На кого возлагается формирование учетной политики организации. Зачем нужна и как разработать учетную политику организации

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Формирование учетной политики

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

Выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Порядок изменения учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

Изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

Существенного изменения условий деятельности.

Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательств Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете в отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.

Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Раскрытие информации в рамках учетной политики

В составе информации об учетной политике по основным средствам подлежит раскрытию следующая информация:

Выбранных способах начисления амортизации;

Порядке списания затрат по ремонту основных средств;

Способах оценки основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;

Об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая случаи достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценку основных средств);

Принятых сроках полезного использования объектов;

Об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

Об объектах основных средств, предоставленных и полученных, по договору аренды;

Об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе регистрации.

По нематериальным активам в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

Способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

Способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;

Способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;

Принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов.

По расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) элементами учетной политики являются:

Выбор способа списания расходов по НИОКР;

Определение сроков списания расходов по НИОКР.

По материально-производственным запасам элементами учетной политики являются:

Выбор варианта синтетического учета МПЗ;

Выбор метода оценки МПЗ;

Последствия изменений в учетной политике методов оценки МПЗ;

Стоимость МПЗ, переданных в залог;

Величина и движение резервов под снижение стоимости матери-альных ценностей;

Разница между фактической себестоимостью МПЗ и стоимостью их возможной реализации, отнесения на финансовые результаты организации;

Порядок документального оформления поступающих материалов.

По затратам на производство и по учету готовой продукции элементами учетной политики являются:

Выбор системы счетов для учета расходов по обычным видам деятельности;

Выбор способа группировки и списания затрат на производство продукции;

Выбор способа учета готовой продукции;

Выбор способа оценки готовой продукции, товаров отгруженных, незавершенного производства;

Выбор варианта сводного учета затрат на производство;

Выбор метода определения выручки от продажи продукции;

Признание момента продажи по работам долгосрочного характера;

Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

Выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учета

Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Минфина РФ) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.

На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

Организация самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия. В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.

При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество не обязательных для инвентаризации в отчетном году основных средств, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.

Организации самостоятельно разрабатывают систему внутри-производственного учета, отчетности и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

Раскрытие учетной политики

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности относятся:

Способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов;

Оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

Признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

Если при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, то такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Учетная политика организации это основополагающий документ, в котором раскрываются все особенности бухгалтерского (налогового) учета в конкретном периоде. Учетная политика (при ее правильном формировании) позволяет обеспечить наиболее эффективное взаимодействие всех структур организации, участвующих в учетном процессе, и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

В России сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:

Первый уровень – Закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;

Второй уровень – Положения по бухгалтерскому учету;

Третий уровень – методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы Минфина России;

Четвертый уровень – внутренние документы конкретной организации.

Первые три уровня системы – прерогатива государства.

Четвертый уровень формирует организация исходя из специфики своего хозяйствования.

Включение внутренних документов организации в состав системы нормативного регулирования вовсе не означает полной свободы организации в разработке содержания этих документов и порядка их принятия. Государство контролирует этот процесс через его отражение и раскрытие в нормативных актах, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

В качестве основного документа четвертого уровня нормативные документы рассматривают учетную политику организации.

Согласно п. 3 ст. 5 «Регулирование бухгалтерского учета» Закона «О бухгалтерском учете»: «…организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности».

Положение ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н) – основополагающий нормативный документ, которым следует руководствоваться организации при формировании и раскрытии учетной политики.

Положение включает четыре раздела:

I. Общие положения;

II. Формирование учетной политики;

III. Раскрытие учетной политики;

IV. Изменение учетной политики.

В соответствии с ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

Приемы организации документооборота,

Способы применения системы учетных регистров,

Способы обработки информации,

Приемы организации инвентаризации,

Способы применения счетов бухгалтерского учета,

Способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности,

Методы погашения стоимости активов,

Иные способы и приемы.

При формировании учетной политики по конкретному вопросу ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из способов, допускаемых законодательством и нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет в РФ.

Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Организации самостоятельны в формировании учетной политики. Однако эта самостоятельность должна быть сознательно ограничена в целях формирования способов учета, позволяющих обеспечивать эффективный обмен отчетной информацией, например, внутри группы организаций.

