Государственный долг субъекта рф. Агентство «РИА Рейтинг» сравнило регионы РФ по уровню долговой нагрузки Рейтинг регионов по уровню долговой нагрузки

Число российских регионов с высоким уровнем долговой нагрузки сократилось до пяти, следует из доклада НРА. Рекорд по размеру долга в России установила Мордовия

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Число российских регионов, находящихся в так называемой красной зоне (превышение госдолга над собственными доходами регионального бюджета), за год сократилось с восьми до пяти, говорится в исследовании Национального рейтингового агентства (есть у РБК). По итогам 2017 года в этот список наиболее закредитованных регионов входят Мордовия, Хакасия, Костромская область, Карелия и Кабардино-Балкария.

Мордовия сохраняет статус крупнейшего должника. За прошлый год долговая проблема региона не только не приблизилась к решению, но и усложнилась, отмечается в исследовании НРА. Если по итогам 2016 года долг республики составлял 176% от налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета, то на 1 января 2018 года он превысил 200%, что является абсолютным рекордом для регионов России.

В двух других проблемных регионах с высокой долговой нагрузкой — Костромская область (111,07%) и Хакасия (122,55%) — впервые в новейшей истории . Это значит, что из-за большого объема накопленных долгов они смогут тратить деньги лишь под контролем Федерального казначейства. «Фактически это означает внедрение внешнего управления региональным бюджетом и госдолгом. В наступившем году данная практика может быть распространена и на другие регионы с высоким госдолгом», — отмечает НРА.

О планах Минфина использовать особый инструмент для регионов, чей долг будет превышать заложенные параметры, стало известно в конце прошлого года. Выступая в декабре в Госдуме, что регионы, у которых общий объем долговых обязательств по предоставленным бюджетным кредитам с начала года составил свыше 80% доходов их собственных бюджетов, будут переводиться на казначейское сопровождение.

Также с 1 января была запущена программа реструктуризации бюджетных кредитов регионов. Продлится она семь лет, за этот срок из бюджета 55 млрд руб. В первые два года регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга, что, по оценке президента, позволит субъектам «вызволить» 438 млрд руб.

Вместе с тем за 2017 год число регионов, находящихся в «зеленой зоне» (госдолг в размере менее 10% от собственных доходов регионального бюджета), выросло с девяти до одиннадцати. Сейчас ним относятся Ханты-Мансийский автономный округ, Владимирская область, Республика Крым, Санкт-Петербург, Приморский край, Ленинградская область, Алтайский край, Москва, Тюменская область, а также Севастополь и Сахалинская область (в последних двух регионах государственной задолженности вообще нет).

Регионы отказываются от помощи банков

Совокупный объем госдолга регионов России в прошлом году незначительно снизился (на 1,6%) и составил 2,315 трлн руб., следует из данных Минфина. В структуре совокупного госдолга регионов по состоянию на 1 января 2018 года бюджетные кредиты составляли 43,64% от общего объема. Годом ранее данный показатель был 42,09%, следует из исследования НРА.

«Федеральный центр продолжает политику предоставления регионам дешевых бюджетных кредитов, однако объемы такого финансирования постепенно сокращаются и претендовать на него могут в основном слабые регионы, в то время как сильным приходится искать альтернативные источники долгового финансирования», — пишет агентство.

Что касается банковских кредитов (почти 667 млрд руб. на 1 января), их доля в структуре госдолга регионов продолжает снижаться (с 34,36 до 28,81% в 2017 году). Доля же государственных долговых ценных бумаг, наоборот, растет (с 19,44 до 23,69%). По мнению авторов исследования, данная тенденция свидетельствует о том, что для регионов более привлекательным вариантом становится выпуск облигаций, а не получение банковских кредитов.

«Долговые ценные бумаги регионов России пользуются спросом у инвесторов (большая часть облигаций субъектов РФ торгуются выше номинала), а текущие рыночные условия делают их размещение более выгодным по сравнению с привлечением кредитов от коммерческих банков», — говорится в отчете.

По итогам 2017 года 52 субъекта уменьшили свой государственный долг, следует из оперативного доклада Счетной палаты об исполнении бюджета . Наибольшее сокращение госдолга отмечено в Челябинской области и Москве — в 1,8 раза, Ленинградской области — в 1,6 раза, Приморье — на 29,8%, Ямало-Ненецком автономном округе — на 25%.

Рост госдолга, по данным Счетной палаты, был зафиксирован в 31 субъекте. Среди «отличившихся» регионов аудиторы называют Санкт-Петербург — в 2,5 раза, Камчатский край — на 37,9%, Мордовию — на 24,3%, Республику Адыгея — на 21,7%, Тульскую область — на 18,7%.

