Порядок налогового учета определяется в организации. Налоговый учет в организации: основы и принципы. Определение и основные положения

Что понимается под налоговым учетом в организации, какова его сущность и в чем состоят его функции, мы рассказывали в . О порядке ведения налогового учета расскажем в этом материале.

Ведение налогового учета

Мы отмечали, что в основном своем значении под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Именно в этом смысле термин «налоговый учет» используется в НК РФ. Однако на практике налоговый учет ведется не только по налогу на прибыль, но и иным налогам, сборам, страховым взносам. Так, организации ведут налоговый учет, к примеру, по НДС и УСН, ЕНВД и НДФЛ.

При этом применяемые организацией принципы ведения налогового учета должны обеспечивать полноту и достоверность определения налогооблагаемых показателей с учетом требования рациональности.

Конкретные варианты ведения налогового учета устанавливаются организацией в том случае, когда отдельные вопросы не урегулированы на должном уровне либо действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность. Выбранные правила организации учета по налогам и сборам утверждаются в налоговой Учетной политике, которая может быть как частью общей Учетной политики организации, так и отдельным документом - Учетной политикой для целей налогообложения.

Поскольку налоговый учет и налоговое планирование в организации находятся в тесной взаимосвязи, анализ применяемых способов и правил налогового учета может вести к их пересмотру и утверждению новых. Однако необходимо учитывать ограничения, которые накладывает налоговое законодательство на изменение применяемых организацией способов и правил в налоговом учете. Так, к примеру, переход с нелинейного метода начисления амортизации основных средств на линейный метод допускается не чаще 1 раза в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

Налоговый учет в организации на примере

Когда конкретные способы и формы ведения налогового учета не предусмотрены, организация вправе выбирать самостоятельно наиболее удобные для нее с учетом специфики деятельности и особенностей функционирования. При этом, к примеру, для целей ведения налогового учета по налогу на прибыль организация может воспользоваться Рекомендациями МНС РФ «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Примеры того, чтобы надо закрепить в налоговой Учетной политике, можно найти в нашем .

Функционирование любого субъекта хозяйствования сопровождается уплатой налоговых платежей, которые прямо или косвенно влияют на финансовые результаты предприятия. Неполное начисление, не оплата налогов, не представление налоговой отчетности, ошибки при организации налогового учета предусматривают применение финансовых санкций, взыскания штрафов, пени с налогоплательщиков.

Однако положительный эффект достигается лишь при условии эффективной налоговой политики, которая проявляется в обеспечении выполнения налогами не только фискальной, но и стимулирующей функции, в установлении и надлежащем обосновании налоговых правил, в стабильности и предсказуемости, в достижении необходимого уровня сбалансированности интересов государства и налогоплательщиков.

Отличия бухгалтерского и налогового учета

Разница между бухгалтерским и налоговым учетом обусловлена разницей в перечне событий, в результате которых признаются доходы или расходы. Таким образом, основные отличия между налоговым и бухгалтерским учетом, которые являются аргументами в пользу обособления последнего:

  1. Бухгалтерский учет является с одной стороны обособленным видом социально-экономической деятельности, с другой — наукой, тогда как налоговый учет это исключительно вид деятельности, а поэтому проблемными здесь являются вопросы организации, техники и технологии его ведения.
  2. Бухгалтерский учет как практическая деятельность и наука оперирует экономическими категориями. Налоговый учет как практическая деятельность жестко регламентирована законодательством и имеет дело с определенными понятиями этими нормативными документами.
  3. Цель ведения налогового и бухгалтерского учета отличается как частичное и общее. Бухгалтерский учет охватывает весь комплекс проблем, связанных с хозяйственной деятельностью, налоговый учет — только одну сторону, а именно: взаимоотношения субъекта хозяйствования с государством по поводу уплаты налогов.
  4. Отличие цели ведения учета предопределяет специфические задачи, которые ставит перед собой налоговый учет, а именно: формирование базы для начисления налогов; контроль за правильностью начисления, своевременность уплаты налогов субъекта налогообложения со стороны контролирующих органов; анализ налоговых налоговых платежей с целью оптимизации налогообложения.
  5. Решения задач налогового учета осуществляется через реализацию информационной, контрольной и аналитической функции. Они отличаются функциям, реализующим бухгалтерский учет своим соотношением и наполнением частности превалированием контрольной функции и возрастанием роли аналитической.

Существенным отличием является назначение бухгалтерской и налоговой отчетности. Если по данным первой можно охарактеризовать финансовое состояние предприятия, то по данным второй — состояние расчетов с соответствующими налогами и сборами. В связи с тем, что бухгалтерский и налоговый учет имеют различные цели, разные методики оценки активов, обязательств, прибыли и затрат, и, как следствие, – разные результаты, усложняется работа бухгалтеров и контролирующих органов.

ВАЖНО: Попытки максимально интегрировать системы бухгалтерского и налогового учета с целью повышения эффективности учетного процесса не должны приводить к нарушениям принципов одного из названных видов учета. Уменьшение трудоемкости учетных процедур не может служить оправданием ухудшения качества информации и удовлетворения интересов одних пользователей отчетных данных за счет других.

Организация налогового учета на предприятии

Определение и основные положения

Как отдельный вид учета налоговый учет берет свое начало с вступлением в силу Закона № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий» .

Организация налогового учета – это деятельность предприятия по созданию и постоянного упорядочения и совершенствования системы налогового учета с целью обеспечения государственных налоговых органов правдивой информацией, необходимой для контроля за начислением и уплатой налоговых платежей, своевременностью подачи налогового отчета.

