Соотношение бюджетных и денежных обязательств. Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях

с изменениями от 28.09.2018

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162 , п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов - оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 "Обязательства" (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н .

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом "Красное сторно" на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ .

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование - это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219 , п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н . Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ , порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно пункту 6 статьи 219 БК РФ .

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

  • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 140 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 "Принятые обязательства".
  • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 141 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства".

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Данная статья посвящена теме ведения учета данных по денежным обязательствам в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» . В этой теме мы рассмотрим особенности ведения такого учета, включая случаи перерегистрации и изменения объема обязательств, а также расскажем о том, как сформировать регистры учета в данной программе.

Учет принятых денежных обязательств

1С: Предприниматель 8

Программа "1С:Предприниматель 8" - создана для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности индивидуальными предпринимателями ИП, ЧП, ПБОЮЛ. Программа позволяет вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ).


1С: Предприятие 8 Лицензии.

При необходимости работать с программой 1С более чем на одном компьютере (это может быть локальная сеть), а также при работе в одной базе 1С, возникает необходимость купить лицензии 1С. Лицензии 1С - это дополнительные ключи защиты программ 1С, которые покупаются отдельно и дают право пользоваться на несколько компьютеров.


Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, которые необходимо исполнить в соответствующем финансовом году. Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Это необходимо для того, что бы можно было проконтролировать целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.

Что представляют собой бюджетные обязательства

Под бюджетными обязательствами следует понимать расходы бюджетных учреждений в рамках конкретного финансового года.

Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющей процесса исполнения бюджета по расходу наряду с такими процедурами как:

  • Принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • Санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • Подтверждение финансовых обязательств

Учреждение, которое получает бюджетные средства, принимает различные обязательства в пределах установленного лимита.

Наряду с бюджетными обязательствами учреждение может иметь и денежные обязательства – это те обязательства, которые предполагают перечисление учреждением бюджетных средств в пользу управомоченной стороны или по трудовому договору, или по гражданско-правовому договору.

Важно!!! Когда возникает бюджетное обязательство, то вслед за ним появляется и денежное обязательство. Только денежное обязательство не нужно нигде отражать.

Виды обязательств в бюджетных учреждениях

В состав обязательств бюджетных учреждений входят такие обязательства как:

  • Обязательства в виде заемных средств, то есть долговые обязательства;
  • Обязательства перед работниками бюджетных учреждений – выплата заработной платы, отпуск и т.д.
  • Обязательства перед бюджетов – оплата налогов и сборов;
  • Обязательства перед покупателями и подрядчиками;
  • Другие обязательства, которые возникают в процессе деятельности бюджетной организации.

В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету обязательства бюджетного учреждения учитываются на соответствующих аналитических счетах 030000000 «Обязательства».

Этапы санкционирования расходов бюджета

Санкционирование расходов бюджета проходит в четыре этапа:

Этапы санкционирования Действия на каждом этапе
Принять и учесть бюджетные и денежные обязательства Получатель бюджетных средств (ПБС) с начало должен заключить госконтракт и соглашение, затем формирует данные о бюджетном обязательстве и подает их в органы Казначейства России. После этого ПБС подает информацию о денежном обязательстве и подает из в органы Казначейства России. Бухгалтер должен отразить в учете бюджетные и денежные обязательства
Подтверждение денежных обязательств ПБС формирует и подает заявку в Казначейство на кассовый расход, которая подтверждает обязанность оплатить денежные обязательства
Санкционировать оплату денежных обязательств Ответственные сотрудники Казначейства проверяют заявку на кассовый расход и делают свою отметку, что в свою очередь разрешают санкционирование оплаты денежных обязательств
Подтверждение исполнения денежных обязательств Орган Казначейства оплачивает денежное обязательство с единого бюджетного счета. В выписке из лицевого счета ПБС проходит кассовый расход

Учет бюджетных обязательств

Бюджетные обязательства учитываются на основании документов, которые подтверждают их принятие. Согласно перечню в финансовой политики, которая принимается на предприятии отражаются и бюджетные и денежные обязательства. При этом необходимо ссылаться на требования уполномоченных инстанций по санкционированию условий оплаты, согласно закона, договора или другого нормативного акта. Эти все требования зафиксированы в п.318 Инструкции 157н. Для отражения бюджетных средств на покрытия бюджетных обязательств сформированы специальные статья и в соответствии с ними проводиться данный учет.