При этом, как отмечает ведомство, сохраняется зависимость регионов от финансовой помощи из федерального бюджета. «Доходы восьми су​бъектов на 1 января 2018 года более чем на 60% сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ», — следует из доклада. Речь идет об Ингушетии, Чечне, Тыве, Дагестане, Республике Алтай, Крыме, Карачаево-Черкесии и Калининградской области.

Специалисты разведывательно-аналитической компании Stratfor о том, что происходит в российских регионах.

После двух с половиной лет в условиях глубокой рецессии экономика России наконец начала восстанавливаться.

Москва затянула пояс, и ее усилия приносят свои плоды, хотя цены на нефть так и не вернулись к прежним заоблачным высотам, да и экономические санкции против страны никуда не делись.

На самом деле у России есть все шансы выйти из рецессии уже в этом году. Согласно прогнозам Всемирного банка , в 2017-м экономика страны снова начнет расти - на 1,5%; это стало возможным благодаря более тщательному планированию бюджета, в который наконец-то были заложены реалистичные цены на нефть. В страну возвращаются и иностранные инвестиции - мир начал понимать, как работать с Россией в условиях санкций. Западные кредитные рейтинговые агентства, такие как Standard & Poor"s, даже повысили прогноз для страны с негативного до стабильного.

Но, несмотря на общий экономический подъем, россияне все еще находятся в отчаянном положении. Четверти российских компаний в 2016 году пришлось сократить зарплаты или даже отложить их выплату на неопределенный срок. Среднемесячная зарплата снизилась на 8% (после падения на 9,5% в 2015 году) и теперь составляет менее $450 - это меньше среднемесячной заработной платы в Китае, Польше или Румынии. Уровень бедности вырос почти до 15%. И, к ужасу Кремля, у местных властей дела обстоят ненамного лучше.

Сокрушительные трудности

Огромная территория России разделена на 85 регионов различных форм и размеров (причем два из них, Севастополь и Крым, которые до 2014 года принадлежали Украине, так и не признаны частью России международным сообществом).

По данным Минфина России, только 10 из 85 регионов России сумели сохранить экономическую или финансовую стабильность; в основном речь идет или о крупных промышленных центрах, или о мегаполисах со значительной налоговой базой. В 2015 году таких регионов было вдвое больше.

Из 75 оставшихся 30 выживают лишь благодаря тому, что прямые федеральные субсидии составляют не менее 33% их бюджетов. Каждый год Кремль выделяет дотационным регионам 3,5 млрд долларов, причем половина этих средств достается лишь 10 из них: Дагестану, Чечне, Якутии, Камчатке, Крыму, Алтаю, Туве, Бурятии, Ставропольскому краю и Башкирии.

Таким образом, более чем половине регионов России с трудом удается выполнять социальные обязательства и бюджетные требования федерального правительства.

70 регионов России направляют 63% своих доходов в федеральный бюджет. Федеральное правительство возвращает в виде субсидий и межбюджетных трансфертов не более 20% полученных средств. За последние четыре года сумма, подлежащая перечислению в бюджет, выросла на 12%; в этом году Кремль планирует повысить ее еще на 2%.

Что еще хуже, после финансового кризиса 2008−2009 годов Москва переложила на региональные правительства большую часть бремени социальных расходов . В 2011 и 2012 годах, после выхода на третий президентский срок, Владимир Путин издал ряд указов, которые были призваны повысить уровень жизни в стране, - от замены ветхого жилья до повышения заработной платы для врачей и учителей. Так называемые майские указы повысили региональные бюджеты на десятки миллиардов долларов. Всего несколько лет спустя страна оказалась в финансовом кризисе.

Сочетание рецессии и растущих финансовых обязательств привело к значительному дефициту бюджета для большинства регионов России. Ходят слухи, что в период с 2016 по 2018 год Минфин позволил нескольким региональным правительствам довести дефицит бюджета почти до 10% под обещание к 2019-му вернуть его к официально разрешенному уровню в 3%. Однако у 17 регионов дефицит даже превысил 10%; бюджетный дефицит Республики Хакасия, к примеру, сейчас составляет 43%.

Региональные органы власти активно занимают средства, чтобы заполнить дыры в бюджетах и финансировать существующую задолженность. Для этого они обращаются к госбюджетному кредитованию, коммерческим ссудам, ценным бумагам и облигациям и финансовым кредитам.

Поскольку федеральный бюджет тоже с трудом сводит концы с концами, регионам приходится все больше и больше полагаться на коммерческое кредитование, в основном со стороны российских банков - 75% таких займов выдал Сбербанк (MICEX : SBER). Хотя показатели задолженности российских регионов постоянно меняются и по-разному оцениваются различными агентствами, Standard & Poor"s считает, что совокупный долг регионов страны составляет более 100 млрд долларов. Если эта оценка верна, региональные органы власти России ответственны за большую часть общего долга страны.

