Электронное декларирование. "Всё о налогах TUT": Что дает система электронного документооборота Электронное декларирование налогов в беларуси телефон техподдержка

Многие организации подают налоговые декларации в виде электронного документа, т.е. используют для этих целей систему электронного декларирования. Как в учете отразить расходы на подключение к этой системе? Рассмотрим на примере.

Подключение к электронному декларированию. Чтобы подключиться к системе электронного декларирования налогов, организация должна зарегистрироваться в качестве потребителя республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее — РУЦ ГосСУОК).

Функции оператора РУЦ ГосСУОК осуществляет республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг».

Для регистрации в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК плательщик может обратиться:

— непосредственно в РУЦ ГосСУОК (г. Минск, пр-т. Машерова, 25, каб. 200, тел. +37517 229 30 00 доб. 722),

РУЦ ГосСУОК оказывает услугу регистрации с выпуском сертификата открытого ключа. По истечении срока действия сертификата открытого ключа регистрацию надо продлить. В отдельных случаях организации может понадобиться перерегистрация (например, если изменился юридический адрес организации, забыли пароль и др.).

Отражаем расходы в бухгалтерском и налоговом учете. Факт оказания услуги регистрации (продления регистрации, перерегистрации) подтверждается актом об оказании услуги, который составляется и подписывается в день оказания услуги.

Расходы на электронное декларирование можно назвать организационными. Они относятся к расходам по текущей деятельности и связаны с управлением организацией в целом. Следовательно, их можно считать управленческими расходами. В зависимости от уставных видов деятельности созданной организации такие расходы отражаются на счете:

— учета общехозяйственных затрат (счет 26) — при промышленной и иной производственной деятельности;

— учета расходов на реализацию (счет 44) — при торговой и торгово-производственной деятельности <*> .

При определении финансовых результатов организационные расходы, учтенные в составе управленческих и отраженные на счетах 26 или 44, списываются в дебет счета 90 субсчет 90-5 «Управленческие расходы» <*> .

Также отметим, что расходы на электронное декларирование включаются в состав расходов в том отчетном периоде, в котором они фактически произведены (т.е. на дату акта об оказании услуги) <*> .

В налоговом учете расходы на электронное декларирование включаются в состав учитываемых затрат. Они признаются в том периоде, к которому относятся (по принципу начисления), т.е. в месяце их отражения на счете бухгалтерского учета <*> .

Предъявленные суммы «входного» НДС организация может принять к вычету в общем порядке <*> .

Пример. Организация в январе 2018 г. зарегистрировалась в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК. Согласно акту об оказании услуги стоимость этой регистрации с выпуском сертификата открытого ключа составила 65,40 руб. (в том числе НДС 10,90 руб.).

В бухучете понесенные расходы отражаются следующими записями:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислена оплата за регистрацию в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК с выпуском сертификата открытого ключа 60 51 65,40
Расходы на регистрацию в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК с выпуском сертификата открытого ключа отражены в составе управленческих расходов

(65,40 — 10,90)

26,44 60 54,50
Отражена предъявленная сумма НДС за регистрацию в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК с выпуском сертификата открытого ключа 18 60 10,90
«Входной» НДС принят к вычету 68-2 <1> 18 10,90
Списаны управленческие расходы 90-5 <2> 26,44 54,50

Специалист МНС:

Специалисты налоговых органов, требуя подключения к электронному декларированию, во всех случаях руководствуются налоговым законодательством.

Инна Александровна , аудитор:

Я считаю, что информационные технологии должны делать администрирование налогов не только проще и прозрачней, но и дешевле для налогоплательщиков. Причем не вообще, а конкретно для каждого.

Вот вам ситуация из практики. В связи с финансовыми трудностями организация с января 2018 г. финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет. Организация - плательщик НДС и применяет общую систему налогообложения. Срок действия электронного ключа истек в феврале 2018 г. На расчетном счете денег нет. В I квартале надо сдать только пустую декларацию по прибыли. На новый ключ потратились, а пользы от этого мало. Проще и дешевле сдать пустую декларацию раз в квартал на бумажном носителе.

Вадим Станиславович , аудитор:

Вот вам еще ситуация. Организация, назовем ее «А», являлась плательщиком НДС и отчетность сдавала в электронном виде. В марте она присоединилась к другому юридическому лицу («В»), которое работает на УСН и отчетность сдает на бумажных носителях . При присоединении к организации «В» в порядке правопреемства переходят права и обязанности «А», и «В» должна подать налоговую декларацию по НДС один раз. Налоговый инспектор однозначно ответила, что «В» должна подключиться к электронному декларированию.