В соответствии с Инструкцией 157н имеются аналитические счета, на которых отражаются бюджетные обязательства, такие как:

Пример. 9 января ГРБС до казенного учреждения доведены ЛБО на текущий год по КВР 111 “Фонд оплаты труда учреждений” и подстатье 211 “Заработная плата” КОСГУ – 3 000 000,00 руб.:

  1. Дебет КРБ 1 501 15 211 Кредит КРБ 1 501 13 211 - отражены полученные ЛБО текущего финансового года в сумме 3 000 000,00 руб.;
  2. Дебет КРБ 1 501 13 211 Кредит КРБ 1 502 11 211 - приняты бюджетные обязательства по выплате заработной платы в сумме 3 000 000,00 руб.;
  3. Дебет КРБ 1 502 11 211 Кредит КРБ 1 502 12 211 - учтено денежное обязательство в сумме начисленной заработной платы за определенный период (месяц).

Важно!!! Если не отражать показатели по принятым обязательствам на счетах санкционирования расходов, то в этом случае искажается бюджетная отчетность, что ведет к недостоверной информации.

Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Корректировка принятых бюджетных и денежных обязательств

Иногда бывают такие случаи, когда при выполнении договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленный товар или выполнение услуг. В этом случае руководству бюджетного учреждения необходимо проводить корректировку по выполнению бюджетных обязательств.

Например, сумма согласно договора одна, а по факту она меньше, тогда составляется дополнительное соглашение на корректировку «красного сторно» на соответствующую сумму.

Если в обратном направлении, то есть сумма по факту больше чем по договору, тогда на основании акта выполненных работ или других подтверждающих документах, составляется дополнительное соглашение на необходимую сумму и доначисляется сумма обязательств по указанному договору.

Этот вариант подходит только тогда, когда предприятие еще не исчерпало свой лимит бюджетных обязательств. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Важно!!! изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ .

Ответственность за принятые бюджетные обязательства

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ). Контракты, заключенные с превышением прав на принятие обязательств, могут быть признаны недействительными (п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Что представляют собой бюджетные обязательства в бюджетном учреждении?

Ответ: Под бюджетными обязательствами следует понимать расходы бюджетных учреждений в рамках конкретного финансового года.

Вопрос №2 какие бывают обязательства в бюджетных организациях?

Ответ: В бюджетных учреждениях выделяют большой список обязательств, выделим основные это: обязательство в виде заемных средств; обязательства перед работниками, бюджетом, покупателями, подрядчиками и т.д.

Вопрос №3 Кто должен санкционировать бюджетные расходы?

Ответ: Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Это необходимо для того, что бы можно было проконтролировать целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.

Вопрос №4 что делать, если при выполнение обязательств по договору, сумма обязательств изменилась в большую сторону?

Ответ: Если сумма обязательств по договору увеличилась, тогда на основании акта выполненных работ или других подтверждающих документах, составляется дополнительное соглашение на необходимую сумму и доначисляется сумма обязательств по указанному договору.

Что такое денежное обязательство бюджетного учреждения? Есть ли отличие от бюджетного? Как отражается зарплата по таким обязательствам?

Бюджетное учреждение в рамках имеющихся обязательств должно выделить средства лицам (физическим, юридическим) или иному образованию. Различают 3 вида расходных (бюджетных) обязательств: публичные, публично-правовые и денежные.

Первые относятся к публично-правовом образованиям. Сколько средств необходимо перечислять устанавливает закон (или дан порядок расчета и индексация). Если обязательства только перед физическими лицами, то речь о втором виде обязательств. На основе исполнения гражданско-правовой сделки осуществляются денежные обязательства организации.

