Страховой консультант. Страховой консультант Такие временные интервалы выбраны по двум причинам

СТРАХОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

СТРАХОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

обязанность страховщика выплачивать страхователю страховое возмещение или страховую сумму в случае наступления предусмотренного условиями договора страхового события.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "СТРАХОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ" в других словарях:

    Страховая ответственность - (insurance liability) обязанность страховщика выплатить страховое возмещение (в имущественном страховании) или страховую сумму (в личном страховании) в случае наступления страхового случая … Экономико-математический словарь

    СТРАХОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Юридическая энциклопедия

    Обязанность страховщика выплатить страхователю страховое возмещение или страховую сумму в случае наступления предусмотренного условиями договора страхового случая …

    страховая ответственность - обязанность страховщика выплачивать страхователю страховое возмещение или страховую сумму в случае наступления предусмотренного условиями договора страхового события … Словарь экономических терминов

    Обязанность страховщика выплатить страховую сумму или страховое возмещение, устанавливается законом или договором страхования. Характеризуется определенным объемом страховой ответственности. Стоимостное выражение страховой ответственности… … Словарь бизнес-терминов

    - (см. СТРАХОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОГРАНИЧЕННАЯ - Предусмотренное условиями отдельных видов страхования и, как правило, заложенное в тарифах ограничение выплат страхового возмещения и страховых сумм с целью обеспечения необходимой финансовой устойчивости страховых операций. Связана с решением… … Экономика и страхование: Энциклопедический словарь

    - (СМО) юридическое лицо, осуществляющее медицинское страхование и имеющее на это соответствующую лицензию. В России, согласно действующему законодательству, основными задачами СМО являются организация и финансирование медицинской помощи… … Википедия

    Страховая компания "Восхождение" - ЗАО Страховая компания Восхождение осуществляла свою деятельность на основании лицензии от 25 ноября 2009 года. На рынке страховых услуг компания работала с 2002 года. По состоянию на конец июня 2014 года, компания имела лицензию на осуществление … Энциклопедия ньюсмейкеров

    СТРАХОВАЯ ОГОВОРКА - условие договора страхования, которое регламентирует действие и ответственность его участников в нестандартных ситуациях. При страховании, например, грузов «от всех видов риска» страховой договор содержит 14 оговорок. тж. ОГОВОРКА … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Чем профессиональная этика отличается от человеческой? , Андрей Бабицкий , Екатерина Кронгауз и Андрей Бабицкий обсуждают, применимы ли к художникам и их искусству те же этические законы, что и ко всем остальным: несут ли ответственность режиссеры-документалисты и… Категория:

Компенсационные выплаты при использовании страхования рассматриваемого типа выплачиваются, только если это оговорено в заключенном ранее договоре, либо регламентируется действующим законодательством. Если возникает какая-либо конфликтная ситуация, то суд всегда руководствуется действующими нормами закона.

При страховании ответственности третьей стороной могут быть любые, но оговоренные заранее в заключаемом договоре лица.

Важной особенностью услуги рассматриваемого типа является отсутствие заранее обозначенной страховой компенсационной суммы, а также физического объекта или конкретного лица, которому должна быть выплачена компенсация при наступлении страхового случая.

Величина страховой компенсации определяется только при наступлении страхового случая – нанесения вреда третьим лицам. Размер компенсации устанавливается после проведения независимой экспертизы в соответствующей компании.

На сегодняшний день при помощи услуги под названием «страхование ответственности» можно застраховать:

  • кредиты;
  • ответственность владельцев транспортных средств;
  • профессиональную ответственность (врача или аудитора, нотариуса, адвоката).

Наиболее популярна на сегодняшний день ответственность предпринимателя.

Она включает в себя довольно большой перечень самых разнообразных рисков:

  • ответственность перед работниками;
  • ответственность перед экологическими контролирующими органами.

При страховании кредита услугой рассматриваемого типа можно застраховать:

  • непогашение кредитного займа по обоснованным причинам (утеря трудоспособности);
  • ответственность заемщика за непогашение кредита.

Законодательная база

Законодательной базой для организации страхового дела, конкретизирующей страхование ответственности различного рода, является Федеральный закон .

Он включает в себя следующие разделы:

  • «Общие положения»;
  • «Договор страхования»;
  • «Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков»;
  • «Государственный надзор за деятельностью субъектов»;
  • «Заключительные положения».

Данный федеральный закон максимально полно отражает все возможные аспекты и важные моменты страховой услуги рассматриваемого типа. Данный закон подвергался редактированию 10.12.2003 .

