Зарождение и становление классической политической экономии. Классическая политическая экономия и её значение для экономической мысли - Реферат Школу классической политической экономии характеризует

Основные этапы классической политической экономии. Первое теоретическое направление – получившее название «классической политической экономии», зародилось во второй половине XVII в. и просуществовало до конца XIX в. Время его существования можно поделить на три этапа.

Первый этап (конец XVII – конец XVII вв) –этап зарождения , его представители – предшественники классической политэкономии. Господствующей экономической концепцией продолжал быть меркантилизм.

Второй этап (конец XVIII-середина XIX вв)-полное господство классической политической экономии . Точкой отсчета можно считать работу английского ученого А.Смита «Исследование о природе и причиной богатства народов» 1776 г. Классическая политическая экономия была признана самостоятельной наукой и начали ее преподавать в университетах как самостоятельную дисциплину. Дж.Миль своей работой в 1848 г «Основы политической экономии» завершил второй этап и обозначил начало третьего этапа (середина и конец XIX века). К.Маркс своей работой в 1850 г. в черновом варианте представил работу «Капитал» окончательно подтверждает, что наступил третий период развития классической политической экономии, который так же можно назвать переходным. В это время зарождаются новые направления экономической науки, ставшие господствующими в XХ в, - маржинализм и институционализм .

Предметом изучения классической политической экономии была сфера производства , считавшаяся главной, первичной сферой экономики. Соответственно богатством народа стал считаться продукт как непосредственный результат производства. Появление нового предмета изучения экономической мысли связано с тем, что развитие классической политической экономии было отражением распространения капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве.

Первому этапу классической политической экономии соответствует период развития мануфактурного производства, прохождение переходного периода от экономической мысли к экономической теории - меркантилизма. (Смотри Лекция 4)

Второму этапу соответствует период «промышленного переворота» в Англии и Франции.

Методология классической политической экономии отличалась от методологии меркантилизма, так как они не описывали, а анализировали экономические явления, применяя метод логической абстракции, и систематизировали полученные в результате анализа теоретические категории с помощью метода дедукции, переходя от общей теории к более частным ее проявлениям. Общей исходной теорией стала теория стоимости, определяемая затратами на производство товара. Теория стоимости была положена в основу теории цены, денег, доходов и т.д., то есть принцип систематизации классической политэкономии это принцип исходной категории, через которую все остальные экономические категории связанны между собой. На формирование методологии оказало влияние философия, а на философию – естественные науки. Накопив к XVII веку значительный опыт и материал, ученые и мыслители пришли к выработке общей теории окружающего мира. В классической политической экономии подобные идеи проявились в положении о «естественных» (объективных) экономических законах в теориях Ф.Кенэ и А.Смита и смитовской категории «экономического человека», который механически направляется к максимальной выгоде. Экономика в целом представлялась как сумма «экономических людей», где хозяйствующие субъекты выступают в роли винтиков и шестеренок. Таким образом, помимо идеи об «экономическом человеке» для классической политической экономии была характерна трактовка экономических отношений как отношений между классами.

Первое теоретическое направление, получившее название «классическая политическая экономия», зародилось во второй по­ловине XVII в. и просуществовало до конца XIX в. Время его су­ществования можно поделить на три этапа.

Первый этап продолжался с конца XVII до конца XVIII в. Его можно назвать периодом зарождения, а его представителей - предшественниками классической политэкономии. Их работы не были широко известны, поскольку господствующей экономичес­кой концепцией продолжал оставаться меркантилизм. Лишь во второй половине XVIII в. достаточно известной стала француз­ская школа физиократов, но безусловное господство она имела все-таки только в пределах своей страны.

Второй этап, с конца XVIII до середины XIX в., представляет уже полное господство классической политической экономии. Точкой отсчета здесь можно считать работу английского эконо­миста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). С начала XIX в. экономическая наука в лице клас­сической политической экономии была признана самостоятель­ной наукой и стала преподаваться в университетах отдельным курсом. В то же время в течение второго периода продолжалось творческое развитие классической политэкономии - выдвигались новые теоретические положения, в рамках классической полит­экономии появились отдельные течения, различавшиеся как по классовым симпатиям, так и по теоретическим особенностям и дискутирующие между собой. Последними крупными теоретика­ми второго этапа были Дж.С. Милль, итоговая работа которого «Основы политической экономии» вышла в 1848 г., и К. Маркс,

черновой вариант работы которого «Капитал» был написан в конце 1850-х гг.