Перечень обязательных элементов законодательством не определен, поэтому согласно ФЗ № 129 «О бухгалтерском учете», ст. 5, п.3 , предприятие самостоятельно выбирает их и методы ведения учета, которые предприятие разработало самостоятельно или применение которых нормативными документами не определено. В Приказе об учетной политике предприятия необходимо осветить следующие вопросы:

  • разработать внутренние стандарты налогового учета, которые должны детализировать каждый пункт учетной политики по видам налоговых платежей;
  • установить график документооборота по отражению документов, учетных регистров и налоговой отчетности, описать движение документов для формирования налоговой отчетности;
  • определить счета для каждого вида платежей и указать методику ведения аналитического налогового учета в соответствии с бухгалтерским учетом;
  • установить механизм определения начисления обязательств в бюджет по каждому отдельному налогу.

Методы организации

Несмотря на обязательный характер налоговых платежей, полностью отказаться от налоговых расходов предприятие не в состоянии, однако оптимизировать их сумму согласно целевым установкам предприятия возможно. Такая оптимизация предусматривает внедрение на предприятии:

  • эффективной налоговой политики в форме системы мер, проводимой в сфере налогового учета и предполагающей варианты (сценарии) его поведения во взаимоотношениях с государством по вопросам исчисления и уплаты налоговых платежей;
  • создание первичных и учетных регистров, связанных с процессом учета объектов налогового учета, и их элементов, а также его интеграция в общий документооборот предприятия;
  • системы ведения налогового учета, которая бы обеспечивала: правильное и своевременное заполнение регистров налогового учета; достоверное заполнение и своевременное представление налогового отчета.

При организации налогового учета руководству необходимо учитывать:

  1. Необходимость деления всех хозяйственных операций исходя из критериев возможности их идентификации как операций, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, при чем такое разделение обязательно для учета как доходов, так и расходов;
  2. Перечень необходимых первичных документов и реквизитов в них , что формируют соответствующий документооборот. Так, Закон РФ № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» предусматривает обязательность заполнения и получения налоговых накладных, удостоверяющих факт начисления (уплаты) НДС в процессе поставки товаров (услуг);
  3. Перечень необходимых учетных регистров. Так, Закон «О налогообложении прибыли предприятий и организаций», в частности, предусматривает необходимость ведения учетных регистров по начислению амортизации и расчета балансовой стоимости основных фондов, а также прироста (убыли) товарно-материальных запасов;
  4. Организационно-правовые принципы создания предприятия , в частности это особенно важно для тех предприятий, которые имеют достаточно разветвленную сеть филиалов или структурных подразделений.
  5. Степень детализации учета , при этом минимальная детализация уже предусмотрена законодательно-нормативными актами, в частности Законом «О налоге на добавленную стоимость» предусмотрена необходимость детализации учетной информации о налоговых обязательствах и кредитах, исходя из:
  • группирования операций на облагаемые и необлагаемые НДС;
  • определения места предоставления товаров (услуг): в пределах или за пределами РФ;

Существующий закон «О налогообложении прибыли предприятий» предусматривает необходимость группировки учетных сведений по:

  1. Видами деятельности (например, приобретение корпоративных прав, движение необоротных активов, движение материальных запасов, торговля долговыми обязательствами, ВЭД, страхование и т.д.);
  2. Видам активов, участвующих в хозяйственных операциях (например, основных фондов, запасов, долговых обязательств, ценных бумаг и т.д.);
  3. Группами лиц, которые являются сторонами в хозяйственных операциях (например, связанные лица, нерезиденты);
  4. Способами расчетов (например, с использованием национальной или иностранной валюты, векселей, товаров и т. п);

Анализ работ зарубежных и отечественных специалистов в области ведения налогового учета показал, что на сегодня отсутствует единый подход к определению основных понятий, состава и содержания налогового учета, а также его функций и принципов внедрения на украинских предприятиях. Поэтому дальнейшие рекомендации по организации налогового учета имеют авторский характер.

Способы внедрения налогового учета в системе счетов

Исходя из наличия связи счетов налоговой и финансовой бухгалтерии, можно выделить следующую классификацию подсистем счетов налогового учета:

  • системы, которые предполагают создание интегрированного плана счетов – к ним можно отнести бухгалтерской налоговый учет и смешанный налоговый учет;
  • системы, которые построены на создании автономного плана счетов, абсолютный налоговый учет;

Системы, использующие интегрированный план счетов — это системы взаимосвязи счетов налогового и финансового учета, которая основывается на построении плана счетов, в котором объединяются счета как налоговой, так и финансовой бухгалтерии.

Такая система учета базируется на функциональном признаке классификации счетов исходя из вида: активов или обязательств, расходов или доходов, видов хозяйственных операций и деятельности.

ВАЖНО: В случае построения интегрированной системы учета предусматривается введение ряда аналитических счетов, отражающих величину налоговых обязательств и кредита, а также валовых доходов и расходов.

Правила бухгалтерского учета не содержат порядок отражения и формирования в учете информации о валовые доходы и расходы, а также суммы амортизационных отчислений, рассчитанных в соответствии с нормами Закона от 27.12.91 г. № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий» . Поэтому руководство предприятия может самостоятельно определить перечень счетов и субсчетов, по которым будут отражаться показатели налогового учета.

Автоматизированная система налогового учета предприятий

Система налогообложения является важным элементом формирования финансовых отношений между государством и субъектами хозяйствования и существенным фактором, влияющим на хозяйственную деятельность предприятий. Обязательным условием эффективной реализации системы налогообложения на уровне субъекта хозяйственной деятельности должна быть информационная база, которая позволяет исчислять налоговые обязательства и осуществлять контроль за своевременностью уплаты налогов субъектом налогообложения так и государственными контролирующими органами.