В разделе общие положения освещаются термины, используемые в сфере страхования. Обозначаются объекты и субъекты страхового процесса, фигурирующие в договоре страхования. Перечисляются условия и порядок осуществления страховой деятельности. Обозначаются участники отношений, регулируемых законом №172-ФЗ.

Раздел под названием «Договор страхования» исключен. Основание к этому является Федеральный закон от 31.12.1997 г.

Ранее в нем освещался формат заключаемого страхового соглашения. На данный момент договора составляются страховщикам на свое усмотрение.

Единственным важным условием является необходимость соблюдения прав страхователей. При наличии пунктов, ущемляющих права, договор страхования может быть признан судом не действительным частично или полностью.

«Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков» подразумевает обеспечение экономически обоснованных тарифов. Также гарантом эффективности является Федеральный закон от 29.11.2007 г. «Государственный надзор за деятельностью субъектов» подразумевает контроль со стороны исполнительных и законодательных органов. Данный момент также подкрепляется действием Федерального закона №172-ФЗ от 10.12.2003 г.

Раздел под названием «Заключительные положения» включает в себя всего три статьи. Они освещают:

  • страхование лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации;
  • порядок рассмотрения споров;
  • международные договоры.

Согласно рассматриваемому закону, лица без гражданства или же юридические лица, не являющиеся резидентами Российской Федерации, имеют право на заключение договора страхования ответственности.

Порядок рассмотрения споров на сегодняшний день регламентируется Федеральным законом от 21.07.2005 г.

Всевозможные конфликтные ситуации рассматриваются в следующих инстанциях:

  • в арбитражном суде;
  • в третейском суде.

Также в качестве законодательной базы, касающейся страхования ответственности, выступают статьи Гражданского кодекса РФ и Налогового кодекса РФ.

Обязательное и добровольное

Страхование ответственности на сегодняшний день может быть как добровольным, так и обязательным. Данный момент максимально подробно освещается в комментариях к Гражданского кодекса Российской Федерации. На данный момент перечень случаев, в которых страхование ответственности является обязательным, перечислен в ГК РФ.

Добровольным страхование является в том случае, когда причиной заключения договора является свободное волеизъявление обоих участников соглашения:

  • страхователя;
  • страховщика.

Также важно обязательно помнить, что помимо обязательно и добровольной формы страхования существует ещё три формы аналогичные правовые формы. В них также осуществляется страхование ответственности.

Обязательное страхование возникает в некоторых случаях, когда требуется осуществление некоторого действия, подразумевающего высокую вероятность наступления страхового риска, могущего нести серьезный вред третьему лицу.

Важной особенностью обязательного страхования является исключение возможности заключения соответствующего соглашения без предварительного свободного изъявления воли сторон.

Проблемы

Несмотря на достаточно длительное существование законодательных норм и непосредственно рынка страхования, до сих пор существует довольно большое количество самых разных проблем.

В первую очередь все проблемы связаны:

  • с отсутствием детально проработанной законодательной базы;
  • с отсутствием четко обозначенных лимитов ответственности.

Ещё одной важной проблемой является юридическая безграмотность и порой просто обычная халатность страховых компаний.

Очень часто после получения лицензии на ведение страховой деятельности, СК начинают вести свою деятельность, не задумываясь о границах собственной правоспособности. И зачастую попросту забывают, какие действия допустимы в конкретном случае, а каких стоит избегать любыми возможными способами.

Правила страхования были разработаны задолго до вступления в силу гл. №48 ГК РФ. Согласно ей страхование ответственности за невозврат кредитных займов запрещено.

Разрешается оно только в отдельных, предусмотренных законодательством случаях. Юридические отделы некоторых страховых компаний попросту не вникают в подобные нюансы.

Это ведет к возникновению серьезных проблем при наступлении страхового случая. Также в действующем законодательстве встречаются иные подобные несостыковки.

Аналогичная ситуация возникает при страховании ответственности за нанесение морального вреда. Согласно ст. №929 ГК РФ, можно страховать ответственность за нанесение вреда жизни, здоровью или имуществу.

Отличия от имущественного

Имущественное страхование достаточно подробно освещается в действующем законодательстве — в ГК РФ «Договор имущественного страхования».

Согласно ему, данное соглашение может защитить от следующих рисков:

  • недостача, утрата или же гибель имущества;
  • ответственность, возникающая в результате причинения вреда здоровью или же жизни третьих лиц;
  • возникновение убытков по вине страхователя.