Состав участников процесса формирования учетной политики (главный бухгалтер, менеджмент компании, методологи и работники функциональных служб, внутренние и внешние консультанты) зависит от масштабов организации.

При привлечении к разработке учетной политики консультантов необходимо тщательно подойти к формулировке условий договора и определению объема услуг и обязанностей консультанта.

Устанавливая ответственность руководителя за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 1 ст. 6), Закон «О бухгалтерском учете» называет в качестве лица, ответственного за формирование учетной политики, главного бухгалтера организации (п. 2 ст. 7). При этом в качестве субъекта процесса формирования учетной политики Закон «О бухгалтерском учете» определяет собственно организацию без указания на каких-либо конкретных должностных лиц (п. 3 ст. 5). В соответствии с п. 3 ст. 6 принятая учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (т.е. исходя из нормы п. 1 ст. 6 – руководителя организации).

Таким образом, в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете»:

Организация формирует учетную политику;

Главный бухгалтер отвечает за процесс формирования;

Руководитель утверждает принятую учетную политику и отвечает за ее содержание (так как в целом отвечает за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций).

Норма законодательства об учетной политике накладывает большую ответственность на руководителя организации и главного бухгалтера, требует хорошего знания методологии и организации бухгалтерского учета, налогообложения, финансов и других вопросов.

Если в организации нет бухгалтерии или штатного бухгалтера, таким лицом может быть руководитель организации, так как Законом «О бухгалтерском учете» на него возложена вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учета.

В текст ПБУ 1/98 включена норма Закона «О бухгалтерском учете» и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) относительно перечня вопросов, утверждаемых при формировании учетной политики. К ним относятся:

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов

Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Методы оценки активов и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Другие вопросы, решение которых необходимо для организации бухгалтерского учета.

Таким образом, условно всю совокупность решаемых с помощью учетной политики вопросов можно разделить на методические и организационно-технические.

Методические вопросы учетной политики организации влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации и на оценку ее финансового состояния.

Организационно-технические вопросы учетной политики организации включают приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.

Самой сложной, пожалуй, является проблема разрешения споров при принятии решений по выбору того или иного способа ведения бухгалтерского учета. Выбор конкретного варианта может существенным образом повлиять на объем учетной работы, на разграничение ответственности за те или иные учетные процессы.

О сроках формирования учетной политики можно говорить только в отношении вновь создаваемых организаций.

Все остальные организации, то есть организации, которые существуют более одного отчетного периода, должны были сформировать учетную политику в том отчетном периоде, за который была представлена первая бухгалтерская отчетность. Принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно из года в год, претерпевая изменения только в установленных законом случаях (п. 4 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете»).

Таким образом, «старые» организации могут говорить только об изменениях или дополнениях к ранее сформированной учетной политике, даже если ее содержание будет изменено на 100%.

Сроки формирования и оформления учетной политики установлены в п. 10 ПБУ 1/98: «Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)».

Все принятые организацией решения обязательно закрепляются в приказе по учетной политике (п. 3 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете»).

Приказ об учетной политике организаций на 2007 г. должен быть датирован не позднее 31 декабря 2006 г., то есть не позднее того учетного периода, с которого вводится в действие учетная политика.

У налогоплательщиков должно быть как минимум два Положения об учетной политике: «Учетная политика для бухгалтерского учета», «Учетная политика для налогообложения».

Учетная политика для бухгалтерского учета.

Бухгалтерская учетная политика разрабатывается в целом как стратегия учетного процесса для организации с необходимостью соблюдения последовательности ее применения. Через учетную политику нужно прописывать, например, как начислять амортизацию: линейным методом или методом уменьшаемого остатка, это комплекс вопросов, который определяет систему ведения учетного процесса в организации, который формируется и разрабатывается в течение всего года.

Соответствующая организационно-распорядительная документация, оформляющая учетную политику в организации для бухгалтерского учета, может содержать следующие разделы.

1. Организация работы бухгалтерии. Организация документооборота. Система учетных регистров. Организация самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования. Организация бухгалтерской службы включает в себя права и обязанности главного бухгалтера (или бухгалтера, выполняющего его функции), порядок взаимодействия бухгалтерской службы с другими службами, организационное построение бухгалтерии и т. д.

2. Система ведения бухгалтерского учета и способы обработки учетной информации. На сегодняшний день наиболее распространена система ведения бухгалтерского учета при помощи программных средств с использованием журнала хозяйственных операций со сплошной нумерацией последних.

