Информационная база экономических расчетов на предприятии: ее элементы, общая характеристика. Экономическая отчетность: источники информации Основные источники информации для проведения экономического анализа

Ситуационная (практическая) задача № 1

В цехе установлено 100 станков. Общее количество имеющегося оборудования составляет 120 единиц. Режим работы - 2 смены по 8 часов каждая. Годовой размер выпуска продукции - 250000 ед. изделий, производственная мощность - 300000 ед. В первую смену работают все станки, во вторую 80%. Количество рабочих дней в году 255, время фактической работы всех станков за год составил 326400 часов. Определите коэффициент использования производственной мощности и коэффициенты использования оборудования.

1. Коэффициент использования имеющегося оборудования:

где Nу - количество установленного оборудования;

Nи - количество имеющегося оборудования.

Ки =100/120 = 0,83

2. Коэффициент сменности работы оборудования

Ксм =(100+80)/100 = 1,8

3. Коэффициент экстенсивного использования оборудования

где Фф - фактическое время работы группы оборудования;

Фр - режимный фонд времени работы группы оборудования.

Кэ=326400/255*2*8*100=0.8

4. Коэффициент использования производственной мощности

где Q - годовой объем выпуска продукции цехом;

Пм - производственная мощность цеха.

Км = 250000/300000 = 0,83

Ответ: коэффициент использования производственной мощности Км=0,83

коэффициент использования имеющегося оборудования Ки=0,83

коэффициент экстенсивного использования оборудования Кэ=0,8

коэффициент сменности работы оборудования Ксм=1,8

Ситуационная (практическая) задача № 2

Норматив оборотных средств в производственных запасах - 1100 тыс. руб. норматив расходов будущих периодов - 100 тыс. руб., план выпуска изделий - 1000 шт., длительность производственного цикла - 50 дней; производственная себестоимость одного изделия - 18,0 тыс. руб.; коэффициент нарастания затрат - 0,7; норма запаса готовой продукции на складе - 7 дней; оптовая цена изделия - 20 тыс. руб.

Определите (тыс. руб.):

1) норматив оборотных средств в незавершенном производстве;

2) норматив оборотных средств в готовой продукции;

3) общий норматив оборотных средств предприятия.

1) Нн.з.п=Nсут*Тц*Кн.з=1000*50*0,7=35 тыс. руб.

Nсут_плановый объем выпуска продукции в сутки по производственной себестоимости=1000 шт;

Тц - длительность производственного цикла= 50 дней;

Кн.з - коэффициент нарастания затрат=0,7.

2) Нг.п=Nгот(Тф.п+То.д) =3600000*7=25200 тыс.руб.

Nгот - суточный выпуск готовой продукции по производственной себестоимости

Nгот =(1000:50)*18 тыс. руб=200*18000=3600000;

Тф.п - время, необходимое для формирования партии готовой продукции для отправки потребителю=7 дней;

То.д - время, необходимое для оформления документов для отправки груза потребителю;

3) Ноб.ср=Нпр.з+Ннзп+Н г.п+Нб.п=1100+35+25200+100=26435 тыс. руб.

Нпр.з -норматив оборотных средств в производственных запасах;

Ннзп -норматив оборотных средств в незавершенном производстве;

Нг.п -норматив готовой продукции;

Нб.п -норматив расходов будущих периодов.

норматив оборотных средств в незавершенном производстве=35 тыс. руб;

норматив оборотных средств в готовой продукции=25200 тыс.руб;

общий норматив оборотных средств предприятия=26435 тыс. руб.

Тестовые задания

коэффициент оборотный норматив производственный

1. Общество, объединяющее капиталы называется:

a) Товариществом

2. Стоимость общего результата производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период, включая незавершенное производство, а также работы и услуги, выполненные для себя, это…

b) валовая продукция

3. Основные производственные фонды при зачислении их на баланс оцениваются по:

a) полной первоначальной стоимости

4. Под амортизацией основных производственных фондов понимается:

b) плановый перенос стоимости основных фондов на расходы предприятия

5. Отношение величины объема товарной продукции к величине остатков оборотных средств предприятия, это…

a) коэффициент оборачиваемости оборотных средств

6. Оборотные средства предприятия включают в себя:

b) оборотные фонды

e) фонды обращения

7. К производственным запасам предприятия не относятся:

c) транспортный запас

d) технологический запас

e) запасы неустановленного оборудования

8. При какой системе сдельной заработной платы труд рабочих оплачивается по сдельным расценкам непосредственно за количество произведенной продукции:

a) прямой индивидуальной

9. Отношение действительного фонда рабочего времени к установленной норме времени на обслуживание единицы оборудования, называется:

a) норма выработки

10. Производство, характеризуемое изготовлением отдельных видов продукции в больших количествах на узкоспециализированных рабочих местах в течение продолжительного периода, относится к:

c) массовому типу производства

Список использованной литературы

  • 1. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство.- М.: «Софит», 2004.
  • 2. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник:2-е изд., перераб. и доп.-М: ИНФРА-М, 2003.
  • 3. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие.- М: Финансы и статистика, 2002.
  • 4. Тарасова Н.В., Ларионова И.А., Алексахин А.В. Организации и планирование производства. Методические указания.- МИСиС, 2001.
1. Рентабельность затрат = прибыль от реализации / Полная себестоимость реализации продукции 2. Рентабельность производства = Выручка от продаж/Себестоимость всей продукции 3. Рентабельность продаж (по прибыли от продаж): прибыль от продаж / Выручка от реализации 4. Рентабельность продаж (по прибыли до налогообложения) = Прибыль до налогообложения /Выручка от реализации 5. Рентабельность продаж (по чистой прибыли) = чистая прибыль/Выручка от реализации 6. Рентабельность всего капитала = чистая прибыль(прибыль до налогообложения, Прибыль от реализации)/Средний итог валюты баланса 7. Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала 8. Рентабельность основной деятельности = прибыль от реализации / Затраты на производство и сбыт продукции 9. Рентабельность вложений в другие предприятия = Доход от участия в другой организации / Сумма краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений. 10. Период окупаемости собственного капитала = Средняя величина собственного капитала/чистая прибыль. Форма № 1,2 11. Рентабельность чистых активов = Рентабельность продаж * Оборачиваемость чистых активов 12. Коэффициент реинвестирования = Реинвестированная прибыль/Прибыль от обычной деятельности. 13. Коэффициент роста собственного капитала = Собственный капитал на начало периода/Собственный капитал на конец периода. 14. Коэффициент экономического роста = Коэффициент реинвестирования* Коэффициент роста собственного капитала *Коэффициент рентабельности собственного капитала 13. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности
Методика – совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. Различают общую и частную методики. Любая методика содержит следующие моменты: 1. задачи и формулировки целей и анализа 2. объекты анализа 3. системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа 4. советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования 5. описание способов исследования изучаемых объектов 6. источники данных, на основании которых проводится анализ 7. указания по организации анализа (какие службы, лица будут проводить отдельные части исследования) 8. технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации 9. характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа 10. потребители результатов анализа В качестве важнейшего элемента методики ведения хозяйственной деятельности выступают технико-экономические приемы и способы анализа. К ним относят: 1. первичную обработку информации (проверка, группировка, систематизация) 2. определение влияния факторов на результаты деятельности предприятия 3. подсчеты неиспользованной перспективы резервов, увеличение эффективности производства обобщение результатов анализа и комплексной оценки для принятия управленческих решений

25. К двухуровневой системе организации учебного процесса относится…

а) специалитет (5 лет);

б) бакалавриат (4 года), магистратура (2 года);

в) совмещенная (бакалавриат/специалитет/магистратура).

26. Соотнесите стандарты поколений с годами их происхождения:

а) стандарт 1 поколения; 1)с 2000-2010г;

б) стандарт 2 поколения; 2)с 1990-2000г;

в) стандарт 3 поколения. 3)с 2010г.

А-2,б-1,в-3.

27. Болонский процесс это-.....

а) процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы,с целью создания единого европейского пространства высшего образования;

б) динамический компонент политической системы общества, или политическая система в движении и действии;

в) рассмотрение и разрешение гражданских дел;

г) расторжение брака, раздел имущества, лишение родительских прав.

28. К аналитической деятельности бакалавра относятся:

а) сбор информации необходимой для проведения расчётов;

б) анализ, оценка, интерпретация полученных результатов;

в) подготовка аналитических отчётов и информационных обзоров;

г) ведение педагогических дисциплин в системе СПО и ВПО.

29. К расчётно-экономической деятельности относятся:

а) подготовка исходных данных для проведения расчётов показателей, характеризующих деятельность субъектов;

б) сбор налогов;

в) проведение расчётов экономических показателей, на основе типовых методик;

г)разработка экономических разделов, планов, программ.

30. Европейское пространство-это......

а) собрание вышестоящих органов власти;

б) единое европейское собрание во всех странах, участвующих в Болонском процессе;

в) собрание родительского комитета;

г) собрание акционеров.

31. Стандарты второго поколения действуют с….

а) 2001 года;

б) 2002 года;

в) 2000 года;

г) 1999 года.

32. Совокупность методов, способов и приемов воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения и преобразования, это…

а) вид специальности;

б) вид профессиональной деятельности;

в) вид квалификации;

г) вид специализации.

33. Совокупность учебных дисциплин, имеющих логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания и обучения, это…

а) модуль;

б) занятия;

г) стандартизация.

34. Зачетная единица это…

а) мера трудоемкости образовательной программы;

б) совокупность методов, способов и приемов;

в) совокупность учебных дисциплин;

г) совокупность знаний, умений, навыков.

35. Расчётно-экономическая деятельность включает…

а) подготовку исходных данных для проведения расчётов;

б) анализ, интерпретация;

в) сбор информации необходимой для проведения расчётов;

г) подготовка аналитических данных.

36. Организационно-управленческая функция включает…

а) анализ, интерпретация полученных данных;

б) участие в разработке вариантов управленческих решений;

в) проведение статистических обследований;

г) сбор информации необходимой для проведения расчётов.