Региональный рост

Тяжелое положение регионов не сулит ничего хорошего для Кремля, и не только с финансовой точки зрения. На протяжении всей истории России Кремль обеспечивал руководителям многих регионов достаточную автономию, чтобы компенсировать тот факт, что Москва не может уделять одинаковое внимание каждому из них. Эта система облегчила бремя контроля над чудовищно огромной территорией, но в результате Кремлю постоянно приходится думать о том, как обеспечить лояльность региональных властей федеральному правительству.

После распада Советского Союза десятки регионов старались отделиться от России или получить больше автономии; попытки Чечни получить независимость в 90-е привели к двум войнам. Во время финансового кризиса 1998 года многие региональные руководители воспротивились требованиям федерального правительства к финансированию бюджета, объявив приоритетной задачей собственное выживание.

Сегодня Кремль сталкивается с похожей проблемой. В конце 2016 года отношение долга к доходам для более чем 25 регионов России оказалось выше 85%; для Республики Мордовия это отношение приближается к 200%. Более того, у регионов не осталось иного пути к восстановлению экономики , кроме увеличения заимствований - а это вряд ли жизнеспособное решение.

По оценке Standard & Poor"s, региональным органам власти придется занять еще 20 млрд долларов только чтобы заплатить за обслуживание имеющегося долга в этом году. Семь регионов балансируют на грани финансовой нестабильности. Тем не менее Кремль продолжает требовать все больше денег, и многие регионы начинают сопротивляться.

Все чаще региональные органы власти оказываются не в состоянии погасить свои федеральные или банковские кредиты. Минфин признал, что за последние два года более десятка регионов перестали платить по своим государственным кредитам, а четыре даже объявили дефолт по международным кредитам. К тому же растущий финансовый стресс вызвал негативную реакцию со стороны некоторых региональных лидеров.

27 декабря Президент Татарстана Рустам Минниханов осудил план Кремля по изъятию региональных доходов как «крайне опасный» и «глупый». Минниханов даже сравнил текущую экономическую политику Москвы с раскулачиванием сталинской эпохи и созданием колхозов, в результате которого погибли миллионы крестьян.

В ответ на тираду Минниханова, которая транслировалась по национальному телевидению, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что «Татарстан должен знать свое место».

Москва ищет ответ

Не считая резкой реплики Медведева, реакция Кремля на экономические потрясения и недовольство регионов была неоднозначной. На пресс-конференции в декабре Путин назвал растущую задолженность регионов «серьезным» вопросом, но при этом явно склонялся к тому, что регионы сами виноваты в нарушении установлений федерального правительства по бюджетному дефициту.

Министерство экономического развития, тем временем, предложило повысить финансовую поддержку регионов в этом году на 9% (30 млрд долларов) - весьма впечатляющий рост по сравнению с 300 тыс. долларов, заложенными в текущем бюджете.

Но Москва не решилась скорректировать бюджет и намерена и дальше навязывать жесткую экономическую политику в регионах. Путин призвал министра финансов Антона Силуанова к 2019 году реализовать новый бюджетный кодекс, который позволил бы эффективнее соблюдать существующие стандарты в отношении дефицита регионального бюджета и уровня долга. Любой регион, не выполнивший федеральные требования, рискует навлечь санкции (хотя пока неясно, какие именно). План быстро набирает популярность в Думе.

Тем временем Москва расправляется с неподконтрольными региональными лидерами. Менее чем за два года трое российских губернаторов были арестованы по обвинению в коррупции. Один из них, бывший губернатор Кировской области , был связан с либеральными кругами, которые в последние годы часто становятся мишенью Кремля. Однако другой региональный руководитель, бывший глава Республики Коми , был членом правящей партии «Единой России».

Российские СМИ подробно освещали каждый арест - на экранах мелькали кадры столов, заваленных деньгами, инкрустированных бриллиантами авторучек и дорогих подарков, которые лидеры якобы делали девушкам по вызову.

Путин нанес еще один удар по региональным лидерам 23 января, подписав закон, обязывающий всех губернаторов раскрывать свои активы и доходы. Кроме того, несмотря на то что Кремль, как правило, активно вмешивается в губернаторские выборы, в последнее время среди руководителей российских регионов значительно выросло число сотрудников службы безопасности. Кроме того, чтобы сократить власть губернаторов, Путин начал назначать судей региональных и районных судов.

Несколько рассеянная реакция Кремля на возмущение регионов отчасти обусловлено соперничеством между российскими спецслужбами, контролирующими региональную политику. В 2016 году Федеральная служба безопасности (ФСБ) разработала новую систему оценки работы губернаторов на основе уровня экономической стабильности в подконтрольных регионах, поддержки электората и отношениях с Кремлем.

