Вывод о ресурсообеспеченности различных стран углем. Урок-практикум на тему: «География мировых природных ресурсов


10 класс

Практическая работа

1 вариант .

Цель работы

Ход работы : 1. По предложенной таблице 1 определите размеры запасов нефти , газа и угля для всего мира и отдельных его районов.

2. По таблице 4 стр. 126 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) данных видов ресурсов.

3. Определите показатель ресурсообеспеченности (результат покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления) и ответ оформите в виде таблицы 2.

4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность».

5. Сделайте вывод по таблицам (где размещена их большая часть, на сколько лет хватит).

Таблица 1.


Вид полезных ископаемых

Весь мир

В том числе

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Африка

Америка

Австралия и Океания

Нефть, млрд т

166

3,1

117,1

10,4

26,2

0,3

Природный газ, трлн м 3

9,6

14,0


Уголь, млрд т

1239

317

345

72

422

83

Таблица 2.


Территория

Вид топлива

На сколько лет хватит (примерный прогноз)

Весь мир

Нефть

Природный газ

Уголь


Зарубежная Европа

Нефть

Природный газ

Уголь


Зарубежная

Азия


Нефть

Природный газ

Уголь

Африка


Нефть

Природный газ

Уголь

Америка


Нефть

Природный газ

Уголь


Австралия и Океания

Нефть

Природный газ

Уголь

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».

3 вариант .

Цель работы : 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.

Ход работы: 1.По предложенным таблицам определите размеры запасов нефти и природного газа для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.

2. По текстовым картам 24, 26 стр.127-128 учебника определите размеры годовой добычи этих видов ресурсов в указанных странах.

3. Определите ресурсообеспеченность и результат оформите в виде таблиц: (смотри ниже).

4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность»



Страна

Запасы

(млрд. тонн)


Добыча

(млн. тонн)


Ресурсообеспеченность

(в годах)


нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

394

3541

4700

906

Россия

6,7

200

71,0

304

281

107

Германия

0,2

111

2,9

12

249

0

Китай

3,9

272

40,0

160

1341

170

Саудовская Аравия

35,5

0

0

404

0

0

Индия

0,6

29

19,3

36

282

60

США

3,0

445

25,4

402

937

58

Канада

0,7

50

25,3

126

73

42

Бразилия

0,7

12

49,3

61

29

162

ЮАР

0

130

9,4

0

206

33

Австралия

0,2

90

23,4

29

243

112

  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах),

З – запасы,

Д – добыча;


  1. выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья ;

  2. сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.


Страна

Запасы

(млрд. тонн)


Население

(млн. человек)


Ресурсообеспеченность

(тонн на душу населения)


нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

394

6015

Россия

6,7

200

71,0

145

Германия

0,2

111

2,9

82

Китай

3,9

272

40,0

1275

Саудовская Аравия

35,5

0

0

20

Индия

0,6

29

19,3

1015

США

3,0

445

25,4

280

Канада

0,7

50

25,3

31

Бразилия

0,7

12

49,3

173

ЮАР

0

130

9,4

42

Австралия

0,2

90

23,4

19

  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов , вычисления сделать по формуле:
Р = З/Н, где

Р – ресурсообеспеченность в годах,

З – запасы,

Н – численность населения страны.


  1. Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

  2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Вариант 3 . Сравнительная оценка обеспеченности различными видами ресурсов отдельных стран мира .

  1. используя карты атласа (стр. 4 - 9) и текст учебника Максаковского В.П. (стр. 26 - 37), заполните таблицу, отмечая знаком l - полную обеспеченность, w - частичную обеспеченность и знаком О - отсутствие или острую нехватку данного ресурса.
Обеспеченность отдельных стран некоторыми видами природных ресурсов.

Страна

Виды ресурсов

Минеральные

водные

Биологические

климатические

геотермальные

рекреационные

топливные

рудные

нерудные

лесные

рыбные

Россия

Швеция

Германия

Испания

Япония

ОАЭ

Таиланд

Ливия

ЮАР

США

Бразилия

Австралия

  1. сделайте вывод об обеспеченности этих стран отдельными видами природных ресурсов.

Предварительный просмотр:

Практическая работа

(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).

Пояснительная записка

Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.

Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.

Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.

Задачи , решаемые в ходе проведения практической работы:

  • обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;
  • развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.
  • воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.

В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.

На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.

В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.

Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:

  • Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.
  • В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
  • О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007
  • Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru

Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1 вариант

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

Россия

Ирак

15,1

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Россия

881,9

Бразилия

Австралия

Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?

3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.