Третий, завершающий этап классической политэкономии, про­должавшийся с середины до конца XIX в., можно, так же как и первый, назвать переходным. С одной стороны, сохранялось гос­подство классической политэкономии, читался соответствующий курс в университетах, но новых теоретических идей почти не вы­двигалось. За границу XIX в. перешагнул только марксизм, кото­рый, опираясь на методологические принципы классической по­литэкономии, стал анализировать новые явления, возникшие в капиталистической экономике в конце XIX - начале XX в. С дру­гой стороны, во второй доловине XIX в. зарождаются уже новые направления экономической науки, ставшие господствующими в XX в., - маржинализм и институционализм.

Данная периодизация классической политэкономии не явля­ется общепринятой, но следует иметь в виду, что любая класси­фикация и, соответственно, периодизация зависит от избранных критериев, которые, в свою очередь, заложены в понятиях пред­мета и метода экономической теории.

Предмет

Предметом изучения классической политэкономии была сфе­ра производства, считавшаяся главной, первичной сферой эконо­мики. Соответственно, богатством народа стал считаться продукт как непосредственный результат производства. Таким образом, взгляд на предмет изучения и понятие богатства народа изменил­ся по сравнению с идеями меркантилизма. Появление нового предмета изучения экономической мысли было связано с тем, что развитие классической политэкономии было отражением распро­странения капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Первому этапу классической политэкономии соответствовал период развития мануфактурного производства, второму этапу - период «промышленного переворота» в Англии и Франции.

Метод

Методология классической политэкономии также отличалась от методологии меркантилизма. В отличие от меркантилистов классики уже не описывали, а анализировали экономические яв­ления, применяя метод логической абстракции, потом система­тизировали полученные в результате анализа теоретические кате­гории с помощью метода дедукции, переходя от общей теории к ее более частным проявлениям. Такой общей исходной теорией стала теория стоимости, определяемой затратами на производство товара. Теория стоимости была положена в основу теории цены, денег, доходов и т.д. Другими словами, можно сказать, что прин­цип систематизации классической политэкономии - это принцип исходной категории, через которую все остальные экономические категории связаны между собой (что-то вроде «родословного дре­ва»). Следует отметить, что все науки на своей начальной стадии использовали этот принцип систематизации - естественные на­уки прошли через теории первоэлементов окружающего мира, первоэнергии (флогистона), философы долго спорили, что пер­вично - материя или сознание, и т.п.

На формирование методологии классической политэкономии оказала большое влияние смена приоритетов в развитии филосо­фии. На философию, в свою очередь, оказало влияние дальней­шее развитие естественных наук. Накопив значительный опытный материал, естественные науки в XVII в. перешли к выработке об­щей теории окружающего мира. Лидером здесь был английский физик И. Ньютон, разработавший теорию классической механи­ки, которая стала применяться для объяснения всех природных явлений, от микромира до космоса (И, Ньютон «Математические начала натуральной философии», 1687). Такой же механистичес­кий, рационалистический подход стал распространяться и на объяснение общественных отношений. Общество трактовалось как мир упорядоченный, связанный «естественными» законами, мир рациональный, т.е. познаваемый разумом. Если же субъективные, действия правителей идут вразрез с «естественными» законами, разум может указать пути решения этих проблем. Зачинателями такого подхода стали в XVII в. английские философы Т. Гоббс и Дж. Локк, которые передали затем эстафету французским фило­софам-просветителям XVIII в. В классической политэкономии подобные идеи проявились в положении о «естественных» (объек­тивных) экономических законах в теориях Ф. Кенэ и А. Смита и смитовской категории «экономического человека», который ме­ханически направляется к максимальной выгоде. Экономика же в целом представлялась как сумма «экономических людей» или, другими словами, как некий механизм, где хозяйствующие субъек­ты выступают в роли винтиков и шестеренок. Помимо идеи об «экономическом человеке» для классической политэкономии была характерна трактовка экономических отношений как отношений между классами.


7. Зарождение классической политэкономии в Англии

Середина и вторая половина XVII в. были очень важным пе­риодом в истории Англии. В это время Англия вступила в борьбу за лидерство с главенствующей тогда в европейской торговле Гол­ландией. Одним из методов этой борьбы было развитие собствен­ного мануфактурного производства. В начале XVIII в. борьба была успешно завершена, и Англия надолго стала мировым экономи­ческим лидером. В политической сфере тот же период - время буржуазных революций, в результате которых Англия стала кон­ституционной монархией. Экономический подъем сопровождал­ся развитием науки. В середине XVII в. в Англии было создано Королевское общество - первая академия наук нового времени. Все эти причины содействовали тому, что именно в Англии за­родилась классическая политическая экономия.

Родоначальником классической политэкономии в Англии был Уильям Петти (1623-1687), врач по образованию. В его работах «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1664), «По­литическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифме­тика» (1676), «Разное о деньгах» (1682) наряду с элементами мер­кантилизма формировались уже новые теоретические положения.