Вскоре после этого Федеральная служба охраны (ФСО) - которая предельно лояльна Путину и последние несколько лет конфликтует с ФСБ - придумала собственную цветовую схему оценки работы губернаторов и уровня стабильности в регионах. Затем Путин приказал Национальной гвардии объединиться с сотрудниками ФСО, чтобы оценить уровень одобрения политики региональных руководителей среди населения. ФСБ тем временем тоже начала наращивать свое присутствие в регионах.

Финансовая нестабильность российских регионов вызвана не только сложным экономическим положением страны, но и борьбой за власть в Кремле. Хотя Москва и располагает средствами для предотвращения финансовых кризисов в регионах, она никак не может решить, что именно ей следует предпринять. И пока федеральное правительство не разрешило внутренние споры, оно мало чем поможет своим региональным субъектам.

Рейтинг российских регионов по долгам. Объем долга субъектов федерации в России пока сравнительно невелик, однако на начало текущего года уже треть регионов попадают в зону долговой неустойчивости, а десятая часть из них – нарушает нормативы долга, установленные законом.

Долг субъектов Федерации в России на 1 января 2017 года составил 2,35 трлн руб. Долг муниципалитетов – 0,36 трлн. Это совсем немного для большой российской экономики: в сумме около 3,2% ВВП страны. Для сравнения: федеральный государственный долг РФ на начало 2017-го составлял вчетверо больше – около 10,4 трлн руб. (внутренний и внешний).

Но если сравнивать с собственными доходами регионов, то нагрузка долга на регионы кажется существенной – она составляет около трети их собственных доходов. Это значительная, пусть и не критическая величина.

Однако 42% этого долга составляет нерыночный долг регионов перед Российской Федерацией (ставка процента по нему – 0,1% в год, сравните с коммерческими ставками – выше 10%). Понятно, что при таких процентах доля расходов на обслуживание долга в среднем в бюджетах субъектов занимает очень небольшие величины (2,3% в среднем на 1 января 2016 года).

Долг регионов заметно растет последние 10 лет. Во время предыдущего кризиса (2008–2009 годов) он скакнул с 15% к собственным доходам регионов до 25%. Нынешний увеличил его до 32,8% в 2016 году.

В последние годы проводится политика постепенного замещения коммерческих кредитов бюджетными. Доля коммерческих кредитов в госдолге субъектов сократилась с 66% в 2013‑м до 54% в 2016‑м. Но очевидно, что осуществляет это замещение Минфин РФ неохотно и медленно, совершенно не горя желанием брать на себя долги регионов. Хотя иногда это кажется Минфину предпочтительнее, чем предоставлять регионам дополнительные безвозвратные субсидии. Кроме того, есть и чисто политические выгоды такой стратегии – повышается зависимость регионов от правительства и Кремля, что важно в предвыборный период.

Финансовое ведомство всячески подчеркивает, что процесс замещения коммерческих кредитов бюджетными – это временная антикризисная мера. В 2016 году за первые 11 месяцев Минфин предоставил регионам межбюджетных кредитов на 305 млрд руб. (с учетом погашения – 185 млрд руб.). Это почти 8% долга регионов – в общем, немало. На 2017–2018 годы в законе о бюджете запланировано предоставление их в размере 200 млрд руб. (эта сумма была «выбита» в ходе торга в Совете Федерации, первоначально предполагались вдвое меньшие цифры), а в 2019-м – 50 млрд руб. Процесс замещения замедляется.

Доля ценных бумаг в долге регионов последние два года остается неизменной – 19% (2013 год – 26%). Руководство субъектов Федерации явно оказалось не в состоянии выполнить рекомендацию Владимира Путина о предпочтительности использования облигационных механизмов привлечения средств перед кредитами банков. На начало 2017 года 44 региона (более половины) не имели долга в ценных бумагах. По данным Минфина, в 2016 году привлечение банковских кредитов планировали 74 субъекта Федерации, а эмиссию облигаций – только 27 (фактически осуществили ее 22 региона). При этом основной инструмент размещения облигаций регионов на рынке – не аукционы, а «букбилдинг» (формирование книги заявок, фактически аукцион наоборот, с понижением ставки). В практике выпуска облигаций РФ на внутреннем рынке используется почти только аукцион. Это демонстрирует явный недостаток спроса на региональные облигации.

«За чертой»

8 регионов – почти каждый десятый – уже оказались штрафниками, нарушающими Бюджетный кодекс РФ. Он запрещает регионам заимствования выше уровня их собственных доходов (для высокодотационных регионов – 50% собственных доходов). Список этих 8 регионов приведен на карте).