Бюджетные обязательства возникают на основе договоров. Контракт может быть заключен с организацией или человеком (физическим лицом) или с индивидуальным предпринимателем. Необходимо подтверждение обязанности выплатить деньги и разрешение на оплату. Документы проверяются и вносится разрешительная надпись (акцепт). После санкционирования происходит выплата денег с последующим подтверждением операции.

Таким образом, исходя из вышесказанного, денежное обязательство и бюджетное есть одно и то же (вернее одно включает себя в другое).

Что касается зарплаты. Беря сотрудника на работу бюджетная организация принимает на себя обязательства. В рамках текущего финансового года есть принятые обязательства в этом году и неисполненные в прошлых. Бюджет определяет их лимит. К ним относятся денежные вознаграждения, заработная плата, командировочные (и авансы по ним). Деньги могут получать госслужащие, военные, учащиеся в госучреждениях (воспитанники). Организация обязана в составе начисленных расходов оплатить налоги, страховые взносы, пошлины и другие платежи.

Для этих целей используют счета по бюджетным обязательствам - номера 050111000, 050114000, 050115000 и 050314000. На них мы доводим, передаем и получаем обязательства и ассигнования. Обязательства по зарплате отразятся по дебету 050211211. А выплата денег идет по двум счетам: кредиторской задолженности зарплаты и расчета по платежам из бюджета с финансовым органом.

Источник: koshelkoff.com.ua


Перечень синтетических бухгалтерских счетов учета по установленным систематизированным принципам называется планом счетов учета. Бюджетные доходы, расходы бюджета, все источники,...


Бюджетный план счетов применяется для ведения бухгалтерского учета бюджетных учреждений, государственных внебюджетных фондов, органов управления этими фондами, органов власти,...


В деле бухгалтерского учета журналы-ордера используются для осуществления кредитовых записей синтетического счета. По итогам месячной деятельности такие журналы отображают суммы...


Для предприятий и организаций, работающих в бюджетной сфере, правильное ведение бухгалтерского учета имеет огромное значение. При правильном введении данных в базу, появляется...

Указанные выше акты подписываются и реализуются госучреждением за счет средств из бюджета в пределах доведенных лимитов и с учетом неисполненных и принятых обязательств. Данное положение присутствует в ст. 161, п. 5 БК. Из вышесказанного следует, что бюджетные обязательства бюджетных учреждений появляются при заключении ими трудовых контрактов с сотрудниками.

Определение

Бюджетное обязательство - это, по сути, долг. Он состоит в том, что получатель соответствующих средств должен осуществить необходимые выплаты. Они установлены в условиях гражданско-правовой сделки, которая была заключена в рамках полномочий либо в соответствии с законодательством, на основании прочего нормативного акта, соглашения и так далее. Из этого следует, что выплаты зарплат (довольствия) - это бюджетные обязательства бюджетных учреждений, переходящие в разряд финансовых.

Порядок отражения в балансе

Согласно п. 140 Инструкции 162н, а также в соответствии с разъяснениями Минфина, которые приведены в Письме от 21 января 2013 г. по установлению правил внесения обязательств в бухгалтерский учет учреждений сферы госуправления, к принятым расходным статьям в текущем финансовом периоде относят те, которые предусмотрены к реализации средствами из соответствующего бюджета на протяжении отчетного года, в том числе которые приняты и не исполнены в прошлые года и подлежат отражению в определенном объеме.

Сумма начисленных выплат

В данном объеме отражается бюджетное обязательство по оплате за счет средств соответствующих статей сотрудникам, лицам, которые замещают государственные должности в РФ, госслужащим, военным, проходящим службу, прочим категориям лиц, являющимся получателями соответствующих выплат, (по отчислению авансовых платежей в том числе), по осуществлению прочих затрат (разъездных, суточных и так далее), согласно трудовым договорам, служебным контрактам и нормативным актам.