3. Организация инвентаризации имущества и денежных обязательств. Инвентаризация – подсчет в натуре имущества компании и выверка ее обязательств.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

4. Способы применения счетов бухгалтерского учета. При ведении бухгалтерского учета организации руководствуются Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Этот План счетов является типовым. Руководитель организации утверждает Рабочий план счетов, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета. При этом уточняется содержание отдельных субсчетов (счетов второго порядка), данные субсчета исключаются или объединяются, вводятся дополнительные субсчета.

5. Способ начисления амортизации объектов основных средств. Амортизация основных средств может производиться одним из следующих способов: линейным; списания стоимости пропорционально объему оказанных страховых услуг; уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Причем последние три способа применяются по отношению к основным средствам, введенным в эксплуатацию с 01.01.1998.

6. Способ погашения стоимости находящихся в эксплуатации МБП.

7. Перечень нематериальных активов и нормы начисления амортизации по ним. Амортизация по нематериальным активам начисляется ежемесячно по нормам, определяемым организацией исходя из установленного срока их полезного использования, устанавливаемого организацией самостоятельно.

8. Перечень расходов будущих периодов и сроки их списания. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в отчетности строкой как расходы будущих периодов и подлежат списанию на себестоимость страховых услуг (либо на соответствующие источники средств организации) в течение срока, к которому они относятся.

9. Прочие разделы учетной политики. Любая организация может предусматривать и другие разделы учетной политики, предопределенные Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98) и другими нормативными документами.

Так, например, если организация имеет филиалы, то в учетной политике необходимо предусмотреть систему организации работы с филиалами (сроки представления бухгалтерских/финансовых отчетов головной компании, систему контроля за деятельностью филиалов, за их учетной работой и т.д.).

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Особенного отношения требуют вопросы изменения учетной политики. О том, насколько значимы эти вопросы в настоящее время, свидетельствует и тот факт, что в ПБУ 1/98 им посвящен самостоятельный раздел.

ПБУ 1/98 (п. 16) конкретизирует норму п. 4 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» и предусматривает следующие случаи, в которых может быть изменена учетная политика организации:

Изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

Разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

Существенное изменение условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Как видим, перечень возможных вариантов изменений условий деятельности, предусмотренных ПБУ 1/98, не является закрытым.

ПБУ 1/98 (п. 16) определено: «Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации».

Это означает, что организация может вносить дополнения в учетную политику по мере возникновения новых фактов хозяйственной деятельности, не имевших места ранее, а не пытаться при формировании учетной политики «угадать» все возможные операции, которые будет осуществлять организация в будущем.

Изменение учетной политики оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией в таком же порядке, в каком оформляется учетная политика при ее принятии (п. 17 ПБУ 1/98).

Учетная политика для целей налогообложения.

Еще несколько лет назад многие организации вообще не формировали учетную политику для целей налогообложения как отдельный документ. Некоторые элементы такой политики входили в состав единой учетной политики фирмы. Там одновременно присутствовали и применяемые правила ведения бухгалтерского учета, и нормы, касающиеся порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов.

Все кардинально изменилось после того, как начали действовать гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ.

В тексте этих глав прямо содержится требование о формировании специальной учетной политики для целей налогообложения.

Однако это вовсе не означает, что организация должна ограничиться только составлением учетной политики по налогу на добавленную стоимость (НДС) и налогу на прибыль организаций. В Налоговом кодексе РФ есть достаточно много других вопросов, которые требуют от фирмы выбрать тот или иной вариант действий.

Следовательно, учетная политика для целей налогообложения – это документ, в котором налогоплательщик обязан прописать все те правила и методы, которыми он намеревается руководствоваться при исчислении и уплате налогов и сборов.

При этом организация может выбрать один из двух вариантов составления учетной налоговой политики:

1) отдельные вопросы по каждому налогу отразить в соответствующих разделах единого приказа об учетной налоговой политике;

2) составить для каждого налога свою отдельную учетную политику и утвердить их в качестве приложений к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения должна отражать три основных момента.

Во-первых, это организационно-техническая часть:

Организация ведения налогового учета: силами работников бухгалтерии, путем создания отдельного специализированного подразделения, аутсорсинг (привлечение специализированной сторонней организации для выполнения отдельных видов работ.) и т.п.;

Разработка системы налоговых регистров для расчета налога на прибыль организаций;

Разработка системы документооборота для заполнения налоговых регистров и т.д.

