Основные виды, формы и методы антиинфляционной политики. Антиинфляционная политика россии Таким образом формы и методы антиинфляционной политики

Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Существуют два подхода:

1. Регулирование спроса (дефляционная политика)

Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышение процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Этот подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Политика доходов

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем их замораживания или установления пределов их роста. Это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Выбирая варианты, учитывают выбранные приоритеты. Если целью является сдерживание экономического роста, выбирают первую, второй отдают предпочтение, если поставлена цель - стимулирование экономического роста. Если же целью является остановить инфляционный рост, то параллельно используют два метода.

Формы антимонопольной политики:

1. В ряде стран применяется индексация доходов, которая означает компенсацию потерь в результате обесценивания денег.

2. Форма сдерживания роста цен проявляется в замораживании цен на отдельные продукты.

3. Конкурентное стимулирование производства. Оно включает меры: значительное уменьшение налогов для производителей и косвенное стимулирование сбережений населения, а также стимулирование рыночной конкуренции.

Антиинфляционные меры:

1. Стабилизация инфляционных ожиданий.

2. Денежные ограничения.

3. Решение проблемы дефицита бюджета.

4. Реформа налогообложения.

5. Регулирование валютных курсов.

6. Приватизация.

7. Денежные реформы:

Нуллификация – объявление об аннулировании сильно обеспеченной единицы и введения новой валюты;

Ревальвация (реставрация) – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы;

Девальвация – снижение золотого содержания денежной единицы, а после второй мировой войны – это снижение валютного курса к доллару;

Деноминация – укрепление масштаба цен путем зачеркивания нулей.

Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.

Основой антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы.

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента.

Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат потенции падения производства и увеличения безработицы.

В качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу (базу), имеет возможность влиять на ее размеры.

Кейнсианцы обеспечение стабильного экономического роста видят в умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной стоимости. Кейнсианцы предполагают применение денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного "перегрева" экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.

В противоположность кейнсианской схеме представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности, путем борьбы с инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести:

оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы "А" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);

наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);

нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для сделок своп или для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

конверсию военного производства;

развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.

Существуют два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:

дефляционная политика, связанная с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а в конечном счете платежеспособного спроса;

политика доходов, применяемая при стагфляции (сочетание инфляции со спадом производства) и представляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства.

К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения и сдерживание инфляции, можно отнести:

ежегодное установление государством (на основе коллективных договоров предпринимателей с трудящимися с участием профсоюзов) верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов (кредитных, налоговых, валютных), что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики;

оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов - банков, страховых компаний, финансовых компаний и т.п.;

гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но и в то же время сдерживающее их инфляционную деятельность;

совершенствование денежного обращения с учетом того, что, судя по мировой практике, монетаризм в чистом виде потерпел фиаско, и его споры с кейнсианством завершились синтезом рыночного и государственного регулирования;

внешние факторы стабилизации национальной денежной единицы, в частности, стабилизацию торгового и платежного балансов, привлечение в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов;

борьбу компетентных органов с коррупцией, теневой экономикой и мафией, что в свою очередь предполагает разработку эффективной методики выявления нарушений законодательства.

Поэтому исходная база разработки антиинфляционной программы, включающей в себя оздоровление денежного обращения, - использование двух регуляторов: рыночного и государственного. Монетаристы основными инструментами стабилизации экономики считают ограничение денежной эмиссии, сбалансированный бюджет, проведение политики минимальной защиты национального рынка от внешней конкуренции.

Кейнсианцы главными инструментами экономической политики наряду с деньгами считают промышленную политику (налоги, субсидии), торговую политику (таможенные пошлины, квоты, лицензии), более высокие социальные расходы.

В то же время компромиссная программа, построенная на положениях монетаристов и кейнсианцев, могла бы включить в себя следующее:

по-новому строить бюджетную политику, т.е. вместо того чтобы сбалансировать бюджет в течение одного года, лучше стремиться выровнять его в течение более длительного периода, например 3-5 лет;

понижение процентных ставок, сохраняя при этом принципиально консервативную денежную политику и усиливая банковский контроль;

проведение благоприятствующей рынку промышленной политики, поскольку в нормальных рыночных условиях действует принцип "чем меньше государства в экономике, тем лучше";

выравнивание условий деятельности предприятий всех форм собственности;

проведение последовательной приватизации, преследующей улучшение эффективности хозяйственной деятельности и создание среднего класса;

проведение либеральной внешнеэкономической деятельности.

