Южно-африканская республика. Угольная промышленность

Горнодобывающая промышленность является одной из ведущих отраслей народного хозяйства Южно-Африканской Республики (в 2007 г. ее доля в ВВП составила 7,5%). Страна лидирует в мире по разведанным запасам золота, марганцевой и хромовой руды, ванадия, а также металлов платиновой группы. ЮАР также занимает одно из ведущих мест в мировой добыче ряда видов минерального сырья (данные за 2006 г. приведены ниже; тыс. т., если не указано иное):

Золото. Важнейшим продуктом горнодобывающей промышленности ЮАР является золото, по добыче которого страна в течение нескольких десятилетий сохраняла статус мирового лидера. Динамика добычи и экспорта золота ЮАР в 1996 - 2006 гг. приведена ниже:

Снижение добычи золота в ЮАР, начавшееся в 2000 г., объясняется как ростом издержек производства, так и снижением производительности труда. Кроме того, ухудшились условия добычи, были исчерпаны ресурсы на ряде богатых месторождений, увеличилось число праздничных дней и др. В 2007 - 2008 гг. к этим негативным факторам добавился энергетический кризис.

В 2007 г. в ЮАР было добыто около 275 т, а в Китае - 270 т (в I полугодии 2008 г. в КНР добыто 129 т). В связи с тем, что во II полугодии текущего года в КНР будут сданы в эксплуатацию несколько новых рудников, добыча золота в этой стране, видимо, возрастет и в 2008-2009гг. Китай может стать мировым лидером золотодобычи.

По прогнозу экспертов, в перспективе может проявиться понижательная тенденция цен на золото (в последние 10 лет оно дорожало в основном из-за сокращения добычи), в том числе в результате насыщения рынка вследствие реализации крупных рудных проектов в ряде стран и стабилизации спроса промышленности на золото.

Ведущий производитель золота и урана в Африке - компания "AngloGold Ashanti", занимающая третье место в мире по добыче золота, в I полугодии 2008 г. снизила его добычу по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 8,4%. На долю этой компании приходится наибольшая часть производства золота в ЮАР. Среди золотодобывающих компаний "AngloGold Ashanti" имеет наибольшее число форвардных контрактов, которые предполагают продажу драгметал-ла по ценам ниже мировых. Данная компания намерена в течение ближайших 5 лет добывать в среднем 155 т металла в год (в 2007 г. -124 т).

Металлы платиновой группы (платина, палладий, родий, иридий, рутений, осмий). Платина и другие металлы платиновой группы добываются в районе Бушвельдского комплекса. В отличие от других стран-производителей, которые извлекают металлы данной группы как побочный продукт, в ЮАР добыча ведется на платиноидных рудниках.

Динамика производства и экспорта металлов платиновой группы в стране характеризуется следующими данными:

Алмазы. Пояс алмазных месторождений, протяженностью около 500 км, проходит через провинции Лимпопо, Свободное Государство, Мпумаланга, Западный, Северный и Восточный Кейп. Увеличение производства алмазного сырья объясняется ростом добычи на руднике "Venetia", принадлежащем концерну "De Beers" и находящемся в пров. Лимпопо - ведущем алмазодобывающем регионе страны.

В ЮАР добыча алмазов ведется по лицензиям, выдаваемым на разведку и разработку месторождений. Удельный вес добычи на коренных месторождениях (кимберлитовые трубки) достигает 90% суммарного производства, а на аллювиальных месторождениях - 9%. Объем морской добычи незначителен и постоянно снижается. Доля компании "De Beers Consolidated Mines" ("DBCM") в общей добыче южноафриканских алмазов в последние годы превышала 90%.

В 2005 г. в ЮАР были подготовлены поправки к "Алмазному акту" от 1986 г. На основе нового законодательства корпорация "De Beers" в 2007 г. подписала соглашение с Департаментом горного дела и энергетики ЮАР, предусматривающее продажу 10% добываемых ею алмазов Государственному алмазному трейдеру ("State Diamond Trader"). Эта структура должна содействовать перераспределению сырых алмазов между местными предпринимателями-"бенефикаторами". Правительство ЮАР намерено распространить "политику бенефикации" и на другие виды полезных ископаемых. Эта стратегия должна касаться всех видов минеральных ресурсов, но для отдельных секторов доля сырья, перерабатываемого в стране, будет устанавливаться индивидуально.

Правительство ЮАР проводит политику, направленную на повышение роли африканского бизнеса в стране. В связи с этим "De Beers" в рамках политики "Black Economic Enpowerment" была вынуждена в 2006 г. продать 26%-ную долю акций своего южноафриканского алмазодобывающего предприятия "DBCM" компании, принадлежащей представителям коренного населения страны.

По данным "Kimberley Process Certification Scheme", стоимость совокупной мировой добычи алмазов в 2007 г. составила 12,1 млрд. долл. ЮАР находилась на 4-м месте в мировой алмазодобыче по стоимости (1,4 млрд. долл.), а в натуральном выражении занимала б-е место (15,2 млн. карат).

Хром. В настоящее время ЮАР является крупнейшим в мире производителем хромовой руды. По оценкам экспертов, запасы хрома в ЮАР позволяют удовлетворять потребности фирм - производителей стали в мире в течение нескольких столетий. В настоящее время в ЮАР ведутся работы по расширению действующих мощностей по добыче хромитов с целью увеличения экспорта (особенно в США, страны ЕС и Китай).

Динамика производства и экспорта хромовой руды в 1996 - 2006 гг. характеризуется следующими данными:

Марганцевая руда. Большая часть всех запасов высокосортных марганцевых руд находится в пров. Северный Кейп в пустыне Калахари, причем около 95% запасов сосредоточено в уникальной марганцево-железорудной зоне Куруман. Наиболее крупными месторождениями являются Маматван (среднее содержание марганца - 38%), Весселе (47%) и Миддельплаатц (36%). Около 25% добываемого сырья перерабатывается на местных предприятиях, выпускающих марганцевые сплавы и металлический марганец для отгрузки на экспорт. Остальное сырье вывозится в необработанном виде. Ведущее место среди компаний - производителей марганцевой руды принадлежит фирмам "Samancor Ltd." и "Assmang Ltd.".

В настоящее время многие крупные российские компании проявляют интерес к реализации инвестиционных проектов в ряде секторов экономики ЮАР. Например, в области добычи и переработки минеральных ресурсов группа компаний "Ренова" совместно с южноафриканскими компаниями участвует в проекте "Марганец Калахари" по разведке, добыче и переработке марганцевых руд бассейна Калахари. В феврале 2008 г. получена лицензия на проведение очередного этапа освоения месторождения в рамках данного проекта. Стороны намерены приступить к строительству рудника, а в дальнейшем организовать добычу руды в промышленных масштабах.

Уголь. Большая часть угля в ЮАР добывается открытым способом. Ведущими угольными компаниями являются "AngloCoal" (23%), "Еххаго" (19%), "ВНР Billiton" (17%), "Sasol Coal" (14%), "Xstrata" (10%). Более 93% электроэнергии в ЮАР вырабатывается на электростанциях, работающих на угле. Кроме того, он является сырьем предприятия "Sasol", производящего синтетическое жидкое топливо. Значительная часть добываемого в ЮАР угля экспортируется в страны Европы (более 60%).