Договор страхования ответственности, в отличие от обычного имущественного страхования, подразумевает большее число рисков. Именно поэтому данная услуга пользуется большей популярностью у различного рода крупных организаций и иных юридических лиц.

Какие компании предоставляют данную услугу

На сегодняшний день страхование ответственности предоставляет довольно ограниченным перечнем СК. Так как данная услуга связана с большим количеством различных сложных юридических аспектов.

Судебная практика по вопросам страхования ответственности ещё недостаточно велика для предсказания исходов возможных дел.

Наиболее надежными страхованными компаниями, предоставляющими услуги рассматриваемого типа, на сегодняшний день являются:

  • «Ингосстрах»;
  • «Росгосстрах»;
  • «ВТБ-Страхование»;
  • «Альфа Страхование»;
  • «Мегарус-Д»;
  • «ВСК».

Каждая имеет как свои достоинства, так и недостатки. Несмотря на это, все перечисленные выше организации имеют класс надежности «А++». Ежегодные выплаты по страховым случаям в некоторых регионах порой достигают нескольких сотен миллионов рублей. Это как ничто другое говорит о большой вероятности получения страховой выплаты при наступлении страхового случая.

Страхование ответственности в Росгосстрах

Компания «Росгосстрах» на сегодняшний день является одной из самых надежных СК. Она позволяет осуществить страхование ответственности на довольно выгодных условиях.

Объем страхового покрытия достаточно обширен. Он включает в себя:

  • причинение вреда имуществу третьих лиц;
  • причинение вреда здоровью или жизни.

Величина страховой премии зависит от большого количества самых разных факторов:

  • региона;
  • длительности действия страхового договора;
  • особенностей деятельности страхователя;
  • объемов деятельности.

Получатели страхового возмещения предварительного оговариваются в заключаемом договоре. Важным достоинством предоставляемых в Росгосстрахе услуг является возможность страхования профессиональной деятельности. На сегодняшний день данная СК предоставляет наиболее выгодные условия.

Несмотря на наличие большого количества различных проблем, страхование ответственности становится все более распространенным. Причем пользуются данной услугой не только юридические лица, но также физические.

Видео: Страхование ответственности нотариуса

Страхование особо опасных объектов сегодня является обязательным для владельцев, а также организаций, занимающихся их эксплуатацией. Данный момент закреплен на законодательном уровне. Именно поэтому сегодня очень большое количество страховых компаний предоставляют данную услугу своим клиентам. Что это такое Опасный...

Нотариус является тем лицом, от правильности действий которого зависят судьбы, а также имущественные и неимущественные отношения лиц, которые к нему обращаются. Каждая описка в документе, который составляет нотариус, обходится дорого не только ему самому, но клиентам. Именно поэтому проводится страхование профессиональной...

Договорные отношения сегодня проникли практически во все сферы жизни. Пункты соглашений, которые предполагают ответственность, за нарушение его условий являются недостаточной гарантией для сторон, заключивших его. Именно поэтому проводится страхование ответственности за неисполнение обязательств. Оно гарантирует...

Туристические поездки всегда связаны с рядом личных, а также имущественных рисков. Посетители жарких страх рискуют обзавестись опасным заболеванием, потерять собственный багаж. Риски непредоставления или неполного предоставления услуг, которые предлагает компания в конкретном продукте являются наиболее...

Уже достаточно судебная практика показала, что в разбирательствах при банкротстве управляющие с определенной регулярностью причиняют ущерб сторонам в виде убытков в крупных размерах. Это может происходить по недосмотру, из невнимательности специалиста или из ряда других причин, приводящим к таким фатальным ошибкам, что...

Ответственность арендатора – это те обязательства, которые направлены на обещание арендодателю содержать в порядке и следить за помещением, которое арендуется, а также обеспечение максимальной его сохранности. Арендатор берет на себя ответственность за сохранение помещения, которым временно пользуется. Однако случаи в...

По общепринятым правилам неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, касающихся перевозки грузов влечет к ответственности лиц, взявших на себя обязательство. Данное положение закреплено статьей 747 Гражданского кодекса, другими видами законодательных актов, соглашением сторон, если законодательством или...

Одно из основных обязательств застройщика – передать в срок долевым собственникам по договору объект соглашения. Объектом выступают жилые помещения, которые один из контрагентов берется построить. Исполнение обязательств по передаче жилых помещений может гарантироваться страхованием ответственности застройщика. Какие...

Страховые случаи, понятия, законы и значение гражданского страхования стоит отдельного внимания. Важно не просто понимать, что отражает своим содержанием договор страхования гражданской ответственности (ГО), но также различать особенности, которые присущи тому или иному страховому случаю или виду страхования. Кроме этого...

