить о вынужденной защите русскоязычного населения и повторить сценарии Крыма и Донбасса?

Николай Статкевич: Это один из реальных сценариев, если планы по медленному поглощению нашей страны будут сорваны.

Вадим Довнар: Поймите, часть «белорусской армии», «белорусских спецслужб» — это и есть условная или не условная «Лубянка». В этом смысле Беларусь — Крым. Но в РБ — большинство все-таки белорусы. Иное дело, что белорусы — непомнящие корней и любящие Россию. И у них нет противоречий в голове между «независимая Беларусь» и «вместе с Россией». И то и то для них естественно. Не придется отрывать их. Скажут: теперь вы часть РФ, воспримут спокойно. Без восторга, но и без отторжения. Они и так чувствуют себя провинциальными жителями России, но наклейкой «независимые» и со своим губернатором. Повторюсь, оккупировать Беларусь не придется пока у власти Лукашенко. Беларусь давно оккупирована, но большинство населения считает этот факт естественным.

Павел Севярынец: Гибридная стратегия России в отношении Беларуси повторяет и сценарии Крыма, и подготовку к Донбассу, и вообще всю эту многовековую арию насчет «воссоединений» и «освобождений от гнета». Действительно, мы фиксируем сотни информационных, аналитических и просто парамилитарных проектов, поддерживаемых Россией — после 2014 года они растут как грибы на деньгах «Россотрудничества», «Фонда Горчакова» и российских спецслужб. Но есть нюансы. Православная церковь не так монолитна, как в России (более 60% приходов это действительно «русский мир», но около 30% не имеют ничего общего с черносотенным духом). Концентрация этнических русских, которая в некоторых районах Крыма и Донбасса превышала 50%, нигде в Беларуси не образовывает таких заметных анклавов. В Беларуси есть мощный белорусскоязычный, частью польскоязычный Костел, а это более миллиона верующих. Плюс фактор Лукашенко, который ведёт изощренную игру на противоречиях соседей, чтобы остаться у власти. Россия, безусловно, готова запустить свой излюбленный сценарий, но Беларусь может стать тем самым куском, слишком большим, слишком сложным, который застрянет у нее в горле.

— Несмотря на то, что заявления Лукашенко о борьбе с агрессорами вроде бы приурочены к заявлениям о размещении в Польше американской базы, не несут ли они упреждающую информацию и для Москвы?

Николай Статкевич: Лукашенко может делать сколь угодно много заявлений, но Москва знает о реальных настроениях командного состава белорусской армии. Борьба Лукашенко против белорусского национального самосознания, соответствующие кадровая политика и идеологическая работа привели к тому, что среди офицеров его армии популярность Путина в разы выше, чем их собственного главнокомандующего.

Вадим Довнар : — Заявления Лукашенко — просто поза. Возможность с металлом в голосе поиграть в защитника страны. Может немного успокоить национально ориентированных белорусов. Но тоже вряд ли. За 25 лет нахождения АГЛ при власти все научились все понимать. Лукашенко — вассал Москвы. И, конечно, никакое оружие он раздавать не стал бы.

Павел Севярынец: Лукашенко хорошо понимает опасность, исходящую от России — но не может открыто её формулировать. Да, это сигнал, который можно интерпретировать и как промосковский, и как антимосковский (подобная двусмысленность — это и есть стиль позднего Лукашенко). Проблема в том, что белорусские военные, люди по определению прямые, как слышат, так и дышат, и им нужна ясность насчет вероятного противника. И тут Лукашенко попадает в свою собственную ловушку: четверть века добровольно погружался в пасть России, топтал белорусский язык, культуру и патриотическую оппозицию, получал за это кремлевские кредиты, а теперь хочет вырваться. Без резких движений тут никак. К сожалению, правитель продолжает уповать на свою тактику бесконечного «развода» соседей — и рассчитанный внезапный удар Москвы может застать его, а вместе с ним и страну, врасплох.

— Может ли Лукашенко в обозримом будущем лишиться власти? Если да, то кто его сменит и как это отразится на Беларуси и ее отношениях с соседями — как Россией, так и остальными? Также ходят слухи, что Кремль готовится к объединению РФ и РБ уже в ближайшие годы. Куда денут Лукашенко? Каким образом?

Николай Статкевич: — Судьбы бывших диктаторов не оказывают большого влияния на дальнейшие судьбы их стран. Любой президент может лишиться власти. Особенно нелегитимный и так ненавидимый большинством, как Лукашенко. Обычно, кто убирает незаконного правителя, тот и ставит нового руководителя. Но в любом случае патриотические силы должны быть готовы вмешаться в ситуацию. Москва хотела бы инкорпорации Беларуси. Это помогло бы поднять авторитет власти на фоне народной эйфории и дало бы Путину «легитимные» основания оставаться у власти после 2024 года в качестве руководителя «объединенного государства».