Впрочем, ограничения Бюджетного кодекса на практике весьма «мягкие». До 1 января 2018 года сумма бюджетной задолженности не учитывается в предельном размере госдолга субъекта, как и сумма привлекаемых в текущем году бюджетных кредитов. С учетом этого в «штрафниках» из 8 оказывается только один регион – Республика Хакасия с ее большой долей коммерческих кредитов. А лидер – Мордовия – спускается с заоблачных 176% до приемлемых 77%. Да и наказания за нарушение установленных Кодексом пределов госдолга субъектов не предусмотрены. Впрочем, у Минфина, конечно, вполне достаточно рычагов, чтобы «призвать к порядку» особо выдающихся.

Но большого желания пользоваться ими нет. Например, финансовое ведомство ничего не смогло или не захотело противопоставить мощной программе заимствований Мордовии: за последние 3 года она нарастила свой долг более чем в 1,5 раза, в том числе и за счет бюджетных кредитов. Похоже, никто в стране особенно не озабочен ситуацией, включая саму Мордовию. А что ей беспокоиться? Несмотря на рекордный долг, расходы на его обслуживание в бюджете 2017 года занимают скромные 2,4% – практически на уровне среднерегиональных по России.

Беспокоится только международное рейтинговое агентство Fitch, которое в феврале 2016 года присвоило, а в августе подтвердило долгосрочный рейтинг Мордовии на уровне B+, прогноз стабильный. По его классификации это высокорискованный спекулятивный рейтинг: «на данный момент финансовые обязательства выполняются, однако способность продолжать платежи является уязвимой в случае ухудшения бизнес-среды или экономических условий». Для сравнения: рейтинг России, по версии Fitch, составляет BBB- (степень надежности ниже средней).

Fitch прокомментировало свое решение по Мордовии в августе так: «волатильные операционные показатели республики и высокий прямой риск, обусловленный значительными капитальными расходами, что сглаживается за счет получения долгосрочных кредитов из федерального бюджета под низкую процентную ставку». И пригрозило республике снижением рейтинга, если «прямой риск» (отношение долга к собственным доходам) превысит 140%. Как видим, превысило, и значительно. Пока Fitch никак не отреагировал на это.

Упоминавшаяся выше «проштрафившаяся» даже по нынешним мягким требованиям Бюджетного кодекса Республика Хакасия с высоким коммерческим долгом оценивается тем же Fitch более благосклонно: ее рейтинг выше, ВВ‑, прогноз стабильный. «Приемлемый операционный баланс Хакасии, который тем не менее остается недостаточным для покрытия возросших процентных платежей ввиду высокого прямого риска, накопленного в результате существенного дефицита бюджета», – пишут аналитики агентства.

А что Минфин? В недавно опубликованных «Основных направлениях долговой политики…» он признает нарушения у 8 регионов и то, что в 2017 году еще несколько регионов перейдут «черту». Но средний уровень долговой нагрузки субъектов оценивает как «приемлемый», так как он «не несет существенных рисков долгового кризиса».

«Красная зона»

Бюджетным кодексом РФ определены два критерия долговой устойчивости субъектов:

– долг к собственным доходам,

– расходы на обслуживание долга к общим расходам бюджета*.

По второму критерию у регионов все в порядке – из-за высокой доли межбюджетных кредитов в долге с почти нулевым процентом. Но вот по первому критерию есть очевидные проблемы.

Минфин считает имеющими «низкую долговую устойчивость» регионы, у которых отношение долга к собственным доходам свыше 85% (для высокодотационных субъектов – свыше 45%). В список попадают 24 региона по первому критерию (8 «за чертой» и 16 «у черты»). По второму критерию под него могут подойти 3–4 десятка регионов**, из которых не больше десятка имеют соотношение долга к своим доходам ниже 45%.

Таким образом, более трети российских регионов попадают в графу «низкая долговая устойчивость», а десятая часть – откровенно находятся за чертой долгового риска.

Сам список регионов «красной зоны» выглядит очень разнообразно: там и национальные республики, и среднерусские области. Во главе регионов стоят (стояли во время набора долга) как провластные «назначенцы», так и бывшие коммунисты или вполне либеральные губернаторы. Но вот кого там практически нет, так это ни регионов‑доноров (они достаточно зарабатывают, чтобы мало занимать), ни регионов‑дотационников (у них слишком малы собственные доходы, чтобы много занимать).

«Норма»

2 региона не имеют госдолга вообще – это «донорская» Сахалинская область, хорошо зарабатывающая последнее десятилетие на нефтяных проектах СРП, и «дотационник» г. Севастополь, который имеет больше поступлений из федерального бюджета, чем собственных доходов, и, видимо, не успел набрать за последние 3 года кредитов. А вот Республика Крым успела: ее долг составляет 5,4 млрд руб. (17,5% собственных доходов).

9 регионов страны имеют госдолг ниже 10% собственных доходов – в основном это богатые субъекты с высокими налоговыми доходами. Странно в этом списке выглядит Алтайский край с дотационностью 66%, он явно отстал от других регионов со своими заимствованиями. Но, согласно принятому им трехлетнему бюджету, край начинает активно занимать и уже в текущем году покинет эту группу (т. е. наберет долг).