Регион

Коммунальные нужды, %

Промышленность, %

Сельское хозяйство, %

Европа

15,2

52, 4

32, 4

Россия

17,0

54,0

22,0

Африка

84,1

Азия и Тихоокеанский регион

11,4

81,3

Северная Америка

13,3

48,0

38.7

Латинская Америка и Карибский регион

19,0

10.3

70,7

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

2 вариант

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Россия

США

25,4

Бразилия

49,3

Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

Страна

Площадь пашни, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Австралия

Канада

45,8

Бразилия

57,6

Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?

3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?

Выполнение практической работы

1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

81,36

Россия

57,14

Ирак

15,1

116,15

Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .

В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления .

2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран (по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = . Они получают следующие данные:

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Россия

881,9

142,9

Бразилия

186,1

Австралия

20,3

Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий . В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).

б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним - и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.

Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.


Природные ресурсы - компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.

Потребность человека в различных видах природных ресурсов неодинакова. Например, без кислорода человек не может прожить и нескольких минут, в то время как без урана он обходился тысячелетиями.

Современная промышленность потребляет огромное количество сырья. Его стоимость в суммарных затратах на производство промышленной продукции составляет около 75 %.

Многие природные ресурсы (прежде всего: нефть, газ, уголь) постепенно оскудевают (это факт печальный). Но, во-первых, они ещё не только неисчерпаны, но и разведаны далеко не полностью. Во-вторых, добываемые природные ресурсы всё ещё используются малоэффективно. В-третьих, открытия в промышленной сфере ближайшего будущего предугадать трудно (новые конструкционные материалы и т.п.).

Существуют разные подходы к классификации природных ресурсов:

По происхождению выделяют:

1) минеральные;

2) водные;

3) ресурсы Мирового океана;

4) земельные;

5) биологические;

6) климатические;

7) космические ресурсы.

По исчерпаемости подразделяют на:

1) исчерпаемые:

а) возобновимые (биологические, земельные, водные);

б) невозобновимые (минеральные);

2) неисчерпаемые (климатические, энергия текущей воды, солнца, ветра).

По способу использования:

а) агроклиматические;

б) энергетические;

в) рекреационные и т.п.

Размещение природных ресурсов по планете неравномерно. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа, Андские страны - медных и полиметаллических руд, страны экваториальной Африки - ценной древесиной и т.д.

В мире есть несколько государств, имеющих практически все виды природных ресурсов. Это Россия, США и КНР (Китай).

Многие страны обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов: Габон - марганца, Кувейт - нефть и т.д.

Нет ни одной страны в мире, которая не обладала бы теми или иными ресурсами.

Наличие природных ресурсов может помочь в экономическом развитии стран, хотя возможности их использования есть не у всех. И наоборот, бедность природными ресурсами - это не показатель бедности страны (например, Япония).

Национальное богатство страны измеряется прежде всего людьми, их опытом и трудолюбием и т.д.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения.

Оценить обеспеченность страны определённым видом природных ресурсов можно двумя способами:

1) разделить размеры запасов данного ресурса на современный объём его добычи в год и в результате получить количество лет, на которые должно хватить данного ресурса;

2) разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать таким образом, какое количество этого ресурса приходится на душу населения.


Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.
Сделать выводы
Подобный материал:
  • Урок №3 10 класс Тема: Виды природных ресурсов Земли. Минеральные ресурсы. Ресурсообеспеченность , 70.32kb.
  • За курс 9 класса билет , 42.57kb.
  • Классификация природных ресурсов , 88.14kb.
  • Направления интересов бизнес-сообщества республики беларусь, потенциально возможные , 17.01kb.
  • Промышленный комплекс. Агропромышленный комплекс. Строительный комплекс. Транспорт , 35.7kb.
  • Одными ресурсами, и Россия в их числе, в процессе перехода к рынку достигли меньших , 255.42kb.
  • Методические подходы к экономической оценке природно-ресурсного потенциала Красноярского , 2188.46kb.
  • Экономическая оценка природных ресурсов как фактор повышения инвестиционной привлекательности , 359.56kb.
  • Использование современных информационно-коммуникационных технологий при проведении , 62.15kb.
  • Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации города Новокузнецка , 2195.48kb.
Тема: ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ.

ОЦЕНКА РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ СТРАНЫ.

Цели и задачи: познакомить с понятиями «географ.среда», «ресурсообеспеченность» видами природных ресурсов и делением их на группы. Научить

Давать общую и сравнительную оценку обеспеченности мира и

Отдельных его регионов различными видами минеральных ресурсов,

Производить расчеты такой обеспеченности.

  1. Изучение нового материала.