Важное значение при решении этой задачи принадлежит автоматизации учета, что значительно расширяет его возможности и повышает качество работы бухгалтеров. При всем разнообразии программных продуктов, предлагаемых сегодня на рынке, решение по автоматизированной системе налогового учета необходимо принимать исходя из конкретных потребностей и возможностей программного обеспечения.

Переход к автоматизированному налоговому учету предприятий также требует значительной подготовительной работы. Поэтому такой переход на предприятии нужно организовывать в несколько этапов, первоочередным из которых является проведение правильной оценки состава и объема необходимого документооборота, определение перечня документов, которые должны вестись в электронной форме.

Автоматизированная система налогового учета будет способствовать сокращению затрат времени на подготовку необходимой документации и позволит избежать ряда технических ошибок. Ведь как убеждает опыт, наибольшее количество ошибок в учете без использования компьютерных технологий, возникает на стадии переноса данных из одного учетного регистра в другой, а также при составлении различных справок и отчетов.

Автоматизированная система налогового учета предприятий позволит полностью ликвидировать такого рода трудности благодаря тому, что риск ошибки при переносе данных между регистрами учета является минимальным.

Налоговая отчётность как показатель эффективности организации налогового учёта

В налоговом законодательстве предусмотрено обязательное представление налоговой декларации независимо от наличия (отсутствия) налоговых обязательств у налогоплательщика.

Предприятие имеет право выбрать один из трех порядков представления налоговой декларации:

  • лично;
  • почтой;
  • в электронном виде.

Для основной части первичных документов установлен срок хранения в три года при условии проведения проверки налоговыми органами за период, к которому относятся документы. Если проверка не была проведена, то этот срок увеличивается до окончания проверки. Документы по заработной плате работников должны сохраняться до достижения работниками 75-летнего возраста.

Если предприятие собирается уничтожить документы, срок хранения которых истек, им создается экспертная комиссия из работников предприятия и работника местного архива, которая определяет, подлежат передаче документы Национального архивного фонда или нет. Но поскольку на большинстве предприятий таких документов нет, как правило, они не приглашают рабочих архива для принятия соответствующего решения. Опись документов, должны быть уничтожены, должен быть согласован с экспертно-проверочной комиссией при архиве.

Документы подлежат передаче организациям, которые занимаются заготовкой вторичного сырья и их передача оформляется соответствующими накладными. При незначительном объеме документов, подлежащих, они могут быть уничтожены.

ВАЖНО: Преднамеренное уничтожение документов, наказывается штрафом или ограничением свободы.

Если предприятие правомерно уничтожило документы, в которых истек срок хранения, то налоговые органы не могут заявить о том, что валовые расходы предприятия соответствующего периода подтверждены.

В Главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ впервые четко указано на необходимость ведения организациями налогового учета для расчета налоговой базы. Этому посвящены статьи 313-333 НК РФ. Однако нельзя говорить о том, что российские организации не вели раньше налоговый учет. Они занимаются этим уже несколько лет, только до сих пор учет для целей налогообложения официально не назывался налоговым. Свою точку зрения об особенностях и отличиях налогового и бухгалтерского учета рассказывает В.В. Патров, доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.

Что такое налоговый учет?

Налоговым учетом является совокупность всех действий бухгалтера, связанных с налогообложением (составление налоговых деклараций, выписка счетов‑фактур по НДС, ведение журналов учета полученных и выставленных счетов‑фактур, книг покупок и продаж и т.д.).

По налогу на прибыль ярким примером налогового учета является работа, проводимая бухгалтерами для составления приложения № 4 к Инструкции МНС России от 15.07.2000 № 62 «Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли». В этой справке осуществлялась корректировка бухгалтерской отчетной прибыли для определения налогооблагаемой прибыли. Для составления этой справки организации должны вести отдельный учет расходов и доходов, учитываемых и не учитываемых при налогообложении прибыли, сумм превышения фактических расходов над установленными нормативами и т.п. Только раньше все эти процедуры не назывались налоговым учетом. Поэтому говорить о налоговом учете как о чем‑то совершенно новом не приходится. Единственным новшеством является необходимость особого ведения налогового учета в обязательном порядке.

Налоговый учет – это система обобщения информации о доходах и расходах для определения налоговой базы по прибыли на основе данных первичных документов.

Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением руководителя).

Данные налогового учета

Данные налогового учета должны отражать:

Порядок формирования сумм доходов и расходов;

Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

Сумму остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

Порядок формирования сумм создаваемых резервов;

Сумму задолженности по расчету с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются:

Первичные учетные документы (в т.ч. справки бухгалтера);

Аналитические регистры налогового учета;

Расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации сгруппированных данных налогового учета за отчетный (налоговый) период без отражения по счетам бухгалтерского учета.

Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

Наименование регистра;

Период (дату) составления;

Измерение операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

Наименование хозяйственных операций;

Подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Формирование данных налогового учета

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в т.ч. операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах, либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных должен быть организован так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых магнитных носителях.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных разрабатываются организациями самостоятельно и устанавливаются приложениями к приказу (распоряжению) руководителя об учетной политике для целей налогообложения.

Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибок в регистрах налогового учета должны быть обоснованы и подтверждены подписью лица, вносящего исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Организация налогового учета

Налоговый учет возможно организовать так:

1. Бухгалтерский учет фактов хозяйственной деятельности осуществляются в обычном порядке работники бухгалтерской службы, а налоговый учет – работники службы, специально созданной для этой цели.