Здесь же, в «норме», находятся почти все регионы-«доноры»**** – Москва, Санкт-Петербург, нефтегазовые ХМАО, ЯНАО, НАО, а также Татарстан и другие. Долг этих регионов имеет одну выраженную особенность – это в основном государственные ценные бумаги. Так, в ХМАО их доля составила 87% общего долга региона, в Москве – 78%, в Красноярском крае – 63%. Оставшаяся часть долга – межбюджетные кредиты, в банках эти регионы занимают мало (слишком дорого, облигации дешевле). Их кредитные рейтинги, как правило, находятся на уровне Российской Федерации или чуть ниже.

А вот регионы–лидеры по уровню дотационности вошли в «середнячки», выше минфиновской «нормы» (с долгом от 50% до 85% к собственным доходам). Это Ингушетия (поступления из федерального бюджета в 7,9 раза превышают собственные доходы), Чечня (5,4 раза), Тыва (4,3 раза) и др. При столь малых собственных доходах даже небольшой долг уже выводит эти регионы на высокий уровень.

Долговой «светофор»

Таким образом, в «зеленой» (внутри минфиновской «нормы») в «красной» (рискованной) зонах оказывается примерно по трети субъектов, а оставшаяся треть – в «желтой».

Средний уровень задолженности регионов не представляет опасности для страны. Даже долговые лидеры сегодня весьма далеки от возможности дефолта. Тем не менее Минфин принял меры к тому, чтобы сдержать дефициты региональных бюджетов, вызывающие их выход на рынок коммерческих займов. Пока для этого не понадобилось ничего особенного. Хватило «моральной» работы с должниками… и давления уровнем дотаций. В 2016 году рост регионального долга практически прекратился, а его структура для регионов улучшилась – увеличилась доля бюджетных кредитов с околонулевым процентом. Даже регионы–долговые лидеры с преддефолтными рейтингами (например, одна буковка «В» у Fitch) пока не сталкиваются с трудностями в осуществлении новых займов. И даже планируют выход на рынок государственных ценных бумаг. Сумма обслуживания долга регионов «красной» зоны некритична для федерального бюджета.

Но что может случиться, если цены на нефть вдруг пойдут вниз, а в федеральном бюджете начнет увеличиваться дефицит? Неустойчивость федеральной ситуации может немедленно перекинуться на региональный уровень. Кроме того, этот год станет последним для подсчета результатов исполнения майских (2012 года) указов президента, по которым основная доля финансирования возлагается именно на регионы. Чем они смогут отчитаться? Проблема региональных долгов пока еще невелика (хоть и растет), но, как говорят, не путь в гору раздражает, а камешек в ботинке…

* БК РФ устанавливает предельное значение этого показателя 15%. Минфин считает критическим рубеж доли расходов на обслуживание в общих собственных расходах св. 8%, но почти все российские регионы, насколько можно судить, пока вне зоны риска.
** Высокодотационными регионами считаются те, в которых безвозмездные поступления из федерального бюджета превышают 40% в объеме собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ в течение двух из трех последних лет. Точный собственный расчет весьма трудоемок, список высокодотационных регионов официально не публикуется.
*** См. «Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики» на сайте Минфина.
**** См. список регионов‑«доноров» в «Рейтинге российских регионов», «Профиль» № 47 от 19 декабря 2016 г.

  • проверить исполнение бюджета субъекта РФ;
  • исполнение бюджета может быть передано под контроль Министерства финансов РФ;
  • может прибегнуть к другим мерам, включенным в бюджетное законодательство РФ.

Задолженность субъекта РФ гасится в определенные временные сроки, предусмотренные условиями займа, и не могут быть больше 30 лет.

Бюджетным кодексом установлено, что исполнительные органы субъекта РФ обладают всеми полномочиями по формированию денежных поступлений в бюджет субъекта и с целью погашения своих задолженностей и средств на .

Государственный долг управляется исполнительным органом субъекта РФ. Это положение предусмотрено бюджетным кодексом РФ. Бюджетный кодекс не дает четкое определения понятию управление долговым обязательством.

Анализ государственного долга субъекта РФ

Если опираться на теорию, раскрывающую содержание этого понятия, то структура государственного долга субъекта РФ включает следующие действия:

1) Оценивается текущее состояние и прогноз на предстоящий период госдолга при учете определения показателей, согласно которых определяется сумма погашения и обслуживания долга.

2) Определяется объем, форма и условия заимствования денежных средств у государства субъектом РФ. Регистрация займов проводится в определенном порядке.

3) Установление объемов и условий предоставления госгарантии субъекта РФ в определенном порядке.

4) Установления финансового контроля над получением государственных займов, погашения и обслуживания госдолга.