На стабилизацию денежного обращения и ограничение инфляции направлены также денежные реформы.

Денежные реформы включают в себя использование методов нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.

Нуллификация представляет собой процедуру аннулирования сильно обесцененной денежной единицы и введения новых денег. Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или повышение обменного курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Девальвация представляет собой снижение золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или уменьшение официального валютного курса прежде всего к доллару США. Деноминация означает укрупнение масштаба цен путем увеличения номинальной покупательной способности новой одноименной денежной единицы по сравнению со старой.

Мировой опыт показывает, что денежная реформа должна быть направлена на решение следующих основных целей :

привести в соответствие товарную и денежную массы и ввести новую национальную денежную единицу;

остановить сползание экономики к развитию инфляционных процессов и, соответственно, к обесценению введенной национальной денежной единицы;

ограничить на определенный период рост заработной платы, для чего может быть использовано "замораживание" ее и, соответственно, потребительских цен;

установить жесткие пределы эмиссии новых денежных знаков, а также осуществить строжайший контроль за движением наличной и безналичной денежной массы;

стабилизировать экономическим путем валютный курс введенной национальной денежной единицы при условии, что на первом этапе реформы ее обменный курс будет относительно жестким по отношению к сильным валютам.

Инфляция проявляется в непрерывном обшем повышении цен, падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на счетах. Рост цен неумолимо сокращает мае- су товаров, которую способны приобрести владельцы таких сбережений.

При инфляции прежде всего снижается реальный доход получателей фиксированного номинального дохода, т.е. работников бюджетных организаций, пенсионеров. Она также снижает сбережения населения. Инфляция перераспределяет доходы между кредиторами и дебиторами, среди которых выигрывает должник.

Инфляция сказывается на жизненном уровне каждого человека, всех слоев населения и всех сфер рынка. Есть частная инфляция (на определенный вид товара) и общая инфляция, которая является для экономики опасной.

Главный показатель инфляции, когда доход человека растет медленнее, чем цены на товары.

В период инфляции снижаются текущие реальные доходы потребителей. Падает уровень жизни, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции не могут поспеть за динамикой цен.

Губительно действует эффект инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения, что вызывает социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения. Во время инфляции происходит перераспределение доходов, которое несправедливо.

С инфляцией можно бороться при помощи денежной реформы или антиинфляционной политики.

К методам проведения денежной реформы относятся следующие:

  • нулификация — объявление об аннулировании обесценивающейся денежной единицы и введение новой;
  • девальвация — снижение золотого содержания денежных единиц или понижение курса национальной валюты к золоту, серебру и иностранной валюте;
  • деноминация (метод зачеркивания нулей) — укрупнение денежной единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных знаков на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах, балансы предприятий.

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на подавление инфляции.

Антиинфляционная политика может осуществляться двумя способами:

Дефляционная политика - это регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм. Он осуществляется путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Данный вид антиинфляционной политики приводит к замедлению экономического роста.

Политика доходов осуществляется в результате параллельного контроля за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Основными инструментами регулирования российской инфляции являлась кредитно-денежная политика, с помощью которой Правительство РФ в 90-е гг. пыталось воздействовать на денежную массу. Однако в результате таких мер произошли следующие последствия:

В стране в огромном объеме появились неплатежи (невыплаты заработной платы, задолженности перед поставщиками и со стороны клиентов, задолженность перед бюджетом и т.д.). Увеличение денежной массы в данных условиях могло привести к гиперинфляции.

Погашение государственных расходов при дефиците бюджета требует от Правительства РФ прибегать к заимствованиям на внутреннем рынке и увеличению налогового бремени на предприятия, у которых не хватает оборотных средств на хозяйственные нужды. Другой способ — это внешние заимствования, а соответственно внешний долг и проценты по нему.

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции.

1. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса) осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов; реализацией ЦБ государственных ценных бумаг, приносящих фиксированный доход.

2. Политика доходов означает установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.

3. Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.

4. Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения .

Классические методы борьбы с инфляцией

Чтобы успешно преодолеть , необходимо устранить ее причины.

Кейнсианский подход

Кейнсианский подход базируется на предпосылке о дефиците благ на рынке вследствие уменьшившегося предложения при неполной загрузке мощностей. Решение проблемы заключается в том, чтобы стимулировать инвестиционный спрос , вследствие чего, учитывая , увеличится . Рост национального производства в конечном счете приведет к снижению цен, т.е. к снижению инфляции.