Вадим Довнар: В смену Лукашенко я не верю. Он будет сидеть ровно столько, сколько существует РФ и сколько ему позволяет здоровье. Со вторым вроде все нормально (обратная информация — сознательная московская деза для лучшей управляемости). А вот с первым… Когда неизбежно распадется РФ — не будет и ее вассала. Голодный народ сметет.

Павел Севярынец: Лукашенко не вечен. Есть Кремль, который поддерживал его два десятилетия, но теперь не прочь и сменить, есть здоровье, как у каждого человека, никто не отменял дворцовые перевороты, и, наконец, есть народ Беларуси — «вечнозеленый президент» его уже, поверьте, достал. Если Лукашенко заболеет, умрет, сбежит — сменить могут Москва (с поглощением, на того же Бабича как генерал-губернатора), кое-кто из соратников (формально, по конституции — премьер Румас, более вероятно — старший сын Виктор) и, если будет сценарий Площади, — тот или иной (как вариант — уцелевший во время событий) лидер оппозиции.

— Лет 20−25 назад ходили разговоры о Полесской республике, которая могла выделиться из Беларуси, как это произошло с Приднестровьем в Молдове или Абхазией в Грузии. Существуют ли вообще в Беларуси сепаратистские настроения у какой-то части населения? Если да — то «в какую сторону», кто их поддерживает?

Николай Статкевич : — В Беларуси нет выраженных сепаратистских регионов. Но есть достаточно много людей, которые готовы пожертвовать независимостью, только чтобы избавиться от ненавистного им Лукашенко и заодно улучшить свое благосостояние. Обычно это его бывший электорат. На первом месте — не слишком образованные жители небольших городов и деревень, которые сейчас переживают наибольшие материальные трудности. Вот так 20 лет антинациональной политики обернулись против ее автора. Но и против нашей государсвенности, к сожалению, тоже.

Вадим Довнар: Нет и никогда не было у нас сепаратизма. Все эти «полеские республики» — сознательная работа спецслужб РФ на практически нищенской почве фактажа.

Павел Севярынец : — «Сепаратизм» — маловероятный сценарий для Беларуси. Если Кремль решит «брать» Беларусь — то целиком. Во время последних российско-белорусских военных учений отрабатывали сценарий подавления «сепаратизма» в северо-западной, преимущественно католической части Беларуси, на границах с Польшей и Прибалтикой (так называемой «Вейшнории», термин придуман каким-то оригиналом в российском Генштабе) — но это, скорее, отвлекающий маневр. Идеи подобного рода регулярно вбрасываются в белорусское медиапространство из околокремлевских СМИ с целью, надо понимать, разделять и властвовать, но реальных последствий таких провокаций до сих пор нет. Беларусь — орешек цельный. И еще большой вопрос, по зубам ли он Москве.

В ближайшие дни читайте в «ФАКТАХ» интервью с аналитиком Игаром Тышкевичем о том, как Лукашенко защищает свою власть от посягательств Кремля, планирует ли Путин захват Беларуси и что вообще будет в будущем с этой страной.

Фото из Facebook

Валерий Карбалевич, политический эксперт:

– Беларусь будет пытаться балансировать между двумя центрами: Западом и Россией. Хотя это балансирование и несимметричное. Связей по различным направлениям с Россией гораздо больше, чем с Западом. Однако я считаю, что Беларусь будет продолжать дистанцироваться от России и искать точки опоры на Западе.

Попытка усидеть на двух стульях продолжается уже два года и будет продолжаться дальше.

Неизвестно, какой стул окажется крепче. Но по итогам прошлого года доля России по влиянию на экономику Беларуси возросла еще больше, а доля Запада, наоборот, уменьшилась. Сейчас страна развивается по социально-экономической модели, которая не позволяет пока ничего резко менять.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– «Поворачиваться» Беларусь в 2017 году будет в ту сторону, где больше всего «пахнет» деньгами. До сих пор самый сильный запах денег шел с Востока, из России. Но теперь РФ сама переживает кризис, поэтому получать деньги оттуда станет труднее.

Ситуация сейчас крайне сложная. Белорусские власти будут искать все возможные источники финансирования. А Запад – это еще один потенциальный источник, который, возможно, и не принесет той прибыли, на какую рассчитывают власти.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:

– Паварот на Усход, які працягваецца ўжо 20 гадоў, зараз дае негатыўны эфект. Таму што ў Расіі цяпер таксама не самы лепшы час. І адносіны з Еўрасаюзам, мабыць, атрымаюць нейкае паляпшэнне. Развівацца гэтыя адносіны будуць і далей. ЕС аказвае эканамічную дапамогу Беларусі, спрабуе неяк падтрымаць дзяржаўную самастойнасць.