5) Подготовка и осуществление действий по улучшению структуры госдолга, в том числе сюда включаются и , принадлежащие государству, реструктуризация госдолга, управление рисками государственного займа.

Бюджетный кодекс РФ построен с тем учетом, что РФ не отвечает за долговые обязательства субъектов РФ, если гарантия на указанные обязательства не была дана РФ. Субъекты РФ и муниципальные структуры не отвечают за свои долговые обязательства, если гарантия на них не была выдана ими. Погашение и обслуживание внутреннего займа, взятого у государства, проводится согласно федеральным законам субъекта РФ.

Погашение госдолга включает в себя следующие положения:

а) возврат денежной суммы взятой в долг у города;

б) возврат денежной суммы, взятой в долг по кредитам;

в) возврат основной задолженности по бюджетным ссудам и бюджетному кредитованию, полученным городом от финансовых источников других уровней.

Погашение и обслуживание госдолга

Обслуживание госдолга осуществляется за счет возмещаемых расходов бюджетных средств города, связанных и выполнением долговых обязательств. В текущие расходы входят:

а) выплата процентов в соответствии с договором по госзайму;

б) выплата налога за операции с представляющими ценность госбумагами;

в) остальные расходы, покрывающие организацию, сопровождение возникновение и выполнение обязательств по выплате долга.

Погашение и обслуживание госдолга осуществляется в соответствии с финансовыми органами.

Погашение госдолга учтено в источниках финансирования дефицитных средств бюджета при помощи сокращения количеств финансовых поступлений на погашение дефицита. Исключение составляет по госгарантиям, по которым осуществляемые гарантийные платежи приводят к возникновению равноценных требований со стороны города по отношению к задолжавшему, который не выполнил данное в гарантии обязательство.

Исполнение обязательств по госгарантиям, по которым выплаты приводят к возникновению равноценных требований со стороны города к задолжавшему выявлены в составе расхода бюджетных средств в качестве предоставления бюджетного кредитования. Все расходы, связанные с покрытием долга перед государством, выявлены в бюджете города в качестве расходов на обслуживание долга города.

Структура государственного долга субъекта РФ предполагает установления порядка и отражение в бюджетах поступления денежных средств от займов и других задолженностей. Они отражены в бюджете как источники покрытия бюджетного дефицита.

Все расходы на выплаты по долговым обязательствам, включая (разница между стоимостью размещения и стоимостью погашения по ценным госбумагам субъекта федерации) - отражено в бюджете в качестве расходов на обслуживание долга.

Государственного задолженность субъекта РФ предполагает процесс реструктуризации и прекращение долговых обязательств при обоюдном соглашении сторон. Реструктуризация осуществляется за счет частичного списания или сокращения задолженности.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Наибольший вклад в сокращение суммарного объема государственного долга регионов РФ, который, по данным Минфина, уменьшился с начала текущего года на 6% до 2,212 трлн рублей на 1 октября, внесли Свердловская область и Москва. Об этом сообщает агентство «РИА Рейтинг», составившее рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки по итогам девяти месяцев 2017 года.

Как указывают аналитики, в структуре государственного долга продолжает увеличиваться доля бюджетных кредитов : на 1 октября 2017 года она составила 50%. Доля коммерческих кредитов снизилась на 10 процентных пунктов до 24%. В девяти российских регионах на бюджетные кредиты приходится 100% государственного долга, и еще в четырех эта доля превышает 90%.

Коммерческие кредиты присутствуют в структуре долга 55 российских регионов, в то время как годом ранее таких регионов насчитывалось на 13 больше. В 14 регионах доля коммерческих кредитов в общей долговой структуре превышает 50%, в том числе в Ненецком автономном округе она составляет 100%. Но долговая нагрузка на бюджет НАО невысокая: на 1 октября отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета округа составило 16,5%, показав заметное снижение по сравнению с результатом на конец 2016 года. Из 14 регионов, где доля коммерческих кредитов выше 50% госдолга, в девяти долговая нагрузка на бюджет превышает 80%.

Удельный вес государственных ценных бумаг вырос до 21%. Наибольшая доля государственных ценных бумаг в общем объеме госдолга по-прежнему наблюдается в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (87%). Ямало-Ненецкий автономный округ нарастил долю государственных ценных бумаг до 82%. Доля государственных гарантий в структуре региональных долгов за девять месяцев 2017 года не изменилась и составляет 4%.

В России состоялось первое федеральное размещение региональных гособлигаций для физлиц

Ямало-Ненецкий автономный округ провел размещение дебютного выпуска государственных облигаций для населения. Эмитентом выступил департамент финансов ЯНАО, агентами по размещению - Газпромбанк и Запсибкомбанк.