Железная руда. По добыче железной руды ЮАР занимает 7-е место в мире, причем из стран Африки промышленная добыча железорудного сырья ведется только в ЮАР. В стране действуют две крупные железорудные компании - "Kumba Iron Ore Ltd" (собственник - "AngloAmerican") и "Assmang", принадлежащая южноафриканским фирмам "African Rainbow Minerals" и "Assore" (обе расположены в пров. Северный Кейп). Компания "Assmang" добывает и экспортирует около 7 млн. т руды в год, "Kumba" добывает 31 млн. т и экспортирует 24 млн. Кроме того, "Rio Tinto" совместно с "Anglo-American" расширяет предприятие "Palabora Mining", годовое производство на котором составляет 2 млн. т.

Добыча железной руды компанией "Kumba" (в 2000 г. выделилась из сталелитейной группы "Iscor" - ныне "ArcelorMittal South Africa") сосредоточена на руднике "Sishen Mine", втором по величине в мире железорудном предприятии, где добывается около 30 млн. т руды в год. Компания также контролирует рудник "Thabazimbi", запасы которого почти выработаны, а также перспективное месторождение качественной руды "Sishen South" и месторождение низкосортного железняка "Phoenix" в пров. Лимпопо.

На внутреннем рынке основным покупателем продукции "Kumba" является компания "ArcelorMittal South Africa". Согласно долгосрочному соглашению рудная компания обязана ежегодно отгружать сталелитейной 6,25 млн. т руды по ценовой формуле: "себестоимость + 3% на накладные расходы" (большая часть руды экспортируется).

В настоящее время в Африке добывается больше железной руды, чем необходимо для производства чугуна и стали странам континента. В 2006 г. и 2007 г. добыча железной руды составила 57 млн. и около 60 млн. т в год соответственно, а выплавка стали оценивалась в 18 млн. На ЮАР приходится более 70% объема добычи и Мавританию - 25%.

В последнее время определены стратегические интересы ЮАР в области горнодобывающей промышленности. Страна намерена сохранить лидирующие позиции на мировых рынках золота, алмазов, металлов платиновой группы, а также редких минералов и активно воздействовать на процессы ценообразования на соответствующих рынках. В связи с необходимостью привлечения дополнительных финансовых ресурсов и новейших технологий, а также квалифицированных специалистов возрастает значение взаимодействия с иностранными компаниями (прежде всего транснациональными).

Сотрудничество между Россией и ЮАР в разработке месторождений твердых полезных ископаемых развивается в основном на уровне крупных компаний. На состоявшемся в мае 2008 г. седьмом заседании Смешанного межправительственного комитета по торгово-экономическому сотрудничеству между Россией и ЮАР стороны выразили удовлетворение развитием отношений в этой сфере. Они подтвердили заинтересованность в подготовке и выполнении проектов в области добычи и переработки металлов платиновой группы на территории ЮАР путем создания совместных предприятий. Стороны также подтвердили заинтересованность в осуществлении программ обмена технологиями и выработке согласованной стратегии с целью создания условий для добычи алмазного сырья глубинного залегания и технологий обработки драгоценных металлов.

В частности, руководство АК "Алроса" полагает, что созданы условия для активизации сотрудничества алмазно-бриллиантовых комплексов двух стран. Это касается обмена информацией, а также изучения опыта в области геологоразведки, добычи и обогащения алмазов, применения новых технологий, создания совместных предприятий по разработке алмазоносных месторождений на территории ЮАР, поставок оборудования для добычи и обогащения алмазов и др. Российская сторона считает успешным сотрудничество ОАО "Норильский никель", ОАО "СУАЛ-холдинг", а также группы компаний "Ренова" и ряда других компаний РФ с южноафриканскими партнерами.

В 2008 г. горнодобывающая промышленность ЮАР развивалась крайне неравномерно, в народном хозяйстве обострились проблемы, негативно влияющие на процесс реализации промышленной политики, выработанной правительством ЮАР. В первую очередь к ним относится вопрос модернизации южноафриканской энергетики, ситуация в которой обострилась в конце 2007 г. - начале 2008 г. В результате веерных отключений электроэнергии много компаний, особенно в секторе добычи и переработки полезных ископаемых, понесли потери на фоне благоприятной конъюнктуры мирового рынка минерального сырья. При этом государство лишилось значительных налоговых поступлений.

В январе 2008 г. из-за энергетического кризиса в ЮАР большинство горнодобывающих компаний, работающих в стране, были вынуждены полностью или частично приостановить производство. В последние месяцы объем поставок электроэнергии обеспечивал потребности компаний не более чем на 90%. Например, из-за энергетического кризиса компания "Impala Platinum" в начале 2008 г. снизила производство платины на 6%. Другой ведущий производитель платины - южноафриканская "Anglo Platinum" объявила, что выпуск металла в текущем году снизится.

Следует отметить, что по итогам II квартала 2008 г. ВВП ЮАР возрос на 4,9% (в I квартале - на 2,1%), а объем производства в горнодобывающей промышленности во II квартале увеличился на 15,6% (в I квартале - снизился на 22%).

Согласно данным статистики, добыча платины в ЮАР в июле 2008 г. значительно снизилась (по сравнению с июлем прошлого года - на 12,6%). В I полугодии 2008 г. производство драгоценных металлов по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. сократилось на 6,6% (добыча золота - на 16,4%).

Снижение производства платины в ЮАР было частично компенсировано ростом добычи золота на 2,2%, а также незначительным увеличением добычи некоторых минералов. Согласно прогнозам, падение цены на золото ниже отметки 750 долл. может оказаться неприемлемым для ряда южноафриканских компаний, так как издержки производства превысят доходы от реализации металла. Эксперты также прогнозируют снижение производства золота в ЮАР в 2008 г. до 218 т, что на 14% меньше, чем в 2007 г.

Любомира Ремажевская

Проблема с дефицитом угля, возникшая в середине уходящего года, нова для Украины. Компании "Укринтерэнерго" пришлось взять на себя роль пионера и начать проект по диверсификации импорта энергетического угля в страну. Впрочем, дело это оказалось наказуемым

Скандал вокруг импорта угля из ЮАР несколько утих в СМИ, но в профессиональной среде споры вокруг качества поставленного "Центрэнерго" сырья продолжаются. В том числе и в суде. Бывший директор компании "Укринтерэнерго" Владимир Зиневич, находящийся сейчас под следствием по делу о южноафриканском угле, рассказал Delo.UA о подробностях контракта с компанией Steel Mont Trading, из-за которого его обвинили в растрате средств в особо крупных размерах, а государство оказалось на грани погружения во тьму. Правда, под запись отвечать на вопрос, за что же его теперь преследуют, Зиневич отказался. Но, исходя из истории ниже, причина точно не в качестве угля.

Владимир Олегович, каким образом "Укринтерэнерго" вышло на компанию Steel Mont Trading?