Предмет и метод

Предметом изучения в отличие от меркантилистов Петти из­брал сферу производства. Методологической особенностью была апелляция к «естественным» законам экономики.

Меркантилизм - первая концепция рыночной экономической теории

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке меркантилизма доминировала концепция: простой

1) протекционизма

2) экономического либерализма

2. Предметом изучения меркантилизма является: простой

1) сфера обращения (потребления)

2) сфера производства (предложения)

3) сфера сельскохозяйственного производства

4) сфера обращения и сфера производства одновременно

3. Приоритетным методом экономического анализа меркантилизма является: простой

1) эмпирический метод

2) каузальный метод

3) функциональный метод

4) исторический метод

5) математический метод

4. В соответствии с экономическими воззрениями меркантилистов богатство это: простой

2. товары и услуги

3. деньги и товары, имеющие материальную сущность

5. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является: средний

1) рост заграничных инвестиций

2) насильственное завоевание внешних рынков

3) неограниченная свобода предпринимательской деятельности

4) превышение импорта над экспортом

5) превышение экспорта над импортом

6. Порчей национальной монеты правительство занималось в период: простой

1) раннего меркантилизма

2) позднего меркантилизма

3) на всем протяжении меркантилизма

7. В соответствии с воззрениями меркантилистов макроэкономическое равновесие обеспечивается в стране: простой

1) координирующими мерами государства

2) без вмешательства государства в хозяйственную жизнь

3) частичным вмешательством государства в хозяйственную жизнь

8. Кольбертизм - это характеристика протекционистской политики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка: простой

1) не меняется

2) меняется постепенно

3) сужается

4) расширяется

5) сужается и расширяется одновременно

1) Аристотель

2) Ф. Аквинский

3) А. Монкретьен

5) К. Маркс

Зарождение и становление классической политической экономии

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке классической политической экономии доминировала концепция: простой

1) протекционизма

2) экономического либерализма

3) социального контроля общества над экономикой

2. Предметом изучения классической политической экономии является: простой

1) сфера обращения (потребления)

2) сфера производства (предложения)

3) сфера обращения и сфера производства одновременно

4) сфера сельскохозяйственного производства

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

3. В классической политической экономии приоритетным методом экономического анализа является: простой

1) эмпирический метод

2) каузальный метод

3) функциональный метод

4) исторический метод

5) математический метод

4. В соответствии с экономическими воззрениями представителей классической политической экономии богатство это:

1. деньги золотые и серебренные

2. товары и услуги

3. деньги и товары, имеющие материальную сущность

5. В соответствии с классической политической экономией деньги - это: простой

1) искусственное изобретение людей

2) важнейший фактор экономического роста

3) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен

4) эквивалент богатства

6. Согласно классической политической экономии заработная плата как доход рабочего тяготеет: средний

1) к физиологическому минимуму

2) к прожиточному минимуму

3) к максимально возможному уровню

4) к оптимальному уровню

1) номиналистической теории денег

2) металлической теории денег

3) количественной теории денег

4) натурально-хозяйственных отношений

5) системы биметаллизма

6) к неизменному уровню

8. У. Петти и П. Буагильбер - родоначальники теории стоимости, определяемой: простой

1) затратами труда (трудовая теория)

2) производственными издержками (теория издержек)

3) предельной полезностью

4) на основе правовых факторов

5) на основе дифференциации продукта

9. По предложенной Ф. Кенэ классификации фермеры представляют: простой

1) производительный класс

2) класс собственников земли

3) бесплодный класс

4) пролетариат

5) класс капиталистов

10. Согласно учению Ф. Кенэ о «чистом продукте» последний создается: средний

1) в торговле

2) в промышленности

3) в банковской сфере

4) в мелкотоварном хозяйстве

5) в сельскохозяйственном производстве

1) У. Петти

2) Ф. Кенэ

4) К. Маркс

5) А. Тюрго

12. А. Тюрго единственным источником всякого богатства считает труд: средний

1) торговца

2) земледельца (фермера)

3) ремесленника

4) ростовщика

13. По мысли А. Смита, большую стоимость к действительному богатству и доходу добавляет капитал, вкладываемый: средний

1) в торговлю

2) в промышленность

3) в банковскую сферу

4) в сельскохозяйственное производство

5) во все сферы хозяйства

14. «Невидимая рука» А. Смита - это: сложный

1) механизм государственного управления экономикой

2) действие объективных экономических законов

3) механизм хозяйствования, обусловленный божественным провидением

4) действие природных законов

5) взаимодействие законов природы и экономики

15. Согласно методологической позиции А. Смита частный интерес: средний

1) не отделим от общего интереса

2) стоит выше общественного

3) вторичен по отношению к общественному

4) развивает худшие качества человека

5) сдерживает поступательное развитие экономики

16. В структуре торговли на первое место А. Смитом поставлена: сложный

1) внутренняя торговля

2) внешняя торговля

3) транзитная торговля

4) мелкая торговля

5) розничная торгвля

17. Согласно А. Смиту, в каждом развитом обществе стоимость товаров обусловлена: средний