Объем муниципального долга составил 353,9 млрд рублей, что на 2,8% ниже, чем на 1 января 2017 года. Суммарный объем госдолга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 октября составил 2,566 трлн рублей (минус 5,6% с начала года).

Российские регионы по-прежнему демонстрируют разнонаправленную динамику объемов государственного долга, при этом сократить долговое бремя удалось в 49 регионах, в том числе в 15 регионах госдолг за девять месяцев уменьшился более чем на 20%. Лидером стала Республика Крым, чей государственный долг снизился на 92,6%. Также существенно сократили свою задолженность Санкт-Петербург (на 42,6%), Пермский край (на 39,9%), Тверская область (на 33,5%) и Чувашская Республика (на 30,5%).

В шести российских регионах объем государственного долга за девять месяцев 2017 года не изменился, в 28 - вырос. Опережают всех по темпам наращивания объемов госдолга Калмыкия (плюс 25,4%) и Ингушетия (плюс 25,1%). Еще в трех регионах РФ объем государственного долга вырос более чем на 15%. В Севастополе и Сахалинской области государственный долг по-прежнему отсутствует.

Самый значительный госдолг остается у Краснодарского края (142,2 млрд рублей), но за девять месяцев текущего года он уменьшился на 5,2%. Следующая за ним тройка регионов с объемом госдолга, превышающим 90 млрд рублей, также не изменилась. В эту группу входят Московская область (90,4 млрд рублей), Красноярский край (92,8 млрд) и Татарстан (93,4 млрд), причем в первых двух регионах за текущий год объем госдолга немного сократился, а в Татарстане остался без изменений.

Продемонстрировавшие самое заметное снижение госдолга в абсолютном выражении Свердловская область и Москва уменьшили показатель на 16,6 млрд и 14,1 млрд рублей соответственно. Еще в девяти регионах госдолг сократился на 6-9 млрд. Эти 11 регионов-лидеров обеспечили 73% сокращения суммарного госдолга субъектов РФ.

Из 28 регионов, нарастивших государственный долг, самое заметное увеличение в абсолютном выражении отмечается в Костромской области (плюс 5,1 млрд рублей), Якутии (плюс 5,3 млрд) и Мордовии (плюс 6,5 млрд).

Общий уровень долговой нагрузки регионов продолжает снижаться. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 октября 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 12 месяцев (с 1 сентября 2016-го по 1 сентября 2017-го) составило 30%, что на 3,8 п. п. ниже, чем в начале 2017 года. Но диапазон значений в региональном разрезе по-прежнему весьма широк: от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 194,2% в Мордовии.

Помимо Мордовии, еще в семи регионах РФ объем государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета (включая заявившую сегодня о финансовой катастрофе Хакасию с показателем долговой нагрузки 144,5%. - Прим. Банки.ру). Помимо Мордовии и Хакасии в число регионов с долговым бременем, превышающим доходы, входят Костромская область, Кабардино-Балкария, Карелия, Смоленская, Псковская области, а также Еврейская автономная область.

Хакасия заявила о финансовой катастрофе​ в регионе

Верховный совет Хакасии обратился к премьер-министру России Дмитрию Медведеву и председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой выделить региону 28,2 млрд рублей, говорится в сообщении на сайте совета.

В 39 российских регионах государственный долг на 1 октября 2017 года находится в диапазоне от 50% до 100% объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 23 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов.

Низкий уровень долговой нагрузки (до 10%) сохраняется в десяти российских регионах. В эту группу вернулась Республика Крым, практически полностью погасившая свой госдолг, также в эту десятку входят Севастополь и Сахалинская область с нулевой долговой нагрузкой, Тюменская область, Санкт-Петербург, Москва, Алтайский край, Ленинградская область, Приморский край и Владимирская область.

На 1 октября долговую нагрузку снизили 57 российских регионов. Лидером по снижению стала Астраханская область (минус 38,7 п. п.), в топ-тройке также Тверская область (минус 22,7 п. п.) и Кемеровская область (минус 21,2 п. п.). Наиболее существенно в Кабардино-Балкарии (плюс 36,5 п. п.), Костромской области (плюс 20,4 п. п.) и Мордовии (плюс 18,2 п. п.).

По мнению экспертов агентства «РИА Рейтинг», тенденцию по сокращению государственного долга и долговой нагрузки, вероятно, не получится сохранить до конца года. Несмотря на то что региональные власти стали более консервативно подходить к вопросу наращивания заимствований, в ноябре - декабре многим приходится прибегать к этому способу пополнения региональной казны для исполнения различных социальных обязательств. Поэтому «РИА Рейтинг» по итогам 2017 года ожидает роста госдолга регионов в пределах 5%, а налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов - в пределах 10%. В таком случае долговая нагрузка составит 31-32% и по сравнению с результатом прошлого года существенно не изменится.



Похожие статьи