Кейнсианские программы стабилизации широко применялись в 30-е гг. и после второй мировой войны. Однако к 70-м гг. активная государственная политика привела к быстрому росту и , что вызвало необходимость пересмотра используемых методов.

Монетаризм

Новое экономическое течение (монетаризм), пришедшее на смену кейнсианству, использовало основные идеи неоклассиков. Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму и ограничиться в основном денежной сферой. Инфляция также провозглашалась чисто монетарным явлением, связанным с увеличением в экономике. Метод борьбы с инфляцией, по мнению монетаристов, заключается в ограничении денежной массы : правительство должно повысить и уменьшить количество денег на руках у населения. В этом случае сократится и инфляция уменьшится. Одновременно с ограничением спроса нужно стремиться увеличить . Это можно осуществить за счет продажи части государственной собственности (частичная приватизация), усиления , поддержке мелкого и среднего бизнеса. Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики — страна должна быть интегрирована в и открыта для притока иностранных капиталов.

Вывод

Рассмотренные методы борьбы с инфляцией противоречивы по своей природе. Поэтому выбор антиинфляционной политики зависит от конкретной экономической ситуации в стране. Следует помнить, что монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими более жесткие и гораздо сильнее влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.

Инфляция и антиинфляционная политика в России

Инфляционные явления сложились в отечественной экономике еше в период административно-командной системы — в 80-е годы XX столетия. Особенность этих процессов заключалась в преобладании неденежных факторов инфляции, включающих:

  • диспропорциональность структуры экономики — устойчивые темпы роста тяжелой промышленности, производящей средства производства при стагнации отраслей, производящих потребительские товары, и отрасли сферы услуг. Так, в 1989 г. на 1 руб. денежной массы, находящейся в обращении, приходилось 18 коп. потребительских товаров в сфере розничной торговли;
  • фондовое распределение средств производства между предприятиями-товаропроизводителями через систему органов государственного снабжения, искусственно создававших их дефицит;
  • плановая централизованная система ценообразования, основанная на занижении цен на природные ресурсы (политика «дешевых ресурсов»), что обусловило высокую степень материалоемкости продукции, производимой предприятиями;
  • низкий уровень внутренних цен на ресурсы, предопределивший ресурсную ориентированность экспорта, поскольку доходы от экспорта дешевых по себестоимости ресурсов значительно превышали доходы от экспорта готовой продукции;
  • чрезмерность производственных капитальных вложений в оборонную отрасль — до 50% ВВП;
  • формирование монополий крупного производства: высокая степень управляемости крупных производственных комплексов, а также требования рационального использования ограниченных ресурсов. Результатом стал высокий уровень монополизма в форме предметной специализации предприятий — около 94% продукции производилось на предприятиях, владеющих более 50% рынка;
  • усиление инфляционных процессов после экономической реформы 1987 г., обусловленное превышением темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

Инфляция первой половины 90-х годов формировалась, с одной стороны, в результате «инфляционного напряжения», сложившегося в период административно-командной системы экономики, а с другой — под воздействием факторов рыночной трансформации экономики.

Первичными (прямыми) факторами стали:

  • либерализация цен и хозяйственных связей;
  • включение российской экономики в мировое хозяйство;
  • переход к рыночному механизму формирования курса рубля и его внутренней конвертируемости;
  • введение новых косвенных налогов;
  • опережающий рост цен на топливно-энергетические ресурсы и тарифов на транспортные перевозки;
  • ориентация отраслей на экспорт, приводящая к высокой степени взаимодействия внутренних и мировых цен;
  • значительное число посредников реализации продукции конечному потребителю;
  • заниженный характер цен в период командно-административной экономики;
  • высокое влияние импортируемой инфляции.

Сложность и многофакторность инфляции в России обусловили формирование воспроизводственного подхода к теоретическому обоснованию ее причин и совокупности механизмов управления инфляционными процессами.

Воспроизводственный подход к понятию инфляции как многофакторного социально-экономического процесса включает следующие взаимосвязанные элементы:

  • главные причины - диспропорции в процессе воспроизводства (включая производство, распределение, обмен, потребление), а также ошибочная экономическая политика;
  • следствие - избыток денег в обращении по сравнению с реальными потребностями хозяйственного оборота в деньгах;
  • сущность (основная форма проявления инфляции) — устойчивый общий рост цен и обесценение денег по отношению к товарам и иностранным валютам;
  • социально-экономические последствия - перераспределение национального дохода и национального богатства в пользу предприятий-монополистов, государства, теневой экономики за счет снижения реальной заработной штаты, пенсий и других фиксированных доходов населения; усиление имущественной дифференциации общества; подрыв движущих сил экономического развития.