В действие с января 2013 года вступил Федеральный закон №69, подписанный президентом РФ в июне 2012 года. В нем закреплено положение об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение ущерба жизни, вследствие которого ухудшается состояние здоровья, порчу имущества пассажиров при...

Страхование автогражданской ответственности

Страхование автогражданской ответственности является весьма распространенным в мире видом страхования ответственности. Страхование автогражданской ответственности в большинстве развитых стран мира является обязательным.

Согласно общим условиям страхования обязательным страхованием покрыты как собственник автомобиля, так и водитель, если он не являет­ся собственником. Страховщик оплачивает фактические расходы, вызван­ные, страховым случаем, однако не больше страховой суммы, предусмот­ренной договором страхования. Страхование автогражданской ответ­ственности предполагает компенсацию имущественного ущерба:

Расходы на ремонт автомобиля или возмещение стоимости автомобиля при его полной гибели (более половины всех расходов по виду страхования);

Понижение стоимости автомобиля;,

Расходы на аренду автомобиля на период его ремонта;

Убытки от простоя автомобиля и прочие материальные убытки.

В качестве компенсации личных убытков возмещаются:

Расходы на лечение;

Потеря заработка;

Моральный ущерб;

Расходы на похороны и др.

Возмещаются также прочие расходы:

Издержки по проведению разного рода экспертиз и составлению протоколов;

Судебные издержки и расходы на адвоката.

Так как страхование ответственности владельцев автотранспорта преследует цель защиты жертв аварии, то в странах с обязательным страхованием потерпевшее лицо имеет право прямого заявления к страховщику гражданской ответственности. В распоряжении жертвы происшествия находятся два должника, которым о I может предъявить претензии по выбору. Если выплату осуществляет один из должников, то потерпев­ший уже не может обратиться к другому должнику.

В связи с расширением мирохозяйственных связей, развитием туризма, расширением контактов страхование автогражданской ответственности приобрело в настоящее время интернациональное значение. Международная система страхования данного вида ответственности, широко известная как «система Зеленой карты», вступила в силу 01.01.53. Это название она получила по цвету и форме страхового полиса, удостове­ряющего заключение договора. В настоящее время в число участников Зеленой карты входит 36 стран, в том числе 5 неевропейских стран. Россия пока не является страной-участницей, но вопрос о ее вступлении будет решен положительно в самое ближайшее время.

Страны – участницы договора о Зеленой карте приняли на себя обязательство признавать на территории любой из этих стран страховые полисы о страховании гражданской ответственности транспортных средств в международном автомобильном сообщении, приобретенные в любой из стран, входящих в соглашение.

Основным элементом системы Зеленой карты являются национальные бюро стран-участниц. Они организуют контроль за наличием страховки при пересечении границы, а также решают совместно со страховыми компаниями (внутри страны и за рубежом) вопросы урегулирования заявленных претензий по страховым случаям.

Непосредственное возмещение по Зеленой карте производят уполномоченные страховые компании. В РФ некоторые страховые компании («Ингосстрах», «Росгосстрах» и др.) выдают страховые полисы уполномоченных иностранных страховых компаний, которые действительны за рубежом.

Страхование ответственности судовладельцев

В связи с развитием торгового мореплавания, ростом интенсивности морских перевозок возрастает актуальность страхования ответственности судовладельцев. Оно теперь рассматривается как самостоятельный вид страхования.

Объектами страхования являются обязательства по возмещению вреда:

Жизни и здоровью пассажиров;

Жизни и здоровью экипажа и других лиц;

Имуществу третьих лиц, которое включает другие суда, грузы, вещи пассажиров и экипажа, портовые сооружения и иные виды имущества.

Страхование ответственности судовладельцев осуществляется страховыми компаниями (в России – «Ингосстрах»), а также иным образом, например через клубы взаимного страхования (Рго tecting Indemnity СluЬ), созданные в Англии после 1720 г. Сейчас в мире действует около 70 подобных организаций, преимущественно в Великобритании, США, Швеции, Норвегии, Японии.

Крупнейший клуб взаимного страхования Бермудская ассоциация взаимного страхования, деятельность которой построена на интернацио­нальной основе. Она принимает в свой состав всех желающих судовла­дельцев независимо от национальности, типа и размера судна. По правилам Бермудской ассоциации работает САО «Ингосстрах». Финансовую базу клубов взаимного страхования составляют страховые взносы членов, из которых формируются фонды для оплаты претензий, предъявляемых судовладельцам, а также возмещаются теку щие расходы, связанные с функционированием организации.