Але не трэба спадзявацца на тое, што еўрапейскія палітыкі, са сваі мі шматлікімі праблемамі, будуць моцна займацца праблемамі Беларусі. Цяпер наог ул трэба спадзявацца толькі на самога сябе.

Об отмене виз для западных стран и активной белорусизации

Валерий Карбалевич, политический эксперт:

– Отмена визового режима для США и стран ЕС - это попытка найти новые механизмы экономического развития, потому что приток туристов в любую страну - это важный экономический фактор. В Беларуси эта сфера пока развита слабо. П оэтому отмена визового режима - это попытка властей привлечь туристов в страну, чтобы они здесь оставляли свои деньги. Можно еще назвать это попыткой найти новую отдушину для бюджета, для развития экономики.

Что касается активной беларусизации, то это попытка сформировать хоть какую национальную идентичность. Эта тема стала очень важной после того, что произошло с Крымом.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– Безвизовый режим - это попытка властей привлечь туристов. Тут мы, конечно, лет на 15 опоздали. Но опыт украинцев в этом вопросе показывает, что безвизовый режим оправдывает себя. Туристы приезжают и оставляют деньги. Да и дорогостоящие отели, построенные к чемпионату мира по хоккею, нужно кем-то заполнять. Сейчас они заполняются процентов на 15. А разве этого достаточно? И власти понимают, что западные туристы едут в Беларусь с деньгами, что они будут оставлять деньги здесь. Важно только создать более удобные условия для этого. И безвизовый режим - это, надо сказать, достаточно удобно. Также я считаю, что здесь есть некий политический аспект. Ведь чем больше европейцев будет в Беларуси, тем больше возможностей для нашей оппозиции продвигать свои идеи.

А вот насчет белорусизации, то я бы не назвал ее активной. Она, скорее, мягкая такая, фрагментарная. Лукашенко понимает, что он теряет часть электората, и пытается хоть как-то его вернуть или найти новых людей, которые к нему относятся хотя бы нейтрально.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:

Адмяніць візавы рэжым трэба было ўжо даўно. Дастаткова толькі глянуць на Львоў – і ўсё становіцца зразумела. Вялікая колькасць турыстаў дазваляе сцвярджаць, што адмена платных віз мае свае вынікі .

Але ш мат чаго залежыць ад таго, колькі турысту трэба заплаціць за побыт у якой-небудзь краіне. К алі раней віза каштавала вялікія грошы, ніхто асабліва не жадаў ехаць у Беларусь.

Калі гаварыць аб беларусізацыі, то ніякай актыўнасці я ў гэтым плане не бачу. Калі па краіне будзе хаця б 50% беларускамоўных школ, тады можна будзе сказаць, што вось цяпер беларусізацыя сапраўды актывізавалася .

Что ждет Беларусь в 2017 году

Валерий Карбалевич, политический эксперт:
– Один из главных вопросов, которые будут решаться в этом году, - как отдать государственный долг, который с каждым годом увеличивается. Экономика - это главный фактор, который влияет на жизнь белорусов.

Но на мой взгляд, в 2017 году кризис будет продолжаться. И лучше в ближайшее время не станет. Потому что модель поведения Беларуси в экономике не эффективна и зашла в тупик. Ее надо менять, но власти не хотят этого делать. Потому что такая модель - это оптимальная форма, позволяющая эту самую власть удержать.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– То, что будет в 2017 году, предсказать трудно. Есть два сценария: оптимистичный и пессимистичный. Оптимисты считают, что власти будут разворачиваться в сторону Европы, и пойдут на какие-то серьезные уступки.

Пессимисты указывают на внутренние и внешние риски. Внешние риски - это угроза со стороны России, ее присутствие в Беларуси в экономическом и военном плане. Можно также утверждать, что «молочные», «газовые» и «нефтяные» войны между нашими странами будут продолжаться и дальше.

А внутренняя ситуация может усложниться до такой степени, что я не исключаю полной остановки работы многих крупных заводов. Мне кажется, не за горами бунты озлобленных людей, которым просто не за что жить.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:
– Мы не можам прагназаваць нешта канкрэтнае. Рашэнні ў нашай краіне прымаюцца даволі закрыта, таму сказаць дакладна аб тым, што будзе, нельга. Аднак крызіс, які цягнуўся весь 2016 год, будзе працягвацца і далей.

Нішто не гаворыць аб тым, што нас чакае нейкае паляпшэнне ў бліжайшы час – мы бачым, што эканамічныя канфлікты памі ж Беларуссю і Расі яй працягваюць разгарацца . Усе гэта накладаецца на ўнутраны эканамічны крызіс. П ростым людзям будзе цяжка. Таму простыя людзі павінны больш часу і ўвагі аддаваць абароне сваіх правоў.



Похожие статьи