С этой компанией мы начали проводить переговоры еще в конце весны 2014 года, когда были намерены выйти на экспортный рынок антрацита из-за профицита данного вида угля в Украине на тот момент. К сожалению, позже ситуация, как мы знаем, изменилась, и эта марка угля для Украины стала дефицитом. И когда начиналась кампания по поиску партнеров в импорте угля, Steel Mont Trading был одной из десятка компаний, которые сделали нам свое предложение.

Вы обнародовали ранее предложения других компаний, и только эта согласилась на самые оптимальные параметры. Почему?

Не очень корректно задавать мне вопрос, почему поставщик пошел на такие условия, но с моей точки зрения, для относительно небольшой компании, такой как Steel Mont Trading, иметь такой контракт — это всегда возможность заявиться на новом рынке. Тем более, учитывая, что Украина впервые собиралась импортировать сырье и открывала серьезные возможности для компании-поставщика.

Нам было очень сложно обеспечить выполнение контракта при дефиците финансовых ресурсов в столь короткий промежуток времени. Антрацитовые угли — очень дефицитный продукт, и обычно компании, которые занимаются поставками этого сырья, заключают долгосрочные контракты на фиксированные объемы на год вперед. Только в этом случае добывающая компания имеет четкую перспективу и может планировать свою деятельность.

Наша ситуация оказалась крайне сложной — нам понадобилось приобрести большой объем антрацита именно в середине года и в достаточно короткий промежуток времени обеспечить поставку одного миллиона тонн. Нужно понимать, что миллион тонн — это очень много, особенно для бизнеса перевозки морскими судами. Для сравнения скажу, что ЮАР экспортирует всего 3 млн тонн антрацита в год.

Какие задачи стояли перед "Укринтерэнерго" в тот момент?

Нам необходимо было решить три основные задачи: найти уголь надлежащего качества по приемлемой цене, структурировать сделку с точки зрения финансирования и найти опытного партнера, который смог бы нас провести через все "подводные камни" в бизнес-составляющей импорта угля. Ведь мы были украинскими пионерами в поставках энергетических марок угля в страну.

Steel Mont Trading, работающий на мировом рынке более 10 лет и имеющий годовой оборот $400 млн (при уставном капитале $2 млн), помог ответить на все вопросы, в которых у Украины не было опыта. Они пошли на уступки и познакомили нашу компанию с теми южноафриканскими поставщиками, которые добывают ресурс, подходящий нам по качеству.

Я лично ездил встречаться с руководителями ЮАРовских шахт и обсуждал вопросы качества и логистики. Мне нужно было самому разобраться во всех нюансах и деталях. Наши поставщики — публичные компании, которые торгуют на южноафриканской бирже и не допустят собственных репутационных рисков.

Как решался вопрос с обеспечением оплаты грузов?

Денег, чтобы иметь двухмесячный оборот (с момента погрузки угля в порту до момента его разгрузки в Украине), у "Укринтерэнерго" не было, и банки не могли обеспечить нас достаточным объемом финансовых ресурсов. Государство (я имею в виду бюджет) тоже не готово было нам помочь с кредитованием.

У нас был очень узкий коридор — кредит в банке, собственные средства либо капитал, который готов предоставить трейдер. Мы использовали все возможные варианты. "Укринтерэнерго" имело кредитную линию в Укргазбанке, которую мы задействовали для этого проекта — на 200 млн гривень, но этого было недостаточно для обеспечения сделки. Объем оборотного капитала должен был составлять не менее $50 млн.

В таком случае как "образовалась" предоплата в 20%?

Мы оценили свои финансовые ресурсы и возможности по предоплате своими средствами для обеспечения логистики, и в буквальном смысле уговорили контрагентов выйти на сумму в 20%. А 80% они должны были профинансировать за счет собственных ресурсов.

Некоторые эксперты обвиняют Steel Mont Trading в использовании неспециализированного терминала в порту Richards Bay. Мол, именно это привело к проблемам с качеством угля.

Это неправда! Так могут рассуждать люди, которые не понимают, о чем говорят, и никогда не были в порту Richards Bay. Единственная возможность осуществлять отгрузки антрацитовых марок углей в порту Richards Bay был Dry Bulk Terminal. Другой высокотехнологичный угольный терминал, который действует в этом порту — это почти частный клуб. Им оперируют 4 крупнейших мировых компании в сфере добычи и торговли полезными ископаемыми — Glencore Xtrata, BHP Billiton, Rio Tinto и Mercury. Однако там хранятся угли газовой группы, а смешение углей антрацитовой и газовой групп на складах весьма нежелательно.

Кроме того, использование этого терминала было расписано уже на год вперед. А антрацитовые угли отгружаются исключительно из Dry Bulk Terminal. Использование другого порта, Durban, было экономически нецелесообразно по причине невозможности погрузки крупнотоннажных судов.

Сам южноафриканский уголь не столь дорогой, особенно в той качественной категории, которую в итоге закупила Украина. Откуда стоимость в $86?

На шахтах в ЮАР уголь стоит $25-30. Транспортировка его осуществляется в основном автотранспортом — железнодорожная инфраструктура в ЮАР слабо развита и потому очень дорогая. Перевозка с шахты до порта стоит $20-22, перевалка в порту — $12. При этом для номинации судна в порту RBDBT 80% твоего груза уже должно находится на складах в порту, и только в этом случае у вас есть возможность заказать дату подхода судна не менее чем через 2 недели.

Порт — это бутылочное горлышко всего процесса. В месяц порт может выпустить всего 12-15 судов, из которых 3 были нашими. Можете представить, какой объем грузоперевалки в порту Украина забирала на себя? Это был очень серьезный контракт для ЮАР, и посол ЮАР Кристиан Бассон в Украине оказывал нам личное содействие в реализации этого контракта.

Кроме того, фрахт — также очень сложный и специфический бизнес. Новичкам практически нереально оказаться в нем. Если вам нужно получить судно прямо сейчас, вы получите его дорого, а вот через 3 месяца — пожалуйста, держите скидку. Все друг друга знают, и договариваться порой очень тяжело. Если бы это была не пожарная ситуация, возможно, фрахт был бы дешевле. Кроме того, на каждом судне у нас получался недогруз около 10 тысяч тонн по причине ограничения, выставляемого украинскими портами на осадку судов. Первое судно дешевле чем за $24 на тонне никто не хотел давать, потому что в тот момент в Украине велись активные боевые действия и стоял вопрос, будет ли Мариуполь украинским городом. "Везти в Украину? Куда? Там же война, мы туда не пойдем!". Все мировые страховые компании сняли страховку на заход судов в акваторию нашей страны, и владельцу груза приходилось докупать страховку самому.

А в Украине логистические проблемы были? Помнится, у вас незаконченный тендер по транспортировке был…

У нас логистика оказалось значительно проще. У нас не было никаких проблем ни с ТИСом, ни с Ильичевском, если не считать ограничений с максимально допустимой осадкой судов. Мы планировали пускать суда в эти порты "по шахматке" (одно судно в один порт, следующее — в другой), и все получилось.

Проблема была в железной дороге. У "Укрзализныци" не хватало вагонов. Это понятно — у них есть свои планы по перевозке грузов. Уже после третьего судна, когда более-менее наладилась система, эта проблема начала исчезать. Я уверен, что в случае продолжения работы она исчезла бы и вовсе.