В сумме начисленных выплат фиксируются статьи по отчислению установленных в законодательстве платежей. К ним, в частности, относят налоги, пошлины, взносы, сборы, в том числе средства для перечисления в страховые и В данном объеме также отражаются расходы по обусловленным законодательством выплатам муниципальным лицам, которые замещают соответствующие должности, сотрудникам казенных предприятий, гражданам, имеющим статус военнослужащих и проходящих службу по призыву, учащимся (воспитанникам) государственных образовательных учреждений.

Объем установленных ЛБО

Так отражается обязательство по уплате денежного содержания. Имеется в виду, например, вознаграждение, довольствие, зарплата. Данное бюджетное обязательство - это выплата сотрудникам получателей средств из соответствующих расходных статей, предусмотренных к исполнению в течение текущего отчетного периода.

Учет бюджетных обязательств

Он осуществляется в соответствии с документами, которые подтверждают их принятие. И бюджетное обязательство, и денежное обязательство отражаются согласно перечню, установленному предприятием в рамках своей финансовой политики. При этом во внимание принимаются требования уполномоченной инстанции по санкционированию оплаты условий, которые были приняты по закону, иному нормативному акту, договору и так далее. Положение об этом зафиксировано в п. 318 Инструкции 157н. Используются специальные статьи, сформированные для отражения средств, которыми покрывается бюджетное обязательство. Это особые аналитические счета, которые предусмотрены Инструкцией 157н:

Исполнение условий

Как выше было сказано, бюджетное обязательство - это, например, долг по выплате содержания (довольства), зарплаты сотрудникам получателей средств соответствующих статей на текущий финансовый период. Они предусмотрены к исполнению за счет расходов на отчетный год и отражаются по дебету сч. 0 502 11 211. Их учет осуществляется в объеме утвержденных лимитов. Исполнение условий удостоверяется соответствующими платежными документами.

Способ, посредством которого осуществляется отражение расходов, покрывающих бюджетное обязательство, - это списание с лицевого счета средств. В статьях баланса данная операция фиксируется на сч. 1 302 11 830. На нем отражается уменьшение кредиторского долга по зарплате. Также операции проводятся по сч. 1 304 05 211. В нем фиксируются расчеты с финансовым органом по зарплате.

Пример

Размер годового фонда по оплате труда из бюджетных средств - 10 млн. руб. За ноябрь 2013 года предприятием начислено сотрудникам 500 тысяч руб. зарплаты. Данные средства за минусом НДФЛ были направлены в кассу организации. В нее поступило 465 тысяч руб. Зарплата, которая не была получена сотрудниками в день ее выдачи, перечислена на депонент и отправлена на компании. Сумма составила 40 тысяч руб. В декабре 2013 года сотрудник обратился за зарплатой. В балансе данные перемещения будут отражены так, как показано в таблице.

Операция

Доведенные лимиты

Принятые обязательства и подлежащие исполнению в пределах ЛБО

Начисленная зарплата

Поступившие средства в кассу

Выданная зарплата сотрудникам

Отнесенная сумма на депонент

Сданные средства на л/с

Скорректирован размер начисленных обязательств

Зачисление депонированных сумм на л/с

Поступление в кассу для выдачи депонированных средств

Выданная депонированная зарплата

Принятые финансовые обязательства

ЛБО

Что такое представляют собой объемы прав предприятия на принятие или исполнение расходных статей в данном периоде. Они представлены в денежном выражении. За счет лимитов денежных обязательств ужесточается контроль над финансированием, которое соотносится с действительными бюджетными доходами. На практике могут применяться два варианта ведения ЛБО: месячное или квартальное. Первые составляются, соответственно, ежемесячно. Объем вторых не должен быть выше бюджетных ассигнований за квартал.

В заключение

Сведения о доведенных, принятых и реализованных обязательствах отражаются в соответствующем бланке отчетности. Эту форму, согласно Инструкции 191н (п. 68), предприятия, имеющие статус государственных, сдают главному своему распорядителю по результатам полугодия и года. Инструкции по ведению и применению планов счетов, а также по составлению отчетности утверждены приказами Минфина.



Похожие статьи