При страховании ответственности принимаютсятакже риски, связанные с причинением вреда окружающей среде разлившимисянефтепродуктами.

Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб , причиненный загрязнением нефтью, установила, что правительства госу­дарств, присоединившихся к ней, обязаны выдавать каждому судну, имеющему на борту свыше 2 тыс. тонн нефти, сертификат, подтверждаю­щий наличие соответствующего страхования или других финансовых гарантий. Без наличия такого сертификата суда не могут перевозить нефть и нефтепродукты между портами стран, подписавших Конвенцию.

Участники Международной организации владельцев танкеров заключили Международное соглашение об ответственности за загрязнение вод нефтью – ТОВАЛОП (TOVALOP – Tanker Owners Voluntary Agreement Concerning Liability for Oil polution ). Согласно условиям этого соглашения владелец танкера обязан принять меры к ликвидации загрязнения или возместить потерпевшему лицу ущерб от загрязнения моря, побережья и пр. объектов нефтью. В рамках этого международного соглашения (фактически – организации) действует Международная ассоциация по страхованию танкеров.

Страхование гражданской ответственности предприятий

Субъектом страхования гражданской ответственности являются предприятия – владельцы источников повышенной опасности. К ним относят предприятия, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих из-за использования транспортных средств, механизмов, электроэнергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов.

Особенность данного вида страхования заключается в том, что предприятия всегда несут ответственность за причиненный таким источником вред, кроме случаев, если доказано, что вред причинен в результате умысла потерпевшего или действия обстоятельств непреодолимой силы (когда невозможно ни предвидеть, ни предотвратить действие таких обстоятельств).

Причинение вреда другому лицу является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. Лицо, право которого нарушено, приобретает право требования возмещения вреда от лица, виновного в его причинении, в том числе при нарушении вещных прав (объектом которых являются вещи и имущественные права) и нематериальных прав (объектом которых являются жизнь, достоинство личности).

В силу установленного законодательством права потерпевшего на возмещение вреда в полном объеме, а также вследствие возникновения у причинителя вреда обязанности его возмещения у владельца источника повышенной опасности естественным образом появляется имущественный интерес. Следовательно, объектом страхования гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности служит имущественный интерес, связанный с обязанностью владельца этого источника в силу гражданского законодательства возместить вред, причиненный третьим лицам.

Договор страхования заключается с целью предоставления финансовых гарантий возмещения вреда, причиненного страхователем потерпевшему. Специфика этого договора состоит в том, что он заключается в пользу третьего лица – потерпевшего.

По договору страхования потерпевшему лицу возмещаются убытки, связанные с причинением вреда, а именно:

Повреждением или уничтожением его имущества;

Упущенной выгодой;

Моральным вредом;

Затратами страхователя на ликвидацию прямых последствий аварии и др. Страховым случаем здесь является установленный факт возникновения обязательства у владельца источника повышенной опасности возместить вред, причиненный потерпевшему в результате использования источника повышенной опасности.

Размер страховой премии по договору зависит от объема принимаемых страховщиком обязательств, перечня страховых рисков, лимитов страховой ответственности, срока страхования.

Страхование ответственности авиаперевозчика

При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика (владельца воздушного судна) выделяют следующие виды ущерба, которые покрываются данным видом страхования:

Повреждение, утрата или уничтожение багажа и груза;

Смерть или повреждение здоровья пассажиров;

Смерть, телесное повреждение или имущественный ущерб, причиненные корпусом воздушного судна или выпавшими из него предметами третьим лицам на поверхности земли и вне воздушного судна

Ответственность авиаперевозчика за первые два вида ущерба предусмотрена Варшавской конвенцией ИКАО (Международная организация гражданской авиации) от 1929 г. Гаагским протоколом 1955 г. об изменении Варшавской конвенции и Гвадалахарской конвенцией 1961 г. о дополнении Варшавской конвенции по унификации некоторых норм, связанных с международными авиаперевозками. Согласно этим документам авиаперевозчик автоматически отвечает за ущерб, если он произошел во время авиаперевозки.

Понятие "авиаперевозка "распространяется на все время, в течение которого груз находится в ведении перевозчика (борт самолета, аэродром, а также вне аэродрома, если это вызвано необходимостью погрузки, доставки, перегрузки или посадкой самолета за пределами аэродрома). Перевозчик не несет ответственности только в случае, если:

Докажет, что он, его сотрудники и агенты предприняли все необходимые меры для того, чтобы избежать ущерба;

Было невозможно предпринять такие меры.