С какими проблемами вам довелось столкнуться в течение оформления контракта?

В ЮАР не понимали, зачем нам нужен настолько низколетучий уголь. Такого угля, как нам нужен, в ЮАР очень мало. Нам пришлось отсеять тех производителей, у которых подходят все остальные параметры кроме выхода летучих веществ. Среди тех, что остались, нам надо было найти производителей, уголь которых имел температуру плавления золы (AFT) наиболее приближенную к требованию украинских электростанций.

Стоит отметить, что уголь в ЮАР более тугоплавкий, и найти ископаемые, полностью соответствующие замене украинских антрацитов, невозможно. У Украины не было просто опыта использования углей с другими показателями, ведь многие станции строились с учетом поставок угля с близлежащей шахты, соответственно и "затачивались" под параметры производимого ею угля. А морфология полезных ископаемых в каждом регионе разная.

Главная идея — найти альтернативу и диверсифицировать поставки угля в страну в условиях ненадежности поставок из России. Даже если вы привезете высококачественные угли из Австралии, оборудование наших ТЭС потребует его смешивания с более бедным углем в какой-то пропорции. Смешивание — это норма для угольного бизнеса, в частности и для энергетики в целом, ведь только при помощи шихтования можно получить необходимые параметры угольной смеси. Самое главное, чтобы этот продукт был топливом для котла, и из него можно было произвести киловатт-час.

При этом нельзя сравнивать цену и качество российского угля и любого другого угля из других стран. Российская логистика дешевле. Оказалось же, что мы можем вести торг только в части стоимости угля на шахте. Грубо говоря, $25 и $27 стоимости — это не $2, а 10% разницы для шахтеров. И такие скидки могли быть выделены только под долгосрочные контракты не менее одного года. У нас не было годового контракта, и мы не были готовы его заключать.

Была ли возможность найти другого поставщика?

Я считаю, что сделка была структурирована и проведена идеально — с учетом исходных условий на тот момент. Если бы у нас был миллиард долларов и полгода времени, можно было бы выкручивать руки любому поставщику.

Дешевле предложений на рынке по углю не было, и Украина на тот момент была драйвером спроса. Это рынок! Спрос рождает предложение. Если бы было лучше, кто-то бы уже привез этот уголь. В Перу нам, например, предложили покупать уголь по $234 за тонну.

Есть информация, что "Укринтерэнерго" не смогло выкупить четвертое судно из-за ранее появившихся проблем с валютой.

Мы не могли купить валюту, это правда. Мы покупали по $50 тысяч в день. Это — капля в море при тех суммах, которые нам были нужны.

Некоторые эксперты намекают на нечистоплотность выбранной компании-инспектора — Incolab.

Incolab — датская компания, у нее есть офисы по всему миру. У нас не было никаких оснований не доверять репутации международных независимых инспекторов. Один сертификат эта компания дает в порту погрузки, другой — в порту разгрузки. Эта два документа должны в итоге иметь не более 2% отклонений. Сертификаты качества угля, пришедшего в Украину, находятся в пределах погрешности.

Если у вас сделка связана с международной морской торговлей судовыми партиями, то международный стандарт ИСО предусматривает оценку качества угля по транспортному средству в целом, в данном случае — судну. Уголь грузится неоднородно; в течение погрузки берется 10 промежуточных лотов (замеров), и в результате получается один сертификат в среднем по судну. Образцы угля можно отбирать только из движущегося потока в порту, но не из стационарно лежащей кучи. Вопрос отбора проб — ключевой. Инспекционные компании отбирают арбитражные пробы, запечатывают их в колбы и используют в случае спорных вопросах между покупателем и продавцом. На этом рынке работает не так много компаний — все международные, имеющие соответствующие аккредитации и репутацию.

В то же время по украинским ГОСТам транспортным средством является железнодорожный вагон, а не все судно. А теперь представьте — уголь идет в судне, потом лежит в порту, потом попадает в вагоны и идет на электростанцию. Он за это время слеживается и набирает влагу. И результаты могут отличатся от тех, которые взяты в порту при погрузке и на электростанции. Это абсолютно нормально!

Что касается международных сертификатов, то грузовладелец получает их только на 7-10-й день пути судна и определяет, соответствует ли груз заданным в контракте параметрам. Подмешать что-либо в этот уголь нет возможности ни у покупателя, ни у портовиков, ни у трейдера. Лабораторные пробы берутся возле судна для того, чтобы потом не было возможности предъявить претензии сторонам. Мы в данной ситуации руководствуемся морским правом, а не местными правилами.

Иногда эксперты отмечают, что контракт со Steel Mont плох низкой калорийностью угля, которую закупило "Укринтерэнерго". Почему рассматривались именно заданные параметры, а не более высокоэнергетическое сырье?

Если бы мы покупали уголь с более высокой калорийностью, мы бы получили около $20 в плюс к нынешней цене. Эта тысяча килокалорий стоит этих денег? Не уверен. У нас идет российский высококалорийный уголь, плюс есть еще некоторые украинские угли — можно шихтовать для достижения необходимых показателей и получается нормальное топливо. И это было доказано в процессе его использования.

Были ли проблемы со сжиганием угля на Трипольской и Змиевской станции? Говорят, приходилось поливать уголь мазутом, чтобы он горел. Это из-за его плохого качества?

Никаких проблем со сжиганием топлива не было. Мы специально нанимали институт, который разработал технологию сжигания южноафриканского угля и подобрал наиболее эффективные режимы его использования. В самом начале — на пилотной стадии эксплуатации данного угля, на станциях его сжигали в смеси с более высококалорийным российским углем.

Понятно, что это новый продукт, поэтому его сжигали сначала в пропорции 1:2, потом — 1:1, а впоследствии перешли на 100% использование угля из ЮАР без каких-либо сторонних добавок, и все было нормально. Думаю, лучшим показателем в данном случае являются склады электростанций — сейчас они пусты, что свидетельствует, что этот уголь сгорел без проблем.

Есть разные типы сделок — торгуют по золе и влаге, либо же по калорийности. Для нас калорийность — важный фактор, но выход летучих веществ для нас был более важен. Мы же покупали не концентрат, а рядовой уголь, необогащенный продукт.

Почему?

В ЮАР не так много обогатительных фабрик. После обогащения мы бы получили из 250 тыс. тонн около 60-70 тыс. тонн, потому что на обогащении мы бы получили уголь калорийностью в 6000+ ккал, но вот незадача: 5500 или 5200 ккал нам тоже подойдет для сжигания, с учетом российского угля. Процесс обогащения при этом стоит $12 на тонне без учета логистики.

Сейчас Украина может получить нового поставщика — Казахстан. Чем будет отличаться сырье из этой страны от углей из ЮАР?

Я не понимаю, зачем обсуждать вопрос импорта угля из Казахстана, если они смогут поставлять нам угли марки "СС" — слабоспекающиеся, а не антрацит? Содержание летучих веществ там в два раза превышает необходимые нам показатели. То же касается и Польши — их угли украинским станциям не подходят. В объемах, которые нам необходимы, мы можем покупать уголь в РФ, США, Австралии, Китае, ЮАР. Вьетнам — возможно, но у него действует 30% пошлина на экспорт угля, да и сейчас они нетто-импортер угля. Кроме того, поставка возможна только судами по 30-40 тысяч тонн из-за отсутствия глубоководных портов, что значительно удорожает фрахт и, как следствие, конечную цену продукта.