Воспроизводственный подход к оценке инфляции как многофакторного процесса направлен на выработку комплексной программы снижения ее темпов, включающей регулирование как монетарных, так и немонетарных факторов.

Регулирование денежных факторов инфляции в современной России связано с рядом проблем:

1. преобладанием валютного компонента в формировании денежного предложения Банка России из-за однобокого развития российской экономики и повышения мировых цен на экспортную продукцию топливно-энергетического комплекса. Главный недостаток эмиссии денег в России — слабая связь с формированием денежного предложения путем кредитования экономики, следовательно, актуально увеличение кредитного компонента денежного предложения с учетом условий процесса воспроизводства, трсбо- ваний внутреннего хозяйственного оборота. В России связь сохраняется, хотя и однобоко, с денежным спросом доминирующей в экономике экспортно-ориентированной тоиливно-сырьевой отрасли, которая стимулирует развитие смежных отраслей и выступает одним из крупнейших инвесторов. Таким образом, деньги, эмитируемые Банком России путем покупки валютной выручки экспортеров, обмениваются на часть национального дохода страны;

2. слабым воздействием классических инструментов денежно- кредитного регулирования (ставки рефинансирования, норм обязательных резервов, операций на открытом рынке) на формирование и перераспределение финансовых ресурсов в экономике;

3. направленностью денежно-кредитной политики ЦБ РФ на регулирование эмиссии только центральных денег. Эмиссия частных денег, выпускаемых кредитно-финансовыми учреждениями, по существу осуществляется бесконтрольно. В связи с этим важно совершенствовать структуру денежной массы за счет сокращения использования в хозяйственном обороте денежных суррогатов и иностранных валют. Исследование соотношения между официальными, частными деньгами и иностранными валютами, используемыми в хозяйственном обороте России, важно для регулирования коэффициента монетизации экономики (отношение среднегодовой денежной массы к номинальному ВВП). Этот коэффициент в России постепенно растет, но пока в 2-3 раза ниже, чем в ряде других стран (в США — 53%, Японии — 125%, Китае — 204%). Увеличение монетизации экономики за счет эмиссии частных денег может напрямую спровоцировать инфляцию. Предложения повысить монетизацию экономики за счет использования государственных золотовалютных резервов и стабилизационного фонда не учитывают инфляционные последствия таких мер. Для избежания этих последствий необходима программа использования стабилизационного фонда для осуществления быстроокупаемых инвестиционных проектов.

Комплексные антиинфляционные меры среднесрочной перспективы предусматривают проведение консервативной денежно- кредитной политики, регулирующей денежные предложения в соответствии с реальным денежным спросом хозяйственного оборота в зависимости от величины ВВП. Сделан акцент на замедление скорости обращения денег до 2,8-3 оборотов в 2009 г. Обоснована необходимость регулирования денежного предложения в качественном аспекте — сокращение валютного компонента эмиссии и расширение денежного предложения за счет рефинансирования банковской системы. Планируется расширение применения таких инструментов рефинансирования, как переучет векселей, операции своп, операции на открытом рынке.

Регулирование немонетарных факторов инфляции - это прежде всего рост цен, возникающий независимо от денежных факторов. К немонетарным факторам роста цен в России можно отнести:

  • изменение курса рубля к доллару и евро;
  • рост издержек производства и тарифов на услуги естественных монополий;
  • повышение бюджетной заработной платы, пенсий;
  • бегство от обесценивающихся денег к товарам;
  • рост мировых цен на топливо;
  • наценки многочисленных торговых посредников;
  • «отложенную инфляцию» и инфляционные ожидания;
  • отсутствие в России рыночной конкуренции, влияющей на снижение цены.

В этой связи России необходима разработка ценовой политики, основанной наряде принципов, обеспечивающих снижение немонетарного ценового компонента инфляции. Эти принципы должны включать:

  • демонополизацию экономики;
  • контроль за установленными лимитами роста тарифов на услуги естественных монополий;
  • стимулирование рыночной конкуренции;
  • уменьшение количества торговых посредников;
  • правовое регулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги;
  • эффективное регулирование таможенных пошлин на вывозимые и ввозимые товары.

В утвержденном Правительством РФ комплексе антиинфляционных мер ведущую роль занимают именно механизмы воздействия на ценообразование. К ним относятся:

  • ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов;
  • снижение темпа роста цен на горюче-смазочные материалы посредством стимулирования конкуренции, развития биржевой торговли, снижения налоговой нагрузки и технологического обновления нефтяной отрасли;
  • замедление роста цен на продовольственные товары на фоне стимулирования предложения этих товаров и совершенствования регулирования их импорта.