Ответственность за ущерб третьим лицам, нанесенный на поверхности земли, регламентируется Римской конвенцией ИКАО 1952 г. Под третьими лицами понимаются все физические и юридические лица, кроме пассажиров, экипажа и других служащих авиакомпании. По договору страхования ответственности авиаперевозчика страховая компания оплачивает суммы, которые он обязан выплатить по закону в качестве возмещения за нанесенный ущерб здоровью или имуществу третьих лиц. Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика при полетах за рубеж является обязательным.

Страхование ответственности автоперевозчика

Автомобильный перевозчик несетответственность за:

Полную или частичную утрату груза;

Ущерб, причиненный им с момента принятия товара до момента его доставки.

Основные положения, регламентирующие взаимоотношения между грузоперевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем, содержатся в Конвенции о договорах международной дорожной перевозки грузов(КДПГ). Она была подписана в 1956 г. в Женеве и разработана в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссией ООН. Советский Союз присоединился к этой Конвенции в 1983 г.

Объектом страхования ответственности автоперевозчика является его обязанность по возмещению ущерба в связи с возможными претензиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке грузов. Страхование ответственности автоперевозчика в отличие от страхования автогражданской ответственности является добровольным видом страхования. Однако в международном автомобильном сообщении это страхование получило широкое развитие.

Если рассматривать страхование предпринимательского риска, то по договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу.

В соответствии с законом если застрахован предпринимательский риск лица, не являющегося страхователем, то он является ничтожным.

Страхование ответственности можно подразделить на следующие виды:

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

Страхование гражданской ответственности перевозчика;

Страхование гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности;

Страхование профессиональной ответственности;

Страхование ответственности за неисполнение обязательств;

Страхование иных видов гражданской ответственности.

В Федеральном законе от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусмотрена защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами. Определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.


Согласно ст. 3 данного Закона основными принципами обязательного страхования являются:

Гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;

Всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;

Недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;

Экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения .

Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены данным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу иных лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация;

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с данным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязаельному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.

Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством .

Согласно ст. 6 данного Закона объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Страховая сумма (ст. 7 Закона), в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей;

б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;

в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.

Воздушным кодексом РФ предусмотрено обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами (ст. 131 Воздушного кодекса РФ). Страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.

При выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве Российской Федерации минимальный размер страховой суммы устанавливается в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна. При выполнении международных полетов и авиационных работ в воздушном пространстве иностранных государств минимальный размер страховой суммы устанавливается в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства.

Согласно ст. 132 Воздушного кодекса страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей является обязательным. Страховая сумма на каждого члена экипажа воздушного судна устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования.

Перевозчик обязан страховать риск своей гражданской ответственности перед пассажиром воздушного судна за свой счет в качестве страхователя путем заключения договора или договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира воздушного судна, вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам (ст. 133 Воздушного кодекса).

Объектом обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика является имущественный интерес , связанный с обязанностью перевозчика возместить причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира воздушного судна, вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам.

Страховым случаем является наступление гражданской ответственности перевозчика за причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира воздушного судна, вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам, которое в соответствии с договором обязательного страхования влечет за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

При выполнении внутренних воздушных перевозок устанавливается размер страховой суммы , в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить пассажиру воздушного судна причиненный вред, в отношении:

1) ответственности за вред, причиненный жизни пассажира воздушного судна, - не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на каждого пассажира воздушного судна;

2) ответственности за вред, причиненный здоровью пассажира воздушного судна, - не менее чем два миллиона рублей на каждого пассажира воздушного судна;

3) ответственности за вред, причиненный багажу пассажира воздушного судна, - не менее чем шестьсот рублей за каждый килограмм веса багажа;

4) ответственности за вред, причиненный вещам, находящимся при пассажире воздушного судна, - не менее чем одиннадцать тысяч рублей на каждого пассажира воздушного судна.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна устанавливаются страховщиком в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Страховая премия по договору обязательного страхования определяется в соответствии с типовыми правилами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна на основании установленных страховщиком страховых тарифов. Порядок уплаты страховой премии определяется договором обязательного страхования. Договором обязательного страхования может предусматриваться право перевозчика уплачивать страховую премию в рассрочку путем внесения страховых взносов. Если страховой случай наступил до уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено, страховщик не вправе отказывать на этом основании в осуществлении страховой выплаты по договору обязательного страхования и не вправе засчитывать сумму просроченного страхового взноса при определении ее размера.