Однако по международным индексам сырье, которое вы закупали, стоит дешевле.

Украинский уголь традиционно стоил без дотаций $100 за тонну. Почему год назад никто не смотрел на международные индексы?

Контракт был подписан, диверсификация обеспечена. Если бы поставки продолжались, думаю, многих веерных отключений удалось бы избежать. Говорят — уголь плохой, не горит, не с чем его смешвать. Добавьте тогда немного газа — все равно это экономнее, чем переводить станции полностью на газ. Перевод на газ приведет к значительному удорожанию электроэнергии. А говорить, что смешивание для углей — это из-за плохого угля, то же самое, что говорить, что коктейль делают из-за того, что плохой ликер.

Поможет ли Украине импорт электроэнергии из РФ?

Отчасти это снимет проблему дефицита электроэнергии в системе, но не даст возможности избежать веерных отключений полностью. Учитывая дефицит мощности в энергосистеме Украины в 6 ГВт, импорт электроэнергии может снизить его до 4,5 ГВт. России интересно обеспечить экспорт для стабильности поставок в Крым. Так что политики в этом вопросе куда больше. Нам нужно покупать низколетучие антрациты где только возможно, чтобы обеспечить баланс электроэнергии в системе и пережить столько трудный для страны период.

Африка исключительно богата природными ископаемыми. Она является одним из главных поставщиков руд черных и цветных металлов для мировой металлургической промышленности. Континент может похвастаться залежами графита, месторождениями нефти и природного газа и относительно небольшими залежами угля.

И все же главным сокровищем Африки являются залежи золота и ювелирных алмазов. Кроме того, на материке есть залежи урановых руд, содержание урана в которых достигает 0,3%.

Особенности рельефа Африки и их влияние на месторождения полезных ископаемых

Процессы орудения недр Африканского континента происходили в докембрийский период, а также в начале палеозоя. А поскольку древний фундамент материковой платформы поднимался на поверхность в южных частях и в районе Экваториальной Африки, то именно там сосредоточены все важнейшие места залегания рудных ископаемых.

Метамофрозы в слоях древних архейских и протерозойских плит в различных районах материка привели к образованию залежей хромитов в Южной Родезии, медной руды в районе ЮАР, вольфрама и олова в Нигерии, а также графита на Мадагаскаре и марганца в Гане.


В результате протекания гидротермальных процессов в недрах материка на территории Западной Африки образовались залежи золота. Золотой рудой магматического происхождения богата ЮАР.

Африка столь богата алмазами, что даже один из видов алмазных трубок - кимберлит - получил название по имени африканской провинции Кимберли, где впервые была обнаружена трубка данного вида. Кимберлитовые трубки - это, так называемые, коренные месторождения алмазов, образованных из графита, который долгое время находился под давлением глубоко в пластах Земли (на глубине от 100 до 200 км), был модифицирован в алмаз и вынесен на поверхность магмой во время вулканических извержений.

Виды полезных ископаемых Африки


Горючие полезные ископаемые

Уголь (месторождения в ЮАР). Образуется из частей древних растений, является одним из важнейших энергетических ресурсов на сегодняшний день.

Нефть (месторождения в Ливии, Алжире и Нигерии). Относится к ископаемому топливу, имеет маслянистую жидкую структуру, состоит из углеводородов различной массы. Высоко ценится в мире.

Руды черных металлов

Марганцевые руды (месторождения в ЮАР). Используются в качестве добавки к железным сплавам для придания им твердости и прочности, для производства легированного чугуна и стали.

Хромитовые руды (месторождения в ЮАР). Из хромитов добывают хром, который является незаменимым компонентом нержавеющих и жаропрочных суперсплавов.

Титаномагнетиновые руды (месторождения в ЮАР). Руды, в состав которых входит ванадий - наиболее редкий черный металл. Используется для производства марочных сплавов стали и чугуна.

Руды цветных металлов

Алюминий (месторождения бокситов в Камеруне). Имеет широкое применение благодаря легкости, высокой тепло- и электропроводимости, устойчивости к коррозии. Самый распространенный металл в земной коре.

Медь (залежи в медном поясе Республики Конго и Замбии). Самый ценный среди цветных металлов. Используется в энерготехнической промышленности, в машиностроении, а также при производстве различных сплавов.

Свинец (ЮАР). Входит в состав таких минералов, как церуссит, галенит, англизит и др. Широко применяется в автомобильной, электротехнической, электронной и военной промышленности.

Никель (ЮАР). Используется для производства никилевой стали, в качестве покрытия различных металлических сплавов, при изготовлении монет и т.д. В земной коре представлен только в составе различных руд.

Кобальт (Республика Конго и Замбия). Используется для изготовления сплавов высокой прочности и при производстве мощных магнитов.

Олово. Большая часть олова добывается из минерала касситерита (оловянного камня). Металл безопасен, устойчив к коррозии и нетоксичен, поэтому применяется, в основном, в качестве покрытия.

Сурьма (Республика Конго). Содержится преимущественно в рудном минерале антимоните. Применяется для изготовления антипиренов - составов, понижающих горючесть различных материалов.

Руды благородных металлов

Золото (ЮАР). Драгоценный металл, используемый в ювелирной и других отраслях промышленности. Встречается в составе руды, а также в чистом виде в водных источниках.

Платина и платиноиды (ЮАР). Является наиболее редким и дорогостоящим среди драгоценных металлов. Ценится благодаря своей тугоплавкости, высокой стойкости к коррозии и окислению, большой прочности и электропроводимости.

Руды редких и радиоактивных металлов

На Африканском континенте имеются месторождения минеральных руд, из которых добывают ниобий (север Нигерии), тантал (Египет), цезий (Зимбабве и Намибия), радиоактивный уран (Намибия и ЮАР).

Алмазы

Самые известные среди драгоценных камней. Очень ценятся в качестве ювелирных украшений, а также имеют широкое применение в промышленности благодаря своей твердости.

Ресурсы и месторождения

Рассмотрим кратко наиболее крупные месторождения полезных ископаемых Африки. Континент считается ведущим поставщиком золота, платины и алмазов. Первое место в мире по добыче золота и платины принадлежит ЮАР (на 2011 год в стране было добыто 198 т золота и 151 т платины). Также крупные месторождения данных металлов находятся в Зимбабве, Гане, Республике Конго и Мали. Замбии принадлежит первенство по добыче меди в мире, также Замбия вместе с Конго ведут по месторождениям кобальта.

В недрах ЮАР сосредоточены бесценные запасы минералов: 91% мирового запаса марганцевых руд, 58% хромитовых руд и 50% залежей ванадия. В Камеруне находится 3,8% мирового запаса алюминия.

Наиболее богатые месторождения алмазов расположены в ЮАР, Зимбабве, Намибии и Анголе. Примечательно, что 100% алмазов, добываемых в Намибии, имеют ювелирную ценность.