37. Аналитическая, научно-исследовательская деятельность включает в себя…

а) обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей;

б) проведение статистических исследований;

в) подготовка аналитических отчётов;

г) участие в разработке вариантов управленческих решений.

38. Технологии, которые основаны на количественных соотношениях в экономике называются…

а) «Золотым сечением»;

б) синтезом;

в) зеркальной технологией;

г) модулем.

39. Вид деятельности, включающий проведение статистических обследований и анкетирование…

а) расчётно-экономический;

б) педагогическая;

в) организационно-управленческая;

Г) научно-исследовательский.

40. Соотнесите виды профессиональной деятельности бакалавров и их определения:

Б; 2)г; 3)в; 4)а

41. Модуль – это …

а) целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции;

б) функционально законченный фрагмент программы, оформленный в виде отдельного файла с исходным кодом или поименованной непрерывной её части;

Анализ деятельности организации (предприятия) основывается на системе комплексного использования плановых и отчетных показателей. Основными источниками данных для анализа являются:

  • плановая (нормативная) информация;
  • учетная, отчетная и внесистемная (разового использования) информация;
  • материалы проверок, совещаний, информация в печати и другие, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия данные.

Плановые источники содержат информацию о показателях, подлежащих обязательному выполнению. Особое место в плановой информации на промышленных предприятиях занимают материальные и энергетические балансы, которые позволяют установить расход каждого вида ресурса и его потери по стадиям производства. Плановые источники информации - плановые задания, устанавливаемые на текущий анализируемый период по:

  • номенклатуре выпуска продукции;
  • объему реализации;
  • уровню производительности труда;
  • качественным показателям продукции;
  • затратам на рубль товарной продукции;
  • абсолютному размеру прибыли, рентабельности и др.

К учетным источникам информации относятся: бухгалтерский учет и отчетность, а также выборочные учетные данные - в зависимости от назначения и целей анализа, особенностей анализируемого объекта. Учетно-отчетные источники информации содержат данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета, оперативные сведения отделов планирования, маркетинга, подразделений основного и вспомогательного производств, а также логистики, формирующих сведения о наличии и движении запасов (сырья, материалов, незавершенного производства, готовых товаров и др.).

В зависимости от цели в анализе хозяйственной деятельности используется годовая, квартальная, месячная и текущая (ежедневная, еженедельная, ежедекадная) отчетность.

Внеучетные источники информации (регулируемые хозяйственную деятельность) подразделяются на официальные документы (законы, указы и постановления, акты аудиторских проверок, материалы наблюдений и обследований, постановления вышестоящей организации, материалы внутреннего и финансового контроля и др.); хозяйственноправовые материалы (договоры, соглашения, решения судебных органов и рекламации); решения собраний коллектива; материалы изучения передового опыта (книги отзывов и предложений, решения производственных совещаний, материалы выставок-продаж, сообщения периодической печати и др.); технологическую и техническую документацию; материалы исследований состояния бизнеса (хронометраж, фотография и видеосъемка и т.д). При этом особое внимание уделяется сведениям, полученным от работников организации (руководителей, специалистов, менеджеров по продажам и др.), которые непосредственно участвуют в производственно-хозяйственной деятельности.

Анализ будет более результативным и эффективным при условии учета общеэкономических и социально-экономических показателей: сведения об экономике деятельности организации, численности населения и его составе, покупательском спросе, профессиональном, демографическом (половом, возрастном составе населения) и т.д. Перечисленные сведения позволяют дополнить аналитическую базу, глубже изучить работу организаций и принять грамотное управленческое решения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности экономического анализа и теории экономического анализа. Анализ как функция управления. Подготовка информации для принятия управленческих решений. Содержание, цели и задачи экономико-финансового анализа, проводимого органами внутренних дел.

    лекция , добавлен 27.01.2010

    Экономический анализ и его роль в управлении коммерческой организацией. Система комплексного экономического анализа. Методика экономического анализа. Анализ в системе маркетинга. Задачи анализа и источники информации. Анализ себестоимости продукции.

    учебное пособие , добавлен 20.01.2009

    контрольная работа , добавлен 13.10.2015

    Экономический анализ, его роль в управлении производством. Цели и задачи экономического анализа, последовательность его проведения. Организация и информационное обеспечение экономического анализа. Сущность методов "мозговой атаки" и "мозгового штурма".

    контрольная работа , добавлен 07.06.2012

    Развитие рыночных отношений и значение экономического анализа как одной из важных функций оперативного руководства, управления и осуществления контроля. Проведение анализа поставщиками, аудиторскими фирмами, консультантами, биржами, юристами, прессой.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2011

    Совокупность отдельных сегментов и направлений хозяйственной деятельности предприятия как предмет экономического анализа. Основные принципы экономического анализа. Перспективы развития экономического анализа в условиях укрепления рыночных отношений.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2013

    курсовая работа , добавлен 03.08.2010

    Характеристика экономического анализа в управлении предприятием. Основные этапы и процедуры экономического анализа. Понятие, задачи и содержание маркетингового анализа. Сметное планирование. Задачи, стоящие перед анализом технико-организационного уровня.



    Похожие статьи