Если договором обязательного страхования не предусмотрен более высокий размер возмещения вреда, размеры страховых выплат по договору обязательного страхования при выполнении внутренних воздушных перевозок в отношении одного пассажира воздушного судна составляют:

1) два миллиона рублей плюс необходимые расходы на погребение, составляющие не более чем двадцать пять тысяч рублей, - при причинении вреда жизни;

2) размер причиненного вреда, но не более чем два миллиона рублей - при причинении вреда здоровью;

3) размер причиненного вреда, но не более чем шестьсот рублей за каждый килограмм веса багажа - при причинении вреда багажу;

4) размер причиненного вреда, но не более чем одиннадцать тысяч рублей - при причинении вреда вещам, находящимся при пассажире.

Страхование ответственности представляет собой самостоятельную сферу страховой деятельности. Объектом страхования здесь выступает ответственность страхователя по закону или в силу договорного обязательства перед третьими ли­цами за причинение им вреда (имеется в виду вред, причиненный личности или имуществу третьих лиц). В силу возникающих страховых правоотноше­ний страховщик принимает на себя риск ответственности по обязательствам, воз­никающим вследствие причинения вреда со стороны страхователя (физического или юридического лица) жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

Принято различать страхование гражданской ответственности, страхование профессиональной ответственности качества продукции, экологическое и др. В первом случае речь идет о страховых правоотношениях, где объектом страхования является гражданская ответственность. Это предусмотренная законом или до­говором мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных прав потерпевшего (третьих лиц), удовлетворения его за счет нару­шителя.

Гражданская ответственность носит имущественный характер: лицо, при­чинившее ущерб, обязано полностью возместить убытки потерпевшему, т.е. третьему лицу. Через заключение договора страхования гражданской ответствен­ности данная обязанность перекладывается на страховщика. За причиненный ущерб страхователь может нести уголовную, административную ответственность, т.е. преследоваться по закону за свои противоправные действия по отношению к третьему лицу. Однако возмещение имущественного вреда, причиненного треть­ему лицу, перекладывается на страховщика.

Страхование профессиональной ответственности связано с возможностью предъявления имущественных претензий к физическим или юридическим лицам, которые заняты выполнением своих профессиональных обязанностей или оказа­нием соответствующих услуг. Имущественные претензии, предъявляемые к физи­ческим или юридическим лицам, обусловлены небрежностью, халатностью, ошибками и упущениями в профессиональной деятельности или услугах. Через страхование вопросами удовлетворения данных имущественных претензий по по­воду допущения халатности и небрежности начинает заниматься страховщик. На­значение страхования профессиональной ответственности заключается в страхо­вой защите лиц определенного круга профессий (частнопрактикующие врачи, но­тариусы, адвокаты и др.) против юридических претензий к ним со стороны клиен­туры.

По условиям лицензирования страховой деятельности на территории Рос­сийской Федерации к блоку страхования ответственности относятся следующие виды:

· страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

· страхование гражданской ответственности перевозчика;

· страхование гражданской ответственности предприятий - источников по­вышенной опасности;

· страхование профессиональной ответственности;

· страхование ответственности за неисполнение обязательств;

· страхование иных видов ответственности.

14.2 Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорт­ных средств (ОСАГО)

Рост интенсивности дорожного движения, сопровождающийся количест­венным ростом дорожно-транспортных происшествий, объективно требует орга­низации страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Механическое транспортное средство - автомобиль, мотоцикл, мопед -выступает источником повышенной опасности, которая может причинить имуще­ственный вред участникам дорожного движения (водителям и пешеходам). В большинстве зарубежных стран страхование гражданской ответственности вла­дельцев автотранспортных средств носит обязательный характер. В РФ обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств существует с 2002 г. и регулируется соответствующим федеральным законом.

При страховании гражданской ответственности владельцев автотранспорт­ных средств страховщик принимает на себя обязательство возместить имущест­венный вред третьим лицам из числа участников дорожного движения, который возник в результате эксплуатации страхователем автомобиля, мотоцикла, мото­роллера и т.п. Возмещение имущественного вреда третьим лицам производится в пределах заранее установленной страховой суммы.

К страховым случаям , когда производится выплата страховщиком, относятся:

а) смерть, увечье или иное повреж­дение здоровья (например, контузия) третьего лица.

б) уничтожение или повреждение имущества третьих лиц.

Страховые тарифы устанавливаются Федеральным законом. В современной редакции тарифы устанавливаются с учетом места (города, района) преимущественного использования автомобиля, а не места его регистрации как это было ранее.