Большие нефтяные месторождения есть в Алжире (15 место в мире), Ливии, Нигерии и Египте. Северное побережье континента богато железными, марганцевыми и свинцово-цинковыми рудами.

Из-за военных действий на Донбассе Украина столкнулась с угля, что привело к веерным в разных регионах страны. Чтобы покрыть дефицит, государство законтрактовало 1 млн тонн угля из ЮАР и ведет переговоры с поставщиками австралийского и новозеландского угля.

В сентябре был подписан первый контракт на поставку 1 млн тонн угля из ЮАР. Покупателем этого угля будет государственная компания Укринтерэнерго, которая на сегодня украинской электроэнергии в аннексированный Крым.

Компания уже объявила тендер на транспортировку 1 млн тонн угля. В тендерной документации говорится, что ежемесячно порты будут получать около 250 000 тонн угля из ЮАР. "Ожидаем 15-19 октября первые три судна. Придется переводить цену на условия DDP, чтобы продавец оплатил доставку, - рассказал 23 сентября журналистам глава Укринтерэнерго Владимир Зиневич. - Это, конечно же, будет дороже из-за НДС, но других вариантов у нас пока нет". Подробности контракта и поставщика африканского угля ни Минэнерго, ни Укринтерэнерго не раскрывают.

Чиновник в Минэнерго на правах анонимности сообщил ЛІГАБізнесІнформ , что контракт на поставку угля из ЮАР подписан с компанией Steel Mont Trading Ltd, зарегистрированной в Лондоне.

Steel Mont Trading с 1993 года торгует сталью, ферросплавами, строительными материалами, сельхозпродукцией. Представительства компании находятся в Украине, ОАЭ, Индии, Германии, Турции и России.

Глава Steel Mont Trading Хардип Берри подтвердил ЛІГАБізнесІнформ подписание контракта на поставку в Украину 1 млн тонн южноафриканского угля, но не стал раскрывать его подробности. "Сумма контракта на поставку южноафриканского угля составляет более $90 млн. Договор предусматривает поставку угольной продукции по $92-95 за тонну (без НДС) в порту на условиях DDP, - рассказал ЛІГАБізнесІнформ чиновник в Минэнерго. - Первое судно должно прийти в порт Южный через 10-15 дней".

"С учетом перевалки и транспортировки по железной дороге этот уголь обойдется для ТЭС в $107-109 за тонну без НДС", - говорит аналитик CASE Украина Евгений Дубогрыз.

В 2013 году Донбассэнерго покупала энергетический уголь по 695 гривен за тонну, что по старому курсу НБУ составляет $87.

Сейчас уголь из ЮАР можно купить и подешевле. "Спотовые цены на энергетический уголь из ЮАР с поставкой в ноябре сегодня составляют $73,5 за тонну, а с поставкой в октябре - $70 на условиях FOB (без уплаты пошлин и растаможки), - рассказывает Дубогрыз. - С учетом затрат на перевозку около $10 за тонну этот уголь может стоить в украинском порту около $80-83 за тонну без таможенных затрат и комиссии посредника".

Другие альтернативы

Поставок из ЮАР не хватит, чтобы обеспечить украинские ТЭС углем в отопительный период. Поэтому частные компании начали самостоятельно искать альтернативные источники поставок угля.

Еще в начале сентября энергогенерирующая компания Донбассэнерго (эксплуатирует Славянскую и Старобешевскую ТЭС) начала импорт угля из России. "Учитывая сложившуюся ситуацию, Донбассэнерго подписала контракт на поставку для нужд Старобешевской ТЭС 100 000 тонн угля марки "П" российского происхождения по цене $80 за тонну (без растаможки. - Ред. ), - говорится в сообщении Донбассэнерго. - Дополнительно компания прорабатывает возможность импорта в 100 000 тонн угля марки "П" из США по цене $100".

Крупнейший энергохолдинг Украины ДТЭК (25% в объеме производства электроэнергии в Украине) также начал поставлять уголь из России. С августа поставки идут на Криворожскую, Приднепровскую и Луганскую ТЭС.

"Эти объемы идут через Харьковскую область. Сейчас энергетический уголь можно купить в России по $70-75 в зависимости от качества, - рассказал ЛІГАБізнесІнформ
чиновник в Минэнерго. - А если покупать со склада, его стоимость составит и вовсе менее $50 за тонну".

Еще одним продавцом угля вполне может стать Австралия. Сейчас стоимость австралийского энергетического угля составляет менее $70 за тонну.

"Дефицит угля вполне можно закрыть за счет импортных поставок, - считает Дубогрыз. - Сейчас на мировом рынке профицит угля, что приводит к снижению цен на угольную продукцию".


Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2020)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (27.02 - 08.03.2020)
Таинственная земля Догонов


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите [email protected] или [email protected]

Africa Tur → Справочные материалы → ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА → Хозяйство ЮАР

Хозяйство ЮАР

ЮАР - индустриально-аграрная страна. На долю ЮАР приходится лишь 5% площади и 7% населения Африки, но более 40% всей промышленной продукции континента (по стоимости).

Многие десятилетия ведущую роль в южноафриканской экономике играла добыча полезных ископаемых. В годы второй мировой войны и после ее окончания быстро развивалась обрабатывающая промышленность, и в настоящее время по доле в совокупном общественном продукте эта отрасль прочно вышла на первое место. Но добыча полезных ископаемых попрежнему определяет особое место ЮАР среди развитых капиталистических государств, для которых страна играет роль поставщика золота, различного минерального сырья и горнопромышленных полуфабрикатов.

ЮАР ежегодно производит до 700- 800 т золота, на нее приходится около % его добычи в капиталистическом мире. Размещение добычи золота в стране существенно изменилось. Прежде почти все золото извлекалось из золотоносных конгломератов хребта Витватерсранд. Накануне и в годы второй мировой войны к востоку, западу и югозападу от старых золотопромышленных районов были разведаны новые крупные месторождения. С конца 40х - начала 50х годов стали действовать новые рудники, откуда и поступает теперь подавляющая часть золота. Но в целом из-за хищнической системы эксплуатации золотоносные месторождения в ЮАР все более и более истощаются.

Немаловажную роль в продлении жизни золотопромышленных предприятий в ЮАР играет извлечение урана, сопутствующего золоту в руде. Уже в 50х годах в ЮАР действовало 17 урановых заводов, и золотопромышленные компании получали огромные дополнительные прибыли. ЮАР и сегодня остается в числе ведущих в мире производителей урана.

По суммарному весу добываемых алмазов ЮАР находится на втором месте в капиталистическом мире после Республики Заир. Однако по стоимости продукции алмазов ЮАР занимает первое место, так как здесь добываются более крупные камни, идущие в ювелирное производство.

В стране два вида алмазных месторождений - россыпные (встречаются в речных долинах ЮАР) и коренные - основной источник алмазов. Коренные месторождения (кимберлитовые трубки) находятся в Трансваале, на югозападе Оранжевой провинции и в северной части Капской провинции. Несколько таких трубок имеется в городе Кимберли, давшем название этому типу алмазных месторождений.