Во-вторых, и это самая главная часть налоговой учетной политики, в ней должен быть зафиксирован выбор организацией норм налогового законодательства, право выбора которых принадлежит налогоплательщику. По целому ряду вопросов о порядке налогообложения законодательство предоставляет право выбрать способ учета из нескольких возможных вариантов.

В-третьих, по некоторым важным вопросам исчисления налогов нормы налогового законодательства или отсутствуют вовсе, или разъясняются настолько туманно, что требуют дополнительного разъяснения в налоговой учетной политике фирмы.

Последнее очень важно для взаимоотношений с налоговой инспекцией. Правильно составленная учетная политика для целей налогообложения поможет избежать многих спорных ситуаций. Если вдруг спор с налоговым органом перейдет в судебную плоскость, то в суде налоговая учетная политика организации послужит серьезным аргументом в ее пользу.

Однако при формировании учетной политики налогоплательщику нет необходимости предусматривать правила на все возможные случаи.

При разработке учетной политики необходимо исходить из того положения, в котором организация находится реально, определить ближайшие перспективы деятельности и на этой основе выделить те вопросы, которые действительно должны найти свое отражение в составляемом документе.

Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена в нескольких главах части второй Налогового кодекса РФ:

Ст. 167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость»;

Ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций»;

П. 2 ст. 339 гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»;

П. 16 ст. 346.38 гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».

Единого порядка составления учетной политики для целей налогообложения в нашем законодательстве нет. Поэтому в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» содержатся разные указания по утверждению учетной политики. Другие главы Налогового кодекса РФ ничего конкретного о налоговой учетной политике в своем тексте не содержат.

Теоретически для целей налогообложения составлять новую учетную политику каждый год не нужно. Ведь в налоговом учете, как и в бухгалтерском, применяется принцип последовательности учетной политики. Однажды принятая учетная политика применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения, то есть должна применяться долго. Однако на практике это почти невозможно. Дело в том, что наше налоговое законодательство меняется с такой пугающей частотой, что иногда проще утвердить новую налоговую учетную политику, чем внести изменения в прежнюю.

Кстати, очень важно учесть, что налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений – как уже существующих, так и тех, которые будут созданы в будущем. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п. 12 ст. 167 НК РФ.

В большинстве случаев структура налоговой учетной политики фирмы состоит из двух разделов.

В первом разделе прописываются общие вопросы, связанные с налогообложением.

1. Указывается порядок организации налогового учета. Для начала указывают, какое из подразделений будет заниматься этим вопросом: бухгалтерия или специализированная служба. Зачастую именно отдельному подразделению приходится ведать проблемами налогового учета, так как сейчас бухгалтерский и налоговый учет разделились на две уже не слишком похожие друг на друга системы.

2. Отражаются вопросы взаимодействия с обособленными подразделениями организации. В частности, как указано в ст. 26 НК РФ, налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через своего законного или уполномоченного представителя. Таким представителем для организации может являться ее обособленное подразделение. На этом основании исчисление ряда налогов может производиться непосредственно в обособленном подразделении. При этом необходимая для расчета налоговая база формируется там же. Но при такой организации налогового учета необходимо прописать порядок передачи всей необходимой информации от обособленного подразделения в головную организацию и обратно. Так, в налоговой учетной политике следует закрепить срок представления сведений в головной офис для составления сводного учета в целом по фирме.

Во втором разделе должны найти свое отражение те варианты формирования налоговой базы по конкретным налогам, которые позволяют выбрать действующее законодательство:

Для НДС;

Для налога на прибыль организаций;

Для налога на добычу полезных ископаемых;

Для акцизов;

Для налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Большую часть этого раздела учетной политики займет налог на прибыль организаций. Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ содержит массу различных возможностей для самостоятельного выбора налогоплательщиком элементов налоговой политики.