Важной составляющей управления немонетарными факторами инфляции выступает регулирование заработной платы и доходов, превышающих рост производительности труда. Тенденция повышения заработной платы в России стала глобальной за счет таких явлений, как повышение оплаты труда госслужащих и депутатского корпуса, теневая заработная плата, повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Во избежание инфляционных последствий важно координировать повышение заработной платы с учетом динамики производительности труда и регулировать чрезмерный рост денежных доходов налоговыми методами.

Весомую роль в снижении темпа инфляции в России играет оздоровление федерального бюджета на основе улучшения макроэкономических показателей, увеличения налоговых поступлений, превращения бюджета в бюджет развития, реформирования бюджетного процесса, внедрения в государственном секторе экономики бюджетирования, ориентированного на результат.

Для обеспечения экономического роста без усиления инфляции необходима модернизация банковской системы и снижение инфляционной составляющей в ее деятельности. Решающими шагами в этом направлении должны стать:

  • увеличение капитализации банков, привлечение среднесрочных и долгосрочных ресурсов в их оборот;
  • совершенствование системы рефинансирования банков для поддержания их ликвидности и текущей деятельности;
  • снижение стоимости кредитных услуг;
  • обеспечение устойчивости банковской деятельности за счет развития макроинструментов снижения рисков;
  • повышение конкурентоспособности российской банковской системы;
  • совершенствование банковского контроля и надзора.

Дополнительную остроту проблемам высокой инфляции в России может придать вступление нашей страны в ВТО, поскольку это приведет к сближению внутренних и мировых цен на энергоресурсы, может привести к снижению эффективности сырьевого экспорта. В условиях открытости российской экономики и отмены валютных ограничений (с 1 июля 2006 г.) возрастает влияние внешних факторов на экономический рост и инфляцию. Состояние федерального бюджета значительно зависит от поступлений налогов и пошлин от экспорта энергоносителей.

Возрастает риск импортируемой инфляции. Для ограничения ее действия целесообразно уделять больше внимания импортозамешению, поскольку около половины потребительского рынка составляют иностранные товары, в том числе дорогостоящие. Необходимо повысить конкурентоспособность отечественных товаров по ценам, а главное, по качеству. Отсюда вытекает потребность в инвестициях и банковских кредитах для возрождения российского производства товаров народного потребления на основе инноваций с учетом спроса потребителей. Прогнозируемое увеличение производства продовольствия и других потребительских товаров повысит товарное обеспечение рубля.

При нейтрализации внешних факторов важна роль валютной политики. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» она обычно ограничена курсовой политикой. Банк России традиционно стремится противодействовать чрезмерному как снижению, так и повышению курса рубля, учитывая соотношение позитивного и негативного влияния курсовой политики на экономический рост и инфляцию. Валютная политика должна включать и такие ориентиры, как регулирование структуры платежного баланса, валютного рынка, оптимального уровня золотовалютных резервов, обеспечение перехода от формальной к реальной свободной конвертируемости рубля. Приоритетной задачей является постепенное расширение использования рубля в международных экономических, в том числе валютно-кредитных отношениях.

В настоящее время проблема инфляции в России актуализируется в связи с внедрением модели экономического развития, направленной на активизацию инновационных факторов экономического роста. В этой связи макроэкономическими условиями сдерживания инфляции выступают:

  • пропорциональный, сбалансированный экономический рост;
  • возрождение национального производства, структурная перестройка экономики и ее инновационная модернизация;
  • увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, развитие инфраструктуры;
  • концентрация инвестиций на приоритетных и быстрооку- паемых проектах в несырьевых отраслях;
  • активное противостояние теневой экономике;
  • эффективная государственная программа сдерживания «бегства» капитала за рубеж;
  • повышение эффективности интеграции России в мировое хозяйство с учетом приоритетов формирования национальной инновационной системы.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Для нахождения наиболее правильных путей преодоления инфляции необходимо знать и принимать во внимание исторический опыт борьбы с ней. Конкретные направления антиинфляционной политики зависят от причин, вызывающих инфляцию. Если причинами инфляции является факторы спроса, то проводится политика регулирования цен и доходов. Если инфляция имеет тип издержек, то применяется дефляционная политика. В рамках комплексного антиинфляционного регулирования применяются оба направления, как политика цен и доходов, так и дефляционная политика.