Однако здесь имеет место несколько отрицательных моментов:

Во-первых, создание специальной налоговой службы в большинстве случаев приведет к росту общего числа работников, занимающихся учетом (как бухгалтерским, так и налоговым). Кроме того, не все организации могут позволить себе создание вышеуказанной службы.

Во-вторых, по ряду операций будет дублирование учетных записей в обеих службах, поскольку показатели многих видов доходов и расходов, используемых при расчете налоговой базы, будут формироваться одинаково как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

В-третьих, для руководителей организаций цель бухгалтерского учета значительно снизится, ибо информацию по налогообложению прибыли они будут получать не от бухгалтерии.

2. Налоговый учет ведется без разработки конкретных форм аналитических регистров, которые будут отличаться в разных организациях в зависимости от условий хозяйственной деятельности (организационно-правовой формы, предмета и региона деятельности, видов заключаемых договоров и др.).

Показатели налогового учета

В статье 315 НК РФ перечислено, какие показатели должны быть отражены в налоговом учете для составления расчета налоговой базы. К ним относятся:

1. Прибыль (убыток) от реализации:

Товаров (работ, услуг) собственного производства, а также от реализации имущества и имущественных прав (за исключение прибыли (убытков) от реализации*, указанной в подпунктах 2, 3, 4 и 5 пункта 4 статьи 315);

_________________________

* В НК РФ сказано «… за исключением выручки…», что не соответствует сути данного расчета. Видимо здесь имеет место техническая ошибка.

_________________________

Ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

Покупных товаров;

Финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

Основных средств;

Товаров (работ, услуг)** обслуживающих производств и хозяйств.

Для обеспечения возможности расчета прибыли (убытка) от реализации необходимо в разрезе вышеуказанных видов деятельности вести учет как выручки от реализации, так и понесенных при этом расходов.

_________________________

** В НК РФ сказано: «прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств». Это - редакционная неточность

_________________________

2. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Для расчета данного показателя следует учитывать отдельно внереализационные доходы и внереализационные расходы.

3. Убыток, подлежащий переносу на будущее в порядке, предусмотренном статьей 283 НК РФ.

Именно эти показатели должны в первую очередь приниматься во внимание при разработке видов и форм аналитических регистров налогового учета.

В основу данной концепции налогового учета положен принцип его максимального совмещения с бухгалтерским учетом.

Известно, что сумма прибыли (убытка) как для целей составления бухгалтерской отчетности, так и для расчета налоговой базы в принципе рассчитывается одинаково, как разность между доходами и расходами.

Доходы и расходы: налоговый и бухгалтерский учет

Оценка остатков незавершенного производства и остатков готовой продукции для налогового учета

Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции и товаров отгруженных, изложенный в статье 319 НК РФ, принципиально отличается от методики оценки вышеуказанных показателей, применявшейся до сих пор в бухгалтерском учете.

Различия в этих методах оценки являются главной проблемой, решить которую предстоит налогоплательщикам. Самым простым способом решения этой проблемы было бы принять за основу методику оценки незавершенного производства и остатков нереализованной продукции, изложенную в статье 319 НК РФ, и для целей бухгалтерского учета. При этом однако придется во многом изменить методологию бухгалтерского учета затрат на производство и порядок их бухгалтерского распределения между реализованной и нереализованной продукцией.

Особенности налогового учета операций с амортизируемым имуществом

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ к амортизируемому имуществу в целях налогообложения относятся имущество и нематериальные активы, которые находятся в организации на праве собственности и используются ею для извлечения дохода, и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Основными операциями с амортизируемым имуществом, влияющими на размер налоговой базы, являются начисление амортизации по имуществу, ремонт основных средств и реализация амортизируемого имущества.

Особенности расчета сумм амортизации по основным средствам для целей составления бухгалтерской отчетности и для целей налогообложения приведены в таблице 1.

Большинство этих особенностей легко могут быть учтены в вышеуказанных целях. Если амортизация для целей составления бухгалтерской отчетности начисляется, а для целей налогообложения – нет, то рассчитанные суммы амортизации в регистрах налогового учета не отражаются. В обратном случае суммы амортизации отражаются только в регистрах налогового учета.

Особенностью являются объекты основных средств стоимостью от 2000 руб. до 10000 руб., по которым, следует руководствоваться нормами налогового законодательства, т.е. согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 256 НК РФ стоимость таких объектов должна включаться в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода их в эксплуатацию.

Таблица 1

Особенности расчета сумм амортизации по основным средствам

Группы и виды основных средств

Начисление амортизации

для целей налогообложения

Объекты жилищного фонда

не начисляется

начисляется

Многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста

не начисляется

начисляется

Основные средства, первоначальная стоимость которых от 2000 руб. до 10000 руб.

начисляется

не начисляется

Основные средства, приобретенные с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств)

начисляется

не начисляется

Основные средства переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование

начисляется

не начисляется

Основные средства некоммерческих организаций, не используемые для предпринимательской деятельности

не начисляется

начисляется

По сравнению с ПБУ 6/01 «Учет основных средств», глава 25 Налогового кодекса предусматривает некоторые особенности начисления амортизации. В частности, в отношении основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды* и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации организация вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Это не распространяется на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, если амортизация по ним начисляется нелинейным методом.

____________________

* Понятие «агрессивной среды» дано в пункте 7 статьи 259 НК РФ

____________________

По легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 тыс. рублей и 400 тыс. рублей, основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.

Допускается также начисление амортизации по пониженным нормам (по сравнению с установленными) по решению руководителя организации. Решение должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения.

