Формы и методы антиинфляционной политики кратко. §3. Формы и методы антиинфляционной политики. Список использованной литературы

Сущность и виды антиинфляционной политики

Антиинфляционную политику можно разделить на активную и адаптивную:

  1. Активная антиинфляционная политика концентрируется на ликвидации причин, которые вызывают инфляцию.
  2. Адаптивная политика концентрируется на приспособлении к инфляционным условиям, значению ее негативных последствий.

Принято выделять несколько видов антиинфляционной политики, которые включают: фискальную, кредитно-денежную политику, гипотезу естественного уровня, монетаризм, фискальную политику, которая ориентируется на предложении.

Определение 1

Фискальная политика представляет собой политику манипулирования бюджетом, она включает правительственные расходы и налогообложение. Этот тип политики проводится для того чтобы достигнуть выдвинутых целей роста производства и занятости или уменьшить инфляцию.

Активная фискальная политика

Активная фискальная политика направлена на стабилизацию экономики, опирается на расширяющийся и сокращающийся сектор государства.

Среди методов фискальной политики можно выделить:

  • изменение реального производственного объёма, который способен повысить доход от всех главных источников поступлений налога, в том числе подоходных налогов, отчислений по социальному страхованию, налогов на прибыль корпораций, налог с продаж и налог с оборота. Одновременно с этим рост реального производства способен сократить реальный расход правительства по трансфертным платежам. Это происходит в основном через увеличение реального производственного объёма, который естественно снижает уровень инфляции.
  • Метод изменения уровня цен, при котором их рост воздействует на обе части бюджета государства, включая расходную и доходную часть. Если уровень реального объема производства неизменен, то происходит рост цен на наращивание государственных доходов от налогов. Можно сказать, что рост уровня цен способен сократить номинальный объем дефицитного бюджета государства, в реальных переменных данное сокращение будет еще более существенным.
  • Изменение процентной ставки, рост которой способен увеличить реальный расход по погашению долга государства. Данное увеличение лишь частично может быть компенсировано через рост номинальных доходов органов государства в виде наращивания нормы процентной банковской учётной ставки. В целом рост номинальных процентных ставок наращивает, как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.
  • Автоматическая стабилизация, при которой производители наблюдают оживление, реальный рост объема производства, рост уровня цен и сокращение безработицы.

Данные явления способствуют пополнению бюджета государства в его реальном исчислении. При наступлении определенного экономического темпа роста реального производства его объем может быть замедлен и происходит рост безработицы. В этом случае темп инфляции снижается, даже при сокращении деловой активности недостаточно масштабной для вызова снижения уровня цен.

Так как встроенные механизмы налоговой и бюджетной системы в экономике компенсируют изменение общего объема и структуры плановых затрат инвестиций, данные составляющие бюджета такие, как подоходный налог и пособие по безработице называют автоматическими стабилизаторами. Автоматические стабилизаторы являются средствами для смягчения реакции экономической системы по изменению объемов потребления плановых инвестиций в частном секторе и сальдо экспортных и импортных операций.

Денежно-кредитная политика ограничения предложения денег с целью снижения расходов и сдерживания инфляционных давлений использует политику дорогих денег.

Смысл данной антиинфляционной политики состоит в снижении резервов коммерческого банка. Традиционный инструмент денежно-кредитной политики, который влияет на размер и структуру денежной массы, представлен операциями на открытых рынках ценных бумаг, дисконтных ставок, учетной процентной политики, нормами обязательного резерва, валютной политикой, таргетированием инфляции.

Методы антиинфляционной политики

Методы антиинфляционной политики при борьбе с процессами инфляции могут быть представлены индексацией, которая подразумевает, что налоги, зарплата, долги, процентные ставки становятся к инфляции нечувствительными, когда в ответ на изменение цен происходит корректировка номинального денежного платежа.

Если это делается через установку более высоких номинальных зарплат, цен и процентных ставок, то моментальные контракты продолжают действовать в сторону роста издержек даже после того момента, когда в определенных частях экономики инфляция замедляется.

При этом если заработная плата, размер процентной ставки или цены в договоре или контрактах имеют отношение к темпу инфляции, то движение синхронизируется с изменением общего уровня цен. По этой причине, если индексация распространяется повсеместно, то темп инфляции быстро реагирует по линии роста совокупного спроса, а также замедлится сама инфляция.

В этом случае инфляционные процессы в экономике, которые вызываются резким нарушением предложения, а не избыточным положением спроса, процесс индексации ухудшает, а не способствует улучшению положения в стране.

Замечание 1

Индексация обладает тенденцией сведения всех цен и ставок зарплаты к средней величине и затрудняет корректировку относительной цены.