Природные ресурсы – компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или м.б. использованы в качестве средств производства и предметов потребления. Природные ресурсы – категория историческая, связанная с изменением потребностей и возможностей общества, развитием науки и техники на разных исторических этапах.

Н-р, в эпоху НТР резко возросло значение руд цветных металлов и энергетических ресурсов.

По происхождению выделяют : минеральные, водные, ресурсы Мирового океана, земельные, биологические, климатические, космические.

По исчерпаемости

Исчерпаемые – возобновимые (биологические, земельные, водные);

невозобновимые (минеральные); частично возобновимые (почвенные);

неисчерпаемые – климатические, энергия текучей воды, солнца, ветра и т.п.

По способу использования : агроклиматические, энергетические, рекреационные и т.д.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается запасами из расчета на душу населения или количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса при современных темпах добычи или использования.

Оценить обеспеченность страны определенным видом природных ресурсов можно двумя способами:

1) разделить размеры запасов данного ресурса на современный объем добычи в год и получить количество лет, на которые данного ресурса должно хватить.

2) разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать, какое количество данного ресурса приходится на душу населения. Сделать выводы.

Существуют заметные различия не только между странами, но и регионами. Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа, Андские страны – медных и полиметаллических руд. РФ, США и КНР – практически обладают всеми видами пр.ресурсов. Высокообеспеченными являются: Индия, Бразилия, Австралия. Многие страны обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт – нефти, Марокко – фосфоритов.

  1. Закрепление.
  • что такое природные ресурсы, на какие группы они подразделяются?
  • Что называется ресурсообеспеченностью, в каких единицах она измеряется?
  • Какие природные ресурсы относятся к ресурсам Мирового океана? Какие из них используются наиболее интенсивно?
  • Приведите примеры стран с богатой ресурсной базой и с ограниченной ресурсной базой. Имеется ли связь между ресурсным потенциалом страны и уровнем ее развития? Обоснуйте свой ответ.

3. Выполнить практическую работу.

Практическая работа №1

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.


Страны

Запасы, млрд. тонн

Добыча, млн. тонн

годы

Вариант 1 (нефть)

Россия

Великобритания

Венесуэла

Саудовская Аравия


7,5

51,5

Вариант 2 (каменный уголь)

СНГ

Германия

Австралия


280

700

Сделать выводы о ресурсообеспеченности этих стран данным видом полезных ископаемых

3. Задание на дом: тема 2, параграф 2


Страны

Запасы, млрд. тонн

Добыча, млн. тонн

годы

Вариант 1 (нефть)

Россия

Великобритания

Венесуэла

Саудовская Аравия


7,5

51,5

14

Вариант 2 (каменный уголь)

СНГ

Германия

Австралия


280

700

400

Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы

Цели и задачи

дать понятие «ресурсообеспеченность»; сформировать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми; формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира; развивать умения и навыки работы с картами и текстом.

Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполнитете практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.

Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Неисчерпаемые ресурсы - это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Земле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.

Другая группа ресурсов - исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относятся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ресурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лесные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.

Вопрос: Вспомните, как можно восстановить эти ресурсы? (Земельные - с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий - заповедников, заказников, национальных парков.)

Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова.

Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? (Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Её можно выразить количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.)

На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы относятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно растет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.

II. Практическая работа

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные таблицы:

Запасы угля (в млрд. т)

Добыча (в млн. т)

Австралия

Великобритания

Казахстан

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.

Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспеченность углем в целомзначительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля - развитые страны. Самые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.

Задание № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью используя данные таблиц учебника (блок № 7) и таблицы 3 приложения. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

Запасы нефти (в млрд. т)

Добыча (в млн. т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Саудовская Аравия

Венесуэла

Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

Задание № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные таблицы приложения № 4 и данные блока № 7.

Запасы газа (в трлн. м3)

Добыча газа (в млрд. м3)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Нидерланды

Саудовская Аравия

Венесуэла

Норвегия

Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Страны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

Задание № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов топливными ресурсами, используя данные таблицы № 4 и таблицы № 1 (блок 2).

Запасы топлива

Добыча топлива

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Нефть (мир в целом)

140 млрд. т

3450 млн. т

Уголь (мир в целом)

1100 млрд. т

4625 млн. т

Природный газ (мир в целом)

150 трлн. м3

220 млрд. м3

Природный газ (Зарубежная Европа)

5,6 трлн. м3

270 млрд. т

Природный газ (Зарубежная Азия)

59,0 трлн. м3

330 млрд. т

Нефть (Зарубежная Европа)

2,5 млрд. т

Нефть (Зарубежная Азия)

98,0 млрд. т

1370 млн. т

Нефть (СНГ)

9,0 млрд. т

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливными ресурсами.