В пункте 21 ПБУ 6/01 говорится: «начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету…». В пункте 40 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств сказано, что принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании акта приемки‑передачи основных средств и иных документов, в частности, подтверждающих их государственную регистрацию. Следовательно, по объектам основных средств (недвижимость и транспортные средства), право собственности на которые в соответствии со статьей 219 ГК РФ подлежит государственной регистрации, начисление амортизации для целей бухгалтерского учета начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации. Для целей налогообложения пункт 8 статьи 258 НК РФ для вышеуказанных объектов предусматривает начисление амортизации с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Пунктом 2 статьи 257 НК РФ не предусматривается изменение первоначальной стоимости амортизируемого имущества за счет его переоценки. Следовательно, сумма дооценки основных средств, сделанная по решению руководителя организации, не будет учитываться при расчете амортизации для целей налогообложения прибыли.

Ремонт основных средств

Для организаций, кроме перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 260 НК РФ, имеются особенности в признании расходов на ремонт основных средств для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

В первом случае все расходы, связанные с ремонтом основных средств, списываются на счета по учету затрат в полной сумме.

Для целей же налогообложения эти расходы признаются в размере, не превышающем 10% первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств. Расходы, превышающие этот размер, включаются в состав прочих расходов равномерно:

В течение пяти лет – при ремонте основных средств, включенных в состав четвертой – десятой амортизационных групп;

В течение срока полезного использования – при ремонте основных средств, включенных в состав первой – третьей амортизационных групп;

Чтобы обеспечить вышеуказанный порядок признания расходов организации должны вести учет расходов на ремонт основных средств в разрезе амортизационных групп. В случае невозможности такого учета суммы расходов на ремонт, относящихся к основным средствам соответственно первой – третьей и четвертой – десятой амортизационных групп, определяется исходя из доли стоимости основных средств, включенных в состав соответствующей амортизационной группы, в общей стоимости основных средств.

Аналитический учет распределяемых расходов на ремонт необходимо организовать таким образом, чтобы данные учета отражали группировку расходов на ремонт в зависимости от состава отремонтированных основных средств, момент возникновения указанных расходов и сроки их списания, а также сумму расходов на ремонт, уменьшающую налоговую базу последующих отчетных (налоговых) периодов.

Суммы превышения расходов на ремонт арендуемых основных средств отражаются в аналитических данных налогового учета арендатора и включаются в состав прочих расходов в аналогичном порядке.

Убыток от реализации амортизируемого имущества

Имеют место отличия в учете убытка от реализации амортизируемого имущества. Для целей составления бухгалтерской отчетности вся сумма убытка учитывается при расчете финансового результата хозяйственной деятельности.

Для целей налогообложения убыток отражается в учете как расходы будущих периодов, которые включаются в состав внереализационных расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между числом месяцев срока полезного использования этого имущества и числом месяцев его эксплуатации до момента реализации (включая месяц, в котором имущество было реализовано).

Аналитический учет должен содержать информацию о наименовании реализованных объектов, по которым возникли расходы будущих периодов, числе месяцев, в течение которых такие расходы могут быть включены в состав внереализационных расходов, и сумме расходов, приходящейся на каждый месяц.

Во всех вышеперечисленных случаях расхождения в порядке формирования расходов для целей составления бухгалтерской отчетности и для целей налогообложения возможны два варианта учета: отдельно для каждой из этих целей или по методике, указанной в Налоговом кодексе. При этом для сокращения учетной работы более предпочтительным является второй вариант.

Исключением является начисление амортизации по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 тыс. рублей и 400 тыс. рублей, когда для целей составления бухгалтерской отчетности целесообразно начислять амортизацию по основной норме, т.е. без специального коэффициента 0,5. Кроме того, для вышеуказанной цели возможен учет сумм дооценки основных средств при начислении по ним амортизации.

Особенности расчета сумм амортизации по нематериальным активам

Особенности расчета сумм амортизации по нематериальным активам для целей составления бухгалтерской отчетности и для целей налогообложения приведены в таблице 2.

Порядок их учета для вышеуказанных целей в основном аналогичен порядку по основным средствам. При этом следует обратить внимание на несколько моментов.

Во‑первых, для целей налогообложения нематериальные активы стоимостью до 10000 рублей сразу включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода их в эксплуатацию. Если вышеуказанные активы для целей составления бухгалтерской отчетности будут амортизироваться, то сумма их амортизации при расчете налоговой базы не будет учитываться. Для сокращения учетной работы проще стоимость таких нематериальных активов во всех случаях сразу списывать на расходы.

Во‑вторых, Налоговый кодекс вообще не признает деловую репутацию организации и организационные расходы в качестве объектов нематериальных активов в отличие от ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», так же, как и амортизацию по этим объектам для расчета налоговой базы.

В‑третьих, в свою очередь ПБУ 14/2000 в отличие от Налогового кодекса (п. 3 статьи 257) не включает в состав нематериальных активов исключительное право на фирменное наименование, владение «ноу‑хау», секретной формулой или процессом*, а также информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.

__________________________

* В гражданском законодательстве такие понятия отсутствуют.

__________________________

Нелинейный метод начисления амортизации, предусмотренный статьей 259 НК РФ, похож на способ начисления амортизации основных средств, указанный в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и называемый способ уменьшаемого остатка. Однако между ними есть два существенных отличия:

1. Нелинейный метод основан на расчете месячной нормы амортизации, а способ уменьшаемого остатка – на расчете годовой нормы амортизации, что приводит к разным суммам амортизации по месяцам;

2. Порядок расчета амортизации при способе уменьшаемого остатка не меняется в зависимости от величины остаточной стоимости объекта основных средств. При применении нелинейного метода с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20% от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:

Остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;

Сумма амортизации за месяц определяется путем деления базовой стоимости на число месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.