Если рассматривать такой метод, как таргетирование инфляции, то он заключается в установке целевых показателей. Центральный банк обязан последовать одному цифровому показатели инфляции или его установленному диапазону.

Таргетирование концентрируется на укреплении доверия к этому финансовому рынку, поскольку отражает, что низкие уровни инфляции является главной целью политики регулирования финансовых рынков государства. При этом таргетирование инфляции не является эффективным в таких государствах, которые не обладают устойчивыми финансовыми рынками.

Главная цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия.

Основной формой стабилизации денежной системы будет антиинфляционная политика государства с помощью:

  1. денежной реформы;
  2. государственного регулирования инфляционного процесса.

Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

Осуществляется она различными методами (нули-фикация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.

Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем:

  1. дефляционной политики;
  2. политики доходов.

Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Кстати, эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.

Стоит сказать - политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Российская инфляция отличается ϲʙᴏеобразием, что обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, кᴏᴛᴏᴩые слабо реагируют на приводимую государством денежно-кредитную политику. Стоит сказать, для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:

  • оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
  • разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;
  • усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
  • изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
  • стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;
  • совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;
  • формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т. д.;
  • восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении ϲʙᴏбодных рыночных цен;
  • создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;
  • изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;
  • стимулирование экспертной продукции, в т.ч. вооружения, и проведение разумной протекционной политики.

Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.

Основой антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы.

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента.

Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат потенции падения производства и увеличения безработицы.

В качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу (базу), имеет возможность влиять на ее размеры.

Кейнсианцы обеспечение стабильного экономического роста видят в умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной стоимости. Кейнсианцы предполагают применение денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного "перегрева" экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.

В противоположность кейнсианской схеме представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности, путем борьбы с инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести:

оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы "А" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);

наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);

нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для сделок своп или для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

конверсию военного производства;

развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.

Существуют два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:

дефляционная политика, связанная с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а в конечном счете платежеспособного спроса;

политика доходов, применяемая при стагфляции (сочетание инфляции со спадом производства) и представляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства.

К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения и сдерживание инфляции, можно отнести:

ежегодное установление государством (на основе коллективных договоров предпринимателей с трудящимися с участием профсоюзов) верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов (кредитных, налоговых, валютных), что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики;

оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов - банков, страховых компаний, финансовых компаний и т.п.;

гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но и в то же время сдерживающее их инфляционную деятельность;

совершенствование денежного обращения с учетом того, что, судя по мировой практике, монетаризм в чистом виде потерпел фиаско, и его споры с кейнсианством завершились синтезом рыночного и государственного регулирования;

внешние факторы стабилизации национальной денежной единицы, в частности, стабилизацию торгового и платежного балансов, привлечение в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов;

борьбу компетентных органов с коррупцией, теневой экономикой и мафией, что в свою очередь предполагает разработку эффективной методики выявления нарушений законодательства.

Поэтому исходная база разработки антиинфляционной программы, включающей в себя оздоровление денежного обращения, - использование двух регуляторов: рыночного и государственного. Монетаристы основными инструментами стабилизации экономики считают ограничение денежной эмиссии, сбалансированный бюджет, проведение политики минимальной защиты национального рынка от внешней конкуренции.

Кейнсианцы главными инструментами экономической политики наряду с деньгами считают промышленную политику (налоги, субсидии), торговую политику (таможенные пошлины, квоты, лицензии), более высокие социальные расходы.

В то же время компромиссная программа, построенная на положениях монетаристов и кейнсианцев, могла бы включить в себя следующее:

по-новому строить бюджетную политику, т.е. вместо того чтобы сбалансировать бюджет в течение одного года, лучше стремиться выровнять его в течение более длительного периода, например 3-5 лет;

понижение процентных ставок, сохраняя при этом принципиально консервативную денежную политику и усиливая банковский контроль;

проведение благоприятствующей рынку промышленной политики, поскольку в нормальных рыночных условиях действует принцип "чем меньше государства в экономике, тем лучше";

выравнивание условий деятельности предприятий всех форм собственности;

проведение последовательной приватизации, преследующей улучшение эффективности хозяйственной деятельности и создание среднего класса;

проведение либеральной внешнеэкономической деятельности.

На стабилизацию денежного обращения и ограничение инфляции направлены также денежные реформы.

Денежные реформы включают в себя использование методов нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.

Нуллификация представляет собой процедуру аннулирования сильно обесцененной денежной единицы и введения новых денег. Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или повышение обменного курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Девальвация представляет собой снижение золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или уменьшение официального валютного курса прежде всего к доллару США. Деноминация означает укрупнение масштаба цен путем увеличения номинальной покупательной способности новой одноименной денежной единицы по сравнению со старой.