Вывод: Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неодинакова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углем. Ресурсообеспеченность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более высокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке человечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.

Учитель: Вспомните, какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чехлах платформ, а рудные - в фундаментах платформ и в складчатых областях.)

Рассмотрим ресурсообеспеченность стран и регионов рудами. Наиболее используемые руды - железные, медные, алюминиевые, оловянные.

Задание № 5. Используя данные блока 8, таблицы 5 (учитель может привести данные таблицы), сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран железной рудой. Какие страны имеют самые крупные запасы железной руды и самую большую ресурсообеспеченность?

Запасы, млрд. т

Добыча, млн. т (на 2000 год)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Бразилия

Австралия

Казахстан

Вывод: Все страны, имеющие крупные запасы железной руды, являются странами - гигантами по площади. Первые три места по запасам железной руды занимают Россия, Украина, Бразилия. По добыче железной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия. По ресурсообеспеченности лидируют Россия, Казахстан, Канада, Украина, США. Ресурсообеспеченность зависит не только от запасов руды, но и от объема его добычи. Индия и Канада имеют практически одинаковые запасы железной руды, но в Индии добыча руды ведется в 2 раза интенсивнее, чем в Канаде, следовательно, и ресурсообеспеченность Индии данным ископаемым в 2 раза ниже Канады.

Задание № 6. Изучите карту «Минеральные ресурсы» и определите наиболее обеспеченные различными ресурсами пояса и страны мира.

Учитель: Бокситы - полезное ископаемое, которое является основным алюминиевым сырьем, состоящим из гидроокислов алюминия. Главные месторождения бокситов находятся в Европе (Средиземноморская провинция), в Африке (Гвинейская), в Латинской Америке (Карибская) и в Австралии. Наибольшими запасами бокситов обладают Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, Индия, Китай, Гайана, Суринам.

Уран широко распространен в земной коре. Его месторождения находятся в 44-х странах мира. Первое место по запасам урана занимает Австралия. Второе место занимает Казахстан. Третье место - Канада. На долю этих стран приходится 45% мировых запасов урана.

Оловянные руды залегают в поясах: в Восточной и Юго-Восточной Азии и в Южной Америке (Боливия).

Медные руды залегают в Центральной Африке (Замбия, Заир) и в Андских странах (Чили, Перу).

Задание № 7. Земельные ресурсы. Прочитайте текст учебника (с. 29, 32). Ответьте на вопросы:

1. Какова структура мирового земельного фонда? (рис. 6) (Большая часть земельного фонда занята лесами и кустарниками - около 32%, 28% занимают малопродуктивные и непродуктивные земли а на долю лугов и пастбищ приходится около 26%, 11% занимают пашни, 3% - населенные пункты.)

2. Какие земли представляют наибольшую ценность? (Обрабатываемые земли - пашни)

3. В каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель? (Блесной, степной и лесостепной зонах.)

4. Какова доля пашни в земельном фонде планеты? (Около 11%.)

5. Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты? (Два процесса: расширение площади обрабатываемых земель и истощение земель.)

6. В чем заключается истощение земель? (Земли съедает эрозия, засоление, заболачивание, опустынивание.)

7. Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно уменьшается? (В результате процессов опустынивания, деградации, эрозии, застройки - жилой, промышленной, транспортной.)

8. Используя рис. 7, блок 3, определите среднемировой уровень обеспеченности пашней на душу населения. (0,23 га на душу.)

9. Выясните, какие страны имеют наибольшую и наименьшую обеспеченность пашней? (Наиболее обеспечены пашней страны, имеющие большую площадь, но немногочисленное население: Австралия, Канада, Россия, Аргентина. Наименьшую обеспеченность пашней имеют страны, имеющие небольшую площадь, многочисленное население, страны с пустынным климатом, где обрабатываемые земли ограничены орошаемыми участками.)

III. Вопросы для закрепления

1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

2. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?

3. Какие страны наиболее обеспечены нефтью?

4. Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.

5. Где на земле находятся рудные пояса?

6. Какими рудами богата Юго-Восточная Азия?

7. Где находятся «медные пояса»?

8. В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?

9. Каким топливом мир наиболее обеспечен? {Уголь, газ.)

10. Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям - «вглубь» и «вширь»?

2. Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.

3. Подготовить сообщение на одну из тем:

1. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.

2. Биологические ресурсы планеты.

3. Ресурсы мирового океана.

4. Рекреационные ресурсы.

5. Климатические и космические ресурсы.



Похожие статьи