Таблица 2

Особенности расчета сумм амортизации по нематериальным активам

Группы и виды нематериальных активов

Начисление амортизации

для целей составления бухгалтерской отчетности

для целей налогообложения

Нематериальные активы, первоначальная стоимость которых до 10000 тыс. рублей включительно

начисляется

не начисляется

Нематериальные активы, приобретенные с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств)

начисляется

не начисляется

Нематериальные активы переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование

начисляется

не начисляется

Нематериальные активы некоммерческих организаций, используемые для уставной деятельности

начисляется

не начисляется

Деловая репутация организации

начисляется

не начисляется

Организационные расходы

начисляется

не начисляется

Исключительное право на фирменное наименование

не начисляется

начисляется

Владение:

а) «ноу-хау»

не начисляется

начисляется

б) секретной формулой или процессом

не начисляется

начисляется

в) информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта

не начисляется

начисляется

Учетная политика ООО «Строй Сфера» для целей налогового учета устанавливает организацию, форму и способы ведения налогового учета на основании действующих нормативных документов:

  • - Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);
  • - Законы о налогах и сборах Оренбургской области, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В ООО «Строй Сфера» ответственность за ведение налогового учета возложена на бухгалтера - «Специалиста по налоговому учету». В соответствии с должностной инструкцией бухгалтера, бухгалтер обязан:

  • - осуществлять налоговый учет предприятия;
  • - формировать в соответствии с действующими законодательными нормами учетную политику предприятия, для целей налогообложения с учетом различных видов деятельности предприятия с целью обеспечения стабильности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • - обеспечивать правильное и своевременное исчисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты различных уровней;
  • - участвовать в разработке и внедрении на предприятии прогрессивных методов налогового учета;
  • - оказывать консультационную и методическую помощь сотрудникам предприятия, по вопросам налогообложения, связанным с коммерческой деятельностью.

При ведении налогового учета применятся компьютерная технология обработки учетной информации с использованием программного обеспечения «1С: Предприятие 8.2». Налоговый учет ведется на основе регистров бухгалтерского учета с добавлением в них реквизитов, необходимых для налогового учета в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговые декларации представляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в сроки установленные налоговым законодательством Российской Федерации.

В разделе 1 Учетной политики для целей налогового учета описывается методика учета налога на добавленную стоимость:

  • - для налогового учета налога на добавленную стоимость используются данные бухгалтерского учета;
  • - нумерация счетов-фактур осуществляется в соответствии с датами подписания актов выполненных работ (товарных накладных) и может иметь нарушенный порядок, внутри года не допускается иметь пропущенные номера;
  • - счета-фактуры, полученные от поставщиков товаров (работ, услуг), регистрируются в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации;
  • - ответственность за ведение книги продаж, книги покупок и за своевременное и правильное осуществление налоговых расчетов возложены на бухгалтера;
  • - моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость считается день отгрузки товаров.

Раздел 2 Учетной политики для целей налогового учета описывает методику учета налога на прибыль:

  • - для целей налога на прибыль используется метод начисления;
  • - при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) используется метод оценки по средней стоимости;
  • - при реализации покупных товарно-материальных ценностей стоимость приобретения данных ценностей списывается на расходы по средней стоимости;
  • - основные средства, стоимость которых не превышает 40 000 рублей, отражаются в налоговом учете в составе материально-производственных запасов и списываются на расходы единовременно;
  • - признается амортизируемым имуществом, имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей;
  • - начисление амортизации по амортизируемому имуществу производится линейным методом в порядке, установленном статьей 259 Налогового кодекса Российской Федерации;
  • - при определении нормы амортизации по приобретенным объектам основных средств, бывшим в употреблении, устанавливается срок полезного использования с учетом количества лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками;
  • - срок полезного использования определяется на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии со статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом Классификации основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации от 1 января 2002г. №1;
  • - увеличение срока полезного использования основных средств после даты ввода его в эксплуатацию осуществляется в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств осуществляется в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство;
  • - амортизационная премия не применяется;
  • - резервы по сомнительным долгам, по гарантийному ремонту и обслуживанию, предстоящих расходов на ремонт основным средств, предстоящих расходов на оплату отпусков не создаются;
  • - уплата авансовых платежей по налогу на прибыль производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

К прямым расходам относятся:

  • - материальные расходы, за исключением общехозяйственного назначения;
  • - расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг);
  • - взносы на обязательное страхование, начисленные на вышеуказанные суммы расходов на оплату труда;
  • - суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве и реализации товаров (работ, услуг), за исключением общехозяйственного назначения;
  • - иные расходы (аренда основных средств, транспортные расходы и т.п.) за исключением общехозяйственного назначения.

Установлено, что нормируемые расходы включаются в затраты, учитываемые при налогообложении, по максимальным нормативам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации. Представительские расходы включаются в состав прочих расходов в той части, которая составляет до 4% включительно от расходов организации на оплату труда.

Расходы на рекламу полностью включаются в затраты - в части ненормируемых сумм. Нормируемые расходы на рекламу включаются в затраты в той части, которая составляет до 1% включительно выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

Списание ГСМ производится по нормативам, утвержденным в организации в соответствии с Приказом руководителя.

Проценты по долговым обязательствам признаются исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в соответствии со статьей 269 Налогового кодекса Российской Федерации. Учитываются данные расходы в составе внереализационных расходов в том налоговом периоде, когда возникает обязанность по их уплате согласно условиям договора.