1) затратами труда

2) затратами труда и капитала

3) суммой доходов

4) предельной полезностью

5) предельной полезностью и предельными издержками

18. А. Смит считает труд производительным, если он приложен: простой

1) в сельскохозяйственном производстве

2) в любой отрасли материального производства

3) в отраслях материального и нематериального производства

4) во внешней торговле

5) в сфере науки

19. В структуре капитала А. Смит выделяет следующие части: простой

1) первоначальные и ежегодные авансы

2) основной и оборотный капитал

3) постоянный и переменный капитал

4) постоянные и переменные издержки

5) текущие и предстоящие расходы

20. Тезис «Баснословная догма Смита» возник у К. Маркса в связи с тем, что А. Смит: сложный

1) считает невозможным автоматическое равновесие в экономике

2) допускает деление капитала на постоянный и переменный

3) отождествляет принцип выявления ценности «годичного продукта труда» и «цены всякого товара»

4) придерживается теории интенсивного воспроизводства

5) придерживается теории расширенного воспроизводства

21. Н.С. Мордвинов, будучи последователем экономического учения А. Смита источником происхождения богатства считает: средний

1) промышленность

2) торговлю

4) промышленность, торговлю и науку одновременно

22. А.К. Шторх, будучи последователем экономического учения А. Смита допускает производительный характер труда: средний

1) в материальном производстве

2) в нематериальном производстве

3) в материальном и нематериальном производстве

Изучив эту главу, вы будете знать :

  • причины, обусловившие вытеснение концепции меркантилизма и господство классической политической экономии;
  • как в экономической науке трактуют термин "классическая политическая экономия";
  • особенности изучения предмета и методы классической школой политической экономии;
  • этапы развития классической политической экономии;
  • основных представителей классической политической экономии;
  • общие черты и особенности взглядов представителей классической школы.

Основные понятия: политическая цена, естественная цена, рыночная цена, разделение труда, теория стоимости, потребительная стоимость, меновая стоимость, овеществленный труд, заработная плата, прибавочная стоимость, прибыль, рента, норма прибыли, капитал, основной капитал, оборотный капитал, производительный труд, редкость товаров, рыночная цена труда, прибыль, принцип сравнительной эффективности, теория экономических гармоний, фонд оплаты труда, статичное и спекулятивное состояния рынка, теория равновесия.

Общая характеристика классической школы политической экономии

XVII в. явился переломным этапом в утверждении капитализма. Но переход к новому обществу в западноевропейских странах проходил по-разному.

Классический вариант генезиса капитализма продемонстрировала Англия. Именно здесь капиталистические отношения формировались наиболее быстрыми темпами. Важнейшими источниками накопления капитала являлись колонии, обеспечивавшие бурно развивающийся рынок дешевым сырьем, товарами, внешняя торговля и правительственные займы. Капиталы вкладывались в промышленность и сельское хозяйство. Численность мануфактурных предприятий увеличивалась, а с ними и роль промышленности в Экономикс. Английские промышленные товары находили широкий сбыт на рынках других стран, но сохранявшаяся система протекционизма, цеховые ограничения и законы, регламентировавшие хозяйственную жизнь, препятствовали деятельности нарождавшегося класса капиталистов.

Аграрный переворот ускорил развитие производительных сил сельского хозяйства, способствовал возникновению капиталистических отношений в деревне. Набирал силу процесс формирования рынка наемной рабочей силы.

Англия выделялась среди других стран относительно высоким уровнем развития капитализма. Мощный толчок экономическому и социальному развитию дала буржуазная революция середины XVII столетия, определившая умонастроения передовых общественных деятелей того времени.

Во второй по значимости стране Западной Европы – Франции становление капитализма началось еще в XVI в., но этот процесс имел своеобразные формы. Основной отраслью национального хозяйства оставалось сельское хозяйство, а самым многочисленным классом – крестьянство. Во Франции не происходило массового обезземеливания крестьян, как в Англии, а имущественное расслоение крестьянства началось из-за нараставших налогов и усиления ростовщичества. Французская буржуазия покупала права дворянства на сбор ренты, брала на откуп косвенные налоги, занималась ипотечным кредитом, скупала землю. Если английский буржуа активно включился в торговую деятельность, участвовал в колониальных авантюрах и вкладывал денежные средства в промышленность, то во Франции буржуазия предпочитала ростовщичество и откупные операции, а также государственную службу.