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т. д.

Конкретными методами антиинфляционной политики могут быть:

«шоковая терапия»;

Жесткое кредитное регулирование;

Регулирование ценообразования;

Совершенствование бюджетно-налоговой системы;

Регулирование валютного и финансового рынков;

Выпуск государственных ценных бумаг;

Замораживание и индексация вкладов населения и прочие мероприятия. При проведении шоковой терапии должны последовательно

осуществляться три основных этапа:

1. Разгосударствление собственности.

2. Создание конкурентной среды среди товаропроизводителей.

3. Либерализация цен.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет государственный банк, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на равновесное развитие экономики, а также смягчение ограничения денежной массы в обращении и улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста наименее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, также как и сокращение объема наличных денег. Улучшение структуры денежной массы предполагает более активное воздействие государства на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

Под жестким кредитным регулированием подразумевается регулирование государством процесса выдачи кредита, направленное на его сокращение, за счет увеличения стоимости кредитных ресурсов, путем повышения размера учетной ставки и норм обязательных резервов по привлеченным средствам, хранимых в центральном банке.

В условиях борьбы с инфляцией одним из решающих фактором является наличие в руках у государства, в лице соответствующих структур, возможности управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при обязательном сохранении применения преимущественно свободных рыночных цен. В любой ситуации, и особенно в условиях инфляции, государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, товары первой необходимости, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги.

Во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всей технологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с сокращением дефицита бюджета за счет решения проблем собираемости налогов. Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию бюджетно-налоговой системы путем:

Сокращения количества взимаемых налогов;

Отказа от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;

Пересмотра налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен;

Изменения методики налогообложения;

Ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

Регулирования перераспределительных отношений между бюджетами различных уровней.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса. Основой внешнеэкономической деятельности должно стать развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановки «бегства капитала» за рубеж и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов по этим операциям.

Большое значение для борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации руководителей государства и лидеров политических партий.

Несмотря на универсальный характер большинства методов антиинфляционной политики, на практике должны использоваться те из них, которые наиболее эффективно и точно отражают специфику инфляции в конкретной стране в конкретный момент времени.

Применительно к современной России следует помнить, что природа отечественной инфляции и причины, ее усугубляющие, весьма специфичны и не характерны для стран с классической рыночной экономикой. Здесь тесно переплетаются экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные. Специфика российской инфляции корнями уходит в то время, когда страна вступила на путь рыночных преобразований с инфляцией планово-распределительной системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек.

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов регулирования, соответствующих современным реалиям ее экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях затянувшегося финансового кризиса. Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений, и безусловного выполнения существующего законодательства.


Похожая информация.


Основными формами стабилизации денежного обращения, завися­щими от состояния инфляционных процессов, являются денежные ре­формы и антиинфляционная политика.

Денежные реформы проводились в условиях металлического де­нежного обращения - при серебряном или золотом стандарте, а так­же после второй мировой войны, когда действовал золотодевизный или золотодолларовый стандарт.

По окончании войн и революций стабилизация денежного обра­щения как один из важнейших способов восстановления экономики проводилась с помощью:

Нуллификации;

Реставрации (ревальвации);

Девальвации;

Деноминации.

Нуллификация - объявление об аннулировании сильно обесценен­ной денежной единицы и введение новой валюты.

Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы.

Девальвация - снижение золотого содержания денежной единицы.

Деноминация -- метод "зачеркивания нулей", т. е. укрупнение масштаба цен.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. ; В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной поли­тики: дефляционная политика (или регулирование спроса) и полити­ка доходов.

Дефляционная политика - это методы ограничения денежного спро­са через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т. д. Осо­бенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.

Политика доходов предполагает параллельный контроль над цена­ми и зарплатой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляци­онной политики применяется редко, поскольку, во-первых, замедле­ние роста цен вызывает дефицит на некоторые товары, во-вторых, рост цен сдерживается лишь на определенное время, а с отменой ограни­чений снова ускоряется.

Варианты антиинфляционной политики выбираются в зависимос­ти от приоритетов. Если ставится цель сдержать экономический рост, то проводится дефляционная политика, если же предполагается сти­мулирование экономического роста, то предпочтение отдается по­литике доходов. Если ставится цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно используются оба метода антиинфляционной политики.

Индексация (полная или частичная) означает компенсацию потерь в результате обесценения денег. Сначала данный метод применялся в конце 40-х - начале 50-х годов при инфляции, вызванной перехо­дом от военной экономики к нормальным рыночным условиям.