  • Особые правила
  • § 2. Метод начисления. Признание расходов Общие правила
  • Длительный цикл производства
  • Распределение расходов
  • Особые правила
  • Расход в отсутствие дохода
  • § 3. Кассовый метод
  • § 4. Методы оценки сырья, материалов и товаров
  • § 5. Амортизация
  • Инвестиционная премия
  • Методы начисления амортизации
  • Специальные коэффициенты амортизации
  • Повышающие коэффициенты
  • Понижающие коэффициенты
  • Глава 3. Формирование резервов
  • § 1. Резерв по сомнительным долгам
  • § 2. Резерв на гарантийный ремонт
  • § 3. Резерв на ремонт основных средств
  • Резерв на текущий ремонт
  • Резерв на особо дорогостоящий и сложный ремонт
  • § 4. Резерв на предстоящую оплату отпусков
  • § 5. Резерв предстоящих расходов на выплатуежегодных вознаграждений за выслугу лет
  • § 6. Резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год
  • Глава 4. Метод списания на расходы выбывших ценных бумаг
  • Глава 5. Метод признания расходов в виде процентовпо кредитам и займам
  • Глава 6. Порядок исчисления налога и авансовых платежей
  • Глава 7. Распределение прибыли между обособленными подразделениями
  • Глава 8. Учет расходов на приобретение прав на земельные участки
  • Раздел III. Учетная политика по ндс
  • Определяем выручку
  • Что предъявить в налоговую инспекцию?
  • Что дальше?
  • Как продлить право на освобождение?
  • Еще один случай уплаты налога
  • Самое неприятное
  • Глава 2. Операции, не подлежащие налогообложению
  • Глава 3. Порядок ведения раздельного учета § 1. Облагаемые и необлагаемые операции
  • § 2. Когда раздельный учет не нужен?
  • § 3. Специальные налоговые режимы
  • § 4. Выдача займов
  • § 5. Операции с векселями
  • Является ли вексель товаром?
  • Продажа векселя и начисление ндс
  • Расходы на реализацию векселей
  • Распределение общехозяйственных расходов
  • § 6. Разные налоговые ставки ндс и экспорт
  • Раздел IV. Учетная политика для "упрощенцев"
  • Глава 26.2 нк рф не содержит требования о составлении учетной политики для целей налогообложения. Однако, по мнению автора, при определенных условиях она необходима.
  • Раздел V. Учетная политика для целей бухгалтерского учета
  • Глава 1. Основы учетной политики Понятие учетной политики
  • Задачи учетной политики
  • Разработка учетной политики
  • Выбор вариантов
  • Сроки разработки
  • Изменение учетной политики
  • Учетная политика для организаций на усн и енвд
  • Глава 2. Учетная политика и бухгалтерская отчетность
  • Раздел VI. Учетная политика для материально-производственных запасов Глава 1. Материально-производственные запасы
  • Глава 2. Товары
  • Раздел VII. Учетная политика для основных средств Глава 1. Амортизация
  • Глава 2. Переоценка
  • Глава 3. Первичная документация
  • Раздел VIII. Учетная политика для нематериальных активов
  • Раздел IX. Учетная политика и образование резервов
  • Раздел X. Учетная политика и признание доходов Доходы и прочие поступления
  • Длительный цикл изготовления
  • Глава 1. Незавершенное производство
  • Глава 2. Выпуск готовой продукции
  • Раздел XI. Учетная политика и косвенные расходы
  • Раздел XII. Учетная политика в отношении специальных инструментов,приспособлений, оборудования и спецодежды
  • Раздел XIII. Учетная политика и расходы будущих периодов
  • Раздел XIV. Учетная политика и некоммерческая деятельность
  • Раздел XV. Учетная политика и финансовые вложения
  • Раздел XVI. Учетная политика и расходы на ниокр
  • Раздел XVII. Учетная политика в отношении кредитов и займов
  • ПриказN ____ от "__" ______ 200 _ г."Об учетной политике зао "АвтоШина" для целей налогообложенияв 2008 г."
  • I. Налог на добавленную стоимость
  • II. Налог на прибыль
  • Приложение
  • ПриказN ____ от "__" ________ 200 _ г."Об учетной политике зао "АвтоШина" для целейбухгалтерского учета в 2008 г. "
  • 5.1. Учет основных средств
  • 5.2. Учет нематериальных активов
  • 5.3. Учет материально-производственных запасов
  • 5.4. Оценка незавершенного производства
  • 5.5. Порядок списания финансовых вложений
  • 5.6. Порядок создания резервов
  • 5.7. Учет расходов будущих периодов
  • 5.8. Учет кредитов и займов
  • Глава 1. Порядок ведения налогового учета

    Разработка порядка ведения налогового учета целиком и полностью ложится на плечи организаций. Дело в том, что ст. 313 НК РФ предусмотрен прямой запрет на установление налоговыми и иными органами обязательных форм регистров налогового учета. Это подтверждается и судебными решениями (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2003 N А43-1400/03-31-57 и постановлением ФАС Уральского округа от 21.04.2004 N Ф09-1522/04-АК).

    Порядок ведения налогового учета фиксируется в налоговой учетной политике, к которой прилагаются и формы налоговых регистров, используемые предприятием.

    Обязательными элементами этих форм в соответствии со ст. 313 НК РФ должны быть:

    наименование;

    период (дата) составления;

    измерители операции в натуральном и денежном выражении;

    наименование хозяйственной операции;

    подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление налогового регистра.