Огромное значение для становления новых общественно-экономических отношений играла широко практиковавшаяся система государственных займов. В условиях узкого внутреннего рынка и низкой покупательной способности основного сословия – крестьянства развитие мануфактурной промышленности имело свои особенности. Если в Англии развитие мануфактур стало делом буржуазии, то во Франции промышленность создавалась при значительном участии государства. Абсолютистская власть для поддержания мануфактур наделяла их монопольными правами, привилегиями и субсидиями. В определенной степени неразвитость французской промышленности объяснялась государственной экономической политикой, направленной на ограбление "третьего сословия" и крестьянства.

В ведущих западноевропейских странах складывалась новая общественная и экономическая ситуация. Предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась и на промышленность. Переход к индустриальной стадии развития создавал необходимые предпосылки для возникновения новой экономической теории.

Впервые термин "классическая политическая экономия" (от лат. classicus – образцовый, первоклассный) ввел в научный оборот К. Маркс. "Замечу раз и навсегда, - писал он, – что под классической политической экономией я понимаю всю политическую экономию, начиная с В. Петти, которая исследует внутренние зависимости буржуазных отношений производства..."

В своем развитии классическая политическая экономия прошла четыре этапа.

  • Первый этап – период с конца XVII в. и до начала второй половины XVIII в. Главными его представителями были У. Петти и П. Буагильбер. В отличие от меркантилистов, основу богатства и благосостояния государства они видели нс в сфере обращения, а в сфере производства. Они первыми в истории экономической мысли выдвинули идею трудовой теории стоимости, согласно которой источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство товара или блага. Однако их работы не были широко известны читающей публике, поскольку господствующей экономической концепцией продолжал оставаться меркантилизм.
  • Второй этап – последняя треть XVIII в. Он связан с именем А. Смита. Его "экономический человек" и "невидимая рука" рынка убедительно доказывали неотвратимость действия "естественных" объективных экономических законов, проявляющихся независимо от воли, сознания и желания людей. Благодаря А. Смиту вплоть до 30-х гг. XX в. неоспоримыми считались положения о невмешательстве государства в экономику, о свободе конкуренции. Высказанные им идеи стали основой концепции экономического либерализма, а законы разделения труда и роста его производительности были признаны классическими. Теоретические взгляды А. Смита легли в основу современных концепций о товаре и его свойствах, доходах (заработной плате, прибыли), капитале, производительном и непроизводительном труде и т.д.

* Третий этап – первая половина XIX в. Последователи А. Смита переосмыслили основные его идеи, обогатили политическую экономию принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Наиболее видными представителями этого этапа являлись англичане Д. Рикардо, Т. Мальтус, француз Ж. Б. Сэй. Вслед за А. Смитом они определяли стоимость товаров и услуг через количество затраченного труда или издержки производства. Каждый из них оставил заметный след в истории экономической мысли.

Четвертый этап – вторая половина XIX в. Дж. С. Милль – наиболее выдающийся представитель этого периода. Он обобщил теоретические воззрения предшественников и высказал ряд новых идей. Будучи сторонником положения об эффективности ценообразования в условиях конкуренции и осуждая классовую тенденциозность и апологетику в экономической мысли, Дж. С. Милль симпатизировал рабочему классу. Его идеи были обращены "к социализму и реформам" .

Предмет . Предметом изучения классической политэкономии являлась сфера производства, считавшаяся главной, первичной сферой экономики. Поэтому богатством народа стал считаться продукт, созданный в процессе производства. Взгляд на предмет изучения и понятие богатства народа, таким образом, изменился по сравнению с идеями меркантилизма. Появление нового предмета изучения связано с развитием капиталистических отношений. Первому этапу классической политэкономии соответствовал период развития мануфактурного производства, второму – период "промышленного переворота" в Англии и Франции.

За более чем двухсотлетнюю историю существования классической политэкономии ее представители существенно расширили проблематику рассматриваемых вопросов, сделали научные открытия, которые сохраняют свою значимость до настоящего времени. Классическая школа постоянно совершенствовалась, сохраняя при этом ряд общих базовых установок.

Классики выступали за идеологию laissez faire – свободу рыночных отношений и предпринимательской деятельности, невмешательство государства в экономику. Еще деятели раннего периода (за исключением Дж. С. Милля) активно критиковали меркантилистов за государственный протекционизм в экономике, отрицательно относились к государственному вмешательству в экономику. Классическая политическая экономия доказала научную несостоятельность меркантилизма. Богатство нации создает, считали ее представители, не торговля, а производство. Производство же основывается на естественных законах и не нуждается в государстве.