Приказ по учетной политикеПриказ № _________от ________________Об учетной политике организации на 2006 годПриказываю установить следующий порядок.1. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Федеральным законом от 23.02.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н), Положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.2. Первоначальная стоимость нематериальных активов погашается линейным способом исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного использования (п. 15 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»).3. Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на счете 05 «Амортизация нематериальных активов» (п. 21 ПБУ 14/2000).4. Объекты основных средств, используемые организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, имеющие стоимость не более 10 000 руб. за единицу, списываются на затраты на производство по мере отпуска их в производство или эксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).5. Амортизация основных средств начисляется линейным способом (п. 18 ПБУ 6/01). Учитывая, что объекты основных средств эксплуатируются в нормальной среде, в режиме обычной сменности и организация создана на неопределенной срок, срок полезного использования устанавливается при принятии объектов к учету в пределах сроков, установленных для данных основных средств в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1).6. Учет процесса приобретения и заготовления материалов осуществляется в оценке по фактической себестоимости с применением счета 10 «Материалы» (согласно Плану счетов и Инструкции по его применению).7. При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится по средней себестоимости (п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).8. Незавершенное производство оценивается по фактической производственной себестоимости (п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).9. Учет затрат на производство ведется с разделением их на прямые (собираются по дебету счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства») и косвенные (отражаются по дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы»). В конце отчетного периода косвенные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в результате распределения: дебет счетов 20 или 23 – кредит счетов 25 или 26 по принадлежности. Калькулируется полная фактическая производственная себестоимость продукции (работ, услуг) (п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).10. Косвенные расходы, собираемые по дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», распределяются между видами продукции (работ, услуг) – объектами калькулирования пропорционально прямой заработной плате (оплате труда основных производственных рабочих).11. Затраты на ремонт основных средств включаются в себестоимость отчетного периода, в котором были произведены ремонтные работы (п. 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).12. Коммерческие расходы признаются полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).13. Готовая продукция оценивается в балансе по фактической производственной себестоимости (п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).14. Учет выпуска готовой продукции организуется без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» (План счетов и Инструкция по его применению).15. Товары отражаются в учете по фактической себестоимости, включающей затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу (п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).16. Долгосрочная задолженность по полученным займам и (или) кредитам переводится в краткосрочную в момент, когда по условиям договора займа и (или) кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней (ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»).17. Создается резерв на предстоящую оплату отпусков работникам (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).18. Создается резерв по сомнительным долгам (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).Директор предприятия ____________________________________(подпись)

Учетная политика - это совокупность вариантов ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности. Учетная политика вырабатывается каждой организаций самостоятельно. При этом происходит выбор вариантов учета в рамках предусмотренных нормативными актами. Также в учетной политике находят отражения выбранные организацией способы учета, которые неоднозначно трактуются в бухгалтерском или налоговом законодательстве.

Основным документом, регламентирующим выработку организацией учетной политики, является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008). Однако отсылки к учетной политике содержатся во многих других ПБУ. Учетная политика для целей налогообложения упоминается в Налоговом кодексе РФ.

Согласно официальному определению (п.2 ПБУ 1/2008) "под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности."

Примерами положений учетной политики являются: способ списание стоимости материально-производственных запасов (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО), метод амортизации основных средств и нематериальных активов и др. См. учетной политики.

Структура учетной политики

Обычно положения учетной политики разделяют на положения учетной политики для целей бухгалтерского учета и положения учетной политики для целей налогового учета. Как правило, и те и другие утверждаются в рамках одного внутрифирменного документа - приказа об учетной политике.

К приказу учетной политики обычно оформляют приложения: рабочий , формы используемых организацией первичных документов и др. информацию, являющуюся частью учетной политики.

Утверждение и изменение учетной политики

Учетная политика утверждается организацией до наступления или в самом начале финансового года. Утверждать учетную политику ежегодно, если она не претерпела изменений, не требуется.

Изменять учетную политику организация может в установленных ПБУ 1/2008 случаях. В частности, при изменении законодательства, при существенном изменении условий хозяйствования и др. Обычно изменения производятся с начала отчетного года. При этом не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Как составить учетную политику

Удобный способ быстро подготовить учетную политику - онлайн помощник " ". Сервис позволяет по шагам, с подсказками выбрать применимые для организации варианты ведения бухгалтерского и налогового учета (всего ок. 60 пунктов).