На золото, уран и алмазы приходится свыше 60% стоимости всех добываемых в стране минеральных богатств. Заметное место в экспорте ЮАР занимают марганцевая руда, основной центр добычи которой - в Постмасбурге, и хромиты, добываемые на востоке и западе Трансвааля. С введением в эксплуатацию крупного меднорудного месторождения Пхалабор ва в северовосточной части Трансвааля все большее значение приобретает вывоз меди. Медная руда добывается также в Мессине (на крайнем севере Трансвааля) и на западе Капской провинции.

До начала 70х годов уголь и железную руду добывали главным образом для удовлетворения внутренних потребностей. В последние годы все более растет экспорт этих полезных ископаемых в страны Западной Европы и Японию. Основные угледобывающие районы расположены на севере Оранжевой провинции, в северной части Натала (месторождения Фрейхейд и Данди) и в Трансваале (бассейны Спрингс - Хейделберх, Эрмело - Брейтен и Витбанк - Мид делбург). Бассейн Витбанк - Миддел бург особенно важен благодаря высокому качеству угля и его большим запасам: на него приходится около 40% всей добычи угля в стране. Основные потребители его - крупные тепловые электростанции - расположены обычно в непосредственной близости от мест добычи, так что уголь из шахт нередко поступает прямо в бункера электростанций. В ЮАР более полутора десятков электростанций такого типа. Оми находятся в ведении государственной Комиссии по снабжению электричеством (ЭСКОМ) и производят свыше 4/5 всей электроэнергии в стране.

Железная руда встречается во многих районах, но наиболее крупные разведанные месторождения сосредоточены в Трансваале. В северозападной части этой провинции расположено основное из разрабатываемых месторождений - Та базимби, снабжающее сырьем заводы государственной Корпорации по производству чугуна и стали (ИСКОР). Второй по значению район добычи железных руд - месторождение Сайшен в Капской провинции недалеко от Постмасбурга.

Полезные ископаемые в стране добывают в основном на крупных рудниках и шахтах, которые требуют оснащения сложной техникой. В добывающей промышленности ЮАР трудится более 650 тыс. человек, 90% из них - африканцы. Повсеместно владельцы рудников не соблюдают даже элементарных норм техники безопасности, в результате чего рабочие трудятся в тяжелейших условиях. Ежегодно в забоях рудников горнопромышленных предприятий гибнет много людей.

Почти все горнорудные предприятия контролируются 8-10 крупными монополистическими объединениями, деятельность которых помимо ЮАР охватывает ряд других стран Африки. Предприятия южноафриканских горнопромышленных концернов разбросаны и в других частях света. Еще в конце прошлого века С. Родсом был основан концерн « Консо лидейтед голфилдс оф Саут Африка», который и сейчас играет важную роль в золотодобыче.

Капиталы действующего в ЮАР концерна « АнглоАмерикэн корпорейшн оф Саут Африка» (ААК) оцениваются более чем в 5 млрд. фунтов стерлингов. Принадлежащие концерну рудники в ЮАР дают около Уз всего золота, добываемого в капиталистическом мире, а филиал этой монополии - компания « Де Бирс консолидейтед майнз» почти всецело контролирует мировой капиталистический рынок алмазов. Группа ААК включает также многочисленные предприятия по добыче угля, медных, марганцевых, железных руд, компании, ведущие геологоразведочные работы, различные компании обрабатывающей промышленности, финансовые фирмы и т. д.

В контроле над горнодобывающей промышленностью ЮАР участвуют и другие монополии, как, например, « Англо Трансвааль консолидейтед», « Юнион корпорейшн», « Дженерал майнинг». Главные акционеры этих концернов и корпораций в большинстве случаев представители местной буржуазии европейского происхождения, в основном англичане, в меньшей степени - африканеры. Местная буржуазия действует в тесном сотрудничестве с монополистическими кругами стран Запада, от финансовой помощи и поддержки которых она находится в большой зависимости.

Важные позиции во всей экономике ЮАР, в том числе в горнодобывающей промышленности, занимает капитал Великобритании. Свои отделения и филиалы имеют здесь около 1000 английских фирм. Быстро растут инвестиции и других стран Западной Европы, США и Японии. В конце 1976 г. на долю стран ЕЭС приходилось 57,5% общей суммы иностранных капиталовложений в ЮАР, составлявшей 22,7 млрд. рандов (0 ,84ранда = 1 долл. США-июнь 1979г.).

В обрабатывающей промышленности ЮАР важное место занимает металлургия. В стране ежегодно выплавляется более 6 млн. т чугуна и свыше 6 млн. т стали. Растет также производство ферросплавов. Основная продукция черной металлургии поступает с двух крупных предприятий корпорации ИСКОР, расположенных в Претории и в Фандербейлпарке (провинция Трансвааль). Третий металлургический комбинат ИСКОР сооружен в Ньюкасле (провинция Натал). В районах меднорудных месторождений находятся несколько медеплавильных заводов. Производится также небольшое количество алюминия и цинка.

Быстро развиваются металлообработка и машиностроение. Предприятия, преимущественно в индустриальных центрах Южного Трансвааля и на севере Оранжевой провинции, выпускают некоторые виды горнопромышленного оборудования (шахтные подъемники, буровые установки и пр.), вагоны, сельскохозяйственную технику, подъемные краны, электромоторы, двигатели внутреннего сгорания, котлы, трубы, электрокабель, рельсы. Иностранным фирмам ( « Форд», « Дже нерал моторе», « Крайслер», « Фольксваген», « Тойота» и др.) принадлежат автосборочные предприятия, размещающиеся в основном в портовых городах - ПортЭлизабете, ИстЛондоне, Кейптауне.

Правящие круги приложили немало усилий к наращиванию военного потенциала ЮАР. С помощью империалистических монополий и правительств ряда стран Запада в 60е и 70е годы в ЮАР была создана и получила значительное развитие военная промышленность. В настоящее время в стране по лицензиям, приобретенным у некоторых французских, западногерманских, бельгийских, израильских и других фирм, производятся самолеты, ракеты, броневики, артиллерийские орудия и другое военное снаряжение. Есть достаточно оснований полагать, что в сентябре 1979 г. ЮАР провела взрыв атомного устройства.

Развитие химических производств в ЮАР связано с горнодобывающей промышленностью, потребляющей большое количество взрывчатых веществ и химических реагентов, а также с военным производством. Крупнейшие предприятия химической промышленности принадлежат компании « Африкен эксплозивс энд ке микл индастриз». Компания имеет в ЮАР несколько заводов, которые кроме взрывчатых веществ выпускают искусственные удобрения, кислоты и пр. Завод компании в Моддерфонтейне - одно из крупнейших в мире предприятий по производству взрывчатки.

Важную роль в химической промышленности ЮАР играет государственная Корпорация угля, нефти и газа (САСОЛ), специализирующаяся на производстве синтетической нефти из угля. На заводах и фабриках компании производятся многие химические продукты - синтетический каучук, лаки, краски, пластмассы и т. п. Мощности предприятий компании САСОЛ, которая уже сейчас обеспечивает У10 потребностей ЮАР в нефти, планируется значительно расширить в ближайшие годы. Крупнейшие в стране нефтеочистительные и нефтеперерабатывающие заводы в Дурбане и Кейптауне принадлежат англоголландской компании « Шелл» и американским монополиям « Мобил» и « Калтекс».