Методы . На формирование методологии классической политэкономии огромное влияние оказала смена приоритетов в процесс развития философии и, в частности, бурный рост естественнонаучных знаний. Накопив значительный опытный материал, естественные науки в XVII в. перешли к выработке общей теории окружающего мира. И. Ньютон разработал теорию классической механики, которая стала применяться для объяснения всех природных явлений. Такой же механистический подход стал распространяться и на объяснение общественных отношений. Общество – это упорядоченный мир, развивающийся по "естественным" законам, мир рациональный, т.е. познаваемый человеком. Эти идеи активно разрабатывались в XVII в. английскими философами Т. Гоббсом и Дж. Локком, а в XVIII столетии французскими философами-просветителями.

Методология классической политэкономии существенно отличалась от методологии меркантилизма. В отличие от меркантилистов классики уже не описывали, а анализировали экономические явления, применяя метод логической абстракции, потом систематизировали полученные в результате анализа теоретические категории с помощью метода дедукции, переходя от общей теории к ее более частным проявлениям.

Базовой теорией стала трудовая теория стоимости (ценности), которая была положена в основу теории цены, денег, доходов и т.д. Таким образом, принцип систематизации классической политэкономии – это принцип исходной категории, через которую все остальные экономические категории связаны между собой. Следует отметить, что все науки на своей начальной стадии использовали этот принцип. Так, естественные науки прошли через теории первоэлементов окружающего мира, или первоэнергии (флогистона): философы долго спорили, что первично – материя или сознание, и т.п.

В классической политэкономии подобные идеи проявились в положении о "естественных" (объективных) экономических законах в теориях Ф. Кенэ и А. Смита и смитовской категории "экономического человека", который механически направляется к максимальной выгоде. Экономика представлялась им как сумма "экономических людей" или, другими словами, как некий механизм, где хозяйствующие субъекты выступают в роли винтиков и шестеренок. Помимо идеи об "экономическом человеке" для классической политэкономии была характерна трактовка экономических отношений как отношений между классами.

Представители классической школы сконцентрировались на анализе сферы производства и распределения материальных благ. Используя в экономических исследованиях новые методологические приемы, например, причинно- следственный (каузальный ) анализ , дедуктивный и индуктивный методы, логическую абстракцию, проведя расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, они выявили механизм происхождения стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке не в связи с "естественной природой" денег и их количеством в стране, а с издержками производства.

Именно классики закрепили осуществленный физиократами сдвиг методологии экономического анализа от проблем этики ведения хозяйства к исследованию факторов, связанных с созданием и распределением материального богатства.

Направления исследований. Целью экономического исследования для классической школы являлось изучение внутренних причин хозяйственного развития общества. Они воспринимали экономику как развивающуюся систему. Представители классической школы способствовали формированию убежденности в том, что в капиталистическом хозяйстве доминируют универсальные и объективные экономические законы. Вместе с тем, недостаточное внимание ими уделялось психологическим, моральным, правовым и другим факторам хозяйственной жизни, что несколько обедняло выводы.

Основным направлением экономического анализа классической политической экономии стала проблема ценности, которую ее представители рассматривали как величину, определяемую производственными затратами. Однако в классической школе существовали две теории ценности. Первая – это трудовая теория ценности, разрабатывавшаяся основателем классической школы А. Смитом и Д. Рикардо, а затем получившая развитие в трудах К. Маркса. Согласно этой теории, ценность товара определяется затратами труда на его производство. Вторая – это факторная теория производства. Заложенная А. Смитом, она получила развитие в трудах Ж. Б. Сэя и Т. Р. Мальтуса, а затем вошла в качестве важного составного элемента в неоклассическую микроэкономику. В соответствии с этой теорией ценность товара складывается из доходов владельцев производственных факторов, участвовавших в производстве товара.

Большое внимание представители классической школы придавали изучению законов развития, т.е. исследованию закономерностей, тенденций, динамики капиталистической экономики, экономического роста, изменений доли основных групп владельцев факторов производства (труда, капитала и земли) в национальном продукте.

Деньги, издавна считавшиеся искусственным изобретением людей, представителями классической политической экономии были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя "отменить" никакими соглашениями между людьми. Классики воспринимали деньги как техническое средство, помогающее облегчить обмен. Один из родоначальников классической политической экономии П. Буагильбер требовал даже их упразднения, а Дж. С. Милль писал: "...вряд ли можно отыскать в общественном хозяйстве вещь более незначительную по своей важности, чем деньги, если не касаться при этом способа, которым экономятся время и труд" . Многие представители классической школы вплоть до середины XIX в. не придавали значения деньгам, выделяя лишь функцию денег как средства обращения. Недооценка ими других функций денег, игнорирование роли денег как ликвидного средства сохранения ценности, была обусловлена недопониманием обратного их влияния на сферу производства.

  • Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. М.: Политиздат, 1960. С. 91, 610.
  • Самуэльсон П. Экономика. Т. 2. М.: Алгон, 1992. С. 342.
  • Милль Дж. С. Основы политической экономии. Т. 2. М.: Прогресс, 1981. С. 234.

Продолжая общую характеристику почти двухсотлетней исто­рии классической политической экономии, необходимо выделить ее единые признаки, подходы и тенденции в части предмета и метода изучения и дать им соответствующую оценку. Они могут быть сведены к следующему обобщению.

Во-первых, неприятие протекционизма в экономической поли­тике государства и преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и приме­нение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный (каузальный), дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию. Одновременно подход с классовых позиций на наблюдаемые «законы производства» и «про­изводительный труд» снимал любые сомнения по поводу того, что полученные с помощью логической абстракции и дедукции пред­сказания следовало бы подвергнуть опытной проверке. В результа­те свойственное классикам противопоставление друг другу сфер производства и обращения, производительного и непроизводитель­ного труда стало причиной недооценки закономерной взаимосвя­зи хозяйствующих субъектов этих сфер («человеческого фактора»), обратного влияния на сферу производства денежных, кредитных и финансовых факторов и других элементов сферы обращения.

Таким образом, приняв в качестве предмета изучения только проблематику сферы производства, экономисты-классики, гово­ря словами М.Блауга, «подчеркивали, что выводы экономической науки в конечном счете основываются на постулатах, в равной степени почерпнутых из наблюдаемых «законов производства» и субъективной интроспекции» 16 .

Более того, классики при решении практических задач ответы на основные вопросы давали, ставя эти вопросы, как выразился Н.Кондратьев, «оценочно». По этой причине, полагает он, полу­чались «...ответы, которые имеют характер оценочных максим и правил, а именно: строй, опирающийся на свободу хозяйствен­ной деятельности, является наиболее совершенным, свобода тор­говли наиболее благоприятствует процветанию нации и т.д.» 17 . Это обстоятельство также не способствовало объективности и после­довательности экономического анализа и теоретического обобще­ния классической школы политической экономии.

Во-вторых, опираясь на каузальный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики (в от­личие от меркантилистов) пытались выявить механизм происхож­дения стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке не в связи с «естественной природой» денег и их количеством в стра­не, а в связи с издержками производства или, по другой трактов­ке, количеством затраченного труда. Несомненно, со времен клас­сической политической экономии в прошлом не было другой эко­номической проблемы, и на это также указывал Н.Кондратьев, которая бы привлекала «...такое пристальное внимание экономи­стов, обсуждение которой вызывало бы столько умственного на­пряжения, логических ухищрений и полемических страстей, как проблема ценности. И вместе с тем, кажется, трудно указать дру­гую проблему, основные направления в решении которой остались бы столь непримиримыми, как в случае с проблемой ценности» 18 .

Однако затратный принцип определения уровня цен классической школой не увязывался с другим важным аспектом рыночных эко­номических отношений - потреблением продукта (услуги) при изменяющейся потребности в том или ином благе с добавлением к нему единицы этого блага. Поэтому вполне справедливо мнение Н.Кондратьева, который писал: «Предшествующий экскурс убеж­дает нас в том, что до второй половины XIX века в социальной экономии нет сознательного и отчетливого разделения и различе­ния теоретических суждений ценности или практических. Как пра­вило, авторы убеждены, что те суждения, которые фактически являются суждениями ценности, являются столь же научными и обоснованными, как и те, которые являются суждениями теоре­тическими» 19 . Несколько десятилетий спустя (1962) во многом похожее суждение высказал и фон Мизес. «Общественное мне­ние, - пишет он, - до сих пор находится под впечатлением на­учной попытки представителей классической экономической те­ории справиться с проблемой ценности. Не будучи в состоянии раз­решить очевидный парадокс ценообразования, классики не мог­ли проследить последовательность рыночных сделок вплоть до конечного потребителя, но были вынуждены начинать свои пост­роения с действий.бизнесмена, для которого потребительские оценки полезности являются заданными» 20 .

В-третьих, категория «стоимость» признавалась авторами клас­сической школы единственной исходной категорией экономическо­го анализа, от которой как на схеме генеалогического древа отпоч­ковываются (вырастают) другие производные по своей сути кате­гории 21 . Кроме того, подобного рода упрощение анализа и систе­матизации привело классическую школу к тому, что само эконо­мическое исследование как бы имитировало механическое следо­вание законам физики, т.е. поиск сугубо внутренних причин хо­зяйственного благополучия в обществе без учета психологических, моральных, правовых и других факторов социальной среды.