Мировой опыт показывает, что денежная реформа должна быть направлена на решение следующих основных целей :

привести в соответствие товарную и денежную массы и ввести новую национальную денежную единицу;

остановить сползание экономики к развитию инфляционных процессов и, соответственно, к обесценению введенной национальной денежной единицы;

ограничить на определенный период рост заработной платы, для чего может быть использовано "замораживание" ее и, соответственно, потребительских цен;

установить жесткие пределы эмиссии новых денежных знаков, а также осуществить строжайший контроль за движением наличной и безналичной денежной массы;

стабилизировать экономическим путем валютный курс введенной национальной денежной единицы при условии, что на первом этапе реформы ее обменный курс будет относительно жестким по отношению к сильным валютам.

Формы и методы антиинфляционной политики

Главная цель антиинфляционной политики - сделать инфляцию управляемойи ослабить ее негативные социально-экономические последствия.

Основной формой стабилизации денежной системы является антиинфляционная политика государства с помощью:

1) денежной реформы;

2) государственного регулирования инфляционного процесса.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

Осуществляется она различными методами (нули-фикация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.

Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем:

1) дефляционной политики;

2) политики доходов.

Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.

Политика доходовпредполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Российская инфляция отличается своеобразием, что обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, которые слабо реагируют на приводимую государством денежно-кредитную политику. Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:

Оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;

Разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;

Усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;

Изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;

Стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;

Совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;

Формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.;

Восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;

Создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;

Изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;

Стимулирование экспертной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.

Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ

Правительство РФ и Банк России установили точечную цель по инфляции на 2014-2015 годы в 4,5%, на 2016 год - в 4% с допустимыми отклонениями на 1,5 процентного пункта в обе стороны, говорится в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) на 2014-2016 годы, опубликованном в пятницу.

Пути совершенствования антиинфляционной политики РФ следующие:

Снижение ставок таможенных пошлин;

Изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);

Регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;

Ужесточение контроля над ценами;

Дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;

Создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом).;

В планах принятие закона «о торговле» (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);

Ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);

Для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. Тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.

Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;

Перераспределение большей части продовольственной продукции на внутренний рынок. Предлагается создание новой модели распределения продовольственной продукции:

а) насыщение внутреннего рынка;

б) создание резерва на предстоящий период;

в) продажа на внешние рынки.

Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики:

Дефляционная политика или регулирование спроса и политика доходов.

1. Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы и т.д. Суть дефляционной политики заключается в замедлении экономического роста и кризисных явлений.

2. Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и зарплатами, путем полного их замораживания или установления пределов их роста.

Варианты антиинфляционной политики выбираются в зависимости от приоритетов, если цель сдерживание экономического роста, то проводится дефляционная политика: если цель – стимулирование экономического роста то предпочтение отдается политике доходов: если необходимо обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно используется оба эти метода.

Трактовка инфляции, как состояния вызванного дисбалансом спроса и предложения, оставляет два варианта антиинфляционного регулирования: через ограничение спроса и через стимулирование предложения факторов производства (труда и капитала).

Все предыдущие факторы антиинфляционной политики были ориентированны на ограничение спроса, в этом смысле использование политики стимулирование предложения, для борьбы с инфляцией, является новым вариантом. В качестве антиинфляционных методов в этом варианте предлагается использовать методы бюджетного регулирования, преимущественно налоговые. Целью налоговой политики является уменьшение налогового бремени, которые через изменения относительных цен стимулирует инвестиции и сбережения, что способствует росту предложения. Налоговая политика может использоваться дифференцировано по отношению к различным источникам доходов и суммам доходов. Это создает возможность более узкого воздействия на инвестиционный процесс. Сокращение предельных ставок подоходного налога или налога с корпораций параллельно с расширением диапазона доходов, попадающих под налогообложения а также сокращения государственных расходов, позволяет сократить рост бюджетного дефицита.

Составной частью регулирования предложения является проведение политики доходов на базе налоговой политике, т.е. политике доходов, в которой решение о повышение цен и зарплаты принимается предпринимателями. В основе этих решений лежат налоговые стимулы и льготы, устанавливающиеся государством. Специфика этого варианта политики доходов состоит в минимальном внешнеэкономическом принуждении его соблюдения.

Основные направления налогового регулирования:

1. Изменение налоговых ставок

2. Установление налоговых льгот

3. Мероприятия косвенно влияющие на налоги

Меры, предлагаемые для борьбы с инфляции в рамках теории предложений не новы. Все методы борьбы с инфляцией используются в комплексе, а основу непроворечивости их сочетания создает ориентация на рынок, как ведущий элемент в механизме регулирования экономики.



Похожие статьи