В руках иностранных монополий « Филлипс», « Сименс», « Стандард телефон энд кэйблз», « Плесси» и др. находятся также и появившиеся в последние 10-15 лет предприятия радиотехнической и радиоэлектронной аппаратуры - производство радиоприемников, сигнального оборудования и т. п.

Многочисленные предприятия пищевкусовой и легкой промышленности почти все работают на внутренний рынок. Экспортное значение имеет производство вин, фруктовых консервов, табака, сахара.

Как и во всех других отраслях хозяйства ЮАР, подавляющее большинство занятых в обрабатывающей промышленности - африканцы. На предприятиях этой отрасли в середине 70х годов работало свыше 1,5 млн. человек, из которых европейцев лишь немногим более 300 тыс. Политика апартеида определяет и оплату труда: белый получает заработную плату в несколько раз большую, чем африканец.

Развитию обрабатывающей промышленности правящие круги ЮАР придают особо важное значение. Они стремятся всячески форсировать экспорт готовой промышленной продукции в другие страны Африки, считая, что это позволит ЮАР укрепить свое политическое положение на Африканском континенте и влиять на политику независимых африканских государств. Однако большинство африканских стран не желают поддерживать никаких отношений с расистским правительством Претории.

Реакционная социальная политика cоподствующих кругов ЮАР тормозит развитие производительных сил страны.

Правительство приносит в жертву доктрине апартеида объективные потребности хозяйственного развития. Растущая промышленность требует закрепления трудовых кадров, необходимого для совершенствования рабочими навыков, повышения квалификации и в конечном счете для роста производительности труда. Между тем у африканского рабочего, живущего в городе или промышленном центре, нет никакой уверенности в том, что в любое время ему не будет приказано возвратиться в бантустан. Африканцу чрезвычайно трудно получить работу, требующую высокой профессиональной квалификации. Имеющееся же в стране белое население не может полностью обеспечить растущий спрос на квалифицированный труд.

Существование « цветного барьера» вызывает недовольство значительной части предпринимателей. Местные промышленные магнаты, как и иностранцы, владеющие акциями южноафриканских предприятий, считают, что устранение некоторых расовых ограничений принесло бы им дополнительные материальные выгоды. Они понимают, что африканцы могут выполнять работу любой сложности. Но при этом в соответствии с господствующими в стране расистскими порядками им можно платить меньше, чем белым. « Цветной барьер» длительное время нарушался владельцами фабрик и заводов, поручавшими африканцам выполнение полуквалифицированных, а иногда и квалифицированных работ.

Под давлением местных и иностранных предпринимателей, выступавших за более полное и рациональное использование трудовых ресурсов, а также из-за роста забастовочного движения африканских рабочих и непрекращающейся критики ЮАР в международных сферах, находящиеся у власти расисты стали искать пути « примирения» доктрины апартеида с нуждами экономического развития. В последние годы в политике « цветного барьера» появились значительные трещины. Правительство вынуждено разрешать предпринимателям использовать африканцев на некоторых полуквалифицированных и квалифицированных работах.

В сельском хозяйстве ЮАР существуют два типа производства: высокотоварные фермерские хозяйства белых и низкопро дуктивньге полунатуральные хозяйства африканцев в бантустанах, где 30% территории поражено сильной эрозией, 44% территории подвержено эрозии в несколько меньшей степени. Более 8 млн. африканцев, которые, согласно официальной статистике, живут в бантустанах, испытывают острый недостаток земель. Их земли не хватает ни под пастбища для скота, ни под посевы. Господствуют традиционные системы земледелия. Основным орудием возделывания земли, как и прежде, служит мотыга. В почву не вносится почти никаких удобрений. Урожайность сельскохозяйственных культур низкая. Сбор кукурузы, основного продукта питания африканцев, лишь наполовину покрывает потребности в зерне. Ежегодно сотни тысяч тонн зерна ввозится в бантустаны из районов хозяйств белых фермеров.

Большую роль в сельском хозяйстве играет животноводство. В ЮАР 12 млн. голов крупного рогатого скота, 38 млн. овец и около 5 млн. коз. Более 90% всех овец и около 60% крупного рогатого скота находится в собственности белых. Ферм белых более 110 тыс. Ведущей отраслью остается экстенсивное пастбищное животноводство, прежде всего овцеводство шерстного направления. По настригу шерсти ЮАР принадлежит одно из ведущих мест в капиталистическом мире. Овечья шерсть и кожи играют видную роль в экспорте страны.

Основные животноводческие районы размещаются на возвышенных засушливых плато внутренних частей страны. Крупный рогатый скот разводится также и на прибрежной равнине.

Значительная часть земель ЮАР малоплодородна и нуждается в постоянном внесении удобрений и орошении. В полеводстве используется около 14% сельскохозяйственных земель. На фермах белых широко применяются удобрения и техника; в их пользовании свыше 150 тыс. тракторов. Основные зерновые культуры, выращиваемые на фермах, - кукуруза, пшеница и сорго. Урожайность их из-за недостатка влаги низкая - в среднем 8-10 ц кукурузы и 5-6 ц пшеницы с 1 га. Сеют также ячмень, рожь, овес. Отдельные участки отведены под бобовые, картофель, овощи, арахис, табак. Провинция Натал и восточная часть Трансвааля - основные районы выращивания сахарного тростника. Наряду с сахаром видную роль в экспорте ЮАР играют виноград, яблоки, груши, персики, бананы, ананасы и цитрусовые. Их выращивают в различных местах прибрежной полосы, а также в северных и в северовосточных округах Трансвааля.

Основной межрайонный вид транспорта в ЮАР - железные дороги. Длина их - около 24 тыс. км (1978 г.). Главные железнодорожные магистрали протянулись от портовых городов к промышленным районам Трансвааля с центром в Йоханнесбурге. Электрифицирована У5 железных дорог. С соседними странами ЮАР связана несколькими железнодорожными линиями. Одна из них ведет в Намибию, другая - в Ботсвану и Зимбабве, третья соединяет Йоханнесбург с мозамбикским портом Мапуту.

Длина автомобильных дорог с твердым покрытием - 7,7 тыс. км. Их направления в основном совпадают с направлениями главных железнодорожных магистралей. Морской транспорт играет основную роль в обслуживании экономических связей с другими странами. Несмотря на это, страна практически не имеет собственного флота. Зато в ее порты ежегодно заходят тысячи иностранных судов, привозящих в ЮАР пассажиров и грузы или огибающих южную оконечность Африки. Общая протяженность причалов портов Кейптауна, Дурбана, ПортЭлиза бета и ИстЛондона превышает 21 км. С каждым годом все более заметную роль во внешних связях ЮАР играет авиационный транспорт. В стране два международных аэропорта. Регулярными рейсами ЮАР связана с Лондоном и другими западноевропейскими столицами, а также с США, Австралией, Аргентиной и странами ЮгоВосточной Азии. Поддерживается воздушное сообщение со странами Африки - Зимбабве, Мозамбиком, Лесото, Ботсваной, Свазилендом, Намибией, Малави, Маврикием. Внутренние рейсы связывают Йоханнесбург и Кейптаун с другими крупными городами страны.



Похожие статьи