По моему мнению, эта норма требует уточнения со стороны законодателя. Ведь на практике возникают случаи, когда плательщик по объективным причинам не имеет возможности представить декларацию в электронном формате. И применение в этом случае к плательщику мер административного взыскания мне кажется как минимум несправедливым.

Может быть, при разработке НК 2019 г. законодателю следует установить правило представления деклараций всеми плательщиками только в электронном формате, предусмотрев при этом отсутствие мер ответственности в случае представления плательщиком деклараций на бумажном носителе.

Начиная со второго квартала 2009 года стала меняться привычная система подачи .

До этого процесс, в общем виде, выглядел так: плательщик заполнял, чаще на компьютере, установленную форму налоговой декларации за отчетный период. Затем этот документ предоставлялся налоговому инспектору, который проверял его (при приеме, как правило, бегло), затем принимал, или возвращал для исправления ошибок. Иногда ошибки находились уже после передачи декларации инспектору. Тогда у плательщика раздавался телефонный звонок с предложением переделать документ. В налоговой инспекции информация из принятой на бумажном носителе декларации заносилась в компьютерную базу данных.

Система, со всеми ее недостатками, уже успела стать привычной.

Хотя очереди в последние дни подачи отчетов, необходимость в спешке проверять документы вызывали объяснимое раздражение у подающей и принимающей стороны.

Предполагалось, что переход на передачу электронного документа из компьютера в компьютер устранит имеющиеся противоречия, уменьшит количество ошибок, и сделает весь процесс значительно более быстрым и эффективным.

Предложения перейти на бесконтактный и безбумажный способ подачи деклараций стали раздаваться с середины 2009 года. Формально переход на электронное декларирование не являлся обязательным и не лишал права сдавать отчетность на бумаге. Однако настойчивость, с которой сотрудники ИМНС продвигали инициативу, скорее подогревало ожидание подвоха у рядовых плательщиков. Стоимость услуги также казалась завышенной, да и сама мысль, что нужно заплатить за возможность платить налоги вызывала внутреннее сопротивление. Конечно, сказывалось и нежелание менять привычки.

Однако процесс перехода на электронное декларирование набирал обороты и, в течение следующих лет, стал основным способом подачи отчетности в налоговые органы.

Вопросы электронного декларирования регулируют: Указ Президента Республики Беларусь от 26.03.2007г. №136 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.08.2008г. №1227 «О государственной целевой программе по разработке программно-технического комплекса по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде на 2008 - 2011 годы», статья 63 Налогового кодекса Республики Беларусь. Принимаются новые нормативные документы в этой области, так для организации численностью свыше 50 человек электронное декларирование стало обязательным. С 1 января 2014 года декларации по НДС подаются только в электронном виде - неприятный момент в том числе и для « » плативших за импортный товар фиксированную ставку в двойном размере. Можно предположить, что в перспективе, электронное декларирование станет всеобщим.

Как подключиться к электронному декларированию

На практике подключение к системе электронного декларирования выглядит так:

  • Плательщик регистрируется в удостоверяющем центре РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» в качестве абонента.
  • В регистрационном центре генерируется личный ключ электронно-цифровой подписи, пользуясь которым плательщик может подписывать электронные документы
  • Создается сертификат открытого ключа плательщика, используя который налоговые органы проверяют подлинность подписанных плательщиком электронных документов.

Регистрационные центры постоянно действуют в Минске и областных городах, в райцентры периодически выезжают специалисты для подключения абонентов. Как правило, все процедуры по подключению и обслуживанию проходят по предварительно согласованному графику.

Одним из достоинств электронного декларирования является возможность отправлять в налоговые органы любые документы, в том числе и при осуществлении административных процедур. Абонент может направлять электронные обращения в адрес налоговой инспекции, получать разъяснения о принятых решениях, направлять запросы о разъяснении законодательства и получать ответы, запрашивать выписки из своих лицевых счетов, получать справки о состоянии расчетов с бюджетом и др.

Подключившиеся к системе электронного декларирования, получают возможность отправлять отчеты в «Белгосстрах», а также в органы государственной статистики, организации электронного взаимодействия с Министерством юстиции Республики Беларусь.

В настоящий момент электронное декларирование становится привычным способом коммуникации с государственными органами.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Начиная с версии 4.1.3 изменен механизм обновления справочников: установку ПО справочники необходимо выполнить один раз, после этого справочники будут обновляться в автоматическом режиме, как и основное ПО АРМ «Плательщик» (см. инструкцию «Переход к автоматическом обновлению справочников »).