Формы сдерживания контролируемого роста цен проявляются, во-первых, в замораживании цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах. Подобный конт­роль сохранился во всех ведущих развитых странах.

Еще большее значение этот контроль имеет для развивающихся
стран, где стабильный уровень розничных цен на потребительские
товары поддерживается государственными субсидиями, что обеспе­чивает хотя и низкий, но стабильный уровень жизнинаселения.

Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулирова­нию сбережений для населения (снижение налогов с населения).

Тема. Экономическая сущность кредитной системы

Понятие кредитной системы.

2. Виды кредитных учреждений.

Понятие кредитной системы.

Неотъемлемой составляющей финансово-кредитной системы является

кредитная система. Кредитная система, так же как и финансовая система в отношении финансов, развивает и конкретизирует понятие кредита. Кредит представляет собой совокупность экономических отношений, которые возникают между кредитором и заемщиком при передаче ссудного капитала на принципах платности, возвратности, срочности, обеспеченности, целевого характера и дифференцированного подхода.

Основой возникновения кредита является совокупность товарно-денежных отношений. Соответственно кредит может выступать в товарной и денежной форме. Кредит подразделяется на банковский, коммерческий, потребительский, лизинговый, ипотечный, международный и государственный. Отнесение государственного кредита к кредитным отношениям вызывает сомнение у многих финансистов, которые рассматривают государственный кредит как часть финансовой системы. С одной стороны, государственный кредит представляет собой классические кредитные отношения между кредитором и заемщиком на основе указанных принципов, когда одной из сторон выступает государство. С другой стороны, государство использует ссудный фонд для формирования и распределения централизованных фондов, выполняя свои функции, что является финансовыми отношениями. Таким образом, государственный кредит, стоящий на стыке финансовых и кредитных отношений, подтверждает связь между кредитом и финансами, которая также вытекает из сходства функции распределения, присущей этим двум экономическим категориям.

Государственные органы используют следующие методы монетарного регулирования.

«Учетное окно». Механизм учета представляет собой важный инструмент монетарного регулирования, при котором органы монетарного регулирования могут оказывать воздействие на количество резервных денег и обменный курс путем изменения суммы и условий предоставления своих кредитов. Так, повышение учетной ставки стимулирует приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, тем самым увеличивая массу иностранной валюты и повышая курс национальной денежной единицы. Например, установленный администрацией США в начале 1980-х гг. более высокий уровень процентной ставки, чем в странах Западной Европы и Японии, сделал доллар более привлекательной валютой для инвесторов из других стран, благодаря чему в Соединенных Штатах были созданы дополнительные рабочие места и в конечном итоге предпосылки для увеличения темпов экономического роста. Нормы обязательных резервов. Монетарные власти могут действовать на обменный курс путем изменения величины обязательных резервов, которые коммерческие банки должны у них держать. Например, повышение нормы обязательных резервов заставит банковскую систему держать большее количество резервов для покрытия заданного уровня депозитов, в результате чего сократится предложение национальных денег и курс повы­сится. Однако в последние годы была отмечена тенденция снижения норм обязательных резервов или их полной отмены. Это, связано с потерей конкурентоспособности банков. Из-за того, что центральный банк обычно не платит процент по резервным счетам коммерческих банков, последние ничего не зарабатывают на них и теряют доход, который могли бы получить, если бы ссужали эти деньги.

Таргетирование денежной массы (monetary targeting). Среди стран,
которые регулированием денежных агрегатов пытались
оптимизировать уровень инфляции, - США, Канада, Великобритания.
На протяжении двадцати лет (с 1974 г.) этот режим применяли
Германия и Швейцария;

Таргетирование уровня инфляции (inflation targeting). Первым
государством, которое стало реализовывать эту политику, была Новая
Зеландия (1990), за ней последовали Канада (1991), Великобритания
(1992), Швеция и Финляндия (1993), Австралия и Испания (1994).
Режим целевого показателя уровня инфляции включает в себя
несколько элементов: 1) среднесрочную декларацию достижения
конкретных показателей инфляции; 2) включение целевых параметров
инфляции в долгосрочную концепцию развития государства; 3)
снижение роли промежуточных показателей, например роста
денежной массы, в общей стратегии достижения оптимального уровня
инфляции; 4) достижение прозрач­ности долгосрочной монетарной политики путем придания
гласности текущих задач и планов; 5) увеличение подотчет­ности центрального банка для достижения целевых уровней инфляции.