    Все остальное - на усмотрение организации.

    Формирование регистров налогового учета значительно упрощается, если предприятие использует какую-либо автоматизированную бухгалтерскую программу. В зависимости от фирмы - разработчика программы построение налогового учета в ней будет различаться. Но поскольку порядок ведения налоговых регистров в программе уже существует, следовательно, пользователю достаточно изучить документацию к системе, чтобы вести на своем предприятии налоговый учет.

    Значительно сложнее вести бухгалтерский учет вручную или с частичной автоматизацией. В этом случае разрабатывать налоговые регистры налогоплательщику придется самому. А результат этой работы будет являться разделом в налоговой учетной политике.

    Конечно, можно воспользоваться и наработками налоговых органов, которые появились на сайте МНС России еще в декабре 2001 г. Там была дана система налоговых регистров, которая, по мнению налоговиков, полностью обеспечивает ведение налогового учета в организации. Однако эти регистры официально утверждены не были, поэтому могут применяться налогоплательщиками на свой страх и риск.

    Обратите внимание! Данная система была взята за основу для разработки блока ведения налогового учета в программе "1С:Бухгалтерия".

    Система налоговых регистров, предложенная налоговыми органами, состоит из пяти групп. Первые четыре группы регистров предназначены для работы коммерческих организаций:

    регистры промежуточных расчетов;

    регистры учета состояния единицы учета;

    регистры учета хозяйственных операций;

    регистры формирования отчетных данных.

    Пятая группа регистров направлена на учет целевых средств некоммерческих организаций.

    Основная задача регистров первой группы - помочь организации при переходе от одного этапа заполнения регистров налогового учета к другому.

    В состав этой большой группы регистров входят:

    1. Регистр-расчет формирования стоимости объекта учета.

    2. Регистр-расчет учета амортизации нематериальных активов.

    3. Регистр-расчет стоимости списанных сырья и(или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

    4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

    5. Регистр-расчет стоимости сырья (материалов), списанных в отчетном периоде.

    6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

    7. Регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

    8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

    9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

    10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.

    11. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.

    12. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.

    13. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.

    14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

    15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

    16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

    Например, чтобы сформировать стоимость основного средства, которая, как известно, будет складываться из многих видов затрат, налогоплательщику понадобится заполнить Регистр-расчет формирования стоимости объекта учета.

    Основная задача регистров второй группы - накопление сведений об имуществе организации (стоимости основных средств, нематериальных активов, товаров и т.п.). Указывается первоначальная стоимость имущества и ее изменения в течение налогового периода.

    К этим документам относятся:

    1. Регистр информации об объекте основных средств.

    2. Регистр информации об объекте нематериальных активов.

    3. Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

    4. Регистр информации о приобретенных партиях сырья (материалов), учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

    5. Регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.

    6. Регистр информации о движении приобретенного сырья (материалов), учитываемого по методу средней себестоимости.

    7. Регистр учета расходов будущих периодов.

    8. Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности.

    9. Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.

    10. Регистр учета расчетов с бюджетом.

    11. Регистр движения резерва по сомнительным долгам.

    12. Регистр учета расходов на гарантийный ремонт.

    13. Регистр учета расчетов по штрафным санкциям.

    В частности, в регистре информации об объекте основных средств будут содержаться данные:

    первоначальная стоимость;

    назначение объекта;

    способ начисления амортизации;

    срок начисления амортизации;

    применение понижающих или повышающих коэффициентов;

    информация об изменении первоначальной стоимости;

    дата снятия объекта с учета и основания для этого.

    Регистры третьей группы будут содержать информацию о поступлении и выбытии активов налогоплательщика. Они заполняются на основании первичных учетных документов организации.

    К этим регистрам относятся:

    1. Регистр учета операций приобретения имущества (работ, услуг, прав).

    2. Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав).

    3. Регистр учета поступлений денежных средств.

    4. Регистр учета расхода денежных средств.

    5. Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.

    6. Регистр учета расходов на оплату труда.

    7. Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

    При этом под выбытием имущества подразумевается его реализация. Таким образом, в этих документах указывается информация о том, кому и как было продано имущество, или от кого и как оно было получено. Если по этим операциям возникла задолженность, то необходимо отразить ее сумму в регистрах дебиторской или кредиторской задолженности.

    Налоговые регистры четвертой группы предназначены для непосредственного переноса данных из них в налоговую декларацию.

    Их довольно много:

    1. Регистр-расчет учета амортизации основных средств.

    2. Регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде.

    3. Регистр учета прочих расходов текущего периода.

    4. Регистр-расчет финансового результата от реализации амортизируемого имущества.

    5. Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.

    6. Регистр-расчет учета остатка транспортных расходов.

    7. Регистр учета внереализационных расходов.

    8. Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операции по оказанию финансовых услуг.

    9. Регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав).

    10. Регистр учета доходов текущего периода.

    11. Регистр учета убытков обслуживающих производств.

    12. Регистр-расчет финансового результата от деятельности обслуживающих производств и хозяйств.

    Как видим, система учета громоздка, требует больших временных затрат, поэтому организации потребуется несколько дополнительных учетных работников, чтобы вести налоговый учет по предложенной системе.

    Однако предложив налогоплательщикам 51 форму регистров, МНС России в своем сообщении подчеркнуло, что их перечень не является полным. А предложенные формы можно (и нужно) расширять, дополнять, разделять или иным способом преобразовывать их с сохранением в используемых организацией регистрах информации по основным перечисленным показателям. Поэтому в данной ситуации, по мнению автора, проще разработать систему налоговых регистров самостоятельно.

    "


    Похожие статьи