Начиная с версии 4.2.41 для решения проблемы контроля учётной записи в операционной системе Windows Vista и выше рекомендуется проводить первоначальную установку программы на диск D, а при его отсутствии - в каталог для размещения данных приложений (для Windows Vista и выше - C:\Users\%UserName%\AppData\Local, для Windows XP - C:\Program Files).

Начиная с версии 4.2.43 после первоначальной установки программы при первом запуске открывается форма "Доступное программное обеспечение" для установки справочников и новых типов деклараций (ранее это делалось в п.м. Помощь > Установить новое ПО).

В версии 4.2.65 добавлена возможность представления налоговых деклараций (расчетов) в деноминированных единицах (порядок их представления см. в постановлении МНС от 29.04.2016г. №16). Обращаем ваше внимание, что после 01.07.2016г. необходимо в обязательном порядке работать с версией АРМ "Плательщик" не ниже 4.2.65

В версии 4.2.77 реализована работа интерактивных подсказок при заполнении форм налоговых деклараций: по налогу на добавленную стоимость, по налогу при упрощенной системе налогообложения, по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально), по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Чтобы увидеть подсказки при заполнении форм налоговых деклараций плательщикам необходимо отредактировать "статус плательщика" ("предприниматель", "юридическое лицо", "физическое лицо") в пункте меню "параметры/данные о плательщике".

В версии 4.2.79 добавлена возможность создавать наряды на отпуск спиртосодержащей продукции (пункт меню «Наряды/Создать наряд»).
Для заполнения форм нарядов п осле обновления с версии 4.2.77 и ниже до версии 4.2.79 необходимо предварительно установить их. Для этого в пункте меню «Помощь/Установить новое ПО…» выбрать «сайт обновления МНС» в «Документах плательщика» выбрать «Наряды на отпуск спиртосодержащей продукции» и выполнить стандартную установку (порядок добавления новых документов плательщика описан в пункте « 2.6. Добавление документов плательщика (деклараций, отчётов и др.)» на странице 24 «Инструкции по установке и настройке программного обеспечения и компонентов «АРМ Плательщика».Многопользовательская версия», странице 19 «Инструкции по установке и настройке программного обеспечения и компонентов «АРМ Плательщика».Однопользовательская версия»).

1. Для плательщиков, которые впервые подключаются к электронному декларированию, необходимо:

  • настроить автоматическое обновление в соответствии с Инструкцией по настройке обновлений ,
  • выбрать необходимые декларации и справочники (далее выбранные декларации и справочники будут обновляться автоматически)

2. Для плательщиков, у которых установлен АРМ «Плательщик» версии 4.3.19 и ниже, необходимо:

  • настроить автоматическое обновление в соответствии с Инструкцией по настройке обновлений ,
  • выполнить обновление версии 4.3.19 (или более младшей версии) до 4.4.26 ,
  • выбрать необходимые декларации (далее выбранные декларации буду обновляться автоматически).

ВНИМАНИЕ!

1. При обновлении ПО АРМ Плательщика с версии ниже 4.1.3 до версии 4.4.26 обновление справочников не происходит. Поэтому после обновления до версии 4.4.26 необходимо выполнить установку ПО справочников «Помощь > Установить новое ПО …» .

2. Плательщикам, у которых установлен АРМ Плательщика версии 3.1.2, выполнить следующие действия:

  • заменить в установленном АРМе каталог EDECL на ранее сохраненный (например, из D:\ArxivED\ копируете EDECL в C:\Program Files\EDeclaration\),
  • войти в программу, настроить АРМ и обновить ПО в соответствии с Инструкций по настройке обновлений.

3. Плательщикам, у которых установлен АРМ Плательщика версии 4.0.1, выполнить следующие действия:

  • сохранить резервную копию каталога EDECL (например, из C:\Program Files\EDeclaration\копируете EDECL вD :\ArxivED \) для последующего переноса данных перед проведениемустановки новой версии,
  • установить АРМ Плательщика версии 4.4.26 ,
  • заменить в установленном АРМе каталог EDECL на ранее сохраненный (например, изD :\ArxivED \копируете EDECL вC:\Program Files\EDeclaration\),
  • войти в программу, настроить АРМи обновить ПО в соответствии с Инструкций по настройке обновлений.

4. Плательщикам, у которых установлен АРМ Плательщика версииниже, чем 3.1.2, необходимо предварительно провести обновление до версии 3.1.2 . Руководство по обновлению содержится в инструкции по обновлению . Затем выполнить действия в п.2.