Величина страховой премии зависит от:

· установленной страховой суммы;

· рабочего объема цилиндра двигателя внутреннего сгорания, который установлен на автомобиле, мотоцикле, мотороллере (определяется по данным паспорта автотранспортного средства);

  • числа мест для пассажиров и водителя в автомобиле (пассажиро -вместимость) или грузоподъемность;
  • уровня профессионального мастерства водителя - число лет безаварийной работы и километраж пробега ав­томобиля (по спидометру).

Страховая выплата производится только в пределах заранее установленной страховой суммы, которая носит название лимита ответ­ственности страховщика.. Размеры страховых выплат регулируются ФЗ РФ от 01.12.2007 №306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Данным законом отменено ограничение максимальной страховой выплаты размером 400 тыс. руб.

При причинении вреда личности установлены следующие размеры выплат:

а) при причинении вреда жизни или здоровью граждан на каждого потерпевшего -160 тыс. руб. (было 240 тыс. руб. на всех пострадавших);

б) в случае смерти пострадавшего (в случае смерти кормильца) родственникам выплачивается 135 тыс.руб. компенсации;

в) расходы на погребение = не более 25 тыс. руб.;

Размер убытков, нанесенных автомобилю третьих лиц (или другому имуществу), определяется на основании осмотра или проведения независимой экспертизы. Если экспертиза осуществляется по инициативе страховой компании, то она проводится за ее счет. Размеры страховых выплат составляют:

а) в случае полной гибели автомобиля возмещаются убытки в размере действительной стоимости на день аварии (с учетом износа);

б) в случае повреждения автомобиля возмещаются убытки в размере стоимости ремонта (восстановления). При этом компенсируются расходы на материалы, запасные части и оплату ремонтных работ.

Для получения страховой выплаты потерпевший может обратиться в свою страховую компанию, в которой заключен договор. Кроме того, оформление документов о ДТП возможно без участия сотрудников ГИБДД, если:

1) в результате ДТП вред причинен только автомобилю;

2) ДТП произошло с участием 2-х автомобилей, застрахованных по ОСАГО;

3) обстоятельства аварии и перечень повреждений не вызывают разногласий.

Размер страховой выплаты в этом случае не может превышать 25 тыс. руб.

Срок рассмотрения заявления о страховой выплате составляет 30 дней (было 15 дней).

Страховщик освобождается от ответственности произвести выплату, если:

1) будет установлено, что причинение имущественного вреда третьим лицам обу­словлено умыслом потерпевшего и/или страхователя (преступный сговор).

2) будет установлено, что имущественный вред возник из-за проявления непреодо­лимой силы, военных действий.

3) будет установлена причинно-следственная связь между фактом имущественного вреда и обстоятельствами несанкционированного использования (эксплуатации)) автотранспортного средства.

Особую группу международных договоров об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств составляет соглашение о Зеленой карте. Система международных договоров о Зеленой карте получила свое название по цвету и форме страхового полиса, удостоверяющего это страховое правоотношение. В 1949 г. был подписан Договор о Зеленой карте между 13 странами-участницами. В настоящее время число участников расширя­ется и составляет 31 страну. Страны - участницы Договора о Зеленой карте при­няли на себя обязательства признавать на своей территории страховые полисы, т.е. Зеленые карты, выписанные за рубежом.

С принятием закона об обязательном страховании граждан­ской ответственности владельцев автотранспортных средств, Россия стала полноправной участницей международного соглашения. Для получения Зеленой карты необходимы заявление страховате­ля, водительские права и документы на транспортное средство.

Основным элементом системы Зеленой карты являются национальные бюро стран-участниц. Через эти бюро организуется контроль за наличием страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в междуна­родном автомобильном сообщении. Как правило, этот контроль осуществляется на оборудованных пограничных переходах. Национальные бюро совместно со страховыми компаниями внутри страны и за рубежом решают вопросы урегули­рования заявленных претензий третьих лиц по фактам страховых случаев. Нацио­нальные бюро объединены в Международное бюро Зеленой карты (со штаб-квартирой в Лондоне), которое координирует их деятельность. В РФ продажу Зе­леных карт осуществляют «Ингосстрах», «Росгосстрах» и другие страховые компании.

Лекция 15 Страхование гражданской и профессиональной ответственности (2 часа)

План лекции:

15.1 Страхование гражданской ответственности

15.2 Страхование гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности

15.3 Страхование профессиональной ответственности



Похожие статьи