Валютная интервенция. Органы монетарного регулирования могут проводить интервенции на валютном рынке с различными целями, в том числе для поддержания обменного курса и дости-жения желаемого уровня международных резервов. Для повы­шения курса национальной валюты проводится продажа, а для снижения - покупка иностранной валюты. Имеются различные приемы проведения валютной интервенции.

Одна из важнейших тенденций последних лет в развитии кредитных систем развитых зарубежных стран - стирание различий между отдельными видами банков, между банками и небанковскими кредитными организациями. Глобальная тенденция к универсализации деятельности крупных банков успешно сочетается с сохранением специализации целого ряда кредитных ин­ститутов на отдельных видах банковских операций.

Таким образом, кредитная система, представляющая собой совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения, включает в себя три уровня: центральный банк, коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.

Функционирование кредитной системы тесно связано не только с финансовой системой (в сумме они образуют финансово-кредитную систему), но и с денежной и валютной системами. Взаимосвязь очевидна, так как деньги (валюта) являются объектом кредита, а денежные отношения - необходимым условием возникновения кредитных и финансовых отношений. Поскольку финансовые отношения, как, впрочем, и кредитные, являются частью денежных отношений, то соответственно финансово-кредитная система может быть отнесена к определенной части, денежной системы.

Во всех странах монетарная политика центрального банка дополняется банковским регулированием и надзором за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций. Используя лицензирование банковской деятельности, установление обязательных нормативов, систему страхования вкладов, анализ отчетности, ревизию и проверку деятельности кредитных институтов, центральные банки стремятся поддерживать ста­бильность банковской системы, защищать интересы вкладчиков и кредиторов, не вмешиваясь при этом в оперативную деятельность кредитных организаций.

2. Виды кредитных учреждений

По признаку собственности центральные банки подразде­ляются на государственные, акционерные и смешанные. Го­сударственными центральными банками являются Немецкий федеральный банк, Банк Англии, Банк Франции. Ярким пред­ставителем акционерных центральных банков является Феде­ральная резервная система США. К смешанным центральным банкам относятся те, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор (Банк Японии).

На втором уровне кредитной системы государства находятся коммерческие банки. Наиболее крупные из них являются институтами универсального профиля, выполняющими обширный круг операций и предоставляющими клиентам полное финансовое обслуживание.

Основные функции коммерческих банков можно объединить в три группы:

* банки играют ключевую роль в коммерческом обороте товаров и услуг.
Они предоставляют участникам хозяйственной деятельности возможность
осуществлять расчеты по заключаемым контрактам и договорам,
используя инфраструктуру банковской системы и платежные инструменты;

* банки являются финансовыми посредниками, обеспечивающими в
экономике процесс «сбережение - инвестиции», т.е., с одной стороны,

они являются местом, где хранится основная масса временно свободных средств предприятий и населения, а с другой - служат источником средств для удовлетворения инвестиционных потребностей субъектов хозяйствования и граждан;

* коммерческие банки являются главным источником ликвидности экономики, позволяя покупателям и продавцам товаров и услуг осуществлять свою деятельность на постоянной, непрерывной основе. Без эффективной банковской системы возможности стабильного функционирования на­циональной экономики крайне ограничены. Ресурсы банка складываются из собственных средств банка, т.е. его капитала, и привлеченных, т.е. заемных, средств, представляющих собой обязательства банка перед другими кредит­ными организациями, предприятиями и гражданами, разместившими свои средства в банке в качестве остатков на корреспондентских, расчетных и текущих счетах, депозитов, вложений в долговые ценные бумаги банка. Операции, связанные с пополнением или расходованием капитала банка, т.е. по привлечению и возврату средств, принято называть пассивными. Это объясняется тем, что в балансе собственные средства и обязательства банка отражаются в пассиве (правой части баланса). Собственные вложения банка отражаются в активе баланса и соответственно называются активами, операции с активами - активными операциями.

Третий уровень кредитной системы представляют специализированные кредитно-финансовые учреждения. К специализированным кредитно-финансовым институтам (в Великобритании их еще называют околобанковскими институтами) относятся инвестиционные банки и компании, доверительные компании, ипотечные банки, пенсионные фонды, всевозможные взаимные и паевые фонды, кредитные союзы и ассоциации, компании по финансированию продаж товаров в рассрочку, факторинговые, форфейтинговые, лизинговые компании и т.д. Исторически некоторые из перечисленных учреждений возникали там, где образовывались ниши в удовлетворении спроса на отдельные виды финансового обслуживания.



Похожие статьи