Одним из самых частных вопросов, которые задают нам клиенты при открытии компаний, звучит так «Какие налоги платят предприятия в Беларуси? ». В этой статье мы постараемся дать Вам полное представление о налоговом бремени организаций и рассказать об основных нормах налогового законодательства.

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Местные налоги и сборы

Давайте рассмотрим что же в себя включают местные налоги в Республике Беларусь.

Налог за владение собаками

Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор

Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей

Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики. Смотрите ниже детальное описание каждого налога.

Налог на прибыль

При расчете валовой прибыли учитываются затраты по производству и реализации продукции, а также внереализационные расходы.

Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает следующие ставки налога на прибыль:

  • 24% – основная ставка налога;
  • 10% -для организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, для резидентов научно-технологических парков и некоторых других организаций;
  • 5% – для членов научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке;
  • 12% – применяется к выплачиваемым дивидендам.

НДС

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

Налоговые ставки:

  • 20% - общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% - ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на недвижимость

Ставка этого налога составляет 1% остаточной стоимости основных фондов.

С 2017 года введена льгота по данному налогу в отношении капитальных законсервированных строений, которые включены в Перечень неиспользуемых (неэффективно используемых).

Ранее они не освобождались от уплаты налога.

Для юридических лиц налогооблагаемая база рассчитывается ежегодно по остаточной стоимости по состоянию на 1 января отчетного года. Порядок уплаты налога на недвижимость - ежеквартально, не позже 22-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным.

Земельный налог

Платят этот налог все юрлица, владеющие участками на территории Беларуси, а иностранные и совместные предприятия платят его, как и белорусские компании - без льгот в этой области.

Ставка земельного налога (или арендной платы за землю) рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а за земли сельхозназначения - от балла кадастровой оценки.

Ставки земельного налога для юрлиц также зависят от площади и территориального расположения земельного участка, наличия повышающих коэффициентов и т.д.

Подоходный налог РБ

Сумма ежемесячных начислений зависит от деятельности, за которую гражданин получает доход.

Единая ставка физлиц – 13%. 16% начисляется нотариусам, адвокатам и предпринимателям.

Подоходный налог в РБ установлен для лиц, получающих доходы от арендной платы за недвижимость. Размер зависит от района проживания. Физлица, официально работающие в сфере высоких технологий, должны ежемесячно выплачивать 9% подоходного налога в РБ.

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Хранение или захоронение отходов производства.
  • Сброс сточных вод.

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

Налоговые ставки:

  • 15% - передача международным организациям.
  • 20% - выдача копий простых и переводных векселей.

Налоги для физических лиц

Трудящиеся граждане обязаны ежемесячно выплачивать НДФЛ. Физическим лицам начисляется подоходный налог в размере 13%, на недвижимость – 0,1% от цены помещения, земли, ТС. Граждане страны, согласно НК РБ, должны оплачивать местные сборы. Физические лица могут являться плательщиками НДС, акцизов, государственных пошлин.

Электронное декларирование

Электронное декларирование об уплате косвенных налогов и ввозе продукции с территории республик Евразийского Экономического Союза было введено в Беларуси в 2015 году 1 января.

Страны, входящие в ЕАЭС:

  • Армения.
  • Белорусская Республика.
  • Республика Казахстан.
  • Киргизия.
  • Российская Федерация.

Напомним, что косвенными считаются такие налоги, как:

  • Акцизы.
  • Налог на добавленную стоимость.
  • Фискальные монополии.
  • Таможенная пошлина.

Электронное декларирование позволяет не только осуществлять контроль за экспортом и импортом товаров, но и обмениваться информацией с другими странами ЕАЭС.

Другие налоги

Давайте рассмотрим какие существуют еще налоги в Республике Беларусь.

Налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начал действовать с апреля 2016 года.

С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Налог на продажу автомобиля

Налог на продажу автомобиля – это подоходный налог, который относится к республиканским налогам и сборам Республики Беларусь. Продажа первого автомобиля налогами не облагается, а вот продажа второй машины за год означает, что человек обязан заплатить сбор в казну РБ.

Исчисление налога: ставка – 13%.

Налог на задолженность

Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг.

Ставка подоходного налога равна 13% от долга.

Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.

Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.

Налог на тунеядство

Налогом на тунеядство в Беларуси называется специальный сбор, который обязаны оплачивать все граждане РБ, не имеющие работы на протяжении больше полугода. Данный налоговый взнос был введён с целью предупреждения социального иждивенства и снижения уровня безработицы в республике.

Налог не будет взиматься с:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте).

Заключение

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.



Похожие статьи