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Учетная политика: подробности для бухгалтера

  • Рекомендации Минфина по составлению учетной политики

    В силу п. 8 ФСБУ «Учетная политика» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером учреждения. При... ФСБУ «Учетная политика»). В силу п. 7 ФСБУ «Учетная политика» при формировании учетной политики учреждению следует... требований ФСБУ «Концептуальные основы». Состав учетной политики Учетная политика бюджетного учреждения может быть сформирована... после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики). Ретроспективное применение измененной учетной политики не является...

  • Минфин о порядке формирования и внесения изменений в учетную политику

    Случаи изменения учетной политики ФСБУ «Учетная политика» установлены случаи внесения изменений в учетную политику учреждения, а... если бы новая учетная политика применялась всегда. Последствия изменения учетной политики Изменение учетной политики, как правило... изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики). Обратите внимание. Ретроспективное применение измененной учетной политики не...

  • Корректировка учетной политики автономного учреждения на 2019 год

    Основы». Например, в учетной политике учреждения необходимо предусмотреть методы... централизованному снабжению» . В учетной политике необходимо предусмотреть порядок ведения аналитического... , дорогостоящего оборудования) в учетной политике можно предусмотреть возможность привлечения... Резервы предстоящих расходов. В учетной политике учреждения устанавливается порядок формирования резервов... и учетной политикой учредителя (п. 7 ФСБУ «Учетная политика»). Основные положения учетной политики учреждения...

  • Рекомендации Минфина по применению СГС «Учетная политика»

    Форма и состав учетной политики. Учетная политика учреждения формируется посредством принятия документов учетной политики. При этом... формирования учетной политики ряда положений (документов учетной политики). Например, в п. 9 СГС «Учетная политика», в... документов учетной политики; 3) реализация первых двух пунктов в совокупности. Изменение учетной политики Учетная политика применяется... СГС «Учетная политика»). Изменения учетной политики возможны в следующих случаях (п. 12 СГС «Учетная политика», п...

  • Формируем учетную политику на 2019 год (1 часть)

    Составлении учетной политики на 2019 г.? Основные требования к учетной политике компании... должно учитываться в учетной политике? При разработке учетной политики как для целей... учетная политика торговой организации будет отличаться от учетной политики производственного предприятия. Так, в учетной политике... формированию, утверждению и изменению учетной политики, правила отражения в бухгалтерской... (финансовой) отчетности: последствий изменения учетной политики, оценочных значений, исправлений ошибок. ...

  • ФСБУ «Учетная политика»: применение положений с 01.01.2019

    Требование о составлении учетной политики сообразно учетной политике учредителя введено впервые. Учетная политика формируется главным бухгалтером... поправок в учетную политику учреждения. Как установлено п. 13 ФСБУ «Учетная политика», учетная политика изменяется с... изменения учетной политики; б) содержание изменения учетной политики; в) порядок отражения последствий изменения учетной политики в...

  • Формируем учетную политику на 2019 год (2 часть)

    Которые могут быть внесены в учетную политику для налогового учета. Начало... внесены в учетную политику для налогового учета. Основные направления учетной политики в части... раздельного учета нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения (Письмо... направления учетной политики в части налога на прибыль В Учетной политике компании не... РФ). В данном разделе учетной политики компания прописывает перечень имущества, ... то нужно скорректировать этот раздел учетной политики. Ранее льготу в части...

  • СГС «Учетная политика»

    Даты соответствующего изменения учетной политики Ретроспективное применение измененной учетной политики Применение измененной учетной политики к фактам... . 8 СГС «Учетная политика»). Руководитель учреждения утверждает учетную политику. При формировании учетной политики учреждение должно руководствоваться... год (п. 11 СГС «Учетная политика»). Изменение учетной политики Изменение учетной политики производится с начала отчетного...

  • Стандарт "Учетная политика"

    2019 года. Разработка и утверждение учетной политики. Учетная политика представляет собой документально утвержденную совокупность... . 22 СГС «Учетная политика»). Составляющие учетной политики. В составе учетной политики утверждаются (п. 9 СГС «Учетная политика»): методы... документов учетной политики следует размещать на официальном сайте учреждения. Корректировка учетной политики. Корректировка учетной политики возможна...

  • Применение Федерального стандарта «Учетная политика» в учреждении

    ...) учреждения. Пунктом 8 Стандарта «Учетная политика» предусмотрено, что учетную политику должны формировать главный бухгалтер... в существующую учетную политику. Внесение изменений в учетную политику Вносить изменения в учетную политику государственного (муниципального... после даты соответствующего изменения учетной политики Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни...