Указанные недостатки, ссылаясь на М.Блауга, отчасти можно было бы объяснить невозможностью в общественных науках всеце­ло контролируемого эксперимента, вследствие чего «экономистам для того, чтобы отбросить какую-либо теорию, нужно гораздо боль­ше фактов, чем, скажем, физикам» 22 . Сам М.Блауг, однако, уточ­няет: «Если бы выводы из теорем экономической теории поддава­лись однозначной проверке, никто бы никогда не услышал о нере­алистичности предпосылок. Но теоремы экономической теории невозможно однозначно проверить, поскольку все предсказания имеют здесь вероятностный характер» 23 . И все-таки, если не избе­гать снисхождений, то можно согласиться с Л.Мизесом о том, что «многие эпигоны экономистов-классиков видели задачу экономи­ческой науки в изучении недействительно происходящих событий, а лишь тех сил, которые некоторым, не вполне понятным образом предопределили возникновение реальных явлений» 24 .

В-четвертых, исследуя проблематику экономического роста и повышения благосостояния народа, классики не просто исходи­ли (вновь в отличие от меркантилистов) из принципа достиже­ния активного торгового баланса (положительного сальдо), а пы­тались обосновать динамизм и равновесность состояния эконо­мики страны. Однако при этом, как известно, они обходились без серьезного математического анализа, применения методов мате­матического моделирования экономических проблем, позволяю­щих выбрать наилучший (альтернативный) вариант из определен­ного числа состояний хозяйственной ситуации. Более того, клас­сическая школа достижение равновесия в экономике считала авто­матически возможным, разделяя упомянутый выше «закон рын­ков» Ж.Б.Сэя.

Наконец, в-пятых, деньги, издавна и традиционно считавши­еся искусственным изобретением людей, в период классической политической экономии были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя «отменить» никакими соглашениями между людьми. Среди классиков единственным, кто требовал упразднения денег, был П.Буагильбер. В то же время многие авторы классической школы вплоть до середины XIX в. не придавали должного значения разнообразным функциям денег, выделяя в основном одну - функцию средства обращения, т.е. трактуя денежный товар как вещь, как техническое средство, удоб­ное для обмена. Недооценка же других функций денег была обу­словлена недопониманием обратного влияния на сферу производ­ства денежно-кредитных факторов.

Вопросы и задания для контроля

1. Каковы социально-экономические предпосылки зарождения клас­сической политической экономии? Охарактеризуйте противопо­ложную сущность и направленность принципов протекционизма и laissezfaire.

2. В чем преимущества и недостатки предмета изучения и методоло­гии экономического анализа классической политической экономии по сравнению с меркантилизмом? Объясните, почему нельзя рас­сматривать источник национального богатства либо в сфере обра­щения, либо в сфере производства.

3. Выделите критерии периодизации этапов эволюции «классической школы». Приведите аргументы К.Маркса о времени завершения «буржуазной классической политической экономии».

4. В чем сущность общих признаков классической политической эконо­мии? Почему «классики» недооценивали принцип «деньги имеют значение» в создании национального богатства и исходили из прин­ципа саморсгулирусмости и автоматического равновесия экономики?

5. Объясните несостоятельность затратного принципа определения сто­имости товаров и услуг «классиками» по трудовой теории или те­ории издержек производства.

Аникин А.В. Юность науки. М.: Политиздат, 1985. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд», 1994.

Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Про­гресс, 1979.

Жид Ш., Рист III. История экономических учений. М.: Экономи­ка, 1995.

Кондратьев Н.Д. Избр. соч. М.: Экономика, 1993.

Леонтьев В.В. Экономические эссе. М.: Политиздат, 1990.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

Мизес Л. фон. О некоторых распространенных заблуждениях по поводу предмета экономической науки //THESIS. 1994. Т. II. Вып. 4.

Самуэльсон П. Экономика: В 2-х т. М.: НПО «Алгон», 1992.

Селигмен Бен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.

Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

Лекция 5. Первый этап эволюции классической политической экономии

Данная тема познакомит с тем:

Что У.Петти и П.Буагильбер являются родоначальниками трудо­вой (затратной) теории стоимости товаров и услуг;

Что с появлением учения физиократов «классики», продвигаясь дальше, «попали в колею статического представления» (И.Шум­петер), но в то же время обозначили «уже систему теоретических экономических взглядов» (Н.Кондратьев);

Как физиократы «в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала» и стали «настоящими отцами современной политичес­кой экономии» (К.Маркс);

Какой смысл вкладывали идеологи физиократизма в введенное ими понятие «чистый продукт»;

Какие первые варианты деления общества на классы были предло­жены физиократами;

Что представляла собой первая аналитическая концепция круго­оборота хозяйственной жизни в выдвинутой Ф.Кенэ теории вос­производства.



Похожие статьи