  • О стандартах бухгалтерского учета "Учетная политика" и "События после отчетной даты"

    Формирования, утверждения и изменения учетной политики практически полностью дублируют положения Закона... Последствия корректировки учетной политики Порядок применения изменений. Применять измененную учетную политику к фактам... учетная политика; 4) в случае ретроспективного применения учетной политики: суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики... представляется отчетность. * * * Согласно СГС «Учетная политика» применять измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни...

  • Пересматриваем положения учетной политики на 2018 год

    Учетную политику в соответствие требованиям ФСБУ. Ниже рассмотрим положения учетной политики, которые следует скорректировать. Учетная политика... учета, являющийся приложением к учетной политике, был актуальным, возможно включение... и устанавливает в своей учетной политике наиболее рациональный метод начисления... указания стоимостных оценок прописываются в учетной политике учреждения. 10. Установить порядок... в рамках формирования своей учетной политики предусмотреть следующие положения ведения...

  • Корректируем учетную политику на 2018 год

    Учетной политики. Стандарт «Учетная политика» предусматривает следующие способы применения изменений учетной политики; 1. Перспективный способ. Измененная учетная политика... изменения учетной политики; 2) содержание изменения учетной политики; 3) порядок отражения последствий изменения учетной политики в... учетной политики с учетом вышеуказанных положений Стандарта «Учетная политика». Далее перейдем непосредственно к разделам учетной политики...

  • Учетная политика – 2018: основные изменения и корректировки

    Года Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», учетную политику на 2018 год... объекта не является изменением учетной политики. Применение новых положений учетной политики Вступление в силу... применение измененной учетной политики; ретроспективное применение измененной учетной политики. Таким образом, внесение в учетную политику в... следует отразить в учетной политике на 2018 год Учетная политика формируется исходя из особенностей...

  • Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

    Котором произошло изменение учетной политики. Обратите внимание: ретроспективное применение измененной учетной политики не является... изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики). Раскрытие информации в отчетности Информация об учетной политике... осуществляется применение измененной учетной политики. В случае ретроспективного применения измененной учетной политики указываются: суммы...

Организации, предприятия и прочие экономические субъекты различаются по форме собственности, структуре активов, численности сотрудников и другим характеристикам. В такой ситуации невозможно применить ко всем участникам экономической деятельности строгие единые нормативы организации бухучета. Поэтому возникла необходимость дифференцировать методы ведения бухгалтерской деятельности для различных видов предприятий. Отсюда и появилось понятие об учетной политике экономического субъекта.

Скачать образец учетной политики на 2017 год для организации на ОСНО можно бесплатно внизу статьи.

Учетной политикой называется совокупность способов экономическим субъектом. Иными словами, федеральные стандарты допускают различные виды форм бухгалтерских документов и организации ведения учета, из которых каждый субъект выбирает наиболее подходящие для своей деятельности способы. Эти способы включают различные варианты группировки и оценки деятельности предприятия, погашения стоимости его активов, обеспечения оборота документов, проведения , использования счетов, реестров бухучета и другие.

Утверждается учетная политика приказом руководителя, который можно составить по такому образцу:

Кем формируется учетная политика организации

Учетная политика предприятия регламентируется Федеральным Законом №402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. (статья 8) в редакции от 18 июля 2017 года и Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). В соответствии с этими нормативными актами, учетная политика должна быть разработана главным бухгалтером (либо другим лицом, уполномоченным вести бухгалтерский учет) и утверждена ее руководителем.

Учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований.

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

    Организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);

    Отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);

    Масштабы деятельности организации (объем производства, и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);

    Управленческая структура организации и бухгалтерии;

    Финансовая стратегия организации (например, стремление организации к уменьшению налога на прибыль и налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволяют увеличить себестоимость, - применение ускоренных методов амортизации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов учета, позволяющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализацию, - понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т.п.);

    Материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.)

    Степень развития информационной системы организации, в том числе управленческого учета;

    Уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

Данное положение распространяется на все независимо от организационно-правовых форм;

В части раскрытия учетной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

    выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

    рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности;

    формы первичных и учетных документов, применяемых для формирования фактов хозяйственной деятельности, по которым предусмотрены типовые формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

    правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями;

    другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политики подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-рапорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.



Похожие статьи